Какой из предложенных вариантов верно отражает структуру процесса обучения в специальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению знаний, умений и навыков.

Процесс обучения состоит из двух неотъемлемых взаимодействующих элементов: учения и преподавания. Его особенностью является то, что это действие возможно только при обязательном наличии обоих субъектов, т.е. педагога и ученика.

Преподавание невозможно без ученика, а учение без преподавания считается саморазвитием.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Данный процесс строится на 4 правилах, относящихся:

Для достижения эффективной образовательной деятельности предполагается установление субъектных отношений между педагогом и учеником. Последний, в свою очередь, выступает объектом преподавания, но субъектом учения. Объектом же его деятельности является содержание образования. Педагог в этом случае выступает субъектом преподавания. Его деятельность также направлена на содержание образования.

Основные компоненты

Бабанский Ю.К. выделил несколько компонентов, которые отражают структуру процесса обучения:

  • целевые;
  • стимулирующе-мотивационные;
  • содержательные;
  • операционно-деятельностные;
  • контрольно-регулировочные;
  • оценочно-результативные.

Данные компоненты отражают весь процесс обучения, начиная с постановки цели и заканчивая подведением результатов. И выполняют общие функции обучения, воспитания и развития.

Структура процесса обучения

Таким образом, структура процесса обучения направлена на достижение определенной цели, которая связана с освоением некоторых знаний, умений и навыков.

Характеристика основных компонентов и их закономерная зависимость

  1. Целевой компонент образовательной деятельности направлен на постановку цели и задач перед педагогом и учеником. Они уточняются на основе требований программ, ФГОС, которые соответствуют уровню подготовленности обучающихся (возрастных, психологических и т.п.), уровню подготовки педагога, материально-технической оснащенности учебного заведения и других факторов.
  2. Стимулирующе-мотивационный компонент направлен на стимулирование интересов учащихся в обучении и получении новых знаний, а также мотивация их на успех в данном процессе.
  3. Содержательный определяется учебным планом образовательной организации, государственными стандартами, программами, учебно-методическими указаниями. Он применяется как к одной определенной дисциплине по отдельности, так и ко всему процессу обучения в целом. Преподаватель должен донести его до учащихся так, чтобы все хорошо усвоили. Именно через него происходит воздействие со стороны преподавателя на знания, чувства, нравственную культуру обучающихся.
  4. Через операционно-деятельностный компонент отражается вся суть процесса обучения. А именно какими методами, способами, приемами достигается поставленная цель.
  5. Реализация контрольно-регулировочного компонента происходит за счет проведения разнообразных проверочных работ и включает в себя ряд составляющих, таких как: контроль педагога за ходом выполнения задач учащимися и самоконтроль со стороны самого ученика. В первом случае, это могут быть лабораторные работы, тесты, опросы, зачеты и экзамены, а во втором — выполнение самостоятельных заданий для проверки своих знаний.
  6. Оценочно-результативный подразумевает оценку результатов процесса обучения, как педагогом, так и самооценку самим обучающимся. А также их соответствие поставленным целям и задачам.

Компоненты любого процесса, так или иначе, взаимосвязаны между собой, процесс обучения не является исключением. Цель обучения связана со всеми элементами системы, т.к. играет в ней определяющую роль. Исходя из нее формируется содержание обучения, которое, в свою очередь, требует определенных методов и средств для стимулирования и организации учебного процесса. Для достижения поставленной цели необходимо регулировать и контролировать его деятельность.

Весь образовательный процесс происходит в несколько этапов:

  1. Первичная диагностика и актуализация имеющихся знаний обучающихся.
  2. Постановка преподавателем цели и задач. А именно: озвучивание темы, постановка проблемы, решение некоторых задач, направленных на активизацию рабочего процесса обучения.
  3. Изучение нового материала и его восприятие учеником.
  4. Процесс осмысления изученного материала.
  5. Закрепление и совершенствование новых умений и навыков.
  6. Применение на практике.
  7. Контроль качества усвоенного материала.

Иногда необходима коррекция полученных знаний. Это происходит тогда, когда по результатам процесса обучения выявлены отклонения от поставленной цели познавательной деятельности. При таком ходе развития действий, преподаватель применяет другие способы и методы обучения, но строение структуры и порядок процесса обучения остаются прежними.

Таким образом, процесс обучения требует от преподавателя творческого подхода к разработке и реализации структурных компонентов образовательной деятельности. А также учитывание возможностей каждого учащегося.

Как называется сложный процесс проникновения мысли в сущность предметов, явлений, их изображений или словесного выражения в результате чего достигается понимание воспринятого?

Как называется целесообразное использование приобретенных знаний, умений в случае, когда они прочно усвоены и могут быть воспроизведены при первой потребности?

контроль и взаимоконтроль

применение знаний и умений

перенос приемов и форм деятельности

Какой принцип, обуславливает включение в программное содержание учебного материала, точно установленного наукой и вооружающего учащегося доступными для его возраста научными терминами и понятиями?

принцип сознательности и активности

принцип связи теории и практики

принцип коррекционно-компенсирующей направленности обучения

Что предполагает принцип доступности в специальном образовании?

оптимальное соответствие уровня сложности учебного материала и темпа обучения реальным возможностям учащихся в зоне ближайшего развития

использование широкого арсенала средств и приемов обучения

опору на чувственно-познавательный опыт ребенка в учебном процессе

учет индивидуальных особенностей учащихся в обучении на основе их изучения и определение степени трудности заданий

широкое использование различных видов предметно-практической деятельности как специфического средства коррекции

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Вопрос 1

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

 01. Особые образовательные потребности — это

Выберите один ответ:

a. термин, обозначающий специальные условия, которые необходимо создать, для детей-инвалидов, чтобы дать им возможность расширить свой потенциал

b. термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал

c. термин, использующийся в отношении дефектов, физических или эмоциональных особенностей, которые требуют коррекции и развития, а также технологий и методов работы с данной категорией лиц

Вопрос 2

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

02. Ограничение возможностей не является чисто количественным фактором — это

Выберите один ответ:

b. интегральный, системный диагноз, приводящий к изменению личности в целом, нуждающийся в лечении и реабилитации в условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком

Вопрос 3

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

03. Содержание специального образования зависит от

a. особенностей отклонений в развитии человека с ограниченными возможностями

b. возрастного периода, в котором находится растущий человек с ограниченными возможностями

c. материальной оснащенности образовательной организации, где проходит обучение человека с ограниченными возможностями

d. квалификации педагогов-дефектологов специальной образовательной организации

Вопрос 4

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

04. Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с особыми образовательными потребностями отражает требования к

a. общеобразовательной подготовке

b. коррекционно-развивающей работе

c. профилактической и оздоровительной работе

d. к трудовой и начальной профессиональной подготовке

Вопрос 5

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

05. О каком из принципов специальной педагогики можно сказать: он утверждает, что необучаемых детей нет. Педагогическое искусство и современные коррекционно-образовательные технологии, любовь к ребенку, терпение и настойчивость могут творить чудеса.

Выберите один ответ:

a. Принцип педагогического оптимизма

b. Принцип ранней педагогической помощи

c. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности

d. Принцип социально-адаптирующей направленности образования

Вопрос 6

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

06. О каком из принципов специальной педагогики можно сказать: он предполагает, что в специальном образовании необходимо распространять коллективную предметно-практическую деятельность под руководством педагога, которая создаст естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении.

Выберите один ответ:

a. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования

b. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании

c. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода

d. Принцип необходимости специального педагогического руководства

Вопрос 7

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

07. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности являются:

Выберите один ответ:

a. информационные методы, практически-действенные методы, побудительно-оценочные методы

b. перцептивные методы, логические методы, гностические, методы

c. все перечисленные методы

Вопрос 8

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

08. Методами воспитания, применяемыми в разной степени и в разных сочетаниях в специальном образовании являются:

Выберите один ответ:

a. информационные методы, практически-действенные методы, побудительно-оценочные методы

b. перцептивные методы, логические методы, гностические, методы

c. все перечисленные методы

Вопрос 9

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

09. В современной специальной педагогике применяются следующие формы организации обучения:

Выберите один ответ:

a. индивидуальные и индивидуально-групповые

b. экскурсии, дополнительные занятия, самоподготовка

c. факультативы, кружки и клубная работа

Вопрос 10

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

10. К числу дополнительных форм организации педагогического процесса в системе специального образования относятся:

Выберите один ответ:

a. индивидуальные и индивидуально-групповые

b. экскурсии, дополнительные занятия, самоподготовка

c. факультативы, кружки и клубная работа

Вопрос 11

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

11. Ценность использования того или иного средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса определяется тем, что:

a. содействует творческому развитию

b. обеспечивает логическую основу освоения материала

c. содействует развитию знаний и навыков, необходимых для социальной адаптации

d. ведет не только к усвоению знаний и формированию способов действий, но и обеспечивает надлежащее воспитание, общее развитие личности

Вопрос 12

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

12. В учебниках, используемых в специальных школах необходимо:

a. добавлять пропедевтические или дополнительные разделы

b. упражнения, направленные на формирование и развитие компенсаторных механизмов

В качестве центральной категории в системно-деятельностном подходе используется понятие .

Выберите один ответ:

a. уроки развивающего контроля

d. уроки рефлексии

В структуру комбинированного урока входит этап .

Выберите один ответ:

a. систематизации знаний

b. закрепления знаний

c. добывания знаний

d. преобразования знаний

В чем выражается специфика технологического подхода к обучению?

Выберите один ответ:

b. учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей

c. учебный процесс реализуется с помощью особых средств обучения, подобранных учителем

d. эффективность реализации учебного процесса зависит от мастерства педагога

Вид обучения, при котором преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит вопросы, предлагая искать пути и средства их решения, называется .

Выберите один ответ:

a. традиционным обучением

b. программированным обучением

c. репродуктивным обучением

d. проблемным обучением

Выберите один ответ:

a. социальный заказ

b. цели обучения

c. образовательные ориентиры

d. особенности личности педагога

e. содержание обучения

Деятельностная цель урока открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков - .

Выберите один ответ:

a. научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины

b. сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний

c. закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия

d. формировать у учеников способность к рефлексии

Диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки вопросов подводит учеников к пониманию материала – это .

Выберите один ответ:

a. метод проблемного обучения

b. учебная беседа

c. иллюстративный метод

d. исследовательский метод обучения

Дифференцированный подход это:

Выберите один ответ:

a. творческий познавательный процесс, первый этап которого характеризуется возникновением у субъекта познания чувства затруднения, первоначальным его анализом и формулировкой противоречия, задачи

c. учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных особенностей учащихся

d. учебно-воспитательный процесс, при котором постановка целей любого урока заключается не только в определении новых знаний, но и в определении действий, которые адекватны этим знаниям и выполнению которых предстоит научиться учащимся

b. цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые учитель или какой-нибудь другой эксперт может надежно опознать

c. цели должны быть четко определены

d. цели формулируются в общем виде

Какую категорию, по мнению создателей технологического подхода к обучению, целесообразно рассматривать как одну из основных дидактических категорий наряду с целью, содержанием образования, методами обучения и другими категориями?

Выберите один ответ:

a. учебное расписание

b. учебное задание

c. учебное время

Методологической основой ФГОС НОО является .

Выберите один ответ:

a. личностно-ориентированный подход

b. системно-деятельностный подход

c. субъектный подход

d. синергетический подход

Обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме, но не позволяет получить новых знаний …. обучение.

Выберите один ответ:

Выберите один ответ:

a. передавать знания по изучаемым предметам

b. привлекать родителей к выполнению домашних заданий

c. помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс

d. развивать у детей способности к творческой деятельности

Отметьте компоненты структуры урока систематизации знаний.

Выберите один ответ:

a. реализация выбранного проекта

b. все ответы верны

c. составление плана, стратегии по разрешению затруднения

d. постановка учебной задачи, целей урока

a. защита проектов

Оценочно-рефлексивный этап урока-исследования НЕ включает .

Выберите один ответ:

a. выдвижение гипотезы

b. интерпретацию полученных данных

c. применение новых знаний в учебной деятельности

d. формулирование выводов по результатам исследовательской работы

При реализации технологического подхода к обучению учитель сможет уделять внимание .

Выберите один ответ:

a. собственно педагогическому творчеству

Принципом программированного обучения является .

Выберите один ответ:

a. пошаговая последовательность учебного процесса

b. связь с социумом

c. индуктивная структура учебного материала

d. иерархия управления

Самостоятельная учебная работа учащихся – это .

Выберите один ответ:

a. внеклассная учебная работа

c. индивидуальная учебная деятельность

d. учебная деятельность школьника по заданию учителя

Совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, отражена в .

Выберите один ответ:

a. теории деятельности А.Н.Леонтьева

b. концепции "Наша новая школа"

c. стандарте (ФГОС НОО)

Содержательная цель урока отработки умений и рефлексии - .

Выберите один ответ:

a. закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия, алгоритмы и т.д. и скорректировать их при необходимости

b. формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта

d. развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы

Способ конструирования сценария учебного процесса (урока) с позиций технологического подхода заключается в последовательном построении учителем четырех моделей. Выберите вариант ответа, в котором одна из таких моделей названа НЕВЕРНО.

Выберите один ответ:

a. подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями

b. непредсказуемость, спонтанность в выборе средств и методов обучения

c. реализация процесса обучения без четко поставленных целей

d. постановка целей и их максимальное уточнение

Структура урока развивающего контроля НЕ включает этап .

Выберите один ответ:

a. фиксирование индивидуальных локальных затруднений

b. решения кроссворда

c. актуализация знаний

Технология программированного обучения рассчитана на .

Выберите один ответ:

a. дистанционное обучение по интернету

b. самостоятельное освоение под руководством учителя

c. домашнее обучение без учительского участия (экстернат)

d. самостоятельное освоение учебного материала по определенному плану

Технология уровневой дифференциации - это форма организации учебного процесса с учетом .

Выберите один ответ:

a. индивидуальных особенностей учащихся

b. возможностей учебного заведения

c. возможностей педагога

d. учебной программы

Выберите один ответ:

a. уроку развивающего контроля

b. уроку закрепления знаний

c. уроку творчества

Что предполагает групповой способ обучения?

Выберите один ответ:

a. групповую ответственность

b. деление класса на группы со своими заданиями

c. повышенную групповую активность

d. усредненный темп усвоения

Эти уроки призваны формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему. О каком типе уроков идет речь?

Выберите один ответ:

a. уроки - экскурсии

c. уроки рефлексии

d. уроки общеметодологической направленности

Анализ предмета, так называемый обобщенный способ обсле¬дования, проводится в определенной последовательности:

Выберите один ответ:

a. сначала задают вопросы, позволяющие охарактеризовать предметы в целом

b. все ответы верны

c. выделяются более мелкие части предмета (листья, плоды)

d. выделяют основные части предмета (например, ствол, ветви дерева)

В процессе экскурсии важно организовать рассматривание объек¬та или явления так, чтобы у каждого учащегося эта деятельность вызывала .

Выберите один ответ:

a. интерес и стимулировала познавательную активность

b. удивление и интерес

c. концентрацию и произвольность внимания

d. желание использовать помощь взрослого

Для активизации познавательной деятельности по¬лезно использовать в процессе экскурсии .

Читайте также: