Каллиграфическое рисование для детей 3 лет что это такое простыми словами кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

Каллиграфия – важный аспект в развитии письма ребенка, что является главной проблемой в системе школьного образования. Если почерк будет неаккуратным, то учитель не сможет разобрать какая буква написана учащимся, следовательно, успеваемость школьника снизится.

Существует множество методик для овладения навыка каллиграфического письма, которые следует применять еще задолго до похода в первый класс.

Понятие каллиграфии

Умение эстетически оформить рукописный текст ценится до сих пор, несмотря на изобретение книгопечатания и век компьютерных технологий.

Каллиграфия неразрывно связана с папирусом, пергаментом, бумагой и шелком. А инструментами письменности являются:

  • перо (из тростника, металла или перо птицы);
  • кисть.

Сейчас каллиграфия больше является областью изобразительного искусства, чем исходным способом оформления письма и является основой для создания шрифтов.

Причины плохого почерка у детей

Проблемы в качестве написания букв можно обнаружить у детей в первом-втором классе. У них снижается успеваемость, аккуратность письма страдает. В основе этого есть ряд причин:

  1. Слабое развитие мелкой моторики. Ребенок с 6 месячного возраста познает окружающий мир при помощи своих рук, пальцев. Когда этот навык разрабатывается не в полной мере, то ребенок не может нарисовать мелкую деталь, правильно держать пишущий предмет и аккуратность письма страдает.
  2. Неправильно подобраны письменные принадлежности. Плохое качество, недорогая или вычурной формы ручка либо карандаш будут регулярно скользить, их неудобно держать в руке, а чрезмерно твердый или мягкий карандаш и слишком бледный или яркий цвет стержня в ручке не позволяют регулировать их нажим.
  3. Неправильная поза во время письма. Здесь учитывается освещение, осанка, высота стула, стола и как расположена тетрадь.
  4. Неправильное держание пишущих предметов. Если ребенок немного сместит кисть в бок, то перекроется обзор, а сильный нажим спровоцирует быструю утомляемость.
  5. Слишком раннее начало обучения письму. Всему свое время. Не нужно опережать развитие. Дети с трех лет, конечно, быстро могут научиться писать, но концентрация внимания при продолжительном занятии (чего требует каллиграфия) небольшая, от чего есть риск сформировать некрасивый почерк.
  6. Отсутствует пространственная ориентация.
  7. Нет взаимодействия письма с оптическим глазодвигательным аппаратом.
  8. Недостаточный опыт в чтении и письме.
  9. Неустойчивое внимание, несформированная и неразвитая память, ребенок не умеет сконцентрироваться.

Когда ребенок пишет некрасиво и неотчетливо, то у ребенка появляются не только плохие оценки и отставание в записывании материала за учителем, но и самооценка школьника снижается. Значение каллиграфического навыка в постановке красивого почерка

Исследователи и педагоги отводят важное значение наличию и развитости каллиграфического навыка у школьников 1-4 классов. Это является основой для последующего обучения в средней и старшей школе.

Для эффективного формирования навыка каллиграфии педагогами разрабатываются и апробируются новые методики.

Влияние каллиграфии на формирование грамотности

Существует взаимосвязь графического написания и грамотного письма, что имеет важное значение для учащихся начальной школы. Для того чтобы написать букву и правильно соединить ее с другими, учащийся сперва должен решить орфографическую задачу – выбрать букву.

От скорости, потраченной на решение данной задачи, зависит уровень внимания и сосредоточенности для четкого и правильного начертания любого знака письма, соединения между ними, ведь от этого зависит ритмичность и связность письма.

Если навык письма будет доведен до автоматизма, то орфографические способности возникают и устанавливаются просто и быстро.

Наиболее встречаемые ошибки в графике письма:

  • отсутствует интервал между буквами в слове;
  • слова в строке находятся неравномерно;
  • буквы написаны с большим размахом или чересчур близко друг другу;
  • буквы изображаются с разным наклоном, либо с чрезмерным наклоном в какую-то сторону;
  • не соблюдается линейность письма;
  • не выдержана единая высота букв.

Данные ошибки указывают, что у ребенка не сформирована четкость и устойчивость почерка. Поэтому родителям и учителю следует обратить внимание на это и давать необходимые упражнения по коррекции графики письма, иначе это войдет в привычку.

Когда педагог приучает к аккуратности и четкости письма, при этом заботится, чтобы их почерк стал устойчивым, он воспитывает в них добросовестность, старательность, прилежность, усидчивость.

Это оказывает влияние не только на письмо, но и прививает уважение к труду, к людям, что благоприятно воздействует на эстетическое развитие ребенка.

Если у школьника будут проблемы с каллиграфией, то неразборчивость письма оказывает негативное воздействие на усвоение материала по русскому языку, в частности раздела орфография.

Учитель при проверке работы сталкивается с трудностью идентификации буквы. Стоит отметить, что человек, пишущий небрежно, отождествляется с неграмотностью и небрежностью ко всему.

Естественно, без компьютеризации обучения здесь не обошлось, ведь печатая на клавиатуре, дети теряют навыки каллиграфии.

Как научить ребенка правильно держать ручку или карандаш?

Ребенка нужно учить правильному захвату пишущих предметов еще до начала учебы в школе, чтобы рука не уставала при длительном письме.

А для того, чтобы буквы на письме были одинаковой высоты без нарушений пропорций и не выходили за пределы строк и полей, нужно давать малышу рисовать, объясняя, что предметы бывают разных размеров.

Правильный захват ручки или карандаша:

  • мизинец и безымянный согнуты внутрь ладони;
  • на согнутый средний палец ложится предмет письма,
  • пишущий предмет удерживается большим и указательным пальцем, который должен быть расслабленный;
  • рука лежит на внешнем ребре ладони, запястье – основная точка опоры.

Для пишущего инструмента также есть свои требования. Длина должна быть 15 см, диаметр – менее 7 мм, круглой или треугольной формы, синий или фиолетовый стержень.

Дополнительно в канцелярском магазине можно приобрести специальный тренажер, который одевается на предмет письма и приучает к правильному захвату.

Также следует хорошо развивать мелкую моторику пальцев, что поможет ребенку лучше понять и быстрее научится верно держать ручку, с помощью специальных упражнений и занятий: завязывать шнурки, вырезать ножницами, делать гимнастику пальцев и аппликации, лепить из пластилина, перебирать крупы и другие мелкие предметы, собирать конструктор, рисовать пальцами на крупе (песке).

Ежедневные регулярные занятия помогут развить мелкую моторику, и ребенок научится держать ручку или карандаш правильно.

Технология постановки каллиграфического почерка

Прежде, чем дать ребенку карандаш или ручку, необходимо его научить пользоваться кисточкой и краской, одновременно он учится правильному захвату.

В два года малыша можно смело знакомить с карандашом. Именно в этом возрасте у детей проявляется активный интерес к нему. Перед ребенком необходимо положить небольшой листок бумаги и мягкий карандаш. Сперва необходимо продемонстрировать, как его необходимо держать, и как он оставляет следы на бумаге.

Повторяя движения родителей (воспитателя) малыш автоматически запоминает нужные движения и начинает сам водить по бумаге. Сперва это будут просто каракули, затем нужно учить его рисовать прямые линии, проводя его рукой по листе бумаги.

Обязательно нужно хвалить ребенка, когда у него стала получаться прямая.

Для ребенка нарисовать красивый овал очень сложно, поэтому он будет долго тренироваться рисовать свою первую букву. Эту фигуру дети очень любят и понимают ее значение почти сразу же.

После нужно показать ребенку, как рисовать квадрат, треугольник и пр. Если эти графические знаки он мог видеть с первых дней жизни, то изображение их на бумаге для него не составит большого труда.

Готовя ребенка к школе или для коррекции почерка в начальных классах следует приобрести специальные прописи и ежедневно выполнять предложенные задания.

Начинается отработка написания проблемных символов или их элементов, после постепенно усложняется (слоги, слова, предложения).

Обучение каллиграфии – это длительный процесс. Также не стоит забывать хвалить ребенка за определенные успехи и старания, которые он уже достиг.

Занятия по прописям следует чередовать, делая упражнения на развитие мелкой моторики. Это позволяет укрепить мышцы, участвующие во время письма. Между занятиями нужно делать перерыв не больше 15 минут.

Методика верного и красивого письма заключается в:

  • раскрашивании. Рисуя и раскрашивая разного размера детали ребенок учится вниманию, усидчивости, ориентироваться в пространстве, он успокаивается. Постепенно движения будут все более уверенными, линии малыш рисует ровнее и четче;
  • штриховке. Постепенно задания усложняются от обведения контура по заданным точкам, до заштриховывания пространства в определенном направлении (по горизонтали, по вертикали, по диагонали);
  • перерисовка. Копирование рисунка, точно соблюдая все детали, тренирует внимание, ребенок учится чувствовать величину его элементов;
  • развитие мелкой моторики (вырезание ножницами геометрических фигур по контуру, шнуровка разной сложности, застегивание пуговиц, собирание конструкторов, мозаик, оригами).

При обучении каллиграфии нужно обязательно демонстрировать и объяснять, как правильно пишется буква, как следует соединять знаки письма между собой. Дети, записывая буквы в тетрадь, подражают, повторяют и сравнивают с образцом.

На обведении букв по точкам не нужно долго останавливаться, иначе ребенок не в полной мере осознает процесс написания, не видит ее форму, не всегда обводит ее в нужном направлении и это входит в привычку.

Дополнительно можно давать упражнения на развития воображения, писать буквы в воздухе по образцу и по памяти. Ребенок тренирует зрительное восприятие, память и двигательные навыки.

Когда дети уже достаточно усвоили графический навык, следует вводить в обучение правила, которые ребенок должен выучить и применять их каждый раз, когда пишет разные знаки письма. При этом правила должны быть краткими, в малом количестве и вводить их постепенно.

Важный метод обучения каллиграфии – написание под заданный ритм или счет. Это позволяет выработать плавность и ритмичность письма.

Данный прием очень интересен для детей, но его следует применять не так часто, иначе работа станет монотонной.

Учитель также может использовать такие приемы: самопроверка или взаимопроверка (сравнение образца с неверно написанным и объяснения в чем именно ошибка).

Стоит отметить, при обучении и корректировке письма нужно следить за правильной посадкой и гигиеническими правилами.


Искусство или навык?

красиво-написано

Определение каллиграфии в русском языке современности толкует её как искусство оформления знаков, которые можно рисовать (именно рисовать!) в гармоничном стиле с должной искусностью и экспрессивностью.

Во многих случаях каллиграфию почему-то считают искусством Китая. Догадываюсь, почему. Если вы посмотрите на их иероглифы, то всё сразу станет на свои места: нарисовать такие буковки, по своему внешнему виду каждая из которых – произведение искусства, с первого раза вряд ли получится. Потому китайцы и возвели написание слов в национальное пристрастие, чем непременно гордятся.

В них сплелись культура, эстетика с художественным вкусом и мировоззрение китайского народа. Как говаривал известный в Китае знаток каллиграфии Ван Сичжи:

Так что, история китайской каллиграфии насчитывает столько же лет, сколько существует сам Китай.

китайская-каллиграфия

Вы только представьте, насколько у них это искусство развито! В процессе важна даже поза мастера каллиграфии, которая должна помогать беспрепятственному потоку энергии: ступни на полу, согнутые колени чуть в стороны, спина прямая и не соприкасается со спинкой стула, живот не упирается в стол, левая рука – на нижней части бумажного листа, правая – держит вертикально перо.

Настоящие доки этого дела умеют уловить ту связь между духом, телом и линией, когда напряжённость и расслабление уравновешиваются, при выдохе волна энергии катится через плечо к запястью руки и соскальзывает с кончика кисти на бумагу. Аж до мурашек!

Какой же это обычный навык?! Это самое что ни на есть настоящее искусство, владеть которым в полной его мере, наверное, даже не каждому и под силу!

Такая разная каллиграфия

Открою вам сегодня маленький секрет: каллиграфическое искусство существовало во многих древних странах мира, у него много разных направлений.

Европейская

Основой европейского каллиграфического искусства стало греко-римское письмо, появившееся ещё во времена античности. Толчок развитию европейской каллиграфии дало христианство, переписывающее библейское писание и иные религиозные творения в огромных количествах.

старинное-евангелие

Своего пика она достигла в 7-9 веках, когда ирландские и шотландские монахи приступили к созданию иллюминированных, украшенных цветными миниатюрами и орнаментами, Евангелия. К 12 веку к греко-римскому письму присоединилось ещё и готическое с уставным, стили которых сегодня используются в шрифтах в кириллице.

Японская

Япония переняла опыт каллиграфии от китайцев в 7 веке, создав ещё и несколько собственных стилей, более простых в написании, но более эмоциональных в чувстве передачи информации.

японская-каллиграфия

Их символы – это набор целых понятий, наделённых глубокими смыслами, а сам процесс является способом медитации через кисточку и тушь. Была даже разработана отдельная каллиграфия кабуки-модзи и дзё-рури-модзи для написания театральных афиш и программок.

Арабская

Арабская каллиграфия в исламе появилась при копировании священной для мусульман книги Корана, потому каждое красиво вычерченное слово получало сакральный (божественный) смысл.

арабская-каллиграфия

Индийская

Индийская письменность впервые увидела свет на камне: по указу первого императора Ашоки записали регулирующие жизненный уклад подданных правовые нормы. Но настоящее каллиграфическое искусство с тушью и кисточками пришло к ним от мусульман в 15-16 веке.

индийская-каллиграфия

Индийцы не только позаимствовали арабские стили, но и создали свои, расписывая бумагу, монеты, ткань и камни.

Из чего состоит каллиграфический рисунок?

Сколько есть мастеров каллиграфии, столько, наверное, существует и каллиграфических приёмов. В изображениях могут быть завитки и крючочки, хвостики и твёрдые с мягкими штрихи, плавные и изломанные линии, геометрические фигуры и очерченное пространство, круглые и угловатые буквы.

каллиграфические-вензельки

Некоторые стили символы выписывают в два либо три слоя, проводят параллельно, пользуются разными цветовыми палитрами, делают рамки либо из буквенных знаков выстраивают целые фигуры.

В любом случае предназначение каллиграфического искусства – эстетически красиво преподнести надпись, но таким образом, чтобы она не исказилась и была читаема без труда любым.

каллиграфия-перо

Зачем он нужен, этот каллиграфический почерк?

очень-красивый-почерк

В мире компьютерных технологий всё нам даётся в печатном виде, а ведь в советские времена каллиграфы трудились в органах ЗАГС и Внутренних дел, аккуратно выписывая нам жизненно необходимые документы – паспорта, свидетельства о рождении и браке. Сегодня любой декоративный вензель можно начертить на компьютере при помощи вычурных шрифтов.

Однако, практикующие каллиграфы есть и сегодня. В большинстве случаев каллиграфическое письмо существует на пригласительных открытках, поздравлениях по особому случаю, например, на День рождения или свадьбу. Многие компании, желающие выделить своё визуальное название, прибегают к рукописным логотипам.

Не обходится без каллиграфии графический дизайн и религиозное искусство. Даже уличное раскрашивание стен подростками, известное как граффити, пользуется приёмами каллиграфии.

граффити-на-стене

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.


Руководитель ассоциации Pappagallino multilingue (Многоязычный попугайчик), занимающейся развитием детского мультилингвизма, учитель русского языка и литературы.

Анализируя статьи о пользе чистописания, я всегда задавалась вопросом: “Если каллиграфия – это такая нужная вещь, то почему о ней всегда забывают?”

Казалось бы, что проще – учить ребёнка писать красиво. Но тут и начинается самое интересное!

Если у тебя в классе 30 человек, урок длится 45 минут, то 15 минут уходит на то, чтобы усадить детей за парты, сделать перекличку и обратить на себя внимание, 15 минут на проверку домашнего задания и 15 минут на объяснения нового материала. Главной целью становится: научить писать, учитывая, что родители, в большинстве своём, не очень-то и настаивают на каллиграфическом почерке.

Чтобы приучить к правильному письму, надо только одно – правильно писать. Долго и тщательно. А сейчас так нельзя – надо быстро и весело. Поэтому урок проходит быстро и весело, а времени на нужное переписывание одной и той же буквы нет.

Во Франции, например, вообще изменили правила написания букв , чтобы дети прибывших из бывших колоний “новых французов” быстрее адаптировались к латинскому письму.

Буквы начали писать снизу вверх и справа налево.

У нас в школе условия не такие жёсткие, поэтому в языковых классах мы можем себе позволить экспериментировать. Главное, чтобы в классах было не больше 10 человек.

У детей разный почерк, разная манера письма, разный уровень грамотности. Но читать сочинение в тетради, где нет помарок и ровный размеренный почерк, намного приятнее.

Не берем случаи дисграфии (специфических недостатков письма, вызванные нарушением высших психических функций, принимающих участие в процессе письменной речи), это проблема, требующая комплексной коррекционной работы не столько учителя, сколько невролога и логопеда.

В большинстве своём дети пишут с помарками и ошибками только потому, что не могут сосредоточится и заставить “свой мозг” писать. В нашем веке, чтобы усадить ребёнка писать, требуются неимоверные усилия со стороны родителей.

Именно родителей, потому что за те 45 минут мало что можно успеть, к сожалению. Но многие родители сейчас настроены на то, что всё должны сделать в школе на уроке.

Многим современным родителям хочется, чтобы ребёнок писал красиво, но они не всегда согласны с тем, что без повторений и монотонных “тренировок” ничего не получится. И конечно: “Правильно держать руку – это издевательство над природной анатомией ребёнка!”

Не слышали ещё такого от родителей?

Или “Пусть держит как хочет, главное, чтобы ему было удобно!”, “Почему именно так надо держать? Где это доказано? Раньше вон и левшей переучивали правой рукой писать, а теперь отстали. Скоро и от “правильного” держания ручки отстанут”.

Когда вы, как учитель, понимаете, что время можно найти, когда родители поняли, что без них не обойтись, возникает вопрос: что делать? с чего начать?

В идеале начинать надо было ещё в детском саду.

Чаще всего к нам приходят дети, у которых в голове есть чёткое представление о том, что писать надо ручкой.

  • убираем шариковые ручки. Больше мы их не достаём до конца года.
  • берём простой карандаш, лучше 2В, и начинаем писать буквы.


Письмо карандашом даёт возможность откорректировать силу нажатия на бумагу.

  • когда буквы запомнились и стали получаться, берём перья и чернила.

Чернила капают, перья не пишут… а они и не запишут, если правильно не взять перо в руки.

  • пишем однослоговые и двуслоговые слова, сразу в них и учимся соединять буквы между собой.
  • списываем простые предложения из сказок и стихотворений, которые разбираем на уроке.
  • обязательно в домашнее задание вносим Небольшие тексты для списывания.
  • устройте ежедневный конкурс на “лучший списанный текст”, но так, чтобы каждый ребёнок оказался с призом.

Дети очень тяжело подходят к тому, что какие-то действия должны быть монотонными и повторяющимися.

Я не стала со своими учениками заниматься прописями и чистописанием – с ними мы занимаемся каллиграфией.

Согласитесь, одно дело, когда тебе говорит: пойдём писать буквы, и совсем другое слышать, что ты идёшь рисовать буквы.

Каллиграфия – это искусство! А кому не хочется приобщиться к искусству?!

Чем мы занимается на уроках каллиграфии? Мы пишем.


  • пишем по каплям, когда учимся соединять слова.
  • пишем перьями, когда уже совсем уверены, что все буквы нам знакомы.
  • пишем кистями. Настоящими китайскими кистями и тушью.
  • перьями мы и рисуем, создавая свои подписи и монограммы.

Никто не говорит, что основная цель – это переписывание. Нужно ещё и орфографию повторять.

  • разбирая определённые буквы, мы проговариваем звук и находим способ вывести из “за руку” в сильную позицию” и/или в ударный слог.
  • играем в слова – расширяем словарный запас.
  • рисуем иллюстрации к сказкам, которые разбираем на уроке.
  • делаем свои книги, оформляя их и прописывая в них текст.

Книги-трёхстранички – очень полезная форма работы.

Во-первых, ученик видит конкретный результат своей работы.

Во-вторых, при записи текста в книжку, мы может отработать орфографию и пунктуацию.

В-третьих, ученик развивает фантазию и фантазировать по теме – это дает возможность мыслить направленно.

  • Сформулируйте цель курса. Это самое главное. Вы не сможете сделать хороший курс, если не поймёте “Зачем?”.
  • Определитесь, сколько часов вы готовы посвятить красивому письму.
  • Напишите примерный план: что за чем идёт, какие средства для переключения внимания будете использовать – это один из самых важных моментов.

Писать 2 часа к ряду сложно даже взрослому, значит с детьми надо будет писать с перерывами на полезный отдых. Например, положили карандаши и взяли кисти. Рисуем красивый цветок с петлями – вот отработка связей букв в слове.

  • Подготовьте все материалы для стажа. Не надейтесь на то, что родители принесут вам кисти и перья. После таких надежд обычно остаётся пара детей с широко раскрытыми глазами: “Мне мама не купила” и “Я забыл”.

Решите финансовый вопрос заранее. Соберите деньги с родителей или, что труднее, но увлекательнее, выпросите деньги у директора школы.

  • Если вы планируете сделать подобный стаж во время учебного процесса – перераспределите расписание.

Соберите в один день больше уроков русского языка и развития речи, а математику оставьте на то время, когда каллиграфия будет усвоена.

С другой стороны, можно ввести элементы каллиграфии и на уроке математики, не бойтесь экспериментировать.

Результат – это то, что можно показать другим. Делайте рисунки – это помогает контролировать движение руки, летите из глины – это развивает моторику, соберите мозаику – это развивает терпение. Всё это немного отвлечёт детей и даст наглядный результат. Сделайте азбуку из глины, создайте книгу, склейте мозаику-монограмму – рядом с чистописанием много всего интересного, чем можно с пользой передохнуть от написание букв и слов.

Вывод: начните создавать свой стаж только тогда, когда вы сами этого действительно захотите. Иначе ничего интересного не получится. Удачи вам!


Коварство шариковой ручки и спасительная помощь кисти

В наших тетрадях для каллиграфического рисования можно работать не только карандашом, но и кистью! Зачем? После рекомендаций Татьяны Артамоновой, единомышленницы РКШ из Краснодара, становится ясно:

«Письмо ― самый сложный вид деятельности человека. И самый развивающий. На кончиках большого, указательного и среднего пальцев, которыми мы пользуемся при письме пером, находятся нервные клетки, наиболее связанные с мозгом. Активизируя их, мы развиваем нашу речь, мышление, внимание и при этом формируем такие основополагающие черты характера, как терпение, усердие, аккуратность, точность.

Перо, в отличие от шариковой ручки, имеет свою пластику: оно погружает письменный текст в пространство и ритм, создаёт объёмную среду его обитания. Перо обладает трёхмерной графикой движения в пространстве.

Шариковая же ручка очень коварный инструмент! Через шарик наше построение текста сплющивается в двухмерном пространстве, уплощая и сознание. При письме шариковой ручкой не происходит активизации мозга (на неё надо давить), усилию придан режим постоянной мышечной напряжённости, угнетающий и разрушающий ритмическую основу в организации непроизвольной моторики. Сначала закрепощаются эти три пальца, затем зажимается вся рука, а потом и мозг. Где зажато, там нет проходимости, где нет проходимости, там возникает болезнь.

Никаких сложностей не возникает у ребёнка, если ему до семи лет не давали писать шариковой ручкой, а прививали любовь к рисованию через остроконечную кисть (Белку) и ширококонечную плоскую синтетику № 4–8, ширококонечные перья и цветные акварельные карандашики.

Почему надо начинать с кисти? Именно она помогает ребёнку впервые провести осознанный след на бумаге, такой разнообразный, пульсирующий, привлекающий внимание! Сколько ощущений испытывает малыш!

4lqG7pHByik

Потом мелки, сухая квадратная пастель.

Благодаря этому у детей не возникает проблем с дефицитом внимания. Они ещё только увидели мелки ― уже огонёк в глазках загорается, и мчатся творить.

Польза ширококонечного пера

Также Татьяна Артамонова предлагает работать в тетрадях для каллиграфического рисования ширококонечным пером и другими инструментами:

«Всем, у кого детки учатся в обычной школе и уже несколько лет пишут шариковой ручкой, я рекомендую начинать с тетради для каллиграфического рисования для четырёхлеток. В ней нужно поработать ширококонечным пером, чтобы дать ребёнку почувствовать разницу линии шариковой ручки и каллиграфических инструментов, привлечь детское внимание к нюансам линии. Он привык к тому, что шариковая ручка делает однообразный след на бумаге, как ни крути! Поэтому, взяв впервые перо в руки, ребёнок подстраивает его под линию шариковой ручки. А у каллиграфических инструментов такое многообразие вариантов пульсации линий! Надо дать детям прочувствовать их.

После того, как ребёнок начинает замечать, что линия может изменяться от тоненькой до широкой благодаря одному инструменту, он старается подстраивать и перо под эту линию, экспериментировать. После нескольких удачных попыток у него появляется навык, который он сам пытается закрепить.

 FQphoT3xE8

vBCgrnetXqs

Ещё один неожиданный вариант применения наших тетрадей от Марии Дульцевой из Санкт-Петербурга:

BPFv9SQdFTc

vHqpkn1rAmo

Буквы в рисунках

«Непростая эта леечка очень даже! Ребёнок обводит её и даже не подозревает, какие пласты знаний поднимает из глубины своей головки! Здесь и будущие русские заглавные буковки, и церковнославянские. Верхняя ручка лейки ― арочные формы букв, можно дополнительно добавить лужицы, бабочек, отдельные упражнения (место позволяет). Капли льются буквами "у". Насадка на носик лейки ― целая семья круглых церковнославянских букв.

Теперь понятно, почему детки РКШ показывают такие высокие знания и таланты! Если они уже в пять лет между прочим затрагивают такие пласты.

g K6x6 qf7w

В наших тетрадях для каллиграфического рисования можно не только обводить узоры, но и раскрашивать их и даже превращать в настоящие картины. Своим творческим видением работы делятся в гимназии имени святителя Гурия Казанского:

9XJo1ttmZ1M

p77zF9aDtqg

cY2h2rWKpOY

S3PS4K9Lr6Y

8xrr 8F8gb8

JrBtbwxdOGI

P5FN9Ag4X5g

pGMWKQOLqjg

PpQWTFc55tY

Посмотреть другие работы дошколят из казанской гимназии в тетрадях для каллиграфического рисования можно по этой ссылке.

Читайте также: