Какую роль в становлении личности играет общество кратко

Обновлено: 04.07.2024

Социум (от лат. Socium – общее) - большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей и общностью культуры, культурного наследия и традиций. Мы рассматриваем социум, прежде всего, с точки зрения процесса включения человека в нее через ближайшую социальную среду, в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни, его жизни в социуме имеют характер взаимодействия.

Среда – это не просто улица, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда – это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно.

Формирование личности очень сложный процесс, который происходит:

- под влиянием семьи, школы, внешкольных учреждений;

- под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение, в последнее время Интернета);

- в результате живого, непосредственного общения с окружающими людьми.

В разные возрастные периоды личностного развития количество социальные институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны.

В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. Положительное воздействие на личность ребенка в семье состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие.

Начиная с подросткового возраста, большую роль в формировании личности играет общение со сверстниками, с друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени. Это позволяет сделать существенный шаг от зависимости к независимости и перейти на автономный, самостоятельный путь дальнейшего личностного развития. Все большее значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствование личности, которые в юности становятся главными средствами ее развития.

По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается, особенно сильной она является в первые годы жизни ребенка. В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка с раннего возраста, когда он овладевает речью, прямохождением и получает возможность вступать в разнообразные контакты с разными членами семьи. В ранние годы семейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение: подчинение элементарным дисциплинарно-гигиеническим нормам и правилам.

В детском возрасте к описанным семейным воздействиям добавляются те, которые направлены на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственного становления личности, которые, прежде всего, проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность и др. Здесь участие в воспитании ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и сверстники, с которыми он много и разнообразно играет, и это происходит в сюжетно-ролевых играх с правилами, характерных для детей старшего дошкольного возраста.

С поступлением в школу воспитательное влияние семьи несколько ослабевает за счет того, что с ней успешно начинает конкурировать школа. Именно здесь ребенок получает первые представления о гражданской жизни, учится соблюдению формальных требований дисциплины и порядка, учится взаимодействовать и общаться со своими сверстниками, со старшими по статусу – учителями.

Значительную часть времени ребенок теперь проводит вне семьи, среди учителей и сверстников, общаясь с ними в различных ситуациях и по разным поводам. Воздействие семьи на личностное развитие ребенка становится не только относительно меньшим, меняется качественно. Взрослые члены семьи сознательно сосредотачивают свое внимание на воспитании у ребенка таких качеств личности, которые необходимы для успешного учения и общения с различными людьми в школе и вне дома. За время обучения в младших классах влияние школы и семьи, тем не менее, остается еще одинаковым.

В подростковом возрасте ситуация радикальным образом меняется. Личностно-развивающее влияние школы и внешкольного общения по сравнению с воздействием внутрисемейного общения усиливается, и подростничество в этом плане является переходным периодом от детства к взрослости. Часть детей подросткового возраста по-прежнему остается под сильным и доминирующим влиянием семьи, часть уходит из-под него уже в начале подросткового возраста. Поэтому и в плане индивидуальных особенностей как раз этот возраст также представляется переходным и одним из наиболее сложных. Если близкие для ребенка члены семьи относятся с должным пониманием, если между подростком и его родителями (дедушками, бабушками, братьями, сестрами и др.) установятся добрые, доверительные отношения, то семья еще на протяжении длительного периода взросления может оставаться доминирующим институтом положительных социально-психологических взаимоотношений.

С переходом в ранний юношеский возраст воздействие внешних институтов воспитания начинает преобладать над семьей для абсолютного большинства детей. Дальнейший процесс формирования личности ребенка, начиная с этого времени, приобретает сугубо индивидуальные черты и прямо зависит от круга людей, с которыми общаются юноша или девушка, а также от ситуаций, в которые поворачивается общение, и от его характера.

В целом влияние школы на развитие ребенка как личности, эпизодично, хотя хронологически оно занимает период времени до 10 лет (от 6-7 до 16-17 лет). Непосредственно в школе дети проводят не так уж много времени, и, кроме того, значительная часть уходит на учение, а не на воспитание, т.е. связана в основном с развитием познавательной сферы, а не личности. И, тем не менее, есть определенный период в жизни ребенка, связанный со школой, когда она играет существенную роль в его личностном формировании. Это - младший школьный и начало подросткового возраста, когда дети психологически еще находятся в сфере значительного влияния со стороны авторитетных для них взрослых людей, в данном случае учителей. Именно к этому времени должны быть приурочены главные воспитательные воздействия со стороны школы.

Ранний юношеский возраст - это время относительной стабилизации личности, ее практической подготовки к самостоятельной жизни в социуме. Однако, учитывая совокупность всех факторов, влияющих на формирование личности, необходимо отметить решающую роль активности самой личности. Именно она трансформирует в себе все факторы: что-то принимает в них, а что-то нет.

К возрасту около 16-17 лет, личность можно считать в основном уже сформированной. Те изменения, которые с человеком происходят в процессе его дальнейшей жизни, обычно не затрагивают многие личностные черты и далее остаются уже практически неизменными.

Особенно важен и труден период после окончания школы, когда человеку приходится постоянно делать ответственный выбор (в самом широком смысле этого слова): профессии, партнера по браку, систем ценностей и т.д. Это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. Все большую и большую роль для формирования личности начинают играть различные организации и учреждения, вузы, средства массовой информации и т.д.

Заключение

Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития: обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, становится носителем социальных отношений.

В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием: биологическое и социальное. По мнению ряда ученых, в качестве основного фактора в процессе формирования личности выступает именно влияние социума.

Итак, формирование личности – это сложный, долгий процесс и означает превращение его из биологического индивида в социальное существо - личность. Это превращение происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество (социум), в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности, т.е. усвоение индивидом требований социума.

При рождении ребенок развивается в семье, в дальнейшем он осваивает все новые и новые социальные среды – дошкольные учреждения, школы, вузы, различные организации, компании друзей, дискотеки и т.д., в которых он формируется как личность.

Наиболее интенсивно этот процесс протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ориентации.

Таким образом, в процессе формирования личности социум играет одну из основополагающих ролей.

Список использованной литературы

1. Бокачев И.А. Формирования личности в процессе социализации. / Вестник СевКавГТУ. Серия Гуманитарные науки. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. - №1 (11). – С.42-47.

2. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. - 4-е изд. Кн.2. Психология образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 496 с.

3. Общая психология: учеб. для студентов пед.институтов./Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь. - М.: Психологический центр ПЛАНЕЙ, 2000.- 432 с.

5. Фролов С.С. Социология: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2002. - 344 с.

Общество оказывает огромное влияние на становление личности. Оно прививает человеку нормы и правила поведения. Общество может помогать развиваться, но также и наоборот подавлять личность. Если в обществе не принято быть "другим", то человек может не суметь проявить весь свой потенциал. Например, у человека есть способности к рисованию, но все начинают говорить, что это не серьезное занятие. Человек подавляет свою желания и забрасывает то, что любит. Но ведь он может стать талантливым художником, и если б его поддержали, то его талант развивался бы.

Сейчас все чаще и чаще можно услышать вопрос: "Какую роль в становлении личности играет общество?" Но по каким причинам люди начали задумывать над данной темой чаще, чем прежде? Мир меняется, его влияние на человека в целом - тоже. Так что давайте посмотрим, какую роль в становлении личности играет общество. Кратко постараемся изложить все точки зрения, которые могут встречаться.

какую роль в становлении личности играет общество

"Старая мысля"

Итак, давайте посмотрим, каким образом дети и уже взрослые люди поддаются влиянию окружающих. Раньше считалось, что атмосфера, в которой находится маленький человек, в совокупности влияет на его развитие. То есть если малыш изначально был оторван от общества, то он будет слегка "диковатым". К тому же он не сможет сформироваться как индивидуум. Но какую роль в становлении личности играет общество, согласно данной точке зрения? Ответ прост - основную.

Без окружения людей человек никогда не сможет стать разумным и понимающим своих сородичей. В отличие от тех, кто рос в обществе, такие личности будут казаться, как уже говорилось, дикими. Ведь с самого детства люди окружены кем-то. И они впитывают из своего окружения информацию как губки. Да, во время общения происходит социализация и адаптация человека к жизни. Но существует и еще одна, немного нестандартная версия по этому вопросу.

А так ли хорошо?

Так какую роль в становлении личности играет общество, согласно другой теории по данному вопросу? Давайте попробуем разобраться.

роль детства в становлении личности человека

Дело все в том, что с развитием человека окружение его постоянно менялось, меняется и будет меняться. Правда, в современном мире "окружающая среда" все больше и больше катится по наклонной. Большинство моральных ценностей попросту уже стерто. Так, многие забывают о том, какие знания и представления о духовном и моральном должен получать ребенок. Так что если малыш с детства находится в аморальном обществе, то и его взгляды на жизнь будут искажены. Они также сформируются вопреки всеобщим - нормальным - принципам жизни.

Так что не всегда общество хорошо влияет на развитие. Порой оно способно превратить людей в серую массу, в самое настоящее стадо. Таким образом, не стоит отдавать еще не сформировавшегося человека на "растерзание" его окружению. Для правильного развития стоит держать его в "правильном" коллективе. В таком, где все еще есть понятия морали и принципов. Теперь давайте поговорим с вами о том, когда человек получает базовые знания для того, чтобы сформировать в себе личность.

Детство

Итак, какова роль детства в становлении личности человека? Как нетрудно догадаться, в этом процессе как раз-таки детский возраст и играет ключевую роль. Все дело в том, что, рождаясь, малыш еще не имеет никаких представлений о жизни. Их он получает от родителей и тех, кто его окружает. Так что все взгляды на жизнь у ребенка формируются именно в детском возрасте. В этот же период формируется характер, крепнет психика. Если что-то пойдет не так в ходе воспитания, то это может оставить неизгладимый след на дальнейшей жизни малыша.

какую роль в становлении личности играет общество кратко

Так, следует особе внимание уделять коллективу и сотрудникам образовательных учреждений, отправляя ребенка в школу или детский сад. Плохая компания или нехорошее отношение могут попросту загубить личность в маленьком человеке.

Заключение

Итак, сегодня мы узнали, какую роль в становлении личности играет общество. Как видите, точек зрения тут несколько, но следует найти золотую середину, чтобы можно было должным образом оказать внимание воспитанию человека.

Не стоит слишком плотно окружать вниманием малыша или, наоборот, заставлять его замыкаться в себе. Если вы хорошенько присмотритесь к людям, то вскоре сами сможете понять, что такое "хорошо" и что такое "плохо" для формирования личности. Старайтесь как можно больше внимания уделять духовным и моральным ценностям, а также воспитанию, и тогда даже самое "грязное" общество будет не страшно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе по самопознанию о роли общества в формировании личности.

Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — и мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря.

Дени Дидро

Высказывание Дени Дидро поднимает проблему социальной основы человека. Общество обладает ведущей ролью в становлении человека как личности. Эта проблема всегда волновала умы ученых, так как ее решение способствует представлению о процессе развития и воспитания человека, и влияние общества на формирование личности.

Дидро считает, что если человек будет изолирован от общества, он деградирует. Я абсолютно согласна с мнением автора. Особенно остро этот вопрос стоит сейчас, в эпоху развития технологий, когда на смену человеческим отношениям приходит одностороннее общение с различными гаджетами.

Ни для кого не секрет, что развитие человека происходит в процессе социализации. Это сложный процесс усвоения и дальнейшего совершенствования человеком норм и правил жизни, которые нам передали наши предки. Только в процессе общения у человека развиваются важнейшие качества, формируется характер.

Процесс социализации важен еще и потому, что не общество выходит из человека, а человек из общества. И то, какую роль человек играет в обществе, дает ему определенный статус. Этот статус контролирует поведение человека, ставя перед ним определенные рамки, заставляя придерживаться норм, традиций, правил. Отсюда следует вывод, каково общество, таков и человек.

Ни одному человеку не позволительно вести себя так, как ему хочется. Общество может сурово наказать всех, кто не соблюдает его правил. И этот страх, у некоторых людей, выше, чем страх перед родителями, детьми, семьей, и даже Богом. Поэтому влияние общества на формирование личности человека настолько велико, что заставляет его принимать и выполнять определенные манеры поведения, иногда против собственной воли.

Сочинение: Какова роль общества в формировании личности человека?

Вариант 1

Главный герой из страха перед осуждением общества согласился на дуэль со своим другом, на которой его убил. После гибели Ленского, он не смог больше оставаться в деревне и отправился в путешествие по России. Эта поездка уже символизировала его отторжение устоявшихся порядков, потому что в светском обществе не принято было ездить по городам родного государства, модно было путешествовать по Европе. Убийство друга потрясло его и открыло ему истинную картину жизни. После возвращения из путешествия произошёл окончательный разрыв Онегина с обществом и последующий за этим нравственный переворот. Теперь главный герой оказывается способным на глубокое чувство и, несмотря на полученный отказ, уже никогда не станет прежним.

На основании вышеизложенного, можно прийти к выводу, что именно общество формирует базовые ценности человека, которые непосредственно влияют на его характер и становление личности. Мы видим, насколько разными бывают эти ценности на протяжении истории всего мира. Они зависят от общественных идей и идеалов конкретного времени, ведь образуются вследствие деятельности определённых людей, государств, правительств. Общество играет самую важную роль в развитии человеческой личности, но и человек оказывает значительное влияние на формирование всего общества в целом.

Дополнительные аргументы

Читайте также: