Какую роль в романе преступление и наказание играет образ лебезятникова кратко

Обновлено: 06.07.2024

"Этот Андрей Семенович был худосочный и золотушный человечек малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза." (часть 5 глава I)

". проговорил Лебезятников, строго смотря на него своими подслеповатыми глазками. " (часть 5 глава III)

"Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, — что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно." (часть 5 глава I)

". Лебезятников, несмотря даже на то, что был очень добренький, тоже начинал отчасти не терпеть своего сожителя и бывшего опекуна Петра Петровича. " (часть 5 глава I)

". добренький Андрей Семенович, опять почувствовав усиленное расположение к Петру Петровичу. " (часть 5 глава I)

Лебезятников считает себя образованным, просвещенным человеком. При этом он не умеет хорошо объясняться по-русски, на родном языке. Кроме того, он не владеет иностранными языками, в отличие, например, от Раскольникова:

"Дело в том, что он, по инстинкту, начинал проникать, что Лебезятников не только пошленький и глуповатый человечек, но, может быть, и лгунишка, и что никаких вовсе не имеет он связей позначительнее даже в своем кружке, а только слышал что-нибудь с третьего голоса. " (Лужин начинает понимать, что Лебезятников глуп и т.д., часть 5 глава I)

". я не принадлежу к вашим подлым льстецам, как господин Лебезятников, который смеется теперь за дверью. " (часть 2 глава VII)

Господин Лебезятников является сторонником "прогресса" и следит за "новыми мыслями". Он стал "прогрессистом" и "обличителем", потому что это модно среди молодежи:

". слышал он об Андрее Семеновиче, своем бывшем питомце, как об одном из самых передовых молодых прогрессистов и даже как об играющем значительную роль в иных любопытных и баснословных кружках. " (часть 5 глава I)

"Вот эти‑то мощные, всезнающие, всех презирающие и всех обличающие кружки. существуют, особенно в Петербурге, какие‑то прогрессисты, нигилисты, обличители и проч. и проч. " (часть 5 глава I)

Лебезятников считает себя пропагандистом прогрессивных идей. Однако на деле у него плохо получается распространять и "закидывать идеи", он не способен быть обличителем и оратором:

"Совсем не наплевать, а протестовать. Я с полезною целью. Я могу косвенно способствовать развитию и пропаганде. Всякий человек обязан развивать и пропагандировать и, может быть, чем резче, тем лучше. Я могу закинуть идею, зерно… Из этого зерна вырастет факт. " (Лебезятников о себе, часть 5 глава I)

". мало того: и дела-то своего, пропагандного, может, не знает порядочно, потому что-то уж слишком сбивается, и что уж куда ему быть обличителем!" (часть 5 глава I)

"У Амалии Ивановны он считался, впрочем, в числе довольно почетных жильцов, то есть не пьянствовал и за квартиру платил исправно." (часть 5 глава I)

Он старается казаться "независимым" и "протестующим" человеком, но на деле он не всегда смеет протестовать даже против своего друга Лужина:

". я не соглашался на ваши вольнодумные и безбожные социальные предложения, вот что-с!" (часть 5 глава III)

Лебезятников пропагандирует свои "модные идеи" среди соседей по дому, надеясь возбудить в них протест. Так например, он дает читать свои "прогрессивные" книги Соне Мармеладовой и другим соседям:

". уже не берет у меня больше книг. А прежде брала. Она великолепно, например, поняла вопрос о целовании рук, то есть что мужчина оскорбляет женщину неравенством, если целует у ней руку. Теперь я толкую ей вопрос свободного входа в комнаты в будущем обществе." (часть 5 глава I)

" Да мимоходом зашел прежде в нумер к госпожам Кобылятниковым, чтоб занести им "Общий вывод положительного метода" и особенно рекомендовать статью Пидерита (а впрочем, тоже и Вагнера). " (часть 5 глава III)

Глуповатый Лебезятников очень непоследователен в своих вглядах. Некоторое время назад, когда Соня Мармеладова начала заниматься "непристойным ремеслом", Лебезятников, судя по всему, приставал к ней ("добивался от Сонечки"), однако девушка отказывает ему. Тогда Лебезятников "вошел в амбицию" и потребовал выселить ее из дома за "непристойное поведение". В итоге под давлением Лебезятникова бедная Соня была вынуждена переселиться в другое место:

". да и господин Лебезятников. гм. Вот за Соню-то и вышла у него эта история с Катериною Ивановной. Сначала сам добивался от Сонечки, а тут и в амбицию вдруг вошли: "Как, дескать, я, такой просвещенный человек, в одной квартире с таковскою буду жить?" (часть 1 глава II)

"И совсем я не подбивался к Софье Семеновне! Я просто-запросто развивал ее, совершенно бескорыстно, стараясь возбудить в ней протест… Мне только протест и был нужен. " (часть 5 глава I)

Теперь, когда Соня проживает в другом месте, Лебезятников, который сам же выжил ее из дома, продолжает с ней общаться и даже заявляет, что уважает Соню за ее неприличное ремесло:

"Что же касается до Софьи Семеновны лично, то в настоящее время я смотрю на ее действия как на энергический и олицетворенный протест против устройства общества и глубоко уважаю ее за это; даже радуюсь на нее глядя!" (часть 5 глава I)

". но теперь, теперь по крайней мере, уж конечно, никто и никогда не обращался с ней более вежливо и учтиво, чем я, более с уважением к ее достоинству… я жду и надеюсь — и только!" (часть 5 глава I)

Лебезятников считает, что любая работа, как например, чистка помойных ям, более полезна, чем деятельность поэта Пушкина или художника Рафаэля:

"Я первый, я, готов вычистить какие хотите помойные ямы! Тут даже нет никакого самопожертвования! Тут просто работа, благородная, полезная обществу деятельность, которая стоит всякой другой, и уже гораздо выше, например, деятельности какого-нибудь Рафаэля или Пушкина, потому что полезнее!" (часть 5 глава I)

Лебезятников выступает против законного брака, который, по его мнению, лишает человека свободы. Он является сторонником "гражданского брака", когда отношения не оформлены неофициально. Он также выступает за свободные отношения в браке, когда у супругов есть увлечения на стороне:

". к чему вам непременно этот брак, этот законный брак. К чему вам непременно эта законность в браке. я рад, рад, что он не удался, что вы свободны, что вы не совсем еще погибли для человечества, рад… " (Лебезятников о браке Лужина, часть 5 глава I)

"Какие рога? Зачем рога? Какой вздор! Напротив, в гражданском-то браке их и не будет! Рога — это только естественное следствие всякого законного брака, так сказать, поправка его, протест, так что в этом смысле они даже нисколько не унизительны…Вы смеетесь? Это потому, что вы не в силах оторваться от предрассудков!" (часть 5 глава I)

". я иногда мечтаю, что если бы меня выдали замуж, тьфу! если б я женился (по гражданскому ли, по законному ли, всё равно), я бы, кажется, сам привел к жене любовника, если б она долго его не заводила. " (часть 5 глава I)

Господин Лебезятников считает, что частная благотворительность не способна помочь обществу. Он против того, чтобы богатые люди напрямую помогали нищим деньгами:

". зная, что я противных убеждений и отрицаю частную благотворительность, ничего не исцеляющую радикально?" (часть 5 глава III)

За месяц до событий, описанных в романе, между Лебезятниковым и Катериной Ивановной происходит конфликт, в результате чего Лебезятников избивает Катерину Ивановну (со слов господина Мармеладова и господина Лужина). По словам же Лебезятникова, он просто отпихнул женщину (что вряд ли является правдой). Лебезятников оправдывает эту драку своими "прогрессивным взглядами": он утверждает, что мужчина и женщина должны быть равны в том числе и в драке. При этом Лебезятников постоянно трусит при упоминании об этом случае:

". господину Лебезятникову грубость его не захотела спустить, и когда прибил ее за то господин Лебезятников, то не столько от побоев, сколько от чувства в постель слегла. " (часть 1 глава II)

"Я просто тогда защищался. Она сама первая бросилась на меня с когтями… Она мне весь бакенбард выщипала… Всякому человеку позволительно, надеюсь, защищать свою личность. К тому же я никому не позволю с собой насилия… По принципу. Потому это уж почти деспотизм. Что ж мне было: так и стоять перед ней? Я ее только отпихнул." (часть 5 глава I)

". я даже думал, что если уж принято, что женщина равна мужчине во всем, даже в силе (что уже утверждают), то, стало быть, и тут должно быть равенство." (о равенстве в драке, часть 5 глава I)

"Это всё вздор и клевета! — вспыхнул Лебезятников, который постоянно трусил напоминания об этой истории. " (часть 5 глава I)

". потому что драки и быть не должно, и что случаи драки в будущем обществе немыслимы…и что странно, конечно, искать равенства в драке. Я не так глуп… хотя драка, впрочем, и есть… то есть после не будет, а теперь-то вот еще есть…" (часть 5 глава I)

Лебезятников считает, что сострадание не должно иметь место в обществе и что сострадание якобы "воспрещено наукой":

"Но господин Лебезятников, следящий за новыми мыслями, объяснял намедни, что сострадание в наше время даже наукой воспрещено и что так уже делается в Англии, где политическая экономия." (Мармеладов о Лебезятникове, часть 1 глава II)

Будучи противником сострадания, непоследовательный Лебезятников сам себе противоречит и все-таки проявляет сострадание. Так например, он проявляет сострадание к Соне, когда на нее клевещет подлец Лужин, обвиняя в краже денег. Лебезятников заступается за бедную девушку и разоблачает негодяя Лужина. Позже господин Лебезятников также сочувствует Соне, когда у нее умирает мачеха Катерина Ивановна:

"То значит, что вы. клеветник, вот что значат мои слова! — горячо проговорил Лебезятников. " (Лебезятников — Лужину о Соне, часть 5 глава III)

"А, ты вот куда заехал! — крикнул Лебезятников. — Врешь! Зови полицию, а я присягу приму! Одного только понять не могу: для чего он рискнул на такой низкий поступок! О жалкий, подлый человек!" (Лебезятников — Лужину, часть 5 глава III)

". после своего адвокатского подвига." (Лебезятников выступает "адвокатом" Сони, когда на нее клевещет Лужин, часть 5 глава III)

В целом идеи Лебезятникова часто расходятся с его поступками. Такого человека трудно воспринимать всерьез и считать цельной личностью. Поэтому Лужин не без основания называет Лебезятникова просто "дураком", которому стоит "вылечить ум":

". теперь же прибавлю только, что вы дурак-с. Желаю вам вылечить ваш ум и ваши подслепые глаза." (Лужин о нем, часть 5 глава III)

Это был цитатный образ и характеристика Лебезятникова в романе "Преступление и наказание" Достоевского: описание внешности и характера героя.

Андрей Семенович Лебезятников – чиновник из министерства, неизвестно какого и чем занимающегося. Такой типичный образ человека без особых качеств. Он говорит одно, а делает чаще совершенно другое, идеи и дела расходятся, подчеркивая бесполезность многих рассуждений.

Внешность героя

Роль в сюжете

Идеи героя

Интересных, чаще нелепых идей в голове персонажа множество. Можно перечислить основные. Любая работа, по мнению чиновника, полезнее произведений культуры, живописи и литературы. Помойные ямы – они реальны, понятны. Работа по их очистке важна, а деятельность Пушкина или Рафаэля нет. Рассуждать, что благороднее, какой труд выше, нельзя. Есть работа, дающая результат, а книги, живопись для души – это развлечение. Лебезятников не видит в них пользы.

Рассуждения о равенстве полов тоже вызывают много споров. Образ Лебезятников интересен: говорит о том, что женщина и мужчина равны даже в силе. Этим он оправдывает свое стремление подраться со слабым полом. Андрей Семенович оправдывает драку с Катериной Мармеладовой. Драк в идеальном обществе не будет, сейчас общество далеко до такого состояния, поэтому и дерутся люди.

Лебезятников и Соня

Как выглядит Лебезятников; его речь

Внешность этого персонажа была непримечательна: невысокий, худой, белокурый молодой человек с бакенбардами в виде котлет, которыми очень гордился. У него часто болели глаза. Говорил он самоуверенно, но плохо объяснялся даже на родном языке. Иностранными же языками вообще не владел, хотя считал себя очень образованным.

Теория Лебезятникова

Андрей Семёнович — противник частной благотворительности, потому что, по его мнению, она не может радикально изменить общество.

Андрей Семёнович призывает людей к трезвому образу жизни. Сам он не пьёт, потому что полагает, что прогрессивные люди обязаны подавать другим пример.

Лебезятников неуважительно относится к деятельности поэтов и художников, считая, что чистка помойных ям полезнее для общества, чем занятия поэзией и живописью.

Характер, поступки

Лебезятников — плохой оратор, поэтому у него не очень получается пропагандировать свои идеи. Сам же он считает себя хорошим пропагандистом новых идей, полезных для общества. Андрей Семёнович сторонник этих идей, потому что они стали модными у передовой молодёжи того времени. Этот персонаж излишне самоуверен и заносчив, считает себя очень просвещённым человеком.

Ещё одно несоответствие идей Лебезятникова с его поведением — это то, что он, отвергая сострадание, спасает Соню, обвиняемую подлецом Лужиным в воровстве его денег. Андрей Семёнович пытается помочь Катерине Ивановне, когда она ушла с детьми из квартиры на улицу. Он сочувствует Соне после смерти её мачехи. Как видим, Лебезятников достаточно мягкосердечен, способен сочувствовать людям.

Как относятся к Лебезятникову другие персонажи и автор романа

Лебезятников — человек простоватый и пошлый — таково мнение о нём Петра Петровича Лужина, который раньше был его опекуном.

Для хозяйки квартиры Андрей Семёнович — хороший, непьющий жилец, вовремя платящий за своё жильё, хотя он человек небогатый.

Катерина Ивановна раньше считала Лебезятникова подлым льстецом и скверным мерзавцем, но после его заступничества за Соню сразу изменила своё мнение, оценив его благородство.

Вывод

Характеристика образа Лебезятникова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Внешность

Это молодой человек маленького роста, худосочный и болезненный на вид, со светлыми волосами и нелепыми бакенбардами, похожими на котлеты. У Лебезятникова скверное зрение и постоянно болят глаза:

Цитатная характеристика

Лебезятников — молодой чиновник, который служит в минестерстве. По видимому, его деятельность связана с адвокатурой, так как в романе упоминается, что он был подопечным Лужна:

— Да, Андрей Семеныч Лебезятников, служащий в министерстве. Изволите знать?
— Да. нет. — ответил Раскольников.
— Извините, мне так показалось по вашему вопросу. Я был когда-то опекуном его. очень милый молодой человек.
— Часть 2, Глава V

Лебезятников считает себя образованным человеком, но при этом не только не знает ни одного иностранного языка, но и не умеет хорошо объясняться по-русски:

Даже Лужин, называющий себя другом и опекуном Лебезятникова, со временем начинает понимать, что на сам деле он глуп и не пользуется уважением даже в своем кружке:

Он пропагандирует прогрессивные и новаторские идеи, о которых он читал или слышал; но при этом настоящей сути этих идей он, судя по всему, не понимает, поэтому и извращает их самым ужасным образом. К примеру, он пропагандирует равенство полов, считает мужчину и женщину равными существами, и на основе этого доказывает, что женщин можно бить:

Так, когда между ним и Катериной Мармеладовой произошел неприятный инцидент, та на него кинулась, не стерпев обиды, а Лебезятников в ответ избил ее (со слов господина Мармеладова и господина Лужина):

По словам же Лебезятникова, он просто отпихнул женщину (что вряд ли является правдой):

Жизненные принципы героя включают представления об идеальном обществе, которое наступит в будущем, — о своего рода коммунизме:

При этом персонаж считает, что в обществе не должно быть сострадания, а благотворительность вредна, и обеспеченные люди не должны помогать бедным:

Лебезятников и Соня Мармеладова

Лужин советует Лебезятникову купить любовь Сони — ведь такова ее профессия, но в ответ Лебезятников выступает на ее стороне:

— А вы подарите-ка ей лучше что-нибудь. Бьюсь об заклад, что об этом-то вот вы и не подумали.
— Н-ничего-то вы не понимаете, я вам сказал! Оно, конечно, таково ее положение, но тут другой вопрос! совсем другой! Вы просто ее презираете. Видя факт, который, по ошибке, считаете достойным презрения, вы уже отказываете человеческому существу в гуманном на него взгляде. Вы еще не знаете, какая это натура.
— Часть 5, Глава I

Позже, когда Лужин пытается ложно обвинить Соню в воровстве, именно Лебезятников защищает ее и разоблачает уже бывшего друга:

Впоследствии он также сочувствует и помогает Соне, когда ее мачеха Катерина Ивановна лишается рассудка и умирает от чахотки.

Интересный факт

Карикатура на нигилистов

Лебезятников Андрей Семенович

  • Прижизненные издания (PDF)
  • Издания после 1917 г. (PDF)
  • Художественные произведения
  • Дневник писателя Дневник писателя за 1873 г.
  • Дневник писателя за 1876 г.
  • Дневник писателя за 1877 г.
  • Дневник писателя за 1880 г.
  • Дневник писателя за 1881 г.
  1. Сочинения
  2. Персонажи произведений
  3. Преступление и наказание
  4. Лебезятников Андрей Семенович

Самый главный и благородный поступок Лебезятникова в романе, несмотря на все его глупости и нелепости, — он вывел на чистую воду негодяя Лужина, когда тот попытался представить Соню Мармеладову воровкой.

Роль в сюжете

Характеристика

Чернышевский посвятил коммунам свой знаменитый огромный роман. Однако и с этой идеей, популярной в европейских и российских интеллектуальных кругах, Лебезятников, очевидно, знаком лишь поверхностно. В общем, довольно мерзкий и никчёмный персонаж. Однако взаимоисключающие параграфы на этом не заканчиваются: именно Лебезятников разоблачил своего бывшего лучшего друга — негодяя Лужина, когда тот пытался оклеветать Сонечку.

Первое появление Лебезятникова происходит в главе I пятой части романа, хотя первое упоминание о герое встречается еще в начале романа в диалоге Мармеладова и .

Идеи героя

Интересных, чаще нелепых идей в голове персонажа множество. Можно перечислить основные. Любая работа, по мнению чиновника, полезнее произведений культуры, живописи и литературы. Помойные ямы – они реальны, понятны. Работа по их очистке важна, а деятельность Пушкина или Рафаэля нет. Рассуждать, что благороднее, какой труд выше, нельзя. Есть работа, дающая результат, а книги, живопись для души – это развлечение. Лебезятников не видит в них пользы.

Рассуждения о равенстве полов тоже вызывают много споров. Образ Лебезятников интересен: говорит о том, что женщина и мужчина равны даже в силе. Этим он оправдывает свое стремление подраться со слабым полом. Андрей Семенович оправдывает драку с Катериной Мармеладовой. Драк в идеальном обществе не будет, сейчас общество далеко до такого состояния, поэтому и дерутся люди.

Лебезятников и Соня

Андрей Семенович выступает за сострадание к людям. Такое чувство должно присутствовать в человеческом обществе, оно важно. На деле быть сострадательным получается не всегда. Когда Соня Мармеладова начинает заниматься непристойным заработком, чиновник пытается к ней пристать, воспользоваться девушки. Соня отказывает. Лебезятников перестает проявлять сострадание к бедной женщине. Он начинает требовать ее выселения из квартиры. Добившись своего, успокаивается и продолжает общаться. Объясняет свое поведение умной теорией: он воспитывал в девушке умение протестовать. Соня, живущая от него отдельно, вызывает уважение. Где логика такого поведения? Роман показывает: ее нет. В действиях мужчины такое непостоянство проявляется часто.

Читайте также: