Какую из пейзажных зарисовок можно считать ключевой для понимания образа главного героя бирюк кратко

Обновлено: 06.07.2024

В этой зловещей атмосфере нарастающей непогоды на дороге появляется лесник Фома Кузьмич, которого в народе кличут Бирюком (волк-одиночка). Выходя из темного и мокрого леса, он чувствует себя в грозу уверенно, спокойно. Он так же хмур и мрачен, как и этот лес в непогоду. Несмотря на шум дождя, он слышит стук топора в отдалении от своей убогой избушки.

После дождя автор описывает громады туч, молнии, а где-то в отдалении – уже чистое темно-синее небо со звездочками. Из мрака начали выступать контуры деревьев, мокрых от дождя и растрепанных ветром. Все описание природы (темный лес, вечер, темнота, молнии) настраивает на тревогу и ожидание чего-то необычного, мистического. Пейзаж в рассказе служит не просто описанием окружающего мира, а как бы катализатором тревоги, безысходности. Пейзаж в рассказе помогает лучше понять внутренний мир главного героя – Бирюка.

Во-первых, он становится своеобразным двигателем сюжета, так как встреча повествователя с лесником происходит из-за того, что рассказчик оказывается настигнут дождливой погодой. Бирюк хочет помочь повествователю, поэтому отводит его к себе в избу, чтобы он и его лошадь переждали дождь под крышей. Это знакомство позволяет рассказчику увидеть один день из жизни лесника Бирюка.

В-третьих, пейзаж становится средством характеристики центрального персонажа. Дождливая погода – отражение эмоционального состояния Бирюка, именно поэтому он чувствует себя обыденно, находясь под дождем, в то время как рассказчик чувствует себя неуверенно. Бирюк является своеобразной грозой леса, окружающие люди боятся его, как непогоды, потому что он не дает никому спуску и не берет взятки, ответственно относясь к своему делу. Пейзаж в данном случае выполняет функцию передачи состояния человека, отражения его внутренних качеств. Бирюк един с природой.

В-четвертых, гроза, которая разражается с самого начала повествования, указывает на неизбежность конфликта, о котором читатель узнает вскоре. Эта гроза гремит не только вне избы лесника, но и внутри нее. Бирюк приводит к себе в дом вора, и между ними нарастает конфликт. С помощью описания природы читатель с самого начала прочтения готовится к чему-то неприятному. Пейзажные зарисовки держат читателя на протяжении всего повествования в определенном напряжении.

В-пятых, пейзаж помогает в раскрытии основных идей произведения. Для И.С. Тургенева было важным показать крестьянскую жизнь. Дождливая погода показывает трудности, с которыми приходится сталкиваться Бирюку и его семье. Жена лесника сбежала с мещанином, оставив двоих детей, старшей девочке всего лишь двенадцать лет, а на ее плечах уже лежит забота о младшем ребенке, а также забота о домашнем хозяйстве. На нищету и голод, которые свойственны семье Бирюка, указывает и другой образ: мужика-вора, ведь он пошел на преступление не от хорошей жизни. И. С. Тургенев показывает тяжелое положение всего крестьянского сословия, в этом ему помогают образы природных явлений. Примечательно, что дождь в произведении не заканчивается, что говорит о том, что трудности для крестьян будут продолжаться.

Какую из пейзажных зарисовок можно считать главный для понимания вида основного героя в творение Бирюк?

  • Колька Петилов
  • Литература
  • 2019-06-12 07:27:53
  • 0
  • 1

Мастерство изображения пейзажа в рассказе "БИРЮК".
В ПЕЙЗАЖЕ РАССКАЗА Громадное ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ГРОЗА.
Всамом начале конкретно из грозы в свете молнии растёт перед автором "будто из земли" лесник.
Читатель так и ждёт, что произойти должно что-то небывалое, фантастическре. Лесник в такую грозу, ночью и великолепно ориентируется и даже слышит, как рубят дерево в гуле дождика и ветра.
А сейчас посмотрим на леС После дождика: "В отдалении толпились громадины туч, иногда вспыхивали длинноватые молнии, но. теснее показывалось кое-где тёмно-синее небо, звёздочки сияли. наброски деревьев, обрызганных дождём и взбудораженные ветром, начинали выступать из мрака"
Сейчас мы лицезреем, что Беспокойное СОСТОЯНИЕ В ПРИРОДЕ (гроза, дождик, буря) СВЯЗАНО С Беспокойным СОДЕРЖАНИЕМ ВСЕГО РАССКАЗА. Пейзаж у Тургенева "живёт" одной жизнью с героями, словно природа разумеет людей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок литературы в 8 классе

Волынская Н.Н.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2 МО г Горячий Ключ

совершенствовать навыки анализа текста, выразительного чтения, учить анализировать эпизоды

Слово учителя

Напомните мне, пожалуйста, почему целых 25 рассказов и очерков объединены в одну книгу?

Средства создания образа в реалистическом произведении .

А начнём мы с истории Бирюка

определите тему рассказа, о чём в нём говорится?

( В тексте говорится о встрече лесника с охотником)

Итак, охотника в лесу застала гроза

Как в литературе называют описание природы или природного явления?

Что такое пейзаж?

- Сколько частей можно выделить в этом небольшом отрывке? Как бы вы их озаглавили?

Рассмотрим ,чем отличаются эти описания?

(В первом отрывке автор в основном использует прилагательные, слова-названия цветов

Действительно, перед грозой всегда природа выглядит ярко, но спокойствие обманчиво, природа как будто затаилась и чего-то ждёт!

Какие части речи преобладают во второй части описания?

(Глаголы, передающие движение, динамику)

Какие средства художественной изобразительности использовал автор для создания сильного впечатления?

(Олицетворения : гроза надвигалась; туча поднималась; неслись облака;ракиты тревожно шевелились и лепетали; тени быстро густели; ветер внезапно загудел в вышине; деревья забушевали; крупные капли дождя резко застучали; зашлепали по листьям; сверкнула молния; гроза разразилась; дождь полил ручьями.

Эпитеты : лиловая туча; душный жар; влажный холод;

Определения: сильный ветер; крупные капли дождя, длинные серые облака, крупные капли дождя.

Антитеза: душный жар внезапно сменился влажным холодом …)

- Есть ли ещё в рассказе пейзажные зарисовки?

(«Дождик перестал. В отдалении ещё толпились тяжёлые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где тёмно-синее небо, звёздочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождём и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака).

- Какую из пейзажных зарисовок можно считать ключевой для понимания образа главного героя? Почему?

. Понаблюдайте, как ведёт себя рассказчик-охотник, убегающий от грозы?

Вот и автор видит огромную лиловую тучу, длинные серые облака, густые тени на земле, слышит шелест и лепетание ракит, а затем всё это исчезает за мутной пеленой дождя.

- Какую роль играет образ-символ грозы?

-Здесь используется особый тургеневский приём: человек у него приближен к природе, он как бы является её составляющей.

-Вывод. Какую роль играет пейзаж в рассказе?

Через некоторое время вместе с автором войдём в избу лесника. Что же предстанет нашему взору? Как в литературе называется описание помещения?

Перескажем близко к тексту описание избы Бирюка.

- Какие слова в описании являются опорными, ключевыми?

(Комната закоптелая, низкая и пустая, отсутствие полатей и перегородок, изорванный тулуп, груда тряпок, большие горшки, крошечная скамейка, люлька и двое детей.

Изба лесника производит тягостное впечатление: присутствующие скудные эпитеты подчеркивают бедность и неуют )

- Какую роль играет описание интерьера избы? Помогает ли понять характер героя?

(Вся обстановка говорит о том, что трудно, безрадостно живётся обитателям этого жилища. Бедность, нищета, неустроенность выглядывает из всех углов) .

Как вы считаете, зачем автор использует приём контраста между сказочным появлением героя и его жилищем?

( Избушка мрачная, убогая, нищая. Такой крнтраст помогает острее почувствовать бедственное положение лесника. Это чувство усиливается, когда мы видим , что здесь живут дети)

Что мы узнаём о детях лесника, почему они в таком бедственном положении ?

-Обратите внимание на одну художественную деталь , подчёркивающую убогость жилища. Найдите её.

- А где она могла так гореть?

В чистой просторной избе, где есть достаток, где людям хорошо живётся.

- С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу? Обоснуйте свое мнение.

В этих словах звучит горечь, душевная боль за подневольного, нищего мужика. Благодаря этому описанию, мы глубже узнаём жизнь лесника. Его жизнь трагична и безотрадна.

- Вывод. Какую роль играет интерьер в рассказе?

Интерьер и предметно-бытовые детали выступают средством раскрытия образа. Интерьер помогает представить бедную, убогую жизнь Бирюка и вызывает чувство сострадания к его судьбе.

И среди этой убогости контрастно смотрится сам лесник Фома Кузьмич. На вопрос об имени лесник не только называе т себя, но и добавляет своё прозвище – Бирюк.

В околотке его, прежде всего, знают как Бирюка. Слышал о нём, Бирюке, как о человеке смелом, суровом и честном, и автор.

Вы дома посмотрели значение слова бирюк.

Что оно означает?

Зверь. Глядеть бирюком, волком, угрюмо, исподлобья; жить бирюком, одиноко, ни с кем не знаться. Бирюковатый человек, угрюмый, нелюдимый.

- Соответствует ли Бирюк своему прозвищу?

- Чьими глазами мы видим Бирюка? В чём особенность портрета лесника?

[Слайд № 9. Портрет И.Н. Крамского. Полесовщик.1874]

Обращаем внимание на стилистически окрашенные слова, эпитеты, выразительные возможности синтаксиса (инверсия).

- Какой вид портрета перед нами в рассказе?

Словесный. (Можно вспомнить, какие виды портретных характеристик бывают: словесный, психологический, живописный).

- Определите способ создания описания героя?

- Какое впечатление произвёл Бирюк на рассказчика?

На портрет героя наложили отпечаток относительно свободная, по сравнению с крепостными мужиками, жизнь и

служба лесника, в портрете отразился внутренний мир героя произведения.

- Как характеризуют Бирюка окрестные мужики? За что они его ненавидят?

Бирюк - поистине мастер своего дела.

Темная грозовая ночь подарила автору возможность увидеть лесника в деле. Слышит ли охотник какие-нибудь звуки, в отличие от Бирюка? Бирюк же обладает тонким слухом и безошибочно находит дорогу в ночном лесу. Скоро будет пойман и жалкий порубщик

- Какую роль играет в рассказе портрет мужика-вора?

Особенно ярко видно, как красив и могуч Фома, когда сопоставляем его портрет с портретом крестьянина-порубщика.

- Сравните с портретом Бирюка : здесь нет любования этим героем, только жалость.

- Обратите внимание, как меняются по ходу разговора чувства героев.

Портрет героя не статичен. Он отражает движение души, перемену внутреннего состояния человека. Волнение персонажа

-Вывод. Отличается ли Бирюк от других мужиков? Какую роль играет портрет в данном произведении?

Тургенев – замечательный мастер портретных зарисовок. Портрет, изображенный в рассказе, помог увидеть нам сильного, мужественного человека, сурового, добросовестного, честного, гостеприимного, спокойного, неозлобившегося, не лишенного чувства собственного достоинства. Бирюк отличается от других, прежде всего, нравственными качествами. Откуда это? Вспомните тургеневский прием, о котором мы

говорили в начале урока. Бирюк связан с природой множеством нитей, он человек леса, а поэтому нравственно здоровее. Общение с миром природы дает человеку больше, чем сообщество людей с уродливыми отношениями.

В портрете, созданном писателем, четко выражена авторская оценка. Бирюк вызвал восхищение, симпатию не только у охотника, но и у нас, читателей.

III . Беседа со всем классом.

Учитель: Итак, назовите центральный (кульминационный) эпизод рассказа

( Столкновение между мужиком и лесником)

Учитель: У любого произведения есть основа –это конфликт, те столкновение, противоречия. К –это основа произведения, ему подчиняется сюжет. К может быть внешним и внутренним

Столкновение мужика-вора и бирюка – это внешний конфликт , а как вы думаете, что здесь является внутренним конфликтом?

Внутренний конфликт – внутри самого героя – его чувства долга вступает в противоречие с чувством сострадания к ближнему, в данном случае к положению вора.

Бирюк борется сам с собою и всё-таки отпускает вора Почему?

Бирюк не может не пожалеть мужика, понимая, что эта злость от нищеты и безысходности. Исправно несущий службу, угрюмый и нелюдимый Бирюк, оказывается, может и пожалеть, и посочувствовать и простить .

Вывод: внутренний конфликт не находит разрешения. Утихла гроза в избе лесника, но за окном всё ещё льёт дождь, долго ещё быть ненастью. Ненастье ещё долго будет сопровождать жизнь крестьяниеа. Крепостное право виновно в том, что человек одарённый от природы способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие, как физические, так и моральные – сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность становятся инструментом угнетения ему подобных.ю обращаются во зло им, а человека делают одиноким и несчастным

Ребята, теперь после прочтения рассказа, что вы можете сказать о его авторе?

Как автор относится к своему герою?

В чем выражается глубокий авторский интерес к человеку ?( Тургенев показал героя, который в сложной ситуации, ценой собственного благополучия пытается остаться человеком, сильной личностью. Может, потому и не принимают его односельчане, что не похож он на них.)

При анализе рассказа у вас сформировалась собственная точка зрения. Совпадает ли она с авторской? Каков же лесник на самом деле? И что его делает бирюком? (Учащиеся выясняют, что впечатление о Бирюке создается по внешнему виду. На самом же деле это хороший человек, только нелюдимый, скрытый, никому не показывает своего истинного лица. Он знает, что будет наказан хозяином за срубленное дерево, однако отпускает вора. Сам живет в бедности, доходящей до нищеты, но оказывается отзывчивым на чужое горе: понимает, что бедняк ворует не от жадности, а от безысходности, только беспросветная нужда толкает его на такое опасное дело. Наверное, сама жизнь заставляет быть и нелюдимым, грозным: он живет одиноко в лесу в низенькой, закоптелой избушке с двумя малолетними детьми, покинутыми матерью, сбежавшей с каким-то .

Читайте также: