Календарно тематическое планирование формирование игровой деятельности вспомогательная школа

Обновлено: 05.07.2024

1.5 Используемые педагогические технологии.
- игровая деятельность (ведущая при обучении детей с ТМНР, обучение выстраивается с элементами игры, с привлечением их личного жизненного опыта);
- технология личностно - ориентированного подхода (основывается на учете индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы)
- здоровьесберегающая технология (обеспечивает обучаемому возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Чередование видов деятельности на занятии, которое помогает сохранять интерес к деятельности, обучающиеся не утомляются, сохраняется мотивация к обучению);
- проектная деятельность (ведущую роль берёт на себя педагог и направляет деятельность обучающихся, проекты краткосрочные; возможно привлечение в помощь ребенку родителя)
- технологии интегрированного обучения (многие темы предмета так же изучается на уроках математики, речи и альтернативной коммуникации, на уроках изобразительной деятельности, во внеурочной деятельности;)
- информационно-компьютерные технологии (применяется при объяснении нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия.)

____________ Иванова С.И. ____________ Игнатьева А.С.

по предмету Игротерапия

на 2014- 2015 учебный год

Игра – один из основных видов деятельности младшего школьного возраста. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования норм человеческих взаимоотношений, развитие морали ребенка и совершенствование психических процессов. В ходе игры учащиеся приобретают навыки взаимодействия в коллективной деятельности: умение действовать сообща (навык сотрудничества), считаться с интересами других (само и взаимоконтроль), подчинять свои интересы общим (соподчинение), уступать, принимать правильное решение. Игра помогает развивать любознательность, облегчить процесс усвоения знаний, сделать любой учебный материал доступным для каждого учащегося

- коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;

- релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

- воспитательную – психотренинг и психокоррекция отклоняющегося поведения;

- развивающую – развитие психических процессов и ВПФ, двигательной сферы;

- дидактическую (обучающую ) – обогащение информацией об окружающем мире.

дать многогранное полифункциональное представление учащимся об окружающей действительности, обогатить их чувственный познавательный опыт, способствующие оптимизации психического развития ребенка и эффективной социализации в обществе.

- корригировать ВПФ ребенка, недостатки познавательной деятельности и эмоционально-волевую сферу;

- предупреждать вторичные отклонения и нарушения в развитии,

- подготавливать к восприятию учебного материала, осуществляя межпредметную связь;

- учить умению сравнивать, обобщать, классифицировать предметы, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи;

- формировать пространственно-временные представления и ориентировки, знания сенсорных эталонов - определенных систем и шкал: величины, световой спектр;

- воспринимать окружающий мир через свойства и признаки его объектов: цвет, вкус, запах, звуки, ритмы;

- развивать слухоголосовые и зрительно-двигательные координации, моторную неловкость, мелкую моторику;

- обогащать словарный запас новой терминологией;

- воспитывать мотивацию к учению.

Разделы, темы программы, содержание цикла занятий носят коррекционно-развивающий характер. Программа реализуется через предметно-практическую, музыкально-ритмическую, изобразительную деятельность, конструирование, тренировочные упражнения, игры и готовит учащихся к восприятию учебных предметов на уроках математики, русского языка, устной речи, занимательного труда, рисования, физкультуры, живого мира. На уроках используются опорные схемы, демонстрационные пособия, аудио, видео - материалы, компьютерные технологии. Концентрическое расположение учебного материала создает условие для постепенного накопления информации учащимися, отработки её по темам и развития каждого ребенка в ЗБР.

Количество часов по программе 1- 4 классов составляет за год -34 часа (1 класс – 33 часа). Структура разделов в каждом классе и количество часов по разделам одинаковы (кроме 1 класс, Раздел IX.Формирование временных представлений - 2 ч.)

- формирование моторики и графомоторных навыков;

- формирование тактильно-двигательного восприятия;

- формирование кинестетических и кинетических ощущений;

- формирование представлений о форме, величине, цвете предметов, конструирование;

- формирование зрительного восприятия;

- формирование представлений об особых свойствах предметов;

- формирование слухового восприятия;

- формирование пространственных представлений;

- формирование временных представлений.

Реализация программы направлена на коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, высших психических функций и познавательной сферы, преодоление трудностей в владении программными знаниями, умениями, навыками, что способствует осуществлению личностно ориентированного подхода.

34 часа, 1 час в неделю

  1. Формирование моторных и графомоторных навыков – 7 часов.
  1. Формирование тактильно-двигательного восприятия – 2 часа.

Игры с мелкой мозаикой.

III. . Формирование кинестетических и кинетических

ощущений – 2 часа.

IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование – 7 часов.

Составление сериационных рядов по величине по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов.

V. Формирование зрительного восприятия – 3 часа.

Нахождение отличительных и общих признаков предметов (сравнение

Профилактика зрения. Гимнастика для

VI. Формирование представлений об особых свойствах

предметов – 4 часа.

Температура. Измерение температуры тела, воды, воздуха. Развитие осязательных ощущений (сухое – влажное - мокрое…).

VII. Формирование слухового восприятия – 3 часа.

VIII. Формирование пространственных представлений - 3 часа.

Ориентировка на листе бумаги разного формата и разного расположения (горизонтально, вертикально, под углом).

IX. Формирование временных представлений – 3 часа.

Возраст людей. Последовательность основных жизненных событий.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ:

Учащиеся должны знать:

- упражнения для профилактики и коррекции зрения;

- спектр цветов и оттенков;

- длительность временных интервалов;

Учащиеся должны уметь:

- выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять

- выполнять заданные движения при штриховке двумя руками;

- группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, использовать речевое сопровождение;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования Республики Карелия

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Карелия

Протокол Методического Совета № _

от ___________ года

Протокол Педагогического Совета № __

от ______________ года

Адаптированная Рабочая Программа по внеурочной деятельности

(уровень начального общего образования,

для умственно отсталых обучающихся с НОДА

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

4. Учебный план образовательного учреждения.

Срок реализации рабочей программы – 2 года (2016-2018 учебный год).

Цель программы - создание условий для успешной адаптации ребенка к школе, для коррекции и развития его личности.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- развитие познавательной сферы ребенка.

- развитие эмоционально-волевой сферы.

- формирование коммуникативных навыков.

- формирование навыков культурного поведения.

- обогащение представление об окружающем мире,

- развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.

- пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Для реализации поставленных задач в программе использованы следующие игры: дидактические, пальчиковые, конструктивные. Каждый вид игры выполняет специфические функции.

Дидактические игры - одно из средств развития познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта. В ходе их дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами взаимодействия с ними, уточняют сведения об окружающем мире, развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь.

В ходе конструктивных игр у ребят развивается пространственная ориентация, а так же мелкая моторика.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, - это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Программа направлена на формирование у детей игровой деятельности, что способствует продуктивному развитию их психической сферы и социально-бытовой адаптации. Данная программа адресована для учителей, воспитателей специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида.

Особая роль в развитии личности ребенка принадлежит игровой деятельности.

Учитывая, что биологический возраст детей с интеллектуальным недоразвитием не совпадает с их психологическим возрастом, ведущая роль в обучении школьников с различной степенью умственной отсталостью принадлежит игровой деятельности.

Формирование игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья отличается качественным своеобразием, которое в первую очередь обуславливается низким уровнем развития предметных, игровых действий детей, недоразвитием пространственной ориентировки, бессистемного проявления двигательной активности, низким уровнем развития моторики и несформированностью психических процессов, неумением четко выделять цели и задачи игры, осуществлять игровое действие.

В ходе игры ребенок учится действовать сообща, согласованно, считаться с интересами других участников игры, подчинять свои интересы общим, уступать, т.е. приобретает навыки коллективной деятельности, поведения в коллективе. Игра дает средства для разрешения конфликтов и выражения чувств. В процессе игры дети часто отыгрывают то, что им пришлось пережить, таким образом, пытаясь понять свои переживания; реагируют на агрессию в социально приемлемой форме и научаются взаимодействовать с другими людьми.

Дети приходят в школу со слабым физическим здоровьем. Зачастую нарушена координация движений, плохо развита мелкая моторика, повышена утомляемость. Игры стимулируют психическую и физическую активность пассивных детей, организуют возбудимых, содействуют повышению жизненного тонуса и уверенности в себе, создают благоприятные условия для развития речи, сообразительности, памяти, воображения.

В совместных играх у детей с нарушением интеллекта воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, а так же нормы нравственного поведения.

Успешность обучения умственно отсталых детей игре зависит от применения комплексного подхода, который включает следующие компоненты:

- ознакомление детей с окружающим миром в процессе активной деятельности;

- обучающие предметные игры;

- организация предметно-игровой среды;

- общение взрослого с детьми в процессе игры.

Программа учитывает возрастны е и психофизически е особенност и развития детей с ОВЗ и предусматривает последовательное включение ребенка в игру. Обучение в игре обеспечивают формирование всех компонентов игровой деятельности — целевого, потребностно-мотивационного, операционного, содержательного.

При построении данной программы коррекционной технологии использовалась классификация игр А.В. Запорожца и А.П. Усовой, выделяющая:

1) «Игры творческие и их разновидности: игры-драматизации и строительные игры;

2) подвижные игры;

Обучение игре является важным разделом программы. Известно, что через овладение ребенком ведущими видами детской деятельности осуществляется развитие психических процессов и формируется личность ребенка. Но поскольку у тяжело умственно отсталых детей игра в спонтанно не развивается, одной из главных коррекционно-воспитательных задач обучения и воспитания становится формирование предпосылок к развитию игры и целенаправленное обучение ей. При обучении игре тяжело умственно отсталого школьника педагог подчиняет свою работу решению следующих задач: упорядочение активности детей; установление взаимодействия ребенка и взрослого через овладение несложными действиями с предметами; формирование совместных с педагогом игровых действий; создание ситуаций сотрудничества детей и взрослого, побуждающих к развитию игры.

Обучение игре является важным разделом программы. Известно, что через овладение ребенком ведущими видами детской деятельности осуществляется развитие психических процессов и формируется личность ребенка. Но поскольку у тяжело умственно отсталых детей игра в спонтанно не развивается, одной из главных коррекционно-воспитательных задач обучения и воспитания становится формирование предпосылок к развитию игры и целенаправленное обучение ей. При обучении игре тяжело умственно отсталого школьника педагог подчиняет свою работу решению следующих задач: упорядочение активности детей; установление взаимодействия ребенка и взрослого через овладение несложными действиями с предметами; формирование совместных с педагогом игровых действий; создание ситуаций сотрудничества детей и взрослого, побуждающих к развитию игры.

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей…

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми средней группы «Веселое…


Комментарии

В блогах

Влияние музыки на психику ребенка

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает эмоциональные различные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства или агрессии). Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой лишает человека.

Малые формы фольклора- средство эмоционального развития малышей

Читайте также: