Картотека передового педагогического опыта в доу

Обновлено: 25.06.2024

Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Информационная карта

передового педагогического опыта (ППО)

Адрес опыта

Автор опыта

Ихсанова Гульнара Юсуповна

Стаж работы в должности

Юридический адрес ДОО

462631 город Гай улица Октябрьская, д. 50

Деятельность воспитателя по профилактике эмоционального неблагополучия у детей младшего дошкольного возраста

Сроки изучения и обобщения опыта

Нормативно-правовые основания для обобщения опыта

Конвенция ООН о правах ребенка

Концепция непрерывного образования.

Национальная Доктрина развития российского образования до 2021 года.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (Указ президента от 01.06.12 №761).

Федеральные государственные требования (утратили силу в связи с введением ФГОС)

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию МО РФ от 17.09.2003 г.

Программа Развития МБДОУ № 9 от 3.09.11г.

Основная Образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 9" от 30.08.2011 г.

Научно-теоретическая основа опыта

Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме показал, что проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста уделяется достаточно внимания в педагогике и психологии. Теоретические основы данной проблемы были заложены такими педагогами и психологами как Г.Я. Трошин, 1915, Л.С. Выготский, 1934, С.Л. Рубинштейн,1936, П.М. Якобсон, 1956, Л. И.Божович 1968 г., А.Н. Леонтьев, 1971; Д.Б. Эльконин, 1978, А.В. Запорожец, 1986 г.

Необходимо отметить также труды И. Изарда (1971, 1972 г.), Г.М.Бреслава (1983, 1984,1996 г.)

Эмоциональное развитие дошкольников исследовали А.В.Запорожец, 1985 г., Кряжева Н. Л. 1996 г., Захаров А.И.1997 г., Абрамян Л. А.1984г, Кошелева А.Д. 1985 г., Широкова Г. А. 2005 г.,

Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. 2006 г.

Описание незрелости эмоциональной сферы детей с ОВЗ находят свое отражение в публикациях Е. Е. Дмитриевой 1989 г., Е. Н. Васильевой 1994г., Г. Н. Ефремовой 1997г., М. С. Певзнер и Т. А. Власовой 2001 г.

Творческие находки автора

Комплекс эмоционально-стимулирующей гимнастики. Содержит элементы психологических и здоровьесберегающих технологий: элементы самомассажа и логоритмики, упражнения на дыхание и релаксационные упражнения, пальчиковую гимнастику, музыкальную зарядку.

Разработка перспективных планов работы с родителями и детьми с использованием современных технологий, адаптированных к работе с детьми с ОВЗ: здровьесберегающие, обеспечения социально – эмоцонального благополучия, дифференцированного обучения, ИКТ, игровые.

Проверка результативности и эффективности опыта

Разработанная система доказала свою необходимость и эффективность применения на практике.

По степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода в группе выявлено 80% детей с лёгкой степенью (10-15 дней), 20% со средней степенью (месяц). С тяжёлой степенью не выявлено.

Результаты диагностики социальных эмоций ( автор Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина) у детей данной группы показали эффективность формирования коммуникативных навыков и развития социальных эмоций. Из 12 детей выявлено: 5 детей - выше среднего уровня (повышение с 25% до 40%), 6 детей - средний уровень (с 17 % до 50 %), 1 ребенок - ниже среднего уровня (понижение с 50 % до.10 %).с низким уровнем не выявлено ( в начале исследования 8%).Уровень тревожности детей снизился с 39% до 20% ("Оценка психоэмоционального состояния и состояния тревожности ребёнка", автор Л.В.Макшанцева).

В работе с родителями использовалась анкета для выявления объекта и причин эмоционального неблагополучия ребенка (автор Т. А, Данилина, модификация анкеты Е. Г. Юдиной, Г. Б. Степановой, Е. Н. Денисовой). Большинство родителей отметили, что у детей улучшился сон; дети стали менее избирательны в еде, улучшился их аппетит (70 %). Дети с радостью идут в детский сад (80 %), радуются встрече со сверстниками, выражают свое сочувствие близким (70 %), доброжелательны в отношениях со сверстниками (80 %). 20 % родителей замечают некоторые проявления страха, агрессии. Большинство родителей ответили, что благополучие семейных отношений - это эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду (80 %).

Для диагностики детско-родительских отношений была использована анкета на выявление родительской позиции и характера взаимодействия с ребёнком (автор Л.В.Чернецкая), которая показала снижение уровня трудностей, испытываемых родителями в воспитании ребёнка (с 42 % до 25%).

Теоретическая интерпретация опыта

Анализ основных этапов формирования личности ребёнка позволяет выделить целый ряд специфических, качественных особенностей формирования личности, являющихся необходимыми для всего последующего хода онтогенеза. Включение ребёнка во всё новые формы жизнедеятельности, приводит к трансформации этих особенностей и изменению их места в структуре личности.

Сущность представленного педагогического опыта заключается в системности применения форм, методов и приёмов работы по профилактике эмоционального неблагополучия у детей младшего дошкольного возраста. Это позволило обеспечить комфортные условия для развития личности ребёнка, его позитивной социализации и индивидуализации, его эмоциональное благополучие.

Динамика достижений. Нам удалось проследить позитивную динамику в сокращении сроков адаптации младших дошкольников, понижении уровня тревожности на 19 %, повышении уровня формирования коммуникативных навыков и развития социальных эмоций на на 15 %, повышение психолого – педагогической компетентности родителей на 17 %

Трудоемкость осуществления педагогического опыта заключается в выявлении проблемы, подборе диагностического инструментария, недостаточности наглядного методического материала, в подборе дидактического материала и пособий для работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию социальных эмоций и формированию коммуникативных навыков, в разработке игр, упражнений, картотек, конспектов НОД для работы с детьми, организации различных форм работы с родителями, в поиске индивидуальных подходов, учете интересов и познавательных способностей детей в реализации поставленных задач.

Данный опыт может быть использован при наличии следующих условий:

-педагог должен быть теоретически заинтересован, обладать знаниями по возрастной психологии и развитию эмоций младших дошкольников, владеть современными технологиями образования;

-наличие специально созданной предметно-развивающей среды, предусматривающей наличие различных зон для самостоятельной и организованной деятельности с детьми;

-условие принятия и реализации данной системы работы всеми участниками педагогического процесса.

Основное содержание ППО

Разработанная система работы воспитателя по профилактике эмоционального неблагополучия у детей младшего дошкольного возраста включает в себя три основных направления: работа с детьми, организация предметно-развивающей среды и работа с родителями.

В работе с детьми используются современные технологии: дифференцированного (индивидуализированного) обучения, игровые, обеспечения социально - эмоцинального благополучия детей, ИКТ, здоровьесберегающие технологии. Развитие личности, мотивации и способностей детей осуществляется через различные виды деятельности: непосредственно организованная деятельность, самостоятельная деятельность детей (игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная, познавательно - исследовательская).

При проведении работы по профилактике эмоционального неблагополучия у детей младшего возраста мы руководствовались следующими основными принципами:

Разработанная система доказала свою необходимость и эффективность применения на практике.

(сборник пока не опубликован)

Решение об обобщенном опыте

протокол педсовета ДОУ № 4 от 16.02 2012 г.

Последователи

Представленный опыт активно применяется педагогами ДОУ и города. Наличие публикаций в научно-методических сборниках и на Интернет-сайтах предполагает его использование коллегами из других регионов

Экспертное заключение

Система работы по профилактике эмоционального неблагополучия детей способствует социализации детей, помогает корректировать познавательные процессы, способствует улучшению соматического здоровья воспитанников. Педагогам ДОУ будут полезны новации, предложенные автором: эмоционально - стимулирующая гимнастика, цикл интегрированных развивающих занятий, перспективные планы работы с семьёй и детьми.

Наличие обобщенного материала

Теоретическая часть исследования (анализ психолого-педагогической литературы), практическая часть (описание работы с детьми и родителями, картотека эмоциональных игр, материально-техническое обеспечение), ИКТ материалы (презентации, фотоматериалы)

Распространение и внедрение опыта (диссеминация)

Устная (выступление на педагогических совещаниях на уровне ДОУ и муниципальном уровне), печатная (наличие публикаций в сборниках и в интернете), наглядная пропаганда (для педагогов и родителей) и непосредственный показ своей работы педагогом (на уровне ДОУ и муниципальном уровне)

Поощрения педагога

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы дошкольной образовательной организации. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.

I этап - выявление опыта.

На начальном этапе определяются объекты изучения, методы, с помощью которых изучается опыт.

Методы выявления:

- анализ результатов мониторинга качества образования дошкольников;

- просмотр организованной образовательной деятельности в образовательном учреждении;

-оперативный и тематический контроль;

- конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары и др.

- анализ анкет педагогов.

В период работы над опытом используются следующие виды контроля и руководства.

  1. Просмотр и анализ календарных планов и дневниковых записей воспитателя (1 раз в месяц)
  2. Проведение консультаций по накоплению материала.
  3. Просмотр работы воспитателя с целью изучения приёмов обучения или воспитания детей и просмотр практических материалов (1 раз в месяц)
  4. Коллективный просмотр с обсуждением (2-3 раза)
  5. Опрос детей, беседа, проведение контрольной образовательной деятельности с детьми.
  6. Отчёт воспитателя в ходе работы
  7. Консультация о том, как описать собранный материал; оказание помощи в изложении материала.
II этап - изучение опыта

Разработав перспективный план на весь год и реализовав его, педагог сможет в конце года проанализировать и описать свой опыт. Роль старшего воспитателя – помочь ему в подборе иллюстративного материала, сделать фотографии или видеозаписи и, конечно, помочь в обобщении и распространении опыта.

Методы изучения:

  • Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга качества образовательного процесса;
  • Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого опыта для коллег, родителей (возможно, но необязательно).
  • Анализ: выделение в конкретном опыте общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.
  • Наблюдение: сбор информации при наблюдении
  • Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что проводится сравнение каждого с каждым из данного ряда.
  • Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.
  • Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др.
III этап - обобщение передового опыта.

Данный этап предполагает определение главных идей опыта, вычленение составных элементов опыта, установление связи между ними. Выявленный и изученный опыт следует обобщить, т.е. раскрыть способы и приёмы, с помощью которых в обычных условиях достигнуты высокие результаты воспитания и обучения детей или управления педагогическим процессом. Анализ и обобщение - трудный момент в работе по изучению передового педагогического опыта.

Формы обобщения:

  1. Практический,формы обобщения:открытый просмотр, семинар-практикум, творческий отчет, выставка
  2. Методический, формы обобщения:педагогические чтения, мастер-классы, видео, другое.
  3. Научный, формы обобщения:публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, другое.

Формы представления опыта:

Выступление на педагогическом совете

Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла ООД по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;

IV этап - распространение и внедрение передового педагогического опыта
Это самая ответственная часть данной деятельности, так как предполагает создание условий и возможностей для внедрения в дошкольную практику видов передового опыта.

Работа по внедрению передового педагогического опыта ведётся по следующим направлениям:

-тщательное изучение, выделение главного в выбранном опыте (условия, приёмы, ход, результаты работы);

-составление перспективного плана внедрения

-проведение коллективного просмотра

-составление отчёта о внедрении и заслушивание на педсовете.

С целью оказания помощи педагогам в ДОУ проводятся следующие мероприятия:

-проведение семинара после изучения опыта;

-просмотр деятельности педагога-носителя передового опыта,

-изучение новинок литературы по данному вопросу;

-организация выставки в методическом кабинете с аннотациями и рекомендациями к их использованию,

Автор: Гафурова Аминат Шамиловна, воспитатель, соавторы: Змановская Роза Джумаевна, учитель -логопед Джилбаева Айна Галимовна, учитель - логопед МБДОУ "ДС"Золотой ключик" ЯНАО пуровский район г. Тарко -Сале

Автор: Антипина Наталья Викторовна, воспитатель МАДОУ центр развития ребёнка - детский сад № 146 города Тюмени

Автор: Привалова Светлана Константиновна, воспитатель филиала Червишевского детского сада "Сибирячок" в селе Онохино "Солнышко"

Автор: Леонтьева Оксана Геннадьевна, старший воспитатель МАОУ Переваловская средняя общеобразовательная школа

Авторы: Болковенко Ольга Антоновна,учитель- логопед, Абдуллаева Эльнара Талятовна, учитель-логопед МАДОУ "Синеглазка" город Ноябрьск, ЯНАО

Авторы:Артемьева Светлана Ивановна, Иванова Екатерина Ильинична, воспитатели МБДОУ "ДС "Золотой ключик" г.Тарко-Сале Пуровского района

Авторы: Гайфуллина Светлана Михайловна, старший воспитатель, Шепиева Наида Алевдиновна, воспитатель МАДОУ "ДС "Ручеёк" ЯНАО, город Новый Уренгой

Автор: Новикова Надежда Викторовна, воспитатель МАОУ Переваловская СОШ структурное подразделение “Золотая рыбка”

Авторы: Сафарова Бопожан Кусаимовна, Сафронова Наталья Валерьевна воспитатели МАДОУ д/с № 186 города Тюмени

Автор: Иванова Екатерина Ильинична, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Золотой ключик", г. Тарко-Сале



Общественный совет при Департаменте образования и науки Тюменской области просит Вас оценить условия пребывания детей в детских садах региона

Читайте также: