Каков настоящий облик властителей и судей соответствует ли он представлению поэта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Каков истинный облик властителей и судий? Подходит ли он представлению поэта о просвещенном государственном деятеле?

  • Кирилл Савель
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-02 21:38:09
  • 1
  • 1

На самом деле вид властителей и судий весьма далек от представлений поэта-классициста о просвещенном муниципальном дельце. При их потворстве творятся злодейства и несправедливости, процветает мздоимство (взяточничество). Земные боги не желают выполнять возложенные на их всевышним Всевышним повинности. Державин выдвигает очень ловкую формулу, раскрывающую базы деятельности такового монарха, его дела к создаваемым беззакониям: Не внемлют! лицезреют и не знают nbsp;мздою очеса. Ничтожность королей, их человеческая слабость, склонность к соблазнам становятся неподражаемо ощутимы благодаря антитезам: образцовый сударь сударь реальный, король раб:

Цари! Я мнил, вы боги императивны, Никто над вами не арбитр, Но вы, как я сходственно, страстны И также смертны, как и я.

И вы сходственно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы сходственно так умрете, Как ваш заключительный раб умрет!

Обличительная ода “Властителям и судиям” является одним из самых важных произведений в творчестве Державина, который в экспрессивной и эмоциональной манере привлекает внимание общества к проблеме продажности чиновников. Можно использовать краткий анализ “Властителям и судиям” по плану на уроке литературы в 9 классе, чтобы школьники поняли не только смысл стихотворения, но и обстановку в России XVIII века.

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Властителям и судиям.
История создания – Гавриил Романович написал своё произведение в 1780 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени – “Санкт-Петербургском Вестнике”.

Композиция – стихотворение представляет собой цельное произведение, не разделяющееся на определённые части, тема развивается последовательно.

Тема стихотворения – необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чём Державин пытается убедить людей, облечённых властью.

Жанр – ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени – практически революционная.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, поэт использует перекрёстную рифму.

Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.

Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрёте, как ваш последний раб умрёт”.

Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны И также смертны, как и я. И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!

Надеется ли поэт на исправление пороков власти?

Стихотворение написано высоким сти­лем, который избирается автором не для восхваления царствующих особ, а для об­личения и показа высокого назначения земной власти. Архаичная лексика (вос­стал, всевышний, сонм, взирать, по­кров, исторгнуть, очеса, зыблет, внемли) придает торжественность выра­жению мыслей и чувств Державина.

Сходство в понимании назначения выс­шей власти: забота о подданных, соблюде­ние закона, защита от несправедливости; и оды Ломоносова, и стихотворение Дер­жавина полны поучений монархам. Раз­личие состоит в том, что Ломоносов отож­дествляет по законам одического жанра прогрессивные государственные идеи с намерениями царствующей императри­цы, ее деятельностью. Быть может, это в какой-то мере пожелание, изображение должного, идеального. Но в одах Ломоно­сова мы не найдем державинские обличе­ния власти.

История создания

Стих является вольным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственными мыслями – возмущением по поводу власть предержащих. Написано оно было в 1780 году и после больших усилий со стороны поэта всё же опубликовано в газете “Санкт-Петербургский Вестник”.

Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.

Несмотря на то, что Державин был убеждённым монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.

К этому моменту автор оставил военную карьеру и успешно осваивал должность статского советника. Параллельно с достижениями на общественном и политическом поприще Державин начал публиковать свои первые стихи, которые принести ему широкую известность сперва в салонах, а позже и во дворце императрицы. На волне заигрывания с французскими республиканцами императрица Екатерина-II поощряла смелые высказывания и среди своих подданных. Именно по этой причине она достаточно благосклонно отнеслась к стихотворению Державина, в котором присутствуют достаточно смелые и резкие высказывания в адрес власть имущих.

История создания.

Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушаются законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не имела успеха: он не встретил поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Нарушители закона благополучно избегали заслуженной кары. Но в то же время поэт свято верил в то, что сама Екатерина — добродетельная монархиня, окруженная злыми сановниками. Негодование и гнев требовали выхода. И тогда поэт задумал написать переложение 81-го псалма- так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.

Тематика этого псалма оказалась созвучна духу времени. Не случайно именно этот 81-й псалом во время Французской революции в Париже был перефразирован якобинцами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.

Основные темы и идеи.

Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:

Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?

Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других;

Ваш долг есть: охранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков.

Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:

Не внемлют! Видят — и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса.

И вы подобно так падете. Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!

Значение произведения.

Обличительная ода “Властителям и судиям” является одним из самых важных произведений в творчестве Державина, который в экспрессивной и эмоциональной манере привлекает внимание общества к проблеме продажности чиновников. Можно использовать краткий анализ “Властителям и судиям” по плану на уроке литературы в 9 классе и для того, чтобы школьники поняли не только смысл стихотворения, но и обстановку в России 18 века.

Сочинение Анализ стихотворения Властителям и судиям Державина

Восемнадцатый век для России и, в частности, её населения был очень тяжелый. Естественно что поэты и литературные деятели того времени не могли оставить данный факт без внимания, вследствие данного внимания у нас есть множество произведений, которые рассказывают нам обо всей жестокости и несправедливости того времени. Отличный поэт того времени Державин также как и остальные не мог оставаться в стороне.

Он написал произведение “Властителям и Судиям”, которое, по сути, являлось пересказом 90 библейских псалмов. Через это произведение он говорил о несправедливости правительства, о нищете народа, о чрезмерной зажиточности дворян, и, впрочем, обо всех событиях и проблемах того времени. За данное произведение его не раз называли богохульником, проклятым человеком, и врагом народа, за его, как бы, оппозиционный характер. Также после издания он испытывал притеснения со стороны правящей власти, из-за нескольких строк про неё в произведении, в которых он раскритиковал её по всем параметрам.

По правде говоря, в произведении не было ничего очень оскорбительного, но из-за того что он использовал библейские псалмы, он был сильно раскритикован, так как в то время тема веры и бога являлась табу, за которое, возможно, могли и убить. Сам же позже он называл своё произведение “Гневной одой”, не скрывая своего недовольства властью и общей ситуацией в стране. Именно за это можно уважать данного автора. Он не побоялся последствий и выпустил произведение, которое критикует власть и всех к ней причастных, говоря об их продажности и предвзятости к дворянской части населения. Он описывал преступления совершаемые властью очень подробно, из-за того что он сам работал в данной сфере, и всегда подмечал нечестность того или иного человека.

Его произведение по правде можно назвать показательной вещью, оно может показать нам насколько же люди были недовольны вещами, происходящими на их родине, но и насколько они беспомощны перед правительственной машиной, которая беспощадно ехала по головам. Благодаря таким людям как Державин, у людей оставались хоть какие — то силы, чтобы бороться с коррумпированным правительством.

Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям

Державин в своё время подвизался на высоких должностях государственной службы, и ему воочию была известна незаконная деятельность правительства. Его сопротивления такому явлению не нашли отклика в умах сильных мира сего. Одновременно, честный и непосредственный Державин, верил в справедливые помыслы императрицы Екатерины, обвиняя в неправомерных действиях её сановитое окружение.

Впечатлительному, но решительному поэту требовалось выплеснуть своё неприятие окружающего бытия, и он приступил к созданию оды. К написанию обличительного стихотворения, поэта подтолкнул реальный случай, произошедший во время перестройки здания Сената. Под его руководством, в зале общего собрания, была установлена скульптура Истины, изображённая в обнажённом виде. Когда князь Вяземский принимал залу, увидев нагую скульптуру, он дал повеление её прикрыть. Приняв это как руководство к действию, правительство с той поры и стало прикрывать и умалчивать правду.

За основу произведения, Державин взял псалом царя Давида. Автор добавил в библейский оригинал всё своё негодование и гнев по отношению к властителям мира, решающих судьбы простого народа. Поэту претит несправедливость и беззаконие правителей. Он осуждает чиновников, поднявшихся на высшую ступеньку государственной иерархии. Добравшись до власти, эти чиновники используют её в своих целях, им глубоко плевать на нужды и проблемы простых людей.

Державин решился на смелый шаг, опубликовав своё обличительное стихотворение в то смутное время. Он открыто и прямо призывает к политическому перевороту, его ода является призывом к свершению несправедливого самоуправства. Сам Державин понимает, что в этом мире никогда не будет справедливости, и в своём бессилии что-либо изменить, он взывает к высшей инстанции, к Богу.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ стихотворения Властителям и судиям Державина


Композиция

Композиция оды соответствует композиции первоисточника, то есть 81-го псалма царя Давида, вольным переводом которого и является.

На протяжении всего стихотворения поэт развивает одну и ту же мысль о продажности власть предержащих и необходимости перемен. Так, в начале он высказывает свои взгляды на справедливое общественное устройство, когда те, кто находится у власти, защищают тех, кому это необходимо. Далее он указывает на то, что на самом деле ничего подобного не происходит, все просто пекутся о своих интересах.

И в конце он, во-первых, утверждает мысль о том, что подобное нарушение законов человечности не может остаться безнаказанным, во-вторых, взывает к Богу как к высшему судье. Ода написана ямбом, в ней используется перекрёстная рифма.

Выразительные средства

Художественное своеобразие державинского произведения выражается не только в смешении поджанров, но и в том, какие средства выразительности он использует для того, чтобы донести свою мысль. Так, в нём присутствуют привычные тропы:

  • Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.
  • Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрёте, как ваш последний раб умрёт”.

Однако они выступают в качестве вспомогательных средств. Основными являются славянизмы, с помощью которых поэт делает своё стихотворение более торжественным, и восклицательные предложения. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторской речью. Таким способом Державин привлекает внимание читателей.

Властителям и судиям

Восстал Всевышний Бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят — и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, Боже! Боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых, И будь един царем земли!

Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья,

Но вы, как я подобно, страстны И также смертны, как и я.

И вы подобно так падете,

Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет!

Надеется ли поэт на исправление пороков власти?

Какие чувства испытывает автор, каково его личное отношение к адресатам и какими словами оно выражено?

Стихотворение написано высоким сти­лем, который избирается автором не для восхваления царствующих особ, а для об­личения и показа высокого назначения земной власти. Архаичная лексика (вос­стал, всевышний, сонм, взирать, по­кров, исторгнуть, очеса, зыблет, внемли) придает торжественность выра­жению мыслей и чувств Державина.

Сопоставьте это стихотворение с одой Ломо­носова. В чем, по-вашему, сходство и различие этих двух произведений?

Сходство в понимании назначения выс­шей власти: забота о подданных, соблюде­ние закона, защита от несправедливости; и оды Ломоносова, и стихотворение Дер­жавина полны поучений монархам. Раз­личие состоит в том, что Ломоносов отож­дествляет по законам одического жанра прогрессивные государственные идеи с намерениями царствующей императри­цы, ее деятельностью. Быть может, это в какой-то мере пожелание, изображение должного, идеального. Но в одах Ломоно­сова мы не найдем державинские обличе­ния власти.

Несмотря на то, что прошло почти два с половиной столетия, ситуация практически не изменилась. К сожалению, проблема эта остается острой и актуальной и для нас. Значит животрепещущее произведение Державина никогда не устареет.


Главная героиня

«…И пища самая простая


Новизна произведения

До того, как была написана ода Державина, обычно образ императрицы выстраивался в поэзии по своим строгим законам. Например, Ломоносов изображал правительницу как земное божество, которое ступило с далеких небес на землю, кладезь бесконечной мудрости и безграничной милости. Но Державин осмеливается отойти от данной традиции. Он показывает многогранный и полнокровный образ правительницы – государственного деятеля и выдающуюся личность.


Тема и идея стихотворения

Главная тема – произвол, безнаказанность, самоуправство высших чиновников и государственных деятелей.

Их подлость, алчность, властолюбие не имеет предела. Они – земные цари – не могут понять простой народ, помочь ему не хотят. Глаза их покрыты пеленой, из-за которой они не замечают страданий других.

Лирический герой восстал против существующего режима, осмелился спорить с властью. Он видит и понимает, что жить так дальше невозможно.

Спрашивает правителей и судей, до каких же пор будет в государстве царить произвол и беззаконие? Строки эти внушают уверенность в необходимости жизненных перемен.

Для простого российского народа монархия, равнодушная к чужим бедам и горестям, явилась огромной трагедией. Цари и судьи, призванные помогать сиротам и обездоленным, благоволят только богатым и властвующим. Их поступки и вся их праздная жизнь совершенно непохожи на Божьи.

Автор убежден, что правящий класс просто не способен на сострадание и сочувствие. Достучаться до жестокосердных сердец невозможно. Им не знакомы понятия совести и чести. Единственный выход и спасение Державин видит в суде Божьем. Он надеется, что всевышний покарает обидчиков и злодеев.

Последние слова героя-обличителя звучат гневно, грозно, громогласно. Неизбежность и необходимость справедливого наказания владык, живущих по своим лживым и порочным законам – основная мысль революционного произведения.

Личностное начало в оде


Отсылки к Библии

Приведём здесь текст псалма целиком в русском синодальном переводе (которого, напомним, во времена Державина ещё не существовало – только церковно-славянский текст).

Псалом 81 Псалом Асафа. 1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: 2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? 3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; 4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых. 5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. 6 Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; 7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей. 8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

Библейский и державинский текст отличает, пожалуй, интонация, в остальном стихотворение очень и очень близко следует оригиналу. Но современники Державина привыкли воспринимать псалмы исключительно в контексте церковно-славянского языка и особой манеры церковного чтения. А при воспроизведении на русском, вдруг проявилась в новом времени грозная и пророческая сила Библии. Литературный деятель ХХ века Александр Западов о. Тот факт, что автор извлек из Псалтири смыслы, связанные с обличением властей, был ошеломительным для читающей публики. А ключевая мысль о том, что не царю принадлежит полноправная власть, а Богу, при всей очевидности, шокировала.

Что касается жанрового определения – все же произведение Державина – ода. Но обычно славу в таком творении принято было воздавать земному вельможе или монарху. А тут поэт не польстил земному начальству ни словом – ода возносится только одному Богу, Которого забыли и не слышат те, кто призваны исполнять Его волю, быть милосердными и помнить о своей участи…

Кому противопоставляется Фелица?


Композиция

Она соответствует композиции первоисточника, то есть 81-го псалма царя Давида, вольным переводом которого и является.

На протяжении всего стиха поэт развивает одну и ту же мысль и продажности власть придержащих и необходимости перемен. Так, в начале он высказывает свои взгляды на справедливое общественное устройство, когда те, кто находится у власти, защищают тех, кому это необходимо. Далее он указывает на то, что на самом деле ничего подобного не происходит, все просто пекутся о своих интересах.

И в конце он, во-первых, утверждает мысль о том, что подобное нарушение законов человечности не может остаться безнаказанным, во-вторых, взывает к Богу как к высшей инстанции.

Образы в оде


— Михаил Михайлович, вы не всегда и не во всем были таким постоянным человеком?

— Один раз отлучился из отчего дома — на улицу Грановского (нынешний Романов переулок) в квартиру Семена Михайловича Буденного. Там обитал под одной крышей с самим маршалом, его дочерью Ниной Семеновной, моей второй женой, и с нашей с ней дочкой Машей.

— И как жизнь под одной крышей с героем Гражданской войны? Кстати, ваш первый тесть — тоже личность легендарная: Аркадий Исаакович Райкин…

— Оба тестя были могучими в своей профессии. А в жизни более деликатного человека, чем Аркадий Райкин, я не встречал. Слышал, что он был строгим в работе, но лично ко мне относился по-доброму. Впрочем, как и маршал, трижды Герой Советского Союза Семен Буденный.

— Ну а чего ругаться? Вы же с их дочерьми, вашими женами, жили и расставались по-хорошему…

— Это правда. Ничего не делил, чемоданы вещей не выносил, ни с кем не скандалил. Но у Роксаны — моей нынешней жены — тоже папа был потрясающий. Рубен Михайлович, он жил в Ташкенте. Не знаю: может, мне с женами и их родителями везло, а может, я сам человек неконфликтный…

Михаил Державин познакомился с Роксаной Бабаян в самолете. Так и летят уже они З0 лет вместе. Фото: PHOTOXPRESS

Михаил Державин познакомился с Роксаной Бабаян в самолете. Так и летят уже они З0 лет вместе.Фото: PHOTOXPRESS

— Думаю, дело в вас. Меня, например, потрясло, когда вы мне рассказали, что идете на юбилей к первой дочке второго мужа вашей первой жены. Я не сразу поняла, что это вы про Алену Яковлеву.

— Аленочка замечательная! Она — дочка Юрия Васильевича Яковлева, который был женат на Катеньке Райкиной, моей первой жене.

— Какой в вас талант человеческого общения! Чтобы и бывших жен, и их мужей и детей — всех любить.

— Не столько моя заслуга, сколько воспитание. Мой папа, народный артист России Михаил Степанович Державин, и мама Ираида Ивановна ни разу друг на друга голоса не повысили. Мама была чудесная, очень остроумная дама. Потрясающий был дед, мамин отец Иван Алексеевич Дроздов, — руководитель первого городского водопроводного участка. Меня как-то пригласили на концерт по случаю юбилея московского водопровода, и, когда объявили, что я внук Ивана Дроздова, мне хлопали так, как на спектакле не каждый раз бывает. Дед был интеллигентный человек, хотя я представляю, что эта была за служба — водопроводная система Москвы. Поскольку в семье не принято было ругаться, я тоже, по-моему, никого в жизни никогда не посылал. Правда, очень талантливо владеет матерным языком мой друг Александр Ширвиндт. Он умеет им пользоваться, но беззлобно.

— Александр Ширвиндт — как раз символ вашей преданности в дружбе. Интересно, когда он стал худруком Театра сатиры, на дружбе это отразилось?

— Шура относится ко мне снисходительно как худрук. При строгости вида Александр Анатольевич очень добрый человек. Ну а как старинный друг — мне было 12 лет, а ему 14, когда мы познакомились, — я его поддерживаю во всех его начинаниях.

— Среди актеров принято сетовать, что какую-то роль не сыграл или получил ее слишком поздно. Подобные мысли вас посещают?

— Знаю, что вы не курите, в казино не играете. В каких пороках готовы признаться?

— Вы — мастер розыгрышей. Ходят легенды, что вы лучше всех раскалываете своих партнеров по спектаклю…

— Вас тоже, наверное, коллеги разыгрывали?

xHTML-код

Михаил Державин: Племянник зовет сниматься в кино.Антонина ПАНОВА, Анастасия ПЛЕШАКОВА

Кого высмеивал автор оды?

Граф Орлов был победителем кулачных боев, дамским угодником, азартным охотником, а также убийцей Петра III и фаворитом его жены. Таким он остался в памяти современников, и так был описан в произведении Державина:

«…Или, о всех делах заботу

Оставя, езжу на охоту

Можно упомянуть и про Семена Нарышкина, который был егермейстером при дворе Екатерины и отличался своей непомерной любовью к музыке. А также Гаврила Романович ставит в этот ряд и себя самого. Он не отрицал своей причастности к этому кругу, наоборот, подчеркивал, что также принадлежит к кругу избранных.

Цари! Я мнил, вы боги властны,Никто над вами не судья,Но вы, как я подобно, страстныИ также смертны, как и я.И вы подобно так падете,Как с древ увядший лист падет!И вы подобно так умрете,Как ваш последний раб умрет!


Жанр, направление и композиция

Непривычное для читателя того времени, угрожающе звучащее для правителей творение Державина относится к жанру оды. В привычном понимании ода – литературное лирическое произведение, восхваляющее, торжественное, посвященное какому-либо событию или особенному человеку.

Ода

У Державина ода совсем другая. Это гневное, обвиняющее, почти революционное произведение.

Особое построение стиха придает ему экспрессивность и напряжение. Читать оду без чувств и эмоций просто невозможно. Композиция напоминает первоисточник – 81 псалом. Состоит из 7 четверостиший.

Условно стих можно разделить на 3 части:

  1. Часть первая – напоминание правящему классу об их обязанностях перед простыми людьми.
  2. Горестное признание того, что властьимущие не оправдывают надежд и ждать помощи от них смысла нет, они слепы и глухи к чужим страданиям.
  3. Третья часть — возмущенное и гневное требование Божьего возмездия.

Герой разочарован и бессилен. Его слова и эмоции вызывают сочувствие. Но в нем остается вера в торжество справедливости.

Рядовой, картежник, коллежский советник

Державин и Пушкин

В 1784 году его назначили олонецким губернатором в Петрозаводске, а в 1785 году перевели в Тамбов. Эта область тогда была одной из самых отсталых в стране. Державин построил в Тамбове училище, больницу, приют, открыл городской театр и первую в городе типографию.

После смерти первой жены поэт женился во второй раз — на Дарье Дьяковой. Детей у Державина не было ни в одном браке. Cупруги взяли на попечение детей погибшего друга семьи — Петра Лазарева. Один из его сыновей, Михаил Лазарев, стал адмиралом, открывателем Антарктиды, губернатором Севастополя. Также в семье воспитывались племянницы Дарьи Дьяковой.

Исторический контекст

Творческий взлет и продвижение по карьерной лестнице Державина пришлись на период царствования Екатерины Второй. В эти годы политическая и военная мощь страны усиливались с каждым днем, империя одерживала грандиозные победы. Власть сосредотачивалась на проблемах государственного развития и расширения империи. Русская культура также переживала времена небывалого подъема.

Алексей Петрович Антропов. Портрет Екатерины II. 1766

Алексей Петрович Антропов. Портрет Екатерины II. 1766

Однако идея общества всеобщей гармонии, при всей привлекательности, была все же идеалистической, далекой от реальности. А мощное расширение империи достигалось тяжёлой ценой – мобилизациями, человеческими потерями, ужесточением положения низших сословий. Поиск ресурсов под имперский проект вызывал радикальные меры, как например, в церковной сфере, изъятие монастырских земель и доходов в пользу государства – так называемая секуляризация.


В 1773 году прогремела пугачёвщина — крестьянское восстание под предводительством казака Емельяна Пугачева, всколыхнувшее всю Российскую империю. А спустя чуть более пятнадцати лет во Франции началась кровавая революция, в которой главным инструментом решения проблем стало вовсе не просвещение, а террор и нож гильотины. Екатерина вовсе не была восторженной идеалисткой, хотя образ верховной просветительницы ей и нравился. Однако она неоднократно, самым жестоким образом проводила черту, заступ за которую мог очень дорого стоить.

Само значение науки, литературы и искусства, начиная с екатерининской эпохи, никогда не подвергалось в России сомнению. Но в отношении критиков системы это означало особенно пристальное и пристрастное отношение власти. Такие колебания высшего начальства в вопросе, что дозволено, а что нет стороннику исправления нравов в России, прекрасно прочувствовал на себе Гавриил Романович Державин.

Отношение к изобразительному искусству[ | ]

Живописица преславна, Кауфман! Подруга муз! Если в кисть твою влиянна Свыше живость, чувство, вкус

Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.

Властители и судьи равнодушны к беззащитным и слабым, в их груди бьются равнодушные и жестокие сердца. Они сознательно отказываются видеть беды вокруг себя. Но так будет далеко не всегда. Высшая справедливость рано или поздно восторжествует. И даже царь окажется перед лицом Бога. И все дела его и поступки будут известны тому, кто всех сильней:

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Все земное рано или поздно найдет своей конец. И напрасно думают властители, что все им позволено. Каждое деяние будет оценено Богом, и тогда уже будет поздно раскаиваться в своих прегрешениях.

История создания – Гавриил Романович написал свое произведение в 1870 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени – “Санкт-Петербургском Вестнике”.

Композиция – стихотворение представляет собой цельный рассказ, не разделяющийся на определенные части, тема развивается последовательно.

Тема стихотворения – необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чем Державин пытается убедить людей, облеченных властью.

Жанр – ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени – практически революционная.

Стихотворный размер – ямб с использованием перекрестной рифмы.

Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.

Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрете, как ваш последний раб умрёт"

При ответе на вопрос я пользовалась Новой иллюстрированной энциклопедией, а также очень хорошим многотомным пособием для школьников серии Эрудит (разделы литературы 18 века и истории 18 века, начала 19) Кое-что знала сама. Вот мой ответ:

Читайте также: