Какой материал нужен чтобы подготовить детей старшей группы к школе

Обновлено: 07.07.2024

1. Ребенок должен уметь решать простейшие задачки и головоломки.
2. Ребенок должен уметь вычитать и прибавлять к числу.
3. Ребенок должен уметь определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз.
4. Ребенок должен уметь считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами.
5. Ребенок должен уметь сравнивать числа: равенства- неравенства, больше - меньше.
6. Ребенок должен понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?
7. Ребенок должен знать состав чисел первого десятка.
8. Ребенок должен уметь различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы.
9. Ребенок должен знать такие геометрические фигуры как: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб; геометрические тела: куб, шар, цилиндр, пирамида.
10. Ребенок должен знать знаки "+", "-", "=", " ;".
11. Ребенок должен уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
12. Ребенок должен уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
13. Ребенок должен знать прямой и обратный порядок числового ряда.

Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 5 до 7 лет должен уметь:

1.Ребенок должен уметь выполнять задания в которых необходимо выявить закономерность и продолжить ряд из предложенных предметов.
2. Ребенок должен находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов.
3. Ребенок должен уметь составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь заканчивать рассказ (придумать конец).
4. Ребенок должен уметь разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак.

Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 5 до 7 лет должен уметь:

1.Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают.
2. Ребенок должен знать домашний адрес, номер домашнего телефона
3. Речь у ребенка должна быть максимально приближена к взрослой речи (по качеству).
4. Ребенок должен знать, что такое интонация, должен пользоваться ею для выражения своих эмоций.
5. Ребенок должен уметь отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от вопросительного, должен уметь их использовать.
6. Ребенок должен уметь формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить.
7. Ребенок должен уметь вести диалог и монолог.
8. Ребенок должен знать много наизусть выученных стихотворений, сложных и больших по объему произведений. Рассказывать он должен с выражением.

Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 5 до 7 лет должен уметь:

1.Ребенок должен знать названия всех окружающих его предметов: мебель, посуда, одежда, бытовые и электроприборы, растений, животных, явлений природы, названия любимых мультфильмов, сказок, книжек, имена любимых героев.

Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 5 до 7 лет должен уметь:

1.Ребенок должен уметь звонить по телефону.
2.Ребенок должен знать как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу
3. Ребенок должен уметь вести себя за столом.
4. Ребенок должен самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи.
5. Ребенок должен уметь застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
6. Ребенок должен знать, что значит быть опрятным, должен уметь следить за прической, за ногтями и состоянием одежды.
7. Ребенок должен знать для чего нужен светофор, для чего нужен каждый цвет светофора, как и где можно переходить дорогу.
8. Ребенок должен знать название текущего месяца, последовательность дней недели.

Ребенка в возрасте от 5 до 7 можно знакомить с английским языком.
Используйте для занятий пособия для родителей и преподавателей, предназначенные для обучения английскому языку детей от 5 до 7 лет.

Предлагаем Вам список вопросов, который поможет определить, насколько ребенок готов к поступлению в школу.
К представленным вопросам, Вы найдете возможные ответы, которые может использовать Ваш ребенок.

Все мы знаем, что тестирование детей перед поступлением в школу не предусмотрено действующим законодательными нормами. Но это на бумаге. На практике же тестирование будет обязательным этапом при поступлении в гимназию или просто в престижную школу. Более того, то же самое тестирование, только под названием "собеседование", скорее всего, будет предложено ребенку перед поступлением в любое учебное заведение.

При подборе вопросов использовались темы, которые широко используются при собеседовании с детьми, поступающими в школу. Математика, Логика, Внимание, Память, Природоведение, Социальное воспитание, Развитие речи.

Рабочая программа по подготовке детей-дошкольников в школу

Переход из детского сада в школу — сложный психологический процесс для ребенка. Важно, чтобы в новый этап своей жизни дети вошли подготовленными. Программа подготовки к школе помогает решить ряд образовательных аспектов. В период обучения продолжается активное развитие ребенка как личности, освоение необходимых навыков для начальной школы.

Программа для дошкольников по подготовке к школе

Часто программа подготовки детей к школе ориентируется только на обучение письму, счету и грамоте. Но такой подход может привести к тому, что при вхождении в новый коллектив ребенок начинает испытывать трудности из-за интеллектуальной пассивности. Задача педагогов — развивать интерес у ребенка к образовательному процессу. Он должен не просто научиться считать, а хотеть считать. Задачей государственных программ является развитие желания и стремления узнать что-то новое, познакомиться с новыми людьми.


Задачи и структура занятий

Целью рабочего стандарта всестороннего развития в детском дошкольном возрасте является формирование готовности к обучению, развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей. Все это поспособствует успешному адаптированию и поможет в достижении успехов.

Основными задачами программы считаются:

  • Организация процесса воспитания, развития и обучения на подготовительном этапе к школе с учетом потребностей этого возраста.
  • Побуждение в ребенке желания получать знания, укрепление положительного отношения к школе.
  • Формирование необходимых социальных черт будущего первоклассника, которые необходимы для благополучного прохождения адаптации.

Обратите внимание! Программа рассчитана на детский возраст от шести лет. Ее задачами является формирование в ребенке умения самостоятельно познавать мир через творчество, умение создавать новое.

Структура программы включает в себя несколько предметов:

Обратите внимание! Основной метод работы с дошкольниками — игра. Используются различные методики, например, игра-путешествие или игра-урок, викторина.


Рабочая программа по подготовке к школе дошкольников по новым ФГОС

План подготовки дошкольника к школе очень богат по содержанию. Задачей программы является знакомство ребенка с многосторонней окружающей средой. Методы обучения построены таким образом, что они направлены на усвоение знаний, а также на развитие эмоциональной сферы. В соответствии с методиками, необходимым условием получения знаний является создание высокого уровня эмоционального тонуса в период прохождения обучающего процесса.

Языковая часть программы

В основу системы развития речи положен комплексный подход. Он должен быть направлен на достижение в рамках одного занятия нескольких сторон речевого развития. Важно обращать внимание на следующее:

  • фонетику;
  • грамматику;
  • лексику.

Обратите внимание! У ребенка в процессе подготовки к школе должно быть сформировано четкое представление о связывании предложений в одно высказывание. Должна быть налажена работа над смысловой стороной.

Большую роль в реализации задач играет чтение художественной литературы.

Основной метод работы — игра. В ее процессе должны реализовываться следующие задачи:

  • развитие восприятия слухового и зрительного плана;
  • развитие мышления и речи, внимания и наблюдательности;
  • формирование навыков фантазии, воображения;
  • формирование этических представлений.


Чтение художественной литературы в детском саду

Развитие элементарных математических представлений

Формирование начальных математических представлений относится к важной части программы развития детей дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС, это первая ступень подготовки к школе.

Под элементарными математическими представлениями понимается следующее:

  • ориентация в величинах и размерах предметов;
  • владение счетом;
  • развитие пространственных отношений;
  • знакомство с геометрическими фигурами;
  • изучение представления о времени;
  • измерение мер;
  • знакомство с понятием долей;
  • умение сравнивать предметы.

Процесс работы предполагает организацию упражнений, в результате которых у ребенка повторяются практические действия.

Важно! Наглядные материалы представлены в виде таблиц, иллюстраций, рассмотрения наглядных моделей. В качестве словесных методов используются дидактические игры.


Обучение математическим навыкам

Составляющая программы по ИЗО и художественному труду

Государственная программа для дошкольников по подготовке к школе должна включать в себя многогранную деятельность. Дети должны знакомиться с разнообразными промыслами России, творческими направлениями.

Программа основана на внедрении интеллектуальной, творческой, изобразительной и театрализованной деятельности.

Цели образовательной деятельности:

  • формирование у детей интереса к изобразительному искусству;
  • развитие образного эстетического восприятия;
  • занятие продуктивной деятельностью (лепкой, аппликациями, художественным трудом).

Обратите внимание! Каждое направление деятельности имеет свои задачи.

Если речь идет о предметном рисовании, то в процессе занятий достигаются следующие цели:

  • Совершенствование умения изображать предметы, развитие наблюдательности, памяти.
  • Улучшается техника изображения, у ребенка развивается свобода воображения.
  • Формируется точность движения руки, острота зрения.
  • Развивается способность у ребенка увидеть красоту, тренируется умение изображать четкие линии, создавать плавные цветовые переходы.
  • При сюжетном рисовании формируется умение создавать композиции на бумаге, самостоятельность в выборе тематик.

Весь процесс проходит как в организационных группах, так и индивидуально. Задания предлагаются с учетом возраста и уровня первоначальных навыков. Такой подход способствует успешной подготовке ребенка к школе, благодаря этому происходит успешное овладение навыками учебной деятельности.


Основы ИЗО в детском саду

Формирование коммуникативных навыков дошкольников и другие

Переход в начальные классы — это сложный эмоциональный процесс. Дети должны быть всесторонне подготовлены. Немаловажную роль при этом играют коммуникативные навыки. Их грамотное развитие поможет быстро адаптироваться в новом коллективе.

Чтобы коммуникативные способности развивались всесторонне, рекомендуется использовать два метода:

Обратите внимание! Хороших результатов помогает достичь театрализация.

Она позволяет детям не только раскрепоститься, но и обогатить словарный запас. В процессе разыгрывания сказки, воплощения в одного из сказочных персонажей, они учатся смотреть на окружающий их мир другими глазами.

Такой метод очень полезен для ребенка, который в реальной жизни детского сада никак свою активность не проявляет. В условиях постановок у него появляется возможность более широкого взаимодействия со сверстниками. Таким образом удается расширить круг общения.

Смена образов положительно влияет не только на развитие навыков коммуникации, но и на обогащение речи. Ребенок сам не заметит, как начнет по-другому произносить звуки, стараться четче выговаривать слова.

С помощью театрализованной деятельности удается достичь следующих результатов:

  • раскрепощение детей;
  • расширения их лексикона;
  • развитие артистизма и избавление от страха выступления перед публикой.

Обратите внимание! Такая деятельность помогает научиться легко контактировать с разными людьми.

Ведущим типом деятельности для дошкольников является игра. Многие коммуникативные способности передаются в игровой деятельности. Наибольшее раскрепощение происходит у детей во время подвижных игр. Это важный аспект деятельность для застенчивых ребят.

Комбинация различных методов для развития коммуникативных способностей, применяемая регулярно в дошкольном возрасте, эффективно готовит ребенка к школе. Такие методики предупреждают проблемы, которые могут возникнуть у детей с педагогами и будущими одноклассниками.


Развитие коммуникации во время активных игр

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате завершения года обучения по подготовительной программе к школе ребенок должен уметь следующее:

  • Четко и ясно произносить слова, выделять звуки, определять место звука в слове, составлять предложения на заданную тему, пересказывать сказки и небольшие рассказы, писать элементы букв.
  • Считать до десяти и обратно, уметь сопоставлять цифру с предметами, понимать арифметические знаки, решать задачи в одно действие, измерять длину предметов, используя условную меру.
  • Перечислять в правильной последовательности времена года, суток, знать их признаки.

Итоговый контроль проводится в виде тестирования, а также в процессе игровой деятельности. В последний год перед школой проводится диагностика знаний детей психологом.


Проверка знаний дошкольников

Методическое обеспечение программы

Для реализации целей программы используются пособия и материалы, утвержденные стандартами образования. Воспитателю необходимы:

  • учебно-тематические конспекты, планы;
  • рабочие тетради;
  • прописи;
  • наглядные пособия, таблица, схемы;
  • счетный материал;
  • мультимедийные презентации.

Обратите внимание! Дидактические материалы и необходимые пособия по творчеству могут быть изготовлены самостоятельно.

Грамотный и комплексный подход при подготовке к школе помогает ребенку успешно адаптироваться в новых условиях и коллективе. Благоприятная социальная обстановка в свою очередь способствует успешному освоению знаний.

Статья по обобщению педагогического опыта. В которой педагоги рассматривают работу по подготовке детей к школе в условиях современного детского сада и в соответствии с новыми программными требованиями. В работе определена общая тема, решение которой проходит через все разделы обучения в детском саду.

Оценить 788 1

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ СОВРЕММЕННОГО ДЕТСКОГО САДА

Сутулина Г.Х., Акинина Е.А.

В условиях современного общества особая роль в воспитании детей дошкольного возраста в детском саду отводиться подготовке детей к дальнейшему обучению в школе. В старшем дошкольном возрасте важнейшей задачей является педагогическая и психологическая готовность ребенка к дальнейшему обучению в новых для него условиях в СОШ (средней образовательной школе).

Готовность ребенка к школе - это не только обучение грамоте и обучение элементарным математическим представлениям, знаниям общественной жизни. Роль детского сада и воспитателей более обширна. Здесь можно говорить о воспитании у детей готовности к учебной деятельности, развитии любознательности, формировании потребности в знаниях, желании учиться. Все это достигается, конечно, не сразу и не только во время пребывания в старшей группе детского сада, хотя именно в этом возрасте идет активное усвоение учетных навыков.

Если задаться целью развить у детей интерес к школе, к занятиям по обучению грамоте, развить желание учиться и трудиться на занятиях, то необходимо развернуть работу во всех направлениях. Здесь можно говорить о таких разделах, как дежурство в частности на занятиях, это ролевые и творческие игры дошкольников, экскурсии в школу, беседы со школьниками, рассматривание содержания школьных портфелей… и т д. Учитывая специфику работы в детском саду в обучении детей широко необходимо применять методы наглядности, игровые приемы, личный пример.

Остановимся подробнее на игровых приемах, т.к. игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности. И поэтому интерес детей к игре можно использовать для обучения на занятиях, особенно на начальном этапе, пока дети не привыкли к новому виду занятий, которые требуют большой концентрации внимания. В старшем дошкольном возрасте игровым приемам, как правило, отводиться немного времени, они являются своеобразным катализатором, толчком к усвоению нового материала. Например это может быть персонаж из знакомой сказки для которого дети составляют предложения, делят предложение на слова.

Игровые приемы своей занимательностью, новизной будят детскую любознательность, помогают усвоить новый сложный материал.

Однако у любого плюса есть свои минусы. Нельзя злоупотреблять на занятиях наглядными пособиями, ибо следует развить не только зрительную память, но и слуховую, ведь в школе на неё делается основной упор.

Со второй половины года на занятия по развитию речи и обучению грамоте в старших группах должны быть максимально приближены к школьному уроку. Занятия короче, и с более частыми сменами деятельности, но все же довольно серьезными требованиями.

Какие же требования предъявляется к будущим школьникам? Это умение работать в определенном темпе, управлять своими действиями, продолжительное время удерживать внимание на однородном материале. В старшем дошкольном возрасте игровые моменты становятся боле кратковременными, и необходимые лишь для того чтобы заинтересовать детей, дать им задание, получив его от сказочного героя, а не от педагога, ребята лучше, прочно осваивая новый материал.

Во втором полугодии дети переходят на слоговое чтение. Они учатся соединять звуки в слоги, а слоги - в слова. Иногда , впрочем, наоборот, слово делиться на части , определяются з0вуки каждой части, находятся буквы, нужные для обозначения звука. Этот метод называется звуко – буквенным анализом слова. Для этого, необходимо еще слышать и правильно произносить их, тесть в течении всего дошкольного этапа обучения детей в детском развивать фонематический слух. Ясное и отчетливое произношение звуков – залог быстрого и прочного обучения технике чтения.

Хорошо упражняется рука ребенка на занятии по рисованию завитков. Такое занятие всегда увлекает детей, каждому хочется легко и свободно провести уверенные, ровные или овальные линии. Иногда детям можно давать ручки; для развития умения регулировать нажим на бумагу.

Большое значение в подготовке руки ребенка к письму имеет работа в тетради в клеточку на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Этот вид работы можно проводить как целое занятие, в разделе закрепление, так и часть занятия. В тетради дети рисовали узоры на строчной линии, учились отсчитывать клеточки сверху, слева, между узорами. Дети должны были симметрично расположить и зарисовать геометрические фигуры, причем учитывалось умение ориентироваться на линии, под линей, между линиями. Апогеем такой работы можно считать простые графические диктанты.

В результате описанных вше занятий развивается внимание, наблюдательность, память, вырабатывается умение работать в определенном темпе, развиваются мелкие мышцы руки.

Так день за днем, из месяца в месяц мы приближаемся к важному событию выпуску детей в школу. Поэтому очень важно продолжать закреплять и расширять интерес к школе.

Современная программа по дошкольному воспитанию, да и сама жизнь требуют тесного контакта со школой. Поэтому в начале учебного года составляется план работы со школой по преемственности со школой. В нем есть экскурсии, взаимопосещения, совместные мероприятия и родительские собрания и прочее.

Учитывая проведенную работу, мы пришли к выводу, что нужно уделять большое внимание выработки у детей усидчивости, сдержанности, умению самостоятельно своевременно выполнять требования педагога, доводить начатое дело до конца, работать в определенном темпе на занятиях и в обычной жизни, больше уделять внимание поведению детей. Нужно усилить работу по развитию речи, умственной активности всех детей на занятии.

Несомненно что готовить ребенка к дальнейшему обучению к школе надо совместно с семьей. Для этого практикуются проведение групповых и общих родительских собраний, организация уголков для родителей, оформление портфолио детей совместно с родителями на предложенную тему, открытые просмотры, дни открытых дверей. Ведь установление тесного контакта с семьей, это часть успешной подготовки детей к школе.

Мы знаем, что наши воспитанники – будущие первоклассники, и мы стараемся хорошо делать свою работу. Ведь как они будут учиться в первом классе напрямую зависит от того, как мы в детском саду подготовим их к школе.


Занятия для дошкольников при подготовке к школе можно организовать в разных форматах.

Это могут быть школьные подготовительные курсы. Их плюсы: ребенок видит настоящий учебный класс с настоящей школьной мебелью, там звенит настоящий школьный звонок, который наверняка будет звучать также до конца 11-го класса, и высока вероятность, что одна из учительниц станет его классным руководителем.

Кроме школы ребенок может посещать групповые занятия в бюджетных и коммерческих организациях дополнительного образования. По сравнению с традиционными школами здесь более демократичный подход к детям. Обычно в таких учреждениях в рамках образовательного курса проводятся занятия психолога по развитию коммуникативной и эмоционально-личностной сферы или обучение иностранным языкам.

Некоторые родители предпочитают индивидуальный подход в образовании и обращаются к услугам дошкольного репетитора. Индивидуальная подготовка к школе для дошкольников осуществляется по программе, согласованной с родителями, и знания при соответствующей квалификации педагога будут более разносторонними и глубокими.


Подготовка дошкольника к школе: с чего начинать?


Подготовка к школе для дошкольника: развивающие занятия дома

Домашние занятия расширяют и закрепляют знания и умения ребенка. Они должны быть систематическими и интересными для малыша. Считайте и сравнивайте с ним различные предметы: игрушки, посуду, книги, предметы мебели. Пусть ребенок учится понимать, что такое больше/меньше. Играйте с ним в математические игры. Например, спросите, какое число стоит между тройкой и пятеркой, семеркой и девяткой. Предложите разложить карточки с цифрами в порядке возрастания/убывания. Пусть дошкольник определит, в какое число могут превратиться цифры 3 и 2, 1 и 6 и т.п. Ребенок с удовольствием разгадает математические загадки. Например, такие:

Мы дали Лариске
Четыре сосиски.
Еще три сосиски
Мы дали Бориске.
Так сколько всего сосисок
У Бори и у Лариски?

У курочки три цыпленка.
У уточки два утенка.
— Три плюс два,-
Спросил Егорка,-
Вместе это будет сколько?

Для расширения кругозора, развития внимания, логики и словарного запаса используйте несложные игры:

Вы по очереди просите друг друга назвать птицу, рыбу или животное. Следите за тем, чтобы слова не повторялись!

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок должен назвать слово во множественном. Например: стол — столы, стул — стулья, мяч — мячи, окно — окна и т.п. Постепенно задание усложняется: можно называть растения, животных, птиц.

Родитель предлагает ребенку правильно назвать жилища разных животных, птиц и насекомых: собаки, скворца, медведя, муравья, лисы, пчелы.


Какие затруднения могут возникнуть при подготовке к школе?

Часто среди детей встречается неусидчивость. Но повышенная активность во время занятий обусловлена разными причинами:

Неготовность ребенка к школьному обучению. Далеко не все семилетние дети способны усвоить учебный материал и правильно выполнять задания, высиживать все уроки. В таких случаях требуется психолого-педагогическое (иногда медицинское) обследование для дальнейшего выстраивания образовательного маршрута. Возможно, специалист порекомендует вам пойти в первый класс на год позже. В этом нет ничего страшного. Пусть малыш начнет обучение в 8 лет и усвоит школьную программу, сохранив адекватную самооценку. Это лучше, чем если у него будут пробелы в знаниях, высокий уровень тревожности и неуверенность в своих силах.

Читайте также: