Каковы роль и место коммуникативной функции общения в профессиональной деятельности воспитателя доу

Обновлено: 30.06.2024

Данная статья посвящена проблеме коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования. В работе раскрывается сущность коммуникации и коммуникативной компетентности педагога. Рассматривается сущность и особенности коммуникативной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации. Описана роль коммуникативной компетентности в педагогической деятельности. Проанализированы основные компоненты коммуникативной компетентности педагога ДОУ.

Введение. Особенности педагогической деятельности педагогов дошкольной ступни образования неизменно ставит задачи коммуникативного характера, то есть межличностного взаимодействия. И степень реализации подобных педагогических задач определяется уровнем развития социально-психологических способностей педагогов.

Актуальность проблемы развития коммуникативной компетентности дошкольных педагогов обусловлена необходимостью и важностью формирования грамотного общения при профессиональной педагогической деятельности в рамках дошкольного образовательного процесса. Эффективность реализации современных усовершенствованных стандартов системы дошкольного образования напрямую определяется профессиональной педагогической компетентностью педагогов, которая в свою очередь определяется таким базовым критерием как педагогическая коммуникативная компетентность, которая проявляется через способность педагога к адекватному восприятию, принятию, пониманию и поддержке ребенка, и одновременное обучение его способам коммуникативной культуры.

Вопросы педагогического общения, коммуникативной педагогической культуры и компетентности, коммуникативных способностей педагогов нашли свое отражение в трудах многих отечественных и зарубежных исследователей Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Ю.А.Емельянова, И.Л. Зимней, О.Л. Казанской, В.Л. Кан-Калика, А.А. Леонтьева и др.

Проблема формирования коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования отражена в работах таких издевателей как Н. А. Вдовина, О. Л. Воробъева, Е. Н. Гусарова, Е. Н. Командин, Е.В.Позолотина и др.

Теоретический анализ современных исследований, посвященных проблеме формирования коммуникативной компетентности дошкольных педагогов позволяет констатировать противоречие, которое заключается в том, что с одной стороны, профессиональный стандарт дошкольных образовательных организаций требует от педагогов развивать профессионально значимые компетенции, в том числе коммуникативные, однако, с другой стороны для дошкольных педагогов возникают различные трудности в коммуникативных стереотипах, представленных в образовательных методах, формах и технологиях работы с детьми и родителями. Выявленное противоречие обуславливает актуальность исследования особенностей коммуникативной компетентности педагога дошкольной образовательной организации.

В отечественной научной теории нет общепринятого единого взгляда на определение коммуникативной компетенции.

По мнению отечественного педагога-психолога Е.Н. Командина, коммуникативная компетентность является целостной системой психических и поведенческих характеристик человека, на основе который выстраивается успешное общение, т.е. достигаются цели эффективного и благоприятного в эмоциональном плане общение между задействованными в коммуникативном процессе сторонами [3].

Как отмечает С.В. Коноваленко, коммуникативную компетентность целесообразно рассматривать в качестве обусловленных в социальном плане способностей, выражение которых происходит через восприятие людей, их оценка, умение достигать взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих людей, а также выстраивание своего поведения в соответствии с требованиями, предписаниями и ожиданиями определенного поведения, при котором сам человек может быть понят и принят окружающими [4, с. 39].

Кандидат педагогических наук О.И. Лавлинская рассматривает понятие коммуникативную компетентность в качестве свободного владения и использования коммуникативных средств (вербальных и невербальных), а также в качестве система, регулирующей отношения личности, как к себе, так и к окружающему миру. Коммуникативная компетенция личности представляет собой совокупность внутренних ресурсов (таких как роль, установка, стереотипы, знания, коммуникативные умения и пр.), на основе которых создаются условия эффективного взаимодействия [6, с. 60].

Таким образом, обобщая теоретические подходы к трактовке понятия коммуникативной компетенции, можно констатировать, что рассматриваемое понятие понимается как искусство общения. Коммуникативная компетентность является важным личностным ресурсом, благодаря которому человек может выстраивать взаимоотношения с окружающими и достигать в процессе общения поставленных коммуникативных целей (убедить, объяснить, рассказать и т.д.). Благодаря данному личностному ресурсу человек не только с легкостью вступает в межличностные контакты, но и направляет коммуникативный процесс в необходимое русло, т. е. управляет процессом общения соответственно своим интересам.

Говоря о коммуникативной компетентности педагога, стоит подчеркнуть, что проявление педагогических коммуникативных знаний, коммуникативных умений и коммуникативных способностей должно происходить в процессе всей педагогической деятельности. Данное утверждение позволяет выделить такой компонент педагогической компетентности как педагогическая коммуникация.

При этом педагогическую коммуникацию было бы неправильно рассматривать лишь как процесс передачи информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой. По сравнению с обычным процессом движения информации между двумя устройствами, в случае выстраивания педагогической коммуникации уместно говорить об отношениях двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом, при этом благодаря их совместной деятельности налаживается процесс их взаимного информирования. Это в свою очередь говорит о необходимости активной позиции каждой коммуникативной стороны с целью передачи информации с учетом целей, мотивов и установок своего коммуникативного партнера.

В связи с этим, изучение проблемы сущности и особенностей коммуникативной компетентности как базовой составляющей профессионализма педагога дошкольного образования является востребованным, так как в деятельности специалистов дошкольного звена образования являются не только коммуникативные знания, умения и навыки как таковые, но и формирование способности к организации профессиональной деятельности коммуникативного направления в условиях возрастающих требований к профессии дошкольного педагога.

Коммуникативная деятельность рассматривается в качестве структурного компонента педагогической профессиональной компетентности наряду с такими компонентами как деятельностный и личностный компонент. Коммуникативный компонент выражается через гибкость в общении, толерантность к неопределенности, оптимизм, развитые навыки самоконтроля в общении [7, с. 41].

При этом Е.Н. Гусарова и О.Л. Воробъева в своем исследовании, посвященном коммуникативной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения отводят коммуникативному компоненту, главенствующую роль в структуре педагогической деятельности. По мнению исследователей, данный компонент обладает интегральной характеристикой, что объясняется с необходимостью дошкольного педагога эффективно взаимодействовать с другими участниками педагогического процесса [2, с. 24].

Кандидат педагогический наук С.А. Шатрова определяет коммуникативную компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения в качестве профессионально-личностного качества, на основе которого педагог устанавливает и поддерживает целенаправленный прямой и опосредованный контакты как с ребенком, так и с его родителями, а также эффективно выстраивает процесс общения, и при необходимости корректирует его [10, с. 9].

Если коммуникативная компетентность дошкольного педагога развита в недостаточной степени, то ему будет крайне сложно внедрять в свою педагогическую практику инновационные программы речевого развития воспитанников, такой педагог будет неадекватно и фрагментарно использовать приемы и способы педагогического воздействия.

Говоря о сущности и структуре коммуникативной компетентности педагога дошкольной образовательной организации, стоит отметить, что данные реализуется на двух уровнях педагогической практики:

  • на уровне педагогической деятельности и непосредственного общения с детьми, родителями и коллегами;
  • на уровне коммуникативных ценностей, ориентаций и специфики профессиональной мотивации педагога, его коммуникативных потребностей [1].

В структурном отношении коммуникативная компетентность дошкольного педагога как система состоит из когнитивного, ценностно-смыслового, личностного, эмоционального и поведенческого компонентов.

Когнитивный компонент определяется знаниями о таких важных факторах как ценностно-смысловая сторона общения, личностные качества, которые либо способствуют, либо препятствуют общению, эмоции и чувства, которые всегда выступают сопровождающими показателями в общении, операциональная (поведенческая) сторона коммуникации.

Ценностно-смысловой компонент определяется ценностями, которые активизируются в процессе общения. Ценности личностного характера проявляются на уровне базовых отношений к себе и окружающим, оказывают регулирующее воздействие на процесс коммуникации, придавая ему тот или иной смысл.

Личностный компонент определяется особенностями личности педагога, и оказывают непосредственное влияние на содержание, процесс и сущность общения.

Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности выражается через создание и поддержку позитивного эмоционального настроя в общении, саморегуляцию, реакцию на изменение настроения собеседника. Именно на основе эмоционального компонента общения определяются благоприятные или неблагоприятные условия для общения.

Поведенческий компонент определяется коммуникативными умениями, способами деятельности и опытом, интегрирующим на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности педагога.

Успех в формировании конструктивных моделей педагогической коммуникации определяется способностью педагога к поиску и реализации действенного способа решения воспитательных задач [9, с. 42].

Результат успешной коммуникативной компетентности рассматривается на всех уровнях педагогического взаимодействия: на уровне общения с воспитанниками, на уровне отношений с родителями (законными представителями ребенка), на уровне коммуникации с другими педагогами и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения. Тем не менее, возрастание эффективности коммуникативного педагогического процесса возможно в том случае, когда сам педагог и руководители ДОУ способны оценивать уровень педагогической коммуникативной компетентности [8, с. 91].

Выводы. Таким образом, в педагогической практике дошкольного образования общение рассматривается в качестве важнейшего фактора профессионального успеха. Современные личностно ориентированные образовательные стандарты, модели и технологии не могут быть реализованы, если педагог не имеет достаточного уровня коммуникативной компетентности, не способен на гибкое управление процессом взаимодействия в реализации воспитательно-образовательного процесса, не знаком с эффективными коммуникативными технологиями, содействующими взаимопониманию и т.д. Для педагога дошкольной образовательной организации коммуникативная компетентность является главной профессиональной компетенцией, проявляемой на всех уровнях его деятельности и оказывающей значимое влияние на все без исключения результаты педагогической работы. В воспитательных и образовательных ситуациях, когда взаимодействие педагога с детьми организуется целенаправленно и опосредовано содержанием воспитательно-образовательного процесса, коммуникативные качества педагога становятся наиболее ценными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общение – основа педагогической деятельности. От того, как воспитатель общается с детьми, зависит степень их познавательного интереса к обучению. От стиля педагогического общения зависят результаты овладения детьми знаниями и умениями. Он влияет на культуру отношений между детьми, создает психологический климат в процессе обучения.

Общение воспитателя несёт в себе обучающую и воспитательную функции. Работая с детьми воспитатель прежде всего работает, а значит он должен отдавать себе отчёт в происходящем. Воспитатель при общении с детьми должен наблюдать, принимать решения.

Между воспитателем и детьми должно установиться взаимопонимание.

Общение с разными по характеру и способностями детьми, с непохожими друг на друга родителями, каждый из которых считает только своего ребёнка идеальным, воспитатель должен быть верно услышанным и понятым.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация для воспитателей.

Коммуникативная деятельность педагогов –

как фактор профессионального успеха.

Подготовка педагогов на современном этапе не может игнорировать требований общественного развития. С этим связаны такие направления оптимизации образовательного процесса, как:

- открытость к инновациям и гибкость;

- активное и продуктивное использование современных информационных технологий образования;

- культуросообразность образовательного процесса (В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр), когда путь приобщения к культуре носит характер диалога с миром культуры и искусства.

- развитие творческой составляющей содержания образовательного процесса;

- создание постоянно развивающейся культурно – образовательной среды, создающей условия для профессионального и личностного совершенствования будущих педагогов.

Целью такого образовательного процесса становиться развитие у педагогов комплекса личностных качеств, включая:

- способность к длительному творческому труду;

- устойчивую систему ценностей;

- развитое рефлексивное состояние, мотивацию к самообразованию, личностному и профессиональному самосовершенствованию;

- высокий уровень коммуникативной, эстетической, речевой культуры;

- стремление к культуротворчеству.

Кроме того, педагог не просто осваивает методику, перенимая её непосредственно во время обучения , бережно относясь к её традиционной основе, но и обогащает её собственным опытом. Отсюда возникает особая необходимость сохранения педагогических традиций отечественного образования. К таким традициям, прежде всего, относятся:

- сбалансированность образовательного процесса, что подразумевает определение важных образовательных задач, их отчетливую формулировку, гибкость и , как следствие, поддержку педагогической инициативы, скоординированность и ответственность управления, развитую систему контроля за качеством знаний;

- наличие осознанной миссии учебного заведения, включающей в себя не только направленность на освоение определенных знаний и приобретение необходимых профессиональных навыков, но и организацию условий для личностного становления и развития;

- образовательный процесс трактуется как учебно-воспитательный процесс, когда на занятиях транслируется не только информация, но и передаются ценностные основы культуры, а воспитание личности ставит цель – раскрытие необходимости постоянного личностного совершенствования.

Особенность профессионального образования педагогов предопределяет и особенный характер развития коммуникативных навыков и речевой культуры.

Необходимость усиления этой составляющей образовательного процесса подтверждается следующими задачами профессионального становления педагогов:

- освоение ценностей культуры;

- стимулирование самовоспитания, самообучения, саморазвития;

- развитие рефлексивной позиции;

- обогащение эмоциональной отзывчивости.

Коммуникативные качества педагогов в совокупности представляют собой особую позицию, проявляющуюся в потребности взаимодействия с другими субъектами, в целостности и индивидуальности, творческом потенциале человека и его способности поддерживать радостный характер коммуникации, доброжелательное отношение к окружающим субъектам.

Коммуникативная компетентность понимается как составная часть общей культуры, характеризуется личностной и профессиональной ценностью. В данном случае мы опираемся на положения А.И. Арнольдова о функциях коммуникативной культуры:

- интегративная (коммуникативная культура интегрирует педагога в профессиональное сообщество);

- дифференцирующая (личность включается в процесс общения как яркая индивидуальность, способная вести равноправный диалог);

- смысложизненная (с помощью коммуникативной культуры педагог обретает самого себя, строит стратегическую иерархию ценностей).

От уровня развития у педагогов коммуникативных качеств во многом зависит эффективность его работы, поскольку он выступает и как источник информации, и как человек, познающий другого человека, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений. Обмен информацией достигается благодаря речевой деятельности. У педагога должны быть развиты навыки монологической речи, публичного выступления, умения вести конструктивную дискуссию, умения разрешать конфликтную ситуацию и навыки общения с детьми.

Особое направление профессионального становления педагогов – развитие речи. Эта проблема – одна из наиболее актуальных.

Речевая культура – не только показатель общей культуры человека, его интеллектуального развития, но и условие успешной профессиональной деятельности в самых разных сферах жизни. «Речь является общественным достоянием. Речь должна быть не просто правильной, а и совершенной по содержанию и форме. Возможности же совершенствования речи в качественном отношении почти безграничны. Не обязательно требовать, чтобы каждый человек стал первоклассным оратором, но всякий должен уметь выступать на многолюдном собрании с тем, чтобы высказать свои мысли в живой форме устной речи.

Обучение основам диалога проходит опосредованно, через систему определенных педагогических ситуаций. Богатый материал содержат произведения искусства.

Эффективными педагогическими ситуациями в данном случае выступают ситуации:

- Обсуждения проблемы в малых группах и вынесения принятого решения на общее обсуждение.

В целом, активное развитие коммуникативной и речевой культуры педагогов дает импульс к яркой успешной профессиональной самоактуализации, так как настраивает ребенка на успех. Исследование показало, что ситуация успеха помогает вселить веру в свои педагогические способности и актуализирует такие качества личности, как готовность действовать с учетом позиции другого, брать на себя инициативу в решении проблемы, переводить конфликтную ситуацию в диалог путем анализа её причин и выработка общего взгляда, уметь прислушиваться к чужому мнению, чувствовать эмоциональный настрой собеседника.

Подведем итоги рассмотрению роли развития коммуникативной культуры в работе педагога.

Педагог с высоким уровнем развития коммуникативной культуры активизирует в своей деятельности такие основные потенциалы личности, как - познавательный;

- морально – нравственный, который оценивается нравственно – этическими нормами, убеждениями и жизненными целями, мировоззрением;

- творческий , проявляющийся в быстроте и направленности формирование профессионально значимых знаний, умений, навыков;

- коммуникативный , проявляющийся в умении вести конструктивный диалог, решать конфликтные ситуации, адекватно и убедительно раскрывать свой волевой посыл и ставить задачи;

- личностный , определяющийся активностью личности в установлении системы отношений в профессиональной педагогической среде и формировании потребностей профессионального развития при ее освоении.

Важный фактор влияния развитой коммуникативной культуры на успешность педагогической деятельности – ее связь с самооценкой.

Этот фактор способствует:

- достижению внутренней согласованности требований личности и педагогической профессии;

- определяет характер и особенности интерпретации приобретенного профессионального опыта в виде положительных и отрицательных переживаний;

- служит источником активности относительно собственного поведения для самоактуализации в профессиональной деятельности.

Коммуникативная культура педагога тесно взаимосвязана с процессом культурно – творческого развития, что отражается на осознании своей профессии, развитии творческого воображения, обогащении знаний, эстетического и культурного опыта.

Основным фактором развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении является личность взрослого (родителей, воспитателя, педагога).

Достаточно остро стоит проблема коммуникативной компетентности и педагогического мастерства педагогов ДОУ. Это связано со сложностью и многообразием задач формирования личности ребенка, которые предъявляются современным социумом и новыми стандартами учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях.

Педагогическое общение в ДОУ - это профессиональное общение педагога-воспитателя с детьми в дошкольном учреждении, направленное на формирование благоприятного психологического климата, на психологическую оптимизацию воспитательной и учебной деятельности, на улучшение отношений между воспитателем и детьми, внутри детского коллектива.

Признаки педагогического общения в дошкольном образовательном учреждении:

  • профессиональное общение воспитателя с ребенком на специальных занятиях и вне их;
  • имеет определенные функции и направлено на создание благоприятного климата;
  • педагогическое общение ориентировано на психологическую оптимизацию учебно-воспитательного процесса, отношений между воспитателем и детьми, воспитателей между собой, между детьми внутри групп.

Многие исследования доказали, что в работе с дошкольниками наиболее эффективны косвенные воздействия (через игровое общение и игру). В дошкольном возрасте игра представляет собой ведущую деятельность ребенка.

Содержание и форма оптимального педагогического общения в значительной мере определяются задачами, которые педагог стремится решить в процессе руководства деятельностью детей-дошкольников.

Методы и приемы педагогического общения в ДОУ

В процессе педагогического общения педагоги и воспитатели ДОУ используют определенные методы и приемы.

Для оценки деятельности детей могут привлекаться их сверстники, которые оценивают техническую сторону движения, качество исполнения, результаты самостоятельных попыток в творческом поиске и др. В процессе развития движения, выразительной речи, в создании детьми различных художественных образов для стимуляции их творчества используются подсказки-напоминания, содержание и общий эмоциональный тон произведения.

Готовые работы на аналогичную тему

Достаточно часто используется прием опосредствованного воздействия на детей через кукольный персонаж, игрушку. Этот прием носит также оценочный характер.

В процессе взаимодействия воспитателя с детьми должны преобладать положительные формы общения: называние детей по имени, улыбка, ласковое поглаживание по голове, похвала, при неудаче - проявление досады и огорчения.

Классификация межличностного общения

Классификация межличностного общения, предложенная М.И. Станкиным, предлагает пять стилей общения воспитателя с детьми:

Каждая форма воздействия и общения оказывает свое особое воздействие на развитие личности ребенка.

Наиболее продуктивным для дошкольного учреждения является интегративный стиль общения.

Воспитанники педагога-демократа чаще проявляют стремление к оригинальности, творчеству, коммуникабельности, самостоятельности, нежели их сверстники. У детей наблюдается высокий уровень коммуникативных умений, доброжелательности, обученности, созданы оптимальные условия для формирования позитивных взаимоотношений между детьми.

Авторитарные тенденции у воспитателя вызывают конфликтность в детских отношениях, формируя неблагоприятные условия для гуманных взаимоотношений и нравственного воспитания. Поведение педагогов способствуют недоброжелательности в отношениях между детьми, конфликтности, создавая неблагоприятные условия для формирования гуманных взаимоотношений, нравственного и социального развития дошкольников.

Читайте также: