Какую роль играли нарядные узоры в убранстве праздничного крестьянского костюма 5 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Какую роль игрались нарядные узоры в убранстве торжественного крестьянского костюма? Как это связано с восприятием мира нашими предками? Безотлагательно СКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА.

  • Zheka Komendatskij
  • Разные вопросы
  • 2019-01-06 19:33:44
  • 3
  • 1

Все эти образы связаны с восприятием мира крестьянином. Российская народная вышивка. Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц рукодельниц. Роль оберега играет изображение на рушнике узора из геометрических фигур. Ромбы, звездочки древние земледельческие знаки плодородия земли, солнца, воды, мужского и дамского начала. Следует отметить бережное отношение фермеров к торжественной одежде. В особо наряженных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, побаиваясь замарать либо помять свой наряд. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили совсем, берегли щепетильно сложенными в специальных больших коробах из липы.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Все эти образы связаны с восприятием мира крестьянином. Русская народная вышивка. Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Роль оберега играет изображение на рушнике орнамента из геометрических фигур. Ромбы, звездочки – старинные земледельческие символы плодородия земли, солнца, воды, мужского и женского начала. Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. В особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой наряд. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных больших коробах из липы.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе

Андриенко Нина Евгеньевна

Тема: Народный праздничный костюм

1.Познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма,

сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и

образного строя одежды.

2.Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой

3.Прививать интерес к русскому народному творчеству. Осуществлять

межпредметные связи (литература, история, музыка, искусство).

Оборудование и материалы

1. Интерактивное оборудование (проектор, интерактивная доска)

2. Наглядный материал – картинки с изображением русского северного женского

костюма, русского южного женского костюма, головных уборов, свадебного

3. Альбом, карандаш, ластик

5. Практическая работа

6. Выставка и обсуждение работ

Рубаха, рубаха-покосница, долгорукавка, сарафан, епанечка, душегрея, панева, передник, навершник, кокошник, сорока, коруна.

Проверить готовность учащихся к уроку (альбомы, карандаши, резинки)

На какие части делилась изба? (духовный и рабочий углы)

Что располагалось в духовной части избы? (красный угол)

Что располагалось в рабочем углу избы? (печь)

Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Как жили летом? А как зимой?

Действительно, тяжёлой была жизнь русской семьи в прошлые века. Весной и летом — тяжёлая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовки на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было совсем темно. Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Её шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, своё мастерство. Любую одежду очень берегли, потому что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье.

В одежде, как и в декоре крестьянского дома, господствовали законы представления о мире. Одежда имеет трёхъярусный строй украшения. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба. Ленты, спускающиеся с головных уборов символизируют дождь.

Какими символами украшали верхнюю часть одежды? (изображениями звёзд, солнца, древа, птиц, которые связывают небо и землю).

Подол рубахи или юбки украшался орнаментом, символизирующим засеянную пашню.

Какими символами изображали плодородие земли? (треугольники, ромбы, прямоугольники с точками).

А какую одежду тогда носили? Из чего состояла?

Одежда девушек средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки , а в холодную погоду — душегреи с длинными рукавами.

Рубаха — основа женского народного костюма, шилась из белого льняного полотна, украшалась вышивкой. Особенно украшались: ворот, оплечья, грудь, подол.

Голову держала шея — украшался ворот рубахи и грудь. Без головы не было жизни.

Руки женщины выполняли разную работу и покрывались рукавом рубахи — орнамент располагался на оплечьях и запястьях.

Важным было сохранять ноги человека — к ним прикасался подол рубахи. В нижней части рубахи располагался орнамент.

Рубахи, в которых женщины косили, назывались покосницы . Её носили без сарафана. Подол украшался широкой орнаментальной полосой 30-60 см (знак солнца, знак поля, знак человека).

В свадебных и праздничных одеждах встречались рубахи-долгорукавки с рукавами до 2 метров. Рукав собирался или делалась прорезь.

Сарафан - одевался поверх рубахи, украшался спереди узорной полосой, тесьмой, кружевом , узорными пуговицами.

Пояс – невозможно представить костюм без пояса. Он давался каждому человеку при рождении. Ходить без пояса считалось неприличным, особенно читать молитву. Девушки подвешивали на них карманы – лакомники, женщины – кошельки. Мужчины – гребни, кисет. Плетеные пояса свисали до колен были украшены на концах головами ящеров, символизирующих нижний – подземный, подводный мир. Девушка до замужества носила сафан без пояса.

Епанечка – короткая клешеная кофточка без рукавов.

Душегрея – имела длинные рукава, одевалась в холодную погоду поверх сарафана.

Головной убор – голову в будни украшала лента-подвязка, а в праздники – коруна. Верхняя часть костюма связана с образом неба, поэтому наименования головных уборов связаны с названиями птиц. Кокошник – курица.

Свадебный наряд – самый нарядный и торжественный. Шили задолго до торжества, т.к. он требовал много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались оберегами от злых сил и символами, утверждающими счастье, здоровье, потомство.

Костюм дополняли бусы, серьги, кольца. В таком наряде девушка была, словно, павушка, белая лебёдушка. Вспомните образ Царевны-Лебеди!

Прочитать отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова.

…Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях

С походкой, со взглядом цариц.

Их разве слепой не заметит?

А зрячий о них говорит:

Пройдет, словно, солнцем осветит,

Посмотрит – рублем одарит.

Красавица, миру на диво:

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Попросить учащихся показать (походку) образ русской женщины

4. Практическая работа

Задание : Выполнить эскиз в карандаше народного праздничного костюма

Педагогический рисунок на доске: расположение листа, композиция, пропорции фигуры человека.

6. Выставка и обсуждение работ .

Какая работа понравилась? Чем понравилось? Что эту работу отличает от других?

Какую роль играли узоры в убранстве крестьянского костюма?

Почему украшение одежды имело трёхъярусный строй?

8. Конец урока (уборка рабочих мест).

Список использованной литературы

Диплом на заказ

Узнать стоимость написания работы -->

Читайте также: