Какую роль выполняют методологические подходы кратко

Обновлено: 04.07.2024

3) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Существует 2 уровня методологии: I уровень практической деятельности; II уровень науки.

I уровень: методология - как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

II уровень: методология как учение о принципах построения, формах и методах научного познания.

В науке признано существование иерархии методологий и выделяются:

- общенаучная методология (материалистическая диалектика, теория познания, логика);

- частно-научная (методология педагогики или др. науки);

- предметно-тематическая (методология дидактики, методология (отбора) содержания образования; методология повышения квалификации учителей математики и . т.д.)

В педагогике наиболее адекватным уровню ее теоретического развития является следующее определение методологии:

Методология - учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

В этом определении соединены две группы инструментария - комплекс средств для познания педагогической реальности и технологии преобразования педагогической действительности.

Функции методологии педагогической науки:

1) гносеологическая (познавательная) функция - реализация этой функции обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, предметов;

2) праксеологическая (преобразовательная) функция - обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей и внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеоглогической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет её практическую значимость;

3) аксиологическая (оценочная) функция или функция критики развития педагогической науки - реализация этой функции способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т.д.;

4) рефлексивная функция - направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствования системы методов педагогических исследований; т.е. рефлексивная функция педагогики направлена на изучение самой себя - педагогической науки;

5) функция нормативного предписания - показывает "что должно быть и как";

6) эвристическая (творческая) функция - заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.

Существует взаимосвязь двух уровней методологии педагогики - методологии практики и методологии науки, а именно:

1. В педагогике осуществляется процесс интеграции методологии науки и методологии практики; это означает, что методология педагогической науки определяет для практиков-педагогов условия, пути, способы решения педагогических задач, а методология практики обеспечивает ученых-педагогов информацией о целесообразности методологических инструментариев и технологий преобразования педагогической реальности.

2. Взаимообусловленность методологий практики и науки способствует теоретико-прикладному обеспечению разрешения научно-практических проблем; т.е. разработке методологического аппарата любого педагогического исследования как теоретических, так и практических проблем образования. Например, проведение диссертационных исследований, как в области педагогики, так и в др. научных областях невозможно без обоснования актуальности темы исследования, без постановки проблемы, целей, задач, без определения объекта и предмета, рабочей гипотезы, методов исследования, без разработки эксперимента - а всё это и составляет методологический аппарат исследования.

Взаимосвязь методологий практики и науки обеспечивает разработку целей, содержания, технологий инновационной педагогической деятельности, системы критериев эффективности инноваций и внедрение инноваций в педагогическую практику.




Разработан классификатор педагогических преобразований и инноваций:

Алгоритмы. Аналитические данные

Детерминизм педагогических явлений

Изобретения в педагогике. Инновации

Методы исследования и преобразования педагогических структур

Открытия в педагогике

Показатели состояния педагогических систем, процессов, результатов

Правила. Приемы. Принципы. Проблемы

Прогнозы. Противопоказания. Рекомендации

Системы. Стандарты. Средства. Статистика в педагогике

Тезаурусы. Теоретические положения

Условия функционирования и развития педагогических явлений

Эффективность преобразований, инноваций

2.2. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике

1. Разработка критериального аппарата и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию.

2. Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы с целью необходимости её реформирования.

3. Поиски образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могу использоваться для моделирования нововведений.

4. Всесторонний анализ научного задела, где содержатся творческие решения уже не только практиков, но и учёных.

5. Проектирование инновационной модели обновлённой педагогической системы (от эскиза до, так называемых, рабочих чертежей).

6. Разработка практического осуществления известного закона перемены труда.

7. Построение алгоритма внедрения нового в практику.

8. Ввод в профессиональную лексику новых понятий и переосмысление старого профессионального словаря.

9. Защита педагогической системы от псевдоноваторства.

Основными методологическими подходами в педагогике являются:

1) системный;

2) личностный;

3) деятельностный;

4) полисубъектный (диалогический);

6) культурологический;

7) антропологический;

8) этнопедагогический.

Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем.

Основными принципами реализации системного подхода, уточняющими его сущность, являются:

- принцип целостности, который отражает специфику свойств системы, зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от их места и функций внутри целого;

- принцип структурности, позволяющий описывать системы как структуры через раскрытие совокупности связей и отношений между ее элементами;

- принцип взаимозависимости внешних и внутренних факторов системы;

- принцип иерархичности, предполагающий рассмотрение объекта в трех аспектах: как самостоятельной системы, как элемента системы более высокого уровня, как системы более высокого иерархического уровня по отношению к ее элементам, рассматриваемых, в свою очередь, как системы;

- принцип множественности представления системы, означающий необходимость создания множества моделей для описания системного объекта;

- принцип историзма, требующий изучения системы и ее элементов не только как статических, но и как динамичных, имеющих историю своего развития.

При системном подходе, например, система образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования; его содержание; формы, методы, средства реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъекты системы образования (педагоги, обучающиеся, родители); учебные заведения как структурные элементы всей образовательной системы и функционирующие в них педагогические процессы; материальная база как средство системы образования.

Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.

Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он на­стоятельно требует признания уникальности личности, ее интел­лектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естествен­ный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Установлено, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности. Этот факт обуславливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.

Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе, является ведущей категорией деятельностного подхода. Деятельность – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования природы и социальной реальности (включая его самого).

Для осуществления преобразования человеку необходимо изменить иде­альный образ своих действий, замысел деятельности. В этой связи он исполь­зует особое средство — мышление, степень развития которого определяет сте­пень благополучия и свободы человека. Именно осознанное отношение к миру позволяет человеку реализовать свою функцию субъекта дея­тельности, активно преобразующего мир и себя на основе процессов овладения общечеловеческой культурой и культуросозидания, самоанализа результатов деятельности.

Преообразовательная деятельность включает как идеализацию, так и реализацию замысла, что является фактором развития рефлексивных способностей человека, направленных на самоанализ, самооценку, коррекцию деятельности, результатов собственного труда, взаимоотношений с окружающим социумом.

Деятельностный подход применительно, например, к изучению процесса формирования ребенка означает, что игра, учение, труд, общение являются важнейшими факторами становления и развития растущего ребенка. При этом важнейшими педагогическими требованиями к организации воспитания выступают определение содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда, общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, самоконтролю, самоанализу и самооценке результатов деятельности.

С изменением социально-экономических условий жизни трансформируются и педагогические ценности. Так, в процессе развития педагогической науки и практики выделяются изменения, связанные, во-первых, со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративное и позже на проблемно-развивающее и личностно-ориентированное; во-вторых, с переходом от командно-регулирующего воспитания к личностно-гуманному. Аксиологические подходы в педагогике, основанные на гуманистических ценностях, являются методологической основой развития педагогической науки и совершенствования образовательной практики.

Культурологический подход как методоло­гия познания и преобразования педагогической реальности имеет своим основанием аксиологию - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе осво­енной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально но­вое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В свя­зи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека и, во-вторых, станов­ление его как творческой личности.

Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой растет и формируется ребенок, функционируют различные образовательные учреждения. Реализация этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса предполагает разрешение педагогами следующих задач: во-первых, изучать и формировать эту среду, во-вторых, максимально использовать ее воспитательные возможности.

Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский (1824–1870 г.г.). В его понимании – это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Основные идеи современной педагогической антропологии, которые являются методологическими основаниями исследования в области педагогики:

- образование – атрибут человеческого бытия (бытие человека рассматривается в образовании);

– использование антропологического подхода к преподаванию и изучению конкретных наук о человеке (история как историческая антропология, биология – биологическая антропология и т. д.);

– условия и технологии воспитания и обучения задаются с антропологических позиций и направлены на становление родовых качеств личности воспитанника;

– природа воспитания диалогична;

– детство самоценно, ребенок – ключ в познании человека.

Таким образом, использование методологических подходов педагогики позволяет, во-первых, определить ее научно-теоретические проблемы, установить их иерархию, разработать стратегию и основные способы их разрешения, во-вторых, обосновать, создать и реализовать технологические механизмы модернизации образовательной практики; а также осуществить прогнозирование развития педагогической науки и практики.

Филол.----2.1. Методология педагогики, её уровни и функции

Понятие "методология" педагогической науки. Термин "методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:

1) методология - это учение о научном методе познания;

2) методология - это совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке;

3) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Существует 2 уровня методологии: I уровень практической деятельности; II уровень науки.

I уровень: методология - как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

II уровень: методология как учение о принципах построения, формах и методах научного познания.

В науке признано существование иерархии методологий и выделяются:

- общенаучная методология (материалистическая диалектика, теория познания, логика);

- частно-научная (методология педагогики или др. науки);

- предметно-тематическая (методология дидактики, методология (отбора) содержания образования; методология повышения квалификации учителей математики и . т.д.)

В педагогике наиболее адекватным уровню ее теоретического развития является следующее определение методологии:

Методология - учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

В этом определении соединены две группы инструментария - комплекс средств для познания педагогической реальности и технологии преобразования педагогической действительности.

Функции методологии педагогической науки:

1) гносеологическая (познавательная) функция - реализация этой функции обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, предметов;

2) праксеологическая (преобразовательная) функция - обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей и внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеоглогической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет её практическую значимость;

3) аксиологическая (оценочная) функция или функция критики развития педагогической науки - реализация этой функции способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т.д.;

4) рефлексивная функция - направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствования системы методов педагогических исследований; т.е. рефлексивная функция педагогики направлена на изучение самой себя - педагогической науки;

5) функция нормативного предписания - показывает "что должно быть и как";

6) эвристическая (творческая) функция - заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.

Существует взаимосвязь двух уровней методологии педагогики - методологии практики и методологии науки, а именно:

1. В педагогике осуществляется процесс интеграции методологии науки и методологии практики; это означает, что методология педагогической науки определяет для практиков-педагогов условия, пути, способы решения педагогических задач, а методология практики обеспечивает ученых-педагогов информацией о целесообразности методологических инструментариев и технологий преобразования педагогической реальности.

2. Взаимообусловленность методологий практики и науки способствует теоретико-прикладному обеспечению разрешения научно-практических проблем; т.е. разработке методологического аппарата любого педагогического исследования как теоретических, так и практических проблем образования. Например, проведение диссертационных исследований, как в области педагогики, так и в др. научных областях невозможно без обоснования актуальности темы исследования, без постановки проблемы, целей, задач, без определения объекта и предмета, рабочей гипотезы, методов исследования, без разработки эксперимента - а всё это и составляет методологический аппарат исследования.

Взаимосвязь методологий практики и науки обеспечивает разработку целей, содержания, технологий инновационной педагогической деятельности, системы критериев эффективности инноваций и внедрение инноваций в педагогическую практику.

Методология - это совокупность принципов, методов, приемов, форм и средств организации теоретических и практических направлений деятельности в различных областях.

Методология выступает логическим способом организации деятельности, который предполагает ее целевое назначение, определение круга задач, выбором подходов и средств для ее продуктивной реализации.

Методологический подход – это совокупность, имеющихся знаний, навыков, понятийного аппарата, которым располагает исследователь, чтобы рассмотреть проблему с конкретной точки зрения.

Один методологический подход может базироваться на нескольких научных концепциях, теоретических учениях и понятиях, положениях. При этом концептуальная база исследования является одной.

Методология охватывает все направления деятельности. Естественно, что ни одно исследование не обходится без методологии. В этой связи, она включает в свой состав целевое назначение исследования, специфику его содержания, особенности функционирования и развития, объект исследования, а также предмет исследования.

Методология исследования включает в свой состав методы. Они предполагают особую организацию познавательной деятельности, которая состоит из постановки проблемы, выдвижения гипотезы ее разрешения и поиск путей, способов и приемов проверки верности, поставленной гипотезы, а также оценку результатов и выводы по всему, проведенному исследованию.

Методы научного исследования характеризуются многообразием и разносторонностью применения т.е. один и тот же метод может быть использован для различных направлений научных исследований. Применение комплекса методов в научном исследовании будет более продуктивным и повысит его качество.

Готовые работы на аналогичную тему

Основными свойствами методов являются:

  1. Обусловленность метода спецификой объекта исследования и познавательного процесса в целом;
  2. Метод должен отвечать целевому назначению исследования;
  3. Метод должен быть продуктивным, достоверным и качественным;
  4. Приложение минимума усилий и достижения максимума результатов;
  5. Простота и легкость в понимании и практическом использовании;
  6. Экономичность по затратам ресурсов на реализацию метода.

Методы помогают познавать действительность, исследовать процессы и явления. Методы, входящие в состав структуры методики, зависят от специфики научного исследования.

Методологические принципы научного исследования

Методология относится к разделу учений, занимающихся научными методами познания. Она основывается на совокупности принципов организации прохождения научного исследования, его методах и приемах реализации, научном аппарате, составляющим понятийную структуру научного исследования.

Методология основывается на следующей системе принципов:

  1. Принцип взаимодействия и единой направленности теории и практики исследования. Теория может находить качественное выражение и имеет продуктивное значение только на практике. Практика позволяет проверить реальность и истинность теоретических концепций и утверждений. Практике же, должна быть строго проконтролирована теорий, которая придает ей целенаправленный характер и упорядочивает ее.
  2. Принцип объективности. В процессе исследования должна быть найдена его суть и исключено субъективное влияние.
  3. Принцип конкретности. В процессе исследования предполагается находить только важные стороны процессов и явлений и определенные подходы к их анализу и контролю.
  4. Принцип развития. Предполагает исследовать объект, процесс или явление, исходя из количественных и качественных параметров его функционирования.
  5. Принцип системности. К каждому объекту исследования должен быть применен системный подход т.е. он должен рассматривается, как целостный процесс, состоящий из совокупности компонентов, связанных и сотрудничающих между собой.
  6. Принцип разностороннего изучения объектов, процессов и явлений.
  7. Принцип единства исторического и логического аспекта любого исследуемого процесса. Логика познания определяет логику развития. А история развития различных объектов отражает сущность и специфику его признаков и характерных особенностей.

Основные методологические подходы

В педагогическом учении в научных исследованиях и экспериментальной деятельности применяются следующие методологические подходы:

Пища для размышления
Что такое "методология", и можно ли ее считать одной из характеристик исследования? Как формируется методология исследования? Что такое проблема, и какую роль она играет в методологии исследования? Существует ли разнообразие методологических схем исследования? Можно ли их выбирать? Если можно, то какие факторы влияют на их выбор?

Методология исследования: понятие и практическое содержание

Методология – это логично организованная деятельности человека, которая состоит в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров к его проведению, выбору средств и методов, какие, в свою очередь, определяют наивысший результат (рис. 1).

Методология исследования: понятие и практическое содержание

Рис. 1 - Методология исследования управления

Любой деятельности человека характерно использование методологии. Однако именно в исследовательской деятельности методологии отводится решающая роль в успешном исходе.

Целью исследования является поиск самых эффективных вариантов формирования системы управления и организации ее эффективной деятельности и развития.

Хотя стоит отметить, что это общее представление о цели. В реальности же реализуемая исследовательская деятельность стремится к множеству целей, например, контроль качества управления, создание творческой и инновационной атмосферы в контексте системы управления, своевременное обнаружение проблем, усугубление которых в будущем в состоянии осложнить работу, повышение квалификации человеческих ресурсов управления, анализ стратегий и прочее.

Разнообразие целей исследования управления

Цели исследований классифицируют на текущие и перспективные, общие и локальные, постоянные и эпизодические (рис. 2).

Методология любого исследования начинается с момента выбора, постановки и построения его цели.

Объект исследования - это система управления. Но в методологическом отношении крайне важно понимать и принимать во внимание класс данной системы. Ее стоит отнести к классу социально-экономических систем, что говорит о человеке как о ее основополагающем элементе, а его деятельность обуславливает особенности всех процессов деятельности и развития системы. Связи, с помощью которым существует данная система, говорят о сложных и противоречивых отношениях между людьми, которые в своем основании имеют интересы, ценности, мотивы и установки.

Разнообразие целей исследования управления

Рис. 2 - Диверсификация целей исследования управления

Насколько бы совершенными ни были технические средства современности, их роль находится в прямой зависимости от интересов человека, его мотивов применения и освоения данных средств.

Невозможно заниматься изучением техники отдельно от человека и всех факторов ее применения в его дальнейшей деятельности.

Предмет изучения - это проблема, то есть реально существующее противоречие, которое требует своего решения.

Верной и безошибочной деятельности системы управления характерно наличие большого количества разнообразных проблем, выступающих в качестве противоречивых отношений между стратегией и тактикой управления, условиями рынка и реальными мощностями и возможностями фирмы, квалификацией трудового коллектива, потребностями в нововведениях и прочее.

Для того, чтобы решить данные проблемы, часть из которых является перманентными и извечными, а часть – переходящими или назревающими, возникает необходимость исследований.

В свою очередь, цель есть фундамент, позволяющий распознавать и выбирать проблемы в исследованиях.

Подход как составляющая методологии

Еще одним фрагментом в содержании методологии исследования стал подход – это ракурс исследования, как бы исходная позиция, точка отсчета, с которой начинается изучение, и которая обуславливает его вектор движения по отношению к цели.

Подходы бывают следующих видов:

Данный подход - это выбор одной грани проблемы, руководствуясь принципом актуальности либо учитывая те ресурсы, которые были предоставлены для исследования. Например, проблема развития трудового коллектива может иметь экономический, социально-психологический, образовательный аспект и так далее.

Этот подход отображает более высокий уровень методологии исследования. Он нуждается в максимально возможном учете всех параметров проблемы в их взаимосвязи и целостности, определении главного и весомого, установления характера и вида связей между этими параметрами, их свойствами и характеристиками.

Концептуальный подход подразумевает заранее осуществленную разработку концепции исследования, то есть комплекса основных и значимых положений, которые определяют общую направленность, архитектонику и последовательность исследования.

Подходы также можно разделить на эмпирические, прагматические и научные.

Эмпирический подход больше основывается на опыте, прагматический ставит своей целью получение наикратчайшего и более близкого результата без лишних издержек. Однако самым эффективным является, конечно, научный подход, характеризующийся научной постановкой целей исследования и применением научного аппарата при его реализации.

Методология исследования также должна включать в свой состав определение и формулирование ориентиров и ограничений, которые дадут возможность проведения исследования более последовательным и целеустремленным. Ориентиры, в свою очередь, делятся на мягкие и жесткие, а ограничения – на явные или неявные.

Главная роль в методологии принадлежит средствам и методам исследования, которые принято разделять на три группы:


Методологические науки принято понимать как учение о процедурах и методах осуществления научной деятельности. Также под этим термином понимают общую теорию познания (гносеологию), философию науки, эпистемологию (теорию научного познания).

Теоретическая база

Методологические подходы – это способы осуществления научно-познавательной работы. В широком смысле в это понятие вкладывается рационально - рефлексивная мыслительная деятельность, которая направлена на изучение вариантов преобразования человеком окружающей действительности.

Особое значение методологические исследования имеют для современной педагогики. С их помощью учителя занимаются со своими воспитанниками поисковой деятельностью, организуют исследования сплоченности классного коллектива, выявляют индивидуальные особенности каждого ребенка.

Методологические подходы – это отличный способ поиска, разработки, систематизации методов научного познания, без которых невозможно сформировать у подрастающего поколения представление о картине материального мира.

методологические подходы

Основные цели методологии

Теоретико - методологические методы позволяют решать следующие вопросы:

  • определять стратегию научного познания;
  • регулировать и организовывать процесс познания либо практического преобразования конкретного объекта;
  • изучать не только методы, но и иные средства, которые обеспечивают исследовательский процесс (понятия, принципы, ориентации, категории);
  • разрабатывать методологические новации.

основные методологические подходы в воспитании

Функции и виды методологии

Методологическая основа исследования выполняет определенные функции:

  • выявляет способу приобретения научных знаний, отражающих динамику явлений и процессов;
  • предусматривает индивидуальный путь, благодаря которому можно достигнуть поставленную научно – исследовательскую цель;
  • гарантирует разносторонность получения информации о процессе или явлении;
  • обеспечивает систематизацию, обогащение, уточнение понятий и научных терминов, способствует введению дополнительной информации;
  • создает систему, базирующуюся на объективных явлениях.

Исходя из перечисленных функций, можно сделать вывод, что методологическая психология – это способ изложения информации о состоянии отдельного объекта. В современной педагогике, в частности, предполагается рассмотрение методик и принципов развития отдельного ребенка.

методология в современном образовании

Виды методологии

В настоящее время выделяют три разновидности методологии:

  • фундаментальную (философскую);
  • общенаучную;
  • частичнонаучную.

Философской методологией называют совокупность диалектических методов, являющихся общим для всей научной сферы.

Общие методологические приемы основываются на моделировании, системном, логическом историческом принципе исследования.

В научных разработках исследователи используют системно-деятельностный подход. Именно на этом принципе строится современная воспитательная и образовательная деятельность в школьном образовании.

Теоретическо-методологические приемы позволяют создавать условия для осуществления комплексного изучения всех сфер человеческой деятельности.

Частичнонаучная методология представляет собой совокупность специфических методов отдельной науки, являющихся базой для поиска ответа на поставленную проблему.

Методологическое образование рассматривает философию в качестве высшего уровня науки, позволяющего определять общую стратегию принципов познания сфер деятельности.

Она выполняет две основные функции:

  • выявляет суть научной деятельности, ее связь с иными областями (культурой, политикой);
  • оптимизирует и совершенствует исследовательскую деятельность, опираясь на общие постулаты и методологические ориентиры.

Какой прием является в науке методологическим? Это сложный вопрос, ответ на который заложен в современном мировоззрении.

как выглядит современное образование

Уровни методологии

В наши дни в логике науки выделяют следующую схему уровней:

  • философский;
  • общенаучные принципы проведения исследования;
  • конкретно-научный подход;
  • методику и технику исследования.

Отметим, что методологический - это базовый подход к рассмотрению определенной проблемы.

Философская методология

Она основывается непосредственно на самой исследовательской деятельности. В качестве основы определенных научных проектов выступают серьезные философские теории.

В подобной ситуации, прием, который является методологическим - это форма научного мышления. К примеру, при знакомстве школьников с основами органической химии, такой базой выступает теория химического строения органических веществ А. М. Бутлерова.

особенности методов обучения

Общенаучная логика

Чем она характеризуется? Методологический - это универсальный принцип научного познания. К примеру, к этой категории можно причислить концепцию структурно-уровневого подхода, кибернетическое описание систем, концентрическую концепцию школьного образования. В частности, курс химии в современных российских школах основывается на общенаучной методологии.

Для усвоения школьниками основных химических законов, терминов, понятий, педагог осуществляет эмпирическую и теоретическую работу, включает в учебное занятие моделирование, наблюдение, эксперименты.

Конкретно-научная методология

Она охватывает проблемы в рамках конкретной науки. Происходит это в диапазоне системы знаний, которые создаются разными научными школами. Например, в рамках школьного образования, это предполагает существование нескольких методических комплектов, выбор одного из которых сохраняется за преподавателем учебной дисциплины.

Объект предмета (вещество) рассматривается с помощью различных методов химического анализа, способствует формирования позитивного отношения у школьников к изучаемой учебной дисциплине.

Методологические ориентации

Помимо подразделения по уровням методологического знания, в настоящее время осуществляется процесс деления его по содержательному аспекту. Есть несколько подходов, которые особенно актуальны в педагогике после введения в российские школы образовательных стандартов нового поколения:

  • системный, в котором отдельные элементы рассматриваются в виде совокупности компонентов;
  • личностный, предполагающий признание личности в виде носителя культурного и исторического наследия (внимание акцентируется нравственной и интеллектуальной свободе личности);
  • деятельностный, при котором создаются оптимальные условия для развития личности;
  • культорологический, обусловленный взаимосвязью культурной среды и человеческого общества.

методология науки понятие

Основные ориентиры

Сегодня выделяют в методологии несколько ориентиров:

  • критико-аналитический;
  • проектно-конструктивный.

Первый вариант ориентации предполагает выступление методолога в качестве исследователя деятельности в определенной дисциплине. В рамках ФГОС нового поколения функцию методолога выполняет ученик. Он осуществляет исследовательскую и критическую рефлексию, анализируя свое развитие в рамках урока (внеурочной деятельности).

Реализация проектно-конструктивной ориентации помогает специалисту развивать и модернизировать свой предмет, Существенным результатом является распределение терминов по смежным дисциплинам. Например, в химии выделяют несколько разделов:

  • неорганическую;
  • аналитическую;
  • физическую;
  • коллоидную;
  • органическую;
  • биохимию.

Каждая область имеет свою систему терминов и специфических закономерностей, что позволяет развивать каждый раздел химии.

методология науки

Значимость методологии

В настоящее время трудно представить себе продуктивное развитие любой сферы деятельности, если она не имеет прочной научной базы. К примеру, в рамках модернизации отечественного образования, осуществляется переход на личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Педагог в своей работе руководствуется основными методами, присущими данному подходу. Это позволяет ему в полной мере выполнять задачу, поставленную перед школой государством – формировать всесторонне развитую гармоничную личность.

Важной задачей методологической мысли является осознание педагогом значимости введения проектно-исследовательской работы в образовательный процесс. Что дает участие в исследованиях современному школьнику? Почему данный метод работы включен в требования ФГОС второго поколения?

Остановимся подробнее на особенностях и методологической базе исследований, проводимых в рамках образовательной деятельности со школьниками. Особенность подобной работы заключается в максимальной реализации индивидуального подхода. Работа над проектом или исследованием осуществляется с одним ребенком или небольшой группой (2-3 человека).

Это позволяет педагогу анализировать уровень сформированности универсальных учебных навыков на начальном этапе, следить за их развитием и совершенствованием по мере продвижения по проекту. В рамках совместной деятельности формируются и совершенствуются коммуникативные навыки, информационная компетентность. Ребята, работающие в одной проектной группе, участия выстраивать диалог, получают опыт межличностного общения.

Заключение

Трудно представить себе в наши дни образованного человека без высокого развития культуры мышления. Для развития подобного качества существенное значение имеет формирование таких мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, обобщение. Они должны быть сформированы у человек во время обучения в школе, а по мере взросления ребенка совершенствоваться, переходить на более высокий уровень развития.

Развиваются мыслительные операции в процессе познавательной деятельности. Она будет результативной только в том случае, когда ребенок осознает необходимость получения умений и навыков, обладает знаниями о методиках научных исследований.

Например, одной из целей использования методологического знания в познавательной работе, является развитие способностей к обобщению и анализу, ведению научной дискуссии, постановке задачи, поиску ее решения. В современном обществе ощущается острая нехватка творческих, неравнодушных, талантливых людей, которые готовы совершать поступки, брать на себя ответственность за совершаемые ими действия.

Формирование критического мышления возможно только на базе методологических подходов и принципов. Современный этап научно-технической революции характеризуется масштабным использованием комплексных междисциплинарных исследований. Владение алгоритмами воспитательной и образовательной деятельности помогают педагогам воспитывать настоящих патриотов страны, ученым - получать ответы на многие вопросы, политикам - завоевывать внимание и доверие избирателей.

Читайте также: