Какую роль в рассказе играет время ионыч кратко

Обновлено: 05.07.2024

ИОНЫЧ
Какую
роль
в
сюжете
выполняет
каждая из главок?
 Почему
в
первых
четырёх
главках
повествование
ведётся
с
использованием глаголов прошедшего
времени, а в пятой – настоящего?

Каждая глава - это этап в жизни героя. Первая глава - молодой доктор полон сил, энергии, он ходит пешком, любит свою работу. Вторая глава - прошёл год, доктор приобрёл пару лошадей, кучера, у Ионыча солидная практика, но ему не чужды чувства. Третья глава - фиаско в личной жизни, огонёк в душе Ионыча гаснет. Четвёртая глава - прошло четыре года, Ионыч раздобрел, у него уже тройка с бубенчиками, единственное развлечение - пересчитывать деньги по вечерам, он одинок. Пятая глава - прошло несколько лет (уже не важно, сколько, потому что процесс деградации завершился). Ионыч не человек, а языческий бог.
Глаголы настоящего времени подчеркивают завершенность образа героя. Он измениться уже не сможет.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Указом президента России Владимира Владимировича Путина 2015 год объявлен в стране Годом литературы. На официальном логотипе, выполненном в цветах российского флага, изображены профили великих русских писателей и поэтов Александра Пушкина,
Николая Гоголя и Анны Ахматовой.

Творчеству этого писателя посвящено множество литературоведческих работ, как в России, так и за рубежом, которые содержат серьезный анализ его литературного наследия. Однако важнейшая проблема своеобразия художественного времени в произведениях Чехова затрагивается только на уровне отдельных высказываний или статей.

Многие исследователи его творчества главным мотивом чеховской драматургии считают мотив времени.

Для наиболее полной разработки взятой темы, были определены следующие цель и задачи.

Цель: изучение проникновения времени во все компоненты структуры художественного произведения

- исследовать внешние обстоятельства жизни и внутренние ресурсы героя;

- определить временной центр повествования.

Исходя из цели, мы определили объект, предмет и гипотезу исследования.

Предмет: категория времени в рассказе.

Гипотеза: если исследовательский процесс пройдет успешно, то это значит, что х удожественное время является скрытым двигателем сюжета, а

герои не прошли испытание временем.

Для решения представленных задач и для достижения обозначенной цели, в качестве основных мы использовали вот эти методы исследования : анализ и обобщение литературы по теме исследования, изучение опыта литературоведов и методистов, эвристический, исследовательский.

Экскурс в прошлое в первых четырех главах— это исследование внешних обстоятельств жизни и внутренних ресурсов Старцева, приведших его к положению Ионыча. Повествование в этих главах ведется в прошедшем времени .

На пути Старцева как бы расставлены временные вехи:

Интересна такая особенность: достаточно большая временная протяженность (более десяти лет) приходится на малый повествовательный объем - рассказ всего в 16 страниц. Интенсивность движения времени (скачки через месяцы и годы) тем более заметна, что соотносится с неподвижным бытом, с установившимися в обы вательской среде понятиями, образом жизни.

Наибольшему испытанию временем в рассказе подвергается главный герой — Старцев. Ионыч не замечает ни движения времени, ни изменений, про исшедших в нем самом. Он по инерции живет прежними пред ставлениями о себе, когда еще был молод

На том, раннем отрезке жизни Старцева и его отношений с городскими обитателями (в первой главе), Чехов также расста вил временные вехи, помогающие характеризовать героя и тен денции его развития.

Но именно в них взлет, кульминация чувств героя, быть может, наивысшее проявление личности Старцева, после чего начнется падение, нисхождение его к Ионычу . Автор внимательно исследует именно этот кульминационный момент, эти два дня в истории жизни Старцева. Из пяти глав рассказа им посвящены две, из 16 страниц текста — шесть с половиной.

Особенности изображения главного героя у Чехова. Жанровая особенность произведения. Мотив сада — важный мотив в рассказе "Ионыч", чеховский сад. Художественное время в рассказе. Художественное пространство произведения: анализ на основе ключевых эпизодов.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.11.2008
Размер файла 29,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Введение3
      1. Особенности изображения главного героя у Чехова 5
    • 2. Жанровая особенность произведения 6
    • 3. Художественное время в рассказе 7
    • 4. Художественное пространство произведения: анализ на основе ключевых эпизодов 8

    2. Жанровая особенность произведения

    Кроме того, столь радикальное изменение героя, происходящее на глазах у читателя - также материал, более соответствующий жанру романа, а не рассказа. Вместо изображения одного главного события из жизни героя, как это обычно бывает в жанре рассказа, здесь Чехов показывает чуть ли не всю его жизнь.

    3. Художественное время в рассказе

    4. Художественное пространство произведения: анализ на основе ключевых эпизодов

    Данный эпизод имеет свой микросюжет: мотивом к нелогичному, абсурдному появлению Дмитрия Старцева на кладбище является его внезапно вспыхнувшая страсть к Котику. Почему герой решился на такой экстравагантный поступок?

    Дмитрию Старцеву также выпало испытание любовью. И совсем не случайно эпизод несостоявшегося свидания с Котиком является неким рубежом, наивысшей точкой напряжения, проверкой героя, кульминацией всего рассказа.

    Анализируя этот эпизод, проследим, как изменяется душевное, психологическое состояние героя во время ожидания.

    Таким образом, хронотоп эпизода: художественное пространство -- кладбище, не самое лучшее место на земле, на котором, собственно, и остался живой Дмитрий Старцев; границы художественного времени эпизода составляют примерно четыре часа.

    Только четыре часа, за которые Старцев превратился в Ионыча. Бывают в жизни часы и даже минуты, когда человек остаётся один на один с мирозданием; когда невероятным образом сходятсямакрокосмос и микрокосмос. Человек должен по достоинству оценить выпавшую ему счастливую карту, должен выйти из соприкосновения с вечностью иным, другим, обновлённым. Такая минута настала в жизни земского доктора на окраине губернского города С.

    Завершающая абзац фраза описывает возможно последнее высокое ощущение, которое познал в жизни Старцев: “От плит и увядших цветов, вместе с осенним запахом листьев, веет прощением, печалью и покоем”. Эти слова наполнены символическим содержанием. Могильные плиты -- итог, финал человеческой жизни, то, что не имеет продолжения. Жизнь после смерти может быть только в памяти живых. Запах опавших листьев, увядшие цветы говорят о близости и неотвратимости смерти.

    Лунный свет даёт возможность герою стать участником действия, увидеть то, чего, “вероятно, больше уже не случится видеть”. И луна подготавливает развязку эпизода: “И точно опустился занавес, луна ушла под облака, и вдруг всё потемнело кругом”. Шутка Котика привела Старцева на кладбище, где он пережил неповторимые, самые важные чувства и ощущения в своей жизни.

    И там же, на кладбище, закончилось формирование Старцева как человека, как личности. Более он автору не интересен. Обо всех последующих действиях героя сказано как-то вскользь: «Старцев едва нашёл ворота, -- уже было темно, как в осеннюю ночь, -- потом часа полтора бродил, отыскивая переулок, где оставил своих лошадей.

    Настоящими ли были чувства Старцева? И во время первого визита к Туркиным, и позже Котик “восхищала его своею свежестью, наивным выражением глаз и щёк”. “Наивным выражением. щёк”? Мы понимаем, что эта деталь портретной характеристики Котика звучит иронически, но ирония идёт не от Старцева, через восприятие которого даётся облик девушки. Это лёгкая ирония рассказчика. А герой влюблён, и уже поэтому заслуживает сострадания. Он любуется тем, “как сидело на ней платье, он видел что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией”. Речевая характеристика Дмитрия Старцева, его прямая речь сильно смахивает на речь героя-любовника в водевиле: “Ради бога, умоляю вас, не мучайте меня, пойдёмте в сад!”; “Я не видел вас целую неделю. а если бы вы знали, какое это страдание!”; “Я страшно хочу, я жажду вашего голоса. Говорите”; “Побудьте со мной хоть пять минут! Заклинаю вас!”

    --Это вы про каких Туркиных? Про тех, что дочка играет на фортепьянах?”

    Выразительная деталь-действие: финал открыт, не завершён. Глаголы употреблены в форме настоящего времени: “когда. заходит речь. он спрашивает”, предполагающего бесконечную повторяемость. Пошлая среда, пошлый герой…

    Заключение

    По сравнению со Старцевым Обломов -- титан воли, и никому не пришло бы в голову назвать его Ильичом, как того -- Ионычем”. “По сути каждый его персонаж -- эмбрион сюрреализма. В нём, как в ядерном заряде, сконденсирован абсурд повседневного существования”. Так анализ маленького эпизода несостоявшегося свидания доктора Старцева высветил проблематику, художественное своеобразие не только рассказа А. П. Чехова, но и основные темы его творчества, связал воедино героев и литературные ситуации русской классики.

    Кроме того, столь радикальное изменение героя, происходящее на глазах у читателя - также материал, более соответствующий жанру романа, а не рассказа. Вместо изображения одного главного события из жизни героя, как это обычно бывает в жанре рассказа, здесь Чехов показывает чуть ли не всю его жизнь.

    Список литературы:

    Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.

    Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.

    Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. - М.: КоЛибри, 2008. - 256 с.

    Дмитриева Н.А. Послание Чехова. М.: Прогресс-Традиция, 2007. - 368 с.

    Есин А.Б. Русская литература в оценках, суждениях, спорах: Хрестоматия критических статей. - М.: 2006. - 344 с.

    Есин А.Б. Сквозные темы в русской литературе XIX-XX веков. Пособие по написанию сочинений для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Экзамен, 2009. - 448 с.

    Капустина Н.В. А.П. Чехов. Диалог с традицией. - М.: Высшая школа, 2007. - 544 с.

    Паперный З. Тайна сия… Любовь у Чехова. - М.: Б.С.Г. - Пресс, 2002. - 366 с.

    Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

    Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 400 с.

    Турков А.М. Чехов и его время. - М.: Гелеос, 2003. - 464 с.

    Чехов А. Рассказы. Повести. Пьесы. - М.: Эксмо, 2007. - 832 с.

    Чуковский К. О Чехове. - М.: Русский путь, 2007. - 210 с.

    Подобные документы

    Перелом в творчестве Чехова в 1887–1888 годах, снижение роли анекдотического начала в произведениях. Психологичность прозы. Рассказ "Ионыч" - история бессмысленной жизни героя. Жизнь семьи Туркиных. Игра в высшее общество. Проблема деградации личности.

    презентация [324,9 K], добавлен 29.03.2013

    Теоретические основы изучения творчества А.П. Чехова. Разработка писателем концепта "любовь" в своих произведениях. Краткая характеристика рассказа А.П. Чехова "Дама с собачкой". Особенности разработанности концепта "любовь" в рассказе "Дама с собачкой".

    курсовая работа [42,5 K], добавлен 31.10.2012

    Описание пейзажа и анализ функций цвета и звуков в описании природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг". Исследование художественно-изобразительных средств рассказа, создающих образ природы. Оценка правды и вымыслов в фольклорных мотивах произведения.

    контрольная работа [14,5 K], добавлен 11.09.2011

    Биография Т. Толстой - внучки писателя А. Толстого. Художественное своеобразие сборника "Ночь". Конфликт реальности и мечты в рассказе "Река Оккервиль". Тема утраченных иллюзий в рассказе "На золотом крыльце сидели". Мир автора и его отношение к героям.

    курсовая работа [107,3 K], добавлен 17.10.2013

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления русского писателя А.П. Чехова, его известнейшие произведения. Мелиховский период жизни Чехова, медицинская практика. Обострение туберкулеза, описание боли в "Рассказе неизвестного человека".

    реферат [38,5 K], добавлен 16.02.2009

    Значение имени прилагательного, морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды имен прилагательных. Полная и краткая формы качественных имен прилагательных. Функционирование имен прилагательных в рассказе А.П. Чехова "Человек в футляре".

    курсовая работа [54,5 K], добавлен 10.09.2008

    Во время форсированного развития капитализма большинство людей живут лишь для себя, не делая добра никому кроме себя. Идея Чехова в этом рассказе - это жизнь не для своего благополучия, а жизнь ради самой жизни.


    Краткий анализ

    Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ионыч.

    Год написания – 1898 г.

    История создания – Исследователи творчества писателя пришли к выводу, что первоначальный замысел произведения претерпел значительные изменения, прежде чем автор создал окончательный вариант.

    Тема – Деградация личности, жизнь городских обывателей, сила и слабость любви.

    Композиция – Рассказ выстроен как лестница, ведущая вниз, и подчиняется общей цели – показать постепенное духовное обнищание героя. Сначала знакомство молодого амбициозного доктора с семьёй Туркиных, ухаживание Старцева за Екатериной Ивановной и быстрый финал неудавшегося любовного романа, далее – новая встреча с Катей и невозможность героя полюбить, а затем мы видим холодного и расчётливого героя, неспособного на проявление душевных порывов.

    Жанр – рассказ.

    Направление – Объективные характеристики героев, социальные проблемы общества, описанные Антоном Павловичем, говорят о реалистическом направлении рассказа.

    История создания

    В записках писателя сохранились данные о том, что замысел рассказа постепенно менялся. Если изначально автор хотел описать одну семью Филимоновых, то в дальнейшем фамилия была изменена на Туркиных, изменилась и основная мысль рассказа: в окончательном варианте, писатель даёт оценку не социальному обнищанию семьи, а деградации личности главного героя.

    После выхода в свет этого произведения критика была неоднозначной, отзывы были как положительные, так и отрицательные. Была отмечена неординарность описания героя, который является не антагонистом общества, а продуктом разложения под влиянием этого общества.

    для самых рациональных -

    для самых компанейских -

    для самых занятых -

    для самых крутых -

    Именно процесс деградации личности является главной темой произведения. Старцев, молодой и энергичный врач, любящий свою профессию, когда-то стремившийся к высоким идеалам, медленно, но верно превращался в рядового жителя города. Единственным стремлением доктора стало обогащение. Хорошая медицинская практика приносила ему стабильный доход. Все свои средства доктор Старцев вкладывает в недвижимость, покупает вещи, соответствующие его положению и финансовому состоянию. Деградация проявилась не только в изменении его убеждений, но и во внешности, привычках, поведении.

    Герой стал грубым и раздражительным, растолстел, у него появилась одышка. У доктора пропал интерес к общественной жизни, не осталось никаких чувств, кроме жажды обогащения. Любовь, зарождение которой показано в рассказе, заканчивается крахом и разочарованием. И Старцев даже испытывает облегчение от того, что отношения не сложились.

    Проблематика – Проблема состояния общества в целом, его нравственности. Это необразованность граждан, их бескультурье и духовная нищета. Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку. Жители проводят своё время однообразно, каждый из них живёт в собственном маленьком мирке, не ставя перед собой никаких глобальных целей и стремлений.

    Проблема влияния общества на личность. На Старцева уклад жизни и взгляды жителей города С. оказали большое влияние: он отказался от медицины как от призвания, превратив её лишь в средство обогащения. Можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев уничтожил себя как личность, смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов. В какой мере окружение влияет на личность и может ли человек ему противостоять? Этот важный вопрос ставит автор в своём рассказе.

    Композиция

    Рассказ Чехова состоит из пяти частей. В первой части происходит знакомство с семьёй Туркиных, с главным героем доктором Старцевым. В герое пока ещё есть способность отличить истинный талант от серости, и он не стремится продолжать завязавшееся знакомство.

    Старцев увлечён своей работой, он очень занят, и вторая встреча с семьёй Туркиных происходит по прошествии года с небольшим. Хозяйка дома пригласила молодого доктора, жалуясь на мигрень, и он стал регулярно навещать их, отдавая предпочтение разговорам с Екатериной Ивановной.

    Молодая девушка начитана, и Старцеву интересно с ней общаться. Старцев решил сделать ей предложение, думая о богатом приданом. Глупая затея Котика со свиданием на кладбище охладила и отрезвила героя, он почувствовал разочарование и пожалел о том, сколько лишних хлопот доставила ему эта история.

    В третьей части рассказа описывается, как обрюзг и располнел телом, но обнищал душой доктор Старцев. Он перестал интересоваться искусством – спектаклями и концертами, найдя удовольствие в азартных играх и ежевечернем подсчитывании денег, которые приносила ему врачебная практика.

    В следующей части рассказа мы видим изменения: доктор Старцев располнел, обрюзг, думает только о наживе, радуется тому, что не женат. Еще пару раз он встречался с Екатериной Ивановной, но ему становилось стыдно, что когда-то делал ей предложение.

    Главные герои

    Читайте также: