Какую роль играли калмыки в войнах которые вело российское государство кратко

Обновлено: 30.06.2024

Участие калмыков в обороне южных рубежей, а затем и в войнах, которые вела Россия на западе, вполне устраивало власть в Москве.

Презумпция невиновности - это. A) предположение о том, что каждый член общества знает (или, по крайней мере, должен знать) законы своей страны

Перевести предложения на английский язык : Я читала книгу. Я не читала книгу. Читала ли я книгу? Мы играли в бадминтон . Мы не играли в бадминтон. Игали ли мы в бадминтон? Они играли в шахматы. Они не .

(1)Мы с мамой переехали в этот дом недавно. (2)Самое интересное здесь – двор. (3)Он большой, зелёный, есть где играть и в мяч, и в пряталки, и в разные другие игры. (4)Ребята играли почти каждый день, .

какая бывает роль в предложении?(я в 3 классе)какая бывает роль в предложении?какая бывает роль в предложении?какая бывает роль

1.1 Краткий очерк военной службы калмыков по защите рубежей нашей родины (ПРИРОЖДЕННЫЕ КОННИКИ)

Данные языкознания по истории возникновения и трансформации собственных имен, свидетельства русских летописей, западноевропейских путешественников и картографов указывают на то, что калмыки были известны в Московской Руси и Европе как минимум с XVв. в результате непосредственных контактов.

Несколько столетий калмыки доставляли немало беспокойства своим соседям.

Калмыцкое войско


Калмыцкое войско

Ряд этнополитческих объединений ойратов к началу XVII века перешел в Южную Сибирь, где началась история Калмыцкого ханства, установившего союзнические отношения с Русским государством. Под давлением различных обстоятельств некоторые из ойратских этносов: торгуты, дербеты, хошуты, зюнгары в этом же веке из Южной Сибири и Северного Казахстана переместилось в Нижнее Поволжье, тесня ногайцев, находившихся в зависимости от Крыма и Турции и также исповедовавших ислам, в предгорья Северного Кавказа. Калмыки пришли на берега Волги со своими лошадьми, овцами, крупным рогатым скотом и верблюдами.

В 1608 году часть ойратских тайшей (вождей, старейшин) обратилось к царю Василию Шуйскому с просьбой о русском подданстве и выделении мест для кочевания калмыков и защиты от казахских и ногайских ханов.

Чтобы пресечь враждебные действия турок и их вассалов – крымских и кубанских татар, российское правительство, первоначально выступившее в защиту своих давних данников – ногайцев, решило привлечь к защите южных рубежей страны калмыков – буддистов. Калмыкам было разрешено кочевать вверх по Волге, а с 1657г. были определены контуры территории кочевий: по правой стороне Волги от Каспия до р.Медведица, по левой – до Самары.

По приблизительным подсчетам, численность калмыков при принятии русского подданства в XVII веке было около 270000 человек. Присягнувшие правители калмыков обязались не поддерживать прямых отношений с турецким султаном и крымским ханом, вместо символического ясака калмыки дали обязательство принимать участие в военных действиях на стороне России, а царское правительство стало выплачивать ежегодное жалованье.

Калмыки имеют многовековой опыт разведения лошадей в суровых природных условиях, ввиду исключительной значимости лошади в жизни кочевника. Лошадь была не только источником молока и мяса, но и являлась единственным транспортным средством в повседневной жизни. Также лошадь была незаменима в военных походах, во время охоты. Поголовье лошадей у калмыков достигало полумиллиона голов, но в отдельные суровые зимы от бескормицы могло погибнуть до половины табуна. Средняя калмыцкая семья имела 10-50 лошадей, калмыцкая же знать имела многотысячные конские табуны, и могущество ее определялось количеством принадлежавших лошадей.

По своему происхождению калмыцкая лошадь является типичным представителем монгольской породы лошадей. Калмыцкая порода лошадей создавалась веками под воздействием природно-климатических условий и традиционного быта калмыцкого народа. Кочевой образ жизни калмыков, участие в длительных походах, нередкие периоды бескормицы, суровые условия круглогодичной пастьбы сформировали особый тип выносливой, неприхотливой, хорошо приспособленной к суровой кочевой жизни лошади.

Кавалерия калмыков, сначала как союзническая, позже как нерегулярная часть русской армии, принимала участие во многих войнах Российской империи, что нашло отражение в трудах дореволюционных историков Г.Н. Прозрителева, Е.Ч. Чонова, Т.И. Беликова и К.П. Шовунова.

К началу XVIII века появляются калмыцкие поселения вне пределов Калмыцкого ханства. Это – Донское, Чугуевское, Ставропольское, Оренбургское, Яицкое. Во второй половине XVIII века они возникли также на Тереке и Днепре.

Участвовали калмыки и в Северной войне (трехтысячный отряд в Полтавской битве в 1709 году), в Русско-турецкой войне (1672г. – российско-калмыцкий поход на Азов; 1711г. – 20000 калмыков в Кубанской экспедиции П.М.Апраксина; 1735-1739гг. – участие калмыцкого хана Дондук-Омбо самостоятельно и в составе корпуса фельдмаршала П.П.Ласси в походах на Кубань, взятии городов Азова и Темрюка, а также в походах на Крым).

Калмыки служили в составе Астраханского казачьего войска со дня формирования его первого полка – 10 февраля 1737 г. Фактически первый казачий полк состоял в основном из калмыков: из 300 воинов 277 были калмыками. Позже национальный состав астраханского казачества неоднократно менялся, но в него всегда входили калмыки, и к началу XX века в составе 40-тысячного войска числилось более 700 калмыков-казаков.

Воины-калмыки стояли и у истоков терского (ставропольского) казачества.

В составе казачьих частей калмыки приняли участие в русско-шведской войне 1741-1743 годов. В боях в Финляндии отличился Чугуевский полк под командованием калмыка С.Авксентьева; в 1742 году сюда прибыл 5-тысячный отряд Краснощекова, в котором числилось 500 донских калмыков. После заключения мира калмыки в составе донских казачьих отрядов неоднократно направлялись на службу в Прибалтику вплоть до конца 1740-х гг. В 1753г. было мобилизовано 2 тыс. ханских и 500 ставропольских калмыков для службы в Лифляндии. (История Калмыкии с древнейших времен до наших дней, т.1, с.417)

С началом новой - Семилетней войны (1756-1762гг.) - калмыки вновь оказались на службе в русской армии. Кроме 4000 ханских калмыков, в армию Апраксина были направлены Ставропольский калмыцкий (500 калмыков) и Чугуевский казачий (200 калмыков) полки. По данным Д.Ф.Масловского, в составе 18 донских полков числилось 450 донских калмыков. (Масловский Д.Ф. Русская армия в Семилетнюю войну. Вып.1 - М., 1876, с.180-196)

В конце XVIII - начале XIX веков калмыцкие полки вновь выступила на защиту переправ через реки Кубань и Терек. Лишь с возникновением в первой трети XIX века на Кавказе новых казачьих войск нужда в калмыках для охраны южных рубежей России отпала. В XIX веке из донских, кубанских и терских калмыков, несших постоянную службу в казачьих войсках сформировался этнос бузава.

В Отечественной войне 1812-1814гг. два Астраханских калмыцких полка (Первый астраханский в составе 1054 человек из Больше-Дербетовского и Мало-Дербетовского улусов и Второй астраханский из 1054 человек Торгутовского и Хошеутовского улусов) воевали в составе 3-й армии, а Ставропольский калмыцкий полк (1132 человека Ставропольских калмыков) в составе 2-й армии.

В период Гражданской войны калмыцкий народ, также, как и другие народы многонациональной России, братоубийственная война разделила, и они прославились по обе стороны фронта.

Хотя в интернациональной Красной армии поначалу национальные части были запрещены, в составе РККА по приказу наркома Л.Д.Троцкого по специальному штату из Образцовых революционных калмыцких полков стала формироваться Калмыцкая кавдивизия. Формирование дивизии полностью не было закончено, однако, на фронте в составе Сводно-конного корпуса Б.М.Думенко, покрыли себя славой в боях на Дону 1-й (под командованием В.А.Хомутникова) и 2-й (под командованием А.Б.Стаценко) кавалерийские полки.

В 1920г. калмыки, сведенные в 1-й Калмыцкий полк, несли службу на Северо-Восточном Кавказе, подавляли восстания белоказаков и горцев. (Очиров У.Б. Калмыкия в период Гражданской войны (1917-1920гг.), Элиста - 2006)

В конце 1920г. почти весь командный состав полка был отозван в распоряжение Региструпра (будущее ГРУ) и принял участие в революции в Монголии и тайных спецоперациях в Китае и Тибете. После победы революции в Монголии из Калмыкии было направлено еще около сотни калмыков-красноармейцев в качестве инструкторов для молодой монгольской армии.

4 июля 1920г. I-й Общекалмыцкий съезд Советов провозгласил объединение всех разрозненных частей калмыцкого народа в Автономную область калмыцкого народа в составе Российской Федерации. Почти все локальные группы калмыков за пределами Калмыкии были переселены к основной части своего народа. Лишь часть донских калмыков осталась на территории родных станиц, из которых позже образовали Калмыцкий район Ростовской области. Также анклав калмыцких поселений образовался из-за чересполосицы в составе Сталинградской области. Из-за тяжелой разрухи сначала Калмыкия была освобождена от воинского призыва. Только в 1926г. была разрешено начать призывать калмыков из числа добровольцев. (НАРК, ф.Р-24, оп.1, д.1158, с.52)

С каждым годом число призывников увеличивалось, и военком Калмыцкой автономной области В.А.Хомутников уже в 1931-1932гг. выступил с предложением о формировании Калмыцкого национального кавполка с базированием в Элисте. Но его неоднократные просьбы успеха не имели, призыв из Калмыкии оставался небольшим.

За 15 лет существования в составе РСФСР Калмыцкой автономной области, она добилась значительных успехов в экономическом и культурном строительстве, подготовке национальных кадров и 20 октября 1935 года была преобразована в Калмыцкую Автономную Социалистическую Республику. В.А.Хомутников был избран председателем Центрального Исполнительного Комитета республики.

В связи с кочевым образом жизни калмыков, хотя в 1930-е годы в Калмыкии быстрыми темпами шла коллективизация, кадров для проведения мобилизационных работ не хватало. На 23 марта 1936 года на учете облвоенкомата состояло 14323 военнообязанных и в ходе призыва было мобилизовано 3633 человека 1914 и 1915 годов рождения, в том числе 1980 калмыков. (НАРК, ф.Р-131, оп.1, д.59, л.4,5)

В 1938 году районные военкоматы были только в 6 улусах из 13. Военные инспектора улускомов ВКП(б) зачастую не имели времени для своих прямых обязанностей, так как постоянно привлекались к другим заданиям. С завершением, в основном, к 1939 году перехода на оседлость, учет призывников улучшился. Но райвоенкоматы все равно не могли полностью охватить подотчетные им огромные территории улусов и наладить работу по полному учету военнообязанных.

Калмыки сражались на Хасане, Халхин-Голе и в Финляндии, вновь несли службу в Монгольской народно-освободительной армии в качестве инструкторов, за мужество в боях были неоднократно отмечены высокими наградами Родины. Так, за первый в Азии танковый таран и захват японского танка в боях на р.Халхин-Гол орденом Красного Знамени был награжден механик-водитель танка БТ-7 М.М.Калыков - в боях за Дон старшим сержантом командовал минометным расчетом 110кд, затем служил в 4-м гвардейском Кубанском казачьем, откуда, как и многие другие воины-калмыки, был отправлен на строительство Широколага.

С XVII века калмыки принимали самое деятельное участие в истории России. Опытные воины, они надежно оберегали южные границы государства. Калмыки, однако, продолжали кочевать. Иногда не по своей воле.

Калмыки (ойраты) – выходцы из Джунгарского ханства, начали заселять территории между Доном и Волгой в конце XVI — начале XVII веков. Впоследствии они основали на этих землях Калмыцкое ханство.

Миграция калмыков на нынешнюю территорию России была связана с междуусобными конфликтами в Джунгарии, а также с дефицитом патбищ.

Их продвижение к нижней Волге было сопряжено с рядом трудностей. Им пришлось противостоять казахам, ногайцам и башкирам.

В 1608 — 1609 годах калмыки впервые принесли присягу на подданство русскому царю.

Роль калмыков во внешней военной политике России в XVII веке сложно переоценить. Калмыки вместе с казаками участвовали в крымских и азовских походах русской армии, в 1663 году правитель калмыков Мончак отправил свои отряды на Украину для борьбы с войском гетмана правобережной Украины Петром Дорошенко. Через два года 17-тысячное калмыцкое войско снова выступило на Украину, участвовало в боях под Белой Церковью, отстаивали интересы русского царя на Украине калмыки и в 1666 году.

Междуусобийца, исход и конец Калмыцкого ханства

В первой трети XVIII века в Калмыцком ханстве начались междуусобные распри, в которые непосредственным образом вмешивалась русское правительство. Ситуацию усугубляла колонизация калмыцких земель русскими помещиками и крестьянами. Холодная зима 1767-1768 годов, сокращение пастбищных земель и запрет на свободную продажу хлеба калмыками привели к массовому голоду и падежу скота.

Среди калымков стала популярной идея возвращения в Джунгарию, находившуюся на тот момент под властью маньчжурской империи Цин.

5 января 1771 году калмыцкие феодалы подняли улусы, кочевавшие по левобережью Волги. Начался исход, обернувшийся для калмыков настоящей трагедией. Они потеряли около 100 000 человек и лишились почти всего скота.

Героизм и опала

Несмотря на сложности взаимоотношений с российской властью, калмыки продолжали оказывать значительную поддержку русской армии в войнах, как оружием и личной отвагой, так и лошадьми и скотом.

Калмыки отличились в Отечественной войне 1812 года. В борьбе с наполеоновской армией участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России.

До сих пор проблемной является в историографии тема сотрудничества калмыков с вермахтом. Речь идет о Калмыцком кавалерийском корпусе. Его существование сложно отрицать, но если посмотреть на цифры, то никак нельзя сказать, что переход калмыков на сторону Третьего рейха был массовым.

В Калмыцком кавалерийском корпусе состояло 3500 калмыков, тогда как Советским Союзом за годы войны были мобилизованы и направлены в ряды действующей армии около 30 000 калмыков. Каждый третий из призванных на фронт погиб.

Тридцать тысяч солдат и офицеров калмыков – это 21,4 % численности калмыков перед войной. Практически все мужское население дееспособного возраста сражалось на фронтах Великой Отечественной в составе Красной армии.

Из-за сотрудничества с Рейхом калмыки были в 1943-1944 годах депортированы. О том, насколько серьезным был остракизм в их отношении может свидетельствовать следующий факт.


Новое время Народ калмыки в Российской империи

Кормилицина Е.

Россия испокон веков являлась многонациональной и многоконфессиональной страной. На протяжении XVIII – XIX в. внимание российского правительства было сосредоточено в том числе и на экономической и политической интеграции калмыцкого общества, формировании его правовой, экономической и административной идентичности. История отношений между Российской империей и калмыцким этносом берет свое начало в 1730-х гг., когда российские государственно-правовые основы начинают насаждаться у калмыков.


Голова калмыка. Худ. И. Е. Репин, 1871 г.

Западные монголо-ойраты, предки калмыков играли существенную роль в истории Азии. В XVII – XVIII вв. они откочевали из степей Монголии и Китая в Нижнее и Среднее Поволжье, где и получили этническое название – калмыки. Этот народ вел кочевой образ жизни, скотоводческое хозяйство служило основой экономики. В конфессиональном отношении калмыки являлись буддистами-ламаистами.

Включение Калмыцкого ханства в состав Российской империи явилось важным историческим событием. С середины XVII в. Россия оказывала значительное политическое, экономическое и культурное влияние на калмыков.

Влияние российского законодательства на правовое положение калмыков

В начале XVII в. начинается процесс вхождения части калмыцкой народности в состав России. Интеграция происходила добровольно. С приходом некоторой части калмыцкого народа на Волгу и получением конкретной территории для кочевий, у калмыков возникли все условия для политической централизации и образования автономии на территории Российского государства.

Для завершения процесса нужно было решить следующие вопросы: обозначить территорию кочевий, установить размер и характер повинностей в пользу России, добиться определенных гарантий, что калмыцкая знать соблюдет верность.


Традиционное калмыцкое жилище. Фото 1883 г.

Выделяют несколько этапов в политике Российского государства. Хронологические рамки первого этапа определяются концом XVII – началом XVIII в. Это время, когда освоение территорий калмыцкого ханства не было завершено, и местная знать сама решала, как ей управлять. Политика России была направлена на централизацию власти в Калмыцком ханстве, построение сколь возможно прочной государственной вертикали.

Второй этап – вторая четверть XVIII в. – период, когда Российским государством устанавливается военно-административный контроль над калмыками.

Третий этап продолжался по 1771 г. Главной тенденцией стало сокращение традиционных институтов ханской власти, что вызвало закономерный протест у калмыцкой знати и откочевку части населения в Джунгарию.

Четвертый этап: 1771 г. – первая половина XIX в. Для него характерен поиск новых моделей управления калмыками, оставшихся на территории Российской империи; создание новых условий для интеграции.

Шерсти (законы, соглашения) 1661 г. закрепили право калмыков обитать на территории, прилегающей к Волге. В 1664 г. хан Мончак получил грамоту, в которой содержалась похвала калмыкам, за то, что они переходят на Волгу. Таким образом, в середине XVII в. вопрос о пребывании калмыков на территории Российского государства был решен, и с этого времени кочевников привлекают на службу.

Конец XVII в. – новая стадия русско-калмыцких отношений, вызванная необходимостью новых кочевий и расширением экономических связей. Для калмыцких тайшей (вождей) стало очевидно, что в составе Российского государства они будут иметь хорошие условия для жизни и хозяйствования. Шерсть 1661 г. урегулировала вопрос, о военной службе, сделав ее обязательной. Такая политика обеспечила России безопасность южных границ, что в свою очередь способствовало развитию экономики и торговли.

В правление Дондук-Даши (1741 – 1751 гг.) Россия настойчиво ограничивает ханскую власть, все более усиливая давление на калмыцкую аристократию. В законах Дондук-Даши (другое название Токтолы), можно проследить возросшее влияние российского законодательства. Правовые нормы Цааджин-Бичика, принятого сто лет назад, перестали соответствовать реалиям российского общества, назрела необходимость в их изменении. Токтолы тоже выглядели устаревшими, поскольку включали нормы уголовного права, характерные для феодального общества, тогда как Россия уже двигалась к свободному рынку, хотя и медленно. Тем не менее были в Токтолах и прогрессивные моменты, как, например, закрепленный принцип правосудия – беспристрастность.

Эволюционировала и система наказаний. В качестве мер взыскания, кроме штрафа скотом, с середины XVII в. применяются денежные штрафы, с середины XVIII в. – телесные наказания (этот вид наказаний нельзя назвать прогрессивным, однако, калмыки до вступления в Российскую империю его, очевидно, не знали), а со второй половины XIX в. – ссылки и каторга.

Перечисленные виды наказаний, по счастью, не находили широкого применения в бывшем Калмыцком ханстве, и в повседневной жизни народ руководствовался привычными нормами, зафиксированными в древнем (относительно) Их Цаазе. Российские власти, однако, широко применяли все виды телесных наказаний, рассчитывая, вероятно, таким образом подавить и подчинить калмыков.

Россия старалась не допустить концентрации власти в улусах и пыталась сохранить баланс между группировками калмыцкой знати. Принятые впоследствии законы были направлены на дальнейшую интеграцию калмыков. С этой целью, к примеру, в 1715 г. в ханстве был учрежден полномочный представительный орган центральной администрации – Калмыцкие дела, входивший в систему исполнительной власти с функциями административного и надзирательного характера.

С 30-х годов XVIII в. титул правителя Калмыкии присваивался российским императором, что свидетельствовало о новом этапе русско-калмыцких отношений. Калмыкия теперь существовала в составе Российской империи на законных основаниях. С середины XVIII в. усиливается российское влияние, идет подготовка к унификации уголовного законодательства.

12 августа 1762 г. вступает в действие положение о суде Зарго. В соответствии с ним, все решения суда Зарго подлежали согласованию с русскими властями. Хан не мог единолично принимать решения, а в случае несогласования его с другими членами, суд должен был просить разрешения спорного вопроса у царского правительства.

19 октября 1771 г. Екатерина II издала рескрипт, в котором определялись основные направления политики Российской империи в отношении Калмыкии. В соответствии с данным рескриптом, калмыцкая знать теперь подчинялась непосредственно астраханскому губернатору, а в улусах, для осуществления административного надзора вводился институт приставов. Принятие указа, наряду с другими причинами (недовольство калмыцких ханов проводимой российскими властями политикой по ограничению их власти, а также давлением ламаистской церкви на калмыцкую знать, чтобы те воссоединились с единоверцами Джунгарии), привело к тому, что 70 тысяч кибиток откочевало в Джунгарию. Большинство решило, что перекочевка улучшит их положение и поможет преодолеть кризис власти, образовавшийся из-за того, что калмыки вошли в Россию. Жизнь калмыков в очередной раз была дезорганизована.


Жилище калмыков. Рисунок В. Верещагина, 1864 г.

Российская администрация, наученная горьким опытом, попыталась снизить темп и постепенно ограничивать власть калмыцкой аристократии. Калмыков подчиняли исподволь, чтобы процесс не был слишком болезненным.


Борьба калмыцких мужей. Литография 1812 г.

По указу 1834 г., который подтвердило положение 1847 г. был ликвидирован суд Зарго, уголовные и гражданские преступления стали рассматриваться российскими судами. Калмыки должны были уплачивать натуральные повинности в пользу российского государства, а так же денежный налог. Ограничивалась власть нойонов и зайсангов. Российское правительство пошло на уступку калмыкам, и оставило традицию наследования имущества после смерти калмыка детьми, а если их не было ближайшими родственниками.


Калмыки в Берлинском зоопарке. Фото: 1897 г. (?)

В 1892 г., уже в самом конце XIX в., началась реализация реформы, которая была направлена на отмену владельческих прав калмыцких феодалов. В результате их отстранили от управления улусами и аймаками. Таким образом, реформой от 16 марта 1892 г. Калмыцкое ханство было полностью интегрировано в систему губерний, а законодательство полностью слилось с российским.

Установившаяся в XIX в. система управления Калмыцким ханством явилась результатом деятельности русского правительства, направленной на замену национальных органов власти калмыков общероссийскими, а также на интеграцию местного законодательства. Можно сделать вывод, что преобразования российской власти на протяжении XVII – XIX вв. явились коренной перестройкой калмыцкого общества, в результате чего Калмыкия утратила автономию и стала составной частью империи.

Социально-экономическое развитие калмыцкого общества в составе России

Вхождение калмыков в российскую государственность, считают историки, отвечало интересам обеих сторон. Главным результатом этой политики явилось изменение калмыцкого законодательства согласно российскому, а также приучение калмыков к оседлому образу жизни. Россия предоставляла калмыкам земельные наделы на территории Среднего Поволжья для занятия земледелием и ведения скотоводческого хозяйства. Калмыки, проживающие на территории Ставрополя – на – Волге, были обращены в военно-служивое сословие.

Опорой государства в этом деле являлись зайсанги и владельцы, которые должны были знать, сколько у них людей, способных к военному делу, и были обязаны поддерживать их в боевой готовности.

Серьезным стимулом христианизации калмыков в XVII в. было предоставление крещеным льгот – земельных наделов, денежного и хлебного жалования за обработку земли, разрешений на охоту и рыбную ловлю, послаблений в налогах. В результате устранялись остатки племенной обособленности, менялись социальные отношения. Ускорялся процесс социального расслоения калмыцкого общества. Все эти факторы способствовали переходу калмыков к оседлому образу жизни, что привело к взрывному росту населения на Ставрополье.

В 1739 г. вместе с Анной Тайшиной к новому месту жительства прибыло 700 кибиток, в которых находилось 2 014 душ обоего пола, а уже к 1754 г. численность крещеных калмыков в ставропольском ведомстве составляла 8 695 человек. Крещеные калмыки наделялись большими по сравнению с русским населением земельными угодьями. По Указу от 26 февраля 1739 г. зайсанги получали земельные наделы в двойном размере, княгиня Анна Тайшина получила десять наделов, а калмыкам, достигшим семилетнего возраста, предоставлялись земельные угодья в тридцать десятин. Размежеванием занимался инженер-майор Ратиславский, который составил карту с точным указанием земельных участков.

С 1740-х гг. на юге, в местах расселения калмыков начались перебои с землей, так как количество оседлых к тому времени увеличилось на треть. Местное население периодически бунтовало, недовольное распределительной политикой, бывшие кочевники получали больше земли. Оренбургский губернатор И. И. Неплюев сообщал в Петербург, что земли не используются по прямому назначению. Он же предложил скорректировать законодательство по данному вопросу и наделять земельными угодьями только родовую знать, с правом наследственного пользования, а продажу земли запретить вовсе. Незнатным калмыкам предоставлять земельные угодья не индивидуально, а на улусы (аналог общины). В 1745 г., в соответствии с Указом от 1739 г., появляется дополнение, по которому земельные наделы предоставлялись только семейным калмыкам.


Казаки-калмыки. Фото: 1910-е гг.

Таким образом, к 1749 г. окончательно определились нормы земельных пожалований, по которым калмыкам, переходившим в российское подданство, выделялось на 50 кибиток тысяча четвертей пашни. И. И. Неплюев и А. Змеев добились того, чтобы на территорию крещеных калмыков переселялись разночинцы из соседних сел (некалмыки). Таким образом, вблизи от калмыков возникло три смешанных поселения: Курумоч, Преображенская слобода и Ягодное. Это не принесло результата, на который рассчитывали, так как калмыки переняли у русского населения только навыки выживания в условиях холодного климата: жили в избах, заготавливали зерно, сено и дрова, по-прежнему ведя кочевой образ жизни.

Переход к оседлому образу жизни положил начало новым способам ведения хозяйства. Хотя основным занятием крещеных калмыков оставалось скотоводство, все большее распространение получали и другие занятия. Так, по указу от 1739 г. командир крепости должен был побуждать калмыков к обработке пашни и сельскохозяйственным работам. Выдавался необходимый инвентарь и семена для посевов. Привычным занятием становится сенокошение. Начинает распространяться, особенно среди калмыков, проживающих в низовьях Волги, рыболовство, которое уже с середины XVIII в. носит систематический и массовый характер. Все это, однако, неблагоприятно сказалось на взаимоотношениях с местным населением, рыбопромышленники и владельцы откупных и подрядных вод жаловались и были недовольно. Правительство решило проблему, отведя калмыкам малые протоки, заливы и озера, и разрешив лов в период с мая по октябрь.

В калмыцкой среде было и отходничество, вызванное поборами со стороны знати. С вхождением в российское правовое поле калмыки с разрешения владельцев или зайсангов, получали отпускные свидетельства и нанимались на работы в приволжских городах и селах. Отходничеством занимались, чтобы решить сложное финансовое положение или избавиться от кабалы.

Важным фактором развития социально-экономических отношений у калмыков, способствовавшим тесным контактам с русским населением, была торговля, которую Российское государство всячески поощряло. Крещеным калмыкам в Ставрополе-на-Волге разрешалась беспошлинная продажа лошадей и скота.

Калмыцкое хозяйство, постепенно приспособилось к особенностям российского рынка, в него начали проникать денежные отношения. Со второй половины XVIII в. ставропольских калмыков обложили денежным сбором, который постепенно вытеснил привычную подать натурой (скотом, шерстью и т.д.).

В первой половине XIX в. российская администрация попыталась упорядочить взимание налогов. Меры были связаны с упадком скотоводства и обнищанием большой части калмыков-простолюдинов. Они велись по двум направлениям. Первое сводилось к стремлению ввести единый размер налогов, второе было направленно на создание налоговой ставки пропорциональной осуществляемой хозяйственной деятельности.

Еще одним видом налога была подводная повинность. Натуральные повинности взимались на протяжении всего XIX в. и тяжким бременем легли на калмыков. Калмыцкая знать, вместе с российскими чиновниками беззастенчиво злоупотребляли ими. По Положению 1847 г. натуральные повинности распределялись в зависимости от числа скота, людей и кибиток в улусе. Повинности ложились на всех: простолюдинов и знать. На деле же бремя налога несли рядовые граждане, что, естественно, ухудшало их экономическое положение. Закон от 16 марта 1892 г. устанавливал новый порядок исчисления и сбора налогов с калмыков. Теперь распределение суммы сбора по улусам производилось главным приставом с последующим утверждением ставропольским губернатором.


Калмыцкий хурул (молельня) в селе Булгары (Успенское) в Татарстане. Фото: 1894 г.

Большое влияние на судьбу калмыков в Российской империи оказала христианизация. Она кардинальным образом меняла социально-экономические отношения внутри общины. Выделяются следующие этапы распространения православия среди калмыков: с 1725 г. – частный характер распространения христианизации; с 1737 г. – организация первой, а в последующем второй православной миссии, христианизация приобретает массовый характер; с 1771 г. прекращение миссий, что было вызвано откочевкой большей части калмыцкого населения в Джунгарию (Китай).

В числе причин, побуждавших калмыков принимать христианство и переселяться на территорию Ставрополя, называются междоусобные войны, желание иметь собственные рынки для торговли с соседними народами, а также желание рядовых калмыков избавиться от рабской зависимости по отношению к владельцам и зайсангам.

Н. А. Мансуров, изучавший образ жизни и быт калмыцкого народа, пришел к выводу, что калмыки, несмотря на интенсивную христианизацию, в массе своей оставались язычниками. Они не соблюдали православных постов, употребляли в пищу конину, не ставили крестов на кладбищах и имели по два имени – русское и калмыцкое. Этнограф указывает на причины, из-за которых не удалось приобщить калмыков к православию. Это – бедственное положение калмыцких семей, административный гнет, принуждение к военной службе и плохие отношения с автохтонным населением.


Преподаватель по классу народных инструментов Любовь Дохаева показывает древнюю калмыцкую домбру. В сентябре 2019 г. Роспатент зарегистрировал калмыцкую домру в качестве национального бренда Республики Калмыкия

После 1917 г. судьба калмыков стала неразрывно связана с судьбой российского, а затем советского народа.

Читайте также: