Какой педагогический опыт является передовым кратко

Обновлено: 05.07.2024

Педагогическая практика представляет собой ту самую основу, в которую следующие поколения воспитателей добавляют нечто свое, свежее, специфическое, чего ранее не было в педагогической практике, что определяет состояние педагогической действительности в настоящее время.

Таким образом, педагогический опыт является не постоянным, застывшим во времени понятием, раз и навсегда, а чем-то, что непрерывно находится в состоянии развития, постоянно подвергнутое дополнительному совершенствованию, углублению существующих понятий и знаний.

Сущность современного педагогического опыта может быть определена как индивидуализированная педагогическая система, стабильно провоцирующая некие глубокие последствия в ходе учебно-воспитательного процесса.

Передовой педагогический опыт – это новые специфические формы, способы, средства и приемы педагогической работы, найденные и переработанные в ходе креативного поиска вариантов и средств повышения качества и эффективности процесса изучения, воспитания и становления учащихся. Передовой опыт представляет собой профессиональное включение педагогом своих сильных качеств.

Исследование и применение передового опыта

Положительный опыт — это опыт, применение которого в деятельности приводит к положительному результату.

Однако ключевой способ изучения современного педагогического опыта — это, несомненно, посещение занятий опытного учителя, другими словами профессионала производственного учения. Именно на нем раскрываются все способности педагога, уровень его подготовки, профессионализм, эрудиция, педагогический стиль, педагогическая техника, и все, что можно назвать аспектом педагогического опыта, педагогического мастерства. Изучение и анализ занятия, которое проводил опытный преподаватель, традиционно сводятся к следующей совместной схеме:

Для людей, изучающих передовой опыт, подобные обсуждения представляют колоссальное значение в плане возможности наиболее глубоко разобраться в его сути и наметить для себя способы и приемы применения, рассмотреть собственный опыт сквозь призму проанализированного опыта преподавателя, проводившего открытый урок.

Школы педагогического опыта

Педагогическое наставничество в качестве поддержки опытным учителем-профессионалом своего несколько менее умелого коллеги может обеспечить прогнозируемый результат при условии соблюдении таких требований, как:

  • родственность предметов, профессий наставника и подшефного;
  • взаимное стремление к плодотворному сотрудничеству;
  • массовость в педагогическом коллективе;
  • систематичность в пределах обозначенного времени;
  • плановость по содержанию и срокам;
  • начальство и контроль со стороны управления учебным заведением.

Исследование современного опыта является значимым, однако вовсе не ключевым шагом для повышения педагогической квалификации учителей и профессионалов производственного преподавания. Изученный опыт может дать полезный результат только в том случае, если он будет применен и освоен.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Передовой педагогический опыт.

Педагогический опыт – целостная характеристика практики решения учителем педагогических задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности; способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов.

К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику ОУ надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.

В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспирова педагогический опыт определяется как "активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.

Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.

Критерии передового педагогического опыта:

Соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.

Главным критерием определения передового педагогического опыта является: Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать "обильный урожай", высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.

Так как обоснованное суждение о работе можно вынести лишь при получении конечных результатов, а не запланированных достижений. Критерий результативности нуждается в пояснении. Она сводится к уменьшению учебного времени на проработку материала при одновременном увеличении объема усвоенных знаний, умений и навыков. Критерий результативности характеризуется через понятия интенсивности и эффективности педагогического труда. Высокая интенсивность понимается либо как экономия времени, либо как резкое количественное увеличение усвоенного учебного материала при тех же затратах времени, что и раньше. М.Н. Скаткин и О.С. Богданова подчеркивали: "Более передовым является тот опыт, который обеспечивает положительный результат при меньшей, чем обычно, затрате времени и сил учителя и учеников. Нельзя считать передовым опыт, при котором высокий уровень знаний по одному предмету достигается за счет других дисциплин".

Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д. Труд педагога – новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью.

Стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.

Наличие в нём элементов новизны. Они проявляются в результате наблюдений педагогического процесса. Непосредственное наблюдение даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в его движении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятым в практике. Они могут проявляться на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов. Затем как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса и как реализация отдельных сторон педагогического труда. В практике бывают случаи подмены ППО прожектёрством. Прожектёрские начинания, которые чаще всего делаются "на показ", в погоне за дешёвым успехом, не выдерживают проверки временем, не дают устойчивых положительных педагогических результатов. Вот почему так важно безошибочно отличать действительно ППО от беспочвенного прожектёрства. Чувство нового всегда связано с широтой педагогического кругозора, с глубоким пониманием перспектив развития.

Актуальность и перспективность. Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:

В какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы.

Какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются данным опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты.

Репрезентативность.

Это достаточная проверка опыта по времени.

Это подтверждение позитивных результатов не только в работе одного учителя, воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение.

Это возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.

Соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность. Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. ППО может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.

При наличии этих признаков опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.

Классификация передового педагогического опыта:

Комплексный (взята за основу широта содержания) – объединение обучения и воспитания.

Коллективный, групповой и индивидуальный , в зависимости от того, кто является его автором.

Дающий высокие результаты по признаку эффективности.

Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный – определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов – мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский) – это когда педагог предполагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.

Эмпирический, научно-теоретический – определяется по степени научной обоснованности

Психолого-педагогический, практический – определяется по характеру научной обоснованности.

Длительный, кратковременный – по продолжительности во времени.

Что может быть опытом?

Алгоритмы учебных действий по предмету.

Технология урока или элементы технологии.

Авторская программа (учебного курса, воспитательная).

Система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.).

Эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры).

Реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.).

Эффективная система оценки знаний и др.

Формы обобщения ППО:

Статья о своем опыте работы (сборник статей).

Подготовка открытого урока с подробным самоанализом.

Распространение опыта:

Заседание методического объединения.

Различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др.).

Публикации в методических журналах.

Глоссарий передового педагогического опыта.

Актуальность педагогического опыта – (греч. actualis – деятельный) один из критериев передового педагогического опыта, выражающийся в соответствии этого опыта современным тенденциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки

Анализ педагогического опыта – способ исследования педагогических объектов, позволяющий вычленять отдельные части из целого и подвергать их самостоятельному изучению. Процедура мысленного расчленения результатов педагогической деятельности на диагностируемые признаки свойств личности педагога с целого изучения их самих и закономерных связей между ними.

Воспроизводимость – (репродуктивность) педагогического опыта – один из критериев передового педагогического опыта, отражающий возможность воспроизведения (репродуцирования) достаточно квалифицированным педагогам его основной идеи и технологии его реализации; при этом достигается более высокий результат, чем в предыдущей деятельности.

Инновация педагогическая (нововведение) –

Целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

Процесс освоения новшества (нового средства, методы, методики, технологии, программы);

Поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

Коллективный педагогический опыт – разновидность педагогического опыта, возникающая в результате целенаправленной работы всего учительского коллектива.

Массовый педагогический опыт – разновидность педагогического опыта, возникающая при достижении положительных результатов в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения на основе соблюдения нормативных требований.

Методика в образовании – описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.

Новаторский (творческий) педагогический опыт – высшая степень проявления передового педагогического опыта, характеризующаяся системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса.

Опыт педагогический – подразделяется на исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования), массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства учителей), передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса), новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства).

Творчество педагогическое – оригинальное и высокоэффективное решение учителем учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения.

Техника педагогическая – совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий.

Технология обучения – совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.

Передовой педагогический опыт: от выявления до внедрения.

ВложениеРазмер
peredovoy_pedagogicheskiy_opyt.docx 32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Л.А,Малькова, методист ГАПОУ МОК им. В.Талалихина

Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

В современных условиях возрастает роль инновационной творческой деятельности, т.к. возникает потребность существенного обновления содержания образования, достижения нового качества на основе инновационных инициатив и творчества по приоритетным направлениям образовательной деятельности.

Важнейшими источниками развития системы образования являются:

- достижения современной педагогической и психологической науки;

- передовой опыт педагогической деятельности;

- синтез научных знаний, подкреплённых положительными практическими результатами их использования для решения актуальных проблем.

Основная задача статьи – оказать практическую помощь методистам и педагогам в описании передового педагогического опыта.

Под передовым педагогическим опытом понимают опыт, позволяющий получить наиболее высокие и качественно новые результаты.

С точки зрения творческой новизны выделяют разные виды передового педагогического опыта:

- Опыт, носящий репродуктивный характер (массовый опыт). Он ценен тем, что преподаватель вносит элементы новизны в уже известную педагогическую практику, в результате чего происходит адаптация педагогического опыта.

- Опыт, носящий исследовательский характер. Он ценен тем, что преподаватель или педагогический коллектив моделирует будущее качество педагогического процесса, то есть осуществляет исследовательскую деятельность.

Назовем виды педагогических работников, осуществляющих свою профессиональную деятельность в образовательных организациях.

свободно владеет технологией работы, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании.

Педагог-новатор

отличается качествами мастера, вместе с тем обогащает свой опыт новыми формами, методами, средствами, повышающими эффективность учебно-воспитательного процесса. Для педагога-новатора характерны оригинальность стиля работы, рационализаторство.

Педагог-исследователь

- это мастер и новатор, его труд насыщен элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, отличается новым построением учебно-воспитательного процесса.

Важны все названные виды педагогического опыта. Мастерство присуще большинству педагогов, новаторский подход – многим, а исследовательской деятельностью занимается пока лишь часть педагогов, которая будет непрерывно возрастать.

При изучении передового опыта важно познать все эти конкретные виды, пропагандируя и распространяя их среди педагогической общественности, стремясь донести достижения мастерства, новаторства, изобретательства до всей массы педагогов.

При определении сущности передового опыта в первую очередь нужно учитывать четыре критерия:

  1. Соответствие опыта социальному заказу, предъявляемому к системе образования;
  2. Наличие элементов новизны;
  3. Устойчивость высоких результатов;
  4. Достижение высоких устойчивых результатов при оптимальной затрате энергии и времени педагогов и учащихся и средств.

На этапе обнаружения (выявления) главный критерий – устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательной работе. На этапе изучения – анализ того, как конечные результаты зависят от использования достижений педагогической науки, научное осмысление опыта. На этапе обобщения – основной критерий в глубоком понимании сути опыта, его идеи. На этом этапе сведения об опыте дополняются, обрабатываются научные данные, сам опыт адаптируется к массовой практике. На этапе распространения создается базовая модель опыта, которая может быть в том или ином педагогическом коллективе; разрабатываются рекомендации по использованию опыта.

Передовой педагогический опыт – это новые улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, дающие высокие результаты и соответствующие современным требованиям, направленные на совершенствование образовательного процесса.

Передовой педагогический опыт – это оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания.

Критерии передового педагогического опыта

  1. Высокая результативность учебного процесса.
  2. Устойчивость результатов учебного процесса.
  3. Научная обоснованность.
  4. Творческая новизна.
  5. Актуальность.
  6. Сокращение затрат времени на достижение высоких результатов.
  7. Перспективность (перспектива развития и применения на практике).

Обобщение опыта – вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта (одного человека, коллектива или всей образовательной организации), осмысление, анализ и обоснование, обобщенное систематизированное его описание.

Обобщение опыта необходимо отличать от простого его описания.

Обобщить – значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых построен конкретный опыт;

– обосновать правомерность, продуктивность и перспективность этих идей;

– раскрыть условия, при которых возможна их реализация;

– выявить объективные закономерности, требования, правила воспроизведения, творческого использования и развития конкретного опыта.

Алгоритм выявления передового педагогического опыта.

  1. Проведение проблемного анализа деятельности. Определение темы (направления) передового педагогического опыта исходя из конкретных потребностей педагогов, их профессиональных запросов, социального заказа в совершенствовании и развитии практики воспитания учащихся.
  2. Выявление актуальных проблем образовательного процесса. Выявление опыта на основе изучения деятельности педагогов-практиков, анализа состояния воспитания.
  3. Определение педагогов, которые успешно решают эти проблемы. Создание и реализация плана (программы) изучения и обобщения передового опыта.
  4. Принятие решения об изучении и обобщении их педагогического опыта, а также о мотивации их деятельности. Утверждение темы и плана на методическом (педагогическом) совете учреждения образования.
  5. Определение ответственных за изучение и обобщение опыта.
  1. Подготовительный этап. Изучение литературы по теме опыта и создание картотеки материалов. Подготовка базы изучения и обобщения опыта: комплекс диагностических методов, определение результата обобщения опыта (справка, сборник, выставка и т.п.).
  2. Изучение опыта. Накопление фактического материала.
    Проводится на основании комплекса подготовленного диагностического инструментария, посещения практических мероприятий и др. В процессе изучения оказывается необходимая методическая помощь (например, в написании документации, самооценке опыта, повышении профессионального уровня и т.п.) и идет сбор фактического материала (разработки, схемы, планы, диагностические данные и т.п.).
  3. Обобщение опыта. Форма обобщения. Анализ и обработка полученных данных. Установление соответствия критериям передового педагогического опыта.

Описание опыта работы.

- формулировка основных идей, на которых построен опыт;

- обоснование правомерности, продуктивности и перспективности этих идей;

- раскрытие условий, при которых возможна их реализация;

- выявление объективных закономерностей, творческого использования и развития данного опыта.

  1. Пропаганда и распространение опыта. В зависимости от темы и значимости обобщенный опыт может быть рассмотрен на экспертном, методическом или педагогическом советах, методическом объединении, совете. В таком случае принимается решение о распространении и внедрении передового опыта в массовую практику (на уровне учреждения образования или региона). Пропаганда опыта осуществляется посредством устных, печатных, наглядных и комплексных форм.
  2. Внедрение опыта. Процесс внедрения состоит из:
  • ознакомления педагогов с опытом работы, разъяснения его преимуществ и значения для развития практической деятельности;
  • обсуждения и принятия решения о внедрении опыта;
  • создания соответствующих условий для использования ведущих идей передового опыта (анализ реального положения дел, внесение необходимых изменений, обучение педагогических кадров и т.п.);
  • оказания необходимой методической помощи;
  • подведение итогов внедрения, определение достигнутых результатов и перспектив дальнейшей работы.


Что может быть опытом?

- алгоритмы учебных действий по предмету;

- технология урока или элементы технологии;

- авторская программа (учебного курса, воспитательная);

- система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.);

- эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);

- реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.);

- эффективная система оценки знаний и др.

Примерные темы обобщения опыта:

  1. Социальное партнерство в системе СПО.
  2. Система самостоятельной работы и развитие познавательного интереса обучающихся.
  3. Роль кабинета и наглядно-дидактического обеспечения занятий в учебном процессе.
  4. Использование информационно-коммуникационных технологий и ЭОР (электронно-образовательных ресурсов) в преподавании дисциплины … .
  5. Использование курса геометрии как средство развития у обучающихся пространственного видения окружающего мира. И другие.

Формы обобщения ППО

- статья о своем опыте работы (сборник статей);

- подготовка открытого урока с подробным самоанализом;

- заседание методического объединения;

- различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др.);

- публикации в методических журналах;

Памятка учителю по обобщению опыта

Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему вас вопросу.

Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием студентов. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.

Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.

Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений студентов), сопроводив их краткими разъяснениями.

Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.

При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.

Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы студентов, списки литературы и т.д.).


Определение

Передовой педагогический опыт - это практика, которая содержит в себе элементы творческого поиска, оригинальности, новизны в рабочем процессе. Все то, что объединяется понятием "новаторство". Ценность передового педагогического опыта - это прокладка новых путей как в педагогической науке, так и в практике. Поэтому он подлежит изучению, анализу и обобщению.

Есть разница между учительским мастерством и педагогическим опытом. Первое - это овладение преподавателем в достаточной мере уже распространенными учительскими методиками, принципами обучения. Новаторство - когда специалист не останавливается на этом, а стремится к созданию собственной методики. Он может находить, изобретать и успешно использовать новые приемы. Или же переосмысливать и по-новому применять уже имеющиеся. В этом случае педагог становится уже подлинным новатором в своем деле.

Конечно, распространению и внедрению подлежит только положительный передовой опыт. Поэтому все приемы преподавателей-новаторов подвергают такому глубокому анализу и изучению.

Передовой педагогический опыт - это активное освоение и дальнейшее применение специалистом на практике новаторских принципов и законов педагогики с учетом определенных особенностей, уровня развития и подготовки детей и собственной личности. Главная характеристика такого новаторского опыта - получение педагогом лучших результатов в рабочем процессе за счет усовершенствования стандартной методики образования и воспитания, оптимальной организации обучения.

этапы обобщения передового педагогического опыта

Критерии передового опыта

Мы ознакомились с характеристикой передового педагогического опыта. Важно теперь разобрать и критерии, которые его определяют. В данном контексте под ними понимаются конкретные признаки объекта. Меры определения выраженности общей характеристики в единичном случае.

Что же касается новаторского педагогического опыта, то его определяют сразу восемь критериев. При выраженном наличии всех признаков опыт преподавателя можно считать таковым.

Соответствие тенденциям развития общества

Передовой педагогический опыт всегда соответствует тенденциям развития современного социума. Педагоги-новаторы чутко реагируют на требования общества к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Исходя из этого, они отыскивают эффективные пути модернизации традиционного образовательно-воспитательного процесса.

типы педагогического опыта

Высокие результаты

Передовой педагогический опыт также характеризует высокая эффективность и результативность разработанных новаторами методик. ППО дает отличное качество знаний, ощутимые сдвиги в воспитанности обучающихся, общем и специальном развитии детей и подростков.

При этом результаты должны быть и объективными. Деятельность новатора сравнивается не с работой отдельного "традиционалиста", а с деятельностью всех педагогов, применяющих стандартную методику обучения и воспитания.

Оптимальное расходование сил

ППО не должен требовать от рядового учителя и воспитателя невозможного. Устойчивые положительные результаты наблюдаются при стандартной загруженности преподавателя.

Также ценой за высокий уровень знаний не должна быть непосильная нагрузка на ребят. Большое количество дополнительных занятий, трудоемкие, сложные задания рассчитаны на среднего ребенка, не ведут к перенапряжению и вреду для физического и психического здоровья.

этапы передового педагогического опыта

Стабильность

Применение ППО должно нести стабильные положительные результаты. Заданный уровень сохраняется не только при определенных условиях, но и при их изменении. Кроме того, положительные результаты не должны быть "вспышкой". Они наблюдаются на всем пути применения педагогом ППО.

Наличие элементов новизны

Новизна ППО определяется просто - в процессе наблюдения за образовательным процессом. Новаторство проявляется в плане научных открытий (новые формы, содержание, методики и приемы обучения и воспитания, установление педагогом новых закономерностей и связей), а также применения на практике известных научных положений и совершенствования на их базе учебно-воспитательного процесса.

Это помогает отличить ППО от так называемого прожектерства - погони за "дешевым" успехом, применении каких-либо практик напоказ. Как правило, такие разработки не выдерживают проверки временем и показывают лишь краткосрочные положительные результаты.

уровни передового педагогического опыта

Перспективность и актуальность

Обоснование актуальности и перспективности ППО вытекает из пары позиций:

  • Данный опыт способствует решению главных задач, которые поставлены перед образовательным учреждением в настоящий момент времени.
  • Все затруднения и противоречия, которые наблюдаются при массовом применении стандартной практики, решаются именно использованием ППО.

Репрезентативность

Следует подробно разобрать суть данного критерия. Репрезентативность - это:

  • Достаточная временная проверка наработанного опыта.
  • Подтверждение положительных результатов не только в работе конкретного педагога, но и при массовом использовании другими преподавателями и воспитателями.
  • Возможность повторения и творческого дополнения разработки, возможность сделать ее массовой.

тип педагогического опыта передовой совершенствующий

Научная обоснованность

ППО, прежде всего, должен соответствовать современному развитию методики и педагогики. Поэтому имеется возможность анализировать наработки новатора с позиции настоящих педагогических знаний.

ППО - это и творческие, и теоретические, и практические поиски педагога. Но в любом из этих случаев наработки всегда имеют под собой научную основу. ППО нуждается именно в научном истолковании.

Типы педагогического опыта

Передовой совершенствующий опыт - это и распространенная классификация. Представим ее отдельные категории.

Вот как можно поставить в соответствие типу педагогического опыта передовой:

  • По широте содержания - комплексный и единичный. Например, объединение воспитания и обучения будет считаться комплексным ППО.
  • В зависимости от количества авторов, разработчиков ППО - индивидуальный, групповой и коллективный.
  • По признаку эффективности - соответственно, дающий высокие и средние результаты.
  • По степени новизны - исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый. Репродуктивный, к примеру, - повторение уже известных научному миру методических рекомендаций. Поисковой - внесение своего творческого элемента в распространенный опыт.
  • По уровню научной обоснованности - эмпирический и научно-теоретический уровни передового педагогического опыта.
  • По характеру той же научной обоснованности - практический и психолого-педагогический.
  • По протяженности во времени - длительный и кратковременный.

передовой педагогический опыт это

Этапы обобщения передового педагогического опыта

Напоследок остановимся на изучении и обобщении ППО. Тут можно выделить следующие этапы передового педагогического опыта:

  1. Выявление объекта для изучения. На этом этапе с помощью диагностической программы оценивается деятельность педагога. Затем определяются специалисты с устойчивыми положительными результатами. Собирается информация о деятельности педагога, выделяются факторы, гарантирующие положительные сдвиги.
  2. Постановка цели изучения. Формирование конкретного противоречия, которое помогают разрешить разработки педагога. Далее ставится проблема. Опыт педагога теоретически обосновывается, после чего формируется цель изучения его ППО.
  3. Сбор информации об интересующем опыте. Это отбор методик сбора данных, составление программы наблюдения за работой педагога, деятельности его подопечных. Воплощение данных методик в жизнь.
  4. Педагогический анализ добытой информации. Расчленение изученного на части, соответствующие основным целям изучения, оценка ППО на основе общеутвержденных критериев, определение причинно-следственных связей между новаторским опытом и решением педагогических проблем. Завершение этапа - определение места данного ППО в иерархии педагогических знаний.
  5. Обобщение опыта. Систематизация всех полученных знаний, формулировка основной идеи ППО, его сущности, раскрытие условий и границ, в которых будет актуальным данный опыт, описание изученного в соответствии с утвержденными требованиями.

характеристика передового педагогического опыта

Теперь вы знаете, что такое ППО, а также восемь главных критериев его содержания. В педагогическом мире важна не только наработка новаторского опыта, но и его изучение, обобщение и возможность массового применения.

Читайте также: