Какому направлению русской мысли были близки взгляды островского кратко

Обновлено: 05.07.2024

Но этот первоначальное значение приобретает дополнительные символические смыслы.

Для Катерины гроза становится знаком душевной катастрофы, связанной с ощущением измены и греха. В этом смысле она похожа на других жителей, однако относит Божью кару не к другим, а к себе.

Катерина вырастает на этой же почве, но попадает в клетку суровых и почти потерявших смысл законов темного царства, запутывается в его сетях, не выдерживает тяжести неволи, ощущения греха и гибнет.

Конфликт пьесы мог показаться исторически исчерпанным, когда женщина получила относительную свободу от мужа, от семьи и сама могла решать свою судьбу.

И в другие эпохи нервный, совестливый, остро чувствующий свое достоинство человек часто оказывается в конфликте с чужим, враждебным, холодным, живущим по бездушным законам миром. Темным царством может оказаться армейская казарма, комната в общежитии или современный офис

С 1859 года для человека, связанного с русской культурой, гроза – не только явление природы, но один из символов России Островского.

Вопросы и задания

1. Какие события в жизни А. Н. Островского в наибольшей степени способствовали приобретению опыта, отраженного в его пьесах?

3. Какую роль в жизни Островского сыграли Гоголь и Аполлон Григорьев?

4. Какому направлению русской мысли были близки взгляды Островского? С кем из русских писателей-современников он был особенно дружен?

5. Какова роль Островского в развитии русского театра? Какой театр стал Домом Островского? Какие преобразования в русском театре наметил Островский в конце жизни?

6. Почему Островского называли Колумбом Замоскворечья?

7. На каком основании И. А. Гончаров считал драматургию Островского памятником тысячелетней России?

10. Какую функцию в пьесе выполняют второстепенные персонажи: Кулигин, Феклуша, Кудряш и Варвара?

12. Каков образ города Калинова в драме? Почему его можно назвать сборным городом?

13. Как оценивают нравы города Калинова Кулигин и Феклуша? Чем объясняется различие этих оценок?

Чья точка зрения кажется вам более справедливой?

Чья точка зрения кажется вам более убедительной?

Можно ли найти общность между трактовками пьесы Добролюбовым и А. Григорьевым?

17. Как можно определить основной конфликт пьесы?

20. Какое свойство характера Катерины представляется вам самым важным?

22. Какие символические детали сопровождают и провоцируют признание Катерины в конце четвертого действия? (Напомним, что критики-современники Островского указывали их от пяти до девяти.)

23. Какова символика заглавия пьесы?

24. Кто виновен в гибели Катерины? Возможен ли для Катерины другой выход из создавшегося положения?

25. Изменилось ли что-то в городе после гибели Катерины?

27. Сравните три критических оценки образа героини и основного конфликта пьесы.

М. М. Достоевский. «Гибнет одна Катерина, но она погибла бы и без деспотизма. Это жертва собственной чистоты и своих верований. У избранных натур есть свой фатум. Только он не вне их: они носят его в собственном сердце. Она с каким-то сладострастием, с какой-то удалью думает уже о той минуте, когда все узнают об ее падении и мечтает о сладости всенародно казниться за свой поступок. Какой же после этого деспотизм мог иметь влияние на подобную

Какая точка зрения кажется вам наиболее обоснованной, подтверждающейся текстом пьесы?

Но этот первоначальное значение приобретает дополнительные символические смыслы.

Для Катерины гроза становится знаком душевной катастрофы, связанной с ощущением измены и греха. В этом смысле она похожа на других жителей, однако относит Божью кару не к другим, а к себе.

Катерина вырастает на этой же почве, но попадает в клетку суровых и почти потерявших смысл законов темного царства, запутывается в его сетях, не выдерживает тяжести неволи, ощущения греха и гибнет.

Конфликт пьесы мог показаться исторически исчерпанным, когда женщина получила относительную свободу от мужа, от семьи и сама могла решать свою судьбу.

И в другие эпохи нервный, совестливый, остро чувствующий свое достоинство человек часто оказывается в конфликте с чужим, враждебным, холодным, живущим по бездушным законам миром. Темным царством может оказаться армейская казарма, комната в общежитии или современный офис

С 1859 года для человека, связанного с русской культурой, гроза – не только явление природы, но один из символов России Островского.

Вопросы и задания

1. Какие события в жизни А. Н. Островского в наибольшей степени способствовали приобретению опыта, отраженного в его пьесах?

3. Какую роль в жизни Островского сыграли Гоголь и Аполлон Григорьев?

4. Какому направлению русской мысли были близки взгляды Островского? С кем из русских писателей-современников он был особенно дружен?

5. Какова роль Островского в развитии русского театра? Какой театр стал Домом Островского? Какие преобразования в русском театре наметил Островский в конце жизни?

6. Почему Островского называли Колумбом Замоскворечья?

7. На каком основании И. А. Гончаров считал драматургию Островского памятником тысячелетней России?

10. Какую функцию в пьесе выполняют второстепенные персонажи: Кулигин, Феклуша, Кудряш и Варвара?

12. Каков образ города Калинова в драме? Почему его можно назвать сборным городом?

13. Как оценивают нравы города Калинова Кулигин и Феклуша? Чем объясняется различие этих оценок?

Чья точка зрения кажется вам более справедливой?

Чья точка зрения кажется вам более убедительной?

Можно ли найти общность между трактовками пьесы Добролюбовым и А. Григорьевым?

17. Как можно определить основной конфликт пьесы?

20. Какое свойство характера Катерины представляется вам самым важным?

22. Какие символические детали сопровождают и провоцируют признание Катерины в конце четвертого действия? (Напомним, что критики-современники Островского указывали их от пяти до девяти.)

23. Какова символика заглавия пьесы?

24. Кто виновен в гибели Катерины? Возможен ли для Катерины другой выход из создавшегося положения?

25. Изменилось ли что-то в городе после гибели Катерины?

27. Сравните три критических оценки образа героини и основного конфликта пьесы.

М. М. Достоевский. «Гибнет одна Катерина, но она погибла бы и без деспотизма. Это жертва собственной чистоты и своих верований. У избранных натур есть свой фатум. Только он не вне их: они носят его в собственном сердце. Она с каким-то сладострастием, с какой-то удалью думает уже о той минуте, когда все узнают об ее падении и мечтает о сладости всенародно казниться за свой поступок. Какой же после этого деспотизм мог иметь влияние на подобную

Какая точка зрения кажется вам наиболее обоснованной, подтверждающейся текстом пьесы?


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

В русской мысли нет, пожалуй, более тугого узла, чем взаимоотношения русской философии, русского искусства, русской публицистики и собственно истории России. Трудно подыскать такой период отечественной истории, историческое лицо или исторический факт, который был бы оценен однозначно и не переоценивался неоднократно и в разных направлениях с течением времени. Существовали целые эпохи и великие исторические персонажи, с исключительной силой аккумулировавшие энергию раздора и сшибки враждебных мнений относительно смысла исторического движения нации.

История России никогда не была суммой твердых, спокойно-объективных фактов, но всегда была полем сражения беспокойно-субъективных убеждений. Каждая эпоха судила не только себя самое и эпоху непосредственно предыдущую, но шла куда далее — пересматривала и переписывала более отдаленные времена. Доходило, конечно, и до смешного, когда для доказательства маленькой публицистической мысли поминали всю русскую дорогу чуть ли не от Гостомысла; но в целом современность располагает уникальным материалом для развития интеллекта, желающего узнать, как пишется и переписывается история.

Островский дебютировал как автор исторических хроник из жизни XVII столетия в середине века XIX, в эпоху великих реформ Александра Второго, в разгар крупномасштабных исторических перемен и кардинальных переоценок русского пути.

Было сыграно уже немало драм национального самосознания. В распоряжении драматурга были многочисленные исторические источники, особенно рьяно публиковавшиеся в эпоху реформ. Он был знаком по крайней мере с тремя крупными системами исторических взглядов — с историей России кисти Карамзина, Соловьева, Костомарова; он не мог не знать главные вехи споров о России — философские построения Чаадаева, пушкинский опыт исторической рефлексии, сражения западников и славянофилов.

Потому для того, чтобы увидеть особенность взгляда Островского на отечественную историю, важно выявить момент выбора — выбора описываемой эпохи, выбора фактов, выбора отношения к ним. Определившись на этом пункте, можно попробовать выстроить мнение Островского в виде более или менее цельной историософской системы.

Национальное самообольщение в образе Карамзина и его подражателей сталкивается с национальным самоотрицанием в образе Чаадаева и его последователей. Но подо всем этим как бы разделенным на полюса идеологическим противоречием живет знание и чувство национальной самобытности. У Карамзина она эстетически прекрасна, у Чаадаева этически безобразна. У Пушкина она — источник полноценной жизни и совершенной поэзии.

Дальнейшее развитие русской мысли, как известно, оформилось в раскол и не пошло по пушкинскому пути. Видно, мудрость на Руси доступна лишь гению, да и то не всякому. Чего проще, казалось бы: любовь к отечеству без национального самообольщения, поэтизация русского быта без слащавости и приукрашивания, желание свободы без революционного экстремизма и понимание пороков родной страны без гиперкритицизма… Позволим себе горько усмехнуться…

Разнообразные битвы вокруг добродетелей и пороков русской самобытности украсили умственную жизнь 1830-1840-х годов. Доказательства Чаадаева были признаны, кажется, всеми, но выводы делались противоположные. Если в нашей жизни нет никаких аналогий с общечеловеческим законным развитием, то мы обязаны сделаться людьми и присоединиться как можно скорее к общечеловеческому, то есть западноевропейскому (сие полагалось совпадающим), считало западничество. Если наша жизнь не похожа ни в чем на западноевропейскую, это значит, что мы другие и обязаны беречь и осмысливать свою самобытность и вытекающие отсюда действенные задачи, считало славянофильство. Притом о реформах и личности Петра Великого спор велся так страстно, будто эти реформы были два года, а не полтора столетия назад.

Выступление с историческим сочинением в середине XIX века не было бегством от действительности, продиктованным желанием где-то отдохнуть на исторических просторах от современности, это было решительным действием, обнаруживавшим идейное лицо автора, его мнение о России.

В исторических хрониках Островского нет ни национального самообольщения, ни национального самоотрицания. Он сосредоточивает внимание как раз на эпохе, предшествовавшей появлению Петра Великого, на жизни допетровской Руси, именно той, что служила объектом любовного поклонения славянофилов и предметом резкого отрицания западников. XVII столетие было эпохой единства жизни всех сословий, венцом русской самобытности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Русская литература начала XIX века

Русская литература начала XIX века Вы конечно же понимаете, что разделение литературного процесса на несколько этапов условно. Многие писатели, начав свою творческую деятельность в XVIII столетии, продолжали создавать произведения и после 1800 года, но одних из них мы

Русская литература XX века

Русская литература XX века После победы Октябрьской революции литературная борьба в нашей стране оказалась прочно связанной с борьбой политической. Политические лозунги тесно переплетались с эстетическими. Крайне опасным было и стремление противопоставить

Русская литература XVIII – начала XIX века

Русская литература XVIII – начала XIX века Итак, вы теперь знаете уже очень многое о развитии западноевропейской литературы, о таких явлениях в ней, как Возрождение, классицизм, барокко, сентиментализм… А что же происходило в это время в литературе русской? В ней

Русская литература XVIII века: поэт и гражданин

Русская литература XVIII века: поэт и гражданин С XVIII века русская литература постепенно становится такой, какой мы привыкли видеть ее сегодня.Теперь автор смело ставит имя под и над своими произведениями. Литература перестает быть анонимной.Вымысел не только допускается,

Русская литература первой половины XIX века

Русская поэзия середины XIX века (Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет)

Русская поэзия середины XIX века (Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет) Русская литература всегда была богата поэтическими талантами. Вслед за гениями русской поэзии – Пушкиным и Лермонтовым – в литературу пришли такие поэты, как А. В. Кольцов, И.С. Никитин, А.К. Толстой, К.К.

Приложение. РУССКАЯ СТИХОВАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

Приложение. РУССКАЯ СТИХОВАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА XIX век вместил в себя небывалый взлет отечественной поэзии классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма и только-только зарождающегося модернизма. Каждое направление выработало адекватную своим эстетическим

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

данилушка трепетно относился к природе, дорожил ею, вдумчиво относился к ней. в доказательство этого мы можем вспомнить как наш герой подбирал камень для цветка.

рассказы бабушки, воспитавшей данилушку, играют решающую роль. данилушка и сам по себе " травам-то любопытен - как эту зовут? где растет? какой цветок? старушка ему и рассказывает". у бабушки он учится вниманию к деталям - вспомните, как он делал каменную чашу дурман-цветка, которая вышла совсем как живая. и потом, планируя другую, он приносил домой цветы и растения, пытаясь отыскать самую совершенную модель для своего нового изделия. наконец, именно бабушка вихориха рассказала данилу про каменный цветок.

до похода к прокопьичу мальчик данилушко был слугой да и кем он только не был, но везде его недолюбливали и думали что он не куда не годен. когда он в чем то провинится, его начинали бить, а данилушко терпел и даже не издавал не единого звука. когда он был пастухом, пастух попался добрый и полюбил данилушку и когда однажды коровы разбежались и их начали бить, пастух начал выгораживать данилушку, но мальчик сам признался что виноват он вытерпел все побои . его отправили к прокопьичу потому что приказчик знал, что прокопьич ни кого не жалеет .и будет также бить мальчика. но получилось по другому.

не подвёл старого мастера, когда рассерчавший барин, видевший мальчика каждый день с удочкой, устроил данилушке испытание, а он всё правильно сделал, хоть не учил его прокопьич. старик боялся, что хлипкий, и не ударить, хотел, чтоб сил набрался. после этого сказал, что все свои секреты откроет, ничего не скроет.

мне кажется, что эта фраза: чужое охаять мудрости немного надо ,а свое придумать -не одну ночьку с боку на бок повертишься

о хозяйке медной горы, что она была красивая, владела целой горой но одиночество точит и не такие камни

образ хозяйки горы это олицетворением мощи, богатства и красоты недр уральских гор, которые раскрываются полностью только перед лучшими рабочими и мастерами. и данила как раз и был таковым.

просьба вроде была чтобы хозяйка его отпустила! а она не стремилась этого делать так как любила его и хотела выйти за него замуж. но он так и не хотел забывать про свою настоящую невесту настю и уговорил его отпустить. а за то что данила всё это время не смотря на её преданное оставался верен насте, хозяйка подарила насте малахитовую шкатулку с драгоценностями.

нет предела совершенству, не разбив его он бы вечно работал только над ним и не сделал больше ничего

за годы учёбы в университете были выработаны основы мировоззрения, чернышевский сознательно готовит себя к революционной деятельности, делает первые попытки писать художественные произведения. в 1850 окончив курс кандидатом, получает назначение в саратовскую гимназию и весной 1851приступает к работе. здесь молодой учитель использует свое положение для проповеди революционных идей.

в 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании. организатором одной из попыток освобождения чернышевского из ссылки был г. а. лопатин. в 1875 освободить чернышевского попытался и. н. мышкин. в 1883 чернышевского перевели в астрахань (по некоторым данным, в этот период переписчиком у него работал к. м. фёдоров). хлопотам семьи, в июне 1889 переезжает в саратов, но уже осенью того же года умирает от кровоизлияния в мозг. был похоронен в городе саратове на воскресенском кладбище.

Читайте также: