Калым это что такое википедия определение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Калы́м, или калын (тюрк.) — плата; выкуп, уплачивавшийся первоначально роду, позднее — родителям или родственникам невесты; разновидность калыма — отработка за невесту [1] . Согласно устаревшим к настоящему времени [когда?] представлениям эволюционистов XIX в., калым возник в период разложения материнского рода и смены матрилокального брака патрилокальным браком. Калым являлся компенсацией роду невесты за потерю женщины-работницы и имущества, которое она уносила в род мужа. По современным представлениям [каким?] калым наравне с приданым являлся вкладом двух родов в формирование общего имущества будущей семьи К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) [источник не указан 2163 дня] . Был распространён у многих племён и народов мира, в настоящее время в цивилизованных странах сохраняется только в виде ритуализированной инсценировки. Коммунистические идеологи [кто?] критиковали калым, указывая на то, что большой размер калыма затруднял вступление в брак мужчинам-беднякам К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) [источник не указан 2163 дня] . В России в прошлом калым существовал у некоторых народов Средней Азии, Казахстана, Сибири и Кавказа.

Содержание

Калым в Российской империи

У различных народов России существуют все эти три формы. Так, у бурят калым поступает всецело в пользу родителей невесты. У башкир часть калыма принадлежит невесте, которая может вытребовать его судом, но обыкновенно принято оставлять его отцу. У ахалцихских армян калым (хаасен) всецело обращается на приданое невесте. Обычай продажи невесты распространен среди горских племен Кавказа, где плата за невесту называется у черкесов калым, у осетин — ирад (осет. ирæд ), у ингилойцев — мелче, у аварских горцев — могори. Вопрос о размерах калыма имел здесь большое значение, так как при чрезмерной высоте его многие вынуждены прибегать к тайному и насильственному увозу женщин, а это при господстве обычая кровной мести частью влечет за собою кровавые столкновения между целыми родами.

Поэтому общественные власти стремились установить максимальный размер калыма. Так, в 1866 г. собрались во Владикавказе представители трёх сословий Северной Осетии и установили норму калыма в 200 рублей [2] ; в 1879 г. депутаты ингушей общественным приговором назначили максимальную норму калыма в 105 р., а равно определили размеры свадебных угощений и постановили подвергать штрафам родителей невесты, принявших по уплате калыма какие бы то ни было подарки. В Осетии таугарцы платили родителям невесты только 100 р., а другие 100 р. родители, согласно постановлению шариата, записывали в пользу невесты в накях (брачный контракт), чтобы в случае развода она могла получить эти деньги в свою полную собственность. Другие осетины-мусульмане записывали в накях только 50 р., у осетин же христиан родители брали весь выкуп в свою пользу. У дагестанских горцев, лезгин, салатавцев, андийцев, койсобулинцев, дидойцев и др. калым или совершенно пал, будучи заменен кебин-хакком, то есть брачным договором, которым жених обеспечивает невесту на случай своей смерти или развода, или же дошёл до минимальной цифры (20 фунтов пшеницы, 1 рубль денег и т. п.), при которой акт платежа калыма имеет уже скорее характер символического обряда.

У башкир калым существовал до принятия ислама. В состав калыма входили скот, деньги, украшения, ткани, хозяйственный и бытовые предметы. В XIX веке преобладал денежный калым. Размер калыма зависел от социального и материального положения сторон и составлял от 150 до 1500 рублей. Для совершения бракосочетания достаточно было внести определённую часть калыма, оговоренную при сватовстве и необходимую для проведения свадьбы (скот для свадебного угощения, свадебная одежда для невесты, подарки). До уплаты всей суммы калыма невеста (жена) оставалась в доме отца. По обоюдному согласию сторон муж мог забрать жену к себе по уплате половины калыма. Иногда отец мог вернуть свою дочь до полной уплаты калыма. В свадебной церемонии с передачей калымного скота связан особый обряд (ҡaлын алыу, ҡapшы туй, ҡaлын алырга барыу). Его проводили в доме жениха после бракосочетания и главных свадебных торжеств (в С.-В. и В. Башкирии и в Зауралье до бракосочетания, через 15-20 дней или 2-3 месяцев после брачного сговора). По ритуалу родственники невесты должны были поймать калымный скот (ҡaлым малы), уплатить выкуп за каждую голову полученного скота и др. В несостоятельных семьях практиковалась отработка калыма в хозяйстве будущего тестя или тёщи. Калым у башкир бытовал и в начале XX века.

Калым и махр

Однако во многих частях исламского мира, в частности у тюрков, калым продолжает рассматриваться как выкуп за невесту её семье. При этом согласие невесты на передачу калыма её семье не спрашивается или носит формальный характер.

См. также

Напишите отзыв о статье "Калым"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Калым

Пьер вошел в тот самый мрачный кабинет, в который он еще при жизни благодетеля входил с таким трепетом. Кабинет этот, теперь запыленный и нетронутый со времени кончины Иосифа Алексеевича, был еще мрачнее.
Герасим открыл один ставень и на цыпочках вышел из комнаты. Пьер обошел кабинет, подошел к шкафу, в котором лежали рукописи, и достал одну из важнейших когда то святынь ордена. Это были подлинные шотландские акты с примечаниями и объяснениями благодетеля. Он сел за письменный запыленный стол и положил перед собой рукописи, раскрывал, закрывал их и, наконец, отодвинув их от себя, облокотившись головой на руки, задумался.
Несколько раз Герасим осторожно заглядывал в кабинет и видел, что Пьер сидел в том же положении. Прошло более двух часов. Герасим позволил себе пошуметь в дверях, чтоб обратить на себя внимание Пьера. Пьер не слышал его.
– Извозчика отпустить прикажете?
– Ах, да, – очнувшись, сказал Пьер, поспешно вставая. – Послушай, – сказал он, взяв Герасима за пуговицу сюртука и сверху вниз блестящими, влажными восторженными глазами глядя на старичка. – Послушай, ты знаешь, что завтра будет сражение.
– Сказывали, – отвечал Герасим.
– Я прошу тебя никому не говорить, кто я. И сделай, что я скажу…
– Слушаюсь, – сказал Герасим. – Кушать прикажете?
– Нет, но мне другое нужно. Мне нужно крестьянское платье и пистолет, – сказал Пьер, неожиданно покраснев.
– Слушаю с, – подумав, сказал Герасим.
Весь остаток этого дня Пьер провел один в кабинете благодетеля, беспокойно шагая из одного угла в другой, как слышал Герасим, и что то сам с собой разговаривая, и ночевал на приготовленной ему тут же постели.
Герасим с привычкой слуги, видавшего много странных вещей на своем веку, принял переселение Пьера без удивления и, казалось, был доволен тем, что ему было кому услуживать. Он в тот же вечер, не спрашивая даже и самого себя, для чего это было нужно, достал Пьеру кафтан и шапку и обещал на другой день приобрести требуемый пистолет. Макар Алексеевич в этот вечер два раза, шлепая своими калошами, подходил к двери и останавливался, заискивающе глядя на Пьера. Но как только Пьер оборачивался к нему, он стыдливо и сердито запахивал свой халат и поспешно удалялся. В то время как Пьер в кучерском кафтане, приобретенном и выпаренном для него Герасимом, ходил с ним покупать пистолет у Сухаревой башни, он встретил Ростовых.


1. Сохранившийся у некоторых народов стран Востока как пережиток обычай платить выкуп за невесту ее родителям (первоначально — ее роду), а также сам выкуп. — Она за него посватана, а есть сведения, что ей положенных лет нет и что ее за калым раньше времени хотят отдать. Тихонов, Двойная радуга.

2. Прост. неодобр. Деньги, получаемые по личной договоренности за оказанную услугу, за работу, выполненную для частного лица (обычно с использованием служебного положения). — Калым сейчас или потом? — А груз у вас какой? Грибачев, Перекати-поле.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Калы́м, или калын (тюрк.) — плата; выкуп, уплачивавшийся первоначально роду, позднее — родителям или родственникам невесты; разновидность калыма — отработка за невесту. Согласно устаревшим к настоящему времени[когда?] представлениям эволюционистов XIX в., калым возник в период разложения материнского рода и смены матрилокального брака патрилокальным браком. Калым являлся компенсацией роду невесты за потерю женщины-работницы и имущества, которое она уносила в род мужа. По современным представлениям[каким?] калым наравне с приданым являлся вкладом двух родов в формирование общего имущества будущей семьи. Был распространён у многих племён и народов мира, в настоящее время в цивилизованных странах сохраняется только в виде ритуализированной инсценировки. Коммунистические идеологи[кто?] критиковали калым, указывая на то, что большой размер калыма затруднял вступление в брак мужчинам-беднякам. В России в прошлом калым существовал у некоторых народов Средней Азии, Казахстана, Сибири и Кавказа.

КАЛЫ'М, а, мн. нет, м. [тюрк. k ̣ alym] (этнол.). Выкуп, вносимый женихом родителям невесты у нек-рых народностей.

калы́м

1. выкуп за невесту, который платит жених родителям невесты

3. разг. плата за какие-либо нелегальные услуги

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова рыжина (существительное):

Калым (тюрк.) ; ц. -сл. вѣно — плата; выкуп, уплачивавшийся за невесту первоначально роду, позднее — родителям или родственникам невесты; разновидность калыма — отработка за невесту. Согласно устаревшим к настоящему времени представлениям эволюционистов XIX в. , калым возник в период разложения материнского рода и смены матрилокального брака патрилокальным браком. Калым являлся компенсацией роду невесты за потерю женщины-работницы и имущества, которое она уносила в род мужа. Был распространён у многих племён и народов мира. Пережитки калыма сохраняются до сих пор у ряда народов стран Востока. В классовом обществе при браке с уплатой калыма женщина фактически становилась собственностью мужа. Вместе с тем большой размер калыма затруднял вступление в брак мужчинам-беднякам. В России в прошлом калым существовал у некоторых народов Средней Азии, Сибири и Кавказа.

Первоначально калымом называли выкуп за невесту у мусульманских народов.
Со временем это слово стало сленговым и обозначает любой неофициальный заработок.
От него даже глагол образовался "подкалымить".

В данный момент жизни это слово означает не облагающийся налогом заработок в выходной день или во время отпуска, синоним "шабашка".

кал ы м, калыма, мн. нет, муж. (тюрк. kalym) (этнол.). Выкуп, вносимый женихом родителям невесты у некоторых народностей.

Современный экономический словарь. 1999

в странах Востока: денежный или материальный выкуп, который должен дать жених за невесту согласно мусульманским обычаям. Расходуется на нужды невесты и будущей семьи.

Этнографический Словарь

(тюрк.), брачный выкуп у народов Кавказа, Средней Азии и Сибири.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, а, м.

Традиционный выкуп за невесту у некоторых народов.

* ► Карагез будет ее [Бэлы] калымом. // Лермонтов. Герой нашего времени // *

Словарь экономических терминов

денежный или материальный выкуп, который должен дать жених за невесту согласно мусульманским обычаям. Расходуется на нужды невесты и будущей семьи.

Тюркизмы в русском языке

м устар. выкуп, вносимый женихом родителям невесты (Сл. Акад., 1956, 5, 716). Даль: "У татар цена за невесту || взятка, поборы всякого рода; калын, обл. (арханг.) оброк, подать, сбор; сумма на выкуп залога" (2, 79). См. Фасмер, 2, 171. "У Махмуда Кашгарского, в кирг. и в алт. калын, тат., башк., каз., ног. калым выкуп за невесту" (Дмитриев, 1958, 25). Радлов калыц (алт., тел., шор., леб., каз., кирг.) калым, платимый за невесту (2, 242); калын (тоб., тат.) = , калыц, калым, который уплачивается за невесту (2, 244); kalin (ча.т.) = калын, калыц, калым калым, уплачиваемый за невесту (2, 248); ка11м (чат.) —калым, калыц, калын (2, 249).

Энциклопедический словарь

(тюрк.), название выкупа за невесту у некоторых народов Ср. Азии, Кавказа и Сибири.

Словарь Ожегова

КАЛЫМ, а, м.

1. У нек-рых восточных народов: выкуп за невесту.

2. перен. Доход, получаемый от занятия, помимо законного заработка (прост.).

| прил. калымный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. Выкуп за невесту, который платит жених ее родителям.
    2. разг. Плата за оказанные услуги, работу и т.п. (обычно по договоренности, в нарушение установленного порядка).

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    — слово это у всех русских инородцев монгольского и тюркского происхождения означает плату за невесту, выкуп, платимый женихом. Корни этого обычая кроются в особенностях древнего общественного быта (см. Выкуп), и факт существования его в ту или иную эпоху может быть установлен для всех народов, не исключая и славян (см. Вено). По мере того, как другие формы заключения брака вытесняли у того или др. народа покупку невест, выкуп сводился к одному лишь символическому обряду. Так, в малорусской свадьбе символический обряд выкупа невесты играет едва ли не первостепенную роль (ст. Охримович в "Этнографическом обозрении" 1891 г., № 4). В вост. губ. сохранился и самый обычай уплаты К. под именем кладки, запроса, настола, столовых денег, поневестных ; но деньги эти обыкновенно идут на приданое и на свадьбу. Первоначально К. обращался в исключительную пользу родителей или родственников невесты, затем он стал делиться между ними и самой невестой и наконец поступать в полную собственность последней. У различных русских инородцев существуют все эти три формы. Так, у бурят К. поступает всецело в пользу родителей невесты. У башкир часть К. принадлежит невесте, которая может вытребовать его судом, но обыкновенно принято оставлять его отцу. У казанских татар К. всецело обращается на приданое невесте; тоже у ахалцихских армян, у которых К. называется хаасен. Обычай продажи невесты распространен среди горских племен Кавказа, где плата за невесту называется у черкесов К., у осетин — ирад, у ингилойцев — мелче, у аварских горцев — могори, у татар — кебин, Вопрос о размерах К. имеет здесь большое значение, так как при чрезмерной высоте его многие вынуждены прибегать к тайному и насильственному увозу женщин, а это при господстве обычая кровавой мести частью влечет за собою кровавые столкновения между целыми родами. Поэтому общественные власти стремятся установить максимальный размер К. Так, в 1866 г. собрались во Владикавказе представители трех сословий Сев. Осетии и установили норму К. в 200 р.; в 1879 г. депутаты ингушей общественным приговором назначили максимальную норму К. в 105 р., а равно определили размеры свадебных угощений и постановили подвергать штрафам родителей невесты, принявших по уплате К. какие бы то ни было подарки. В Осетии таугарцы платят родителям невесты только 100 р., а другие 100 р. родители, согласно постановлению шариата, записывают в пользу невесты в накях (брачный контракт), чтобы в случае развода она могла получить эти деньги в свою полную собственность. Другие осетины-мусульмане записывают в накях только 50 р., у осетин же христиан родители до сих пор берут весь выкуп в свою пользу. У дагестанских горцев, лезгин, салатавцев, андийцев, койсобулинцев, дидойцев и др. К. или совершенно пал, будучи заменен кебин-хакком, т. е. брачным договором, которым жених обеспечивает невесту на случай своей смерти или развода, или же дошел до минимальной цифры (20 фн. пшеницы, 1 р. денег и т. п.), при которой акт платежа К. имеет уже скорее характер символического обряда. См. Малинин, "О свадебных платежах у кавказских горцев" ("Этнографич. обозр.", 1890 г., № 3).

    Читайте также: