Чем занималось 2 отделение императорской канцелярии кратко

Обновлено: 08.07.2024

Шамрун А.Н., соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин Межрегионального института экономики и права.

Многочисленность, раздробленность, запутанность нормативных актов требовали постоянного их разъяснения, что еще более усложняло ситуацию. Для решения назревшей проблемы семь российских монархов - от Петра I до Александра I включительно - приступали к задаче систематизации законодательства, однако практических результатов достигнуто не было до тех пор, пока при Николае I для решения этой задачи не было образовано Второе отделение Собственной Его Величества канцелярии .

См.: Матвеева Л.А. Государство и право Российской Империи в XIX веке. Пенза, 2001. С. 14 - 15.

Работа по систематизации законодательства во вновь образованной Собственной Его Величества канцелярии Николаем I была поручена М.М. Сперанскому. О.И. Чистяков пишет, что Николай I с большой неохотой привлек М.М. Сперанского к этой работе, "прежние либеральные взгляды которого, конечно, были известны, императору". Поэтому во главе Второго отделения был поставлен М.А. Багульянский, хотя фактически всю работу возглавил М.М. Сперанский. По мнению О.И. Чистякова, Николай I "дал указание ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой директивы император наблюдал лично. Для этого комиссия была создана не при Государственном совете, который должен был заниматься подготовкой законопроектов, а была просто преобразована во II Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии" .

История отечественного государства и права. Часть 1 / Под ред. О.И. Чистякова. М., 2004. С. 323, 324.

Следует отметить, что в литературе зачастую неправильно называют работу, проведенную под руководством М.М. Сперанского во Втором отделении Собственной Его Величества канцелярии, кодификацией . Кодификация законов действительно входила в планы М.М. Сперанского, который хотел разработать новое уложение как совокупность действующих законов, исправленных и дополненных в соответствии с новым временем . Однако Николай I решил ограничиться составлением сборника ранее изданных законов, собрать весь законодательный материал, скопившийся с 1649 г., и расположить его в хронологическом порядке . Такой процесс в теории права называется инкорпорацией, а инкорпорация вместе с кодификацией составляют систематизацию законодательства. При этом высшей формой систематизации признается именно кодификация, в результате которой создается новый крупный нормативно-правовой акт, охватывающий, как правило, целые отрасли права и законодательства .

См., например: Осипов И.Д. Истинная монархия графа Сперанского // Сперанский М.М. Руководство к познанию законов / Отв. ред. И.Д. Осипов. М., 2002. С. 39; История государства и права России / Отв. ред. Ю.П. Титов. М., 1997. С. 200.
См.: Матвеева Л.А. Указ. соч. С. 15.
См.: Кутырева М.А. Идеи законотворчества в истории политико-правовой мысли: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 12.
См.: Григонис Э.П. Теория государства и права. СПб., 2002. С. 138.

Тем не менее и инкорпорация, осуществленная под руководством М.М. Сперанского, представляла собой гигантский труд. Как справедливо отмечает по этому поводу Л.А. Матвеева, "М.М. Сперанский и его помощники повторили подвиг юристов Юстиниана, за семь лет они осуществили грандиозную систематизацию российских законов". Сначала были проведены работы по сбору и размещению в хронологическом порядке указов, международных договоров, важнейших судебных решений за 1649 - 1825 гг., т.е. от Соборного уложения до начала правления Николая I. Многое не удалось разыскать, но тем не менее свыше 30 тысяч законодательных актов было собрано в 45 томов Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ). Все правовые акты, принятые до 1649 г., признавались недействительными и потому не подлежали включению в собрание .

См.: Матвеева Л.А. Указ. соч. С. 15.

Одновременно велась работа над составлением Свода законов Российской империи, который в отличие от ПСЗ, компоновался по тематическому принципу. Систематизация была проведена на основе деления права на публичное (государственные законы) и частное (гражданские законы). Юридическая техника для составления Свода основывалась на методике, разработанной М. Бэконом: а) статьи Свода, основанные на одном действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений; б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов; в) под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие; г) сократить многосложные тексты законов; д) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более поздний.

К 1832 г. для обсуждения в Государственном совете было подготовлено 15 томов Свода законов (СЗ), объединенных в восьми книгах. В первых трех томах были изложены основные и учредительные законы, определяющие пределы власти и порядок делопроизводства государственных учреждений (Государственного совета, Сената, министерств, губернских учреждений), в четвертом томе - уставы о государственных повинностях, в пятом - восьмом томах - уставы казенного управления, том девятый - законы о сословиях ("состояниях"). Десятый - двенадцатый тома охватывали законы гражданские и межевые, кредитные отношения, торговую и предпринимательскую деятельность. Тринадцатый и четырнадцатый тома содержали уставы благочиния (полицейские законы), а пятнадцатый том - уголовные законы . По книгам СЗ делился следующим образом: первая книга включила по преимуществу законы об органах власти и государственной службе, вторая - уставы о повинностях, третья - уставы казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питейном сборе и др.), четвертая - законы о сословиях, пятая - гражданское законодательство, шестая - уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.), седьмая - уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественного призрения и врачебный и др.), восьмая - уголовное законодательство . Каждый том СЗ делился на части. При этом той части СЗ, которая получила название Основных государственных законов (т. 1, ч. 1), впоследствии изложенной в редакции от 23 апреля 1906 г., суждено было стать первой русской конституцией. К каждой части (отрасли) СЗ подготавливалась историческая справка. Для каждой статьи СЗ составлялся комментарий, имевший силу толкования. СЗ включал в себя только действующие законы, что проверяли специальные ревизионные комитеты при министерствах и главных управлениях, куда направлялись отдельные части СЗ. Ревизия окончилась в мае 1832 г.

См.: Матвеева Л.А. Указ. соч. С. 16.
См.: Чистяков О.И. Указ. соч. С. 325.

В планах М.М. Сперанского была и дальнейшая систематизация законодательства, но уже в виде кодификации. Было решено начать с кодификации уголовного законодательства. Руководство кодификацией было поручено М.М. Сперанскому, однако завершилась она уже после его смерти (в 1839 г.) .

См.: Титов Ю.П. Указ. соч. С. 205.

Новый кодифицированный акт получил название Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. Его разработка началась сразу же после создания СЗ и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во Втором отделении Собственной Его Величества канцелярии. При разработке проекта был использован пятнадцатый том СЗ. Но авторы Уложения не ограничились российским опытом. Они изучили многочисленные западноевропейские уголовные кодексы и проекты таких кодексов .

См.: История отечественного государства и права. Часть 1 / Под ред. О.И. Чистякова. С. 326.

Проект Уложения и объяснительная записка к нему, размноженные для предварительного ознакомления, были подготовлены к 1844 г. . Уложение о наказаниях уголовных и исправительных было рассмотрено в Государственном совете и утверждено в августе 1845 г., введено в действие оно было с 1 мая 1846 г. Судебные органы в приговорах, вынесенных после 1 мая 1846 г., должны были ссылаться только на новое Уложение .

См.: Там же.
См.: Титов Ю.П. Указ. соч. С. 205.

Таким образом, в первой половине XIX в. в России благодаря усилиям М.М. Сперанского и его единомышленников (М.А. Багульянского, К.И. Арсеньева, Ф.И. Цейера, А.П. Куницына, М.А. Корфа, В.Е. Клокова и др.) была проведена огромная работа по систематизации законодательства в виде инкорпорации (Полное собрание законов и Свод законов) и кодификации (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных). Все это придало российскому законодательству стройный и законченный вид.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Со́бственная Его́ Импера́торского Вели́чества канцеля́рия (сокращённо — Собственная Е. И. В. канцелярия) — личная канцелярия российских императоров, со временем видоизменённая в один из центральных органов власти. Была создана при Петре I, реформирована при Екатерине II, упразднена Александром I при создании министерств; однако в 1812 году вновь учреждена для работы с делами, требовавшими личного участия государя. Функции Собственной Е. И. В. канцелярии императором Николаем I были значительно расширены. Она просуществовала до крушения Российской империи в 1917 году. С 1826 и до 1881 года Собственная канцелярия подразделялась на несколько самостоятельных отделений, значение каждого равнялось министерскому.

Содержание

История

При Петре I Собственная канцелярия государя называлась Кабинетом. При Петре II Кабинету была подчинена Собственная вотчинная канцелярия, учреждённая Екатериной I для заведования императорским имуществом и просуществовавшая до 1765 года, вследствие чего в деятельности Кабинета получили преобладание дела по заведованию императорскими вотчинами и особенно горными заводами.

Существовавшая до Февральской революции 1917 года Собственная Его Императорского Величества канцелярия учреждена в 1812 году ввиду чрезвычайных обстоятельств Отечественной войны; указа об учреждении её в Полном Собрании Законов Российской империи нет. В ней сосредоточивались дела, подлежавшие высочайшему усмотрению; доклады почти по всем ведомствам восходили к государю через Собственную канцелярию, которой с 1812 по 1825 г. управлял А. А. Аракчеев.

Новое развитие Собственная канцелярия получила в царствование Николая I, когда на неё были возложены особые задачи, для чего были постепенно образованы шесть отделений канцелярии, имевших самостоятельное положение, а по своему значению равные министерствам. В 1826 году прежняя Собственная канцелярия получила наименование первого отделения Собственной Е. И. В. канцелярии; в том же году были учреждены второе и третье отделения Собственной канцелярии, в 1828 — четвёртое, в 1836 — пятое и в 1842 — шестое (два последних отделения — временные).

Четыре отделения Собственной канцелярии просуществовали до начала 1880-х годов, когда началось постепенное сокращение отделений Собственной канцелярии.

Первое отделение

В царствование Николая I и Александра II занималось подготовкой высочайших указов, приказов и рескриптов, контролем за их исполнением, представлением государю докладов и прошений.

Отделение в 1882 году вновь получило наименование Собственной Е. И. В. канцелярии, которая выполняла функции личной канцелярии императора. К её ведению относились исполнение получаемых от государя повелений и поручений, изготовление в некоторых случаях высочайших указов, рескриптов, приказов, грамот; представление государю поступавших в канцелярию на высочайшее имя бумаг по некоторым из высших государственных учреждений, а также донесений начальников губерний и объявление, в иных случаях, монаршей воли по означенным представлениям; рассмотрение ведомостей о неисполненных высочайших указах и повелениях; рассмотрение и представление на усмотрение императора ходатайств благотворительных учреждений, не состоявших в прямом ведении министерств или главных управлений (прежде всего — находившихся под покровительством высочайших особ); первоначальное рассмотрение и дальнейшее направление вопросов, касающихся общих, преимущественно формальных условий гражданской службы, а также наград; другие вопросы, связанные с внутренней работой Собственной канцелярии.

Управляющими первым отделением (Собственной канцелярией) после Аракчеева были: Н. Н. Муравьёв, А. С. Танеев (1832—1865), его сын С. А. Танеев (1865—89), К. К. Ренненкампф (1889—96) и внук первого Танеева А. С. Танеев (с 1896).

Второе отделение



Важной заслугой II отделения является его содействие развитию юридических наук в России. В 1828 году по предложению Сперанского ко II отделению были прикомандированы по три студента Санкт-Петербургской и Московской духовных академий для подготовки к профессорскому званию. В следующем году были вызваны для той же цели ещё 6 студентов академий, к которым присоединились ещё три студента Санкт-Петербургского университета: эти лица слушали в университете римское право и латинскую словесность и, кроме того, занимались во II отделении практически.

Пробыв около полутора лет при II отделении, студенты подверглись экзамену во II отделении; затем были посланы (в 1829 и 1831 годах) в Берлин, где под руководством Савиньи три года слушали лекции по юридическим наукам; по возвращении в Петербург они вновь подверглись экзамену и получили степень доктора прав. Все они (кроме трех рано умерших) заняли кафедры юридических наук в различных университетах и произвели переворот в преподавании юриспруденции в России, принеся с собой знакомство с европейской наукой и основательное знание отечественного права. Из них наиболее выдвинулись своими научными заслугами К. А. Неволин, Н. Крылов, Я. И. и С. И. Баршевы, П. Д. Калмыков и П. Редкин.

Во главе II отделения Собственной Е. И. В. канцелярии стояли: М. А. Балугьянский, граф Д. Н. Блудов, граф М. А. Корф, граф В. Н. Панин, князь С. Н. Урусов.

Третье отделение

Наиболее известно III Отделение Собственной Е. И. В. канцелярии. Было создано 3 (15) июня 1826 года [1] , во главе стоял А. Х. Бенкендорф.

В день своего рождения, 25 июня 1826 года, император Николай I подписал указ об учреждении новой должности шефа жандармов с назначением на неё начальника 2-й кирасирской дивизии, генерал-адъютанта (впоследствии графа) А. Х. Бенкендорфа, и подчинением ему всех жандармов, как состоящих при войсках (Жандармский полк), так и числившихся по Корпусу внутренней стражи (Жандармские команды). А Высочайшим указом от 3 июля того же года Особая канцелярия министра внутренних дел была преобразована в самостоятельное учреждение, под названием Третьего Отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, отданное под главное начальство того же Бенкендорфа. Таким образом, высшая полиция и жандармская часть соединялись под начальством одного лица. В основании Отделения сыграли важную роль, с одной стороны, политические события того времени (и прежде всего восстание декабристов), а с другой — убеждение императора в могуществе административных воздействий не только на государственную, но и на общественную жизнь.



III Отделение занималось сыском и следствием по политическим делам, осуществляло цензуру, боролось со старообрядчеством и сектантством, расследовало дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами и т. д.

Граф А. Х. Бенкендорф оставался главным начальником Отделения до самой своей смерти (15 сентября 1844 года); преемником его был князь Алексей Фёдорович Орлов (с 17 сентября 1844 года по 5 апреля 1856 года).

Структура III Отделения:

Осуществляла надзор за деятельностью в России различных религиозных конфессий, распространением религиозных культов и сект, а также административно-хозяйственным заведованием общегосударственными политическими тюрьмами: Алексеевским равелином, Петропавловской крепостью, Шлиссельбургской крепостью, Суздальским Спасо-Евфимиевым монастырем и Шварцгольмским домом. Организовывала борьбу с должностными и особо опасными уголовными преступлениями. Собирала сведения о деятельности общественных организаций, культурных, просветительских, экономических, страховых обществ, о различных изобретениях, усовершенствованиях, открытиях, а также о появлении фальшивых денег, документов и т. п. Занималась рассмотрением жалоб, прошений, доносов и составлением докладов по ним. Осуществляла надзор за решением гражданских дел о разделах земель и имущества, случаях супружеской неверности и др. Занималась комплектованием штатов III Отделения и распределением обязанностей между структурными подразделениями.

  • III экспедиция занималась специально иностранцами, проживающими в России, и высылкой неблагонадёжных и подозрительных людей.

С 1826 года до середины 1866 года экспедиция осуществляла наблюдение за пребыванием иностранцев в России, контроль за их приездом и отъездом, функции контрразведки. С середины 1866 года к III экспедиции перешли также функции I экспедиции по наблюдению за общественным и революционным движением и производству дознаний по политическим делам. С 1873 года, в связи с ликвидацией IV экспедиции, её функции по сбору сведений о происшествиях на территории России (в том числе на железных дорогах) были также возложены на III экспедицию.

Осуществляла сбор информации о всех важных событиях в стране: выступлениях крестьян, волнениях в городах, мероприятиях правительства по крестьянскому вопросу и т. д. В IV экспедицию поступали сведения о видах на урожай, снабжении населения продовольствием, о ярмарках, ходе торговли и др., а также донесения из действующей армии во время военных действий, о столкновениях и инцидентах на границах Российской империи. Экспедиция руководила борьбой с контрабандой, проводила сбор материалов о злоупотреблениях местной администрации, сведений о происшествиях (пожарах, наводнениях и других бедствиях, уголовных преступлениях и т. д.). Ликвидирована в 1873 году.

  • V экспедиция (создана 23 октября1842 года) занималась специально цензурой.

V экспедиция ведала драматической (театральной) цензурой, надзором за книгопродавцами, типографиями, изъятием запрещенных книг, надзором за изданием и обращением публичных известий (афиш), составлением каталогов пропущенных из-за границы книг, разрешением издания новых сочинений, переводов, наблюдением за периодическими изданиями.

В Архиве хранились дела всех экспедиций, докладов и отчётов императору, вещественных доказательств и приложений к делам.

Указом 12 февраля 1880 года была учреждена Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия под главным начальством графа М. Т. Лорис-Меликова, и ей временно подчинено III Отделение вместе с корпусом жандармов, а указом 6 августа того же года Верховная распорядительная комиссия была закрыта и III Отделение Собственной Е. И. В. канцелярии упразднено с передачей дел в Департамент государственной полиции, образованный при Министерстве внутренних дел.

Главные начальники III Отделения и шефы жандармов: граф А. X. Бенкендорф (1826—1844), граф А. Ф. Орлов (1845—1856), князь В. А. Долгоруков (1856—1866), граф П. А. Шувалов (1867—1875), А. Л. Потапов (1875—1877), Н. В. Мезенцов (1877—1878) и А. Р. Дрентельн (1878—1880), П. А. Черевин (март—август 1880).

Четвёртое отделение

Было создано в 1828 году на основе канцелярии скончавшейся императрицы Марии Фёдоровны. Оно занималось делами благотворительности: женским образованием, приютами, здравоохранением.

Пятое отделение

В 1835 г. было создано для подготовки реформы государственной деревни (возглавил — П. Д. Киселев). Управляло государственными крестьянами Петербургской губернии. В 1837 году преобразовано в Министерство государственных имуществ Российской империи.

Шестое отделение

Учреждено в 1843 году временно. Занималось устроением мирной жизни в Закавказском крае.

В 1880 году Собственная Е. И. В. канцелярия была сокращена. Все отделения, кроме первого, были переданы соответствующим министерствам.

Источники

Литература

  • Собственная Его Императорского Величества канцелярия

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Собственная Его Императорского Величества канцелярия" в других словарях:

СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ — высшее государственное учреждение Российской империи, находившееся в прямом подчинении Императора. В конце XVIII в. оформилась как личная канцелярия Павла I, при Александре I получила общегосударственные функции, при Николае I превратилась в… … Юридическая энциклопедия

СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ — личная канцелярия российского императора (кон. 18 в. 1917). Имела ряд отделений; крупнейшие Второе отделение и Третье отделение … Большой Энциклопедический словарь

СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ — СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ, личная канцелярия российского императора (конец 18 в. 1917). Подразделялась на отделения; важнейшие Второе отделение и Третье отделение. Упразднена после Февральской революции 1917. Источник:… … Русская история

Собственная Его Императорского Величества канцелярия — личная канцелярия российского императора (кон. 18 в. 1917). Имела ряд отделений; крупнейшие Второе отделение и Третье отделение. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

Собственная его Императорского Величества канцелярия — личная канцелярия российского императора (конец XVIII в. 1917). Имела ряд отделений; крупнейшие Второе отделение и Третье отделение. * * * СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ … Энциклопедический словарь

СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ — высшее гос. учреждение в России 19 нач. 20 вв. Находилось в непосредств. подчинении императора. В кон. 18 в. оформилась как личная канцелярия Павла I. Общегос. функции приобрела с 1812. I отделение канцелярии (с 1826) ведало назначением,… … Советская историческая энциклопедия

Собственная Его Императорского Величества канцелярия — высшее государственное учреждение в Российской империи. Возникла в конце 18 в. как личная канцелярия императора Павла I. Общегосударственные функции получила в 1812. Для ведения дел по различным отраслям управления в канцелярии… … Большая советская энциклопедия

Собственная Его Императорского Величества канцелярия — гос. учреждение Рос. империи 19 нач. 20 в. Оформилось в 1812 в связи с Отеч. войной как личная канцелярия императора. Во 2 й четв. 19 в. распалась на ряд отделений, каждое из к рых являлось по существу самостоят. учреждением. 1 е отд., осн. в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Собственная Его Императорского Величества Канцелярия по делам Царства Польского — была образована в 1866 г. из статс секретариата Царства Польского. В канцелярии были сосредоточены законодательные работы по преобразованию гражданского управления в Царстве Польском. Законодательная деятельность канцелярии имела ближайшей целью… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Собственная Его Императорского Величества канцелярия по принятию прошений на Высочайшее имя приносимых — возникла в 1895 г. (26 февраля) вследствие выделения канцелярии прошений из состава императорской главной квартиры. Во главе ее поставлен непосредственно подчиненный Императору главноуправляющий, сравненный по правам и обязанностям с министрами и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Второе отделение Собственной Его императорского Величества канцелярии




Первоначально Второе отделение располагалось в доме на участке Литейный, 46, но к середине XIX века здание и все постройки обветшали, и в 1859 году для этого важнейшего государственного учреждения был приобретен соседний дом архитектора А. Х. Пеля — Литейный, 44.

А. Х. Пель произвел все необходимые работы для устройства в здании государственного учреждения. Помещения в лицевом корпусе были отделаны изящно и даже роскошно ­— с паркетами и мраморными каминами.


Именно в этом здании осуществлялась грандиозная деятельность по дальнейшей систематизации законов Российской Империи, начатая М. М. Сперанским.

Здесь было подготовлено второе издание Полного собрания законов Российской Империи (1832—1881), здесь осуществлялось предварительное рассмотрение законодательных предложений министерств и ведомств, консультирование Государственного совета и Комитета министров, здесь производилась выдача разрешений на издание собраний и сводов законов частными лицами (до 1862 года), а также осуществлялась цензура книг юридического содержания. Кроме того, Второе отделение занималось изданием источников и научных работ по истории русского законодательства.

Эта ответственная работа проводилась под руководством таких известных государственных деятелей, как Д. Н. Блудов, М. А. Корф, В. Н. Панин, С. Н. Урусов, Ф. М. Маркус, которые являлись Главноуправляющими Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Особую роль сыграло Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии в подготовке Судебной реформы 1864 года.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИИ (1826—82), высшее государственное учреждение по кодификации (составлению сборников, сводов) законов Российской Империи, созданное на основании Высочайшего повеления Николая I от 31 янв. 1826, данного М. М. Сперанскому. Подчинялось непосредственно императору.

Штат отделения был утвержден указом от 19 нояб. 1826 в составе: начальник, 16 чиновников, 2 курьера и 15 писарей. Штат, утвержденный 2 апр. 1840, включал начальника, 7 старших чиновников с помощниками, 10 младших, управляющего письмоводством, его помощника, начальника архива (он же контролер), его помощника, врача, 4 чиновников для письмоводства. В 1875 была добавлена должность старшего чиновника.

М. М. Сперанский

Отделение прекратило деятельность на основании указа от 23 янв. 1882 в связи с образованием Кодификационного отдела Государственного Совета. А. Е.

Шамрун А.Н., соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин Межрегионального института экономики и права.

Многочисленность, раздробленность, запутанность нормативных актов требовали постоянного их разъяснения, что еще более усложняло ситуацию. Для решения назревшей проблемы семь российских монархов - от Петра I до Александра I включительно - приступали к задаче систематизации законодательства, однако практических результатов достигнуто не было до тех пор, пока при Николае I для решения этой задачи не было образовано Второе отделение Собственной Его Величества канцелярии .

См.: Матвеева Л.А. Государство и право Российской Империи в XIX веке. Пенза, 2001. С. 14 - 15.

Работа по систематизации законодательства во вновь образованной Собственной Его Величества канцелярии Николаем I была поручена М.М. Сперанскому. О.И. Чистяков пишет, что Николай I с большой неохотой привлек М.М. Сперанского к этой работе, "прежние либеральные взгляды которого, конечно, были известны, императору". Поэтому во главе Второго отделения был поставлен М.А. Багульянский, хотя фактически всю работу возглавил М.М. Сперанский. По мнению О.И. Чистякова, Николай I "дал указание ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой директивы император наблюдал лично. Для этого комиссия была создана не при Государственном совете, который должен был заниматься подготовкой законопроектов, а была просто преобразована во II Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии" .

История отечественного государства и права. Часть 1 / Под ред. О.И. Чистякова. М., 2004. С. 323, 324.

Следует отметить, что в литературе зачастую неправильно называют работу, проведенную под руководством М.М. Сперанского во Втором отделении Собственной Его Величества канцелярии, кодификацией . Кодификация законов действительно входила в планы М.М. Сперанского, который хотел разработать новое уложение как совокупность действующих законов, исправленных и дополненных в соответствии с новым временем . Однако Николай I решил ограничиться составлением сборника ранее изданных законов, собрать весь законодательный материал, скопившийся с 1649 г., и расположить его в хронологическом порядке . Такой процесс в теории права называется инкорпорацией, а инкорпорация вместе с кодификацией составляют систематизацию законодательства. При этом высшей формой систематизации признается именно кодификация, в результате которой создается новый крупный нормативно-правовой акт, охватывающий, как правило, целые отрасли права и законодательства .

См., например: Осипов И.Д. Истинная монархия графа Сперанского // Сперанский М.М. Руководство к познанию законов / Отв. ред. И.Д. Осипов. М., 2002. С. 39; История государства и права России / Отв. ред. Ю.П. Титов. М., 1997. С. 200.
См.: Матвеева Л.А. Указ. соч. С. 15.
См.: Кутырева М.А. Идеи законотворчества в истории политико-правовой мысли: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 12.
См.: Григонис Э.П. Теория государства и права. СПб., 2002. С. 138.

Тем не менее и инкорпорация, осуществленная под руководством М.М. Сперанского, представляла собой гигантский труд. Как справедливо отмечает по этому поводу Л.А. Матвеева, "М.М. Сперанский и его помощники повторили подвиг юристов Юстиниана, за семь лет они осуществили грандиозную систематизацию российских законов". Сначала были проведены работы по сбору и размещению в хронологическом порядке указов, международных договоров, важнейших судебных решений за 1649 - 1825 гг., т.е. от Соборного уложения до начала правления Николая I. Многое не удалось разыскать, но тем не менее свыше 30 тысяч законодательных актов было собрано в 45 томов Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ). Все правовые акты, принятые до 1649 г., признавались недействительными и потому не подлежали включению в собрание .

См.: Матвеева Л.А. Указ. соч. С. 15.

Одновременно велась работа над составлением Свода законов Российской империи, который в отличие от ПСЗ, компоновался по тематическому принципу. Систематизация была проведена на основе деления права на публичное (государственные законы) и частное (гражданские законы). Юридическая техника для составления Свода основывалась на методике, разработанной М. Бэконом: а) статьи Свода, основанные на одном действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений; б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов; в) под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие; г) сократить многосложные тексты законов; д) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более поздний.

К 1832 г. для обсуждения в Государственном совете было подготовлено 15 томов Свода законов (СЗ), объединенных в восьми книгах. В первых трех томах были изложены основные и учредительные законы, определяющие пределы власти и порядок делопроизводства государственных учреждений (Государственного совета, Сената, министерств, губернских учреждений), в четвертом томе - уставы о государственных повинностях, в пятом - восьмом томах - уставы казенного управления, том девятый - законы о сословиях ("состояниях"). Десятый - двенадцатый тома охватывали законы гражданские и межевые, кредитные отношения, торговую и предпринимательскую деятельность. Тринадцатый и четырнадцатый тома содержали уставы благочиния (полицейские законы), а пятнадцатый том - уголовные законы . По книгам СЗ делился следующим образом: первая книга включила по преимуществу законы об органах власти и государственной службе, вторая - уставы о повинностях, третья - уставы казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питейном сборе и др.), четвертая - законы о сословиях, пятая - гражданское законодательство, шестая - уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.), седьмая - уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественного призрения и врачебный и др.), восьмая - уголовное законодательство . Каждый том СЗ делился на части. При этом той части СЗ, которая получила название Основных государственных законов (т. 1, ч. 1), впоследствии изложенной в редакции от 23 апреля 1906 г., суждено было стать первой русской конституцией. К каждой части (отрасли) СЗ подготавливалась историческая справка. Для каждой статьи СЗ составлялся комментарий, имевший силу толкования. СЗ включал в себя только действующие законы, что проверяли специальные ревизионные комитеты при министерствах и главных управлениях, куда направлялись отдельные части СЗ. Ревизия окончилась в мае 1832 г.

См.: Матвеева Л.А. Указ. соч. С. 16.
См.: Чистяков О.И. Указ. соч. С. 325.

В планах М.М. Сперанского была и дальнейшая систематизация законодательства, но уже в виде кодификации. Было решено начать с кодификации уголовного законодательства. Руководство кодификацией было поручено М.М. Сперанскому, однако завершилась она уже после его смерти (в 1839 г.) .

См.: Титов Ю.П. Указ. соч. С. 205.

Новый кодифицированный акт получил название Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. Его разработка началась сразу же после создания СЗ и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во Втором отделении Собственной Его Величества канцелярии. При разработке проекта был использован пятнадцатый том СЗ. Но авторы Уложения не ограничились российским опытом. Они изучили многочисленные западноевропейские уголовные кодексы и проекты таких кодексов .

См.: История отечественного государства и права. Часть 1 / Под ред. О.И. Чистякова. С. 326.

Проект Уложения и объяснительная записка к нему, размноженные для предварительного ознакомления, были подготовлены к 1844 г. . Уложение о наказаниях уголовных и исправительных было рассмотрено в Государственном совете и утверждено в августе 1845 г., введено в действие оно было с 1 мая 1846 г. Судебные органы в приговорах, вынесенных после 1 мая 1846 г., должны были ссылаться только на новое Уложение .

См.: Там же.
См.: Титов Ю.П. Указ. соч. С. 205.

Таким образом, в первой половине XIX в. в России благодаря усилиям М.М. Сперанского и его единомышленников (М.А. Багульянского, К.И. Арсеньева, Ф.И. Цейера, А.П. Куницына, М.А. Корфа, В.Е. Клокова и др.) была проведена огромная работа по систематизации законодательства в виде инкорпорации (Полное собрание законов и Свод законов) и кодификации (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных). Все это придало российскому законодательству стройный и законченный вид.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: