Какую роль в крымской войне сыграл спор о святых местах кратко

Обновлено: 06.07.2024

Это сразу дало возможность туркам более четко выразить свою позицию в данном споре. Вслед за Францией и Портой свое слово сказала и Россия. Николай I тоже увидел в этом споре повод для начала решения Восточного вопроса. Кроме того, уступить в споре о святых местах Россия просто не имела возможности. Согласно всем договорам с Турцией конца XVIII — первой половины XIX в., она являлась покровительницей христиан — православных подданных султана. Капитуляция перед католиками означало признание перед всеми православными Балкан и Востока своей слабости, что подорвало бы влияние России на Востоке.

В ответ на этот открытый вызов со стороны Франции в феврале 1853 г. Николай I отправил в Стамбул чрезвычайное посольство во главе со своим другом и доверенным лицом князем А.С. Меншиковым Имя этого человека неразрывно связано с историей Крымской войны.

Биография

Меншиков Александр Сергеевич (15.08.1787–19.04.1869)

Военную службу А.С Меншиков начал в 1809 г. В Отечественной войне 1812 г. он участвовал в должности квартирмейстера дивизии. С 1813 г. князь состоял в свите Александра I, после окончания Наполеоновских войн не раз сопровождал императора в заграничных поездках. С 1817 г. Меншиков, получивший чин генерал-адъютанта, исполнял обязанности генерал-квартирмейстера Главного штаба. В 1821 г. из-за противоречий с всесильным временщиком А.А. Аракчеевым ушел в отставку. На службу он вернулся в 1826 г. Николай I отправил его с чрезвычайной миссией в Иран, однако вскоре началась русско-иранская война и Меншиков оказался в тюрьме, где пробыл до 1827 г.

По возвращении в Россию князь представил императору проект реорганизации управления морским ведомством. После этого царь назначил его начальником Главного морского штаба и членом кабинета министров. Во время Русско-турецкой войны 18281829 гг. Меншиков успешно руководил действиями Черноморского флота. В 1828 г. флот под его командованием обложил и вскоре взял Анапу. Затем была блокирована Варна на противоположном берегу Черного моря. Однако Меншиков был ранен пушечным ядром в обе ноги и был вынужден покинуть театр военных действий.

С 1830 г. Меншиков стал также членом Государственного совета, ас 1831 г. занял и должность генерал-губернатора Финляндии.

Человек умный, блестяще образованный, честный (особенно поражало современников то, что он не брал взяток и не разворовывал казны), Меншиков отличался остроумием. Его шутки, устные рассказы пользовались большой популярностью, их любил слушать Николай 1. Однако князь был крайним циником, ни к чему не относился серьезно. Не будучи специалистом ни в одной области, он без всяких колебаний брался за все дела, которые поручал ему император. В результате его деятельность очень часто заканчивалась полным провалом. Именно этим завершилась его миссия в Стамбул в 1853 г. Назначенный вскоре командующим сухопутными и морскими силами в Крыму, он действовал крайне неудачно. 15 февраля 1855г. он был отстранен от командования. С декабря 1855 по апрель 1856 г. Меншиков являлся губернатором Кронштадта, затем был отправлен в отставку.

Говоря о неудаче миссии А.С. Меншикова в Константинополе, следует иметь в виду, что он ехал туда вовсе не с намерением завершить дело миром Николай I, очевидно, уже принял решение о войне с Турцией.

Посольство Меншикова потребовало от султана восстановления прав православия в Палестине, отставки министра иностранных дел Фуад-паши, настроенного весьма профранцузски, и подписания международного акта, фиксирующего право России на покровительство единоверцам и обязательство султана уважать права православной церкви. Турции предлагалось заключить с Россией антифранцузский союз.

Ведя переговоры с турками и французами, Меншиков фактически имел дело с английским послом Ч. Стрэтфордом. В Константинополе Стрэтфорда именовали вторым султаном. Турецкие дипломаты действовали строго по инструкциям англичанина. Посол посоветовал султану принять два первых требования, но не соглашаться с выполнением третьего: никаких обязательства России Турция давать не хотела Все послы западных держав поддержали турок. Поняв, что попал в западню, Меншиков стал формулировать требование во все более мягкой форме. Но все было напрасно. В мае 1853 г. русское посольство покинуло столицу Османской империи. Произошел разрыв дипломатических отношений между двумя странами.

Каждый считал свои цели достигнутыми: Европа втянула Россию в войну, из которой, как надеялись европейские правительства, Николаю I так просто не выбраться. А тот был доволен, что агрессором (пусть и формально) выступила Турция, с которой надлежит решительно разобраться. Порта же, уповая на единодушные заверения европейских держав, надеялась также решить свои старинные вопросы с Россией.

Крымская война 1853 года. Новый восточный кризис. Спор о "святых местах"

Революция 1848—1849 гг. оставила заметный след в истории Европы. Как море после жестокого шторма, политическая жизнь не сразу вошла в свои берега.

Две страны меньше других были затронуты шквалом европейской революции — Англия и Россия. Лорд Пальмерстон сравнивал их с двумя большими кораблями, которые одни не потеряли своих мачт во время бури. Что касается Германии, Франции, Италии, Австрии, то в этих странах правящим классам пришлось потратить немало усилий, чтобы восстановить в прежнем виде поврежденную штормом оснастку своих государственных кораблей и заделать полученные пробоины.

Международное положение на континенте также оставалось напряженным. Пруссия и Дания все еще находились в состоянии войны из-за спорных территорий Шлезвига и Голштинии. Австрийский канцлер Шварценберг настойчиво требовал от прусского правительства ликвидации созданной им в 1849 г. унии немецких государей и восстановления прежнего Германского Союза, в котором всегда ведущую роль играла Австрия. Пруссия сопротивлялась. Это раздражало Николая I, не желавшего усиления Пруссии и опасавшегося, что австро-прусская война вновь развяжет революцию.

Поскольку православная община в Иерусалиме в XIX в. была более многочисленной и более состоятельной, она и пользовалась обычно привилегией наблюдать за сохранностью главных христианских памятников. Не желая примириться с этим, католические монахи сутяжничали со своими более счастливыми соперниками и не оставляли надежды оттеснить их на второй план.

Все это было известно, и претензии католического духовенства в Палестине никого не удивили бы и на этот раз, если бы вдруг они не стали предметом обсуждения в дипломатических кругах сначала Константинополя, а потом Парижа и Петербурга.

Абдул-Меджид на первых порах не придавал серьезного значения домогательствам как той, так и другой стороны и предпочитал не высказывать своего мнения по столь далекому от его интересов сюжету. Однако, когда в мае 1851 г. новый французский посол маркиз Лаваллет привез султану личное послание президента республики, повелитель правоверных мусульман решил уступить католикам.

Истинные причины кризиса

К середине XIX в. промышленный капитализм Западной Европы достиг зрелости. В поисках новых рынков сбыта для своих промышленных изделий европейские капиталисты все чаще обращали свои взоры к Востоку, где лежали слабо развитые в индустриальном отношении страны. Торговая экспансия отнюдь не была мирным процессом. Там, где купец встречал препятствие, он уступал место солдату.

В 40-х годах XIX в. английская буржуазия вела захватнические колониальные войны против Афганистана, Синда, Пенджаба, Китая, навязывая местным правителям неравноправные договоры или устраняя их от власти, если они не желали уступать агрессорам.

В эти же годы французская буржуазия огнем и мечом утверждала свое владычество в Алжире и усиливала активность в Ливане и Сирии, разжигая племенную и религиозную вражду между различными группами арабов. В Египте французский капитал успешно теснил своего английского конкурента.

Но все области Северной Африки и Передней Азии, примыкавшие к Средиземному морю, по-прежнему входили в состав Турецкой империи, хотя сама она слабела с каждым десятилетием. Тщетно султан Абдул-Меджид под влиянием некоторых более дальновидных своих советников пытался предотвратить крушение средневекового феодального режима половинчатыми реформами. Еще менее он был способен оказывать сопротивление давлению иностранного капитала.

Расширение колониальной экспансии западных держав наносило прямой ущерб русской торговле с восточными странами. Слабая промышленность крепостной России не в состоянии была конкурировать с более мощной индустрией Англии и Франции.

К тому же к середине XIX в. значительно увеличилось производство русскими помещиками зерна на продажу. Миллионы гектаров целинных земель были распаханы на юге Украины, в степях Подонья и Предкавказья. За первую половину столетия площадь пашни в этих районах увеличилась втрое, а валовые сборы хлебов — вчетверо. Только из одного Одесского порта вывозилось зерна в 2,5 раза больше, чем за четверть века до этого.

Между тем английские экспортеры год от года увеличивали закупки хлеба в Галаце, Браилове, Варне. Корабли с балканской пшеницей плыли по Черному морю, в то время как амбары Одессы, Херсона, Таганрога оставались забитыми зерном. Это создавало серьезную угрозу и для русской хлебной торговли, и для помещичьего хозяйства, тяготевших к черноморско-азовским портам степных окраин империи.

По мере того, как в Турецкую империю проникало влияние западных держав, в первую очередь Англии и Франции, перед царской Россией возникала опасность, что выход из Черного моря в Средиземное перейдет из рук слабой Турции фактически под контроль сильного европейского государства.

Помимо экономических предпосылок возникновения нового восточного кризиса, существовали еще и политические обстоятельства, способствовавшие его развитию.

После того, как Луи Бонапарт надел на себя императорскую мантию, поддержка католического духовенства стала для него еще более необходимой. Случай представил возможность выставить себя защитником веры. Небольшая военная экспедиция к берегам Черного моря была поэтому даже желательна. Кроме того, она могла бы отвлечь массы от внутренних социальных проблем.

Но, конечно, Наполеон III был не единственным виновником войны. Конфликт, возникший на Востоке, постарались использовать в своих целях и лидеры английской буржуазии. Они имели в виду отбросить соперника, ставшего на пути британской колониальной экспансии, и ослабить политическое влияние России на континенте.

В обстановке, когда еще свежа была память о движении чартистов, о бурных событиях 1848 г., война против русского царя — жандарма Европы — могла стать самой популярной из всех войн, какие только вела когда-нибудь буржуазная Англия. Это обеспечило бы правительству прочный тыл и позволило бы ему привлечь на свою сторону не только либеральную интеллигенцию, но и демократические слои общества.

Можно было бы напомнить еще о реваншистских притязаниях турецкой правящей клики на крымские и кавказские берега Черного моря, о захватнических намерениях Австрийской империи относительно придунайских и балканских областей. Но главными в данном случае были противоречия между тремя державами — Францией, Англией и Россией.

Если царизм в интересах русских помещиков стремился поставить под свой контроль черноморские проливы и укрепить свои позиции на Балканах, то правители Англии и Франции в интересах буржуазии своих стран добивались вытеснения России с берегов Черного моря, отторжения от нее Крыма, Кавказа и ряда западных порубежных областей. Таковы были истинные причины нового восточного кризиса.

Разжигание конфликта

Вечером 20 февраля 1853 г. Николай I был на балу у вел. кн. Елены Павловны. Заметив в зале среди других иностранных дипломатов британского посланника Гамильтона Сеймура, оп уединился с ним и к изумлению собеседника завел разговор о восточных делах. Царь изложил Сеймуру свой проект решения Восточного вопроса. Суть его сводилась к изоляции Франции и разделу части владений султана между Россией и Англией.

Два обстоятельства, как казалось царю, благоприятствовали в тот момент успеху его дипломатической атаки. В декабре 1852 г. Луи Бонапарт провозгласил себя императором, а в Англии пришло к власти правительство старого Джорджа Абердина. В свое время Абердин был участником подготовки Шомон-ского трактата и Парижского мирного договора 1814 г., положивших конец империи Наполеона I. С тех пор и на всю жизнь Россия рассматривалась им как противовес Франции на Европейском континенте. Поэтому даже в периоды обострения Восточного вопроса он всегда проявлял склонность к сотрудничеству с русским царизмом. Полагая, что Абердин остался верным своим взглядам, Николай I надеялся, что появление на континенте второй Французской империи и агрессивная политика Наполеона III заставят престарелого английского лорда пойти на соглашение с Россией.

Однако царь просчитался. России грозила полная изоляция, так как вскоре после беседы Николая I с Сеймуром британское правительство дало отрицательный ответ на предложение о разделе владений султана на Балканском полуострове и в Восточном Средиземноморье.

На самом деле все обернулось иначе. Англия поддержала Францию, обе они вмешались в русско-турецкий конфликт, выступив против России, а Пруссия и Австрия остались на позиции весьма неблагожелательного для царя нейтралитета. Но все это выяснилось позднее, а ранней весной 1853 г. Николай I и его советники даже не предполагали, что события могут принять такой неприятный для них оборот.

Разумеется, такое поведение царского посла не могло способствовать мирному урегулированию конфликта, как и тот резкий, ультимативный тон, которого он держался, излагая требования Николая I к султану.

Узнав о миссии, отправленной царем в Константинополь, и о его требованиях к султану, руководящие деятели западных держав решили сделать все возможное, чтобы изобразить себя поборниками мира, Россию — агрессором, а Турцию — несчастной жертвой завоевательных умыслов царя.

В Константинополь были направлены новые, более опытные дипломаты: не в меру пылкого Лаваллета сменил сдержанный и вежливый Лакур, грубоватого британского полковника Роуза — искусный мастер политических диверсий Стрэтфорд-Редклиф.

В то же самое время па Лондона приходили успокоительные донесения от русского посла в Англии барона Ф. И. Бруннова. Этот царский дипломат был очарован беседами с лордом Абердином, заверявшим его, что британское правительство твердо надеется на успешный исход русско-турецких переговоров. О том, что делает за широкой спиной Абердина воинственно настроенный Пальмерстон, Бруннов, может быть, и догадывался, но предпочитал об этом умалчивать, чтобы не сообщать неприятных новостей своему монарху. Такой же линии поведения придерживался и русский посол во Франции — всегда любезный и обходительный Н. Д. Киселев, черпавший политическую информацию преимущественно в аристократических салонах Парижа. Он в своих донесениях поддерживал версию о нереальности англо-французского союза против России и совместного выступления двух западных держав в поддержку султана.

Николаю I приятно было верить всему этому, поскольку это соответствовало его собственным политическим прогнозам. А между тем еще в феврале 1853 г. ставленник Пальмерстона лорд Кларендон и французский посол в Лондоне гр. Валевский (сын Наполеона I и двоюродный брат Наполеона III) подписали соглашение о совместных действиях Англии и Франции в сфере Восточного вопроса, а в марте французская эскадра уже отправилась из Тулона в Эгейское море, поближе к берегам Турции. Однако царь не придавал этому значения.

Вскоре события стали быстро приближаться к развязке.5 мая Абдул-Меджид заявил, что готов удовлетворить все требования относительно привилегий православной церкви в Палестине. Меншиков ответил, что настаивает на заключении конвенции о покровительстве царя всем православным христианам, обитающим в Турции. Не дождавшись положительного ответа по вопросу о заключении конвенции, Меншиков вместе с сотрудниками русского посольства 21 мая покинул Константинополь, когда истекла шестидневная отсрочка для решения вопроса, которую 15 мая запросил министр иностранных дел султана.

Царь был уверен, что появление русских войск на Дунае тотчас заставит султана пойти на уступки. Если бы тот продолжал упорствовать, Николай I готов был прибегнуть к блокаде Босфора.

Тем временем в западноевропейской прессе развертывалась шумная антирусская кампания. Началась подготовка общественного мнения к войне. В августе на Спитхэдском рейде Портсмута королева Виктория произвела смотр военно-морским силам своей державы. На глазах у многотысячной толпы зрителей эскадра из 20 паровых военных судов, представлявшая британский флот, атаковала несколько устаревших парусных кораблей, изображавших русский флот. После оглушительной десятиминутной пальбы последние были изрешечены и исковерканы бомбами. Многотысячные толпы, наблюдавшие этот спектакль, должны были увериться в том, что возможная война будет краткой увеселительной прогулкой.

22 сентября английская и французская эскадры, нарушив конвенцию 1841 г. о нейтрализации черноморских проливов, прошли через Дарданеллы в Мраморное море. Четыре дня спустя побуждаемый западными дипломатами и адмиралами Абдул-Меджид ультимативно потребовал вывода русских войск из пределов Валахии и Молдавии.

Не получив из Петербурга удовлетворительного ответа, 16 октября 1853 г. турецкий султан объявил России войну.

Существует несколько версий политико-дипломатической составляющей его путешествия. Наиболее интересна версия о том, что Даниил должен был разузнать по просьбе киевского князя положение дел в Константинополе и на Ближнем Востоке, помимо поручения Святополка II Даниил мог исполнять поручение князя черниговского Давида Святославича о поиске его сестры, находившейся на Ближнем Востоке, а так же просто составить географическое описание увиденных мест и посмотреть, как ведут себя в Святых местах франкские короли. Надо отметить, что такого рода паломничества в ту эпоху были зачастую сопряжены именно с выполнением дипломатических поручений. Балдуин отнесся к Даниилу благожелательно, даже сопроводил его до Тивериадского озера. Это в среде ученых рождает много версий об отношениях Рима и Киевской Руси в то время.

С установлением власти Османской Порты францисканцы (Францисканский монашеский орден) тоже стали заявлять о своих претензиях на владение святыми местами. Еще в VII веке фирман на обладание храмом Воскресения Христова был выдан мелькитам (греко-католикам Сирии, Ливана, Египта, Израиля).

Францисканцы получили права на основные святыни Палестины, а орден стал скупать по векселям долги Святогробского братства, для того чтобы отобрать земли, находящиеся в их владениях. При помощи патриарха Паисия II и его преемника Киприана V удалось добиться от султана Османа III в 1757 году возобновления права Иерусалимского патриарха на святые места. Все отобранные францисканцами места были возвращены православным.

Русско-турецкая война и победа России в 1774 году возродили традиции покровительства православным христианам на Ближнем Востоке. Для России покровительство христианам в Палестине было еще способом укрепиться в статусе преемницы Византии и в данном контексте думали о расширении территорий, где исповедуется православие, за счет возможных завоеваний в Османской империи. Русские цари начиная еще с Ивана Грозного, в том числе и Александр I, выделяли денежные средства на ремонт храма Гроба Господня. Греки, воспользовавшись ремонтом храма, решили убрать из него католическую символику. Роспись храма Гроба Господня была исполнена в византийском стиле, а могилы королей-крестоносцев вынесли из него. Среди них находились гробница и первого короля Иерусалима Балдуина. Это случилось в 1808 году.

В 1811 году францисканцы, опираясь на помощь французских дипломатов в Константинополе, добились права владения Кувуклией, то есть самым сакральным местом в храме Гроба Господня. Православные лишились права совершать богослужения, сохраняя за собой статус хранителей Кувуклии. Патриарх Иерусалимский Поликарп обратился за помощью к российскому императору, францисканцы, соответственно, искали помощи у французов.

В 1817 году Османская империя нарушила права Святогробского братства на владение Кувуклией. После греческого восстания в 1821 году османы были благосклонны к католикам. Вопрос о ремонте храма Гроба Господня стал обсуждаться заново только после 1834 года.

Только в 1839 году Иерусалимскому патриарху удалось добиться права на разрешение, которое было опротестовано французским послом де Буркене, заявившим о претензиях на ремонт католических монашеских общин. В результате православные понесли убытки, так как они решили осуществить ремонт, закупив материал, который был испорчен (на 500 тысяч пиастров).

В 1840 году спор за святые места обострился. Пий IX в 1847 году объявил о восстановлении латинского патриархата. Иосиф Валерга при содействии Порты был избран патриархом Иерусалимским.

В 1850 году бельгийская комиссия в Константинополе подняла вопрос о возвращении могил иерусалимских королей-крестоносцев на их прежнее место. Это подстегнуло всплеск русофобских настроений в Европе. Париж и Рим способствовали тому, что тема спора за святые места попала на страницы европейской прессы. Критике были подвергнуты Святогробское братство и ближневосточная политика России. Пий IX восхвалял заслуги Луи Наполеона, президента Франции, в деле борьбы за святые места с православными. В том же 1850 году Османскому правительству была вручена нота от имени всех паломников с требованием восстановить права католического духовенства в соответствии с капитуляциями 1740 года. Французов поддержали бельгийцы, испанцы, Сардинское королевство, Неаполитанское королевство, Португалия, Австрия, а позднее и Великобритания.

Российский МИД поручил послу в Париже Н. Д. Киселеву обратиться с представлением к правительству Франции по поводу межконфессионального спора. Французы заявили, что считают вопрос второстепенным. Официальный Петербург подкрепил свою позицию обращением посланника Титова, в котором указывалось, что Иерусалимская церковь обладала правом на святые места еще с IV века.

В обращении были также ссылки на Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 года и прилагались копии султанских фирманов, где подтверждались права Иерусалимской церкви на святые места. Турецкое правительство признало капитуляции 1740 года и сформировало специальную комиссию по расследованию Святогробского дела, в которую не вошли представители России. Комиссия была настроена удовлетворить притязания католиков. Французский представитель маркиз де Ла Валетт подкрепил эти настроения письмом Наполеона III к султану и Пия IX к падишаху с просьбой предоставить католическому духовенству возможность свободно осуществлять свою деятельность на Святой земле. Комиссия под нажимом Российской империи решила отозвать своего посла из Константинополя. Порта издала фирман в пользу православных. Французами фирман рассматривался как документ, оскорбляющий достоинство, Ла Валетт потребовал изменить фирман и представить льготы католикам. Чтобы не осложнять отношения с французами, турки решили официально в Иерусалим фирман не отсылать, в таком случае он не имел юридической силы и мог быть заменен другим фирманом. Фирман был встречен в России резко отрицательно, Николай I выразил порте свое недовольство. С приездом Николая в повышенную боеготовность были приведены два армейских придунайских корпуса и Черноморский флот. В итоге фирман был все-таки написан с некоторыми отступлениями от правил. В ответ на военное давление Франции на Турцию в Святоместном споре Петербург направил в Стамбул миссию А. С. Меньшикова с целью добиться наконец от Порты документа, который бы окончательно решил вопрос о Святых местах в пользу православных. Документ должен был предупредить новые попытки французов закрепить капитуляции 1740 года и не позволить католикам в будущем их предпринять.

Османское правительство поддержало претензии православных в Святой земле, а отношение к капитуляции по совету британского и французского послов изменить отказалось. Это повлекло за собой разрыв отношений между Грецией и Турцией в мае 1853 года, оккупацию Дунайских княжеств русскими войсками, вследствие чего Турция объявила России войну. Таким образом, началась Крымская война против России, в которой приняли участие Великобритания, Франция, Сардиния и Турция.

На Парижской мирной конференции было подтверждено право православных на святые места, как и 1878 году на Берлинском конгрессе. В1902 году францисканцы повторили попытку восстановить свои права на Кувуклию и Гроб Господень, но их старания были Турцией отвергнуты.

На Парижской мирной конференции произошло сближение Франции и России.

Политика поддержки католической и православной конфессий была проведена с большой оглядкой на двусторонние отношения и стремлением конфликтов больше не допускать. При этом агенты Святого Престола действовали настойчиво и пытались выстраивать с Османской империей отношения, прося о преимуществах для католиков.

Продолжилось давление католиков на православных, в том числе в споре за обладание базиликой Рождества в Вифлееме в середине XIX века, что привело со временем к конфликтам между православными святогробцами, францисканцами и представителями других конфессий. Они так и не были упорядочены, кроме как по документам прошлых лет, то есть примерно с 1710 по 1853 год, что не позволило даже британцам, под мандатом которых оказалась Палестина в 1917 году, коренным образом изменить что-либо, несмотря на надежды католиков, возлагаемые на отсутствие России на мирной конференции 1919 года.

1.См.: Житенев С. Ю. История русского православного паломничества в X–XVII вв. М., 2007.

2.См.: Якушев М.И. Христианские субъекты Османской империи — Антиохийский и Иерусалимский патриархаты — в политике Российской империи (30-е годы XIX — начало ХХ века). М.2013.

Комментарии

Сети богословия

Мнение

К 30-летию обретения мощей патриарха Тихона
Святитель Тихон стал патриархом Московским и всея России в самую сложную для нашей Церкви эпоху. Христос обещал, что врата ада не одолеют Его Церковь. Но из истории мы знаем, что отдельные Поместные Церкви прекращали свое существование. Например, такая участь когда-то постигла древнюю Карфагенскую Церквь. Читать дальше

Тема недели: Патриаршество

Новые материалы


Мельникова Л.В. Святые места в центре восточного вопроса: церковно-политический фактор как одна из причин крымской войны // Отечественная история, 2008, №8, с.61 – 75. Реферат статьи

В центре внимания статьи лежат разногласия между католическим и православным духовенством Палестины по вопросам контроля за святыми местами. Эти религиозные споры привели к войне, которая изменила конфигурацию политических сил Европы.

Крымская (Восточная) война, являвшаяся крупнейшим международным конфликтом второй половины Х IX века, существенно изменившим расстановку сил в Европе, началась из-за спора о святых местах Палестины. Отечественная (советская) и зарубежная историографии традиционно оценивали разногласия Франции и России относительно прав католического и православного духовенства в Святой Земле как повод к войне, используемый императорами обоих государств для реализации своих внешнеполитических планов. Подробно рассматривая политические и экономические причины войны, исследователи лишь вскользь затрагивали её религиозный вопрос, считая его надуманным и искусственным.

Исторически сложилось, что в течение нескольких столетий ближневосточное направление занимало важное место в российской внешней политике и было тесно связано с религиозными вопросами. Являясь единственным в мире православным царством, Россия осознавала себя и воспринималась Восточными Патриархами как преемник Византийской империи, как защитник и гарант прав Православия на Востоке. С конца XVII в. в российской ближневосточной политике тесно переплетаются церковные и политические вопросы.

Разногласия между католическим и православным духовенством Палестины насчёт контроля за святыми местами существовали издавна. Права и привилегии обеих конфессий закреплялись султанскими фирманами (указами). В этом чуждом для мусульман вопросе султаны действовали непоследовательно и противоречиво, тем самым обостряя и запутывая ситуацию. Католики опирались на поддержку Австрии, Франции, православные – России. В конце 1830-х г.г. начался спад российского влияния в Турции и рост влияния Франции и Англии на экономику и политику этой страны. Не ограничиваясь экономическими рычагами влияния, европейские державы стали проявлять повышенное внимание к Палестине, маскируя политические интересы религиозными. Англия и Франция учредили в Иерусалиме свои консульства, прибыли англиканский епископ и латинский патриарх Иерусалима (Иосиф Валерга). Чтобы поддержать Православную Восточную Церковь и противостоять в дипломатическом соперничестве западным державам император Николай I создал Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. Её учреждению предшествовала длительная, засекреченная командировка архимандрита Порфирия (Успенского) в Святую Землю. В качестве паломника через МИД он был послан с негласным поручением собрать достоверные сведения о положения Православной Церкви в Палестине. При учреждении Миссии в качестве постоянного представительства Русской Церкви при Патриархатах Востока и официальном отправлении в Иерусалим первого состава Миссии наблюдалась чрезвычайная осторожность, чтобы избежать обвинений со стороны Турции и европейских держав в усилении политического влияния и вмешательстве во внутренние дела Османской империи. В своих дневниках архимандрит Порфирий писал, что его никто не считал простым паломником, но дипломатическим агентом России.

Начало спора о святых местах, приведшего к Крымской войне, можно датировать 1847 год, когда из Пещеры Рождества (Вертепа) базилики Рождества Христова в Вифлееме исчезла особо почитаемая паломниками серебряная звезда, отмечающая место рождения Иисуса Российский генеральный консул в Бейруте в пропаже звезды, в её намеренном снятии обвинил католиков. Губернатор Иерусалима Мехмет-паша пообещал французскому консулу провести расследование и отыскать звезду. Французское правительство направило в Палестину своё посольство. Ни звезда, ни её похитители так и не были найдены. Востоковед Эжен Боре опубликовал брошюру, в которой не только бездоказательно обвинил греческое духовенство в похищении звезды, но и заявил об исторических правах католиков на основные святыни Палестины, о необходимости их отнятия у православных.

В 1850 году французский посол в Константинополе по предписанию президента Франции Луи Наполеона вручил турецкому правительству официальную ноту с требованием восстановить католическое духовенство в правах на святые места. Российский посланник В.П.Титов со ссылкой на Кучук-Кайнаджирский договор выступил в защиту прав Иерусалимской Церкви, предоставив Порте ряд турецких фирманов, сводящих на нет притязания Франции. Тема палестинских святынь стала актуальной и часто обсуждаемой после выхода брошюры Э.Боре. В.П.Титов переслал в МИД два научных возражения, которые были горячо одобрены представителями дипломатического круга и церковной иерархии. Их отзывы свидетельствуют, что лучшие представители (например, епископ Иннокентий (Борисов)) придавали большое значение идейной борьбе с католической духовной экспансией на Ближнем Востоке.

7 сентября 1851 года император Николай I направил султану Абдул-Меджиду письмо, в котором напоминал об обязанностях союза и тесной дружбы, выразил уверенность, что Османская империя, не отклоняясь от намеченной линии, и в дальнейшем будет тесно сотрудничать с Российской. Султан пообещал удовлетворить требования России. Французский же посол заявил, что Франция ни за что не подчинится диктату России, поскольку это будет расценено как публичное унижение, намекнул на возможный приход в Дарданеллы французской эскадры.

Султан распустил старую комиссию и сформировал новую, а фирман от 30 января 1852 года подтвердил акты, изданные в прежние времена в пользу греков. Притязания католиков были отклонены. Президент фирман расценил как оскорбляющий достоинство Франции и нарушающий прежние акты. Французский посол в Константинополе категорически потребовал, чтобы Порта внесла в новый фирман изменения. Впоследствии действия Порты были противоречивыми и непоследовательными. Оглашение фирмана, по древней традиции это придавало ему юридическую силу, оттягивалось. Российский поверенный в делах при Порте А.П.Озеров сообщал, что Англия, до сих пор державшаяся в данном вопросе нейтралитета, начала нарушать его в пользу Франции. Российская сторона настояла, чтобы фирман был оглашён, что и произошло в конце октября 1852 года. Однако турецкое правительство нарушило документ, вынеся тут же постановление о передаче католическому духовенству ключа от главного входа в Вифлеемский храм. Решение было принято кабинетом министров (диваном), где к тому времени возобладало влияние профранцузских настроений. Аргументация турецких министров сводилась к необходимости избежать угрозы вторжения Франции в охваченную смутами Сирию и подорвать влияние России на 10 – миллионное православное население Османской империи.

В декабре 1852 года греческая делегация в Иерусалиме во главе с патриархом Кириллом двум комиссарам выразила протест по поводу нового решения Порты. В Пещере Рождества базилики Рождества Христова была установлена католиками новая звезда с надписью на латинском языке. Три ключа – от главного портала Вифлеемского храма, южной и северной дверей Пещеры Рождества – оказались вручены латинскому патриарху. Патриарх Иерусалимский Кирилл отправился в Константинополь опротестовывать решение Порты и передачу ключей. Новоизбранный Патриарх Константинопольский Герман писал прошение Святейшему Синоду с просьбой о помощи. Император Николай I выдерживал многозначительную паузу в общении с султаном. Чтобы склонить Турцию к выполнению взятых на себя обязательств, Николай I отдал приказ о приведении в боевую готовность войск 4 и 5 корпусов и начал подготовку к оправлению в Константинополь чрезвычайного посольства. Понимая всю сложность и непредсказуемость военного столкновения император допускал его вероятность. Чрезвычайным и полномочным послом император назначил князя А.С.Меншикова, который с документами и инструкциями выехал к султану. Чтобы гарантировать на будущее сохранение прав Православной Церкви в Палестине, предполагалось склонить Турцию к заключению особой конвенции. Для защиты от посягательств и давления Франции Турции предлагался секретный оборонительный союз. В случае отклонения выдвинутых Россией требований послу предписывалось заявить об оставлении Константинополя, возложив ответственность за разрыв отношений на советников султана.

В течение марта 1853 года между российским, турецким и французским представителями была достигнута договорённость относительно большей части вопросов, касавшихся святых мест. Казалось, что переговоры идут успешно, но их сорвал английский посол Ч.Стрэтфорд-Редклифф, советовавший туркам идти на все уступки, касающихся святых мест, но ни в коем случае не соглашаться на заключение конвенции, которая предоставила бы российскому императору возможность вмешиваться в отношения султана с его православными подданными. Требования российской стороны о подписании конвенции были отвергнуты. Это привело к прекращению переговоров и разрыву дипломатических отношений. Попытка князя Меншикова мирного урегулирования, предпринятая в мае, сорвалась также под давлением на султана английского посла. 9 мая 1853 года князь покинул Константинополь со всем штатом Российской императорской миссии. Дипломатическое противостояние с неизбежностью переходило в военную фазу.

Читайте также: