Какое значение вкладывают в слово педагогика кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ш. Монтескье

Такая потребность возникла, когда у людей сформировался некоторый опыт в данной сфере, позволивший разработать определенные правила и наставления.

Педагогика — совокупность знаний и умений по обу­чению и воспитанию, эффективных способов передачи на­копленного опыта и оптимальной подготовки подраста­ющего поколения к жизни и деятельности.

Педагогика — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки под­растающего поколения к жизни и деятельности.

Потребность передавать опыт от поколения к поколе­нию появилась, наряду с другими потребностями челове­ка, на самом раннем этапе возникновения общества. По­этому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего по­коления к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий тру­да. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.

Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми.

Педагогика представля­ет собой науку о сущ­ности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.




С глубокой древности была осознана роль материнского общения, с первых ме­сяцев жизни ребенка. Атмосфера материнской любви, нежности, заботы выража­лась специальными художественными средствами, имеющими воспитательное развивающее значение. К ним относятся: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Материнская поэзия несла ребенку массу информации о жизни, обогащала его душу, помогала войти в мир.

Например, пестушка — короткий стихотворный приговор, которым сопровож­дала мать движения ребенка в первые месяцы его жизни:

Потягушки, потягушки! А в ручки хватанушки,

Поперек толстонушки. А в роток говорок,

А в ножки ходонушки. А в головку разумок.

Издавна был ясен многоплановый характер пестушек — магический заговор на здоровье ребенка (из язычества), развитие слуха, эстетического чувства и спо­соба общения, настрой на гармоничный музыкально-поэтический лад. Пестушка пробуждала чувство ритма, желание двигаться, слушать и говорить.

Тон и манеры поведения, вежливость в общении составляли весьма важную часть нравственной культуры народа, его педагогических воззрений. Именно че­рез народное творчество на Руси, и в других странах, определялись и выражались своя этика и эстетика отношений, способы общения с окружающими людьми.

Однако наибольший интерес представляют разные институты воспитания и обучения, существовавшие в тот период на Руси.

История развития русского педагогического самосознания по П. Ф. Каптереву, выдающемуся русскому педагогу конца XIX и начала XX века, прохо­дит три периода: церковный, государственный и общественный.

Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писа­телей, философов и ученых.

Не случайно истоки теоретической педагогической мысли открывают в рабо­тах великих древних философов — Платона и Аристотеля. В рамках становящей­ся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодиза­ции и раскрыли этапы образования и воспитания человека.

С 1613 г., благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу, оно понималось как искусство обучения.

Сегодня дидактика (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики.

Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обу­чения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и про­фессионального развития, поскольку:

1) современная система образования и воспитания касается практически всех людей;

2) во многих странах создана система непрерывного образования человека;

3) она включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения до профессио­нальной подготовки и курсов повышения квалификации.

Сегодня активно развиваются следующие отрасли – педагогика высший школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д.

Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится к наукам о человеке,она занимает определенное место в системах человекознания и гуманитарных наук.

Резюме

2 Во-вторых, подчеркивают практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Здесь уместно говорить о взаимосвязи народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельностии называют искусством.

4 В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую а себя теоретический и практический аспекты обучения и воспитания.

5 В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного значения входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется в качестве педагогической культуры человека.

Вопросы и задания для самоконтроля

3. Охарактеризуйте основные этапы развития педагогического знания и педагогической практики.

4. Приведите примеры известных институтов воспитания и образования из отечественной истории.

Ш. Монтескье

Такая потребность возникла, когда у людей сформировался некоторый опыт в данной сфере, позволивший разработать определенные правила и наставления.

Педагогика — совокупность знаний и умений по обу­чению и воспитанию, эффективных способов передачи на­копленного опыта и оптимальной подготовки подраста­ющего поколения к жизни и деятельности.

Педагогика — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки под­растающего поколения к жизни и деятельности.

Потребность передавать опыт от поколения к поколе­нию появилась, наряду с другими потребностями челове­ка, на самом раннем этапе возникновения общества. По­этому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего по­коления к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий тру­да. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.

Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми.

Педагогика представля­ет собой науку о сущ­ности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

С глубокой древности была осознана роль материнского общения, с первых ме­сяцев жизни ребенка. Атмосфера материнской любви, нежности, заботы выража­лась специальными художественными средствами, имеющими воспитательное развивающее значение. К ним относятся: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Материнская поэзия несла ребенку массу информации о жизни, обогащала его душу, помогала войти в мир.

Например, пестушка — короткий стихотворный приговор, которым сопровож­дала мать движения ребенка в первые месяцы его жизни:

Потягушки, потягушки! А в ручки хватанушки,

Поперек толстонушки. А в роток говорок,

А в ножки ходонушки. А в головку разумок.

Издавна был ясен многоплановый характер пестушек — магический заговор на здоровье ребенка (из язычества), развитие слуха, эстетического чувства и спо­соба общения, настрой на гармоничный музыкально-поэтический лад. Пестушка пробуждала чувство ритма, желание двигаться, слушать и говорить.

Тон и манеры поведения, вежливость в общении составляли весьма важную часть нравственной культуры народа, его педагогических воззрений. Именно че­рез народное творчество на Руси, и в других странах, определялись и выражались своя этика и эстетика отношений, способы общения с окружающими людьми.

Однако наибольший интерес представляют разные институты воспитания и обучения, существовавшие в тот период на Руси.

История развития русского педагогического самосознания по П. Ф. Каптереву, выдающемуся русскому педагогу конца XIX и начала XX века, прохо­дит три периода: церковный, государственный и общественный.

Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писа­телей, философов и ученых.

Не случайно истоки теоретической педагогической мысли открывают в рабо­тах великих древних философов — Платона и Аристотеля. В рамках становящей­ся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодиза­ции и раскрыли этапы образования и воспитания человека.

С 1613 г., благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу, оно понималось как искусство обучения.

Сегодня дидактика (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики.

Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обу­чения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и про­фессионального развития, поскольку:

1) современная система образования и воспитания касается практически всех людей;

2) во многих странах создана система непрерывного образования человека;

3) она включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения до профессио­нальной подготовки и курсов повышения квалификации.

Сегодня активно развиваются следующие отрасли – педагогика высший школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д.

Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится к наукам о человеке,она занимает определенное место в системах человекознания и гуманитарных наук.

Резюме

2 Во-вторых, подчеркивают практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Здесь уместно говорить о взаимосвязи народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельностии называют искусством.

4 В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую а себя теоретический и практический аспекты обучения и воспитания.

5 В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного значения входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется в качестве педагогической культуры человека.

Вопросы и задания для самоконтроля

3. Охарактеризуйте основные этапы развития педагогического знания и педагогической практики.

4. Приведите примеры известных институтов воспитания и образования из отечественной истории.

Во-вторых, подчеркивают практическое значение педагогики. Педагоги­ку рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Здесь умест­но говорить о взаимосвязи народной (житейской) педагогики с педагогиче­ским мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством.

В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, вклю­чающую в себя теоретический и практический аспекты обучения и воспита­ния.

В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного знания вхо­дит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется
в качестве педагогической культуры человека.

Определение объекта, предмета, функций и задач педагогики поможет выяснить, чем является педагогика – наукой, искусством или тем и другим. В качестве критерия будем пользоваться обще­принятыми определениями науки, ее предмета и объекта, также ее функциями.

Наукаопределяет сферу человеческой деятельности, ее зада­ча – выработать и систематизировать объективные знания о дей­ствительности.

Цель науки – описать, объяснить и спрогнозировать процессы и явления действительности, которые составляют предмет ее изу­чения на основании открываемых законов.

Объект науки – категория, которая обозначает целостность, выделенную из реального мира, и выступает в качестве области человеческого познания.

Предмет науки – это наиболее важные признаки, свойства объ­екта, которые исследуются с определенной целью в данной науке.

Можно выделить три концепции во взглядах ученых на педа­гогику.

Первая концепция представляет собой мнение, что педагоги­ка – междисциплинарная область человеческого знания. Если рас­сматривать педагогическую науку с такой точки зрения, то в этом случае совершенно теряется смысл и значение педагогики как са­мостоятельной науки. Данный подход дает представления о педа­гогике как о несамостоятельной науке, объясняя ее как область отражения педагогических явлений. В данном случае в педагоги­ке рассматриваются различные объекты действительности, напри­мер, космос, социализация, развитие.

Вторая концепция представляет педагогику как прикладную дис­циплину, задачей которой является опосредованное использование знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествоз­нания, социологии и др.) и адаптированных к решениям неко­торых задач, которые возникают в сферах воспитания и образо­вания.

И первая, и вторая концепции подхода к педагогике отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое определение, подменяя его совокупностью положе­ний, взятых из других наук. Это очень плохо отражается на педагогической практике. Только педагогика позволяет достаточ­но подробно, емко, систематично отразить суть явлений и про­цессов, происходящих в практической деятельности обучения, воспитания человека. Ни одна наука не изучает педагогическую действительность так полно и углубленно. Такой подход не может позволить разработать основательный фундамент для функцио­нирования и преобразования педагогической практики.

Эффективной и продуктивной для науки и практики является третья концепция, по которой педагогика является относительно самостоятельной дисциплиной, со своим объектом и предметом изучения.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образование. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предметом педагогики как науки является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитатель-ных учреждениях).

Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, организацию, содержание, методику и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека.

В узком смысле педагогика – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.

Система педагогических знаний – взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.

Функции педагогики

Функции педагогики как науки обусловлены её предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве. Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

1) описательном или объяснительном – изучение передового и новаторского педагогического опыта;

2) диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагогов и учащихся;

3) прогностическая – экспериментальные исследования педагогической деятельности и построения на их основе моделей преобразования этой деятельности.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

1) проектный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций);

2) преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью её совершенствования и реконструкции;

3) рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания.

Свое название педагогика получила от греческих слов "пайдос" – дитя и "аго" – вести. В дословном переводе "пайдагогос" означает "детоводитель". Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу Постепенно слово "педагогика" стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства "вести ребенка по жизни", т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.

Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.
Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века
И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики следующее ЭТО НАУКА О ВОСПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА. Понятие "воспитание" здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Более точно педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества.

В действительности же содержание П, представления о ее статусе и осн. категориях менялось с развитием гуманитарных и естеств. наук. Развиваясь как наука о воспитании детей (отсюда название), П. в процессе эволюции шк дела, массовой общеобразоват.школы и систем общего и проф. образования расширяла свою сферу и стала охватывать соответствующую проблематику, связанную не только с детством и юностью, но и с др. возрастными периодами жизни человека, а также с самыми разнообразными формами организации уч, воспитат. и образоват. деятельности. Вместе с тем мн традиционные подходы к П. оказались весьма устойчивыми. Распространен, напр. взгляд на П. как на нек-рую прикладную дисциплину, функция к-рой состоит прежде всего в применении в опосредованном и несколько адаптированном виде знаний, заимствованных из др. наук (напр., психологии, социологии и др), к решению теоретич. и практич.задач, возникающих в сфере образования. Такая позиция была характерна для трудов теоретиков в 19 — нач. 20 вв, ее придерживается ряд совр. философов и психологов.

Стремление к интеграции рос. образования в мировое образоват.пространство актуализирует проблему сопряженности, соответствия категориального строя рос. и заруб. пед.теории. Однако это не означает, что рос. педагоги должны идти вслед за пониманием этих категорий в заруб. науке.

П изучает образование с точки зрения выявления его структуры и закономерностей, а также развития его субъектов, целей, содержания, методов, средств, форм, результатов, взаимосвязанных в широком контексте обществ.и индивидуально-личностного развития. Разрабатывая наиб. эффективные модели образоват.процесса, а также способы их практич.реализации, П. выступает как наука описательно-объяснительная и как нормативно-конструктивная П. рассматривает возможности образования как эффективного, обеспечивающего реализацию социальнозначимых целей формирующего воздействия на человека. Осмысление роли и места образования в жизни общества ставит трактовку образования в прямую зависимость от понимания природы человека, познания, общества Широкий филос. –антропологич. взгляд на образование — в России идущий от К Д Ушинского — переживает свое второе рождение.

Читайте также: