Какой из перечисленных предметов не входил в состав тривиума школьного обучения в древнем риме

Обновлено: 05.07.2024

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В так называемую эпоху царей (VIII-VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи, дома как ячейки общества и воспитания.

Дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество богов. Юнона почиталась как покровительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома и т.д. Отец был в семье неограниченным властелином. Мать пользовалась куда меньшими правами, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.

Отношения в семье часто были далеко не идиллическими. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах у детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках.

На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда считалась ответственной за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подраставшего поколения. "Вся наука из родного дома", - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).

Как утверждает римский историк Ливий, первые попытки создания учебных заведений относятся к 449-му г. до н. э. Занятия проводились частными лицами на форуме - в месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. восходит появление профессии наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4-5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и рабов-педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться на форум. Ремесло педагога считалось унизительным для свободных граждан.

Начиная со II в. до н. э. на организацию школьного обучения в Риме большое влияние оказывала традиция эллинистических центров Античного мира.

Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными учебными заведениями частных она имела более практическую направленность (подготовка сильных, волевых, дисциплинированных граждан). Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства - музыку и пение, поскольку они, как полагали многие римляне, "побуждают более мечтать, нежели действовать". Девиз "польза" можно назвать главным в римском воспитании и обучении. Основная цель была обеспечить определенную карьеру или в военном деле или в политике.

В первые века нашей эры в Римской империи сложился устойчивый и внешне единообразный канон содержания, системы и методов образования. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа семи свободных искусств сдвухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с 7-летнего возраста. В круг дисциплин входили латинская (иногда греческая) грамота, общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской - абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для хорошо успевающих учеников.




Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными школами грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях. В этих школах предлагалась более широкая программа. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников было ограниченным, а обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки распределить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей предусматривались уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам.

Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях - легионах.

В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно -философию. Нередко практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. До нас дошли темы таких диспутов, например, прославление мухи. Риторические школы выполняли определенный социальный заказ - готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В так называемую эпоху царей (VIII-VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи, дома как ячейки общества и воспитания.

Дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество богов. Юнона почиталась как покровительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома и т.д. Отец был в семье неограниченным властелином. Мать пользовалась куда меньшими правами, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.

Отношения в семье часто были далеко не идиллическими. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах у детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках.

На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда считалась ответственной за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подраставшего поколения. "Вся наука из родного дома", - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).

Как утверждает римский историк Ливий, первые попытки создания учебных заведений относятся к 449-му г. до н. э. Занятия проводились частными лицами на форуме - в месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. восходит появление профессии наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4-5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и рабов-педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться на форум. Ремесло педагога считалось унизительным для свободных граждан.

Начиная со II в. до н. э. на организацию школьного обучения в Риме большое влияние оказывала традиция эллинистических центров Античного мира.

Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными учебными заведениями частных она имела более практическую направленность (подготовка сильных, волевых, дисциплинированных граждан). Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства - музыку и пение, поскольку они, как полагали многие римляне, "побуждают более мечтать, нежели действовать". Девиз "польза" можно назвать главным в римском воспитании и обучении. Основная цель была обеспечить определенную карьеру или в военном деле или в политике.

В первые века нашей эры в Римской империи сложился устойчивый и внешне единообразный канон содержания, системы и методов образования. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа семи свободных искусств сдвухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с 7-летнего возраста. В круг дисциплин входили латинская (иногда греческая) грамота, общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской - абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для хорошо успевающих учеников.

Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными школами грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях. В этих школах предлагалась более широкая программа. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников было ограниченным, а обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки распределить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей предусматривались уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам.

Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях - легионах.

В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно -философию. Нередко практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. До нас дошли темы таких диспутов, например, прославление мухи. Риторические школы выполняли определенный социальный заказ - готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.

И вот 4 варианта ответа: A - Арифметика, B - Музыка, C - Диалектика, D - Геометрия. Для ответа на этот вопрос Вы можете использовать подсказку помощь зала. Подумайте. Какой правильный ответ?

Уже догадались и хотите сверить ответы? Тогда пролистните страницу чуть ниже. Там скрыт правильный ответ.

Ответ

Только один вариант верный. Ведущий предложил 4 варианта: "Геометрия", "Арифметика", "Диалектика", "Музыка". Я не буду использовать подсказку. И выбираю ответ: "Диалектика".

Ответы на вопросы различных тематик и направлений!
Добавляйте свои ответы в помощь другим!
С нами вам не страшна никакая викторина!

Вопрос: Какой из учебных предметов не входит в КВАДРИВИУМ - следовавший за тривиумом повышенный цикл обучения в средние века?

Ответ: Диалектика

Ответы для викторин: Арифметика, Геометрия, Музыка

Похожие вопросы:

Вопрос: Какой из учебных предметов не входит в квадривиум — следовавший за тривиумом повышенный цикл обучения в средние века?
Ответ: Диалектика
Вопрос: Законченный цикл, весь объем специального обучения
Ответ: курс
Вопрос: Какой из этих рассказов не входит в цикл М. Булгакова "Записки юного врача"?
Ответ: Морфий
Вопрос: Наличие большого числа учебных предметов
Ответ: многопредметность
Вопрос: Сколько отдельных произведений входит в пушкинский цикл "Повести И.П.Белкина"?
Ответ: состоит из 5 повестей

Если вы участвуете в викторине, где необходимо ответить на вопрос за короткий промежуток времени, то этот сайт для Вас! Быстрый поиск на сайте поможет вам в этом.

Все ответы на вопросы прошли тщательную проверку на истинность. Случай ошибки крайне маловероятен, но всё же, если вы обнаружили неправильный ответ или повторяющийся вопрос, нажмите кнопку "пожаловаться" рядом с неверным ответом. Будет подана заявка на дополнительную проверку и ответ будет исправлен. Оставить отзыв

1.1. Отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества это:

2) теория воспитания;

3) история педагогики;

1.2. Возникновение воспитания произошло одновременно с выделением человека из животного мира –

1) 1 млн. лет тому назад;

2) 2-3 млн. лет тому назад;

3) 5-6 млн. лет тому назад;

4) 7-8 млн. лет тому назад.

1.3. Воспитание как особый вид деятельности зародилось:

1) 100-200 тыс. лет тому назад;

2) 75-80 тыс. лет тому назад;

3) 35-40 тыс. лет тому назад;

4) 20-30 тыс. лет тому назад.

1.4. Автором психологической концепции происхождения воспитания является:

1.5. Эволюционно-биологическая теория объясняет происхождение воспитания:

1) появлением у детей бессознательного инстинкта подражания взрослым;

2) появлением у родителей инстинктивной заботы о своем потомстве;

3) необходимостью передачи трудового опыта старших младшим;

4) потребностью людей в общении.

1.6. Трудовая концепция объясняет происхождение воспитания:

1) появлением у детей бессознательного инстинкта подражания взрослым;

2) появлением у родителей инстинктивной заботы о своем потомстве;

3) необходимостью передачи трудового опыта подрастающим поколениям;

4) потребностью людей в общении.

1.7. Науку, изучающую онтогенез, материальную и духовную культуру народов мира, которая позволяет воссоздать картину воспитания у первобытных народов, называют:

Тема 2. Зарождение воспитания в первобытном обществе.

2.1. При изучении особенностей первобытного воспитания в педагогических исследованиях не используются:

1) ретроспективный метод;

2) анализ, синтез;

3) сравнительно-исторический метод;

2.2. Инициация как форма воспитания впервые возникла в:

1) первобытном обществе;

2) рабовладельческом обществе;

4) эпоху раннего капитализма.

2.2. Инициация означала:

1) обучение чтению;

2) обучение письму;

3) посвящение подростков во взрослые члены социума;

4) обучение счету.

2.4. Ориентирами дифференциации воспитания в первобытную эпоху явились:

1) социальное положение и пол;

2) социальное положение и возраст;

3) социальное положение;

4) пол и возраст.

2.5. Школы Древней Греции, дававшие литературное и музыкальное образование назывались:

2) мусические школы;

2.6. Двухгодичные военные государственные организации в Древней Греции, где юноши учились военному делу, назывались:

4) мусические школы.

2.7. Древнегреческий философ, создатель и руководитель Ликея:

2.8. Специальной задачей риторской школы в Древнем Риме было:

1) воспитание выносливости;

2) музыкальное образование;

3) военная подготовка;

4) освоение ораторского искусства, изучение греческой и римской литературы, основ математики, астрономии, права, философии.

2.9. Элементарное образование в Древнем Риме дети получали в школах:

4) коллегиях юношества.

1) арифметика, геометрия, астрономия, музыка;

2) грамматика, риторика, диалектика, музыка;

3) арифметика, геометрия, музыка, грамматика;

4) арифметика, геометрия, астрономия, диалектика.

2.11. какой из перечисленных предметов не входил в состав тривиума школьного обучения в Древнем Риме:

Тема 3. Воспитание и обучение в государствах Ближнего и Дальнего Востока.

3.1. Первые в мире школы появились в:

1) античном мире;

2) первобытном обществе;

3) древних цивилизациях Востока;

3.2. Своим возникновением первые учебные заведения в государствах Древнего Востока обязаны:

3) служителям культа;

3.3. Школы писцов (Древний Египет) готовили:

3.4. Этико-политическое учение Конфуция лежало в основе системы образования:

1) Древнего Египта;

2) Древней Индии;

4) Древнего Китая.

3.5. Какое из высказываний принадлежит Конфуцию:

1) Древнем Китае;

2) Древней Месопотамии;

3) Древней Индии;

4) Древнем Египте.

Тема 4. Система образования и педагогическая мысль в античном мире.

4.1. Главные направления спартанской системы воспитания – это:

1) воспитание джентльмена;

2) воспитание воина;

3) гармоническое развитие личности;

4) воспитание рыцаря.

4.2. Создателем исторически первой возрастной периодизации был:

4.3. Высшие учебные заведения в Древнем Риме были представлены:

1) риторскими школами;

4) грамматическими школами.

4.4. Эвристический метод обучения был предложен:

4.6. Школа, основанная Аристотелем в окрестностях Афин, называлась:

4.7. Идея дошкольного воспитания была выдвинута:

4.8. Основными типами школ в Древнем Риме были:

1) жреческие, дворцовые школы, школы писцов;

2) палестра, гимнасий, эфебия;

3) приходские, монастырские, соборные;

4) элементарные, грамматические, риторские школы.

4.9. Идея всестороннего развития личности была впервые выдвинута в:

1) эпоху Средних веков;

2) эпоху Просвещения;

3) эпоху Реформации;

4) античную эпоху.

Тема 5. Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе в эпоху Средних веков.

5.1. Венцом наук в период Средневековья называли:

5.2. Целью схоластики являлось:

1) придать христианской философии научный характер;

2) гражданское воспитание;

3) Рыцарское воспитание;

4) гуманистическое воспитание.

5.3. Обучение в средневековых школах велось на:

2) латинском языке;

3) французском языке;

4) греческом языке.

5.4. Обучение в средневековой школе велось на:

2) греческом языке;

3) французском языке;

4) латинском языке.

5.5. Первые университеты в странах Западной Европы появились в:

5.6. Первые европейские университеты имели следующие факультеты:

1) философский, медицинский, богословский, юридический;

2) философский, медицинский, юридический, артистический;

3) богословский, филологический, юридический, медицинский;

4) артистический, богословский, юридический, медицинский.

5.7. Возникновение классического образования как общего типа среднего образования относится к:

1) эпохе Просвещения;

2) эпохе античности;

3) эпохе Реформации;

4) эпохе Возрождения.

5.8. Направление в средневековой философии, считавшее основной задачей теоретическое обоснование догм христианской религии, называлось:

5.9. Воспитание семи добродетелей (езда верхом, плавание, метание копья, фехтование, охота, игра в шашки, стихосложение) было характерно для:

1) афинской системы воспитания;

2) спартанской системы воспитания;

3) римской системы воспитания;

4) рыцарской системы воспитания.

5.10. Основной педагогической идеей эпохи Реформации стала идея:

1) гармонического развития личности;

2) реального образования;

3) всеобщего образования, обучения на родном языке;

4) гражданского воспитания.

5.11. Следующие типы школ – приходские, монастырские, соборные – создавались в:

Образование в Древнем Риме было крайне важным. Древние римляне уделяли большое внимание воспитанию и образованию детей. Система образования была заимствована римлянами из Древней Греции, но позже они приспособили ее под свои социальные потребности. Древнеримское образование отличалось от древнегреческого тем, что в нем больше внимания уделялось гуманитарным дисциплинам и формированию всесторонне развитой личности, в то время как для древнегреческого образования была характерна наклонность в сторону естественных наук и физического развития. Для образования древнего Рима главным было подготовить социально активных людей. Они должны были обладать волевыми качествами, быть дисциплинированы, религиозны, и должны при необходимости уметь жертвовать собой для блага государства. Такие дисциплины как музыка и пение, которые были весьма важными в древнегреческом образовании, были исключены из древнеримской системы образования, так как считалось что они мешают человеку совершать решительные действия.

Важной составляющей древнеримского образования было домашнее воспитание. Семья отвечала за формирование нравственных ценностей ребенка. В большей степени образовательному влиянию подвергались мальчики. Они изучали полевую работу, работу по хозяйству, владение оружием, законодательство, письму, чтению.

Девочек обучали женскому мастерству: шитью, кулинарному искусству.

Образование в Древнем Риме было представлено тремя этапа образования:

  • тривиальные школы (возраст 7-12 лет)
  • грамматические школы (12-16 лет)
  • риторические школы (16-20 лет)

Тривиальные школы Древнего Рима

В школах Древнего Рима царили достаточно суровые законы. Тривиальные школы представляли собой низшую образовательную ступень. В эту школу ходили дети от 7 до 12 лет, родители которых были недостаточно обеспечены, чтобы нанять учителей для домашнего воспитания. Более богатые семьи выбирали домашнее образование. Эти школы могли посещать дети обоих полов.

В школах учили грамоте и счету. Тривиальные школы были не государственными, а частными, родителям приходилось платить за обучение своих детей, но плата была достаточно низкой. В одной группе обычно насчитывалось от 15 до 20 человек. В школах не было единой программы, учредителем такой школы мог быть любой человек с образованием. Ученики слушали своего учителя, повторяли за ним информацию, делали пометки на глиняных табличках. Счёту детей обучали с помощью камешком.

Готовые работы на аналогичную тему

В школах очень тщательно следили за порядком и дисциплиной, существовали телесные наказания. Учебный год обычно начинался в марте. Выходных у учеников не было, занятия проводились 7 дней в неделю, но зато существовало много государственных и религиозных праздников в дни которых ученики не посещали школу. Когда наступала жаркая пора, занятия в школах прекращались, и наступали так называемые каникулярии.

Грамматические школы Древнего Рима

Грамматические школы были престижнее чем тривиальные, они тоже имели некого владельца, поэтому обучение было в этих школах платным. Дети обучались в основном индивидуально. Грамматические школы посещали дети от 12 до 16 лет. Основными дисциплинами в грамматических школах были:

  • латинский язык
  • греческий язык
  • римское право
  • грамматика
  • риторика

В римском образовании считалось что каждый предмет должен быть общественно полезным, то есть готовить человека для активной военной, политической или социальной деятельности.

  • риторика
  • диалектика
  • грамматика
  • арифметика
  • геометрия
  • астрономия
  • музыка
  • медицина
  • архитектура

Тривиум, как следует из названия предполагал три дисциплины:

  • риторика
  • диалектика
  • грамматика

Квадриум предполагал четыре дисциплины:

  • арифметика
  • геометрия
  • астрономия
  • музыка

Риторические школы Древнего Рима

В Древнем Риме существовали так называемые риторические или как их еще называли ораторские школы. Данные вид учебных заведений был позаимствован римлянами у греков. Эти учреждения посещали те молодые люди, которые ставили перед собой цель в будущем стать общественными или политическими деятелями. В качестве учителей в этих школах преподавали сами известные общественные и политические деятели.

Основными дисциплинами риторических школ были:

  • ораторские искусство
  • греческая и римская литература
  • математика
  • геометрия
  • астрономия
  • право
  • философия

Особое место в процессе обучения уделялось формам ораторского искусства. Ученики постоянно совершенствовали свои навыки публичных выступлений.

Следует отдать должное римским педагогам, так как именно они в целях оптимизации учебного процесса сделали первый шаг к созданию первых учебных пособий и руководств для учителей. Эти учебные пособия первоначально представляли собой авторские трактаты, в которых освещены вопросы ораторского искусства, правовых основ, военного дела, философии, медицины и культуры вообще.

Коллегии юношества в Древнем Риме

В Древнем Риме были распространены специализированные образовательные центры, так называемые коллегии юношества. Эти заведения могли посещать только дети богатых и знатных людей. Цель этих учебных заведений состояла в том, чтобы воспитывать будущую римскую правящую элиту. В конце своего обучения воспитанники коллеги юношества должны были совершать в Афины, Пергам, Александрию - главные просветительские центры античных времен.

Читайте также: