Какой смысл выражают древние образы конь птица баба изо 5 класс кратко

Обновлено: 07.07.2024

I. Организация урока.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Изучение нового материала.

На вид орнамент не приметен

Но он столетия живет

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Итак символы зародились давно, в древности. Перед нами изделия с изображёнными на них образами-символами.

Сегодня мы познакомимся с символикой древних славян.

Ребята, глядя на иллюстрации, скажите мне пожалуйста, каким образом наши предки могли украшать свою одежду, предметы быта, свой дом снаружи и изнутри? (ответы детей)

Правильно: они вышивали узоры на одежде и таких предметах быта, как скатерти, рушники. Расписывали посуду, прялки, мебель. Занимались резьбой по дереву.

А для чего они все это делали? (ответы детей)

Они стремились привлечь к себе добрые силы и защититься от злых. И делали он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

1. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.

Давайте попробуем нарисовать образы солнца.

2.А теперь рассмотрим символы земли. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.

Ребята, а как бы вы изобразили воду, если бы были древними славянами?

Волнистая горизонтальная линия – вода

Волнистая вертикальная линия – дождь.

4.Следующий образ – образ матери-земли.

Вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца.

Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

Конь олицетворял движущееся по небу солнце.

В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.

Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.

Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.

В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.

Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.

В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Изображалось в виде раскидистого дерева с крупными цветами, чудо-птицами, сидящими на ветках.

Мы познакомились со всеми древними образами в народном искусстве.

III. Практическая работа.

Создайте орнаменты в традиции народной вышивки с симметричным расположением центрального мотива (древо жизни с цветами и птицами; богиня земли со всадниками);

Композицию можно дополнить (сверху и снизу) рядами орнаментов из знаков земли и плодородия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни".

Методическая азработка для 5 класса. Урок формирует понятия у детей о символах древних образов. Знакомит учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирует общекультурную.

Презентация к уроку по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни."

Презентация помогает расскрыть тему урока "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни".


План-конспект открытого урока "Работа над художественным образом в классе игры на синтезаторе"

План-конспект открытого урока, посвященного работе над художественным образом в рамках занятий по классу синтезатор. В мою рабочую программу входит "композиция" как предмет по выбору, а также "аранжир.


Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Древние образы в народном искусстве"

Технологическая карта с паспортом урока в 5 классе на тему "Древние образы в народном искусстве".


урок по теме:Древние образы в народном искусстве"

для учителя технологии.

Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве".
План-конспект к уроку по теме "Здоровый образ жизни Косвенная речь. Развитие навыков распознавания и использования прямой и косвенной речи."

План-конспект к уроку по теме "Здоровый образ жизни Косвенная речь. Развитие навыков распознавания и использования прямой и косвенной речи." spotlight 9 module 8.

Цель урока: Выполнение творческой работы на примере Филимоновской, Дымковской и Каргопольской глиняной игрушки.

  • личностные – активизация учебной, познавательной деятельности;
  • метапредметные – выполнение творческой работы и заданий в группе;
  • предметные – закрепление и применение знаний, полученных на прошлом уроке.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Зрительный ряд: образцы элементов росписи игрушек, игрушки.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Сегодня у нас не обычный урок, а народная ярмарка, на которой будут представлены разнообразные игрушки трех известных художественных промыслов.

Вопрос. Вспомните, что это за художественные промыслы, как они называются?

Ответы. Дымковская, Филимоновская и Каргопольская глиняные игрушки.

На прошлом уроке вы лепили игрушки из глины и пластилина. Посмотрите, чего не хватает на ваших поделках?

Ответы. Узоров, цвета, красок.

Вопрос. Как вы думаете, в чем заключается цель сегодняшнего урока?

Ответы. Расписать игрушки узорами и орнаментом.

Так как предмет изобразительное искусство является творчеством, то и работа ваша будет заключаться в выполнение творческой работы на примере Филимоновской, Дымковской и Каргопольской глиняной игрушки. Презентация.

Ребята разделились на 3 группы, это художественные мастерские, каждая из которых представляет свой промысел.

Прошу представиться группам.

1. Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Дымковские игрушки мастерят в Кировской области под г. Вяткой. (Презентация. Слайд 2)

2. В живописном уголке Нечерноземья, в Тульской области, над речкой Упой стоит русская деревня Филимоново, в которой издавна живут гончары. Там лепят Филимоновские игрушки. (Слайд 3)

3. Каргопольские игрушки родом из Архангельской области, из деревни Каргополье, что на севере России. (Слайд 4)

Вопрос. Давайте вспомним, кого изображали в игрушках мастера?

1. Ассортимент Дымковских игрушек разнообразен: барыни под зонтиком, румяные кавалеры, кони, медведи, олени, уточки, петухи. Корова, баран, козел очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. (Слайд 5)

Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе.

2. Филимоновские игрушки разнообразны: барыни и кавалеры, невеста с женихом, солдат всадники, птицы, петухи, собачки, лошади, свиньи, коровы, медведи. (Слайд 6)

3. Каргопольские игрушки– сцены из повседневной жизни: баба, мужик, пахарь, сеятель, кузнец. (Слайд 7)

Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке, гармонист. Есть и сказочные герои: лиса, медведь – одетые как люди, лошади, тройки, сани.

Вопрос: Какой цвет использовали художники для росписи игрушек? (Слайд 8)

Ответ: Для росписи Дымковских игрушек художники брали все цвета радуги: красный, желтый, оранжевый, синий, голубой, зеленый, фиолетовый, розовый.

Ответ: Для росписи Филимоновских игрушек брали три главные цвета – малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета.

Ответ: Для Каргопольских игрушек использовали красный, оранжевый, синий, зеленый, коричневый, черный.

Вопрос: А какое значение имели цвета в росписи? (Слайд 9)

белый – чистота, правда, добро;
красный – огонь, красота, здоровье, сила, слава;
желтый – солнце, свет, радость;
синий – небо, вода;
зеленый – жизнь, молодость;
черный – земля.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Один из них – весенний праздник “свистопляска”, который был посвящен солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.

Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль. Присмотритесь к игрушкам. У каждого промысла есть похожие игрушки. Назовите их.

Ответ: это конь, птица и баба.

Вопрос: Какой смысл выражают эти образы? (Слайд 10, 11, 12)

конь – кормилец, защитник,
птица – счастье, удача,
баба – плодородие, продолжение рода, берегиня, женщина, мать, хранительница семейного очага.

В них живут память народа, его древние традиции. Все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом.

Вопрос: Вспомните, какое значение имеют символы орнамента росписи? (Слайд 13)

Ответ: Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг – это солнце, треугольник – земля, елочки и ростки – символ растительности и жизни, синяя волнистая полоса – это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Орнаменты, используемые при росписи глиняной игрушки.


Вопрос: Где еще можно встретить древние знаки орнамента, которым украшены игрушки?

Ответ: Знаки орнамента можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в резьбе.

3. Динамическая пауза.

Вижу, вы сидеть устали, ну-ка, дружненько все встали!

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахали,
Друг на друга посмотрели,
Шесть – на место тихо сели.

4. Знание темы урока вы усвоили хорошо, молодцы. А сейчас приступайте к выполнению росписи игрушек, которых вы представите на нашей ярмарке.

Учащиеся приступают к выполнению росписи, звучит музыка, сборник русских народных наигрышей. Перед показом игрушек, когда все закончили работу, включается песня В. Леонтьева “Ярмарка”.

Учащиеся выставляют свои игрушки на стол. Просмотр работ.

5. Завершение урока.

Посмотрите, какая замечательная ярмарка игрушек у нас получилась!

Какими эпитетами можно охарактеризовать эти поделки?

Ответы: яркие, нарядные, красивые, праздничные, веселые.

Продолжите фразу: – я сегодня на уроке…

Какое применение вашим игрушкам вы бы нашли?

Что нового вы узнали на уроке?

Понравилось вам расписывать игрушки?

Мы с вами будем расписывать другие народные игрушки, об этом вы узнаете на следующем уроке.

Декоративно – прикладное искусствоДекоративно – прикладное искусство - это худож

№ слайда 2

Декоративно – прикладное искусствоДекоративно – прикладное искусство - это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту. Оно получило название от латинского – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, но и красивыми. Это искусство называется прикладным еще и потому, что необходимо приложить руки , чтобы получилась эта красота. Польза и красота всегда рядом.

Символика древних славянЕще наши далекие предки украшали свои изделия простейшим

№ слайда 3

Символика древних славянЕще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства.Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Символы солнцаОбраз солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Сол

№ слайда 4

Символы солнцаОбраз солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства.

Символы землиВ распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде

№ слайда 5

Символы землиВ распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.

Символы водыВ древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и

№ слайда 6

Символы водыВ древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, дождик редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – “после дождичка в четверг”.

Древняя богиняЖенская фигура (берегиня) – это божество, выражающее представление

№ слайда 7

Древняя богиняЖенская фигура (берегиня) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”.

Образ коняКонь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь

№ слайда 8

Образ коняКонь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал

ПтицаВ давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимн

№ слайда 9

ПтицаВ давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье “жаворонки”. Птицы символизировали свет, тепло

Древо жизниВ произведениях народного искусства встречается причудливый узор – ра

№ слайда 10

Древо жизниВ произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

ЗаданиеРисунок на тему древних образовРаботая над образами древа жизни, матери –

№ слайда 11

ЗаданиеРисунок на тему древних образовРаботая над образами древа жизни, матери – земли, птиц, коней, солнца, используйте гуашь, восковые мелки, акварель, фломастеры.

Домашнее задание: найти иллюстрации с древними образами в росписи, резьбе, народ

№ слайда 14

Домашнее задание: найти иллюстрации с древними образами в росписи, резьбе, народной игрушке, вышивке.

Автор презентации: Стрельцова Фаина Владимировна, учитель технологии, изобразите

№ слайда 15

Декоративное искусство, созданное мастерами прошлого, сохранило народную мудрость, веру людей в добро, счастье. Сегодня на уроке мы познакомимся с наиболее распространенными знаками-символами русского декоративно-прикладного искусства: образ солнца (солярный знак), образ матери-сырой земли (Макошь), образ птицы и коня.

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами, поэтому солнечные знаки украшают и деревенский дом, и утварь, и одежду. Солнце изображали в виде круглых розеток, ромбов. Очень часто образ солнца соединялся с образами коня и матери сырой земли.



Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери-сырой земли. Женская фигура - это божество, выражавшее представление о земле, которая родит урожай, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по разному: мать сыра-земля, Макошь, богиня земли и плодородия.


Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, как и само солнце. Очень часто эти два образа взаимосвязаны. Солнце принимает образ коня, а конь как бы принимал животворящую силу солнца. Конь олицетворяет движущееся по небу солнце.


В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим громким пением зимнюю стужу и приносят на крыльях весну красную и теплое летушко. Поэтому традиционно образ птицы связан с радостью, счастьем и обновлением жизни.



Выполни рисунок на тему одного из древних образов (конь, мать сыра-земля, птица, древо жизни). Преврати реальный образ в символический знак, добиваясь в рисунке обобщенного изображения, исключая мелкие ненужные подробности. Смело украшай и фантазируй!

Читайте также: