Какую социальную функцию выполняли народные выступления в 17 веке кратко
Обновлено: 06.07.2024
Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию.
Ф. М. Достоевский
Бунташный век - так называется 17-ое столетие в российской истории. Чаще всего говорится, что название века связано с большим количеством восстаний и бунтов в том время. Но это только одна сторона медали. Другая же сторона кроется в бунташном отображении церкви и сословий общества.
Причины
Причины, в результате которых Бунташный век стал возможным:
- Увеличение налогов. Государство после Смуты пыталось всеми средствами привлечь деньги в казну.
- Укрепление крепостничества и завершение процесса закрепощения крестьян.
- Войны. В это время были войны внутри страны (Смута), а также противостояние главным образом с Польшей и Швецией. Народ, устал от войн, которые, как известно, истощают общество (демографически, финансово).
- Церковный раскол. В церковном укладе менялось практически все, поэтому естественно простым людям это не нравилось. Ситуация усугублялась тем, что власть преследовала старообрядцев.
Народные восстания
Событие и дата | Охваченные регионы | Последствия |
---|---|---|
Соляной бунт. 1648 год. | Москва, Воронеж, Курск, Козлов | Принято Соборное уложение 1649 года. Восставшие убили множество бояр. |
Городские восстания 1650 года | Новгород и Псков | Восстание было подавлено царской армией. Порядок восстановлен. |
Медный бунт. 1662 год. | Москва | Государство перестало чеканить медные деньги. |
Восстание В. Р. Уса. 1666 год. | Дон | Расстрел восставших. |
Восстание Разина. 1667 - 1671 гг. | Дон, Поволжье | Восстание подавлено царской армией. Разин казнен. |
Соловецкое восстание. 1667-1671 гг. | Соловецкий монастырь | Обострение противоречий между церковью и староверами. Преследование старообрядцев. |
Народные выступления 17 века отчетливо показывают, что страна нуждалась в изменениях. Старый порядок себя изжил, и нужно было что-то новое. В результате в начале 18 века совпало настроение русского общества и желания Петра 1 - в России начались масштабные реформы.
Карта восстаний
Карта народных восстаний в России в 17 веке.
Международные конфликты
Одна из причин народного недовольства властью и положением в стране заключалась в войнах. Россия в 17 веке вела следующие международные войны:
Церковь в 17 веке
Отдельно следует отметить, что Бунташный век относится не только к народным выступлениям, но и к церковной жизни. Там также назрел серьезный кризис, апогеем которого стал церковный раскол. Его еще называют реформой Никона.
Справедливости ради следует отметить, что необходимость церковных реформ в России 17 века объективно назрела. Но вот методы их реализации оставляли желать лучшего. В определенном смысле Никон был очень похож с Петром 1. Никон переделывал православную церковь на греческий лад, а Петр переделывал саму Россию на голландский лад. Но главное, что роднит этих людей - они очень легко разрывали с прошлым. И эти разрывы шли с таким перегибом, что Россия очень долго приходила в себя духовно и физически после Никона и после Петра 1.
Бунташный век практически полностью изменил русскую церковь: менялись обычаи, обряды, иконы, книги и так далее. Представьте насколько сильно это влияло на людей. Даже сегодня если церковь решит полностью изменить свои обряды - это приведет к народным волнениям. В 17 веке, когда люди были более набожными, это вызывало неизбежную и неотвратимую реакцию населения.
Бояре
Главные жертвы Бунташного века - бояре. Бояре были привилегированным сословием, но с каждым годом их положение становилось все тяжелее. 17 век в итоге стал временем заката боярства: их власть сокращалась, привилегии ограничивались, народ выступал против них. Закончилось все тем, что Петр 1 официально запретил боярство, а последний боярин в России умер в 1752 году.
Правители эпохи
Бунташный век в истории России пришелся на период правления следующих царей:
Народные восстания объединяли людей, которые были недовольны действующими законами, властью. Так в обществе появлялось единство, поскольку люди (в основном в восстаниях участвовали низшие слои населения) формулировали свои требования, стремились добиваться их удовлетворения, что сближало их. В таком состоянии обществу было легче отстаивать свои права. В конечном итоге самодержавие, крепостное право, против которых была направлена большая часть восстаний, были свергнуты.
Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Вопрос:
Какую социальную функцию выполняли народные выступления XVII в.?
Подробный ответ:
Народные восстания объединяли людей, которые были недовольны действующими законами, властью. Так в обществе появлялось единство, поскольку люди (в основном в восстаниях участвовали низшие слои населения) формулировали свои требования, стремились добиваться их удовлетворения, что сближало их. В таком состоянии обществу было легче отстаивать свои права. В конечном итоге самодержавие, крепостное право, против которых была направлена большая часть восстаний, были свергнуты.
ЕГЭ. История России. Теория по кодификатору.
- Закрепощение крестьян, рост повинностей, ухудшение положения.
- Постоянное увеличение налогов.
- Попытки ограничения казачьей вольности.
- Церковный раскол и преследования старообрядцев.
(Подробно смотрите на сайте).
Повод: голод 1601-1603 г., ухудшение положение в период Смуты.
Движущие силы: беглые холопы, крестьяне.
Итоги: подавление восстания, присоединение восставших к отрядам И.Болотникова.
Повод: попытка В. Шуйского восстановить налоги, отменённые Лжедмитрием I.
Движущие силы: крестьяне, холопы, дворяне южных уездов под предводительством Г. Сумбулова и П. Ляпунова.
Итоги: расправа над во ставшими, гибель И. Болотникова.
Повод: финансовая реформа главы правительства Б.И. Морозова, увеличение косвенного налога на соль в 1646 г., резкое повышение цены.
В 1647 году налог был от отменён, но возросли прямые налоги.
Движущие силы: посадские люди, дворяне, стрельцы.
Повод: резкое повышение цен на хлеб, вызванное поставками зерна Швеции в счет компенсации за людей, ушедших с захваченных ею территорий. Власть на время перешла к местному самоуправлению.
Движущие силы: посадские люди, стрельцы.
Итоги: проведение в 1650 г. Земского собора, обещаны уступки восставшим, однако ничего не было выполнено, восстание подавлено. Восстановление власти воевод.
Повод: выпуск медных денег одинаковой величины и стоимости с серебряными. Это вызвано резкой нехваткой средств, так как шла война с Польшей (1654-1667). Медных денег было выпущено слишком много, они обесценились.
Движущие силы: городские низы, крестьяне.
Итоги: обесценивание денег, голод, резкое ухудшение положения народа, недовольство народа боярами. В 1664 г. медные деньги были отменены.
Движущие силы: донские казаки, беглые холопы, крепостные крестьяне.
Итоги: восстание стало предвестником движения Степана Разина; отряд казаков Уса не был принят на службу к царю; часть восставших примкнуло к движению Степана Разина.
Движущие силы: казаки, крестьяне, часть посадских людей (городские низы), мелкие служилые и работные люди, бурлаки.
Этапы.
II этап: 1670–1671 гг. – антикрепостническое выступление. Цели: захват Москвы; уничтожение бояр и дворян; ликвидация крепостного права; установление казацкого уклада жизни по всей стране.
Итоги: усиление власти воевод на местах; проведение реформы податной системы (с конца 70-х гг. был начат переход к подворному обложению); в 1682 г. – отмена местничества; усиление процесса распространения крепостничества на юге России; донские казаки в 1671 г. были впервые приведены к присяге на верность царю. Это стало началом превращения казачества в опору царского престола в России.
Повод: церковная реформа Никона, непринятие её.
Движущие силы: монахи.
Итоги: подавление восстания, преследование старообрядцев.
Повод: борьба за престол наследников Петра I: Ивана (сына Марии Милославской) и Петра (сына Натальи Нарышкиной).
Движущие силы: стрельцы.
Итоги: стрельцам было выдано жалование; на трон венчали Ивана и Петра 25 июня 1682 г. Стрельцы контролировали кремль, во главе был поставлен князь И.А. Хованский. После подавления бунта к власти пришла Софья, правившая 7 лет, до 1689 г. Последний стрелецкий бунт произошёл в 1698 г. когда Софья хотела вернуть власть, но безуспешно.
XVII век — время тяжелых испытаний, разорения после Смуты, дальнейшего закрепощения народных масс — был насыщен народными волнениями. Современники называли его "бунташным веком". Характерная черта этого времени — восстания в городах. Посадское население было обременено различными платежами. Правительство Алексея Михайловича (1645-1676), нуждаясь в средствах, изобретало все новые формы податей. Так, в сер. 1640-х гг. оно обложило дополнительной пошлиной соль, которая из-за этого резко выросла в цене. Это был тяжелый удар для основной массы населения, которое без соли, необходимой для заготовки продуктов на зиму, обойтись никак не могло.
В 1647 г. правительство отказалось от соляной пошлины; тем не менее в 1648 г. вспыхнул "Соляной бунт", направленный против тех, кто измыслил этот способ обогащения казны: боярина Морозова, думного дьячка Чистого, гостя Василия Шорина и др. Бунт поддержали стрельцы, также пострадавшие от повышения цен на соль. Застигнутое врасплох правительство выдало или казнило большинство ненавистных толпе деятелей. Морозов был отправлен в ссылку. Неудачный финансовый эксперимент вызвал и "Медный бунт" 1662 г. Правительство, испытывавшее острый недостаток в драгоценных металлах, попыталось заменить серебряную монету медной.
Все свои платежи оно вело медными деньгами, а налоги собирало серебряными. При этом медных денег выпустили значительно больше имевшегося в наличии серебра; к тому же появилось огромное количество фальшивой медной монеты. Вскоре за 1 серебряный рубль давали 15 медных. Уровень жизни посадского населения резко упал. В июле 1663 г. возбужденная толпа ворвалась в село Коломенское — летнюю резиденцию Алексея Михайловича, стрельцы с трудом справились с восставшими. Вскоре после этого власть отказалась от выпуска медной монеты.
Разин расправлялся с местной администрацией, упразднял крепостные отношения, вводил самоуправление казачьего образца: жители распределялись по десяткам и сотням, высшим органом власти становился круг — народное собрание. Посад и крестьянство Нижнего и Среднего Поволжья безоговорочно поддержали Разина. Летом 1670 г. на его сторону перешли Саратов и Самара; крестьянские волнения охватили огромную территорию. Только под Симбирском большая, но плохо обученная и вооруженная крестьянская армия была разбита. Разин бежал на Дон, где был схвачен и выдан властям богатыми казаками. В 1671 г. его привезли в Москву и казнили.
Специфическим выражением народного недовольства явился раскол, вызванный церковной реформой патриарха Никона (1652-1666). Никон задался целью навести порядок в русской церкви, подорванной опричниной и Смутой, прежде всего добиться единообразия в обрядах, молитвах, духовных книгах. Действительно, существовало множество разночтений и между отдельными епархиями, и между всей русской церковью и другими православными церквами — прежде всего самой авторитетной, греческой. Именно греческие обряды и книги Никон взял за образец. Хотя большинство разночтений носило формальный характер, Никон боролся с ними беспощадно. Реформа проводилась жестко: книги "старого письма" сжигались, противники нового обряда подвергались преследованиям.
В России, где церковный обряд всегда играл важную роль, многие верующие восприняли реформу Никона как кощунство, отступление от православия. К тому же действия Никона и правительства по преобразованию церкви слились в народном сознании с усилением крепостничества, налогового бремени и пр. Реформированная церковь превратилась в символ социального и политического гнета; "старый обряд" ассоциировался с понятиями добра и справедливости. Значительная часть населения ушла в раскол. Церковный собор 1666г., низложивший Никона, дал тем не менее новый импульс к преследованию раскольников. Они были признаны еретиками, в борьбе с которыми хороши все средства, вплоть до сожжения на костре. Именно так в 1682 г. был казнен вождь и вдохновитель раскола протопоп Аввакум.
Главные причины народных выступлений:
- Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей.
- Усиление налогового гнёта, ведение почти непрерывных войн.
- Усиление приказной волокиты.
- Попытки ограничения казачьей вольности.
- Церковный раскол и отвергнутое старообрядчество.
Медный бунт. Причиной стал тот факт, что монеты стали чеканить не из серебра, а из меди. Это в свою очередь было вызвано истощением казны. Стоимость новых монет была в 12-15 раз меньше, чем старых, и торговцы отказались от их использования. В июле 1662 года толпы восставших устремились к загородному царскому дворцу в селе Коломенском. Царь был вынужден вступить в переговоры с ними и пообещал вернуть старые порядки. Удовлетворённые люди отступили, но по дороге им встретилась новая толпа, и шествие возобновилось. За то время Алексей Михайлович собрал войска, и безоружный народ был побеждён. Над участниками шествия начались жестокие расправы: зачинщиков повесили, кому-то отрубили руку, кому-то ногу, кому-то язык. Других отправляли в ссылки и били кнутом. Тем не менее медные деньги всё же были отменены.
Получив хорошую добычу, Разин летом 1669 года вернулся на Дон и поселился с войсками в Кагальницком городке, куда стали стягиваться обездоленные и бедные. Почувствовав уверенность, Разин пошёл на Москву, желая перебить всю знать. Начался второй этап выступления Разина. Отряд взял Царицын и Астрахань; было сформировано правительство во главе с Василием Усом и Фёдором Шелудяком. На сторону восставших перешло население многих поволжских городов: Самары, Пензы, Саратова и других; каждый из присоединившихся объявлялся казаком.
В отряде было уже 200000 человек. Тем временем была организована экспедиция против Разина (возглавил её Ю. Барятинский). Богатые казаки, опасаясь за себя, выдали атамана. Степан был четвертован, но восстание продолжалось. Лишь в ноябре 1671 года, через год, царские войска полностью подавили выступление. Всего было убито и замучено до 100000 восставших; таких расправ страна ещё не знала.
Выступление старообрядцев. К этому выступлению привела Церковная реформа патриарха Никона. Это движение объединило самые различные социальные слои. Разнообразными были и меры протеста: от самоубийств (в ходе которых только за 20 лет погибло до 20000 старообрядцев) до вооружённого сопротивления царским войскам. Крупнейшие из последних:
XVII век — время тяжелых испытаний, разорения после Смуты, дальнейшего закрепощения народных масс — был насыщен народными волнениями. Современники называли его "бунташным веком". Характерная черта этого времени — восстания в городах. Посадское население было обременено различными платежами. Правительство Алексея Михайловича (1645-1676), нуждаясь в средствах, изобретало все новые формы податей. Так, в сер. 1640-х гг. оно обложило дополнительной пошлиной соль, которая из-за этого резко выросла в цене. Это был тяжелый удар для основной массы населения, которое без соли, необходимой для заготовки продуктов на зиму, обойтись никак не могло.
В 1647 г. правительство отказалось от соляной пошлины; тем не менее в 1648 г. вспыхнул "Соляной бунт", направленный против тех, кто измыслил этот способ обогащения казны: боярина Морозова, думного дьячка Чистого, гостя Василия Шорина и др. Бунт поддержали стрельцы, также пострадавшие от повышения цен на соль. Застигнутое врасплох правительство выдало или казнило большинство ненавистных толпе деятелей. Морозов был отправлен в ссылку. Неудачный финансовый эксперимент вызвал и "Медный бунт" 1662 г. Правительство, испытывавшее острый недостаток в драгоценных металлах, попыталось заменить серебряную монету медной.
Все свои платежи оно вело медными деньгами, а налоги собирало серебряными. При этом медных денег выпустили значительно больше имевшегося в наличии серебра; к тому же появилось огромное количество фальшивой медной монеты. Вскоре за 1 серебряный рубль давали 15 медных. Уровень жизни посадского населения резко упал. В июле 1663 г. возбужденная толпа ворвалась в село Коломенское — летнюю резиденцию Алексея Михайловича, стрельцы с трудом справились с восставшими. Вскоре после этого власть отказалась от выпуска медной монеты.
Разин расправлялся с местной администрацией, упразднял крепостные отношения, вводил самоуправление казачьего образца: жители распределялись по десяткам и сотням, высшим органом власти становился круг — народное собрание. Посад и крестьянство Нижнего и Среднего Поволжья безоговорочно поддержали Разина. Летом 1670 г. на его сторону перешли Саратов и Самара; крестьянские волнения охватили огромную территорию. Только под Симбирском большая, но плохо обученная и вооруженная крестьянская армия была разбита. Разин бежал на Дон, где был схвачен и выдан властям богатыми казаками. В 1671 г. его привезли в Москву и казнили.
Специфическим выражением народного недовольства явился раскол, вызванный церковной реформой патриарха Никона (1652-1666). Никон задался целью навести порядок в русской церкви, подорванной опричниной и Смутой, прежде всего добиться единообразия в обрядах, молитвах, духовных книгах. Действительно, существовало множество разночтений и между отдельными епархиями, и между всей русской церковью и другими православными церквами — прежде всего самой авторитетной, греческой. Именно греческие обряды и книги Никон взял за образец. Хотя большинство разночтений носило формальный характер, Никон боролся с ними беспощадно. Реформа проводилась жестко: книги "старого письма" сжигались, противники нового обряда подвергались преследованиям.
В России, где церковный обряд всегда играл важную роль, многие верующие восприняли реформу Никона как кощунство, отступление от православия. К тому же действия Никона и правительства по преобразованию церкви слились в народном сознании с усилением крепостничества, налогового бремени и пр. Реформированная церковь превратилась в символ социального и политического гнета; "старый обряд" ассоциировался с понятиями добра и справедливости. Значительная часть населения ушла в раскол. Церковный собор 1666г., низложивший Никона, дал тем не менее новый импульс к преследованию раскольников. Они были признаны еретиками, в борьбе с которыми хороши все средства, вплоть до сожжения на костре. Именно так в 1682 г. был казнен вождь и вдохновитель раскола протопоп Аввакум.
Главные причины народных выступлений:
- Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей.
- Усиление налогового гнёта, ведение почти непрерывных войн.
- Усиление приказной волокиты.
- Попытки ограничения казачьей вольности.
- Церковный раскол и отвергнутое старообрядчество.
Медный бунт. Причиной стал тот факт, что монеты стали чеканить не из серебра, а из меди. Это в свою очередь было вызвано истощением казны. Стоимость новых монет была в 12-15 раз меньше, чем старых, и торговцы отказались от их использования. В июле 1662 года толпы восставших устремились к загородному царскому дворцу в селе Коломенском. Царь был вынужден вступить в переговоры с ними и пообещал вернуть старые порядки. Удовлетворённые люди отступили, но по дороге им встретилась новая толпа, и шествие возобновилось. За то время Алексей Михайлович собрал войска, и безоружный народ был побеждён. Над участниками шествия начались жестокие расправы: зачинщиков повесили, кому-то отрубили руку, кому-то ногу, кому-то язык. Других отправляли в ссылки и били кнутом. Тем не менее медные деньги всё же были отменены.
Получив хорошую добычу, Разин летом 1669 года вернулся на Дон и поселился с войсками в Кагальницком городке, куда стали стягиваться обездоленные и бедные. Почувствовав уверенность, Разин пошёл на Москву, желая перебить всю знать. Начался второй этап выступления Разина. Отряд взял Царицын и Астрахань; было сформировано правительство во главе с Василием Усом и Фёдором Шелудяком. На сторону восставших перешло население многих поволжских городов: Самары, Пензы, Саратова и других; каждый из присоединившихся объявлялся казаком.
В отряде было уже 200000 человек. Тем временем была организована экспедиция против Разина (возглавил её Ю. Барятинский). Богатые казаки, опасаясь за себя, выдали атамана. Степан был четвертован, но восстание продолжалось. Лишь в ноябре 1671 года, через год, царские войска полностью подавили выступление. Всего было убито и замучено до 100000 восставших; таких расправ страна ещё не знала.
Выступление старообрядцев. К этому выступлению привела Церковная реформа патриарха Никона. Это движение объединило самые различные социальные слои. Разнообразными были и меры протеста: от самоубийств (в ходе которых только за 20 лет погибло до 20000 старообрядцев) до вооружённого сопротивления царским войскам. Крупнейшие из последних:
Читайте также:
- Что помогает читателю узнать жучку в перезвоне кратко
- Можно ли красить ногти в школу
- Какие из монашеских орденов на ваш взгляд особенно помогали папству в борьбе с ересями кратко
- Укажите в каком разделе бизнес плана ато кратко излагаются его цели и назначение
- Лера придумала как не пойти в детский сад