Какой тип школ входил в систему средневекового европейского образования цеховые

Обновлено: 04.07.2024

Европейское Средневековье началось в 476 году, когда Римская империя пала под натиском германских племен. В это время на смену рабовладельческому обществу пришло новое общество с феодальными условиями, оплотом которого было христианство. Средневековье охватывало двенадцать столетий.

Средние века условно делятся на три периода:

У-Х вв. — Раннее Средневековье;

Х1-Х1П века — Высокое Средневековье;

XIV-XVII вв. — Позднее Средневековье, более известное как Ренессанс или Возрождение.

Характер и формы средневекового образования и обучения определялись доминирующим положением религии и церкви в обществе. Католическая церковь, интеллектуальный центр Средневековья, официально отвергла старую образовательную традицию. Однако среди христианских богословов и монахов было много сторонников греко-римского образования.

Схоластика, форма религиозной философии, внесла значительный вклад в развитие педагогической мысли в раннем Средневековье. Его центральной проблемой была связь между светскими знаниями и христианской верой. Схоластика сыграла важную роль в культурной преемственности от античности через Средние века к современности. Она способствовала повышению статуса образованного человека в средневековом обществе, определяла содержание и методы средневекового образования, поднимала престиж образования и учителя. Воспитание и школа в странах западной Европы в эпоху раннего средневековья.

Воспитание и школа в странах западной Европы в эпоху раннего средневековья - Характеристика и виды воспитания и образования эпохи раннего средневековья

Характеристика и виды воспитания и образования эпохи раннего средневековья

Средневековье — это значительный исторический период в истории человеческой цивилизации, который следует за античностью и предшествует современности, охватывая период от падения Западной Римской империи в 476 году до 17 века. Этот период очень важен для человечества, потому что в это время утвердилось христианство, возникли и утвердились в Европе новые государства, были созданы новые шедевры культуры и искусства и, конечно же, были разработаны новые системы образования и воспитания, сочетающие духовное развитие с нравственным. Средние века делятся на три периода: Раннее средневековье — V-X века, Развитое средневековье — XI-XIV века и Позднее средневековье — XIV-XVII века.

Период раннего Средневековья характеризуется смешением античной, языческой (варварской) и христианской культуры, что нашло отражение в способах воспитания и обучения. Несмотря на то, что первым двум старательно противостояло христианство, они все равно существовали.

Варварская традиция семейного воспитания все еще преобладала. Дольше всего он сохранился у скандинавов, где был единственным. До семилетнего возраста детей воспитывали матери. После достижения семилетнего возраста мальчиков отдавали на попечение всех мужчин семьи. Мальчики получали физическое образование и одновременно готовились к профессии воина и земледельца. Семейное образование осталось на земле остготов, их король Теодерик (454-526) в то время выступал против исключительно интеллектуального образования и рекомендовал не забывать о физической и военной подготовке. Считалось, что у народов северной и восточной Европы, где идеалом было как физическое, так и духовное воспитание, только старейшины семьи могли обучать интеллектуальным наукам: Генеалогия, мифология, руническое письмо, варварское право. Идеальными добродетелями были: работа с металлами, стрельба из лука, владение мечом и копьем, катание на лыжах и знание поэзии, рун, игры на арфе и шахмат. Семейное воспитание давало лишь основы образования, но даже этим ограничивалось большинство людей в Европе.

Семейное воспитание было единственным для девочек, которых матери учили, как вести домашнее хозяйство и зарабатывать на жизнь. Дочери феодалов также могли получить образование в женских монастырях, где они обучались чтению, письму, рукоделию, домоводству и ткачеству в религиозном духе, или дома под руководством учителя-монаха. Не было обучения чтению и письму, хотя девочки из знатных семей обычно получали более широкое образование, изучая латынь и греческий, поэзию, стихи, танцы, пение, игру на музыкальных инструментах.

Мальчики же, напротив, в более старшем возрасте могли продолжать образование вне семьи. Александр Джуринский различал две формы семейного воспитания: ученичество и рыцарство. Первая форма была распространена среди ремесленников. Она заключалась в том, что мальчика отдавали в обучение ремесленнику, который, помимо него, обучал еще одного — двух подмастерьев, а тот обучал мальчика своему ремеслу. Платой за ученичество была работа ученика на ферме. Ученичество длилось 7-8 лет, после чего ученик становился подмастерьем и мог получать деньги за свою работу. Затем, освоив профессию, подмастерье мог стать индивидуальным предпринимателем. При такой форме обучения подмастерье либо обучался грамоте у самого ремесленника, либо ему разрешалось посещать специальную школу.

Структура, классификация и система образования и воспитания церковных школ

Церковные школы делились на внутренние, где готовились к монашеству, и внешние, где обучались обычные дети. Как и в других школах, там могли учиться только мальчики 7-10 лет. В духовных школах нравственное воспитание было аскетичным, учеников учили отказу от благ, посту. В то же время духовное образование не считалось приоритетным. Существовало три основных уровня образования: начальный, где изучались пение, арифметика, письмо и чтение; средний, где изучался тривиум (риторика, диалектика и грамматика); и высший, где изучался квадриум (геометрия, арифметика, астрономия и музыка). Но, как отмечают исследователи М.А. Мазалова и Т.А. Уракова, все дисциплины вел один учитель, кроме пения. Пением руководил специальный учитель — кантор. Кроме того, в церковных школах существовала должность циркуляра, следящего за порядком и дисциплиной.

Высших учебных заведений было всего несколько, и они находились в основном в Англии, Шотландии и Ирландии. Их обучали по программе семи свободных искусств, придуманной Боэцием, Кассиодором и другими, в которую входили: грамматика, диалектика, география, риторика, музыка, арифметика и астрономия. Особое внимание уделялось грамматике и музыке как основным наукам для священнослужителей.

Грамматика изучалась на латыни по учебникам Алкуина, Доната и многих других. Они также изучали поэзию, литературу, изучали труды как христианских (Седулий, Пруденций), так и античных деятелей (Сенека, Катон). То же самое касалось диалектики и риторики, которые изучались одновременно по трудам Аристотеля, Цицерона, а также Августина Блаженного и Алкуина. Так же плохо обстояло дело с изучением географии и геометрии. Точно так же, поскольку оба они изучались с помощью чисел, определите с их помощью обитаемое пространство и геометрические фигуры. И плохо, потому что материала для их изучения было крайне мало, учителей не хватало, и поэтому изучали в основном их: Геометрия — по сохранившимся трудам Евклида, а география — по арабским источникам. Географические открытия того времени, такие как путешествие викингов в Северную Америку в 985 году, были неизвестны.

Астрономия также изучалась по арабским источникам и использовалась в основном для вычисления дат многочисленных церковных праздников и для изучения птолемеевской системы мира.

Музыку изучали как светскую, так и духовную, символизирующую единство общества и Бога, человека и природы. Его изучали по записям, написанным буквами алфавита.

Всем предметам был придан религиозный и мистический характер.

Кроме того, церковные школы делились на епископальные и монастырские:

В раннем Средневековье были созданы первые церковные школы для так называемых катехуменов — людей, которые еще не были крещены, но уже изучали основы и доктрины веры и стремились стать членами христианской общины. В этих школах основными предметами были изучение христианской морали и различных псалмов. Позже в школах были введены катехизические чтения, а сами школы стали называться катехизическими. Позже уровень образования в этих школах вырос, и они стали не только готовить будущих церковнослужителей, но и давать детям всех сословий общее образование по всем предметам. В конечном итоге эти школы образовали Епископальные школы, другое их название — Соборные школы, так как они были созданы при кафедре городского собора. Епископальные школы были основным типом, пока в IX веке их не заменили монастырские школы. Но в X-XII веке они вновь появились в разных городах: Париж, Реймс, Верден и т.д. А в начале VII в.

Схоластическая система образования

Появление и развитие схоластики привело к упадку раннесредневековой церковной школы: Появление и развитие городских школ связано со схоластикой, поскольку с ростом городов увеличивалось число горожан и потребность в светски образованных людях. Городские школы давали образование, которое носило прикладной и светский характер. Их ученики жили и учились вне церквей и монастырей. Директором школы был ректор, а нанятые им преподаватели были выходцами из духовенства и университета. Городские школы были двух типов: Арифметические школы, которые давали начальное образование и готовили к поступлению во второй тип, латинские школы, более высокого уровня.

Схоластические школы изменили характер образования. Сохранив тривиум и квадриум, логика и латынь заменили грамматику и риторику, а формальный логический элемент в образовании был увеличен. Схоласты отстаивали идею начала образования как можно раньше, и поэтому изменили структуру образования: отныне средние и старшие школы создавались при монастырях. Теперь образование длилось 6-8 лет, сначала философия, потом богословие, история церкви и право, затем углубленное богословие. После средней школы человек поступал в старшую школу, где изучались те же предметы, но на более глубоком уровне. Все обучение длилось 13-16 лет, а по окончании они получали высшую степень бакалавра.

Французский педагог-богослов Пьер Абеляр (1079—1142) внес большой вклад в развитие схоластики. Он также стремился сочетать разум с верой, учил, что высокого социального статуса можно достичь через образование; вдохновлял на творчество, считая, что знания достигаются через самостоятельную работу; учил искусству дебатов и логике рассуждений.

Помимо Абеляра, в раннем Средневековье появилось много других просветителей и теологов, которых можно назвать предшественниками Ренессанса. Ведь каждый из них внес свой вклад в развитие образования.

Средневековые университеты

Для университетов была характерна растущая специализация. Так, Сорбонна специализировалась на философии и теологии, Оксфорд — на каноническом праве, Орлеан — на гражданском праве, испанские университеты — на естественных и точных науках, итальянские университеты — на римском праве.
Существовало два типа университетов: южные и северные, в зависимости от того, кому принадлежала власть в университетах, студентам или профессорам.

Южный тип, олицетворением которого является Болонский университет, который был основан как студенческий союз для защиты приезжих студентов-юристов. Здесь профессора не имели власти, а студенты не были обязаны им подчиняться.

Студенты-медики изучали труды Гиппократа, Галена, Авиценны и др. Они также учились четыре года, после чего становились бакалаврами, после чего два года практиковали под руководством магистра, а затем, после сдачи экзаменов, могли стать лиценциатами. В медицине в это время произошел большой прорыв в плане изучения строения человеческого тела, поскольку ранее церковь запрещала вскрытие трупов (даже преступников), что влияло на познание человеческого тела.
Образовательная программа студентов факультета искусств была сосредоточена на тривиуме и квадриуме, с особым акцентом на астрономию и геометрию. Впоследствии изучались также схоластика, философия, труды Аристотеля по метафизике, этике и логике. После двух лет обучения студенты становятся бакалаврами, а после 3-10 лет обучения — магистрами.
Конечной целью университетского образования является получение ученой степени.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

В XII – XV вв. система школьного образования средневековой Европы несколько видоизменяется. Связано это было, прежде всего, с созданием светских учебных заведений: городских школ и университетов. Рост городов, урбанизация, укрепление социальных позиций горожан позволяли открывать учебные заведения, которые отвечали насущным жизненным потребностям населения. Первые городские школы возникают практически во всех европейских городах: в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Любеке, Гамбурге и т. д. и появляются несколькими способами. Многие городские школы были организованы по инициативе городских магистратов и преобразованы из прежних приходских школ. Эти школы обслуживали детей высших сословий. Преподавали в них светские учителя. Выпускники этих школ приобретали навыки чтения, письма, счета, немного грамматики. Этих знаний было достаточно, чтобы получить звание клирика, что позволяло в будущем быть учителем или священнослужителем. Также городские школы рождались из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ, школ счета для детей торговцев и ремесленников.

Цеховые школы возникали для детей ремесленников и на средства цехов и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Обучение в этих школах велось на родном и латинском языках.



В XII – XV вв. система школьного образования средневековой Европы несколько видоизменяется. Связано это было, прежде всего, с созданием светских учебных заведений: городских школ и университетов. Рост городов, урбанизация, укрепление социальных позиций горожан позволяли открывать учебные заведения, которые отвечали насущным жизненным потребностям населения. Первые городские школы возникают практически во всех европейских городах: в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Любеке, Гамбурге и т. д. и появляются несколькими способами. Многие городские школы были организованы по инициативе городских магистратов и преобразованы из прежних приходских школ. Эти школы обслуживали детей высших сословий. Преподавали в них светские учителя. Выпускники этих школ приобретали навыки чтения, письма, счета, немного грамматики. Этих знаний было достаточно, чтобы получить звание клирика, что позволяло в будущем быть учителем или священнослужителем. Также городские школы рождались из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ, школ счета для детей торговцев и ремесленников.

Цеховые школы возникали для детей ремесленников и на средства цехов и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Обучение в этих школах велось на родном и латинском языках.

начальные общеобразовательные школы, существовавшие в средневековых городах Западной Европы для сыновей ремесленников. Возникли в связи с тем, что господствовавшая церковная школа не удовлетворяла потребностей ремесленных Цехов в начальном образовании. Ц. ш. получили большое распространение в 13—14 вв. Они открывались по инициативе цехов и содержались за их счёт, с родителей учащихся взималась плата за обучение. В них главное внимание уделялось обучению чтению, письму и счёту, а также элементам геометрии и естествознания. Преподавание в Ц. ш. велось на родном языке. В 15—16 вв. они, объединяясь с гильдейскими школами (См. Гильдейские школы), превращались в городские (магистратские) школы, содержавшиеся городскими самоуправлениями.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Цеховые школы" в других словарях:

ЦЕХОВЫЕ ШКОЛЫ — начальные общеобразовательные школы для сыновей ремесленников в городах Зап. Европы. Открывались в 13 14 вв. цехами, с 15 в. объединены с гильдейскими школами … Большой Энциклопедический словарь

цеховые школы — начальные общеобразовательные школы для сыновей ремесленников в городах Западной Европы. Открывались в XIII XIV вв. цехами, с XV в. объединены с гильдейскими школами. * * * ЦЕХОВЫЕ ШКОЛЫ ЦЕХОВЫЕ ШКОЛЫ, начальные общеобразовательные школы для… … Энциклопедический словарь

Цеховые школы — начальные платные школы, которые открывались цехами для сыновей ремесленников в Зап. Европе в XIII XIV вв. Возникли из за неудовлетворенности цехов постановкой образования в церк. школах, в которых главное внимание уделялось вероучению. Программа … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Цеховые школы — (от нем. Zeche цех) начальные училища в городах Западной Европы в 13 14 вв., открывались и содержались ремесленными цехами. Обучали чтению, письму, счёту, началам геометрии и естествознания. Преподавание велось на родном языке. В 15 16 вв.… … Педагогический терминологический словарь

ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ — элементарные или средние уч. заведения в Европе, создававшиеся по инициативе и при поддержке бюргерства (в Германии и Шотландии бюргерские школы). Возникли в 13 в. в связи с потребностью гор. населения в спец. практич. образовании, гл. обр. на… … Российская педагогическая энциклопедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

АВСТРИЯ — (Österreich), Австрийская Республика, гос во в Центр. Европе. Федеративная республика. Пл. 83,8 тыс. км2. Нас. 7,6 млн. чел. (1986). Гос. яз. немецкий. Столица Вена. С распространением христианства в придунайских и альпийских землях стали… … Российская педагогическая энциклопедия

ИТАЛИЯ — (Italia), Итальянская Республика (Repubblica Italiana), гос во на юге Европы. Пл. 301,2 тыс. км2. Нас. 57,5 млн. чел. (1990). Офиц. яз. итальянский. Столица Рим. История нар. образования на терр. совр. И. уходит своими корнями в эпоху Рим.… … Российская педагогическая энциклопедия

АВСТРИЯ, Австрийская Республика — гос во в Центр. Европе. Федеративная республика. Пл. 83,8 тыс. км2. Нас. 7,6 млн. чел. (1986). Гос. яз. немецкий. Столица Вена. С распространением христианства в придунайских и альпийских землях стали создаваться монастырские школы, соборные… … Российская педагогическая энциклопедия

Югославия — (Jugoslavija, Jyгославиja) Социалистическая Федеративная Республика Югославия, СФРЮ (Socialistička Federativna Republika Jugoslavija, Социjaлистичка Федеративна Република Jyгославиja). I. Общие сведения Ю.… … Большая советская энциклопедия

В средние века (V – XVII) облик западноевропейского общества, его культуры, педагогики и образования существенно изменился по сравнению с античной эпохой. Это объяснялось и утверждением нового типа социально-экономических отношений, и новыми формами государственности, и трансформацией культуры на основе на основе проникновения религиозной идеологии христианства.

Философско-педагогическая мысль раннего средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.

В педагогике раннего средневековья господствовал элемент авторитарности и усредненности верующей личности. Многие идеологи христианства открыто демонстрировали враждебность к идеалам античного воспитания, требуя устранить из программы образования греко-римскую литературу. Они считали, что образцом воспитания могло быть лишь монашество, которое получило заметное распространение в раннесредневековую эпоху.

Аскетизм, усердное чтение религиозной литературы, устранение пристрастия к земным благам, самоконтроль желаний, мыслей и поступков – вот основные человеческие добродетели, присущие средневековому идеалу воспитания.

В средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ: монастырские школы, епископальные (кафедральные) и приходские школы. Основная цель всех типов школ состояла в подготовке духовенства. Они были доступны, прежде всего, высшим сословиям средневекового общества.

Монастырские школы организовывались при монастырях, в них учились мальчики 7-10 лет, которых родители обрекали на будущее монашество. Затем монастырские школы разделились на внутренние (для будущих монахов) и внешние (для приходящих мирян). В качестве учителей выступали образованные монахи. Монастырские школы были хорошо снабжены рукописными книгами. В них преподавались грамматика, риторика, диалектика, позже арифметика, геометрия, геометрия, астрономия и теория музыки.

Епископальные (кафедральные) школы открывались в церковных центрах, местопребывания главы епархии. Содержание обучения в них было по тем временам довольно высоким. Помимо чтения, письма, счета и закона Божия, изучались грамматика, риторика и диалектика (трехпутье), а в отдельных сверх этого – арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки (четырехпутье). Наиболее известными были школы в Сен-Жермене, Туре (Франция), Люттихе (Бельгия), Галле, Рейхене, Фульде (Германия) и ряд других городах.

Приходские школы были самыми распространенными. Школы размещались в доме священника или в церковной сторожке. Их посещали небольшие группы мальчиков, где за небольшую плату священник либо причетник обучал детей закону Божию на латинском языке, письму и церковному пению. Этот тип школ был бессистемным и наименее организованным.

Грамматика являлась главным учебным предметом. Она сводилась к разучиванию грамматических форм латинского языка и к заучиванию отдельных грамматических форм и оборотов религиозно-мистического значения.

Изучение латыни начиналось с элементарных правил и освоения простейших фраз. На овладение техникой чтения уходило два или три года. Техника письма была также очень сложной.

После освоения грамматики переходили к изучению литературы. Выбор литературы был крайне консервативен. Сначала читали короткие литературные стихотворения, а затем приступали к правилам стихосложения. Классическая греческая литература изучалась в латинских переводах, поскольку греческий язык исчез из школьной программы.

Диалектика и риторика изучались одновременно. Первая учила правильно мыслить, строить аргументы и доказательства. Вторая – правильно строить фразы, искусству красноречия, которое ценилось у священнослужителей и аристократии. При изучении философии и диалектики опирались на произведения Аристотеля и святого Августина.

Астрономия являлась прикладной наукой, связанной с вычислениями многочисленных церковных праздников. Музыке обучали с помощью нот, обозначенных с помощью букв алфавита. Линейная нотная грамота появилась в 1030 г.

Основная часть населения не получала даже минимального образования в школах. Дети воспитывались своими родителями в семье и в повседневном труде.

К началу XI века особую роль стала играть трехчленная система разделения труда (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII веке совловная структура оказалась еще более дифференцированной. Каждое сословие наделялось определенными добродетелями. Добродетелями крестьянства считались трудолюбие, аристократии – доблесть, духовенства – благочестие и пр. Так, общество составило перечень социально-культурных типов, которые должна была воспроизводить определенная система образования.

Однако ученый мир раннего Средневековья не вычеркнул полностью античные традиции. Они были использованы религиозными и педагогическими деятелями XII – XIII вв. при обосновании иной системы обучения и воспитания.

В XII – XIII вв. в западноевропейской педагогической мысли происходят заметные сдвиги, отражающие общую динамику Западной цивилизации. На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего средневековья выделяются мыслители, которых можно считать провозвестниками эпохи Возрождения. К таким фигурам можно отнести Фому Аквинского, Гуго Сен-Викторского, Пьера Абеляра, Винсента де Бове и других.

Схоластика (в переводе с греч. – scholasticos – школьный) средневековая школьная философия, представители которой – схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античных философов Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого схоластика приспосабливала к своим целям.

Чтение и письмо были не обязательными для рыцаря, многие из них в период раннего средневековья были неграмотны.

До семи лет старший сын феодала воспитывался в семье. С 7 до 14 лет он направлялся в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену) и выполнял обязанности пажа на женской половине при супруге сюзерена.

С 14 до 21 года юноша становился оруженосцем сюзерена и переходил на мужскую половину замка. Он сопровождал сюзерена на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и других важных мероприятиях. Пажи и оруженосцы должны были освоить основные воинские профессиональные умения, знание этикета и религиозные догмы.

В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечом.

Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов.

В XII – XV вв. система школьного образования средневековой Европы несколько видоизменяется. Связано это было, прежде всего, с созданием светских учебных заведений: городских школ и университетов. Рост городов, урбанизация, укрепление социальных позиций горожан позволяли открывать учебные заведения, которые отвечали насущным жизненным потребностям населения.

Первые городские школы возникают практически во всех европейских городах: в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Любеке, Гамбурге и т. д. и появляются несколькими способами.

Многие городские школы были организованы по инициативе городских магистратов и преобразованы из прежних приходских школ. Эти школы обслуживали детей высших сословий. Преподавали в них светские учителя. Выпускники этих школ приобретали навыки чтения, письма, счета, немного грамматики. Этих знаний было достаточно, чтобы получить звание клирика, что позволяло в будущем быть учителем или священнослужителем.

Также городские школы рождались из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ, школ счета для детей торговцев и ремесленников.

Цеховые школы возникали для детей ремесленников и на средства цехов и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Обучение в этих школах велось на родном и латинском языках.

Гильдейские школы реализовывали аналогичную учебную образовательную программу и создавались для детей состоятельных купцов. Позже эти школы превратились в начальные городские школы и содержались за счет средств городских магистратов.

Постепенно возникают учебные заведения и для девочек, но повсеместного распространения они не получают, а основным источником женского образования остаются монастыри.

Первые городские школы находились под жестким контролем церкви. В них католическая церковь справедливо видела опасных конкурентов. Служители церкви урезали и видоизменяли школьные программы, назначали и контролировали учителей. Постепенно городские школы освобождались от подобной опеки и отвоевывали право самостоятельно назначать преподавателей городских школ.

Как правило, городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого называли ректором. Ректор самостоятельно подбирал себе помощников. Учителями поначалу становились священники, а позже – бывшие студенты университетов. Зарплату им выплачивали нерегулярно и часто натурой. По истечении контракта педагогов могли уволить, и они должны были подыскивать себе другое место. В результате, со временем, в средневековых городах, возникла определенная социальная группа – бродячие учителя.

Таким образом, городские школы отличались от церковных школ своей практичной и естественнонаучной направленностью и были более прогрессивны.

В XIV – XV вв. появляются светские учебные заведения - коллегии, которые выступали в качестве связующего звена между начальным и высшим образованием.

До середины XV в. коллегии были приютами для детей малоимущих слоев. В дальнейшем они становятся местом учебных занятий, существуя при университетах. Школяры жили на подаяние. Размещались в непристойных местах города с высоким уровнем преступности. Позже коллегии превратились в землячества университетов и колледжи – учебные заведения общего образования.

Важной вехой в развитии педагогической науки и образования явилось создание первых средневековых университетов. Они были созданы по инициативе ученых и всех, заинтересованных в развитии науки городских слоев, в недрах церковных школ конца XI – начала XII вв.

Самым престижным считался Парижский университет (1200), который вырос из богословской школы-приюта, где жили шестнадцать студентов (по четыре француза, немца, англичанина и итальянца). Приют основал духовник короля Роберт Сорбон.

С тех пор Парижский университет и называется Сорбонной. Курс обучения в нем длился десять лет. По окончании студент должен был с шести утра до шести вечера без перерыва вести диспут с двадцатью профессорами, которые сменялись каждые полчаса. Выдержавший такое испытание студент получал степень доктора и особую черную шапочку.

Подобным образом возникали и другие первые европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290). Сеть университетов довольно быстро росла. Если в XIII веке в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Кельне, Праге, Вене, Кракове и других городах).

Рост университетского образования отвечал веяниям времени. Появление университетов предполагало оживление общественной жизни и торговли.

Церковь стремилась удержать и укрепить свое влияние в развитии университетского образования. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Открытие и права университета подтверждались привилегиями – особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Одним из престижнейших был факультет богословия. Преподавателями были в основном священнослужители. Церковь держала в университетах своих представителей – канцлеров, которые были в прямом подчинении архиепископам.

Тем не менее, университеты раннего средневековья по своей программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию.

Привилегии закрепляли университетскую автономию на собственный суд, управление, право дарования ученых степеней, освобождали студентов от военной службы.

Важной чертой средневековых университетов являлся его наднациональный и демократичный характер, который выражался в том, что на одной студенческой скамье могли оказаться люди всех возрастов и социального положения.

К концу XV в. положение существенно меняется. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, а нации постепенно стали утрачивать свое влияние.

Как правило, большинство средневековых университетов имели 4 факультета: артистический (факультет искусств), богословский, медицинский и юридический.

В Средневековье детство заканчивалось уже в семь лет. В этом возрасте дети начинали принимать участие в ремесленном производстве и становились подмастерьями, работникам и служанками. Семилетние сироты должны были с этого возраста обеспечивать себя самостоятельно. Только девочки, если их родители были не слишком бедными, могли остаться дома и готовиться к роли будущей жены и хозяйки.


Азам чтения, письма и счета, если до этого вообще доходило дело, детей обучали родители. Только отпрысков патрициев и аристократов- чаще всего сыновей, но иногда и дочерей - учили частные преподаватели или учителя в школе.


В деревнях школы были общественными, с элементарной учебной программой, в основе которой лежала Библия. В городах в 15 веке существовало три разновидности школ. Прежде всего, духовные школы при соборах и монастырях, где обучали будущее духовенство. Кроме того, в монастырских школах давали и светское образование. Основными предметами были грамматика, риторика, музыка, геометрия, арифметика, астрономия и религия.


Альтернативой этим школам были так называемые латинские школы, куда принимали только мальчиков. Здесь все предметы преподавали только на латыни. Даже личные беседы ученики, под угрозой штрафа, должны были вести только на латинском языке. Такие школы находились в ведомстве городского совета, который брал на себя заботы о школе и об учителях. Учителями были духовные лица или обычнык люди, чьи знания не проверяли.
Третьей опцией были письменные и счетные школы. В таких учреждениях учились обычно дети купцов, там также предполаглось трех- или четырехлетнее обучение для девочек.

"Чертов колодец" на церкви Св. Лаврентия, Нюрнберг. Черт уносит школьника, внизу изображены книга и таблица для письма.


В школу дети начинали ходить с шестилетнего возраста. Родители пытались подсластить первое время за партой при помощи бубликов, изюма, фиг, миндаля, которые давали с собой.


Занятия длились, в зависимости от длины светового дня, до 12 часов. Летом уроки начинались в пять часов утра и заканчивались в пять вечера.


Кроме учителей, в школах работали многочисленные помощники. Дети были разделены на группы, перевод из одной группы в другую проходил четыре раза в год. Школьники, как и учителя, обязаны были не только присутствовать в школе, но и на церковных службах.


Телесные наказания были частью обучения. Детей не только щедро секли розгами, но и заставляли часами стоять на коленях на горохе, у позорного столба, носить тяжелые бревна, пить грязную воду или есть из собачьей миски.


Мартин Лютер так вспоминает свои школьные годы:

Школьный управитель достает из ведра с водой розги, бьет и хлещет бедного шалопая по заду; тот орет так, что его слышно через три дома, пока не появляются волдыри и не течет кровь. Многие управители такие злобные дьяволы, что обвивают розги проволокой, переворачивают розгу и бьют толстым концом. Еще наматывают волосы вокруг трости, и так бьют и таскают детей, что даже камни молят о пощаде".

Speculum humane vite. Аугсбург, 1488

Иногда школьников даже калечили побоями. Но, как писал Абеляр в 12 веке: "Кто жалеет розог, ненавидит своего сына".
Розги следовало всегда держать на виду: обычно они висели на стене.

В этом возрасте дети склонны более ко злу, чем к добру, поэтому следует держать их в узде. Используй возможность наказывать маленьких детей, но не усердствуй слишком. Частые, но не сильные наказания полезны маленьким детям. Удваивай наказание, если они отрицают свою вину, оправдываются или избегают наказания. И так следует поступать не только до трех, четырех или пяти лет, но, если необходимо, до двадцати пяти",


- писал монах Джованни Доминичи в 15 веке.
Впрочем, были и гуманисты. Другой итальянец, поэт 15 века Гуарино да Верона утверждал:

"Учитель не должен бить ученика, что заставить его учиться. Это только отталкивает свободную молодежь и вызывает отвращение к учебе. Ученики, таким образом, оскорблены душевно и интеллектуально, учителя обмануты, и наказание вовсе не достигает своей цели. Лучший помощник учителя - дружелюбие. К наказанию следует прибегать только в крайних случаях"


К сожалению, его слова до середины 20 века не имели успеха.


В отличие от мальчиков, девочки, если они не происходили из знатных семейств, не получали интеллектуального образования. Купец Паоло да Чертальдо в 14 веке хорошо сформулировал мнение своих современников

Позаботься о том, чтобы мальчик в шесть или в семь лет научился читать. Если речь идет о девочке, отправь ее на кухню, а не усаживай за книги. Девочкам не нужно уметь читать, если ты не хочешь, чтобы она стала монахиней".

Мария Магдалина с книгой, 1435


Родители единогласно стремились привить девочкам самую главную добродетель: послушание мужчинам - отцам и будущим мужьям. Грамота и счет лишь вредили девочкам, а умение ткать и шить поощрялось также у девушек из богатых семейств. Главной заботой родителей было хранить целомудрие дочерей.


Впрочем, к 15 веку ситуация изменилась. От девочек тоже ожидали, что к определенному возрасту они будут уметь читать и писать. Знаменитый нюрнбергский юрист и дипломат Кристоф Шойрль взял на воспитание семилетнюю девочку Анну. Когда она к тринадцати годам все еще не умела "молиться, читать и ткать", Шойрль отдал ее в другую семью, потому что больше ничем не мог помочь ей.


Особенно женщины из купеческих семей должны были уметь читать и писать, поскольку они часто вели деловую перепиcку и контролировали денежный оборот. Для повседневных дел знание грамоты тоже было необходимо: чтобы записывать покупки и расходы.


Владение арифметикой в 16 веке помогло Сабине Вельзерин при ее громком бракоразводном процессе с нюрнбергским купцом Линхардом Хирсфогелем: она самостоятельно вычислила и предоставила суду сумму, которую должен был выплатить ей бывший супруг.


Женщины нередко владели личными библиотеками: сначала рукописными, затем печатными.


В позднем Средневековье девочки в Нюрнберге ходили в счетные школы, хотя число школьниц было меньше, чем школьников. Аристократ Бехайм заранее оплатил обучение в школе при госпитале Святого Духа для своих дочерей Сабины и Магдалены: старшей тогда было пять лет, младшей - четыре года. Сначала детей учили писать на табличках, и лишь когда они умели уверенно пользоваться чернилами, им позволялось писать на бумаге. Бехаймы оплатили обучение для своих дочерей до десяти лет: обычно в этом возрасте девочки прекращали учиться.

Читайте также: