Календарное планирование совместной коррекционно образовательной деятельности на логопункте доу

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Своевременное выявление и преодоления различных нарушений устной речи у детей дошкольного возраста. Профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

1. Совершенствование физической активности дошкольников, как условие полноценного развития и приобщения к здоровому образу жизни;

2. Создание условий опытной исследовательской деятельности в процессе эколого-педагогической работы дошкольного учреждения;

3. Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ.

1. Развитие и приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, через коррекционно-развивающию работу на логопедических занятиях;

2. Формирование у ребёнка правильного звукопроизношения в процессе экологического воспитания;

3. Осуществление учебно-воспитательной работы с детьми ОВЗ, оказание методической помощи родителям и педагогам.

1 Подготовка кабинета к новому учебному году.

2 Комплектование логопедического пункта

С 01 по 15 сентября

3 Составление расписания непосредственной образовательной логопедической деятельности (подгрупповых, индивидуальных форм работы)

С 01 по 15 сентября

4 Планирование подгрупповой, индивидуальной непосредственной образовательной логопедической деятельности

5 Ведение индивидуальных тетрадей детей

6 Заполнение речевых карт

С 01 по 15 сентября

7 Заполнение журнала учета посещаемости детей

8 Заполнение журнала первичного диагностического обследования

С 01 по 15 сентября

Оформление журнала консультаций логопеда для родителей и педагогов

10 Отчет о проделанной коррекционной работе за учебный год

11 Составление календарного плана

С 01 по 15 сентября

Составление перспективного плана С 01 по 15 сентября

Составление индивидуального маршрута по коррекции звукопроизношения С 01 по 15 сентября

Обследование речи детей с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи.

При использование методического пособия

-В. М. Акименко Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями.

С 01 по 15 сентября, 15 – 31 мая

2 Сбор педагогических сведений о раннем развитии ребёнка

С 01 по 15 сентября

3 Динамическое наблюдение логопатов в течение года

Коррекционно-развивающая работа с детьми

1 Коррекционно - развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия подготовительных групп, по следующим направлениям:

- устранение недостатков произношения;

- скорректировать недостатки речевого выдоха;

- развитие фонематического восприятия,

- смягчить нарушения подвижности органов артикуляции (артикуляционного аппарата, речевых органов);

- расширение и уточнение словаря по лексическим темам;

- развитие связной речи;

- развитие мелкой моторики

“Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной,

“Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей” Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной,

Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой“Программа коррекционно-развивающей работы для детей с онр” Н. В. Нищевой.

Работа с педагогами

1 Индивидуальные беседы по результатам логопедического обследования, разработка путей дальнейшего взаимодействия.

2 Ведение тетрадей взаимодействия воспитателя и учителя – логопеда;

12 Участие в праздниках, развлечениях, мероприятиях, проводимых в детском саду

Работа с родителями

1 Подготовка консультаций для родителей подготовительной группы:

6 Проведение занятий в присутствии родителей на фронтальные и индивидуальные занятия с целью ознакомления с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения детей

7 Посещение и выступление на родительских собраниях

Индивидуальные логопедические занятия в присутствии родителей В течении года

6 Выступления на родительских собраниях по запросу воспитателей В течении года

7 Индивидуальное консультирование по запросу родителей и педагогов

Оформление и комплектование кабинета

1 Пополнение учебно-методического комплекса.

2 Пополнение учебно-дидактического комплекса

3 Пополнение учебно-дидактического комплекса

Повышение профессиональной квалификации

1 Участие в МО учителей-логопедов.

2 Участие в педсоветах, семинарах ДОУ, пед. часы

Рабочий кабинет учителя-логопеда в ДОУ

Рабочий кабинет учителя-логопеда в ДОУ Давайте познакомимся. Я, Юдина Надежда Александровна. Образование: высшее, в 2015 году окончила ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический.

Годовой отчет учителя-логопеда Годовой отчет Учителя логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности Веревкина Т. Н. за 2015-2016 учебный год В.

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми имеющими ТНР (ОНР) Дмитриева Е. С. учитель-логопед.

Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Методическое.

Взаимодействие инструктора по физической культуре, учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ Давно известно, что у детей с нарушением речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам: 1. По развитию физических.

Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей ДОУ в комплексной работе с детьми с ОВЗ (опыт работы ДОУ)

Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей ДОУ в комплексной работе с детьми с ОВЗ (опыт работы ДОУ) Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции,.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Календарно-тематическое планирование

совместной коррекционно-образовательной деятельности

с детьми 6-7 лет на логопункте ДОУ

Календарное планирование носит коррекционно-развивающий характер и предназначено для обучения и воспитания детей 6-го и 7-го годов жизни.

Формирование звуковой стороны речи рассматривается как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Форма организации обучения – подгрупповая. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, периодичность занятий – 2 раза в неделю по 25-30 минут для детей подготовительного к школе возраста (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

Порядок и последовательность изучения звуков, количество занятий, игры и упражнения могут меняться по усмотрению логопеда.

Цель, задачи

Совместная образовательная деятельность

Познакомить детей со звучащим словом.

Дать представление о многообразии слов.

Расширение предметного словаря по лексической теме.

Ознакомление с органами артикуляции и статическими артикуляционными упражнениями.

Выполнение направленного выдоха через рот на предмет.

Продолжить знакомство детей со звучащим словом.

Познакомить детей с гласными звуками; учить их правильно произносить и распознавать на слух.

Учить четко различать элементарные единицы письменной речи (буквы) и устной речи (звуки).

Учить определять позицию звука в слове.

Упражнять в интонационном выделении звука в слове.

Расширение словаря признаков по теме.

Развивать фонематический слух, внимание, память.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Развивать дыхание, голос.

Знакомство с буквой А;

Совершенствовать фонематический слух.

Учить определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

Учить четко произносить и давать характеристику звуку У.

Развивать фонематический слух, внимание, память.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Развивать дыхание, голос.

Артикуляция звука, его характеристика.

Закрепить понятие гласный звук.

Учить дифференцировать звуки А,У на слух и при произношении.

Обучение подбору слов на заданный звук

Формировать навыки звукового анализа звукосочетаний типа АУ, УА, УАУ, УУА.

Развивать фонематический слух, внимание, память.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Развивать направленное речевое дыхание.

Учить выделять данный звук в различных позициях.

Развивать слоговой синтез слов, фонематический слух, внимание, память.

Совершенствовать навык связного высказывания.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Развивать дыхание, голос.

Чтение звукового ряда: АОУ, ОУО, УАО.

Учить выделять данный звук в различных позициях.

Формировать навыки звукового анализа: умение разделять на звуки, определять место звука в слове среди других звуков.

Развивать слоговой синтез слов, фонематический слух, внимание, память.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Развивать дыхание, голос.

Знакомство с буквой, чтение звукового ряда из букв И, и выкладывание звуковой схемы.

Учить определять позицию звука в слове

Развивать слоговой ритм.

Развивать слоговой синтез слов, фонематический слух, внимание, память.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Развивать дыхание, голос.

Выкладывание звуковой схемы звукового ряда, запись (выкладывание буквами).

Учить определять позицию звука в слове

Развивать слоговую структуру сложных слов.

Учить разгадывать загадки, развивать логическое и аналитическое мышление.

Развивать слоговой синтез и анализ слов, фонематический слух, внимание, память.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Развивать дыхание, голос.

Чтение ряда из букв: ЭАИ, ИОАЭ, ЭОУА…

Обобщение пройденного материала по гласным звукам.

Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, речь;

З акреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове ;

Продолжать учить определять количество слогов в слове;

З акреплять графические образы букв.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Развивать дыхание, голос.

Используем вышеперечисленные дидактические игры и упражнения.

Учить различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, отличать согласные звуки от гласных, звуки от букв.

Формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Учить читать слоги с новой буквой.

Развивать слоговой синтез и анализ слов, фонематического слуха, внимания, памяти.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Развивать дыхание, голос

Звуко-слоговой анализ слова МАМА.

Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости.

Учить находить слова с новыми звуками.

Формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Учить читать слоги с новой буквой.

Развивать фонематический слух, внимание, память.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Развивать дыхание, голос.

Звуко-слоговой анализ слова НИНА.

Закрепить понятие согласный звук.

Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости.

Закреплять навык определять позицию звука в слове;

- закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);

- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

Развивать фонематический слух, внимание, память.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Развивать дыхание, голос.

Звуко-слоговой анализ слов: ОН, МИ

Учить находить слова с новыми звуками и определять их позицию в слове.

Упражнять детей в образовании новых слов от слова-образца.

Работа над предложением.

Развивать фонематический слух, внимание, память.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Развивать дыхание, голос.

Чистоговорки для логоритмической паузы. Динамическая пауза, физминутка, пальчиковая гимнастика.

Активизировать слуховое внимание.

Закреплять графическое обозначение буквы Р.

Развивать фонематический слух, упражнять в звуко-слоговом анализе.

Активизировать познавательную деятельность.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Развивать дыхание, голос.

Здоровьесберегающие игры и упражнения – зрительная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, физминутки.

Активизировать слуховое восприятие.

Закреплять звуко-слоговой анализ, а также образование сложных слов.

Активизировать познавательную деятельность.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Развивать дыхание, голос.

Звуковой анализ с составлением графической схемы слов: Рома, Луна.

Здоровьесберегающие игры и упражнения – зрительная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, физминутки.

Продолжать активизировать слуховое внимание.

Закреплять умение дифференцировать звуки по твердости-мягкости, умению определять нахождению его в слове – начало, середина, конец.

Закреплять умение читать слоги с данными буквами.

Развивать фонематический слух, внимание, память.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Развивать дыхание, голос.

Используем вышеперечисленные дидактические игры и упражнения.

Звуковой анализ с составлением графической схемы слов: МИЛА, МАМА, ЛАМА, ЛИМОН, РАМА, НОРА, МИР ( на выбор).

Здоровьесберегающие игры и упражнения – зрительная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, физминутки.

Учить различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.

Формировать навык звуко-буквенного анализа.

Развивать фонематический слух.

Учить читать слова с пройденными звуками.

Продолжать упражнять в нахождении места звука в слове.

Развивать внимание, память, мышление, а также речевой самоконтроль.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Звуковой анализ – МУХА, ЭХО, ХОР.

Здоровьесберегающие игры и упражнения – зрительная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, физминутки.

Учить определять позицию звука в слове.

Развивать звуко-слоговой и звуко-буквенный синтез и анализ.

Развивать умение подбирать родственные слова.

Упражнять в составлению предложений по заданию.

Упражнять в образовании существительного множественного числа от ед.

Развивать чувство ритма и рифмы.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Звуковой анализ слова – ЛИЦО, УЛИЦА.

Здоровьесберегающие игры и упражнения – зрительная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, физминутки.

Отличать всегда мягкий звук от остальных согласных звуков. Четкая характеристика звука.

Закреплять умение отличать звуки от букв.

Упражнять в делении слов на слоги, определении позиции звука в слове – начало, середина, конец.

Упражнять с разрезной азбукой в составлении и преобразовании слов.

Упражнять в образовании превосходной степени прилагательных.

Здоровьесберегающие игры и упражнения – зрительная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, физминутки.

Закрепить умение выделять нужный звук в словах, делить слово на слоги.

Закрепление правильного произношения звука, его характеристика.

Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа.

Упражнять в употреблении имен сущ. мужского и женского рода, обозначающих профессии с суффиксами –щик-, -щиц-.

Развивать фонематические процессы.

Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторики.

Звуковой анализ слова – ЩИ

Здоровьесберегающие игры и упражнения – зрительная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, физминутки.

Формировать умения различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, выделять слова из текста, определять позиции звука в словах.

Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.

Упражнять с разрезной азбукой, составление и преобразование слов.

Упражнять в употреблении антонимов.

Развивать фонематические процессы.

Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторики.

Сравнительная характеристика звуков Х-Ц-Ч-Щ.

Звуко-слоговой анализ слов: ЛИЦО, РОЩА, ЛУЧИ.

Здоровьесберегающие игры и упражнения – зрительная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, физминутки.

Продолжать обучению звуковому анализу и синтезу слов.

Учить находить звук по заданной звуко-буквенной характеристике, читать слоги и слова.

Упражнять в употреблении существительных в род. падеже в ед. числе.

Развивать продолжительность речевого выдоха.

Развивать фонематические процессы.

Продолжать развивать память, внимание.

Звуковой анализ слов: КИНО, КОМ.

Песенка [И] – детям показываем графическое изображение.

Физминутка, пальчиковая гимнастика.

Учить различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные.

Упражнять в определении позиции звука в слове.

Продолжать обучать звуко-слоговому анализу слов.

Развивать фонематический слух.

Развивать мыслительную деятельность.

Практическое упражнение в развитии голоса, мимики.

Работа со сказкой: про Белоснежку и семь гномов, изобразить грустного, веселого, хмурого, ленивого… и т.д. гномов.

Чистоговорки, звуко-слоговой анализ слов: ГРАЧ, ГНОМ, ЛУГ.

Физминутка, пальчиковая гимнастика.

Закрепить навык произношения и различения данных звуков.

Продолжить формировать навыки звуко-буквенного и слогового анализа.

Упражнять с разрезной азбукой.

Составление предложений, образование сложных слов, поиск родственных слов.

Развивать фонематические процессы.

Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторики.

Звуковой анализ слов: ОСА, ЧАСЫ.

Здоровьесберегающие игры и упражнения – зрительная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, физминутки.

Учить находить слова с этими звуками и определять позицию в слове.

Упражнять с разрезной азбукой.

Пробуждать интерес к ритмико-слоговому строению слова.

Развивать фонематический слух.

Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторики.

Звуковой анализ слов: ЗИМА, ЗОНТ.

Здоровьесберегающие игры и упражнения – зрительная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, физминутки.

Учить самостоятельно находить слова с новыми звуками и определять их позицию в слове.

Продолжать формировать умения выполнять звуковой анализ слов.

Развивать фонематический слух.

Развивать навык связного высказывания.

Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторики.

Звуковой анализ слов: ПИЛА, СУП, РЫБА, БУСЫ.

Здоровьесберегающие игры и упражнения – зрительная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, физминутки.

Формировать умение четко произносить этот звук в слогах, словах и фразах, давать характеристику.

Формировать навык осознанного чтения.

Развивать фонематическое восприятие и внимание.

Развивать звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез.

Развивать зрительное внимание, слуховую память.

Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторики.

Звуко-слоговой анализ слов: ШУМ, ШИНА, МАША.

Здоровьесберегающие игры и упражнения – зрительная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, физминутки

Учить различать звонкие и глухие согласные звуки, отличать звуки от букв, определять позицию звука в слове.

Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа с новым звуком.

Упражнять с разрезной азбукой: составлять и преобразовывать слова.

Развивать фонематическое восприятие и внимание.

Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторики.

Подбери родственные слова к слову ЁЖ.

Здоровьесберегающие игры и упражнения – зрительная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, физминутки

Учить самостоятельно находить слова с новыми звуками и определять их позицию в слове.

Закреплять умение делить слова на слоги.

Совершенствование навыков звуко-слогового анализа.

Составление и анализ предложения.

Развивать фонематический слух.

Развивать общую, мелкую, артикуляционную гимнастики.

Звуко-слоговой анализ слов: ФЛАГ,КВАС, ВИКА, ФИКУС.

Здоровьесберегающие игры и упражнения – зрительная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, физминутки

Учить самостоятельно находить слова с новыми звуками и определять их позицию в слове.

Учить читать слоги и слова с пройденными буквами, а также делать звуковой анализ данных слов.

Развивать фонематический слух.

Развивать общую, мелкую, артикуляционную гимнастики.

Звуковой анализ слов: ДОМ, ДИМА, МОСТ, ТИГР.

Здоровьесберегающие игры и упражнения – зрительная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, физминутки

Учить определять позицию звука в слове.

Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.

Упражнять с разрезной азбукой, составление и преобразования слов.

Развивать фонематический слух.

Развивать общую, мелкую, артикуляционную гимнастики.

Звуко-слоговой анализ слов: МАЙ, ЙОД.

Здоровьесберегающие игры и упражнения – зрительная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, физминутки

Обобщить и систематизировать полученные знания о согласных звуках и буквах.

В этих условиях требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей.

В основу логопедической работы положены традиционные, классические программы:

  1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978.
  2. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетикофонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.
  3. Программа коррекционного обучения и воспитание детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1989.
  4. Программа коррекционного обучения и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1991.
  5. Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.: 2004.

Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают особенностей детей, что является необходимым. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

  1. Характеристика возрастных особенностей воспитанников.

2.1. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР, ФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустикофонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

  • трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
  • при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
  • невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления, характеризующие ФФНР:

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия.

Несформированность фонематического восприятия выражается в:

  • нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
  • неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
  • затруднениях при анализе звукового состава речи.

У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:

  • внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
  • объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
  • отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

  • поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
  • могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
  • возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
  • в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

В отличие от детей с ФФНР дети с фонетическим нарушением речи (ФНР) не имеют нарушений фонематического слуха и восприятия.

ФНР - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Как правило, такие нарушения звукопроизношения связаны с нарушением артикуляционной моторики или ее недостаточной сформированностью. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается.

(Моторное нарушение речи).

Такие расстройства могут проявляться:

  • в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
  • в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.

Чаще всего нарушаются:

  1. свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц
  2. шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ
  3. сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)
  4. заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).

2.2. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ОНР

ОНР - это такое речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематического и лексикограмматического). Это обусловлено тем, что в процессе онтогенеза все компоненты развиваются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие какого-то одного компонента вызывает недоразвитие других компонентов речевой системы.

Речевой опыт детей с ОНР весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного обучения. Поэтому разговорная речь детей с данными речевыми нарушениями оказывается бедной, малословной, тесно связанной определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто непонятной. Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо развивается с большими трудностями, либо, вообще, полностью отсутствует.

Все указанные отклонения в развитии речи самостоятельно не преодолеваются и не исчезают. Поэтому речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования системы коррекционных мероприятий, предусматривающих формирование речевой практики, в процессе которой происходит овладение фонематическими и лексикограмматическими закономерностями языка, обучение речи как средству общения и обобщения.

Выделение ОНР - это выделение определенного симптомокомплекса. Данная группа является сложной. Существуют различные категории детей: дети с моторной и сенсорной алалией; дети с задержкой речевого развития как симптом задержки психического развития; дети с дизартрией; дети с задержкой речевого развития невыраженной этиологии.

Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного отсутствия речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Левина Р.Е. выделила три уровня общего недоразвития речи:

  1. самый тяжелый – ОНР 1 уровня;
  2. средний – ОНР 2 уровня;

3. более легкий – ОНР 3 уровня.

Общее недоразвитие речи I уровня.

Общее недоразвитие речи II уровня.

Предложно-падежные конструкции воспроизводятся неправильно.

Таким образом, у детей с ОНР 2 уровня наблюдаются морфологические и синтаксические аграмматизмы, примитивная связная речь, понимание речи остается неполным, т.к. многие грамматические формы различаются недостаточно.

Общее недоразвитие речи III уровня.

Наблюдается нарушение сложных форм фонематического анализа и синтеза.

Выражены нарушения в овладении чтением и письмом.

Таким образом, на третьем уровне ОНР наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной фразы.

3. Особенности осуществления образовательного процесса

3.1. Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда логопедического пункта ДОУ по реализации коррекционноразвивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР и др. речевыми патологиями), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.

В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • преодоление недостатков в речевом развитии;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза;
  • развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи).

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов :

  • принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
  • онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

❖ принцип обеспечения активной языковой практики.

Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционноразвивающие занятия (индивидуальные и подгрупповые), в соответствии с Рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Таким образом, основной задачей Рабочей программы учителя-логопеда на 2017-2018 учебный год является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Ежедневное планирование учителя-логопеда . Логопункт ДОУ.

План индивидуальной работы на 25.10.16

Ф. И ребенка

Цель занятия

Программное содержание

Подготовка к исправлению Р (из одноударного)

Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. Инструкций.

Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.

Точечная настройка фон. воспр на звук Р: выделение на слух:

— из звуков: В-Д-Р-Т-Г-Д-Ж-Л-Р

— из вариантов произношения РАК, РУКА, ПАР, ДАР, ВОРОНА ( Р- В, Д, Г, Т, одноуд., велярный, увулярный, проторный, кучерской).

5. Закрепление знаний артикуляции звука Р.

Растягивание подьязычной связки. Подготовка к исправление произношения Ш (из щечного)

Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.

Активная Артик. гимнатика: улыбка-хоботок-поцелуйчик, бегемот-лев-киска, толстяк-худышка, попеременное надувание щек, щетка- сметка, змейка, качели, лошадка, грибок, гармошка, лопатка, чашечка, чашечка за зубками, терка

Пассивная артик. гимнастика: растягивание подяз.

Упражнения на укрепления щек: буря в стакане.

Автоматизация Р в словах с ТР, ДР, отделение Р.

Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.

Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.

4. Задания на автом. ДР, ТР.

Автоматизация Р в словах с ТР, ДР, отделение Р.

Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций (см. приложение).

Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.

4. Задания на автом. ДР, ТР.

Автоматизация Р в словах с ТР, ДР, отделение Р.

Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.

Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.

Тренировка выдоха (буря в стакане), речевого дыхания для звука Р: сдуй ватку (язык в форме чашечки)

5. Задания на автом. ДР, ТР.

Подготовка к постановке Р

Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.

Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.

Тренировка выдоха (буря в стакане), речевого дыхания для звука Р: сдуй ватку (язык в форме чашечки)

Точечная настройка фон. воспр на звук Р: выделение на слух:

— из звуков: В-Д-Р-Т-Г-Д-Ж-Л-Р

— из вариантов произношения РАК, РУКА, ПАР, ДАР, ВОРОНА ( Р- В, Д, Г, Т, одноуд., велярный, увулярный, проторный, кучерской).

6. Повторение артикуляции звука Р.

Подготовка к постановке Р

Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций .

Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.

Тренировка выдоха (буря в стакане), речевого дыхания для звука Р: сдуй ватку (язык в форме чашечки)

Точечная настройка фон. воспр на звук Р: выделение на слух:

— из звуков: В-Д-Р-Т-Г-Д-Ж-Л-Р

— из вариантов произношения РАК, РУКА, ПАР, ДАР, ВОРОНА ( Р- В, Д, Г, Т, одноуд., велярный, увулярный, проторный, кучерской).

6. Повторение артикуляции звука Р.

Атоматизация Л’ словах.

Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.

Автоматизация Л в словосчетаниях

Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.

Подготовка к постановке Ш.

Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций .

Активная Артик. гимнатика: улыбка-хоботок-поцелуйчик, бегемот-лев-киска, толстяк-худышка, попеременное надувание щек, щетка- сметка, змейка, качели, лошадка, грибок, гармошка, лопатка, чашечка, чашечка за зубками, терка

Упражнения на укрепления щек и силы выдоха: буря в стакане.

Автоматизация проторного Р, выработка сильной, целенаправленной воздушной струи на кончик языка.

Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.

Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.

Закрепление знаний артикуляции звука Р.

Автоматизация проторного Р, выработка сильной, целенаправленной воздушной струи на кончик языка.

Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций.

Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.

Закрепление знаний артикуляции звука Р.

Подготовка к постановке Р.

Активация слухового внимания и памяти: выполнение слов. инструкций

Артик. гимнастика: улыбка (статично), окошко (статично) лопатка(статично), чашечка( статично), терка, барабан.

Точечная настройка фон. воспр на звук Р: выделение на слух:

— из звуков: В-Д-Р-Т-Г-Д-Ж-Л-Р

— из вариантов произношения РАК, РУКА, ПАР, ДАР, ВОРОНА ( Р- В, Д, Г, Т, одноуд., велярный, увулярный, проторный, кучерской).

5. Закрепление знаний артикуляции звука Р.

План индивидуально-подгрупповой работы на 25.10.16

Ф. И ребенка

Цель занятия

Программное содержание

1. Лисов Григорий

2. Крапивенцева Алина

Дифференциация Р-Л в предложениях

1. Гонзолюк София

2. Комиссаров Степан

3. Малкова Ксения

Автоматизация Р в словосчетаниях.

Образвание притяжат. прилагат от. : баран, корова, кролик

Работа над силой выдоха, силой голоса, дикциец. Автоматизация Ш в слогах.

Активная Артик. гимнатика: улыбка-хоботок-поцелуйчик, бегемот-лев-киска, толстяк-худышка, попеременное надувание щек, щетка- сметка, змейка, качели, лошадка, грибок, гармошка, лопатка, чашечка, чашечка за зубками, терка

Развитие мелодико-интонационной стороны речи. Проговаривание Ш с разной интонацией.

2. Мальцева Алиса

Развитие слухового внимания и памяти. Развитие фонематического восприятия. Работа над слоговой структурой.

6. Воспроизведение рядов гласных.

7. Кодировка рядов гласных хлопками .

1. Самульник Саша

2. Ярославский Дмитрий

Работа над лексико-граматическим категориями. Развитие внимания.

Тема: времена года.

1. Алексаненко Капитолина

2. Загоруйко Иван

Развитие навыка фонематического анализа

ЛогоНадежда — логопедам

Планирование

Перспективный план

Опираясь на этот план, я занимаюсь коррекцией речевой патологии логопатов — ОНР разного уровня, ФФНР, ФНР. А воспитатели по нему формируют речь у всех старших дошкольников.

— работа с детьми

— работа с воспитателями

— работа с родителями

— взаимодействие со специалистами и школой.

Задачи

При планировании, особенно календарном, следует ставить конкретные задачи. Для логопедических занятий эти задачи зависят от этапа коррекционной деятельности. Примерный список слов, с которых начинается формулировка задачи: читать дальше

Список литературы

По просьбам логопедов во время стажёрской практики размещаю список литературы, используемый при разработке интегрированных речевых модулей. Читать Дальше…

Аттестация

Этот материал был представлен педагогами ИРО г. Екатеринбурга на семинаре в 2013 году.

Программа

Структура рабочей программы (примерно по такой-же структуре можно составить любую программу). Читать дальше …

Аналитический отчёт

Методические рекомендации к написанию, оформлению и представлению аналитического отчёта. Читать дальше …

Документы

Краткая речевая карта используется на логопункте ДОУ для большого количества логопатов. Умещается на лист А4 с двух сторон и выглядит в виде брошюры. Речевая карта…

Сегодня у педагогов дошкольных учреждений возникает проблема выбора программ, учебных и развивающих пособий. Одним из рекомендательных документов являются инструктивные письма Российской Академии образования. Представляю одно из них, которое рекомендует критерии отбора учебно-методических комплектов для развития и обучения старших дошкольников. Данное письмо находилось в пакете материалов семинара. проводимого в ИРО в 2013 году Чиндиловой О. В, кандидатом педагогических наук, доцентом АПКиППРО, Инструктивно-методические материалы.

Методические рекомендации по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду. О целесообразности расширения видового многообразия ДОУ.

Виды ДОУ.

Методическое письмо Российской Академии образования, в котором даны рекомендации по системе требований к содержанию и процедуре обследования детей старшего дошкольного возраста и готовности дошкольников к обучению в начальной школе. В систему требований входят: требования к организации; требования к проведению обследования; требования к содержанию диагностического обследования; требования к процедуре обследования; требования к профессиональной подготовке специалиста, который проводит диагностическое обследование. Читать методическое письмо …

Научно-методическая база

Обучение и развитие в дошкольном возрасте

Л.С.Выготский

Это стенограмма доклада, прочитанного Львом Семеновичем на Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию в середине тридцатых годов — в тот период, когда в советском государстве уже сложилась система детских садов и речь шла о разработке единых подходов к образованию дошкольников. Читать статью

Подготовка дошкольников к обучению в школе

А.Л.Венгер д.псих.наук, О.В.Даниленко, И.В.Ермакова к.псих.наук,

Г.С. Ковалёва к.п.н., Н.В. Нурминская

В период подготовки ФГОС Российская Академия образования Институт содержания и методов обучения проанализировали готовность дошкольников к обучению в первом классе в 8 регионах РФ. Этот материал особенно интересен педагогам, готовящимся к аттестации. Он позволяет сравнить результаты своей педагогической работы с результатами ДОУ страны. Подготовка дошкольников к обучению в школе..

Индивидуально–подгрупповое планирование занятий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Первое полугодие (октябрь, ноябрь, декабрь).

Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по периодам в старшей группе для детей с ОНР.

Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР.

Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по периодам в подготовительной группе для детей с ОНР.

Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР.

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе для детей с ОНР.

Логопедическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи III уровня в образовательном процессе ДОУ.

Взаимосвязь в работе учителя — логопеда с родителями в группе для детей с ОНР.

Планирование коррекционной работы по развитию эмоциональной лексики у детей с ОНР.

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи. Практический материал из опыта работы детского сада.

План коррекционно-развивающей работы по теме: “Развитие пространственного ориентирования у старших дошкольников”.

Календарно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием метода наглядного моделирования и схематизации в группе для детей с ОНР.

Цикл семинаров-практикумов для родителей “Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы в детском саду и дома”.

Читайте также: