Карта инновационной деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Информационная карта

инновационной деятельности воспитателей

Сташ Розы Алиевны

Берзеговой Марзият Асланчериевны

Ф.И.О. автора нововведения

Сташ Роза Алиевна,

Берзегова Марзият Асланчериевна

Учреждение, в котором работает автор

Стаж работы в должности

Группы и количество обучающихся, участвующих в реализации нововведения

Подготовительная группа, 24 детей

Цель инновации (нововведения)

Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Комплекс задач, обеспечивающих достижение цели инновации (нововведения)

  • Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.
  • Создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге.
  • Применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах, во дворах, дома, в природе.

Сроки реализации инновации (нововведения)

2015-2016 учебный год

Направления инновационной работы (нововведения)

Познавательно-речевое развитие обучающихся

Характеристика инновации (нововведения) в аспекте обновления

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Воспитание безопасного поведения – непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного, школьного и т.д. образования.

Использование новых технологий (методик)

Игровые тренинги , дидактические игры, экскурсии.

Обеспечение инновационной деятельности

Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности (имеющееся и планируемое)

  • Н.Авдеева, О.Князева, Р. Стеркина. Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников. 2011г.
  • Н.С. Голицына. ОБЖ для дошкольников, М.Скрипторий, 2010
  • В.А Шипунова. ОБЖ. Безопасное общение, М.Скрипторий ,2013.
  • В.А Шипунова. Пожарная безопасность, 2013.
  • Н.Б. Никифорова. Правила и безопасность дорожного движения : Комплект сюжетных картинок. М.: Скрипторий 2010.

Психолого-педагогическое обеспечение образовательной деятельности

Учет возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся

Теоретическая интерпретация опыта

Противоречия между необходимостью реализации поставленных целей и задач по познавательному развитию в соответствии с ФГОС (беседа, наблюдения, продуктивная деятельность, экскурсии ,развлечения.)

Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности: воспитательная и предметная среда.

Пополнение предметно-развивающей среды: уголки безопасности, информационные уголки для родителей, иллюстративные стенды для детей и взрослых, макеты, дидактические игры, художественная литература.

Результаты инновационной деятельности (нововведения) с указанием сроков достижения

Дети научились самостоятельно делать выводы, анализировать ситуации. Отмечено повышение уровня знаний о пожарной безопасности, а также совершенствование учебно-исследовательской деятельности, дети научились применять свои приобретенные знания и умения в различных жизненных ситуациях. Всевозможные брейн-ринги, КВН, праздники-развлечения повысили знания и умения дошкольников по ОБЖ, сформировали четкое представление об окружающих их опасностях, умению правильно их остерегаться, предупреждать возникновение травм, ожогов, отравлений, научили детей рассудительности, логическому решению тех или иных задач.

Формы представления инновационного педагогического опыта

Способы диагностики результатов инновационной практики

Где можно познакомиться результатами инновации (нововведения)

Краткое содержание инновационного опыта педагога

Предполагаемый масштаб и формы распространения опыта

На уровне ДОУ - обмен опытом на семинаре;

на муниципальном уровне – в рамках участия в работе методических объединений;

на уровне республики - мастер класс для слушателей курсов повышения квалификации

Инновационный проект, практико-ориентированный, рассчитан на детей дошкольного возраста.

Период реализации опыта 5 лет.

Актуальность педагогического опыта

В настоящее время воспитатель должен идти в ногу со временем, стать для детей проводником в мир новых технологий. Кроме того в соответствии с требованиями ФГОС одним из условий педагогической деятельности является владение информационно – коммуникативными технологиями и умениями применять их на практике, в воспитательно-образовательном процессе. Внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Цель, преследуемая автором

Ожидаемые результаты проекта

  • Повышение эффективности процесса обучения.
  • Активизация познавательной деятельности детей.
  • Повышение уровня профессионального мастерства.
  • Реализация личностно - профессионального роста педагога.

Ожидаемая практическая значимость проекта

  • Использование современных информационно -коммуникационных технологий в образовательной деятельности.
  • Формирование банка компьютерных дидактических и методических материалов.

Содержательная форма представления педагогического опыта

В основе опыта лежит разработанная система работы по внедрению ИКТ технологий в работу с детьми:

- Изучение учебно-методической литературы

- Оснащение необходимым оборудованием рабочего места педагога (оборудование АРМ педагога)

- Подготовка методических разработок по данной тематике (конспекты интерактивных развивающих игр , занятий с использованием презентаций, планирование занятий с использованием презентаций с учётом тематического планирования)

- Осуществление внедрения информационно- коммуникативных технологий в образовательную деятельность

- Организация работы с использованием икт в разных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных

- Подбор презентаций, в соответствии с тематическим планированием ДОУ из сети Интернет

- Собрана картотека презентаций по тематическому планированию

- Создание и размещение на личном сайте методических рекомендаций для родителей и педагогов

- Распространение накопленного опыта на РМО, для педагогов ДОУ

- Проведён мониторинг оценки уровня развития детей

Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев.

Инновационная направленность (новизна) опыта состоит в активном использовании современных информационных компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения.

Целенаправленная, систематическая работа с детьми, в интересной, занимательной форме и и спользование новых, увлекательных для нового поколения технологий, повышают познавательный интерес детей.

Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.

Информационно-компьютерные технологии – это личностно-ориентированные педагогические технологии. Следовательно, способствуют реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

Цель ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Использование ИКТ позволяет:

  • Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности детей дошкольного возраста игре.
  • В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал;
  • Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
  • Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков;
  • Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей;
  • Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее.
  • Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по- настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

ИКТ могут использоваться на различных этапах совместной организованной деятельности:

  • В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая
  • Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.);
  • Как информационно-обучающее пособие;
  • Для контроля усвоения материала детьми.

Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Использование презентаций облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов (так как сочетает в себе динамику, звук и изображение-это те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка). Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. В систему дошкольного воспитания и обучения необходимо продолжать внедрять информационные технологии. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

Работа по распространению собственного опыта,

Воспроизводимость педагогического опыта. Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы).

Это даёт возможность педагогам ДОУ использовать данные разработки в работе с детьми дошкольного возраста, при наличии необходимого оборудования.

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов.

Анализ результатов исследования показал, что предложенный опыт работы по развитию познавательных интересов через использование ИКТ дает серьезные результаты: прослеживается положительная динамика (с 38% до 88%); развитие познавательного интереса у дошкольников происходило в процессе систематического решения задач проблемного характера. Практика показала, что при условии систематического использования в воспитательно-образовательном процессе информационно - коммуникативных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Итак, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний
  • помогает преодолеть трудности
  • вносит радость в жизнь ребенка
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания воспитателя и детей и их сотрудничества в образовательном процессе.

Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах).

Выступление на РМО по обобщению опыта работы

Разработаны проекты с использованием информационно – коммуникативных технологий.

Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях.

Публикация на страницах личного сайта: Рекомендации для педагогов и родителей:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ национальной культуры, духовным ценностям народов вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей, музейное воспитание.

Информационная карта инновационной деятельности педагога МБДОУ № 9

Параметры информации

Содержание информации

Общие сведения

Ф.И.О. автора нововведения

Симбулетова Сариет Аминовна

Учреждение, в котором работает автор

Стаж работы в должности

Группы и количество обучающихся, участвующих в реализации нововведения

Тема инновации (нововведения)

Национально-региональный компонент в воспитательно-образовательной работе с детьми 4-7лет

Цель инновации (нововведения)

Дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ национальной культуры, духовным ценностям народов вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей, музейное воспитание.

Комплекс задач, обеспечивающих достижение цели инновации (нововведения)

формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры народа;

развитие у детей интереса к национальной культуре;

формирование художественных и творческих способностей на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой, через мини-музеи, праздники и.т.д

развитие у детей творческой познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, умение делиться с окружающими людьми приобретенным опытом;

Сроки реализации инновации (нововведения)

2 года -долгосрочный (01.10.2016 г. по 01.10.2018 г.)

Направление инновационной работы (нововведения)

Региональный компонент реализуется через все направления основной образовательной деятельности в детском саду. Содержание направления осуществляется в ходе ознакомления детей на специально организованных НОД, через национальные праздники и в повседневной деятельности. Знакомство с историей достопримечательностями и традициями родного края, бытом народа, его фольклором, играми, природой, животным и растительным миром. У детей формировать представления о символике, о творчестве поэтов, писателей и художников. Таким образом, внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе способствует, повышению качества образования в дошкольном учреждении. Я надеюсь, что моя задача воспитать личность социально направленную, устойчивую, гармонично развитую, осознающую свои корни, историю и культуру, будет реализована. Такое воспитание, на мой взгляд, не даст ребенку впоследствии прийти к душевной пустоте, ведь воспоминания детства остаются самыми яркими и живыми.

Приобщение детей к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Адыгея; увеличение подбора иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, альбомов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентации);

создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности -привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

использование мультимедийных презентаций (позволит обеспечить наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста);

использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, поможет повысить непроизвольное внимание детей, развить произвольное;

непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий позволит побудить детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры;

создание банка теоретических и практических материалов опыта работы педагогов и знаний детей с учетом регионального компонента;

ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Адыгея, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками РА и РФ, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством;

обеспечение взаимодействия с социальными институтами города (тесное взаимодействие с Национальным музеем РА - выставки, беседы, встречи с интересными людьми);

создать условия для развития инновационного потенциала педагогов с учетом регионального компонента;

содействовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов.

Характеристика инновации (нововведения) в аспекте обновления

Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в содержании работы нашего детского сада в том, что в этот процесс включены и дети, и педагоги, и родители. С учетом физиологических особенностей детей отобран наиболее актуальный для каждого возраста материал. Это отражается при отборе дополнительного содержания образования в области познавательно-речевого развития (природа родного края, его история и пр.); художественно-эстетического развития (национальная народная культура и пр.); в выборе и чтении художественных произведений авторов Адыгеи, физическое развитие - национальные игры и забавы. Изучение национально- регионального компонента в ознакомлении детей с историей Адыгеи включает:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах Республики;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, к их культурным ценностям;

- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах русской и адыгской культуры, народных традициях и обычаях;

- ознакомление детей с особенностям жизни и быта народов, населяющих Республику Адыгея, праздниками, событиями общественной жизни республики, символами РА и РФ (герб, флаг, гимн),

памятники архитектуры, декоративно-прикладным искусством. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в ООД, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Использование новых технологий (методик)

Проектный метод, ИКТ - технологии, здоровьесберегающие технологии, игровой метод, модульный метод, исследовательский и т.д.

Обеспечение инновационной деятельности нововведения

Программно-методическое обеспечение деятельности (имеющееся и планируемое)

Литература: 1. 1 .И.В. Бочкарева, Л. Д. Щербашина. Моя Адыгея. Краеведческое пособие. -Майкоп, 1992. 2. М.З. Джигунова. Государственные символы Российской Федерации и Республики Адыгея. Учебное пособие. - Майкоп, 2006. 3. М.З. Джигунова. Буклет. Государственные символы Республики Адыгея. Гимн, герб, флаг. - Майкоп, 2006. 4. История Адыгеи /Э.А.Шеуджен/ 5. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92 6. Борцовская., Н.В. Реан ААПедагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000 7. Буре Р.С, Островская Л.Ф. Воспитатель - дети., М., 1985 8. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991 9. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60- 68. 10. Жариков АД. Растите детей патриотами. М., 1980 11. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С. А Родной край, М., 1990 12. Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. 2004.alledu/document/380/839

13. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 -112 с. 14. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007 15. Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М. В. portal-slovo 16. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. portal-slovo

17. Павлова Л.О. Взаимодействии семейного и общественного воспитания детей //Дошкольное воспитание. 2002. N8. 18. Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. г.Майкоп, 2004 19. Ресурсы интернета.

Психолого-педагогическое обеспечение образовательной деятельности

Теоретическая интерпретация опыта

Источник изменений (Что?)

В условиях возрождения народных традиций возникает потребность в теоретической и методической разработке национально-регионального компонента в условиях дошкольного учреждения и семьи через возрождение традиций, менталитет народа, среди которого живет и развивается ребенок. Разработать систему мероприятий по внедрению инновационных процессов в ДОУ с учётом квалификационного уровня и интересов педагогов работы по региональному компоненту, стремление к инновационной деятельности в воспитательно-образовательном процессе, а это и позволяет достичь новых образовательных результатов, которые нашли свое отражение в ФГОС.

Разработать систему НОД и мероприятий в средней, старше и подготовительной группах на двух языках.

Идея изменений (Как?)

Создать в ДОУ все условия для организации инновационной деятельности с учетом регионального компонента, а именно:

системность в методической работе с педагогами по повышению их профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности (профессиональной компетентности);

наличие у педагогов личного плана работы с детьми по региональному компоненту, который мобилизует его потенциальные способности (этот план может быть соотнесен с проблемой самообразовательной деятельности, завязан с исследовательской и экспериментальной работой каждого педагога);

постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога, что ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела;

создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного пространства с учетом регионального компонента, где каждый ощущает свою значимость;

установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряженность и страх быть не понятыми; приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему;

проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности с учетом регионального компонента, где каждый высказывает собственную точку зрения;

разработка программы по обучению детей адыгскому языку в ДОУ;

Организация образовательного процесса предусматривает:

- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры );

- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);

- экскурсии; - исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);

- прогулки в природу в разные сезоны;

- развлечения; - проектирование решения проблемы;

- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);

- посещение гостей; - чтение, прослушивание сказки на двух языках;

- трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд). Использование педагогом разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение,

поисковую и продуктивную деятельность детей; на создании условий для реализации универсальных возможностей детей в овладении креативным потенциалом, на культивировании в ребенке субъекта учения; на конструировании дискуссионной формы организации совместной деятельности взрослых и детей.

Результаты инновационной деятельности (нововведения)

Качество образовательного процесса в ДОУ будет определяться следующими критериями:

• уровнем сбережения здоровья воспитанников и педагогических работников; • субъективной удовлетворенностью всех участников образовательного процесса его результативностью и условиями;

• соответствие образовательного процесса государственным стандартам, условий его организации и ведения;

• технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития воспитанников и на уровне продвижения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией. );

• соответствием содержанием образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг И Т.Д..

Формы представления инновационного педагогического опыта

Способы диагностики результатов инновационной практики

Диагностика - беседа с детьми по вопросам темы. Анкетирование родителей по теме.

Где можно познакомиться с результатами инновации (нововведения)

В методическом кабинете: проектная папка, презентация, конспекты НОД программа краеведческого кружа, сценарии развлечений, фотографии; мини-музей сайт ДОУ.

Краткое содержание инновационного опыта педагога

Предполагаемый масштаб и формы распространения инноваций

Уровень ДОУ: педсоветы, открытое занятие, мастер-класс, семинары-практикумы.

Муниципальный уровень: участие в ГМО, мастер-класс, семинар, презентация проекта.

Республиканский - участие в конкурсах, конференциях, мастер-класс, семинар.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель педагогического опыта-повысить мотивацию детей с ОНР к изобразительной деятельности посредством нетрадиционных техник.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Параметры информации

Содержание информации

Ф.И.О. автора нововведения

Прокопович Галина Саидовна

Учреждение, в котором работает автор

Стаж работы в должности

Группы и количество обучающихся, участвующих в реализации нововведения

Подготовительная группа (17 чел.)

Цель инновации (нововведения)

Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей у детей с ОНР

Комплекс задач, обеспечивающих достижение цели инновации (нововведения)

Повысить мотивацию детей с ОНР к изобразительной деятельности

посредством нетрадиционных техник

Развивать художественно-технические способности детей с ОНР в изобразительной деятельности

Обогащать словарный запас детей при составлении описательных рассказов, чтении литературных произведений, рассматривании репродукций картин и книжных иллюстраций.

Сроки реализации инновации (нововведения)

Направления инновационной работы (нововведения)

Совершенствование способов и приемов рисования

Характеристика инновации (нововведения): в аспекте обновления)

Использование нетрадиционных приемов рисования для развития творческих способностей и речевых навыков у детей с ОНР

Использование новых технологий (методик)

Обеспечение инновационной деятельности (нововведения)

Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности (имеющееся и планируемое)

1. Методические разработки и дидактические материалы к образовательной деятельности.

2. Картотека нетрадиционных способов рисования по лексическим темам.

3. Подбор речевых игр для использования в образовательной деятельности по ИЗО.

Психолого-педагогическое обеспечение образовательной деятельности

Создание атмосферы взаимопонимания, сотрудничества.

Теоретическая интерпретация опыта

Изобразительная деятельность, включающая в себя рисование, лепку и аппликацию, является одним из самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем его мире, выразить своё отношение к нему. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для творческого развития ребёнка.

Творческий процесс – это создание новых общественно значимых духовных и материальных ценностей. Процесс творчества включает в себя интеллектуальную деятельность по осмыслению жизни, созданию новых теоретических идей и деятельность физическую по внедрению их в жизнь. Различные виды деятельности имеют свои специфические особенности, что делает многогранным, специфичным и процесс творчества.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки мятую бумагу или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как:

• широкий подход к решению проблемы;

• проявление творчества в художественной деятельности;

• единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействия между ними;

• комплексное и системное использование методов и приёмов;

• бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

• овладение детьми способами изображения

• индивидуальный подход к каждому ребёнку;

• использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;

Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

рисование ватными палочками;

тычок жесткой полусухой кистью;

рисование ладошками и из ладошек;

рисование печатками и различными предметами;

рисование восковыми мелками и свечой;

печать по трафарету;

рисование мятой бумагой;

аппликация из бумажных шариков;

рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.);

кляксография с трубочкой.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как:

– широкий подход к решению проблемы;

– проявление творчества в художественной деятельности;

– единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка в взаимодействия между ними;

– комплексное и системное использование методов и приёмов;

– бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

– овладение детьми способами изображения;

– индивидуальный подход к каждому ребёнку;

- использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;

Проводимая мною работа показала эффективность использования данных условий в изобразительной деятельности дошкольников, так как они способствует творческой активности детей, а значит и развитию детского изобразительного творчества и необходимость использования нетрадиционных техник изображения на занятиях по изобразительной деятельности.

Противоречия между необходимостью осуществления эстетического воспитания, направленного на развитие эстетического восприятия окружающего мира и тяжестью речевого дефекта, недоразвитием речевых и психических процессов.

Организация системы занятий по изобразительной деятельности для детей с ОНР на основе применения нетрадиционных технологий

Использование нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности способствуют развитию творческой активности у детей с ОНР, стимулируют положительную мотивацию к процессу рисования, развивают речь

Результаты инновационной деятельности (нововведения) с указанием сроков достижения

Уровень мотивации детей с ОНР к изобразительной деятельности в результате использования нетрадиционных технологий будет доведен до 70%

Доля детей, повысивших уровень художественно-технических способностей, будет доведена до 80%

Доля детей, обогативших словарный запас, будет доведена до 90%

Формы представления инновационного педагогического опыта

Представление опыта инновации на педсовете ДОУ

Публикация на сайте ДОУ

Способы диагностики результатов инновационной практики

Мониторинговые процедуры: диагностические исследования;

Где можно познакомиться с результатами инновации (нововведения)

Краткое содержание инновационного опыта педагога

Предполагаемый масштаб и формы распространения инноваций

На уровне ДОУ: семинары-практикумы, консультации, педсоветы.

На муниципальном уровне: педагогические чтения, представление опыта на МО для воспитателей логопедических групп города.

На региональном уровне: мастер-класс для республиканского МО воспитателей логопедических групп и учителей-логопедов.

Читайте также: