Какой труд вреден для человека в православии кратко

Обновлено: 03.07.2024

Даром человеку теперь ничего не даётся. Всё, что доставляет телу питание, тепло и уют, добывается напряжённым усилием. С течением времени зарождается культура труда, поэтика труда. Труд из проклятья и тяжкой ноши получает значение положительной ценности, ибо ему человек обязан выживанием.

Правильно ли много работать сегодня, во времена, когда мы уже не изобретаем perpetuum mobile и не возводим корчагинского светлого завтра? Работа – новое "наше всё", принцип наиболее простой и удобной организации во времени и пространстве. Удобной, но для кого и зачем?

Ежедневно, в течение длительного времени в моем дворе бабушка прогуливалась с внучкой. Ребеночек был совсем ещё крохой. Мама, знакомая мне молодая особа, появлялась редко. "Работает, нагрузка большая", – поясняла бабуля и как бы сочувственно вздыхала. За этим следовали сетования на дороговизну жизни, рассказы о хорошем месте бухгалтера в фирме и способностях дочери, из-за которых её ценит начальство.

С течением времени, пока малышка вставала на ноги и училась произносить фразы, в окнах квартиры засверкал пластик, а из мебельного фургона грузчики вынули и подняли наверх кухонный гарнитур и бытовую технику. Бабушка переменилась. На прогулках она выглядела экспертом, говорила чинно и в нос, как бы поневоле снисходя к коллегам по выгулочному цеху.

– Что-то тебя не видно, – бросил я однажды пробегающей мимо бухгалтерше, – прелестная у тебя дочка растет.

– Да, – отвечала она, – работы невпроворот, сижу вечерами.

– А чего делаешь? Коммунизм строишь? – подтрунил я.

– Нет, – рассмеялась она, не проникая впрочем в иронию, – Сейчас годовой отчет, а перед этим налоговая. В общем, голова идет кругом…


Эта сценка не идёт из моей памяти, когда я слышу о проблемах работы и заработка. В том числе и из уст людей православных. Моя мать, вероятно, перечеркнула себе жизнь, отказавшись идти на повышение и оставшись на скромной должности детсадовского воспитателя с 90 рублями. Зато на полдня…

Последнее – возможность проводить время дома – было аргументом и очень весомым. Подумать только, в наши дни это может вызвать ужас: половину времени в доме! Общение с детьми, уроки, домашние дела, уборка, готовка, посуда. Основное преимущество работы как раз в том, чтобы не приходилось думать ни о чём больше. Я на работе и – баста! Я делаю то же, что делают все остальные.

Думаете, отчего нам так сложно дается рождение детей? Откуда потом все проблемы со школой? А почему даже в морозный январь старые лыжи остаются задвинуты на глубину антресолей? И приходская жизнь отчего замирает с воскресным отпустом? Правильно. Все потому, что все упомянутые вещи крайне вредны и противопоказаны:

б) для отдыха после нее.

Я не собираюсь преуменьшать ценность общественного труда и рисовать пасторали. Прекрасен порыв учёного и конструктора, исполнены благородства служения врача и учителя. Сам автор данных строк наверняка не сделал бы многого без профессионального увлечения, так что свеча в одиноком окне, бывает, не гаснет до утра. Однако, "работа" как феномен общественного сознания, как социологический маркер – это нечто особенное. Преимущественная самоидентификация по полу, профессии и служебному положению неоднократно отмечалась социологами. "Работа" есть центр и скрепа; место, через которое, как через символическую пуповину, современный человек прикрепляется к жизни, воспринимает действительность, обменивается с нею энергиями. "Работа" теснит дом, родных и друзей из числа жизненных приоритетов. От "работы" как от базовой категории современный человек исчисляет жизненные пропорции; вне отнесения себя к конкретной вакансии-должности он ощущает себя пораженным, дезориентированным, стоящим как бы вне существующего миропорядка.

На практике смещение акцентов выглядит так, что семья из провинции в поисках работы готова уехать в столицу, в перспективу, исполненную рисков, но не решает вопрос занятости на своей малой родине тем или иным способом, опираясь на обжитое место и налаженные связи. Нередки примеры, когда в семьях, не испытывающих материальных затруднений, женщина отправляется на работу, оправдывая это теми или другими причинами. Хотя настоящая причина проста: без работы не знаешь, что делать… У себя в доме, на своей территории наш современник оказывается неспособен как следует развернуться душой, ощутить себя в роли ответственного лица, творца и хозяина. Домашнюю роль не поставишь в один ряд со служебной. В доме я кто? Кухарка и поломойка? Забиватель гвоздей и сантехник? А там я – начальник отдела! Сравнения, как говорится, излишни…

Чем же чревато подобное положение и почему нельзя удовлетвориться тем, каким образом в настоящий момент решаются вопросы о заработке и занятости?

Первое неприемлемое – это, конечно, "самоидентификация через работу". Печально видеть, когда мирская табель о рангах переносится и на церковную реальность. Волей-неволей мы привыкаем к тому, что человек, приезжающий к храму на дорогой автомашине, считается более благополучным и состоявшимся, нежели многие. Волей-неволей в компании собратьев мы опускаем разговоры о вере и предпочитаем мирские темы, в которых важнейшую роль играют работа и приобретения.

Для Церкви было бы странно возражать против стремления к большему благополучию. В каждом примере замучишься объяснять: чем вредна для души замена изношенных "Жигулей" на новенькую иномарку. Пожалуй, в смене "Жигулей" нет ничего предосудительного, когда перед нами стоит четкое представление о христианской жизни, а жизнь в семье, церковной общине наполнена, развернута в разнообразных активности и взаимосвязях. Не возникает двух мнений, что считать главным, а что вспомогательным, второстепенным. Но поскольку образ христианской жизни размыт, а давление мира нарастает, стремление к заработку и приобретениям означает секуляризацию и откат к массовому мировосприятию.

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ
1. Представьте свод пословиц и поговорок о труде, которые вы подобрали.
2. Когда вы получаете большую радость – когда вам дарят готовую игрушку или угощение, или когда вы их делаете сами?
3. Слышал ли ты библейские имена первых людей?

ВРЕЗКА
Библия много говорит о справедливом воздаянии за труд:
«Кто пашет, должен пахать с надеждою… Не обижай наемника. В тот же день отдай плату его, чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха… Горе тому, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его… Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа".
Тот, кто задерживает заработную плату работникам, кто понуждает людей работать за гроши и жить впроголодь, поступает не по-христиански. Также неправ хозяин, заставляющий работать людей без отдыха и без выходных.

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ
Узнай побольше о князе Александре Невском

Адам и Ева у древа познания (Адам и Ева. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 50-60-е гг. XII в. Фрагмент.)



Первая борозда



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Христианин в труде"

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Николай Заболоцкий


Сначала Библия говорит о том, как трудился Бог, создавая наш мир, а потом о том, как Бог призвал к труду человека. Первые люди (Адам и Ева) были поселены в райском саду. Это был уголок земли, где звери слушались людей и не было смерти.

Заповедь труда была дана среди четырёх заповедей:

В православии пост — это временное воздержание от чего-то хорошего ради того, чтобы приобрести нечто лучшее. Пост и труд понятия близкие, так как они приводят человека к равновесию, дают возможность совершенствовать внутренний мир. Пост — это ещё и внутренняя сосредоточенность, готовность дать отпор врагу — собственным грехам и страстям.

Поэтому нельзя поститься (то есть временно удерживаться) от зависти: зависть всегда плоха. Но можно некоторое время воздерживаться от сладостей (которые после поста станут ещё вкуснее).


Но вместо пути труда человек предпочёл пойти путём магии. Мол, просто съем этот плод — и сразу стану мудрым. Однако мудрость входит в человека не через рот. И мудрость никогда не даётся без труда и опыта.


Теперь даром человеку ничего не даётся. Всё, что доставляет телу питание, тепло и уют, добывается напряжённым усилием. С течением времени зарождается культура труда, поэтика труда. Труд из проклятия и тяжкой ноши получает значение положительной ценности, ибо ему человек обязан выживанием.

Не всякий труд хорош. Если человек работает только для своего обогащения — такой труд не приближает человека к Богу. Дурной оказывается и такая работа, которая приводит к горю людей. Вот некий человек немало потрудился, создавая отмычки к замкам.

открывает казино или клубы игровых автоматов. Если же человек работает, принося пользу людям, его труд радует и Бога. Христианин считает, что весь его рабочий день проходит перед Божьим взором, и потому старается работать честно.


Они знали, что никто из людей не увидит деталей их труда на такой высоте. Но они верили в то, что их труд видит Бог. И поэтому не позволяли себе лениться.

У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему — корова, ну а самому младшему — топор с рукавицами.

Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил вместе с женой и детьми в своём доме. Средний сын решил продавать молоко. А младшему достался самый тяжёлый труд — работать топором.

Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать всё меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.

Итак, с христианской точки зрения, труд — это не просто

средство пропитания (хотя очень точны слова апостола Павла:

Труд — это ещё и то лекарство, которое прописано человечеству Богом. Труд даёт человеку опыт, знания, закаляет его характер. Библия много говорит о справедливом воздаянии за труд: «Кто пашет, должен пахать с надеждою. Не обижай наёмника. В тот же день отдай плату его, чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха. Горе тому, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдаёт ему платы его. Вот плата, удержанная


Его приказания исполнялись беспрекословно. Но ничто не могло смягчить сердце богача: ему казалось, что работа плохо спорится, здание слишком медленно воздвигается и, когда наступал час расплаты с рабочими, он с тяжёлым сердцем открывал свой кошелёк и нехотя отсчитывал деньги, сожалея о своей затее и считая деньги истраченными впустую.

И когда однажды он, изнемогая, обессиленный упал на землю и услышал над собой ругань бессердечного хозяина, только тогда он понял, как безжалостны и бессовестны богачи и на какую горькую судьбу обречены труженики. И понял он великую правду жизни, ту правду, которую не мог постигнуть, будучи богатым.
Вот и Библия говорит нам, что тот, кто задерживает заработную плату работникам, кто понуждает людей работать за гроши и жить впроголодь, поступает не по-христиански. Также не прав хозяин, заставляющий работать людей без отдыха и без выходных.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

Труд – 1) созна­тель­ная, целе­со­об­раз­ная дея­тель­ность, направ­лен­ная на улуч­ше­ние усло­вий жизни, физи­че­ское или духов­ное само­со­вер­шен­ство­ва­ние; 2) какая-либо дея­тель­ность, работа вообще, в том числе бес­смыс­лен­ная; 3) усилие, направ­лен­ное на дости­же­ние опре­де­лен­ного (жела­е­мого, пред­по­ла­га­е­мого, иско­мого, тре­бу­е­мого, задан­ного) резуль­тата.

Труд служит сред­ством про­пи­та­ния и мате­ри­аль­ного обес­пе­че­ния, мило­стыни, реа­ли­за­ции твор­че­ских спо­соб­но­стей чело­века, лекар­ством от лени и уныния, вос­пи­та­те­лем в доб­ро­де­те­лях.

Трудолю́бие – доб­ро­де­тель, любовь к труду, жела­ние ста­ра­тельно и доб­ро­со­вестно тру­диться во благо себе и ближ­нему.

trud trudoljubie - Труд, Трудолюбие

Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник писал, что нужно каждое дело вос­при­ни­мать, как данное Богом, тогда уйдут сует­ли­вость, мно­го­за­бот­ли­вость и нера­де­ние о делах домаш­них и обще­ствен­ных.

При­но­сит ли пользу обще­ству мона­ше­ский труд?

На про­тя­же­нии исто­рии раз­ви­тия мона­ше­ства в адрес мона­хов со сто­роны мирян выска­зы­ва­лись раз­лич­ные мнения. В целом их можно объ­еди­нить и сгруп­пи­ро­вать по трём направ­ле­ниям.

Другие отно­си­лись к мона­ше­ству более или менее ней­трально — мол, ну хочется им жить, так, как живут, да и пускай себе живут; разве они кому-нибудь мешают? Многие совре­мен­ные про­те­станты испы­ты­вают к мона­ше­ству­ю­щим именно эти чув­ства.

Нако­нец, в число пред­ста­ви­те­лей тре­тьего направ­ле­ния входят те, кто имеет остро-нега­тив­ное мнение о мона­хах и мона­сты­рях. Одним из цен­траль­ных пунк­тов недо­воль­ства мона­ше­ством служит ложное предубеж­де­ние, что якобы монахи живут обособ­лен­ной внут­рен­ней жизнью и никак не участ­вуют в раз­ви­тии обще­ства (а если и участ­вуют, то их роль мини­мальна).

В свое время Петр I, радея о госу­дар­ствен­ных инте­ре­сах, обязал мона­стыр­ское руко­вод­ство при­ни­мать боль­ных или уво­лен­ных со службы солдат, не спо­соб­ных к труду, а также — бед­ня­ков, пове­лел стро­ить лечеб­ницы. В прав­ле­ние Ели­за­веты оби­тели тоже исполь­зо­ва­лись для раз­ме­ще­ния отстав­ных воен­но­слу­жа­щих.

Кроме того, при Петре I была огра­ни­чена сама воз­мож­ность вступ­ле­ния в мона­ше­ство. Так, мужчин доз­во­ля­лось постри­гать не ранее дости­же­ния ими трид­ца­ти­лет­него воз­раста, а женщин — не ранее пяти­де­сяти-шести­де­ся­ти­лет­него. Воз­мож­ность стро­и­тель­ства новых оби­те­лей была постав­лена в зави­си­мость от про­из­во­ле­ния царя.

Нема­лый урон был нане­сен мона­ше­ству во вре­мена Совет­ской власти. Впро­чем, тогда это было свя­зано с общим отно­ше­нием госу­дар­ства к рели­гии.

Что можно отве­тить тем, кто и искренне пола­гает, что монахи не вносят вклад в обще­ствен­ную жизнь, а осо­бенно тем, кто счи­тает их туне­яд­цами и без­дель­ни­ками?

Во-первых, мона­ше­ская жизнь — тяже­лей­ший труд. Этот труд осно­ван на любви к Богу и к ближ­ним, ведь именно к этому при­зы­вал нас Хри­стос ( Мф.22:37-39 ). Стало быть, испол­не­ние запо­веди о любви к ближ­ним стоит в числе важ­ней­ших мона­ше­ских при­о­ри­те­тов. Поскольку монах, следуя при­зыву Христа, с любо­вью отно­сится к ближ­ним, постольку с любо­вью и молится за них. В свою оче­редь Бог, отве­чая на эти молитвы, низ­во­дит бла­го­сло­ве­ния на людей, в обще­ство, в мир.

Во-вторых, дея­тель­ность мона­сты­рей отра­жа­ется в жизни обще­ства и в более зримых вещах. Так, в исто­ри­че­ском про­шлом ново­об­ра­зо­ван­ные мона­стыри ста­но­ви­лись цен­трами, вокруг кото­рых, впо­след­ствии, фор­ми­ро­ва­лись новые посе­ле­ния, обу­стра­и­ва­лись города. В эпоху мало­гра­мот­но­сти насе­ле­ния мона­ше­ские оби­тели нередко играли роль мест­ных обра­зо­ва­тель­ных цен­тров. В неуро­жай­ные годы мона­стыри помо­гали нуж­дав­шимся людям про­дук­тами и кровом, а во время наше­ствий врага — креп­кими сте­нами. В насто­я­щее время монахи, помимо про­чего, участ­вуют в про­све­ти­тель­ской и мис­си­о­нер­ской работе, чем, опять же, спо­соб­ствуют раз­ви­тию обще­ства.

Явля­ется ли труд изна­чаль­ным пред­ме­том Боже­ствен­ных бла­го­сло­ве­ний или он вошёл в чело­ве­че­скую жизнь вслед­ствие гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей?

Бла­го­сло­ве­ние Божье на труд было дано пра­ро­ди­те­лям ещё до того, как они согре­шили: тогда, когда они пре­бы­вали в состо­я­нии сча­стья и жили в Раю.

Одним из первых тру­до­вых зада­ний, пору­чен­ных Богом Адаму, было дать имена всем живот­ным ( Быт.2:19 ); другим зада­нием было хра­нить и воз­де­лы­вать сад ( Быт.2:15 ).

Разу­ме­ется, при­зы­вая пер­во­здан­ного чело­веку к труду, Бог не имел в виду лишить его радо­сти сво­бод­ного твор­че­ства. Замыс­лом Божьим пред­по­ла­га­лось, что труд, к кото­рому был при­зван чело­век, будет ему в радость. Но глав­ное, преду­смат­ри­ва­лось, что труд будет спо­соб­ство­вать рас­кры­тию твор­че­ского потен­ци­ала людей, слу­жить сред­ством для луч­шего рас­кры­тия в них черт образа Божьего.

Помимо того, что при­об­щив­шись ко злу, чело­век был постав­лен в зави­си­мость от обре­ме­ни­тель­ного труда ради обес­пе­че­ния теку­щих жиз­нен­ных нужд, труд стал необ­хо­ди­мым усло­вием и для борьбы с грехом.

Если пер­во­здан­ный Адам, для того, чтобы жить вне греха, не имел необ­хо­ди­мо­сти ни в борьбе со стра­стями, ни в борьбе с гре­хов­ными помыс­лами, то все его потомки (исклю­че­ние — Гос­подь Иисус Хри­стос) были обу­слов­лены такой зави­си­мо­стью.

В насто­я­щее время труд тоже может быть в радость. Важно, чтобы он был направ­лен не на зло, но на добро.

Читайте также: