Карта анализа игры драматизации в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

— обучающая: способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т.д.);

— развивающая: формировать умение использовать различные способы получения информации, умение задавать вопросы;

— воспитательная: воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание придти на помощь; способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Задачи: 1) побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; 2) развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки; 3) развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству.

Конечный результат на ребенка: умеет согласовывать действия с другими детьми — героями сказки, строит ролевой диалог, знает и говорит слова сказки в соответствии с выбранной ролью, строит дом-теремок.

Словарная работа: Терем-теремок, не низок – не высок, мышка — норушка, лягушка — квакушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, косолапый медведь.

Вводная часть (продолжительность 2 мин) образовательной ситуации направлена на создание положительного эмоционального настроя и на развертывание самой образовательной ситуации.

Целью основной части является обогащение игрового опыта при условии развития специальных игровых умений (продолжительность 10 мин).

Дети выполняли практические задания, которые помогли решить учебную задачу.

Дети-артисты активно и с желанием сыграли свою выбранную роль сказочного персонажа с помощью взрослого, согласовывая действия с другими героями сказки. Дети-зрители старались быть доброжелательными, внимательными, следили за ходом развития событий в сказке.

Образовательный процесс осуществлялся в познавательно–исследовательской и театрализованной деятельности.

При планировании образовательной деятельности были соблюдены следующие принципы обучения:

— принцип деятельностного подхода;

— систематичности и последовательности;

— загадки о лесных зверях;

— вопросы (открытые, на уточнение, оценочные, проверочные).

Этапы образовательной ситуации:

Основным этапом стал этап переноса акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям, на котором происходило освоение детьми новых знаний и умений в театрализованной деятельности.

В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

В соответствии с целью в процессе образовательной ситуации использовались следующие средства обучения:

— крупный строительный материал для теремка.

Время каждой части образовательной ситуации распределено рационально и соответствует СанПиН 2.4.1.2660-10.

Осуществлялась смена динамических поз во время совместной деятельности (стоя, сидя на ковре, сидя на стульчиках за столами).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Контроль старшего воспитателя за воспитательно-образовательным процессом.

Цель: определить уровень деятельности детей и воспитателей; отметить соответствие содержания, и методов и приемов в соответствии с этапом работы.

Длительность: 25 мин.

Речь воспитателя-сказочницы эмоциональная, интенсивная. Сказочница смогла создать нужный настрой на просмотр сказки.

Речь детей интонационно выразительна, у некоторых детей дикция не четкая.

Дети с удовольствием вошли в роль, использовали жесты, мимику, интонацию; герои были артистичны.

Оформление, декорации, реквизиты, костюмы были соответственно сказке подобраны и помогали создавать сказочную атмосферу.

Вывод: оценивая театрализованную деятельность всех участников, можно сказать, что цели и задачи, поставленные к данному мероприятию, были реализованы. Подготовка к драматизации прошла удовлетворительно.

Рекомендации: продолжать работу по активизации речевого общения. Продолжать использовать театрализованные игры в работе с детьми для развития творческих способностей; развития продуктивной деятельности детей; приобщения к изобразительному искусству; развития свободного общения со взрослыми и детьми, развития всех компонентов устной речи; практического овладения нормами речи.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев) [1, с35].

Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко) [1, с.37].

Современные педагогические технологии представляют собой научно обоснованный профессиональный выбор опе­рационного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. Основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ребенка на позицию субъекта.

Педагогические технологии, помимо этапности, отличают также конкретность и чет­кость цели и задач деятельности педагога; система способов, приемов, шагов, последовательность вы­полнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама дея­тельность представлена процедурно, то есть как определен­ная система действий; разработка и процедурное воплоще­ние компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат [2, с.6].

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной обучающей целью и соответствующими ей

педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. [1, с.130].

Каждую педагогическую технологию характеризуют:

концептуальность (в основе каждой технологии лежит ее научная концепция, включающая философское, психоло­гическое, социально-педагогическое обоснование дости­жения образовательных целей);

системность (логика процесса, взаимосвязь всех его час­тей, целостность);

содержательность (набор определенных действий обязате­лен в рамках данной технологии);

алгоритмизированность (определенная организация и самоорганизация деятельности педагога, направленная на вы­полнение им проективной и конструктивной функции);

процессуальность (развертывается процесс учебной дея­тельности);

управляемость (возможность диагностического планирова­ния, проектирования образовательного процесса, варьиро­вание средствами и методами для коррекции результатов, опора на структуру деятельности);

ситуативность (теоретические основы технологии пред­ставляют собой общую схему, которая не может быть ре­ализована в чистом виде, она должна быть адаптирована к конкретному учебно-воспитательному процессу; в резуль­тате педагог создает собственную интерпретацию изначального теоретического конструкта, на основе идеальной модели возникают различные варианты, разрабатываемые отдельными педагогами);

воспроизводимость педагогического процесса и педагогиче­ских результатов (возможность применения технологии в других условиях и другими субъектами);

эффективность (обязательное достижение запланирован­ного результата; отношение результата к количеству израс­ходованных ресурсов);

гибкость (возможность вариаций в содержательном и процессуальном компонентах технологии для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия детей); динамичность (возможность развития или преобразования технологии);

диагностичность описания цели [ 3, с.3 ] .

Этапы проектирования технологии:

Постановка диагностических целей, выраженных в конкретных действиях ученика (знать, уметь и т. д.);

Теоретическое обоснование (концепция – описание педагогического процесса, гипотеза его осуществления, версия возможного достижения замысла и вариант окончательного результата).

Этапы осуществления педагогического процесса (разделение учебного материала на элементы с закреплёнными результатами на каждом из них и установленными преемственными связями);

Средства, методы, инструменты для осуществления педагогического процесса;

Критерии и методы определения результатов технологического замысла.

Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами.

Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни [1, с.130].

Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности. В основу театрально-игровых технологий положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности. Основным содержанием социально-коммуникативной компетентности является способность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми. Средства, с помощью которых осуществляется взаимодействие, могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми. Театрализованная деятельность обладает потенциальными возможностями для овладения детьми дошкольного возраста данными средствами в привлекательной для них деятельности, следовательно, этот процесс протекает эффективно, но при условии определенной технологии организации театрализованной деятельности опытным взрослым – носителем социально-коммуникативной культуры [4, с.48].

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: от­вечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Игры-инсценировки доступны младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизаций, в которых дети координируют игровые действия с партнерами и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений [4, с.64].

Игра‑драматизация является одним из видов театрализованной игры. Игра‑драматизация [греч. drama – действие] игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого‑либо литературного произведения или сказки. Сюжет игры‑драматизации в большей или меньшей степени повторяет сюжет выбранного детьми произведения; роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения. К. П. Поливанова [5].

В играх‑драматизациях ребенок – артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре‑драматизации ребенок исполняет какой‑либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия [6, с.54].

Игры‑драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Она представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок) [6, с.55].

Таким образом, игра‑драматизация, имея в основе знакомый для ребёнка сюжет, позволяет ему реализовать себя в роли актёра, используя весь творческий и речевой потенциал на данном этапе развития. Непринуждённость и свободный выбор средств выразительности, общение посредством ролей создают психологический комфорт в игре, что является важным условием для развития речи.

В игре‑драматизации основой игрового действия является литературный сюжет (потешки, песенки, небольшие сказки, небольшие литературные тексты), в котором дети принимают на себя роли и разыгрывают предложенный сюжет, при этом можно использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои сред­ства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму [7, 4с.].

Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр‑драматизаций дошкольников:

Игры‑драматизации с пальчиками.

Ат­рибуты ребенок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, про­говаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда в сюжете надо одновременно показать несколько персонажей. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам [8, с.5].

Игры‑драматизации с куклами бибабо.

В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее го­ловы, рук, туловища осуществляются с помощью движений паль­цев, кисти руки.

Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. К ней готовят все предыдущие виды театра. И все же существует последовательность обучения к импровизации:

совместное придумывание темы, обсуждение, как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды;

каждый участник игры изображает тему по своему;

ребенок выбирает тему и сам же ее разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы. И наконец, с помощью мимики, интонации, атрибута можно загадать загадку. Отгадкой является тема, которая тоже разыгрывается [8, с.7].

Итак, игры‑драматизации имеют несколько видов, позволяя детям выбрать понравившийся вариант. Эти игры особенно интересны детям: они любят изображать и играть роль сказочного героя, героев мультфильмов. Именно эти игры увеличивают словарный запас детей, учат диалогической речи, умению последовательно пе­редавать в речи и действиях сюжет сказки, рассказа. Очень важно внимательно подбирать произведения для театрализованных игр, учитывая наличие интересных диалогов, число героев, динами­ку действий, т. е. все то, что можно воспроизвести и ярко представить.

И.Зимина выдвигает основные требования к организации театрализованных игр в дошкольном образовательном учреждении:

содержание и разнообразие тематики;

постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все

формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно‑ролевые игры;

максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр;

сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры [6, с. 42].

Организация соответствующей развивающей предметно‑пространственной среды для игр‑драматизаций включает в себя:

различные виды театров (бибабо, пальчиковый театр);

реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);

В среднем дошкольном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Задачи и содержание работы по развитию игры‑драматизации включают в себя:

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:

постановка спектакля по произведению [6, с.63].

Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры [6, с.64].

Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных Средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста [7, с. 10, 11].

Таким образом, каждый этап развития игры‑драматизации, способствует формированию различных социально‑коммуникативных умений и навыков, важными из которых является умение вступать и поддерживать диалог.

Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к

театральной деятельности (С.А.Козлова, Т.А.Куликова):

с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;

воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;

заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек–самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;

уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками [6, с.49].

Итак, игра‑драматизация, развивается по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру и здесь важно, чтобы педагог правильно спланировал свою деятельность для развития игры‑драматизации и реализации её развивающих возможностей.

Список литературы:

1. Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: В 2-х т. / Г.К.Селевко; - М.: Народное образование, 2005. Т. 1./ – Г.К.Селевко. - 2005 - 556 с

2. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие / О.В. Толстикова, О.В. Савельева, Т.В. Иванова, Т.А. Овчинникова, Л.Н. Симонова, Н. С. Шлыкова, Н.А. Шелковкина. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.

3. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В.Хабарова. - СПб.: Детство-пресс, 2011.- 80 с.

5. Поливанова К.П. Психология развития. Словарь / под. Ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. Ред. А.В. Петровского. — М.: пер с., 20 [Электронный ресурс]: (дата обращения: 23.01. 2005).

6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду [текст]: Учеб.–метод. пособие; /Е.И.Мигунова.// – НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.

7. Акулова О. Театрализованные игры [Текст] /О.Акулова// Дошкольное воспитание -2005. -№4. - с. 24.

8. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников [текст]: Кн. для воспи­тателя дет. сада. /Л.В.Артёмова. –М.: Просвещение, 1991.– 127 с.

1. Содержание и тематика театрализованной игры.

2. Вид театрализованной игры.

3. Роль педагога и детей в данной театрализованной игре.

4. Система организации театрализованной игры :

- внимательно ли выслушиваются ответы и предложения детей;

- если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;

- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

- спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;

- в заключении различными способами вызывать у детей радость.

5. Сохраняет ли театрализованная игра все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры :

* роль (определяющий компонент);

* игровое употребление предметов;

6. Активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

7. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

8. Соответствует ли театрализованная игровая деятельность с учётом возрастных особенностей детей и уровня развития детей? Содержание темы и сюжета соответствует возрасту и умениям детей.

9. Достаточно ли хорошо оснащена игра необходимым материалом, атрибутами?

10. Доступен ли игровой материал для использования его детьми в самостоятельной деятельности?

Наш уголок театрализованной деятельности.

Наш уголок театрализованной деятельности. В нашем детском саду прошел конкурс театрализованных уголков. Очень хотелось сделать что-нибудь красивое и загадочное. Ведь это же театр.

Театр — это особый мир…

Театр — это особый мир… Более 15 лет, совместно со своей напарницей Черниковой Е. Н., я работаю по приобщению детей к русской народной культуре и театрализованной.

Автор: Котомина Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Маячок д/с №205
Населённый пункт: г.Нижний Тагил, Свердловская обл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технологическая карта театрализованной игры"
Раздел: дошкольное образование

Технологическая карта театрализованной игры

Воспитатель: Котомина Марина Владимировна

Цель: формирование доверительных отношений друг к другу; совершенствование умений интонационно и выразительно

Обучающие: совершенствовать артистические навыки детей, учить брать на себя роль персонажей и действовать в

соответствии с сюжетом.

Развивающие: развивать умение выразительно воспроизводить диалоги действующих лиц; развивать доброжелательное

отношение друг к другу.

Воспитательные: воспитывать умение выслушивать и уважать друг- друга; оказывать помощь друг другу в выборе

Пространственно- временной ресурс: 20 минут.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам; подготовка масок для героев

Оборудование: игрушка репка, декорация – дом, маски - кошки, мышки, собаки; шапка, платок, шаль, косынка.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное развитие.

Планируемый результат: Дети действуют в соответствии с сюжетом, воспроизводят диалоги действующих лиц,

интонационно, выразительно проговаривают фразы. Проявляют доброжелательное отношение и поддержку по

Читайте также: