Календарь погоды для детского сада как заполнять

Обновлено: 17.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Как показывает практика дошкольного воспитания - познание закономерностей сезонных изменений сопряжено с рядом трудностей. Это относится прежде всего не к усвоению характерных признаков сезонов, а к пониманию процесса постепенного нарастания этих признаков и качественных изменений при переходе от одного сезона к другому. Отсутствие резкой видимой границы между временами года создает у детей обманчивое представление о постоянстве окружающей среды. В конце осени, например, ребята забывают, что в ее начале было тепло, было много цветов и зелени. Дети без помощи взрослого не улавливают логику закономерных изменений.

Другая трудность связана со скачкообразностью и резкими изменениями погоды (например, оттепели зимой). Все это затрудняет последовательное накапливание представлений о плавном течении времен года.

Знакомство с явлениями природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Основная форма работы - систематические наблюдения в повседневной ной жизни и целевые наблюдения. Важно, чтобы с явлениями каждого периода дети знакомились неоднократно. С этой целью воспитатель проводит ряд наблюдений в начале и конце сезона и планирует одну неделю ежедневных наблюдений в разгар сезона.

Методика работы с детьми соответствует возрастным особенностям. С малышами педагог наблюдает каждое явление отдельно (например, только дождливую погоду или только листопад). С детьми средней группы уже можно одновременно наблюдать два-три явления (ветреную и дождливую погоду или расцвечивание листьев на кустах и деревьях и их опадание при порыве ветра).

Работа с календарем погоды проводится всякий раз после наблюдения. Возвращаясь с прогулки, дети вместе с воспитателем отыскивают картинку с изображением соответствующей погоды и выставляют ее на подставку. В средней группе при переменной погоде можно выставить две картинки (например, пасмурная и дождливая погода). Кроме того, в этой группе следует выставлять картинку с изображением мальчика и девочки, одетых так же, как были одеты дети на прогулке. В те дни, когда наблюдения не проводятся, Наглядные пособия должно быть убрано.

Формирование представлений о закономерности сезонных изменений в старшем дошкольном возрасте строится на базе конкретных знании, полученных в предыдущие годы. Дети шестого и седьмого года жизни должны понимать, что осень - это не только прохладная дождливая погода, желтеющие и опадающие листья, но и такое время года, когда постепенно все меняется: растения, образ жизни животных, укорачиваются дни и т. д. Формирование представлений о временах года у старших дошкольников возможно с помощью календаря-ширмы.

Для формирования умения заполнять календарь, т. е. фиксировать результаты своих наблюдений, а также умения его читать (рассказывать о наблюдениях по календарю), важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям. Наиболее подходящими могут быть следующие обозначения: дни недели - разным цветом (например, понедельник - фиолетовым, вторник - синим, среда - голубым, четверг - зеленым, пятница - желтым, суббота - оранжевым, воскресенье - красным); погоду - значками натуралистического характера (например, ветер - дерево, наклонившееся в сторону, снег графическое изображение снежинок и т. д,). Особо следует остановиться на обозначении степени тепла и холода: это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого, в трусах, в платье, в пальто (куртку), в шубе. Дошкольникам такие значки понятны, так как они соответствуют их одежде во время прогулки.

Описание: Пособие размещено на двери при входе в логопедический кабинет. Оно представляет собой фетровое панно на жесткой основе – домики. На крыше высокого домика, с помощью прищепок крепятся символы погодных явлений – солнце, облака со снегом, с каплями, с молнией. С левой стороны дома есть термометр с подвижной бусинкой. На ставнях окон символы и названия времен года. Внутри окон, с помощью магнитов, крепятся названия месяцев. На двери и крыше входа в дом, есть место для символов, которые предлагается выбрать детям. На прищепку крепится знак погоды, магнитами присоединяются название месяца, контурное изображение детей, одетых в соответствии с различными временами года и цифры текущего года.

Цель: - Формировать у детей представления о временах года, месяцах, днях недели, времени суток, явлениях погоды.

Задачи:

- Автоматизировать полученные звукопроизносительные навыки в словах и фразовой речи;

- Вырабатывать навык слогового чтения;

- Учить согласованию числительных с существительными.

- Формировать элементарные математические представления – порядковый счет.

- Развивать внимание, память, мелкую моторику.

- Воспитывать терпение и уважение к ближнему, взаимопомощь, стремление к узнаванию нового – любознательность.

Участники: воспитанники старшего дошкольного возраста. Индивидуальная или подгрупповая работа.

Так как солнышко расположено высоко, крепится оно с помощью прищепки к двери. Сняв его с двери логопед показывает детям солнышко с картинками и предлагает по порядку назвать все времена суток. Затем дети называют то время, которое идет в настоящее время. Первый назвавший, с помощью прищепки-стрелочки, указывает на нужную картинку. На лучиках солнца прикреплены символы-подсказки. Утро – зеркальце, день – карандашик, вечер – книга, ночь – звездочка.

Затем на термометре дети устанавливают бусинку в нужный промежуток – жарко, тепло, прохладно ил холодно.

А когда дети правильно выполнят все зания, домик загорается сказочными огоньками!

Цикл занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим Тема: НАЗЕМНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ РОДНОГО ГОРОДА Программное содержание: познакомит детей с разными видами транспорта в городе, с.

Модель организации воспитательно-образовательного процесса на месяц с детьми старшего дошкольного возраста 1 неделя. Понедельник Утро: 1. Беседа о выходном дне 2. Дежурство в уголке природы 3. Дидактическая игра (НРК) 4. Подвижная игра (малой подвижности).

Современные технологии организации и проведения образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Современные технологии организации и проведения образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Одна из задач ФГОС ДО.

Календарь природы для детей старшего дошкольного возраста

Календарь природы для детей старшего дошкольного возраста

Календарь природы для детей старшего дошкольного возраста

Календарь природы для детей старшего дошкольного возраста

Николаева Светлана Николаевна

Николаева Светлана Николаевна

Николаева Светлана Николаевна

Доктор педагогических наук,
главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования.

Разработала систему экологического воспитания дошкольников.
Автор многих методических изданий по экологии для педагогов.

Большое внимание уделяла работе
с календарём природы.
Предлагала варианты календарей,
правила действия с ними,
правила заполнения их в разных возрастных группах детского сада.

Варианты оформления календаря по

Варианты оформления календаря по

Варианты оформления календаря
по Николаевой С.Н.

Планшет или плакат на каждое время года

Ширма на каждое время года

Календарь природы для старшего дошкольного возраста состоит из трех частей: 1)

Календарь природы для старшего дошкольного возраста состоит из трех частей: 1)

Календарь природы для старшего дошкольного возраста состоит из трех частей:
1) Время (дни недели);
2) неживая природа (погода);
3) живая природа (растительный и животный мир, труд людей).

В дальнейшем при заполнении календаря им станет понятно, что: сезон состоит из трёх месяцев, месяц из четырёх недель, неделя состоит из семи дней

В дальнейшем при заполнении календаря им станет понятно, что: сезон состоит из трёх месяцев, месяц из четырёх недель, неделя состоит из семи дней

В дальнейшем при заполнении календаря
им станет понятно, что:
сезон состоит из трёх месяцев,
месяц из четырёх недель,
неделя состоит из семи дней

В календаре детей шестого жизни первая графа представлена одной неделей.

В календаре детей ceдьмого года жизни — четырьмя
(клеточки второй или третьей недели закрашены, остальные-пустые).

Это важно для формирования у детей временных представлений: они видят, что в месяце четыре недели, а наблюдения они вели на одной.

Время
обозначается в календаре
названием 12 месяцев, составляющих круглый год

и названием дней недель

Цвет дней недели обозначен цветами спектра, начиная с фиолетового – понедельника, рабочего дня
и заканчивается красным – воскресеньем – выходным днём.

Неживая природа - погода обозначается в календаре с помощью условных обозначений

Неживая природа - погода обозначается в календаре с помощью условных обозначений

Неживая природа - погода
обозначается в календаре с помощью условных обозначений.

С развитием словесно-логического мышления, дети старшего дошкольного возраста могут осмысливать природные явления, отражать их в простейших схематических изображениях.

Условные обозначения погоды, силы ветра, температуры воздуха для дошкольников.
(из интернета)

Условные обозначения по Николаевой

Условные обозначения по Николаевой

Условные обозначения
по Николаевой С.Н.

Обозначение погоды в календаре.

Графическое изображение степени тепла и холода - это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого, в трусах, платье, в пальто, в куртке, в шубе

Графическое изображение степени тепла и холода - это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого, в трусах, платье, в пальто, в куртке, в шубе

Графическое изображение степени тепла и холода - это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого,
в трусах, платье, в пальто, в куртке, в шубе.

Дошкольникам такие значки понятны,
так как они соответствуют их одежде во время прогулки.

Силу ветра в календаре можно отмечать как условными значками, так и с помощью готовых изображений и стрелки

Силу ветра в календаре можно отмечать как условными значками, так и с помощью готовых изображений и стрелки

Силу ветра в календаре можно отмечать как условными значками, так и с помощью готовых изображений и стрелки.

Возросшая наблюдательность и накопленные знания об изменчивости погоды позволяют использовать до 6-7 условных обозначений

Возросшая наблюдательность и накопленные знания об изменчивости погоды позволяют использовать до 6-7 условных обозначений

Возросшая наблюдательность и накопленные знания об изменчивости погоды позволяют использовать до 6-7 условных обозначений.

Условные обозначения природных явлений.

Живая природа Растительный и животный мир, труд и развлечения людей

Живая природа Растительный и животный мир, труд и развлечения людей

Живая природа
Растительный и животный мир, труд и развлечения людей.

В картине живой природы обязательно присутствуют деревья и кустарники.

В конце недели (в четверг или пятницу,
понаблюдав за растительностью и животным миром,
дошкольники рисуют картину живой природы.

Животный мир
обозначается в календаре с помощью условных обозначений

Заполнить клетки календаря помогут и специальные трафаретки,
изготовленные воспитателем из плотной прозрачной пленки или картона.

Рисование по трафареткам
интересно дошкольникам и помогает им изобразить
живые объекты.

Календарь природы по Николаевой

Календарь природы по Николаевой

Календарь природы по Николаевой

В дополнение к календарю вводится отдельный лист наблюдения за птицами у кормушки

В старшей группе

В подготовительной группе

Кормушка с прорезями

Птицы на фланелеграфе

Труд и развлечения людей: Эти картинки вносятся дополнительно к календарю

Труд и развлечения людей: Эти картинки вносятся дополнительно к календарю

Труд и развлечения людей:
Эти картинки вносятся дополнительно
к календарю.

Календарь природы для детей старшего дошкольного возраста

Календарь природы для детей старшего дошкольного возраста

При работе с календарём природы, обобщающие картинки помогают детям усвоить признаки времён года

При работе с календарём природы, обобщающие картинки помогают детям усвоить признаки времён года

При работе с календарём природы,
обобщающие картинки помогают детям усвоить признаки времён года

Лето. Признаки лета.

Календарь -
это предмет логично построенного обсуждения,
который способствует развитию умений рассуждать,
анализировать, сопоставлять события,
а затем отражает их в речи.

Дети подбирают изображение людей, одетых по данному месяцу и времени года

Дети подбирают изображение людей, одетых по данному месяцу и времени года

Дети подбирают изображение людей, одетых по данному месяцу и времени года.

В календаре природы должна быть кукла, одетая по сезону или изображение человечков в сезонной одежде.

Магнитные календари Виды календарей для старших дошкольников

Магнитные календари Виды календарей для старших дошкольников

Виды календарей для старших дошкольников

Календари – плакаты, для обозначения погоды и природных явлений стираемым маркером

Календари – плакаты, для обозначения погоды и природных явлений стираемым маркером

Календари – плакаты,
для обозначения погоды и природных явлений стираемым маркером.

Каждый день в детском саду мы разговариваем о погоде с детьми. Дошкольники учатся замечать изменения погоды в зависимости от времени года, анализировать ее состояние, сравнивать погоду, которая была в предыдущий день с днём нынешним. Поможет в этом календарь наблюдения за погодой. В нем есть условные обозначения, которые можно зарисовывать или вклеивать в листы наблюдений. Календарь природы можно поместить в папку или повесить на стенд, меняя каждый месяц последний лист.

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Читайте также: