Анализ мониторинга качества образования в школе

Обновлено: 06.07.2024

Оценка достижения планируемых результатов образовательной программы представлена системой мониторинга образовательного пространства.
В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий с целью обеспечения обратной связи и осведомления о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.

  • исследование закономерностей процесса обеспечения качества образования;
  • изучение образовательных результатов, условий и цены их достижения;
  • выявление результативности работы школы.
  • сбор информации о действительных результатах образовательной деятельности, их динамике, выявить факторы, на них влияющие;
  • своевременное выполнение изменений, происходящих в системе образования, и факторов, вызывающих их;
  • предупреждение негативных тенденций в системе образования ОУ;
  • осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в системе образования.

Объекты мониторинга: образовательные результаты, условия и цена их достижения.

Мониторинг образовательных результатов

Цель мониторинга – сбор, хранение, обработка и анализ достоверной информации о качестве образования, необходимой для принятия в школе управленческих решений, направленных на повышение качества образования.

Критерии оценки образовательных результатов: обученность, обучаемость, творческие успехи.

Показатели критериев:

1. Обученность:
– фактический уровень знаний по учебным предметам;
– сформированность предметных умений;
– сформированность общеучебных умений.
2. Обучаемость:
– темп и способность освоения учебного материала;
– способность переключения на новые способы и приемы работы;
3. Творческие успехи:
– уровень развития творческих способностей;
– результаты участия в олимпиадах, конкурсах.

Мониторинг условий достижения образовательных результатов

Цель проведения мониторинга условий достижения образовательных результатов – сбор, хранение, обработка и анализ достоверной информации об условиях достижения образовательных результатов, необходимой для принятия в школе управленческих решений, направленных на повышение качества образования.

Критерии – наличие ресурсов, на основании которых производится оценка:

– методических;
– валеологических;
– ресурсов получения дополнительного образования;
– ресурсов образовательной среды.

Методы: наблюдение, анкетирование, анализ статистических данных.

Мониторинг условий достижения образовательных результатов

Мониторинг цены достижения образовательных результатов

Цель мониторинга – сбор, хранение, обработка и анализ достоверной информации о цене достижения образовательных результатов, необходимой для принятия в школе управленческих решений, направленных на повышение качества образования.

Критерии, на основании которых производится оценка:

– нагрузка учащихся;
– нагрузка учителей;
– состояние здоровья учащихся и учителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

определение динамики формирования у учащихся уровня сформированности навыков работы с информацией, представленной в виде текста.

Предметом мониторинговых исследований качества образования явились: результаты общеобразовательных метапредметных результатов обучающихся 5 класса.

Проверочную работу по формированию метапредметных результатов выполняли 13 из 14 учащихся 5 класса.

В работу были включено 16 заданий, 11 из которых представлены в виде тестовых, а 5 – в виде письменных заданий.

Распределение заданий по предметам:

- русский язык – №10,12,14,16;

Результаты мониторинга формирования метапредметных:

Качество знаний – 30,8 %, успеваемость - 84,6 %, средний балл- 3,2

Типичные ошибки учащиеся 5 класса допустили:

- учащиеся не дают развернутый ответ;

- допускают грамматические ошибки;

- не могут подобрать проверочные однокоренные слова;

- не определяют грамматические признаки;

- не точно осуществляют морфологический разбор слова.

Мониторинга формирования метапредметных результатов учащихся 6 класса 12.04.2018 г.

Проверочную работу по формированию метапредметных результатов выполняли 17 из 19 учащихся 6 класса.

В работу были включено 16 заданий, 7 из которых представлены в виде тестовых, а 9 – в виде письменных заданий.

Распределение заданий по предметам:

- русский язык – 9;

- география, математика – 1;

- география, биология – 5.

Результаты мониторинга формирования метапредметных:

Качество знаний – 82 %, успеваемость- 100 %, средний балл - 3,9

Типичные ошибки учащиеся 6 класса допустили при выполнении заданий

в области географии и математики:

- задание № 10 – (учащиеся не могли вычислить амплитуду температуры на Луне,) - 88%;

- задание № 13 – (учащиеся не могли определить, как называется путь Земли вокруг Солнца);

- задание № 14 – (учащиеся слабо определяли верные утверждения) – 59%.

в области русского языка:

- задание № 1 (учащиеся не давали развернутый ответ) – 47%;

-задание № 2 (учащиеся допускали ошибки при подборе ключевых слов) – 24 %;

- задание № 3 (не было развернутого ответа на вопрос, были допущены орфографические, грамматические и речевые ошибки) – 83 %;

- задание № 8 (учащиеся допускали ошибки при нахождении в тексте имен существительных с суффиксом – ек, - ик) – 59 %;

- задание № 16 – (учащиеся допускали ошибки в формулировании вопроса к прочитанному тексту) – 53%.

1.Анализ мониторинга показал, что учащиеся 6 класса успешно справились не со всеми заданиями.

2. Были задания, с которыми учащиеся справились успешно:

- задание № 4 - 65 %; - задание № 5 - 59%;

- задание № 6- 76 %; - задание № 7 – 88%;

- задание № 9 – 100%; - задание № 11 – 100 %;

- задание № 12 – 100%; - задание № 15 – 100%.

Заключение о проведении мониторинговых исследований формирования метапредметных результатов учащихся 5 и 6 классов

Система оценки метапредметных результатов в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществлялась в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

Учащиеся 6 - го класса в целом успешно справились с предложенной работой по итогам года и показали высокий уровень сформированности предметных результатов, метапредметных результатов.

На основании вышеизложенного рекомендуется:

- разработать стратегию помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных результатов;

- обсудить результаты мониторинга формирования метапредметных результатов учащихся 6 класса на заседаниях ШМО учителей гуманитарного и естественно-математического циклов;

- выявить причины неуспешного выполнения отдельных групп заданий и определить пути предупреждения и коррекции ошибок;

- при планировании и проведении уроков обратить внимание на задания, вызвавшие наибольшие затруднения у учащихся.

3. Мониторинг качества знаний по русскому языку обучающихся 10-го класса 17.04.2018 г.

Цель: выявление качества знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку.

В ходе анализа были поставлены следующие задачи:

1) определить общий % успеваемости и % качества по результатам контрольных работ по русскому языку;

2) выявить темы, которые были плохо усвоены;

3) определить причины недостаточного усвоения тем;

4) разработать индивидуальные маршруты для каждого обучающегося по русскому языку.

Содержание заданий контрольной работы по русскому языку соответствует действующим учебным программам по русскому языку.

Контрольная работа состояла из двух вариантов.

Каждый вариант работы из двух частей, различающихся по сложности и форме заданий.

Вторая часть контрольной работы состояла из практического задания

(вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания). Правильность выполнения задания второй части оценивается в соответствии с критериями оценивания письменных работ по русскому языку.

Контрольная работа проводилась в течение 45 минут.

Результаты контрольной работы по русскому языку в 10 классе

Учитель Гапонова Татьяна Петровна, специалист, образование по диплому – учитель украинского языка и литературы, стаж работы 6 лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели, задачи, предмет, методы и сроки Программы определены на основе анализа программы долгосрочного развития школы, системы внутришкольного контроля, текущего состояния системы образования.

[мониторинг качества образования в образовательном учреждении]

Целевая программа

Утверждена на заседании педагогического совета

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

3.Анализ исходного состояния проблемы……………………………………..5-6

4.Аналитическое обоснование Программы……………………………………6-8

6.Основные направления реализации Программы…………………………..9-10

7.Этапы реализации программы……………………………………………..10-11

В связи с этим администрация школы ставится перед собой цель: создание системы получения объективной информации об образовательных результатах в соответствии с ФГОС (в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования) на уровне образовательного учреждения.

Цели, задачи, предмет, методы и сроки Программы определены на основе анализа программы долгосрочного развития школы, системы внутришкольного контроля, текущего состояния системы образования.

Основополагающий подход – создание системы мониторинга, отвечающей специфике образовательного учреждения (особенностям контингента обучающихся и их семей), накопленным опытом в ходе участия школы в эксперименте по апробации структуры и содержания общего образования, профильного обучения, информатизации школьного образования и профилактической работой по программам психолого-педагогического сопровождения детей группы риска.

2. Паспорт Программы

Наименование программы

Комплексно-целевая программа “Мониторинг качества образования в образовательном учреждении”

Основания для разработки программы

1. Концепция модернизации российского образования до 2010 года, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 23.07.2002 № 2866.

3. Результаты проблемно-ориентированного анализа организации и управления мониторингом качества образования в школе.

Основные исполнители программы

Администрация муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Точилинская средняя общеобразовательная школа”, педагогический коллектив

Создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам.

1. Проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе.

2. Изучить опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в образовательных учреждениях.

3. Разработать модель мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

4. Осуществить отбор, адаптацию и проектирование оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в образовательном учреждении.

5. Подготовить нормативно-методические документы для обеспечения мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

6. Разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований.

7. Создать информационный банк по теме “Мониторинг качества образования в образовательном учреждении”.

Перечень основных направлений программы

1. Создание условий для повышения качества образования в школе.

2. Создание условий и механизмов для перехода к качественно новой модели мониторинговых исследований в образовательном учреждении.

3. Создание качественно новой модели мониторинга качества образования.

4. Разработка методических материалов по использованию мониторинговых исследований в работе по повышению качества образования.

1. Достижение качества образования обучающихся образовательного учреждения, удовлетворяющее социальным запросам.

2. Создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом.

3. Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ мониторинговых исследований

3. Анализ исходного состояния проблемы

Основания для разработки программы

В условиях проведенного в образовательном учреждении анализа действующих подходов к организации и управлению качеством образования выявлены противоречие и проблемы.

Между государственным заказом общества на создание условий для повышения качества образования в ОУ и отсутствием в настоящее время в школе действенной системы, позволяющей объективно отслеживать качество образования, своевременно осуществлять корректировку и прогнозирование развития образовательного учреждения.

1. Отсутствие системного подхода к управлению качеством образования в образовательном учреждении.

2. Недостаточная работа по мотивации всех участников образовательного процесса на его качество: учащихся, учителей, родителей.

3.Отсутствие качественного рабочего инструментария, позволяющего оценить процесс образования в образовательном учреждении.

4. Аналитическое обоснование программы

Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования.

Существующие в настоящее время в школе подходы к организации и управлению мониторингом качества образования позволяют объективно оценивать отдельные структурные элементы системы обеспечения качества образовательного процесса.

Однако по-прежнему актуальной остается проблема построения системного мониторинга качества образования в ОУ, определяемого совокупностью показателей:

- качеством проектирования образовательной деятельности;

- качеством образовательного процесса;

- качеством педагогических условий и ресурсного обеспечения образовательного процесса;

- качеством организационной культуры образовательного процесса;

- качеством исследовательской деятельности;

- качеством управления развитием человеческого потенциала;

- качеством результатов образовательной деятельности.

Проблемно-ориентированный анализ позволил установить, что для определения качества образования в ОУ необходимы:

во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;

во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ;

в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;

в-четвертых, системная работа в данном направлении.

Под качеством образования понимается такая совокупность его свойств, которая обуславливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, выраженности социальных, психических и физических свойств.

Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.


В данной статье раскрывается роль мониторинга как одного из элементов в управлении качеством образования в школе.

Ключевые слова: мониторинг, оценка качества образования, управление качеством образования.

Повышение качества образования — одна из ведущих целей руководителя образовательной организации. Что же именно нужно делать для достижения намеченных результатов?

Чтобы принять правильные управленческие решения для повышения качества образования, необходимо иметь представления о результатах качества в данный момент времени и понимать, каких результатов нужно добиться. Одним из элементов оценки качества образования является мониторинг. Необходимо организовать эффективную систему мониторинга, которая поможет зафиксировать и вовремя отреагировать на каждый случай сбоя в образовательном процессе.

Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению. На них отражается внешние воздействия, что приводит как к положительным, так и отрицательным изменениям функционирования объекта.

Система образования — это сложная многоуровневая система, и проследить за деятельностью всей системы достаточно трудно. Поэтому очень важно выделять основные направления проведения мониторинга. Это могут быть: качество обученности и обучения, уровень учебных достижений, состояние здоровья обучающихся, профессионализм педагогов, эффективность воспитательной системы, психологический климат в образовательном учреждении и другие.

Информация, собранная в процессе мониторинга, должна обеспечивать учителя или руководителя необходимыми и достаточными данными для выбора адекватной модели обучения или управления.

Мониторинг выполняет шесть основных функций.

1) Информационная функция — сбор информации о ходе и эффективности образовательного процесса. В этом могут помочь такие методы, как изучение школьной документации, различные виды контроля, тестирование, наблюдение, эксперимент. Все они позволяют собрать достоверную информацию за небольшой промежуток времени.

2) Аналитико-оценочная функция предполагает анализ и оценку собранной информации, что позволяет раскрыть причинно-следственные связи, отражающие состояние и тенденции развития образовательной системы. С этой целью используются различные методы анализа и оценки информации. Например, диалектический метод — сравнение полученных результатов с результатами прошлых лет или намеченными целями, метод сравнения, сопоставления и классификации. Все перечисленные методы позволяют найти причины педагогических неудач.

3) Стимулирующе-мотивационная функция — воздействие собранной информации на сознание и чувства участников образовательного процесса. Использование методов поощрения и порицания, постановка системы перспектив помогают призвать всех участников образовательного процесса к активным действиям.

4) Контролирующая функция — отслеживание образовательных результатов и сравнение их с исходными, контроль за исполнением запланированных мероприятий.

5) Прогностическая функция — возможность представить общую картину развития и результаты в перспективе, и на основании прогноза разработать план преобразования педагогического процесса.

6) Корректирующая функция — исправление выявленных ошибок, разработка рекомендаций.

Все перечисленные функции связаны между собой и определяют этапы осуществления мониторингового исследования. Пренебрежение какой-либо функцией мониторинга приводит к снижению эффективности управленческих решений.

Программа мониторинга реализуется в 3 этапа.

На первом этапе проводится разработка программы мониторинга; определяются основные подходы, компоненты, объекты и субъекты мониторинга качества образования; осуществляется сбор информации по выбранным направлениям образовательного процесса.

Третий этап подразумевает сопоставление полученных результатов с поставленными целями; систематизацию, анализ и оценку качества полученных результатов; анализ и описание найденных форм работы, применяемых технологий; выявление проблем и определение путей их решения; социализацию результатов; анализ деятельности по реализации целей и задач программы мониторинга, оценку ее результативности, оформление результатов.

Результаты грамотно организованного мониторинга помогают получить довольно полную и объективную информацию о результатах учебного процесса в динамике, увидеть недочеты в знаниях и умениях обучающихся, сильные и слабые качества педагогов и др. Проанализировав всю полученную информацию, можно увидеть целостную картину развития образовательного процесса в динамике. На основании этих результатов проводится корректирование образовательного процесса, принимаются управленческие решения, разрабатывается перспективный план развития образовательного учреждения. Все это способствует повышению качества образования.

  1. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. — М.: Интеллект-Центр, 2005.
  2. Попова Г. П., Размерова Г. А., Ремчукова И. Б. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование — Волгоград: Учитель, 2007
  3. Поташник М. М. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника — М.: Педагогическое общество России, 2000
  4. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. — М.: Российское педагогическое агентство, 2010.
  5. Тюнников Ю. С. Непрерывное формирование медиакомпетентности учителя в условиях постоянных изменений информационной и образовательной среды / Ю. С. Тюнников, Т. П. Афанасьева, И. С. Казаков, М. А. Мазниченко //Медиаобразование. — М., — 2017. — № 1. — С. 58–74.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, образовательное учреждение, повышение качества образования, момент времени, мониторинг, образовательная система, решение, сбор информации, собранная информация, управление качеством.

Читайте также: