Какое значение в жизни человека имеет изучение ботаники 7 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

В шестом классе вы будете продолжать изучать биологию. Но теперь более подробно. В этом году вы познакомитесь с растениями, научитесь их различать, правильно ухаживать за ними и применять в своей жизни. Люди всегда пользовались дарами природы и никогда не перестанут этого делать. А знания в этой области помогают нам быть не только разрушителями, но и созидателями.

План урока:

Вспомним, что такое биология

Изучению этих царств посвящены разделы биологии:

Как вы видите, не все царства живой природы пока получили привилегию иметь свою собственную науку. А некоторые, например вирусы, так и балансируют на грани живого и неживого. Как же опознать, что перед нами существо из живого мира? Многие учёные и философы пробовали дать определение жизни. Но все они потом были признаны неполными и неточными. В результате споров научное сообщество договорилось судить о живом при помощи признаков (критериев).

Ботаника – наука о растениях

С самого своего появления человек интересуется растениями. Он всегда получал от них доступные продукты питания, материалы для изготовления жилья и лекарственных средств. Но встречались и ядовитые виды, поэтому человеку нужно было научиться их отличать. Много тысячелетий люди накапливали знания о них, а потом появилась ботаника. Это была одна из древнейших наук.

Теперь известно около 550 тыс. их видов. И как тысячи лет назад человек продолжает зависеть от растений. Они для него – еда, дом, одежда, сырьё для лекарств и промышленности, корм для домашних питомцев, средство улучшения настроения.

Отличительные признаки растений от других царств живой природы

Вначале проанализируйте следующие высказывания и решите – согласны вы с ними или нет.

- Все растения зелёные.

- Только растения могут создавать органические вещества из неорганических на свету.

- Химические элементы растения всасывают корнем.

- Они могут расти всю жизнь, пока не умрут.

А теперь проверьте свои ответы, изучив характерные для растений признаки.

Из-за большого разнообразия у них трудно найти такие характеристики, которые не встречались бы хоть у одного из других царств живой природы. Да и сами растения порой похожи то на животных, то на грибы, то на простейших. Например, есть хищные (росянка, пузырчатка, непентес) и паразитические виды (подъельник одноцветный, повилика, омела) растений, активно передвигающиеся одноклеточные водоросли, фотосинтезирующие бактерии и т.д. Но если не обращать внимание на исключения, то можно выделить основные определяющие признаки растений:

Растения и музыка

Какие бывают растения: разнообразие и внешнее строение

Одни водные, другие сухопутные, одни микроскопические, а другие гигантские. Встречаются они даже в сухих пустынях и близ полюсов. Растения бывают дикорастущими, произрастающими в природе без участия человека, и культурными, разводимыми людьми. Культурные в свою очередь делятся на комнатные и садовые растения, полевые и огородные культуры.

В зависимости от срока жизни и плодоношения растения делят на:

  • многолетние – те, что живут много лет и дают плоды либо много раз (поликарпики), либо раз в жизни – перед смертью (монокарпики);
  • двулетние – цветы и плоды появляются только на 2 год жизни;
  • однолетние – отплодоносив в первый же год жизни они погибают, а на следующий год возобновляются от семян или корней.

Наука о растениях делит их на простые и сложные (одноклеточные и многоклеточные). Клетка одноклеточного растения – это самостоятельный живой организм, в котором все функции выполняют её части (органеллы). Признаки одноклеточных растений не отличаются от остальных представителей царства.

К многоклеточным относятся часть водорослей, высшие споровые, голосеменные и покрытосеменные растения. Многие растения имеют органы. В науке орган – это часть тела животных или растений с определённым строением и функциями. Органы бывают генеративными (участвуют в половом размножении) и вегетативными (обеспечивают жизнедеятельность организма). Не все многоклеточные имеют такое строение. Нет органов у низших растений, к которым принадлежат только водоросли. Тело высших растений делится на специализированные органы.

Внешнее строение растений на примере цветковых

Основные части (органы) растения – это корень и побег, делящийся в свою очередь на листья и стебли. Перечисленные выше части, относятся к вегетативным органам растений.

1. Корень – чаще всего расположен под землёй. Он закрепляет растение в почве, нужен и для всасывания воды с растворёнными минеральными веществами (почвенное или минеральное питание). Но есть у него и другие, неспецифические задачи: создание и запасание органических веществ, например у корнеплодов, участие в неполовом (вегетативном) размножении. Видоизменённые корни часто расположены не в почве, они применяются для закрепления на опорах, для дыхания (у мангровых деревьев), для передвижения вглубь почвы (у чеснока).

2. Стебель – это место расположения почек и листьев, орган, выносящий их к свету и служащий местом транспортировки питательных веществ к частям растения. У многих растений в нём тоже может проходить воздушное питание (фотосинтез). Он бывает прямым, стелящимся (ползучим) или лиановидным. Видоизменённые (метаморфизированные) стебли – это колючки барбариса, стволы-бутылки у тропических деревьев, усики винограда.

Цветок и плод – органы половые (генеративные). Они предназначены для размножения.

Наука ботаника имеет первостепенную важность для всей планеты, поскольку на данный момент благодаря знаниям, накопленным в этой сфере решаются проблемы с продовольствием в густонаселенных районах Земли. Ученые, изучая растения в дикой природе, собирают информацию о них, которая потом может быть применена в сельском хозяйстве. Также эта наука помогает понимать, какой эволюционный путь прошли растения в далеком прошлом, благодаря чему мы можем больше узнать об истории нашей планеты.

Ботаника – наука, изучающая растения, грибы и водоросли

Ботаника описывает строение и состав растительных групп, их жизнедеятельность, места обитания, способы размножения, классификацию, болезни и методы борьбы с ними.

Это наука естественного цикла, которая изучает эволюцию растений, их видовое разнообразие, историческое развитие, место и роль в природе, полезные свойства, влияние на человека и способы защиты природы.

Растения, грибы и водоросли жили на нашей планете задолго до появления человека и живут вместе с ним. Они такие же обитатели Земли, как и люди, созданы природой независимо от желания человека. Видовое разнообразие растительных групп огромно. Все они играют важную роль в существовании жизни на планете в целом и в отдельных ее аспектах.

Значение растений в природе:

  • создают огромную пищевую базу для всех групп животных и людей;
  • являются местом обитания (домом) для многих живых организмов;
  • насыщают атмосферу кислородом и перерабатывают углекислый газ;
  • берут непосредственное участие в создании рельефных форм и строения поверхности Земли;
  • являются одной из важных цепей круговорота веществ в природе.

Кроме этого, растения имеют и особое значение для человека:

  • являются строительным материалом;
  • защищают посевы и почву от эрозии и разрушения;
  • являются лекарственным материалом или проявляют лекарственные свойства для защиты человека и животных от болезней;
  • впитывают в себя вредные вещества, тем самым очищая воздух и др.

Ботаника необходима людям

Исходя из огромного значения растений на планете и невозможности жизни на Земле без них, человек обязан их изучать. Медикам необходимо знать болезни растений, чтобы найти методы их защиты. Генетикам нужны знания ботаники для выведения новых сортов и закрепления полезных свойств растений. Экологи изучают ботанику для определения способов сохранения экосистем, природных зон и климата на Земле.

Наблюдая за растениями, грибами и водорослями, люди находят полезные свойства, которые используют в науке. Например, наблюдая за птицами, люди создали самолет. Обтекаемая форма тела рыб, позволила создать подводную лодку и днище корабля. Знания ботаники, помогают человеку находить лекарства от сложных болезней.

Ботаника — это комплексная наука о растениях, рассматривающая их происхождение, развитие, внешнее и внутреннее строение, классификацию, распространение по земной поверхности, а также охрану и экологию.

Ботаника — это раздел науки о растительном покрове поверхности Земли на всех уровнях: клеточном, молекулярном, организменном и популяционном. Соответственно, ботаник — это тот, кто непосредственно все этом изучает.

Ботаника как наука о растениях имеет богатую предысторию. Она зародилась в глубокой древности: в начале использования людьми растений для удовлетворения своих практических потребностей. В числе таких потребностей — еда, лечение, жилье, одежда.

На протяжении долгого периода времени естествоиспытатели только описывали растения: их размеры, специфику отдельных органов, характерную окраску и др. Это так называемый описательный характер ботаники.

Что такое ботаника, какие разделы ботаники существуют, кто такой ботаник и прочие вопросы активно ставились перед исследователями в 17-18 веках, во времена активного формирования ботаники как раздела биологии.

Систематизация растительного мира тесно связана с началом использования сравнительно-описательного метода. С его помощью растения описывались и сравнивались с другими по внешним (морфологическим) признакам.

Экспериментальное направление возникло и стало доминировать с момента изобретения микроскопа, а позже — в ходе развития науки и микроскопической техники.

Современная ботаника — это не просто наука, изучающая растения, и даже не наука, которая изучает классификацию растений.

Современная ботаника — наука, включающая множество отраслей.

Ботаника изучает все, что касается растений, и включает в себя различные разделы. Один из наиболее важных разделов — систематика.

В ботанике выделяют флористику и ботаническую географию. Первая занимается изучением сообществ растений на конкретной территории, а вторая — изучением особенностей распространения растений на планете.

Виды растений

Растения — важный источник биологически активных веществ (в растениях их количество может достигать десяти). Эти вещества непосредственно воздействуют на организм людей и животных, потому что употребляются в пищу.

Будучи неотъемлемым элементом человеческой жизни, растения стали пристально изучаться. Растения включают две большие группы:

  1. Низшие или слоевищные (таломные). К ним относят водоросли.
  2. Высшие или листостебельные. Это мохообразные (мхи и печеночники), голосеменные, покрытосеменные, а также папоротникообразные (хвощи, папоротники, псилоты и псилофиты).

Грибы, лишайники и бактерии изучают отдельно.

Систематика как ботаническая дисциплина

Что изучает наука систематика? Она занимается классификацией растений на основе подобных общих характеристик.

Являясь основной ботанической дисциплиной, систематика сконцентрировала внимание на классификации растений. Поэтому на вопрос, что изучает систематика проще всего ответить так: она изучает весь растительный мир, выделяет в нем отдельные группы, объясняет родственные и эволюционные связи между этими группами.

Для этих целей в ботанике существует специальный раздел — филогения.

Процесс систематизации растений происходил поэтапно. Вначале исследователи брали за основу внешние, морфологические признаки. Сегодня уже учитываются и внутренние признаки: смотрят, как устроены клетки, изучают их химический состав, какой хромосомный набор они имеют, какими экологическими особенностями отличаются.

Морфология как наука

Стоит отметить такую дисциплину как морфология растений. Эта наука изучает строение растений.

Она подразделяется на:

  • микроскопическую морфологию. Изучает строение клеток и тканей растений, эмбриологию;
  • макроскопическую морфологию (органография). Она изучает органы и части растений.

Разделы морфологии

Отдельные разделы морфологии — самостоятельные дисциплины:

  • Органография. Изучает органы и части растений;
  • Палинология. Предмет ее изучения — строение спор и пыльца растений;
  • Карпология. Классифицирует плоды;
  • Тератология. Исследует уродства и аномалии, возникающие в строении растений;
  • Анатомия растений. Изучает, как растения устроены внутри;
  • Физиология растений. Она занимается изучением форм растений, наблюдающихся в ходе онтогенеза и филогенеза, и процессов, которые происходят в растении: их причины, особенности и связь с окружающей средой. Физиология имеет отношение к систематике;
  • Биохимия растений. Ее интересуют химические процессы, происходящие в растениях — те, что связаны с ростом и развитием;
  • Генетика растений. В поле ее внимания — генетические изменения растений. При этом не важно, происходят они без человеческого вмешательства или с ним;
  • Фитоценология. Изучает растительный покров планеты, отмечает динамические изменения в природе, завиисимости и закономерности этих изменений;

Растительность в данном контексте — сочетание всех растений на одной территории, составляющие ее ландшафт.

  • Геоботаника. Концентрируется на изучении экосистем: взаимосвязи между растениями, животными и неживой природой (этот комплекс называют биогеоценозом);
  • Экология растений. В поле ее зрения — растения и среда их обитания, а также определение наиболее подходящих условий для растительного мира;
  • Палеоботаника. Она сфокусирована на изучении ископаемых растений, что дает возможность проследить историю развития.

Классификации ботаники по объекту изучения

Если выделять отдельные науки в ботанике кратко, то получится, что по объекту изучения эта классификация включает:

  • альгологию. Это наука о водорослях;
  • бриология. Исследует мхи и др;
  • микробиология. Занимается изучением микроскопических организмов;
  • фитопатология. В поле ее изучения — болезни растений, вызванные бактериями, вирусами и грибами.

Если во внимание берется проживание изучаемого объекта, то можно говорить о специальных отраслях в ботанике растений. Среди них — лесоведение, болотоведение, луговедение, тундроведение и др.

Наука ботаника изучает и грибы. Для этого есть отдельная дисциплина: микология, которая возникла, когда грибы выделили в отдельное царство.

Наука, изучающая лишайники — лихенология.

Предмет, задачи и методы исследования в ботанике

Предмет изучения в ботанике — растения: их строение, рост, родственные связи, возможности рационального применения.

1. Лекция 1. Введение в курс. Ботаника наука о растениях, ее задачи и разделы. Значение в природе и жизни человека.

2. БОТАНИКА (от греч. botane - трава, растение), наука о растениях, один из основных разделов биологии. Многие сведения о

растениях были известны людям с глубокой
древности. ''Отцом'' ботаники считают
Аристотеля и Теофраста (Феофраста).

3. Как стройная система знаний о растениях ботаника оформилась в 18 в. (главным образом в трудах К. Линнея).

4. Наука имеет объект и методы исследования

Объект исследования - растения
Методы исследования - наблюдение; сравнительные,
исторические
и
экспериментальные
методы,
включающими сбор и составление коллекций, наблюдение
в природе и на опытных участках, эксперимент в природе
и в условиях специализированных лабораторий,
математическую обработку полученной информации.
Наряду с классическими методами регистрации тех или
иных признаков изучаемых растений используются
современные химические, физические и кибернетические
методы исследования.

5. Задачи ботаники

• Всестороннее
изучение
форм
растений,
населяющих планету, их распространение по
территории земного шара, изучение внешнего,
внутреннего строения и их жизнедеятельности.
• Изучение истории возникновения и развития
различных групп растений.
• Изучение культурных растений с целью
разностороннего
и
рационального
их
использования.

8. Автотрофные растения


Автотро́фы (др.-греч. αὐτός — сам + τροφή —
пища) — организмы, синтезирующие
органические соединения из неорганических.
Автотрофы составляют первый ярус в
пищевой пирамиде (первые звенья пищевых
цепей). Именно они являются первичными
продуцентами органического вещества в
биосфере, обеспечивая пищей гетеротрофов.
Следует отметить, что иногда резкой границы
между автотрофами и гетеротрофами
провести не удаётся. Например,
одноклеточная эвглена на свету является
автотрофом, а в темноте — гетеротрофом.
Автотрофные организмы для построения
своего тела используют неорганические
вещества почвы, воды, воздуха. При этом
почти всегда источником углерода является
углекислый газ. При этом одни из них
(фототрофы) получают необходимую энергию
от Солнца, другие (хемотрофы) — от
химических реакций неорганических
соединений.
1 – серобактерии, 2 – железобактерии

9. ГЕТЕРОТРОФНЫЕ РАСТЕНИЯ

ГЕТЕРОТРОФНЫЕ РАСТЕНИЯ (от греч.
heteros—другой и trepho питаю), растения,
неспособные использовать С02 как
источник углерода для построения
органического вещества и нуждающиеся
поэтому в питании органическими
соединениями.
К
гетеротрофным
растениям
принадлежат
почти
все
бесхлорофильные
растения:
грибы,
большинство бактерий, за исключением
немногих
автотрофных
(как
нитрифицирующие и др.), и немногие
цветковые
растения,
лишенные
хлорофилла. Одни из гетеротрофных
растений в природе живут, как сапрофиты,
на счет мертвого органического вещества,
а другие—как паразиты, на счет другого
живого
организма:
животного
или
растения.
1 – молочнокислые бактерии, 2 – актиномицеты,
3 - азотобактер

11. Круговорот веществ и энергии в экосистеме

Продуценты
(зеленые растения)
Окружающая среда
(почва, воздух, вода)
Редуценты
(бактерии, грибы)
Консументы
(животные)

12. Разделы ботаники


Морфология
Это один из наиболее крупных и наиболее рано сформировавшихся разделов
ботаники. Задача морфологии - изучение закономерностей возникновения и
развитие форм растений, как в целом, так и их частей - органов.
Заложение и развитие органов растения рассматриваются в двух планах:
1) в ходе индивидуального развития отдельной особи, например от прорастания
семени - проростка до формирования новых семян - до конца жизни
(онтогенез)
2) в ходе исторического развития всего вида или любой другой систематической
группы, к которой относят данную особь (филогенез).
Органография
Анатомия, или гистология
Эмбриология
Цитология
Макромолекулярная морфология

13. Разделы ботаники

Флорография
Один из главнейших разделов ботаники.
Задача ее - распознавание и описание
видов, составление их диагнозов.

14. Разделы ботаники

Систематика
Изучает разнообразие видов и причины происхождения этого
разнообразия. Ее задача - приведение в легкообозримую научную
систему всех наших знаний о видах, используя целую серию методов,
систематика объединяет родственные виды в категории более высокого
ранга - рода, семейства и т.д. Это задача флористической систематики,
или таксономии.
Второй раздел систематики, филогенетическая систематика изучающая эволюцию и родственные отношения на всех уровнях - от
родового и выше.
Перспективы развития систематики культивируемых растений
связаны именно с разработкой теоретических основ биосистематики.

15. Разделы ботаники

География растений, или фитогеография
Основная задача ботанической географии изучение закономерностей распространения и распределение растений и их
сообществ - ценозов - на суше и в водных
пространствах.

16. Разделы ботаники

Экология
Задача экологии - изучение строения и
жизни растений связи с окружающей
средой. Эта наука имеет первостепенное
значение для практического земледелия.

17. Разделы ботаники

Физиология растений
Изучает процессы жизнедеятельности,
преимущественно обмен веществ, движение, рост,
ритм развития, размножение, раздражимость.
Микробиология
Исследует особенности жизненных процессов у
микробов, преобладающую часть которых
представляют бактерии и некоторые грибы.
Палеоботаника
Наука об ископаемых растениях, живших в
прошлые геологические периоды.

18. 2.Значение растений в природе и жизни человека

Обогащают атмосферу кислородом - 11,5х1010 т
кислорода (115000000000 т),
Создают органические вещества, употребляемые
человеком и животными в пищу
1. Продовольствие
2. Корма
3. Строительный материал
4. Топливо
5. Одежда
6. Технические материалы
7. Лекарственные растения
8. Эстетическое
значение
(цветоводство,
декоративная дендрология)

19. Продовольствие

Белки – семейство бобовые (горох,
фасоль, соя, чечевица, бобы)
Жиры – подсолнечник, лен, рапс,
кукуруза, олива, соя, арахис
Углеводы – зерно, рис, картофель,
овощи, фрукты
Витамины – овощи, фрукты

20. Корма

Фуражное зерно – ячмень, овес
(комбикорм)
Многолетние травы- клевера,
люцерна, лядвенец, козлятник,
тимофеевка, овсяница, ежа,
мятлик
Однолетние травы – овес, вика
Корма – сено, сенаж, силос,
витаминно-травяная мука,
брикеты, гранулы

21. Строительный материал

22. Топливо

23. Одежда, ткани

24. Технические материалы

Краски, лаки, олифа
Спирт
Крахмал для бумажной,
текстильной пром-ти
Каучук
Бумага
Пластмасса
Кинопленка
Искусственная кожа

Какое значение в жизни человека имеет изучение ботаники?


Ботаника помогает осознать всю важность растений для нашей жизни.


Какое значение биология имеет в жизни человека чья деятельность не связана с биологией?

Какое значение биология имеет в жизни человека чья деятельность не связана с биологией.


Какое значение имеет изучение биологии для человека?

Какое значение имеет изучение биологии для человека?


Почему человек без крови погибает и какое значение имеет кровь в жизни организма человека?

Почему человек без крови погибает и какое значение имеет кровь в жизни организма человека.


Какое значение имеет Интерфаза в жизни человека?

Какое значение имеет Интерфаза в жизни человека.


Скажите краткий пересказ биологии 5 класс 3 вопрос Какое значение имеет изучение биологии для человека?

Скажите краткий пересказ биологии 5 класс 3 вопрос Какое значение имеет изучение биологии для человека.


Какое значение в жизни человека имеет заяц?

Какое значение в жизни человека имеет заяц.


Какое значение имеет изучение изменения генофонда популяций?

Какое значение имеет изучение изменения генофонда популяций?


Какое значение имеет изучение кариотипов?

Какое значение имеет изучение кариотипов?


Когда плодоносит пшеница?

Когда плодоносит пшеница?

Какое значение она имеет в природе и в жизни человека?


Ответьте на вопросы1?

Ответьте на вопросы

Что изучает биология ?

2. Что называют биосферой ?

3. Какое значение имеет изучение биологии для человека ?


Ответ А) , котик для вас.


А) перевариванием пищи.


3) Уотсон и Крик Расшифровка структуры ДНК (1953 г. ) стала одним из поворотных моментов в истории биологии. За выдающийся вклад в это открытие Фрэнсису Крику, Джеймсу Уотсону и Морису Уилкинсу была присуждена Нобелевская премия по физиологии или м..

Читайте также: