Какую роль сыграл 20 век в христианстве в нашей стране кратко

Обновлено: 04.07.2024

Значение Православия в жизни и исторической судьбе России

Разгадка русского человека в том, что Православная христианская вера воспитала его характер и стала основой его мировоззрения и культуры. Поэтому и разница между русским человеком и западным чаще всего бывает из за того что у русского подход бывает более христианский.

Многие русские духовные отцы, а также и светские писатели и мыслители об этом говорили и писали. Но все это было коротко или просто отдельные мысли и намеки. Есть несколько трудов, которые затрагивают эту тему, но нет хорошо разработанной книги. Книга профессора А.А. Царевского является исключением.

Предлагаемая читателю книга есть переиздание работы профессора А.А. Царевского. Это прекрасно написанный труд, который затрагивает всю жизнь русского человека и наглядно показывает влияние Православной веры на него. Книга написана с большим чувством и любовью к русскому человеку, его культуре и стране, в которой он живет – России. Настоящее издание для наглядности и удобства дополнено заглавиями подглав и заголовками-резюме абзацев.

В книге подробно описываются все отрасли жизни страны и характер русского народа. В ней четыре главы: (I) Влияние на политическую судьбу России, (II) Влияние на внутреннюю жизнь Руси, (III) Влияние на характер русского человека и (IV) Основные свойства русского человека.

Книга была написана для верующего, православного христианина, живущего по своей вере и знающего Закон Божий, историю Церкви Христовой, жития святых и т. п. Не знающим всего этого, она будет трудной. Кроме того, мы живем во время когда люди крайне неосведомлены о христианстве. Часто говорится, что все религии учат одно и то же, и что разницы между ними мало. Поэтому напомним читателю об основном в Православном христианстве.

Иисус Христос учил об Едином Господе Боге, Создателе всего мира, Праведном и любящем Отце, Промыслителе, Который нас создал и дал нам заповеди о том, как жить. Господь нас учил что нужно жить по этим заповедям, нужно честно трудиться, почитать родителей, нельзя убивать, прелюбодействовать, воровать, лгать и завидовать, и самое главное – нужно посвящать время Богу. Это были знаменитые Десять Заповедей, которые были даны древним евреям еще до Иисуса Христа. Иисус же углубил эти заповеди и еще учил о любви ко всем, о скромности, о жизни по Божией правде, о милосердии, о внутренней сердечной чистоте, о миротворчестве, о добрых делах, искренности, нравственной чистоте, о духовном а не материальном богатстве, о духовной, а не телесной красоте, о надежде на Бога и о жизни после смерти (Матф. 5–7). Все учение Иисуса Христа было углублением древней еврейской веры. Учение было настолько праведно, глубоко и очевидно и для тех языческих времен необычно, что было ясно, что оно исходило не от человека.

Христианство оказало благотворное влияние на весь мир. Языческий мир – где господствовала сила, богатство, гордость, жестокость, нравственная распущенность – под влиянием христианства постепенно переродился. Основными ценностями стали доброта, любовь, милосердие, скромность, прощение, чистота нравов. Христианство повлияло на всю жизнь человека, на все отрасли его сложной жизни и омыло все и вся. Христианские правила и нормы для жизни стали основой законов всех цивилизованных стран. Христианское учение стало колыбелью новой очищенной христианской культуры.

В 1054 г. от Православной Христианской Церкви отделилась Римская (так называемые католики, которые претендуют на первенство в Церкви). От нее, в 1517 г., отделились протестанты, которые потом – из за неопределенности учения – разделились на массу отдельных групп (сект). В настоящее время, в 1998 г., их свыше 22.000. Православная Церковь не признает сектантов за Церкви, а только как христианские общества.

Роль Церкви в истории России

Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства, состояла в необходимости духовного объединения разно племенных народов Руси, укрепления международных связей на прочной основе. В новых условиях языческая религия не обеспечивала в полном объеме процесс формирования государственности, так как в силу свойственного ей многобожия, не способна была объединить Русь, укрепить авторитет великокняжеской власти. Процесс принятия религии был длительным и противоречивым. Объективно введение христианства, способствовало укреплению политического единства древнерусских земель. Православие оказало значительное культурное влияние на общество: более широкое распространение получила письменность, появились школы, началось систематическое летописание. Особенностью русского православия явилось сохранение многих элементов язычества, создание собственных церковных традиций, например празднование масленицы и т. д. традиций монашеской жизни и др.

Древнерусские летописи связывают крещение Руси с именем киевского

князя Владимира Святославича, по инициативе которого Русь в 988 г. приняла христианство в качестве государственной религии. В этом же 988 г. было сооружение Десятинной Церкви в Киеве — главного христианского центра Киевской Руси в конце X начале XI в. В 989 г. Владимир установил церковную десятину. В отличие от городского населения, крестьяне еще долго не принимали новую веру, причем особенно серьезным было сопротивление в северных районах страны (Новгород и т. д.). Однако христианство было известно на Руси задолго до 988 г. этой официально признанной даты крещения, а сам процесс христианизации огромной страны растянулся на столетия. Известно, что христианкой стала княгиня Ольга – жена князя Игоря. Таким образом, еще до крещения Руси при Владимире Святославиче, христианство на Русской земле имело более чем вековою историю. С именем княгини Ольги большинство людей олицетворяет такие исторические факты, как укрепление княжеской власти, начало сбора дани с жителей Новгорода, Пскова и т.д. Так же, княгиня Ольга пыталась повысить престиж Руси, за счет дипломатии. Крещение Ольги приобрело важное политическое значение, и способствовало укреплению международного положения Руси. Однако крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси. История православия берет начало на Руси с 988 г. Значение этого события трудно переоценить. С приходом христианства, стало очень быстро развиваться огородничество, так как многодневные посты заставляли верующих все больше потреблять овощей. Огромными темпами стало развиваться ремесло, приемы кладки стен и возведения куполов, камнерезного дела, а так же мозаика, которые использовались при возведении и украшении Церквей. Но самый главный

вклад, это отмена жертвоприношений, в качестве которых нередко выступали люди. Поднятие авторитета Руси в международных отношениях, а так же, с

После придания христианству статуса государственной религии, Церковь предприняла меры по развитию и укреплению организационных структур. Во главе Церкви на Руси стоял митрополит киевский, который назначал епископов. Епископы, в некоторых местах их называли архиепископами, руководили обширными церковно-административными округами епархиями, и совершали обряд поставления в сан священников. Отличительной особенностью русской Церкви того времени, можно считать ее полное подчинение Византийской Церкви, вплоть до 1448 года. В этом году положено начало фактической самостоятельности, т. е., автокефалии3 Русской митрополии. Принятие христианства не привело к политическому и религиозному подчинению ей Руси, но епископы, а затем митрополиты, полностью зависели от киевского князя. С обособлением отдельных княжеств, каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа. Епископские кафедры находились полностью на содержании князей. Однако расширение церковного аппарата, заставило искать другие источники. Ими могли быть отчисления от государственных доходов, что создавало предпосылки для слияния государственного и церковного аппаратов. В начале XI в. образовались епархии в Новгороде, Чернигове, Переяславле. В церковных источниках, русских и польских, неоднократно появлялись намеки на наличие епархий в Полоцке и в Турове, созданных самим Владимиром. Во второй половине XI века была создана епархия во Владимире-Волынском княжестве. Они возникали по мере образования новых княжеств. Епископам принадлежала вся полнота церковной власти в их области, не только право суда над духовенством, но и суда по многим гражданским делам. Древнерусское государство с первых дней введения христианства, начало специально готовить священников при открывающихся Церквях и монастырях, используя методы коллективного и индивидуального обучения. Особую активность по подготовке кадров проявили позже монастыри. Ко времени Ярослава относится окончательное оформление Церкви, как организации. При нем основывается митрополия в Киеве в 1037 году. В этом же году при киевской митрополии, строится соборная Церковь святой Софии. Не случайно и то, что при нем был созван первый церковный собор в Киеве, сделана попытка установить церковную автокефалию, путем избрания собственного митрополита из числа русского духовенства. Фактически только в 1448 году, было положено начало самостоятельности, автокефалии Русской митрополии.

Церковные реформы Петра I

Церковные преобразования Петра I были обусловлены изменением прежней идеологии взаимоотношений светских и духовных властей. Церковная политика Петра I, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена прежде всего на как можно более эффективное использование Церкви, для нужд государства. А если конкретнее, на выжимание из Церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. В 1721 г. было ликвидировано патриаршество и учреждена Духовная коллегия — Святейший Синод, к компетенции которой стали относиться все церковные вопросы. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. С 1722 г. надзор за синодом осуществлял обер-прокурор, назначаемый самодержцем из числа высокопоставленных чиновников. Бурную реакцию среди священников вызвало постановление Синода от 17 мая 1722 г. в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди. Фактически, церковная реформа привела к ликвидации самостоятельной роли Церкви, и подчинила ее строгому контролю управляемую государством.

Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью. Изъятие у Церкви основного источника доходов — недвижимого имущества, значительно ограничили ее возможности. Петр I, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, разворачивает наступление на монахов и монастыри. Впоследствии у Царя появилась идея использовать монастыри, как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают. Реформа Церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний (образованные в результате деления Казанской губернии), от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%). Выгодная государству экономически, секуляризация4 монастырских земель, в 1764 г. привела к замедлению роста культуры и образованности, поскольку обедневшим монастырям стало труднее выполнять свою культурно-просветительскую миссию. В целом, результатом церковной реформы Петра стало полное подчинение Церкви светской власти. XIX век заметно отличался от XVIII века, будучи более благоприятным для церковной жизни, в частности, для монашества и монастырей. Православная Церковь стала гарантом российского самодержавия и потому пользовалась со стороны правительства поддержкой. Хотя и в это время сохранялись прежние обременительные для Церкви государственные опека и контроль.

Церковь во времена СССР

Февраль 1917 г. поставил Русскую Православную Церковь в совершенно новое и необычное для нее положение. Церковь боролась за свое существование в условиях атеистического государства. 1917 год, был годом государственной катастрофы. Как особый этап, хотя и не долгий, но насыщенный событиями первостепенной важности, время от февраля до ноября 1917 года , Церковь после отречения императора оказалась в новой правовой ситуации. Впервые со времен Петра I Церковь освобождалась от подчинения государству. С весны 1917 г. православные епископы, впервые за сотни лет стали избираться самими верующими на епархиальных съездах. Приход к власти большевиков, обусловил установление тотального контроля над духовной жизнью общества. В Русской Православной Церкви большевики увидели сильного политического противника и потому стремились ее максимально деморализовать и разрушить. С 1917-1929 гг. отделение Церкви от государства и провозглашение свободы совести, на деле — наступление на Церковь, антирелигиозная пропаганда , изъятие церковных ценностей в пользу голодающих с 1921-1922гг. Однако на деле главным было не спасение жизни голодающих, а ускоренная ликвидация Церкви. По всей стране с 1922-1923 гг. прокатилась волна арестов и судов над духовенством и верующими. В этот период отделение Церкви от государства было юридически оформлено Декретом от 23 января 1918 г. За такое отделение еще до октября 1917 г. выступала значительная часть духовенства. Но при подготовке Декрета и особенно в ходе его проведения в жизнь, государственная власть отказалась от всякого диалога с Церковью. На проведение Декрета в жизнь сказались условия Гражданской войны и послевоенной разрухи.

Советская власть так же надеялась расколоть Церковь изнутри, посредством возникшего в 1922 г. обновленческого движения, которое выступало за тесное сотрудничество с Советским государством. Целю обновленцев была модернизация и приспособление Церкви, к изменившимся политическим условиям. Собор обновленцев разрешил епископам вступать в брак, а овдовевшим священникам — жениться вторично. Священники — обновленцы коротко стриглись, часто надевали гражданскую одежду. В 1925 г. на своем соборе обновленцы отказались от своих нововведений. Это означало конец обновленчества, хотя формально это движение существовало вплоть до после военных лет.

Основная тема работы "Почему народ отвернулся от церкви в начале 20 века" Целью работы является рассмотрение вопроса о причинах отказа русского народа от Церкви в начале 20 века.

Ключевые слова

Текст научной работы

С приходом советской власти было арестовано свыше сотни профессоров и писателей. Их обвиняли в расхождении с советской идеологией. Таких неугодных сформировавшейся власти людей высылали из России. Среди философов, оказавшихся в опале, оказались Бердяев, Булгаков, Лапшин, И. Ильин, Карсавин, Франк.

Так почему же люди так спокойно восприняли эти изменения? Почему не встали на защиту Церкви, которая на протяжении многих веков являлась символом Русского государства и государственности? Разве предложенные реформы отвечали запросам того времени и состоянию людей? Попытаться найти ответы на эти вопросы нам предстоит в данной работе.

Целью работы является рассмотрение вопроса о причинах отказа русского народа от Церкви в начале 20 века.

Если философия претендует на выявление той Истины о мире и человеке, из которой происходят все наши частные истины и знания, она должна найти действительное Начало, исток всего существующего, то, что существует в абсолютном, безусловном смысле и не может быть зависимым ни от чего другого, не может быть следствием ничего другого. Подлинное Начало должно быть абсолютно конкретным, то есть должно быть тем, по отношению к чему все другое - лишь частный случай и проявление ограничений, связанное с отвлечением и упрощением. Найти это Начало возможно только путем радикального изменения направления своих поисков.

С приходом большевиков к власти многое в сознании людей поменялось. Ведущаяся пропаганда позволила сформировать новое мировоззрение. Кроме того, на верхушке правления оказались далеко не передовые люди. Мы сейчас не говорим о Ленине и его сподвижниках, а о тех, чьи имена не печатаются в учебниках истории. Руководители мелких контор, государственных аппаратов и учреждений представляли собой вчерашних выходцев из крестьян, которые поскорее старались забыть все то, что с ними происходило. Проще было отобрать у другого принадлежавшее ему имущество и все, чем пытаться своими силами осуществить давнюю мечту.

Необходимо также отметить, что не все люди отказались от Церкви, хотя она и была объявлена вне закона. Многие продолжали молиться и исповедовать православную веру, но скрывая это от окружающих. Иконы прятались в подвалах и погребах, ими накрывались бочки для солений. Но, вместе с тем, они продолжали существовать. Поэтому говорить о полном отречении не приходится.

Массовый запрет Церкви был связан еще и с тем, что большевики старались поскорее забыть все то, что им пришлось натворить. Убийство императора и всей его семьи не приветствовалось с точки зрения религии и веры. Поэтому здесь существовала опасность вспышек недовольства народа, их восстание, что не входило в планы захватившей власть кучки людей. Интеллигенция же, которая могла все это понять, проанализировать и как-то прокомментировать подвергалась гонениям, и ей пришлось покинуть страну. Та же небольшая часть, которая осталась, была обречена хранить молчание и не высказывать своего недовольства.

Необходимо также отметить, что период начала 20 века был ознаменован большими политическими изменениями, но, вместе с тем, происходила и трансформация самого общества. Жажда нового, неизведанного была притягательна и позволяла слепо верить советской пропаганде. С другой стороны, уже спустя некоторое время, в период Второй мировой войны, люди опять стали возвращаться к вере, так как в период экстренных ситуаций. когда человеческая воля не всегда оказывается действенной, люди начинают верить в сверхъестественные силы, а самым доступным инструментом здесь является Церковь, религия, служение Творцу.

Пришедшие большевики были нацелены на захват богатств Церкви, на изъятие ее достояний, золота и серебра, поэтому были необходимы народные волнения, необходимо было посеять сомнения в головы людей, чтобы они добровольно их отдавали. Кроме того, люди порой сами не понимали всего происходящего, не могли адекватно оценить события, поэтому слепо верили тому, что говорило высшее руководство. Воспитанные в духе смирения и всепрощения, большинство православных приверженцев воспринимали происходящее как божественную волю, поэтому не могли противостоять с оружием в руках.

Список литературы

Цитировать

5. Взаимоотношение русской православной церкви и государства в начале 20 века.

1. Русская православная церковь в конце 19 начале 20 века являлась господствующей и первенствующей, но не единственной в империи, признавались вероисповедные права и другие конфессии, если они не нарушали законов российской империи и не противопоставляли себя русской православной церкви.

Высшим органом управления церковью являлся святейший синод. Это законосовещательное административное и судебное учреждение по делам церкви. Территория российской империи подразделялась на церковные округа, т.е. епархии, в 1914 их было 67. Епархии делились на более мелкие округа, благочиния. Первичной церковной единицей является приход.

Духовенство было не податным сословием, оно было освобождено от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний, воинского постоя а так же духовенство могло приобретать в собственность землю. Православное духовенство состояло из 2х категорий: белое (приходское), черное (монашествующее)

2. Монастыри в конце 19 начале 20 века играли роль не только крупно религиозных, но и культурных центров. Они способствовали распространению образования в стране. В начале 20 века, наиболее известными были троица Сергиева лавра, Александро-Невская лавра, Пичерская Лавра, и Почаевская лавра. В лаврах всегда были духовные академии. Другими известными монастырями были Соловетский, Симоновский, Новоиерусалимский, в Барнауле Знаменский женский монастырь. Настоятели монастырей носили титул архимандрита.

Монастыри подразделялись на общежительные и внеобщижительные. В общежительных монастырях монахи не имели ничего своего, получали келью, одежду обувь, пропитание. При этом в начале века от общего числа монастырей, 60 % общежительных. Внеобщижительных монастырях монахи пользовались бесплатно жильем и монастырской трапезой, все остальное приобретали сами, за счет своего трудоделанья, могли иметь свои сбережения. Особым видом монастырского общежительства являлась пустынь, это небольшой монастырь или уединенная келья. Она могла находиться в безлюдных лесах, степях.

К началу 20 века в России числилось 74 мужских пустыни и 12 женских. Особую известность получила Оптина пустынь в Калужской губернии. Монастыри в начале 20 века были крупными землевладельцами. Земли они получали за счет царских пожалований, за счет покупки земель, самыми крупными были Соловецкий монастырь, Александро-Невская и Киево-Печерская лавра. На своих землях монастыри создавали эффективное хозяйство. Занимались хлебопашеством, огородничеством, садоводством.

В монастырях использовался не только труд монахов и послушников, но и наемных работников.

3. Система духовного образования подразделялась на несколько ступеней. Высшее духовное образование в духовных академиях, среднее в семинариях, низшие в епархиальных училищах.

Воспитанниками духовных училищ были знаменитые люди, В.О. Ключевский и др. Образование полученное духовных заведениях отличалось малым количеством часов для общеобразовательных дисциплин, но очень большим был курс церковной истории, богословии, учили медицине, ветинарии, агрономии. Чтобы священники могли помогать своим прихожанам. Самой низкой ступенью были церковно приходские школы. Там могли учится и миряне. и приписанные к монастырям. В этих школах учили не только законы божью арифметике.

4. Большой авторитет у русской православной церкви сложился в результате миссионерской деятельности. Существовали внутренние и внешние миссии. Внутренняя вела свою работу среди старообрядцев, сектантов, католиков, протестантов и других конфессий внутри России. Внешняя вела работу среди некрестьянского населения.

В конце 19 начале 20 века на территории Сибири действовали алтайская, иркутская, забайкальская, якутская миссии для христианизации аборигенного населения. Миссионеры помимо распространения веры в Христа занимались врачеванием. Среди миссионеров были энтузиасты своего дела, которые выполняли не из за обогащения а выполняли по совести.

Примером подвижничества является миссия архимандрита Макария Глухова на Алтай. Существовали крупные миссии на Аляске, на Алеутских и Курильских островах, Япониии, Китае, Корее. Русскими миссионерами проводились съезды и издавались специальные миссионерские журналы: Православный благовест и Миссионерское обозрение.

Внутри самой империи православная церковь хоть и была господствующей и первенствующей. Далеко не все русские исповедовали православие, а принадлежали другим религиям. В 1897 году православное население насчитывало 87.5 миллиона человек. Стремление распространять православие среди некристьянского населения особого успеха не имело, особенно по отношению к старообрядцем. При этом церковь активно боролась с попытками раскола. В России на переломе 19, 20 веков широко распространялись секты бобтистов, толстовцев и т.д.

5. Кризис духовного общества в полной мере затронул церковь, особенно было заметно, конгда обер-прокурором синода был Победоносцев. Кризис русской православной церкви сказывался на падении нравственного влияния на массы верующих. Самой церкви возникают течения стремившиеся к обновлению, поднятию ее авторитета и морального облика. В церковной и светской печати стали выдвигаться требования освободить церковь от жесткого контроля государства. Предлагалось предоставить церкви реальную самостоятельность, провести реформу церковного суда и в конце декабря 1904 года Петербургский митрополит Антоний Батковский от имени столичного духовенства подал записку Витте с предложением проведения немедленных реформ русской православной церкви, предлагалось обновить приходы, материально обеспечивать приходское духовенство, преобразовывать духовные школы и предоставить церкви большую самостоятельность. Победоносцев отверг предложение Бадковского, но грянула революция 1905 года она заставила пойти самодержавие пойти на уступки.

17 апреля 1905 года обнародован манифест о веротерпимости, который провозгласил о свободе вероисповеданию. Освобождены от былых гонений секты, кроме изуверств. Разрешалось всем конфессиям беспрепятственно строить свои молитвенные здания издавать духовную литературу, создавать духовное братсво.

Был уволен с поста обер-прокурора Победоносцев, назначен на этот пост князь Оболенский. Николай 2 под натиском революции соглашался на проведение поместного собора для решения неотложных нужд, но по мере отступления революции, Николай меняет свои взгляды, после 3ти июньского переворота, вопрос о соборе был снова отложен. Сама православная церковь понимала что нужно лечить болезни церкви. Но правительство не реагировало на все попытки синода. Вопрос о созыве поместного собора был снова поставлен после февральской революции 1917 года, отречение Николая 2 от престола означало, что одновременно он лишается прерогативы главы русской православной церкви. Знак этого царский трон был вынесен из здания синода. Изменен состав синода, из которого удалили распутинских сторонников. Во время образования советов и исполкомов сразу после февральской революции стали создавать и священников и мирян которые устанавливали контроль над епископами. 29 апреля синод издает указ о том что епископов надо выбирать путем тайного голосования. Во время этой неразберихи, 14 июля 1917 года издан декрет временного правительства о свободе совести. 5 августа 1917 года синод как высший орган управления русской православной церкви был упразднен, вместо него вводилась министерство вероисповедания.

Деятельность собора прервана советским правительством, собор сумел принять ряд решений, среди них восстановление патриаршества, патриархов 4 ноября 1916 года выбран московский митрополит Тихон, но в это же время начинается один из самых трудных периодов развития русской православной церкви. В течении всего 20 века страна воинствующего атеинства.

1. Функции православной церкви в конце 19 начале 20 века

2. Монастыри и монашество

3. Система духовного образования

4. Миссионерская деятельность русской православной церкви

5. Взаимоотношение русской православной церкви и государства в начале 20 века.

1. Русская православная церковь в конце 19 начале 20 века являлась господствующей и первенствующей, но не единственной в империи, признавались вероисповедные права и другие конфессии, если они не нарушали законов российской империи и не противопоставляли себя русской православной церкви.

Высшим органом управления церковью являлся святейший синод. Это законосовещательное административное и судебное учреждение по делам церкви. Территория российской империи подразделялась на церковные округа, т.е. епархии, в 1914 их было 67. Епархии делились на более мелкие округа, благочиния. Первичной церковной единицей является приход.

Духовенство было не податным сословием, оно было освобождено от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний, воинского постоя а так же духовенство могло приобретать в собственность землю. Православное духовенство состояло из 2х категорий: белое (приходское), черное (монашествующее)

2. Монастыри в конце 19 начале 20 века играли роль не только крупно религиозных, но и культурных центров. Они способствовали распространению образования в стране. В начале 20 века, наиболее известными были троица Сергиева лавра, Александро-Невская лавра, Пичерская Лавра, и Почаевская лавра. В лаврах всегда были духовные академии. Другими известными монастырями были Соловетский, Симоновский, Новоиерусалимский, в Барнауле Знаменский женский монастырь. Настоятели монастырей носили титул архимандрита.

Монастыри подразделялись на общежительные и внеобщижительные. В общежительных монастырях монахи не имели ничего своего, получали келью, одежду обувь, пропитание. При этом в начале века от общего числа монастырей, 60 % общежительных. Внеобщижительных монастырях монахи пользовались бесплатно жильем и монастырской трапезой, все остальное приобретали сами, за счет своего трудоделанья, могли иметь свои сбережения. Особым видом монастырского общежительства являлась пустынь, это небольшой монастырь или уединенная келья. Она могла находиться в безлюдных лесах, степях.

К началу 20 века в России числилось 74 мужских пустыни и 12 женских. Особую известность получила Оптина пустынь в Калужской губернии. Монастыри в начале 20 века были крупными землевладельцами. Земли они получали за счет царских пожалований, за счет покупки земель, самыми крупными были Соловецкий монастырь, Александро-Невская и Киево-Печерская лавра. На своих землях монастыри создавали эффективное хозяйство. Занимались хлебопашеством, огородничеством, садоводством.

В монастырях использовался не только труд монахов и послушников, но и наемных работников.

3. Система духовного образования подразделялась на несколько ступеней. Высшее духовное образование в духовных академиях, среднее в семинариях, низшие в епархиальных училищах.

Воспитанниками духовных училищ были знаменитые люди, В.О. Ключевский и др. Образование полученное духовных заведениях отличалось малым количеством часов для общеобразовательных дисциплин, но очень большим был курс церковной истории, богословии, учили медицине, ветинарии, агрономии. Чтобы священники могли помогать своим прихожанам. Самой низкой ступенью были церковно приходские школы. Там могли учится и миряне. и приписанные к монастырям. В этих школах учили не только законы божью арифметике.

4. Большой авторитет у русской православной церкви сложился в результате миссионерской деятельности. Существовали внутренние и внешние миссии. Внутренняя вела свою работу среди старообрядцев, сектантов, католиков, протестантов и других конфессий внутри России. Внешняя вела работу среди некрестьянского населения.

В конце 19 начале 20 века на территории Сибири действовали алтайская, иркутская, забайкальская, якутская миссии для христианизации аборигенного населения. Миссионеры помимо распространения веры в Христа занимались врачеванием. Среди миссионеров были энтузиасты своего дела, которые выполняли не из за обогащения а выполняли по совести.

Примером подвижничества является миссия архимандрита Макария Глухова на Алтай. Существовали крупные миссии на Аляске, на Алеутских и Курильских островах, Япониии, Китае, Корее. Русскими миссионерами проводились съезды и издавались специальные миссионерские журналы: Православный благовест и Миссионерское обозрение.

Внутри самой империи православная церковь хоть и была господствующей и первенствующей. Далеко не все русские исповедовали православие, а принадлежали другим религиям. В 1897 году православное население насчитывало 87.5 миллиона человек. Стремление распространять православие среди некристьянского населения особого успеха не имело, особенно по отношению к старообрядцем. При этом церковь активно боролась с попытками раскола. В России на переломе 19, 20 веков широко распространялись секты бобтистов, толстовцев и т.д.

5. Кризис духовного общества в полной мере затронул церковь, особенно было заметно, конгда обер-прокурором синода был Победоносцев. Кризис русской православной церкви сказывался на падении нравственного влияния на массы верующих. Самой церкви возникают течения стремившиеся к обновлению, поднятию ее авторитета и морального облика. В церковной и светской печати стали выдвигаться требования освободить церковь от жесткого контроля государства. Предлагалось предоставить церкви реальную самостоятельность, провести реформу церковного суда и в конце декабря 1904 года Петербургский митрополит Антоний Батковский от имени столичного духовенства подал записку Витте с предложением проведения немедленных реформ русской православной церкви, предлагалось обновить приходы, материально обеспечивать приходское духовенство, преобразовывать духовные школы и предоставить церкви большую самостоятельность. Победоносцев отверг предложение Бадковского, но грянула революция 1905 года она заставила пойти самодержавие пойти на уступки.

17 апреля 1905 года обнародован манифест о веротерпимости, который провозгласил о свободе вероисповеданию. Освобождены от былых гонений секты, кроме изуверств. Разрешалось всем конфессиям беспрепятственно строить свои молитвенные здания издавать духовную литературу, создавать духовное братсво.

Был уволен с поста обер-прокурора Победоносцев, назначен на этот пост князь Оболенский. Николай 2 под натиском революции соглашался на проведение поместного собора для решения неотложных нужд, но по мере отступления революции, Николай меняет свои взгляды, после 3ти июньского переворота, вопрос о соборе был снова отложен. Сама православная церковь понимала что нужно лечить болезни церкви. Но правительство не реагировало на все попытки синода. Вопрос о созыве поместного собора был снова поставлен после февральской революции 1917 года, отречение Николая 2 от престола означало, что одновременно он лишается прерогативы главы русской православной церкви. Знак этого царский трон был вынесен из здания синода. Изменен состав синода, из которого удалили распутинских сторонников. Во время образования советов и исполкомов сразу после февральской революции стали создавать и священников и мирян которые устанавливали контроль над епископами. 29 апреля синод издает указ о том что епископов надо выбирать путем тайного голосования. Во время этой неразберихи, 14 июля 1917 года издан декрет временного правительства о свободе совести. 5 августа 1917 года синод как высший орган управления русской православной церкви был упразднен, вместо него вводилась министерство вероисповедания.

Деятельность собора прервана советским правительством, собор сумел принять ряд решений, среди них восстановление патриаршества, патриархов 4 ноября 1916 года выбран московский митрополит Тихон, но в это же время начинается один из самых трудных периодов развития русской православной церкви. В течении всего 20 века страна воинствующего атеинства.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Отношения государства и Русской православной церкви всегда характеризовались как нестабильные и волнообразные — каждый новый правитель по-своему относился к вере и именно его отношение становилось решающим. Одни цари дарили земли приходам и освобождали от налогов, другие — забирали все, но именно правление большевиков ознаменовало страшный период в истории православия. Кровавые гонения — именно так можно охарактеризовать ХХ век в СССР для Русской православной церкви.

Начало ущемления христианства на Руси

Принято считать, что гонения на православие в России начались в 1917 году с Красной революции и приходом большевиков, однако это не так. Православные подвергались насмешкам и переживали трудности гораздо ранее и на протяжении всей истории своего существования, однако, те проблемы были временные и обычно заканчивались при смене правителя.



При этом намного хуже было бездействие всех остальных представителей этого образованного класса. Были закрыты множество храмов, убиты сотни людей, отобраны все ценности и сосланы в ссылку более 1000 представителей духовенства, а творческая интеллигенция просто старалась не замечать этого.

Основными причинами гонения в СССР можно назвать:

  1. Страх государственных деятелей потерять влияние или делить его с РПЦ .
  2. Страх потерять власть из-за возможной антиреволюционной деятельности церкви.

Страх потерять влияние на народ, привел большевиков к решению уничтожить религиозные организации. Они преуспели в этом — никто так изощренно не гнал христиан: поношение, дискредитация, доносы, аресты, пытки, каторга, казни. При этом коммунисты не только боролись извне — ими была проделана огромная работа по внедрению и разложению приходов изнутри.

Ленинский период

На период правления В.И. Ленина приходится и кампания по вскрытию мощей — целенаправленные действия по уничтожению ценностей.


Гражданская война и всеобщая религиозность народа помешала активным действиям коммунистов против веры и громких кампаний по отъему имущества не было, хотя именно во время Гражданской войны произошла масса кровавых столкновений духовенства и армии. После окончания революции и войны, уже в конце 1920-х годов процесс уничтожения РПЦ запустился вновь, но в этот раз не остановился и почти уничтожил ее в СССР. Безнаказанность привела к наступлению на крестьянство, его частичное уничижение путем коллективизации, резко усилила антицерковный террор. За этот период число арестованных за веру в 3 раза превысило число репрессированных в годы Гражданской войны.

Сталинский период

Сталин, как и его учитель Ленин, считал, что уничтожение Церкви — это важное и необходимое условие становления советского руководства. Хотя первоначально борьба за международное признание, попытки вывести страну из глубокого кризиса (политика НЭП) несколько ослабила гонения. В 1922 — 1927 годах наблюдается заметная пауза в вопросах религии.

В это время начинает работу ГПУ — государственное политическое управление, деятельностью которого была целенаправленная дискредитация и разложение Церкви изнутри. При правлении Сталина план Троцкого (он датируется 1922 годом) стали приводить в действие и его результатом стало появление обновленческого духовенства — подставные деятели вносили реформы, пытаясь сделать храмы и приходы более современными (по их утверждению), а на самом деле вносили смуту и подчиняли духовенство коммунистической партии.

В 1929 году вновь начинается кампания по тотальному уничтожению РПЦ .

В 1920–1930-е годы большинство храмов было сельскими, и активная коллективизация просто их уничтожила, как и возможных защитников веры. Наряду с разрушением, ограблениями и уничтожением приходов уничтожаются и духовные деятели — более 10000 священнослужителей были арестованы, сосланы в Сибирь или расстреляны. Сельские батюшки, даже те, которые были лояльны к советской власти, уничтожались (после 1929 года каждый третий расстреливался), все духовенство было зачислено в контрреволюционеры.


Несмотря на все усилия большевиков, в декабре 1937 года при опросе населения более 58% (2/3 сельского и 1/3 городского) признало себя верующими, несмотря на риск ареста и расстрела. В закрытой документации коммунистов того времени всего 10% населения признано атеистами, несмотря на 20 лет антирелигиозной деятельности. После такой статистики Сталин принимает решение о проведении репрессивной кампании относительно таких антисоветских элементов.

В результате арестов неугодные власти были отправлены в тюрьмы на 8 и 10 лет, а большинство духовенства казнено. Кампания длилась с августа 1937 года по весну 1938 и принесла ужасающие результаты — было арестовано более 32000 верующих людей, половина из них казнена. Великая Отечественная война и последующие годы восстановления принесли послабление террора.

Правление Сталина характеризуется чрезвычайной жестокостью в целом: кровавое насаждение советской власти путем уничтожения всех несогласных или тех, кто подозревается в антигосударственной деятельности, привело к почти полному уничтожению крестьянства (которое было основным оплотом РПЦ), интеллигенции и духовенства.

Хрущевский период

Приход к власти Хрущева не только не ослабил давление на РПУ, но наоборот, ознаменовал новую волну террора. Именно Никите Сергеевичу принадлежит знаменитое обещание показать по телевизору последнего попа, ведь он к 1980 году обещал выстроить в СССР чистый коммунистический режим. Единственное отличие хрущевских гонений от сталинских, было в отсутствии крови, поскольку Никита Сергеевич выбрал экономические и пропагандистские методы борьбы.


Пропаганда в 1953-1964 гг. достигла небывалых масштабов. В результате активных действий государственного аппарата за время правления Хрущева:

  1. Количество монастырей сократилось в 4 раза, а количество приходов в 2 раза.
  2. Было закрыто 5 из 8 семинарий, которые открыли после войны.
  3. В день (!) выходило по 5-6 книг антирелигиозного содержания.
  4. Верующих ставили на учет, как опасных общественных элементов.
  5. Монахов Почаевской Лавры насильственно вывозили и ставили на учет в психлечебницы. Верующих принудительно лечили психотропными препаратами.
  6. Защитников и преданных вере людей бросали в тюрьмы и пытали, пытаясь сделать из них отреченцев.
  7. Более 200 служителей отреклись от веры и подверглись анафеме.
  8. Было осуждено 1234 человека по религиозным мотивам.

Несмотря на активные усилия власти (антирелигиозная пропаганда была невероятно мощной в те годы) и потерю половины имущества (к 1966 году в стране из 13478 храмов осталось лишь 7523), а также множества человеческих жертв, религиозность населения не уменьшилась. По данным приходов в эти годы, наоборот, выросло количество проводимых обрядов.

Гонения стали лакмусовой бумажкой для многих: некоторые отдали жизнь и свободу за привилегию называться христианином, а другие предпочли отречься от Спасителя Христа и стать предателями, служа пагубной и кровавой власти.

Современное положение и опасность новых гонений

Несмотря на крепость христианства в России, большевизм принес плоды и сегодня почти половина россиян заявляют о себе как об атеистах, крича о нарушении их свобод. Христианство на самом деле ограничивает человека, но эти ограничения действую на благо, стремятся сократить злость человеческого сердца и его похоть.

Следует понимать, что история циклична и вполне возможно, что атеистические настроения в обществе вскоре могут принести новый виток гонений на христиан. Мир традиционно противостоит свету Божьей любви. Страдания за веру предсказывал сам Христос и каждый христианин сегодня должен быть готов к тому, чтобы отдать свою жизнь за Него.

Читайте также: