Каковы роль доминанты и установок в психической деятельности человека кратко

Обновлено: 05.07.2024

Русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский ввел в научный обиход понятие доминанты в самом начале ХХ века (10-е годы). Сегодня в ситуации междисциплинарного взаимодействия это учение принимается как психологами, так и физиологами, биологами, неврологами. А. А. Ухтомский хотел найти новую схему физиологических процессов, которые объясняли бы идею развития организма, описание его направленного активного поведения и способы волевого регулирования этих процессов человеком (ведь доминанта присуща всем живым организмам, но лишь человек может взять ее под контроль). Учитывая эпоху торжества разума, наступившую в России в 20-е годы, моду на все механистическое и рационально управляемое, эти идеи Ухтомского возникли вполне уместно. Остается сожалеть, что в педагогике и психологии того времени они не нашли своего адекватного применения.

Проявление доминанты

Природа доминанты толкает человека на поиск и многократное ее подтверждение (подкрепление) – формируется совершенно определенный угол зрения на происходящее. Подкреплением выступают как позитивные, так и негативные интеракции.

Как справляться с авторитарной властью доминанты?

С этой точки зрения невроз выступает патологической доминантой, и тогда его эффективно ослаблять тоже через физические активные действия. Поэтому так популярны сейчас занятия йогой, фитнесом, бегом – мышечное напряжение нейтрализует мощь доминанты, производит естественное переключение организма.

Доминанта в мировой культуре

Если механизм доминанты работает на уровне отдельно взятого человека (организма), то вполне логично предположить, что эти законы работают и на макроуровне. Это подтверждается многочисленными совпадениями в культурах, которые лишены тесного взаимодействия. Одним из мощных общекультурных механизмов является ритуал (обряд инициации, посвящения). Это могут быть испытания для юноши, будущего мужчины, подготовка девушки к семейной жизни, аскетическое отречение от мира шамана или жреца, постриг в монастыре – все, что угодно, любое испытание, проверка на прочность, которые нередко связаны и с влиянием на физиологические процессы. И тогда отсутствие инициации замедляет развитие личности, оставляя ее во власти прежних доминант, которые могут не соответствовать реальным задачам, целям и даже возрасту человека и целой нации.

1. Буданов В., Затолокин И. Академик Алексей Ухтомский: учение о доминанте как шаг к гармонии науки и веры // Живоносный Источник. – № 2 (5). – 2011.

3. Кузьмичев И.С. А.А.Ухтомский и В.А.Платонова: эпистолярная хроника. – СПб.: Звезда, 2000. – 192 с.

4. Шакурова А.Р. Анализ особенностей восприятия видеоинформации посредством исследования компонентов мигательного рефлекса // Казанский медицинский журнал. – 2014. – Том 95, №1. – С. 82-86.

Вот уже более 70 лет нет с нами создателя важнейшей категории как физиологической, так и психологической науки – понятия о доминанте – Алексея Алексеевича Ухтомского (1875-1942). Это понятие позволило анализировать поведение организма системно, в единстве его физиологических и психологических проявлений. Если учение о доминанте предполагает закономерным следствием развития человека вынесение объекта внимания за пределы себя и перенесение на другого, то никто не стремился к этому так сильно, как сам автор идеи и одновременно самый рьяный ее последователь – сам А.А. Ухтомский. Принцип доминанты способен объяснить – хотя бы частично – различия восприятия разными зрителями, обусловленные возрастными и гендерными особенностями.

Доминанта является побудителем к труду, творчеству и волевым действиям, доминантные состояния могут длиться секунды или, даже, годы. Человек в поведении, как правило, проявляет множество доминант, сменяющих друг друга, а некоторые профессии, например, актерская, требуют одновременного удержания нескольких доминант.

Зародившуюся идею Алексей Алексеевич всесторонне детализировал и шлифовал [1]:

Доминанта способна стягивать внешние раздражители, подкрепляя активность психики в данной области и тормозить работу других сфер, что позволяет нашей психике направлять деятельность на достижении определённых целей, получать новые знания, умения, навыки. Это выражается в том, что при возбуждении не-доминантного участка мозга усилится возбуждение в доминантном очаге и ответная реакция будет та, которую контролирует именно доминантный очаг, а не тот, который возбуждался первоначально. Относительно повышенной возбудимости следует отметить, что не сила возбуждения в центре, а способность к дальнейшему повышению возбуждения под влиянием нового приходящего импульса может сделать центр доминирующим [3].

Как подчеркивалось выше, информация должна быть значимой для воспринимающего. Интересный и эмоциональный рассказ учителя, хорошо выполненная таблица, опыт, поставленный учениками, кадры кинофильма способствуют созданию доминантных отношений, что имеет немаловажное значение для усвоения знаний, а соответственно и закрепления доминанты. Для этого при подаче материала должны учитываться базовая неравномерность восприятия и запоминания аудио-, зрительной и аудиовизуальной информации, возрастные особенности распределения и устойчивости внимания, утомляемость и другое [4]. Например, чем моложе зритель, тем менее устойчива доминанта и тем легче она тормозится.

Безусловно, философские воззрения А.А. Ухтомского, в том числе ставшие известными в недавнее время, имеют большое научно-методологическое и прикладное значения, а введенные им понятия уже стали привычными и незаменимыми в обиходе психологов, физиологов, педагогов, специалистов самого разного профиля. Наследие А.А. Ухтомского, пусть и запечатленное по большей части фрагментарно – на полях книг, в письмах и зарисовках, находит своего читателя сейчас.

Российский ученный физиолог
А.А. Ухтомский в своих исследованиях
ввел понятие "доминанты".

Доминанта - временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения. Для доминирующего нервного центра характерна способность накапливать в себе возбуждения и тормозить работу других нервных центров. Доминанта является тоже физиологическим понятием, сколько и психологическим.

Физиологическая основа - идея конфликта нескольких очагов, потоков возбуждения, пока один из потоков не становится доминирующим и не начинает индуцировать (затормаживать) другие очаги возбуждения, импульсы. Генеральный очаг становится основным и поддерживается подкрепляется рефлекторной установкой.

Психологическая составляющая доминаты поначалу трактовалась как вольное внимание, Позже оно самим Ухтомским было расширенно, до объяснения в явление доминанты загадочной изменчивости поведения, при повторении одного и того же образа действий при совершенно новых условиях. Термин ввелся для объяснения причинности поведения, продвижения в проблеме исследования этого вопроса.

Доминанта - маховые колеса нашей машины, помогающие сцепить и организовать опыт в единое целое, двигатель поведения.

Обобщив теорию доминанты можно сказать, что это наш основной вектор направленности, который зарождается в реципкорной формации (отдел головного мозга) и направляет наше поведение и интересы, подавляя другие импульсы появляющиеся в головном мозге.

То есть можно сказать, что этот механизм обеспечивает нашу индивидуальность и стабильность поведения и интересов в разных ситуациях. Но каким будет это поведение и интересы, которые будут физиологически поддерживаться доминантой, полностью зависит от личностной направленности!


С этой и другими моими работами можно ознакомится на моем телеграм канале https://t.me/realpsyhrus , https://t.me/joinchat/AAAAAFIgCvqt40BstAFWkQ , а так же группе "в контакте" под название " Жизнь ради. Психология и искусство".

Пишите комментарии, подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь своим мнением!

В конце концов не прирожденное наследие рефлексов и инстинктов, но борьба текущих конкретных доминант с унаследованным и привычным поведением приводит к оплодотворению всей работы. 8

См.: Бехтерев В.М. Указ соч. С. 25. Там же. С. 126. Ухтомский А.Л. Доминанта. — М.; Л.: Наука, Там же. С.И. Там же. С. 33. Там же. С. 89. Там же. С. 73-88. Там же. С. 88.

психолога Дмитрия Узнадзе (1886/87— 1950), исследования которого долгие годы осуществлялись в творческом сотрудничестве с российскими учеными в рамках советской психологической науки. Узнадзе характеризует установку как направленность сознания субъекта в определенную сторону и на определенную активность[51]. Установки, — указывал он, — присущи как сознательным, так и бессознательным действиям субъекта, характеризуют его деятельность в целом[52] [53]. Для возникновения установки «достаточно двух элементарных условий — какой-нибудь актуальной потребности у субъекта и ситуации ее удовлетворения. При наличии обоих этих условий в субъекте возникает установка к определенной активности. И далее: «То или иное состояние сознания, то или иное

Читайте также: