Какую оценку братьям кирсановым дал базаров кратко

Обновлено: 05.07.2024

Попробуем внимательнее присмотреться к глав­ному антагонисту Базарова — Павлу Петровичу. Тур­генев говорил, что в своих дворянских героях он прежде всего увидел слабость, вялость, ограничен­ность. Однако же объективный смысл художест­венного произведения может порою корректировать, подправлять авторские оценки. Павел Петрович не получился у Тургенева примитивно ограниченным. Да, он изображен в романе в ряде случаев ирони­чески. Не случайно появление Павла Петровича всякий раз сопровождается описанием его одежды (подумайте, зачем это понадобилось Тургеневу).

Евгений Базаров – нигилист, представитель младшего поколения. Выглядит Базаров особо привлекательно, потому что внутренний мир для него важнее внешности. Одевается герой небрежно, не обращая внимания на то, как он выглядит.

Евгений Базаров является нигилистом, который отрицает все нормы и традиции, признанные в обществе. Для него не существует любви, он не видит ценность искусства и природы. Именно в нигилизме Базаров видит будущее России, а аристократия, по мнению героя, способна только погубить ее.

Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых

Ваш брат, дворянин, дальше благородного

Кипения дойти не может.

В борьбе этих двух мировоззрений — основной конфликт

Сюжет построен на постепенно возрастающих идейных спорах двух враждующих групп. Конфликт между ними заканчивается, как и было в жизни, полным разрывом.

Тургенев правдиво отразил увлечение демократической молодежи естественными науками. Развивать и обогащать науку — вот куда направлены интересы будущего врача.

Жизнь свою он доживает в одиночестве на чужбине. В России ему делать нечего!

Сравнительная таблица

Сочинение: Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых

Одна из важнейших черт творчества Ивана Сергеевича Тургенева — желание разобраться во всем, что происходит в стране. Ярким произведением, отразившим целый этап в историческом развитии России второй половины XIX века, явился роман “Отцы и дети”. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос — противоречия между поколениями, и он поднимается автором, но на самом деле писателя волнует другое. Отцы и дети — это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, и представители новых идей, направлений, мыслей, новые люди, рожденные новым временем. В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цель жизни, мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам. Роман “Отцы и дети” показывает борьбу мировоззрений двух политических направлений — дворян-либералов и революционеров-демократов. На противопоставлении наиболее активных представителей этих направлений — разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова — построен сюжет романа. Кроме этой основной проблемы Тургенев поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным, культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы XIX века.

Тургенев ставит вопросы, волнующие передовых людей того времени: в чем расхождение между революционерами-демократами и либералами; как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству; какие преобразования необходимы в сельском хозяйстве, в экономике? Автор показывает нам три спора Е.Базарова и П.Кирсанова, в которых поднимаются эти вопросы.

Итак, тема дворянства, его роль в жизни. По мнению Павла Петровича, аристократы — движущая сила общественного развития. Их идеал — “английская свобода” (конституционная монархия); путь к идеалу — либеральный (реформы, гласность, прогресс). По внешности, по убеждениям Павел Петрович — аристократ. Правда, как пишет Писарев, “убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит” и “по привычке” доказывает в спорах необходимость “принсипов”. В чем же заключаются эти “принсипы”? Во-первых, это взгляд на государственное устройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович за установившиеся порядки, он монархист.’ Павел Петрович не переносит инакомыслия и яростно защищает доктрины, которым “постоянно противоречили его поступки”.

По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Следующий вопрос касаегся нигилизма и роли нигилистов в жизни.

Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип. Таково одно из основных положений этого течения, которое подразумевает независимость человека, как внутреннюю, так и внешнюю.

Базаров, этот “волосатый”, одет небрежно, в “длинный балахон с кистями”, “его полотняное пальто, панталоны запачканы в грязи”. И такой внешний вид не случаен: это прямое отрицание общепринятых норм, моды, противопоставление своей “одежонки” аккуратности и изящности костюма Павла Петровича.

Внутренняя же независимость заключается прежде всего в самостоятельности мышления, а отсюда — уверенность в правоте своих убеждений. И действительно, Базаров категоричен, подчас резок, но всегда уверен в своих суждениях, он не волнуется в споре, как Павел Пегрович, и сохраняет “невыразимое спокойствие”. Нигилисты не признают авторитетов, а значит, для них важна суть проблемы, а не общественное мнение о ней. Все подвергать сомнению является, безусловно, движущей силой развития мысли, прогресса.

Но нельзя не отметить, что нигилизм в своих крайних проявлениях подчас может привести к отрицанию всех общечеловеческих ценностей, принципов, о чем и говорит Павел Петрович. Ведь существуют такие вещи, которые невозможно подвергать сомнению, их надо просто принять на веру. Это понятия о добре и зле, хорошем и плохом. Если же отвергнуть веру в эти моральные основы человеческого существования, невозможно осознать и определить, что же такое нравственность: “…без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”. Так говорит Павел Петрович. Он осуждает нигилистов за то, что те “никого не уважают”, живут “без принсипов”; считает их ненужными и бессильными: “Вас всего четыре человека с половиной”. На это Базаров отвечает: “От копеечной свечи Москва сгорела”. Под отрицанием “всего” Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. А что же утверждают нигилисты? Прежде всего, необходимость революционных действий. Критерием же является народная польза.

Каковы взгляды обеих сторон на народ? Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков, утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм — проявление именно народного духа. Павел Петрович любит порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними “морщится и нюхает одеколон”. Кирсанов толкует о России, о “русской идее”, но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении Отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.

Базаров близок к простому народу своим отношением к труду. Тургеневский герой — разночинец, он изначально по своему социальному положению должен был работать. Его увлекает работа, так как она является непременным условием самоуважения и удовлетворения для Базарова.

Четвертый вопрос затрагивает отношение спорящих к искусству и природе. Павел Петрович благословляет искусство. Автор солидарен в этом с П. Кирсановым. Но Базаров отрицает все, у него другая мораль: нравственно то, что полезно. Целесообразность — вот главное мерило ценности поступков и явлений у Базарова. Поэтому и природу он воспринимает только как мастерскую, где человек должен быть хозяином и использовать знания для достижения своих целей: “Природа не храм”. Базаров отказывается от великих достижений культуры: “Рафаэль гроша медного не стоит”.

Подведем итоги. Споры велись не по частным вопросам. Они касались настоящего и будущего России. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым. Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением этому является дуэль.

На чьей стороне автор?

Ответить однозначно нельзя. Однако следует отметить, что роман посвящен В.Г. Белинскому — человеку 40-х годов, у которого было такое же “страстное, грешное, бунтующее сердце”, как и у Базарова. Тургенев не знает, как будут решаться вопросы, поднятые его героями, но то, что они подняты, — огромная заслуга писателя.

Споры П. Кирсанова с Е. Базаровым имеют идейное значение. Они раскрывают основную мысль, идею романа, то, ради чего он писался. Они придают особую остроту сюжету, служат характеристикой каждого героя; они показывают превосходство новых прогрессивных идей над старыми, отжившими, вечное движение общества к прогрессу.

Одевается скромно, ходит в деревенском запыленном пальто, к моде не стремится.

Одевается модно, изящно, красиво, на английский манер.

Был женат один раз. После смерти жены стал сам воспитывать сына Аркадия.

Женат никогда не был. Был влюблен лишь однажды несчастливо.

Работал в министерстве уделов, куда его устроил отец, воспользовавшись своими связями.

Офицер гвардейского полка в отставке.

Отношение к светской жизни

Не выходит в свет, так как всю жизнь живет в деревне.

Светский человек, был известен в обществе.

Умный, добросердечный человек, мягкий и ласковый, однако труслив и непрактичен в быту. Самокритичный и не гордый, простой. Романтик.

Умный, добрый, смелый человек, практичный в быту. Холодный и сдержанный. Гордый. Не романтичен и не сентиментален.

Отношение к любви

Любил свою жену, с которой они жили дружно, воспитывали сына Аркадия, однако жена умерла молодой.

Через много лет после ее смерти герой обретает счастье с Фенечкой.

Был страстно влюблен лишь однажды в замужнюю княгиню Р. Он не смог добиться ее расположения, оставил карьеру и переехал к брату. Испытывал симпатию к Фенечке, однако это было несерьезно.

Отношение к труду

Не занимается ничем, не трудится. Ведет образ жизни благородного дворянина.

Отношение к Базарову

Ненавидит Базарова, считает его теорию несостоятельной.

Оценка: 4.4 ( 19 голосов)

  • 1. Николай Петрович Кирсанов — внешность
  • 2. Отношения братьев Кирсановых
  • 3. Семья Кирсановых в романе Отцы
  • 4. Сравнение братьев Кирсановых
  • 5. Павел Петрович Кирсанов — характер
  • 6. Какую оценку братьям Кирсановым дал Базаров?
  • 7. Взаимоотношения в семье Кирсановых

Павел Петрович Кирсанов и Базаров: характеристика

Параметры сравненияП. П. КирсановЕв. Базаров
ВнешностьУделял большое внимание внешнему виду, всегда одевался по последней моде.Пренебрежительное отношение, одет был просто, неряшливо.
ОбразованиеОкончил Пажеский корпус, но самообразование никогда не было его целью, узкий круг интересов.Очень образованный, прекрасный врач, обладает натурой исследователя.
Отношение к любвиРомантик, рыцарское отношение к женщине.Циничное, рассматривает только с физиологической точки зрения. Поэтому его так пугает чувство к Одинцовой.
Отношение к простому народуМожет восхищаться на публике народом, его культурой, но на самом деле презирает его.С одной стороны жалеет простых людей, с другой стороны пренебрежительно относится к их невежеству
Отношение к семейным ценностямВысоко ставит семью, трепетно заботится о благополучии своих родных.Презирает патриархальный уклад. Любит своих родителей, но держится от них на некотором расстоянии.
Речевые особенностиПравильная, насыщена иностранными выражениямиГрубая, простая речь. Активно использует жаргонизмы.
Мнение друг о другеСчитает, что такие, как Базаров, принесут с собой лишь разрушение. Видит в нем угрозу устоям общества.Придерживается мнения, что Кирсанов — бездеятельный аристократ.

Из сравнительной характеристики Базарова и Павла Петровича Кирсанова становится понятнее, что такие личности с абсолютно полярными взглядами не могли договориться. Они представители разных эпох: Кирсанов представляет собой общество людей праздных, бездеятельных натур, а Базаров — это человек действия.

Я думаю, Николай Петрович не одинок в своем умении гармонично строить свои взаимоотношения с окружающими и самим собой. Так же строит свою жизнь и Одинцова, и ее сестра, и родители Базарова. Эти люди, особо не задумываясь и не разглагольствуя, руководствуясь определенной житейской мудростью, находятся в гармонии с внешним и внутренним миром. Это помогает им чувствовать уверенность в будущем дне и наполняет смыслом их существование. На первый взгляд, например, жизнь родителей Базарова наполнена мелкими заботами и никому не нужными переживаниями. Однако, познакомившись с этими людьми поближе, начинаешь понимать, насколько много любви и душевного тепла способны дать эти люди окружающим. А доброжелательность и радушие — это уже первая ступенька лестницы, ведущей к гармонии.

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Лада Шадрова 315
  2. 2. Игорь Проскуренко 280
  3. 3. антон воевод 181
  4. 4. Ольга Жаркова 132
  5. 5. Сынг Мин Ким 125
  6. 6. Тихон Штельма 107
  7. 7. Альбина Синицина 60
  8. 8. Тимофей Рассолов 55
  9. 9. Таня Хмелевская 53
  10. 10. Елена Ванеева 52
  1. 1. Юлия Бронникова 16,760
  2. 2. Кристина Волосочева 16,595
  3. 3. Ekaterina 16,371
  4. 4. Алина Сайбель 16,239
  5. 5. Мария Николаевна 15,780
  6. 6. Лариса Самодурова 15,695
  7. 7. Darth Vader 15,586
  8. 8. Liza 15,040
  9. 9. TorkMen 14,751
  10. 10. Лиса 13,465

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Немного о Павле Петровиче

Перед тем, как перейти к сравнению двух персонажей, следует дать краткое представление об их личностях. В статье будет описана характеристика Павла Петровича Кирсанова. Он — капитан запаса, обладает довольно красивой внешностью и утонченными аристократическими манерами.

Вследствие того, что Кирсанов-старший — аристократ, прекрасно образованный, знакомый со всеми тонкостями светского общества, он любил устраивать званые обеды и приемы. В общении с прекрасным полом был обходителен и держался уверенно. За такие свои качества Павел Петрович имел репутацию денди и настоящего светского льва.

Для создания более полного личностного портрета в характеристике Павла Петровича следует выделить несколько строк о его жизни до описываемых событий в романе. Кирсанову прочили блестящую карьеру военного, но несчастная любовь к одной княгине полностью изменила его жизнь. Он подал в отставку и отправился путешествовать. А когда вернулся на Родину, то не избрал себе нового поприща, ничего не делал и только скучал.


Потом Кирсанов переехал к своему младшему брату в деревню, но и во время своего пребывания там сохранил все свои аристократические манеры, которые носили чопорный английский характер. Он читал только английские газеты и романы, одевался в стиле английских денди, а во время поездки за границу общался преимущественно с англичанами.

Образ Николая Петровича

Отношение к Базарову

Важное место в характеристике Павла Петровича Кирсанова занимают их взаимоотношения с Евгением Базаровым. Кирсанову молодой человек не просто не понравился, он возненавидел его сразу, как только тот приехал в деревню. Его неприязненное отношение проявляется в нелестных прозвищах, которые он использует в обращении к нему.

Кирсанов относится с пренебрежением к Базарову, считает нигилизм явлением, которое свойственно только людям низших сословий. Павел Петрович придерживается высоких нравственных принципов и не понимает молодое поколение, которое пренебрегает ими. Но все его высокоморальные идеалы не могут быть применимы к той действительности, в которой они жили.

В более подробной характеристике Павла Петровича Кирсанова и Базарова, выполненной в виде таблицы, будут перечислены все пункты, в которых они не сходились во мнениях. Но один можно рассмотреть более подробно.


Образ

Аристократ Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого весьма положительна, показан умным, безупречно честным, принципиальным. Однако он — представитель старого поколения с чопорными привычками и взглядами.

Кирсанов далек от простого люда, не понимает и не принимает его. А народ его боится, по меткому выражению Базарова. Герой — приверженец всего английского. Это выражается в его поведении, привычках, разговорах. Цитаты Павла Петровича Кирсанова полностью раскрывают его характер и взгляды. Либеральные принципы, которыми он кичится, остаются только на устах. Но, несмотря на это, он достойный соперник Базарова, хоть всегда ему и проигрывает.

Отношение к простому народу

В романе Кирсанов описывается как человек, который очень далек от народа и от всего русского. Все его аристократические манеры, его речь, которая наполнена иностранными словами и непонятна простым людям, — все это противопоставляется Базарову.

Павел Петрович не привязан никакими сильными чувствами к России, он не восхищается ею, а, наоборот, стремится подчеркнуть то, что ему больше нравится европейский образ жизни. Единственное, что немного его связывает со страной, — это пепельница, сделанная в виде лаптя. Вот и все, что осталось у него от России.

Базаров во всем противопоставлен старому миру – происхождением (“Мой дед землю пахал”,- с гордостью и вызовом произносит он), жаждой борьбы (“…Мы драться хотим”,- говорит он Аркадию), занятием естественными науками, что было редкостью в то время, но выражало уже наметившуюся тенденцию уверенности в возможности человека противостоять неблагоприятному влиянию окружающей среды. Даже внешность Базарова резко отличала его от братьев Кирсановых и Аркадия: длинный балахон с кистями, красные руки, длинные волосы, которые по тем временам

были демонстративным признаком вольномыслия. Из всех действующих лиц романа именно он наделен способностью просто и ясно изъясняться на русском языке.

Только Базаров умеет к месту воспользоваться народной поговоркой или пословицей, он оказывается мастером на крылатые, точные характеристики.

Однако столкновение Базарова с дворянскими героями, дворянской культурой не должно восприниматься однозначно, как полная и безоговорочная победа “нигилиста”. Незадолго до окончания работы над романом Тургенев писал: “Со времен древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения – те,

Попробуем внимательнее присмотреться к главному антагонисту Базарова – Павлу Петровичу. Тургенев говорил, что в своих дворянских героях он прежде всего увидел слабость, вялость, ограниченность. Однако же объективный смысл художественного произведения может порою корректировать, подправлять авторские оценки.

Павел Петрович не получился у Тургенева примитивно ограниченным. Да, он изображен в романе в ряде случаев иронически. Не случайно появление Павла Петровича всякий раз сопровождается описанием его одежды (подумайте, зачем это понадобилось Тургеневу).

Но писатель не упускает и другого: вечная и тревожная тема судьбы человека не перестает волновать его и тогда, когда речь идет о Павле Петровиче: “Целая погибшая жизнь в нем трепетала”.

Правда, и в эпилоге Тургенев не упускает случая посмеяться над русским аристократом, который, находясь за границей, демонстрирует свою любовь к России тем, что “на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя”. Но постарайтесь понять трагическое одиночество этого очень немолодого уже человека: “Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься…” И, может быть, вам станут понятными тургеневские слова, которые в данном случае овеяны несомненным авторским сочувствием: “…жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает…”

При всем критическом отношении к братьям Кирсановым, “отцам” Тургенев не может не подчеркнуть, что они являются носителями определенных жизненных ценностей. Им присущи эстетическая чуткость, культура чувств. И в ряде случаев Базаров в сравнении с ними обнаруживает не только силу, но и слабость.

Читайте также: