Какую основную задачу ставили и решали представители школы научного менеджмента

Обновлено: 05.07.2024

Характеристика основных целей и задач школ менеджмента. Особенности вклада Ф. Тейлора и Ф. Гилбрета в школу научного менеджмента. Этапы разработки формальной структуры организации. Анализ административной школы управления, рассмотрение ее представителей.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 24.10.2012
Размер файла 23,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

"Научные школы менеджмента"

школа менеджмент административный

Введение

Различают различные подходы к развитию теории управления: c позиции выделения различных школ, процессный подход, системный подход, ситуационный подход.

Данное эссе посвящено изучению первого подхода к эволюции теории менеджмента, в частности анализу и описанию основных характеристик научных школ менеджмента. Основной целью своей работы я вижу формирование единой картины, включающей в себя временные рамки существования каждой из школ, её основные характеристики, а также людей, которые внесли свой вклад в её развитие. Я считаю данную тему актуальной, так как необходимо иметь представление о развитии управленческой мысли от ее истоков и до настоящего времени для того, чтобы понимать принципы строения и функционирования современного менеджмента, а также источники и условия возникновения других подходов и концепций.

Различают пять разных школ, при которых управление рассматривается с различных точек зрения. Основными из них являются школа научного менеджмента, административного управления, человеческих отношений. Существуют также школа науки о поведении и школа количественного метода. Все различаются по ряду признаков, в том числе, в зависимости от того, на что делается акцент: на производство, управление или на человека. В данной работе я подробно остановлюсь на трех основных школах менеджмента и проведу их подробный анализ с целью выявить различия, взаимосвязь, а также причины возникновения той или иной научной школы менеджмента.

Несомненно, каждая школа появилась в результате влияния определенных внешних факторов, вследствие чего росла необходимость в выявлении причин, влияющих на деятельность самой организации. Именно это я принимаю за основу моего анализа, в качестве основного критерия изучения каждой научной школы менеджмента.

Цели данного эссе:

1. Сформировать единую картину, включающую в себя временные рамки существования каждой из школ и её основные характеристики.

2. Сформировать общее представление о людях, которые внесли вклад в развитие научных школ менеджмента.

Основными задачами являются изучение теоретических основ школ менеджмента, а также формирование рекомендаций к применению понятий школ менеджмента на практике в современных условиях.

Понятия школ менеджмента, их основные направления и классификации

В становлении науки менеджмента можно выделить 5 этапов, каждый из которых отличается научной школой с соответствующей теорией. Теоретические взгляды этих школ широко используются и в современных условиях. Рассмотрим основные 3 основные школы: школу научного менеджмента, административную школу и школу человеческих отношений.

Школа научного менеджмента

Основные представители данной школы: Ф. Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет. Проанализируем их вклад в теорию школы.

Ф. Тейлор (1865-1915) - создатель школы научного управления, американский инженер-практик и менеджер. По мнению Тейлора, основной задачей менеджмента должно быть обеспечение наибольшего процветания предпринимателя вкупе с максимумом благосостояния каждого работника. Он сформулировал основные положения научного менеджмента и четыре принципа управления, разработал собственную систему управления. Система Тейлора была внедрена на заводах и принесла свои результаты - высокую производительность труда рабочих.

Формирование школы научного менеджмента базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента.

Рациональная организация труда. Разработка формальной структуры организации

Определение мер по сотрудничеству управляющего и работника Основные положения школы: 1. Использование материального стимулирования работников с целью увеличения производительности и объема производства. 2. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач (работ). 3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для выполнения задач. 4. Отбор работников под определенные задачи и их обучение. 5. Выделение управленческих функций в самостоятельный вид деятельности. 6. Утверждение рациональных способов управления, доказательство факта, что научное управление возможно.

Административная (классическая) школа управления

Проанализировав административную функцию, он выделил пять ее элементов:

Предвидеть, т.е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;

Организовывать, т.е. строить двойной - материальный и социальный - организм предприятия;

Распоряжаться, т.е. заставлять персонал надлежащим образом работать;

Координировать, т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия;

Контролировать, т.е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и распоряжениям.

Основоположник этой школы Э. Мейо (1880-1949) считал, что организация обладает единой социальной структурой и задача менеджмента состоит в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям между членами организации развивать плодотворные неформальные связи. По определению одного из основателей школы человеческих отношений Ф. Ротлисбергера, неформальная организация представляет собой действия, ценности, нормы, убеждения и неофициальные правила, а также сложную сеть социальных связей, типов членства и центров. У. Френч и Ч. Белл сравнивают организацию с айсбергом, в подводной части которого находятся различные элементы неформальной системы, а в верхней - формальные аспекты организации.

П. Дракер объединил классическое и бихевиоральное направления менеджмента в единую науку. Он является родоначальником широко известной школы рационального менеджмента. Согласно определению Дракера, менеджмент увязывает между собой три элемента: сферу бизнеса, организацию (фирму) и личность менеджера. Этот треугольник признан сторонниками как жесткого администрирования в рамках классического подхода, так и гибкого бихевиорального направления, но каждая из сторон рассматривает треугольник со своих позиций.

Подобные документы

Анализ положений различных школ и концепций менеджмента. Характеристика деятельности ООО "Загородный клуб "Аут", способы повышения эффективности управления. Особенности школы научного менеджмента Ф.Тейлора и концепции организационного поведения.

курсовая работа [130,3 K], добавлен 16.11.2012

Развитие и становление взглядов представителей административной школы и школы научного управления по вопросам, касающимся управления производством, их сходства и различия. Достижения развития науки управления, применяемые в современном менеджменте.

курсовая работа [42,0 K], добавлен 17.04.2011

Основные положения классической школы управления. Принципы и функции управления А. Файоля, Ф. Тейлора и Г. Форда. Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности. Начало революции в области менеджмента. Создание "административной науки".

презентация [7,3 M], добавлен 15.09.2015

Основы методологии научного управления. Вклад Фредерика Тейлора как основателя школы научного управления в развитие менеджмента. Эволюция управленческой деятельности и менеджмента. Научный менеджмент Фредерика Тейлора. Критика школы научного управления.

реферат [105,9 K], добавлен 28.07.2010

Развитие менеджмента в России. Петровские реформы по совершенствованию экономики. Развитие управленческой мысли в XVIII в. Особенности управления экономикой России в XIX в. Научные школы менеджмента. Управленческие концепции современного менеджмента.

курсовая работа [47,7 K], добавлен 18.12.2011

Исторические этапы развития менеджмента, его основные школы и утверждение принципов научного управления. Анализ практики организации контроля на примере производственного предприятия. Разработка предложений по совершенствованию системы управления.

курсовая работа [62,3 K], добавлен 10.05.2011

Основные принципы школы научного управления, которая сформировалась и получила широкую известность в начале XX в. Оценка вклада каждого из основателей школы научного управления в развитие менеджмента: Ф.У. Тейлора, Г. Эмерсона, Г.Л. Ганта, Г. Форда.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Какой элемент организационной конфигурации Г.Минцберга связан с разработкой стандартов и нормативов
техноструктура

2. Какому типу организации, согласно У.Оучи, свойственна неспециализированная карьера
японской

3. Какую основную задачу ставили и решали представители школы научного менеджмента
определение функций и принципов эффективного менеджмента

4. Классическая (административная) школа в управлении ставила своей целью
создание универсальных принципов управления

5. Когда сотрудник получает дополнительное вознаграждение за перевыполнение нормы — это
стимулирование

6. Корпоративная культура основана
разделяемых большинством членов организации убеждениях и ценностях

7. Кто не относится к категории стейкхолдеров
конкуренты

8. Линейное программирования применяется для
оптимального распределения ограниченных ресурсов

9. Менеджмент — это наука, изучающая
управление интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми и материальными ресурсами

10. На какие составляющие традиционно делятся задачи организации
Работа с людьми, работа с людьми и информацией и работа с предметом и людьми

11. На что в первую очередь должна опираться система контроля качества на современном предприятии
на оценку качества продукциирабочими в ходе производственного процесса

12. Одна из важнейших функций корпоративной культуры — это
поддержание социальной стабильности в организации

13. Организационная структура — это
система управления, определяющая состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов

14. Организация — это
группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели

15. Основной характеристикой организации как открытой системы является
способность адаптировать методы ведения бизнеса к изменяющимся условиям внешнего окружения

1. Что нужно делать для сокращения потребности в контроле?
1. Создавать организационные и социально-психологические условия для персонала;+
2. Создавать соответствующие социальные условия для персонала;
3. Создавать соответствующие организационные условия для персонала;
4. Постоянно совершенствовать систему стимулирования труда персонала;
5. Постоянно повышать квалификацию персонала.

2. Каким должен быть контроль?
1. Объективным и гласным;
2. Гласным и действенным;
3. + Объективным, деловым, эффективным, систематическим и гласным.
4. Эффективным;
5. Текущим.

3. Что не является продуктом труда менеджера?
1. Выполненная функция
2. Решенная задача
3. Готовая продукция+

4. Основная задача, которую ставили и решали представители школы научного менеджмента?
1. поддержание удовлетворительного социально-психологического климата в организации
2. развитие инновационного менеджмента
3. максимальное увеличение производительности труда на рабочем месте+
4. определение функций и принципов эффективного менеджмента

5. Элементы, образующие среду прямого влияния:
1. развитие техники и технологии
2. политическая ситуация+
3. конкуренты
4. законодательные акты

6. Лидерство в теории менеджмента это:
1. условия функционирования организации
2. способность оказывать влияние на личность и группы людей+
3. размер заработной платы
4. победу в конфликте

7. Что такое мотивация?
1. совокупность приемов и способов поведения
2. совокупность элементов, связанных между собой
3. побуждение человека или группы людей, у каждого из которых есть свои
собственные потребности к работе по достижению целей +
4. совокупность основных руководящих ориентиров, которым необходимо
следовать в управленческой деятельности

8. Каким образом осуществляется текущий контроль в организации?
1. Путем заслушивания работников организации на производственных совещаниях;
2. Путем наблюдения за работой работников;
3. С помощью системы обратной связи между руководящей и руководимой системами;+
4. Путем докладов на сборах и совещаниях;
5. Вышестоящей структурой.

9.Кто осуществляет контроль за выполнением поставленных задач перед коллективом?
1. Специалисты;
2. Работники;
3. Руководители;+
4. Отдельные руководители;
5. Министерства.

10. Это поступает в организацию из внешней среды:
1. нормативы
2. отчетные данные
3. цели
4. ресурсы+

11. Функция “контроль “ включает в себя:
1. определение ресурсов
2. определение и выбор целей организации
3. отбор, обучение кадров
4. установление стандартов, сравнение выполненной работы со стандартами+

12. Функция планирования не включает в себя:
1. выбор целей и постановку задач планирования
2. материальное вознаграждение+
3. определение стратегии
4. определение миссии

13. Что из данного не относится к факторам внешней среды косвенного воздействия?
1. технологии и НТП
2. трудовые ресурсы+
3. состояние экономики
4. социокультурные политические факторы

14. Мак Клелланд выделил следующие потребности:
1. пища, жильё, отдых
2. авторитет, лидерство, известность
3. успех, причастность, власть+
4. безопасность, уверенность в будущем, стабильность

15. Что из ниже перечисленного не входит в состав пирамиды потребностей А. Маслоу?
1.потребность в принадлежности
2. потребность в безопасности
3.потребность во власти+
4. потребность в самовыражении.

16. Что такое контроль?
1. Вид управленческой деятельности по обеспечению выполнения определенных задач и достижения целей организации;+
2. Вид человеческой деятельности;
3. Наблюдение за работой персонала организации;
4. Наблюдение за выполнением персоналом отдельных заданий;
5. Постоянная проверка того, как организация осуществляет свои цели и корректирует свои действия.

Современные взгляды на теорию управления, фундамент которой заложили научные школы менеджмента, весьма многообразны. Статья расскажет о ведущих зарубежных управленческих школах и основоположниках менеджмента.

Зарождение науки

Управление имеет древнюю историю, но теория менеджмента начала развиваться только в начале XX века. Возникновение управленческой науки считается заслугой Фредерика Тейлора (1856-1915 гг.). Основатель школы научного менеджмента, Тейлор вместе с другими исследователями положил начало изучению средств и способов руководства.

основатель школы научного менеджмента

Революционные мысли об управлении, мотивации возникали и раньше, но не были востребованы. Например, весьма успешным оказался проект Роберта Оуэна (начало XIX века). Его фабрика в Шотландии приносила большую прибыль благодаря созданию условий труда, побуждающих людей к эффективной работе. Трудящиеся и их семьи обеспечивались жильем, работали в лучших условиях, поощрялись премиями. Но бизнесмены того времени не были готовы последовать за Оуэном.

В 1885 г. параллельно со школой Тейлора возникла эмпирическая школа, представители которой (Друкер, Форд, Саймонс) придерживались мнения, что управление представляет собой искусство. А успешное руководство может быть основано только на практическом опыте и интуиции, но не является наукой.

научные школы менеджмента

Школа научного менеджмента Тейлора (1885-1920 гг.)

Отец современного менеджмента Фредерик Тейлор предложил и систематизировал законы рациональной организации работы. С помощью исследований он доносил мысль о том, что труд необходимо изучать научными методами.

  • Нововведениями Тейлора являются методы мотивации, сдельная оплата труда, отдых и перерывы на производстве, хронометраж, нормирование, профессиональный отбор и обучение персонала, введение карточек с правилами выполнения работ.
  • Вместе с последователями Тейлор доказал, что применение наблюдений, замеров и анализов поможет облегчить ручной труд, сделать его более совершенным. Введение выполнимых нормативов и стандартов позволяло повысить зарплату более эффективным работникам.
  • Сторонники школы не обошли вниманием и человеческий фактор. Введение способов стимулирования позволило повысить мотивацию рабочих, увеличить производительность.
  • Тейлор расчленил трудовые приемы, отделил руководящие функции (организацию и планирование) от фактического труда. Представители школы научного менеджмента считали, что выполнять управленческие функции должны люди, имеющие данную специальность. Они придерживались мнения, что сосредоточение разных групп сотрудников на том, к чему они более способны, делает организацию успешнее.

Система, созданная Тейлором, признается более применимой к низовому управленческому звену при диверсификации, расширении производства. Школа научного менеджмента Тейлора создала научный фундамент взамен устаревших практических методов работы. К сторонникам школы принадлежали такие исследователи, как Ф. и Л. Гилберт, Г. Гантт, Вебер, Г. Эмерсон, Г. Форд, Г. Грант, О.А. Ерманский.

Развитие школы научного управления

Фрэнк и Лилиан Гилбреты изучали факторы, влияющие на производительность труда. Чтобы зафиксировать движения при выполнении операций они использовали кинокамеру и прибор собственного изобретения (микрохронометр). Исследования позволили изменить ход работ, устранив лишние движения.

научные школы менеджмента кратко

Гилбреты применяли стандарты и оборудование на производстве, что в дальнейшем привело к появлению рабочих нормативов, которые внедрили научные школы менеджмента. Ф. Гилбрет исследовал факторы, оказывающие влияние на производительность труда. Он разбил их на три группы:

  1. Переменные факторы, связанные со здоровьем, образом жизни, телосложением культурным уровнем, образованием.
  2. Переменные факторы, связанные с условиями труда, обстановкой, материалами, оборудованием и инструментами.
  3. Переменные факторы, связанные со скоростью движений: быстрота, результативность, автоматичность и другие.

В результате исследований Гилберт пришел к выводу, что факторы движения являются самыми значимыми.

Основные положения школы научного менеджмента были доработаны Максом Вебером. Ученый сформулировал шесть принципов для рационального функционирования предприятия, которые заключались в рациональности, инструктировании, нормировании, разделении труда, специализации руководящего состава, регламентации функций и подчинении общей цели.

Школа научного менеджмента Ф. Тейлора и его дело были продолжены вкладом Генри Форда, дополнившего принципы Тейлора, осуществив стандартизацию всех процессов на производстве, разделив операции на этапы. Форд механизировал и синхронизировал производство, организовав его по принципу конвейера, за счет чего себестоимость уменьшилась в 9 раз.

Первые научные школы менеджмента стали надежным фундаментом для развития управленческой науки. Школу Тейлора отличают не только многие сильные стороны, но и недостатки: изучение управления под углом механического подхода, мотивация через удовлетворение утилитарных потребностей рабочих.

Административная (классическая) школа научного менеджмента (1920-1950 гг.)

Научная и административная школы менеджмента развивались в разных направлениях, но дополнили друг друга. Сторонники административной школы считали своей главной целью добиваться эффективности всей организации в целом, используя универсальные принципы. Исследователи сумели посмотреть на предприятие с точки зрения перспективного развития и определили общие для всех фирм характеристики и закономерности.

школа научного менеджмента тейлора

Файоль сформулировал 14 универсальных принципов, позволяющих предприятию достичь успеха:

  • разделение труда;
  • сочетание полномочий и ответственности;
  • поддержание дисциплины;
  • единоначалие;
  • общность направления;
  • подчиненность собственных интересов коллективным интересам;
  • вознаграждение сотрудников;
  • централизация;
  • цепь взаимодействия;
  • порядок;
  • справедливость;
  • стабильность рабочих мест;
  • поощрение инициативы;
  • корпоративный дух.

Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.)

Классические научные школы менеджмента не учитывали один из основных элементов успешности организации – человеческий фактор. Недостатки предыдущих подходов разрешила неоклассическая школа. Ее весомым вкладом в развитие менеджмента стало применение знаний о межличностных отношениях. Движения за человеческие отношения и поведенческие науки – это первые научные школы менеджмента, которые использовали достижения психологии и социологи. Развитие школы человеческих отношений началось благодаря двум ученым: Мери Паркер Фоллетт и Элтону Мэйо.

Мисс Фоллетт первой пришла к мысли, что менеджмент является обеспечением выполнения работы с помощью других людей. Она считала, что управленец не должен только формально относиться с подчиненными, а должен стать для них лидером.

Мэйо доказал на основе экспериментов, что четкие нормативы, инструкции и достойная оплата труда не всегда ведут к повышению производительности, как считал основатель школы научного менеджмента Тейлор. Отношения в коллективе часто превосходят усилия руководства. Например, мнение коллег может стать более важным для сотрудника стимулом, чем указания менеджера или материальное вознаграждение. Благодаря Мэйо зародилась социальная философия менеджмента.

Свои эксперименты Мэйо осуществлял в течение 13 лет на заводе в Хортоне. Он доказал, что изменить отношение людей к работе можно благодаря групповому влиянию. Мэйо советовал использовать в менеджменте духовные стимулы, например, связь работника с коллегами. Он призывал руководителей обращать внимание на взаимоотношения в коллективе.

  • изучения коллективных взаимоотношений на многих предприятиях;
  • учета групповых психологических явлений;
  • выявления трудовой мотивации;
  • исследований отношений между людьми;
  • выявления роли каждого сотрудника и небольшой группы в рабочем коллективе.

Школа поведенческих наук (1930—1950 гг.)

Конец 50-х годов – это период перерождения школы человеческих отношений в школу поведенческих наук. На первое место вышли не методы по построению межличностных отношений, а эффективность сотрудника и предприятия в целом. Поведенческие научные подходы и школы менеджмента привели к возникновению новой функции менеджмента – управление персоналом.

К весомым фигурам данного направления можно отнести: Дугласа МакГрегора, Фредерика Герцберга, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта. Объектом исследования ученых стали социальные взаимодействия, мотивация, власть, лидерство и авторитеты, организационные структуры, коммуникации, качество трудовой жизни и работы. Новый подход отошел от методов налаживания отношений в коллективах, а сосредоточился на оказании помощи сотруднику для осознания им его собственных возможностей. Концепции поведенческих наук стали применяться в создании организаций и менеджменте. Сторонники сформулировали цель школы: высокая эффективность предприятия за счет высокой эффективности его человеческих ресурсов.

Крупный вклад в развитие школы сделал психолог Абрахам Маслоу, создавший пирамиду потребностей. Он считал, что руководитель должен видеть потребности подчиненного и выбирать подходящие методы мотивации. Маслоу выделил первичные постоянные потребности (физиологические) и вторичные (социальные, престижные, духовные), постоянно меняющиеся. Данная теория стала основой для многих современных мотивационных моделей.

Школа количественного подхода (с 1950 г.)

Весомым вкладом школы стало применение математических моделей в менеджменте и разнообразных количественных методов при выработке управленческих решений. Среди сторонников школы выделяют Р. Акоффа, Л. Берталанфи, Р. Калмана, С. Форрестра, Э. Райфа, С. Саймона. Направление призвано внедрить в управление основные научные школы менеджмента, методы и аппарат точных наук.

представители школы научного менеджмента

Возникновение школы было обусловлено развитием кибернетики и исследований операций. В рамках школы возникла независимая дисциплина – теория управленческих решений. Исследования данного направления связаны с разработкой:

  • методов математического моделирования при выработке организационных решений;
  • алгоритмов подбора оптимальных решений с использованием статистики, теории игр и других научных подходов;
  • математических моделей для явлений в экономике прикладного и абстрактного характера;
  • масштабных моделей, имитирующих общество или отдельную фирму, балансовых моделей по затратам или выпуску продукции, моделей для составления прогнозов научно-технического и экономического развития.

Эмпирическая школа

Современные научные школы менеджмента невозможно представить без достижений эмпирической школы. Ее представители считали, что основной задачей исследований в области менеджмента должен стать сбор практических материалов и создание рекомендаций для руководителей. Яркими представителями школы стали Питер Друкер, Рэй Дэвис, Лоуренс Ньюмен, Дон Миллер.

Любой руководитель призван выполнять определенные функции:

  • постановку целей предприятия и выбор путей развития;
  • классификацию, распределение работ, создание организационной структуры, подбор и расстановку кадров и другие;
  • стимулирование и координацию персонала, контроль на базе связей между управленцами и коллективом;
  • нормирование, анализ работы предприятия и всех занятых на нем;
  • мотивацию в зависимости от итогов работы.

Таким образом, деятельность современного управленца становится комплексной. Менеджер должен владеть знаниями из разных областей и применять методы, проверенные на практике. Школа разрешила ряд значимых управленческих проблем, повсеместно возникающих на крупном промышленном производстве.

Школа социальных систем

эволюция научных школ менеджмента

Благодаря работе человек получает возможность удовлетворять свои потребности уровень за уровнем, двигаясь все выше в иерархии потребностей. Но суть организации такова, что она часто противоречит переходу на следующий уровень. Возникающие преграды на пути движения сотрудника к своим целям вызывают конфликты с предприятием. Задача школы – снизить их силу с помощью исследований организаций как сложных социотехнических систем.

Менеджмент человеческих ресурсов

научные подходы и школы менеджмента

Отличное предприятие всегда умеет удержать отличных сотрудников. Поэтому человеческий фактор является важным стратегическим фактором для организации. Это жизненно важное условие для выживания в сложной рыночной среде. К целям данного вида менеджмента относится не просто наем, а стимулирование, развитие и подготовка профессиональных сотрудников, эффективно реализующих организационные цели. Суть данной философии в том, что сотрудники – это активы организации, капитал, не требующий большого контроля, а зависимый от мотивации и стимулирования.

Читайте также: