Какую роль играла в годы войны поэзия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цели: поговорить о значении литературы в годы Великой Отечественной войны, познакомиться с творчеством поэтов-земляков, которые принимали участие в Великой Отечественной войне, послушать их стихи, полные любви к Родине и ненависти к врагам, выяснить, в чём причина постоянного внимания современных поэтов к событиям Великой Отечественной войны.

После припева музыка смолкает.

Фронтовые поэты.
С напором свинцового шквала
Ваши жизни судьба,
Ваши жизни война рифмовала.
(М. Сергеев.)

Ход мероприятия

Ведущий: прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны.

Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит.

Ведущий: эта песня заставляет вспомнить, что война – это страшное испытание для всего народа, это испытание для нашей литературы.

Марина, Юля, какие вопросы Вас интересуют, ребята готовы на них ответить.

Корреспонденты:

  1. Сколько писателей и поэтов было на фронте?
  2. Сколько кузбассовцев было удостоено звания Героя Советского Союза?
  3. Среди 28 героев-панфиловцев, совершивших подвиг под Москвой, был кузбассовец. Назовите его имя.
  4. Сколько дней и ночей длилась ВОВ?
  5. Какую роль играла в те суровые годы поэзия? (Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить!
  6. Расскажите о тех поэтах, чьи стихи вас взволновали. Прочтите их. (Учащиеся второй группы рассказывают о поэтах, читают наизусть их стихи.)

М.А. Небогатов – один из самых лиричных кузбасских поэтов фронтового поколения. Обладая крупным ясным дарованием, он, в отличие от многих отошёл от каких-то стереотипных тенденций, общих описаний, непременного массового-героического настроя и, смело по тем временам, приблизился к человеку на войне, его раздумьям, впечатлениям – к живой солдатской душе..

Евгений Буравлёв – как многие другие, солдатом стал по необходимости, в душе же всегда был строителем, созидателем.

На войне ему также пришлось много и опасно работать. Работать от начала и до конца войны. Сначала авиамехаником, затем авиастрелком, а ближе к концу войны стал сапером – это значит, ходил постоянно на виду у смерти, ближе всех к ней. Стихов же о войне написал мало и причину этого указал сам в одном из стихотворений.

С болью заломленных за спину рук
Шло оно по селу.
Рубашка, сорванная с плеча,
Русая прядь у виска.
Груди, не знавшие молока,
Взрезанные штыком палача.
А в отрешенных его глазах,
Пылающих, как смолье,
Были не слёзы, не боль и страх –
Вера в бессмертье свое…
Но вот оно вышло на кресный круг,
Смерти переступая черту,
И первым движеньем развязанных рук
Было – прикрыть наготу.
И всё, когда узел рассек за спиной
Нож палача, остёр,
Увидели: девушкой самой земной
Мужество шло на костер.
Той, что осталась чиста и горда,
Слепой непокорна силе…
И нам, обреченным, казалось тогда,
Что это сама Россия.

Рассказ о Владимире Михайловиче Мамаеве.

Чтение его стихотворений:

И снова 13 мне лет…
Как песня рождённая трудно,
Встает над землею рассвет.
По нивам ржаным, как пехота,
Седые туманы ползут…
И снова гвардейские роты
На штурм Кенигсберга идут.

Рассказ о Константине Фёдоровиче Седых; Владимире Иннокентьевиче Зулине, чтение его стихотворения

Корреспонденты: Какая же тема поэзии военных лет, во-вашему, стала центральной? Кто главные герои этой поэзии?

  • Центральной, определяющей темой поэзии Вов стала тема любви к Родине, призыв к её защите.
  • Герои поэзии военных лет – это и русские – освободители, и простые труженики тыла, т.е. все, кто боролся с фашизмом!
  • А главное – это люди, выдержавшие суровые испытания, выпавшие на их долю.

(Блицкриг – словарная работа).

Чтобы не быть голословными, мы предлагаем Вам посмотреть кадры из кинохроники.

Ведущий: о военных событиях Павлом Ионовым написано прекрасное стихотворение

Значительный вклад в разгром немецко-фашистских войск под Москвой внесли объединения, соединения и части, сформированные в Сибири, а также те воины-сибиряки, которые в течение всей битвы пополняли ряды Красной Армии. Они с честью выполнили свой долг.

Чтение стих-я С.Я. Тимохина (генерал-лейтенант авиации)

Ведущий: в Сибирь не вернулось с Вов 1524164 человека. Среди них наши поэты-земляки М. Борисов и В. Баянов. Это наши безмерные потери.

Я прошу Вас почтить память павших минутой молчания.

Тема ВО войны остаётся одной из ведущих тем в литературе на современном этапе.

Но литература, а конкретнее, поэзия возвращается к событиям войны не только для того , чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерёг от ошибок в будущем.

На нашей конференции присутствуют библиотекари, которые хотят предложить нам дополнительную литературу. (Обзор литературы)

Слово журналистам, освещавшим ход пресс-конференции (читают небольшие заметки-статьи)

Военная лирика получила наибольшее развитие в годы ВОВ и послевоенные годы. Основными темами военной поэзии были: Родина и её будущее, борьба за свободу и независимость, гуманность и жесткость, война и смерть. Главная роль поэзии на войне заключалась в том, что она поднимала боевой дух солдат, воодушевляла на победу, давала надежду на лучшее будущее. Наряду с военной темой раскрывалась любовная тема: в жестоком мире войны она напоминала о том, что существует любовь, что есть дорогие сердцу люди, ради которых стоит сражаться, бороться и жить.


Цель урока: активизировать знания учащихся о Великой Отечественной войне, дать понятие о роли искусства (поэзии) в годы тяжелых испытаний для страны; закреплять умение анализировать стихотворные произведения; воспитывать чувство патриотизма, желание знать историю своей страны.

Задачи урока:

Образовательная: обеспечить усвоение знаний о роли искусства (поэзии) в годы Великой Отечественной войны;

Развивающая: обучать умению анализировать стихотворные произведения; формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия;

Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию патриотизма, гуманизма.

Оформление урока:

- фрагменты кинохроники о ВО войне;

- монтаж из портретов и фотографий поэтов огненных лет и поэтов послевоенного времени, пишущих о войне;

- стихотворения и сочинения учащихся на военную тему.

В предварительной беседе с учащимися необходимо выяснить, с какими произведениями, посвященными войне, знакомы ребятам. Объяснить, как будет проходить урок, что нужно подготовить к нему, порекомендовать учащимся литературу для домашнего чтения, выучить наизусть одно из стихотворений о ВО войне.

На экране заставка , посвящённый Дню Победы.

Оргмомент. Вступительная часть урока.

Цели и задачи урока:

-присутствующие на уроке узнают о значении литературы в годы Великой Отечественной войны;

- услышат страстные стихи советских поэтов, полные любви к родной земле и ненависти к врагам;

- выяснят, в чем причина постоянного внимания поэтов к событиям Великой Отечественной войны.

Эта песня была очень популярна в годы ВО войны. Она вдохновляла русских воинов на подвиги, она заставляла вспомнить, что война – это страшное испытание для всего советского народа.

2. Проверка домашнего задания

Стихи на военную тему создавались и в годы войны, и в послевоенное время. Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности , лишения военных дней со всеми. Их патриотические произведения вдохновляли людей на подвиги. Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых на полях сражений: Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, Муса Джалиль и др. Муса Джалиль - молодой татарский поэт, создал цикл стихов в маобитской тюрьме в Берлине. Был казнен в 1944году. У нас в стране считался без вести пропавшим. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких записных книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком. Это 115 стихотворений, написанных в заточении. Муса Джалиль мечтал их напечатать.

- Какую роль играла в годы войны поэзия?

(Стихи и песни звали людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников, поднимали их боевой дух. Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь, усеянный розами. Она изображала войну такой, какой она была. Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить.)

- Какова главная тема поэзии о войне? Кто главный герой этой поэзии?

(Центральной темой поэзии о Великой Отечественной войне является тема любви к Родине, призыв к ее защите. Герои поэзии о войне – это и русские воины – освободители, и труженики тыла, и дети, то есть все те, кто боролся с фашизмом! А главное – это люди разных национальностей и разных возрастов.) Труднее всего на войне приходилось детям. Ведь война – это горе и беда, а дети созданы для счастья.

Звучат стихи о детях военных лет.

- Прошло 70 лет с тех пор, как окончилась война. Почему же ВО война продолжает волновать людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме? ( Победа в ВО войне имеет всемирно – историческое значение. Наша армия спасла мир от фашизма. И сейчас многие поэты, писатели, драматурги обращаются к теме прошедшей войны. Литература хотела показать, какой ценой досталась нам эта победа, она воспитывает в нас чувства патриотизма, гражданственности, долга, любви к родине.)

- А знаете ли вы, ребята, кто из ваших земляков принимал участие в Великой Отечественной войне? Знаете ли вы о ваших родственниках, погибших на войне или прошедших войну?

(Учитель наизусть читает стихотворение.)

- Какова основная мысль стихотворения Э.Асадова?

( Поэт призывает беречь бесценные святыни, реликвии страны)

(Учитель читает отрывок из поэмы, написанный на плакате.)

5.Рефлексия (подведение итогов). Выставление поурочных баллов.

Учитель рецензирует и оценивает каждого учащегося.


-75%

Какую роль играла поэзия в суровые военные годы? (На примере стихотворений Давида Самойлова, Алексея Суркова, Константина Симонова, Александра Твардовского, Николая Тихонова, Юлии Друниной, Эдуарда Асадова, Михаила Светлова, Ольги Берггольц, Евгения Винокурова, Анны Ахматовой и др.)

Какую роль играет поэзия в сохранении исторической памяти о тех страшных годах?

Роль поэзии в годы Великой Отечественной Войны переоценить очень сложно. По рассказам оставшихся в живых фронтовиков там творился сущий ад. Даже в голове, толком не укладывается, как людям удавалось сохранить свой рассудок. Именно этому и способствовала поэзия. Она давала надежду, отвлекала от ужасов войны в короткие минуты отдыха и передышки. Хотел бы особо выделить в ряду поэтических произведений на эту тему поэму Александра Трифоновича Твардовского "Василий Тёркин". В этом произведении нет ни одного лишнего слова, каждая фраза содержит в себе те страшные минуты, которые переживали люди на войне.

3ertMYRdLA1Dh1ZOo66pAGGdb9MX2Dz.jpg

В такое нелёгкое время солдатам нужен был герой. Тот, который никогда не унывает, всегда поддержит шуткой, да и за словом в карман не полезет. Так и родился хрестоматийный образ Василия Тёркина. Его, порой, смешные приключения граничили с подвигом и самопожертвованием.

При написании поэмы автор стремился к логически законченному сюжету каждой главы, ведь до бойцов эти главы доходили, порой, вразброс.

Образ Тёркина был собирательным. Как утверждал сам автор:

9HxKXzfOhEcPg6CvA6nu6Xse10hvUg.jpg

Пока была война, был и Тёркин. Написание поэмы автор обосновывает в последней главе:

3pCbdzwBbTLsGpvypr24Lk4xTysAc2Q1.jpg

Для меня это произведение является литературным символом той страшной войны и той великой Победы.

В таком стиле писал Самуил Маршак. И действительно нашла у него это стихотворение. Называется "Угомон".



Чтобы писать стихи, мало уметь подбирать рифмы (сейчас полно сайтов, которые предложат вам массу вариантов созвучных слов, и голову самим ломать не нужно), необходимо соблюдать определённый ритм, зная о стихотворных размерах или просто чувствуя, улавливая ритмо-мелодику. Но это только скелет стихотворения.

Необходимо иметь большой запас слов, легко ими пользоваться как в прямом смысле, так и в переносном. Мыслить образами. Это наполняет скелет стихотворного произведения. Но оно не превратится в живое создание, пока автор не вдохнёт в него душу. Тронуть читателя, заставить его чувствовать то, что вы хотите, превратить его в собеседника или восхищённого слушателя, или заставить смеяться, плакать может далеко не каждый поэт.

Есть люди, наделённые чувством юмора, умеющие неожиданными поворотами сюжета или другими методами вызвать определённые положительные эмоции или даже взрывы хохота. Есть такие, которые наделены талантом красиво писать. Есть творческие личности, которые глубоко мыслят, им есть что сказать другим. Облекая свои мысли в стихотворную форму, они вынуждают каждого, кому станет доступно их произведение, задуматься, потому что им подвластно не только умение нужным образом соединять слова, но и волшебство, которое проанализировать можно, а вот скопировать не удаётся. Это потому, что настоящий поэт - уникальная, интересная личность.

Каждый человек, пишущий стихи, наполняет собой свои произведения.

Я часто пишу на ходу. Ритм, в котором я иду, постепенно вызывает во мне настроение, которое превращает прозу в поэзию. Мне нужно, чтобы не было свидетелей моих мук творчества. Нужна тишина. Знаю поэтов, которым нужен импульс, они черпают вдохновение в личных отношениях, в проблемах. Есть самолюбивые люди, которые любят покрасоваться.

Если не идут на ум слова, значит, нужно дозреть. В Вашем сознании или подсознании идёт подготовительная работа. Что-то спровоцирует начало. Не форсируйте. Просто живите.

Актуальность:Чем больше времени проходит со дня окончания Великой Отечественной войны, тем больше она забывается. Тем ценнее для нас становятся воспоминания ветеранов, которые совершили Великий подвиг и подарили нам мирное небо над головой.

Цель: воспитание чувств патриотизма у школьников через создание сборника стихов о Великой Отечественной войне, по запискам (воспоминаниям) ветерана Великой Отечественной войны, Комякова Иосифа Ивановича (моего прадеда).

Методы, используемые при написании проекта:

1. Анализ специальной литературы и источников.

2. Обобщение и изучение.

3. Создание своего продукта.

4. Создание вариантов дизайна продукта.

5. Создание копии.

6. Презентация продукта.

Война - это самое ужасное из того, что может произойти. В любой момент может начаться новый конфликт. Но если люди всегда будут помнить о Второй Мировой войне, одной из самых ужасных войн в истории человечества, то вполне вероятно, что нам удастся избежать самого страшного.

Оглавление

Стр.

2. Основная часть. 2

· Изучение значения поэзии в годы Великой Отечественной войны. 2

· Исследование знаний о Великой Отечественной войне среди учащихся

· Создание статьи об авторе. (Творческие материалы и военный путь

ветерана Великой Отечественной войны Комякова Иосифа Ивановича

(моего прадеда). 4-6

· Работа над сборником. (Отбор стихотворений для сборника.

Создание уникального дизайна сборника и печатной версии). 7

4. Список источников. 8

5. Приложение. 9-16

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим…

Это нужно — не мертвым!

Это надо — живым!

Введение.

Чем больше времени проходит со дня окончания Великой Отечественной войны, тем больше она забывается. Тем ценнее для нас становятся воспоминания ветеранов, которые совершили Великий подвиг и подарили нам мирное небо над головой.




Цель: воспитание чувств патриотизма у школьников через создание сборника стихов о Великой Отечественной войне, по запискам (воспоминаниям) ветерана Великой Отечественной войны, Комякова Иосифа Ивановича (моего прадеда).

Задачи:

1. Показать значение поэзии в годы Великой Отечественной войны.

2. Изучить творческие материалы и военный путь ветерана Великой Отечественной войны Комякова Иосифа Ивановича (моего прадеда).

3. Провести анкетирование среди учащихся класса о том, что они знают о Великой Отечественной войне.

Объект проекта: стихи о Великой Отечественной войне из сборника моего прадеда, ветерана Комякова Иосифа Ивановича.

Предмет проекта: отражение событий Великой Отечественной войны в стихах ветерана, моего прадеда Комякова Иосифа Ивановича.

Методы, используемые при написании проекта:

1. Анализ специальной литературы и источников.

2. Обобщение и изучение.

3. Создание своего продукта.

4. Создание вариантов дизайна продукта.

5. Создание копии.

6. Презентация продукта.

Практическая значимость -данный проект может использоваться на классных часах, посвященных памятной дате - 9 мая День победы.

Основная часть.

Значение поэзии в годы Великой Отечественной войны.

Прошло 75 лет, как кончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Время помнит всё. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, тех солдат, которые погибли ради того, что бы мы сейчас жили. Мы должны всё помнить….

Из учебников истории можно узнать сведения о сражениях, даты, цифры. Но только литература и искусство дают возможность представить, что чувствовал человек под огнём, переносят нас в то время, в те условия. Они показывают нам чувства патриотизма нашего народа, их мужество и стойкость, стремление к свободе, к защите Родины.

На мой взгляд только поэзия способна передать страшную напряженность военных лет, трагедию народа, горечь потерь, радость побед.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Во время войны поэты создавали стихи, которые поднимали боевой дух солдат, укрепляли мужество. Они поддерживали высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе и стойкость при трудностях. Они ходили в атаку, мерзли в окопах.

Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Константин Симонов, Давид Самойлов, Сергей Наровчатов, Михаил Луконин, Михаил Львов, Александр Межиров, Булат Окуджава, Юлия Друнина, Сергей Орлов, Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Константин Вашенкин, Григорий Поженян, Николай Панченко, Анна Ахматова, Муса Джалиль, Петрусь Бровка и многие другие. Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний.

Проектная работа

Автор: Иванов Владислав Юрьевич,

МБОУ Гимназия, 8 в класс

г. Югорска Тюменской области

Руководитель: Плюснина Лариса Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

Подпись руководителя _________

Иванов Владислав Юрьевич

Аннотация

Актуальность:Чем больше времени проходит со дня окончания Великой Отечественной войны, тем больше она забывается. Тем ценнее для нас становятся воспоминания ветеранов, которые совершили Великий подвиг и подарили нам мирное небо над головой.

Цель: воспитание чувств патриотизма у школьников через создание сборника стихов о Великой Отечественной войне, по запискам (воспоминаниям) ветерана Великой Отечественной войны, Комякова Иосифа Ивановича (моего прадеда).

Методы, используемые при написании проекта:

1. Анализ специальной литературы и источников.

2. Обобщение и изучение.

3. Создание своего продукта.

4. Создание вариантов дизайна продукта.

5. Создание копии.

6. Презентация продукта.

Война - это самое ужасное из того, что может произойти. В любой момент может начаться новый конфликт. Но если люди всегда будут помнить о Второй Мировой войне, одной из самых ужасных войн в истории человечества, то вполне вероятно, что нам удастся избежать самого страшного.

Оглавление

Стр.

2. Основная часть. 2

· Изучение значения поэзии в годы Великой Отечественной войны. 2

· Исследование знаний о Великой Отечественной войне среди учащихся

· Создание статьи об авторе. (Творческие материалы и военный путь

ветерана Великой Отечественной войны Комякова Иосифа Ивановича

(моего прадеда). 4-6

· Работа над сборником. (Отбор стихотворений для сборника.

Создание уникального дизайна сборника и печатной версии). 7

4. Список источников. 8

5. Приложение. 9-16

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим…

Это нужно — не мертвым!

Это надо — живым!

Введение.

Чем больше времени проходит со дня окончания Великой Отечественной войны, тем больше она забывается. Тем ценнее для нас становятся воспоминания ветеранов, которые совершили Великий подвиг и подарили нам мирное небо над головой.

Цель: воспитание чувств патриотизма у школьников через создание сборника стихов о Великой Отечественной войне, по запискам (воспоминаниям) ветерана Великой Отечественной войны, Комякова Иосифа Ивановича (моего прадеда).

Задачи:

1. Показать значение поэзии в годы Великой Отечественной войны.

2. Изучить творческие материалы и военный путь ветерана Великой Отечественной войны Комякова Иосифа Ивановича (моего прадеда).

3. Провести анкетирование среди учащихся класса о том, что они знают о Великой Отечественной войне.

Объект проекта: стихи о Великой Отечественной войне из сборника моего прадеда, ветерана Комякова Иосифа Ивановича.

Предмет проекта: отражение событий Великой Отечественной войны в стихах ветерана, моего прадеда Комякова Иосифа Ивановича.

Методы, используемые при написании проекта:

1. Анализ специальной литературы и источников.

2. Обобщение и изучение.

3. Создание своего продукта.

4. Создание вариантов дизайна продукта.

5. Создание копии.

6. Презентация продукта.

Практическая значимость -данный проект может использоваться на классных часах, посвященных памятной дате - 9 мая День победы.

Основная часть.

Значение поэзии в годы Великой Отечественной войны.

Прошло 75 лет, как кончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Время помнит всё. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, тех солдат, которые погибли ради того, что бы мы сейчас жили. Мы должны всё помнить….

Из учебников истории можно узнать сведения о сражениях, даты, цифры. Но только литература и искусство дают возможность представить, что чувствовал человек под огнём, переносят нас в то время, в те условия. Они показывают нам чувства патриотизма нашего народа, их мужество и стойкость, стремление к свободе, к защите Родины.

На мой взгляд только поэзия способна передать страшную напряженность военных лет, трагедию народа, горечь потерь, радость побед.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Во время войны поэты создавали стихи, которые поднимали боевой дух солдат, укрепляли мужество. Они поддерживали высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе и стойкость при трудностях. Они ходили в атаку, мерзли в окопах.

Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Константин Симонов, Давид Самойлов, Сергей Наровчатов, Михаил Луконин, Михаил Львов, Александр Межиров, Булат Окуджава, Юлия Друнина, Сергей Орлов, Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Константин Вашенкин, Григорий Поженян, Николай Панченко, Анна Ахматова, Муса Джалиль, Петрусь Бровка и многие другие. Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний.

Читайте также: