Какой канон существовал в оформлении христианского храма 6 класс кратко

Обновлено: 03.07.2024

Вопрос по истории:

какой канон существовал в оформлении христианского храма?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 10.11.2016 03:21
  • История
  • remove_red_eye 2570
  • thumb_up 13
Ответы и объяснения 1

В оформлении храма сложился канон -строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был как бы моделью мира.Чем важнее было изображение,тем выше его помещали в храме.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе История.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

История — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом.

Античная культура — это культура государств, сформировавшихся с 3 тысячелетия до н. э. по 5 век нашей эры на территории Средиземноморского региона. Античная культура охватывает периоды архаической Греции, классической Греции, эллинизма и Римской республики. Обычно античную культуру делят на два этапа: культура Древней Греции и культура Древнего Рима.

Каков был вклад древних греков и римлян в сокровищницу мировой культуры?

Культура Древней Греции и Рима стала фундаментом всей европейской цивилизации. Именно к ней восходят литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. Древние греки и римляне сформировали общекультурные ценности во всех областях как духовной, так и материальной деятельности, а также создали образцы для подражания на тысячелетия вперед. Несмотря на жесткое, а подчас и жестокое противодействие христианства, до нас дошли не только культурные произведения и ценности поздней Античности христианского периода, но и часть ценностей ранней Античности эпохи язычества.

Обобщение информации параграфа

1. Чему обучали в византийских школах? Чем был вызван такой выбор предметов?

В византийских школах обучали чтению, письму, счету, церковному пению. Также ученики изучали церковные книги, труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских ученых и писателей. Такой набор предметов был продиктован практическими целями и задачами сохранения и развития культурного наследия Античного мира. Практические цели подразумевали умение эффективно работать на государственной службе.

2. Какие науки развивались в Византии особенно успешно?

Наибольшее развитие в Византии получили такие науки как математика, медицина, химия, география и история.

3. Почему древние греки украшали храмы прежде всего снаружи, а византийские мастера – изнутри?

С принятием христианства изменились и традиции богослужения. Если в Древней Греции обряды проводились снаружи храма, то христиане для богослужения собирались внутри храма. Именно поэтому византийские мастера старались украсить христианские храмы в большей степени именно изнутри. Хотя и снаружи такие храмы тоже выглядят красиво.

4. На основе текста и иллюстраций опишите храм Святой Софии в Константинополе. Предварительно составьте план своего рассказа. Постарайтесь, чтобы он включал сведения из разных пунктов параграфа.

Для возведения храма Юстиниан не жалел средств. В Константинополь по распоряжению императора свозились архитектурные элементы древних построек, которые были использованы в новом храме. Так, из храма Солнца в Риме были взяты восемь порфировых колонн, а из храма Артемиды в Эфесе – восемь колонн из зеленого малахита. Для придания храму небывалой роскоши широко использовались золото, серебро, слоновая кость. Строительство собора обошлось в три годовых дохода Византийской империи.

По своей конструкции храм Святой Софии представляет собой практически квадратное трехнефное сооружение (75 на 68 метров). Два боковых нефа – узкие, а средний неф – широкий. Середина широкого нефа ограничена четырьмя огромными столбами, подпирающими гигантские арки, и покрыта довольно плоским куполом. Купол с диаметром 31 метр находится на высоте 51 метра и состоит из сорока арок с окнами. Благодаря такому решению создается ощущение сплошного светового пояса, кажется, что купол парит в воздухе. Эта купольная система стала шедевром архитектурной мысли того времени. Большой неф отделен от узких боковых большими арками с порфировыми и малахитовыми колоннами.

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью. Пол был покрыт мозаиками, стены храма представляли собой сплошной ряд из шикарнейших фресок и сюжетных мозаик. Что самое интересное, на стенах, колоннах, балюстрадах, парапетах и подоконниках найдены более 70 славянских надписей, включавших указание на происхождение писавшего. Так называемые славянские надписи-граффити в храме были не единственными, на мраморных парапетах собора встречаются надписи скандинавскими рунами. Вероятно, они были нацарапаны воинами из скандинавской гвардии императора.

Мозаика — декоративно-прикладное произведение, созданное посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности кусочков разноцветных камней, драгоценных металлов, матового стекла, керамических плиток и других материалов.

Фреска – живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую защитную пленку, делающую фреску долговечной.

И мозаики, и фрески, и иконы, и скульптуры широко использовались в византийских христианских храмах. Их создавали как для украшения, создания определенной эмоции, так и для просвещения – недаром мозаики, фрески, иконы и скульптуры называли Библией для неграмотных.

6. В чем состояла важность контактов других стран и народов с Византией?

Византия была богатым и просвещенным государством. Контакты с ней позволяли перенять знания и технологии для менее развитых народов. Именно благодаря контактам с Византией, например, на Руси появилась письменность и христианство. Русская архитектура и живопись долгое время ориентировались на византийские каноны и традиции. Страны Западной Европы не имели настолько сильной культурной зависимости от Византии как Древняя Русь, но и они считали возможным приглашать к себе врачей, архитекторов, математиков, философов из Византии.

1. Сделайте вывод: почему образование и наука в Византии в VI-XI веках были развиты лучше, чем в Западной Европе?

Образование и наука в Византии в VI-XI веках были действительно развиты лучше, чем в странах Западной Европы. В Византии, в отличие от Западной Европы, практиковались наряду с церковными школами еще и светские – государственные и даже частные. Это позволяло существенно расширить количество образованных людей не только в религиозных учреждениях и на государственных постах, но и среди торговцев, военных, строителей и т.д. Знания, которые получали в византийских школах, носили больше прикладной характер и использовались в реальной жизни. Школы же в Западной Европе были лишь для церковных служителей, чиновников и аристократов. Образование в средневековой Западной Европе было уделом избранных.

Строительством храма Святой Софии Юстиниан стремился превзойти библейского царя Соломона, который возвел одну из главных библейских святынь – храм Соломона. Этот храм был воздвигнут в период наивысшего проявления национального единства еврейского народа. Соломону удалось осуществить план постройки грандиозного храма, к которому устремлялись бы на поклонение евреи со всех концов Израиля. Считалось, что храм Соломона – это Дом Бога на земле. Примерно то же самое хотел видеть в соборе Святой Софии и Юстиниан – храм должен был стать самым главным символом христианского мира, а его создатель в истории должен был уподобиться легендарному царю Соломону.

3. Найдите в книгах или интернете изображение базилики (вытянутого прямоугольного здания церкви) или крестово-купольного храма, кроме упомянутой в параграфе церкви Святой Софии. Укажите на этом изображении те части здания, о которых вы узнали из текста.

Крестово-купольный храм — тип христианского храма, появившегося в Византии. Крестово-купольный храм обладает следующими свойствами:

  • он прямоугольный или крестообразный в плане;
  • внутри храма установлены четыре, шесть или восемь столбов-опор;
  • столбы связаны арками;
  • арки с каждого столба перекинуты на стены;
  • система столбов-опор делит храм внутри на несколько продольных и несколько поперечных проходов, называемых нефами;
  • количество продольных нефов всегда нечетное;
  • количество поперечных нефов может быть любым;
  • из поперечных нефов самый широкий — чаще предалтарный, из продольных — всегда центральный, пересечение этих нефов определяет местонахождение купола;
  • нефы перекрыты системой цилиндрических сводов;
  • своды над самыми широкими нефами в плане образуют крест;
  • на пересечении этих нефов расположен купол.

Базилика, в отличие от крестово-купольного храма, является строением прямоугольной формы и состоит из нечетного числа различных по высоте нефов. На плане базилики вы не увидите явного креста, образованного широкими продольными и поперечными нефами. В многонефной базилике нефы разделены рядами колонн. Центральный неф – самый высокий. Он освещается с помощью окон второго яруса.

Для выполнения задания нам нужно показать на изображении храма или базилики следующие элементы: апсида, барабан, притвор, алтарь, купол, неф.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 7

Для примера мы возьмем Церковь Святой Ирины, одну из самых ранних из сохранившихся церквей Константинополя. По своему типу она представляет собой раннехристианскую базилику. Первая христианская базилика была возведена на этом месте в начале IV века при императоре Константине. Церковь была главным храмом Константинополя до постройки храма Святой Софии. Сегодня церковь расположена в историческом центре Стамбула.

4. Подготовьте презентацию (5-6 слайдов) о влиянии византийской культуры на культуру Древней Руси.

Славянский алфавит

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 7

Глаголица. Алфавит, придуманный Кириллом и Мефодием

Славянская азбука была создана во второй половине IX века. Создателями первого славянского алфавита (глаголица) являются византийские монахи Кирилл и Мефодий. По мнению ученых, в основе азбуки Кирилла и Мефодия лежала азбука, существовавшая у славян еще до их крещения. В дальнейшем глаголица была преобразована в кириллицу, которая была более легкой и удобной и полностью вытеснила глаголицу. Некоторые исследователи считают, что более поздний и более привычный нам алфавит создал ученик Кирилла и Мефодия Климент Охридский в первом Болгарском царстве.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 7

Кириллица . Алфавит, доработанный учениками Кирилла в Болгарии.

Этот алфавит был очень сложным и громоздким, поэтому учениками Кирилла в болгарских монастырях была создана новая версия славянской азбуки — кириллица, которая распространилась по всем славянским государствам.

Религия и церковное управление

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 7

Принятие христианства на Руси, под влиянием Византии, предопределило дальнейшую судьбу государства. Русь встала в один ряд с крупнейшими государственными образованиями того времени. Крещение Руси укрепило государство, оказало огромное влияние на картину мира и систему представлений человека того времени, содействовало развитию культуры, созданию памятников письменности, архитектуры и искусства.

Русская церковь была построена по византийским принципам, а церковное служение велось по византийским канонам. Так было вплоть до XV века, когда русская православная церковь объявила автокефалию – независимость от Константинополя. Причиной этому стало подписание православной церковью Византии Флорентийской унии в 1439 году, по которой католическая и православная церкви объединялись под властью Папы римского. Поскольку согласие православных митрополитов на такое объединение было получено подкупом и угрозами со стороны латинского духовенства, уния была отвергнута большинством восточных церквей.

Архитектура

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 7

Влияние Византии на архитектуру Древней Руси очень велико. После принятия христианства на Руси началось масштабное каменное строительство, возводились храмы и монастыри, организовывались церковные школы. Естественно, первые каменные постройки возводились под руководством мастеров из Византии, поскольку на Руси в то время было распространено зодчество (строительство зданий из дерева) и своих мастеров-каменщиков просто не было. Так первая каменная церковь на Руси – Десятинная церковь в Киеве, строилась совместно с византийскими зодчими. Один из самых знаменитых древнерусских соборов – Софийский собор в Киеве (начало XI века) был полностью построен византийскими архитекторами, а вдохновением служил собор Святой Софии в Константинополе.

Именно Византии обязана Русь и канонам церковного строительства. На Руси был распространен крестово-купольный архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделен четырьмя столбами на девять ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом. Центральный купол расположен над пересечением двух главных помещений храма – нефов. Если смотреть сверху, то эти два нефа образуют крест.

Живопись и литература

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 7

Из Константинополя на Русь приглашали мастеров для строительства храмов, создания икон и росписей, привозились книги и произведения искусства. Сначала русские мастера копировали изделия византийских учителей, но со временем они стали создавать собственные произведения, воплощая в них свои мысли, надежды, настроения. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению сил против иноземных врагов. Древнерусская живопись и литература стала отражением национального самосознания и определила мировоззренческие и эстетические идеалы русского народа на несколько веков.

На Руси, переживавшей период подъема, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, Феофан нашел плодотворную почву для развития своего могучего творческого дара. После его приезда в Новгород его искусство, идущее от византийских традиций, развивается в тесном взаимодействии с русской культурой. Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное, вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей, оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников.

Третий Рим

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 7

Иван III был правителем Русского государства и всячески стремился подчеркнуть свое особое положение. Он даже женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, чтобы продемонстрировать, что Русское государство является преемником византийской династии. В официальных документах того времени Русь стала именоваться на византийский манер – Россия. А на княжеской печати появился герб Палеологов – двуглавый орел, который считался символом императорской власти. Похожий двуглавый орел был и на гербе императоров Священной Римской Империи. После этого Иван III принял новый титул – государь всея Руси. На приемах Иван III стал появляться со скипетром, державой и в шапке Мономаха.

5. Напишите сочинение от имени путешественника-франка, который впервые увидел церковь Святой Софии. Какие чувства вызовет у него храм своим внешним и внутренним убранством?

Каждый раз удивляюсь, как много можно увидеть нового даже во время непродолжительного путешествия. Нельзя сказать, что я попал в Константинополь случайно. Я ехал сюда с одной целью, приобщиться к великому воплощению христианской мысли в камне – собору Святой Софии. Вести о возведении императором Юстинианом этого дома Божьего дошла и до Королевства Франков. И вот я здесь. Передо мной открылась восхитительная картина грандиозного сооружения. Мне даже не с чем сравнивать, у нас таких больших соборов просто нет – небольшие базилики и все, больше не строят. Все строительство сосредоточенно в монастырях. А они по своему внешнему виду – настоящие крепости, никакой красоты, изящества, архитектурного и художественного гения. А собор Святой Софии – не просто грандиозен, не только изумительно красив, он очень сложен по своей конструкции и в то же время гармоничен и изящен. В высоту он поднимается будто до самого неба, как бы склоняясь над всем городом и его постройками, которые кажутся совсем маленькими и незначительными.

Вот скажите мне, как византийцы умудрились возвести такой огромный купол на такой высоте? Когда я вошел в храм, я чуть было не потерял сознание от восхищения. Гигантский купол парит в небе, свет из десятков окон под куполом дарит нам благодать Божью. Вокруг все украшено золотом и серебром. За святым престолом в алтаре стоит огромный золотой крест высотой в два человеческих роста, украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Золотые лампады, отделанные золотом и серебром мозаики, колонны из малахита и порфира, мраморная отделка. Храм – просто чудо, сотворенное в камне. Я никогда не видел ничего подобного и, боюсь, уже не увижу.


Канон и каноничность в Церкви и церковном искусстве *

Статья руководителя мастерской Остроумова Д.А., опубликованная в №3 научно-богословского журнала "Ипатьевский вестник" в 2021 году.

Актуальность понятия каноничности сегодня выходит едва ли не на первый план в церковном искусстве. В статье разобраны понятия канона и каноничности в их изначальном смысле и в том виде, которое пришло в более позднее время. Сочетание принципов каноничности и богословской традиции, выраженной в искусстве, с творческим подходом может дать развитие церковному искусству и архитектуре. Статья указывает на эти особенности сочетания богословской незыблемости догматов и изменяющейся традиции в творчестве.




Что же такое каноничность? В строгом смысле слова, каноничность – есть соответствие канону. Если, как мы показали, основой канона является мера истины, благочестия и церковности, укорененная в догматическом учении Церкви, основой которого являются книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов и выраженная впоследствии, в том числе, в каноническом корпусе Православной Церкви применимо к историческому контексту, то под каноничностью можно понимать соответствие догматическому учению Церкви и традиции его раскрытия в истории. Причем, именно догматическое учение является неизменной и универсальной базой каноничности, в то время как традиция может быть изменяема.



Кратко разобрав понимание канона и каноничности в истории Церкви и непосредственно в отношении церковного искусства, можно прийти к выводу о том, что канон как таковой имеет две составляющие:

1. Неизменная (первичная) составляющая, включающая в себя универсальные и обязательные догматические истины.

2. Возможно изменяемая (вторичная) и живая церковная традиция выражения этих истин, изменяющаяся в контексте принципа многообразия соборности Церкви.

Строго каноничной является первая составляющая, хотя сам принцип традиционализма церковного искусства, как залог преемственности, также есть неотъемлемая часть каноничности. Традиция, укорененная в догматике – есть основополагающее правило искусства Церкви, но это правило не есть жестко заданные рамки и схемы, оно есть основа для свободы творчества в выражении неизменных истин в многообразии художественно-пространственных форм и иконографических схем.

Синтез традиции, канона и творчества рождает то, что можно понимать под символическим языком церковного искусства и архитектуры с его сложной структурой, в которой есть обязательные универсальные и изменяемые понятия и образы. Символическим язык является потому что он есть выражение богословских и культурологических понятий через образы искусства и архитектуры, а понятие, выраженное в образе, рождает символ.

Наряду с догматическими, существуют и художественно-пространственные иконографические и эстетические канонические схемы, обусловленные тем или иным культурно-историческим контекстом. Эта художественно-эстетическая значимость канона заключается в том, что каноническая схема является конструктивной основой художественного символа и задает мастеру определенный формат изобразительно-выразительно языка [20] вместе с его обязательной смысловой (понятийной) составляющей. Так, канон как таковой является ориентиром в живой традиции языка церковного искусства и архитектуры и помогает творчеству оставаться в русле вероучения, но не связывает его.

Читайте также: