Какое значение имели песни в жизни русского народа как это выражено в русских пословицах кратко

Обновлено: 07.07.2024

Песни – это часть устного народного творчества. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни с давних времен. Песня поддерживает при плохом настроении, на праздниках радует и веселит.

Песни бывают веселых, грустных, героических мотивов. Тексты народных строк переходят из уст в уста в течение многих веков. Современные хиты звучат по радио, популярны в Интернете.

Также песни поддерживали людей в работе. Тяжелый труд крестьян, когда им нужно было вспахать землю, засеять поле, собрать урожай, был немного легче, когда пелась песня. Даже сейчас, когда человек выполняет работу, он напевает про себя какие – либо строки.

В настоящее время песни поют в походах вокруг костра, хором – на свадьбах и праздниках, когда человек грустит. Песни выражают разный спектр эмоций, как грусти, так и восторга. Получается, что когда человека испытывает сильные эмоции, то у него поет душа. И песня выражает состояние души.

Лейся, песня

Этномузыковеды считают, что фольклор – это выражение народных знаний и представлений о мире и человеке. Чтобы понять русскую народную музыку, нужно представить себе уклад жизни того времени, когда она зародилась. Крестьяне все время проводили за работой – то в поле, то по дому: сенокос, заготовка дров, сбор грибов и ягод, стирка, готовка, прядение, вязание, вышивание… Занятия монотонные, долгие, утомительные. Новостей немного, все сплетни давно известны, воду в ступе толочь не всем по нраву — вот и сопровождали все песней.

Работают жнецы – поют. Бабы идут за водой – поют. Солдаты на привале – поют. Чтобы человек ни делал, чем бы ни занимался, он всегда мог петь. Это помогало самому скрасить тоску, отогнать злые силы, призвать на помощь добрые, померяться умением с соседом, себя показать и на других посмотреть. Общая песня объединяет, делает человека частицей своего народа и в социальном, и в историческом плане.

А почему именно песня? Здесь все просто: она доступна всем, и исполнять ее можно в любое время. Пропевались и заговоры на удачу, на помощь добрых сил в задуманном или уже начатом деле. А когда была возможность, подыгрывали песенникам на рожках, свирелях, свистульках, трещотках и ложках, а иногда и гуслях. В VIII веке появилась балалайка, в XIX – гармошка.

Популярные сочинения

Встреча весны, Пасха

У древних славян было два крупных сезона: лето и зима, когда природа живет и засыпает. Приход весны имел большое значение, потому что начинался новый земледельческий цикл. Очень важно было задобрить богов, призвать благословение на свою землю.

Знаменитые собиратели и исполнители

Огромный вклад в фольклорную составляющую отечественного культурного наследия внесли деятели искусства, которые собирали по всей необъятной стране тексты и напевы, ездили в музыкальные экспедиции по селам и деревням, ведь с течением времени мода меняется, а истинные образцы народной культуры порой можно восстановить только из уст деревенских бабушек.

На становление и развитие народно — певческого творчества на Руси повлияла в немалой степени как большая территория, так и богатый национальный состав государства.

В связи с этим каждая область России имеет свои индивидуальные фольклорные особенности, что красочно отражается в разнообразии русских народных хоровых коллективов страны:

Волжский народный хор

  • Волжский хор;
  • Северный хор;
  • Кубанский казачий хор;
  • Хор донских казаков имени Квасова;
  • Воронежский хор;
  • Сибирский хор.

Пелагея

Из классических мэтров народной песни стоит упомянуть такие незыблемые имена, как Лидия Русланова, Людмила Зыкина, Надежда Плевицкая, Александра Стрельченко, Людмила Рюмина, Надежда Бабкина, Надежда Кадышева.

Ежедневно по всей стране во имя идеи сохранения песенного фольклорного наследия трудятся тысячи преподавателей музыкальных вузов и школ, прививая любовь к народной песне, рассказывая о ней молодому поколению, и тем самым продлеваю жизнь прекрасному народному творчеству.

Летние праздники, уборка урожая

Такое пение сопровождали ритуальными шумами – битьем по металлу или дереву, чтобы прогнать нечистую силу.

Зажиночные знаменовали начало страды, жатвенные звучали во время работы на поле, а дожиночные – по окончании работ. Были песни и замашные (при уборке конопли), льняные, картофельные, восенные. Когда уставшие жнеи шли с работы, вся деревня слышала песню: Ох, наша жита реденька, забалела сярединка, Ой, нам пора дамой идти, на тёплаю вячерюшку, На тёплаю вячеряшку, на мягкую пастелюшку. А когда крестьянин видел край поля и приближался долгожданный конец работы, он пел: Как на нашей нивке сягодни обжинки. Слава Богу! Видить моё око, что край недалёко. Слава Богу! До краю дожнемся, горелки напьемся. Слава Богу!

Роль народной музыки в развитии личности

Роль народной музыки в воспитании личности.

преподаватель ДМШ г. Аксай ЗКО БР

Во все времена и у всех народов музыка являлась важнейшим средством воспитания. Народы, не знавшие грамотности и музыкальной письменности, создавали музыкальные шедевры, которые до сих пор бережно хранятся в народной памяти. В жизни каждого народа музыка всегда играла огромную роль. Именно с народной музыки и начинается патриотическое воспитание подрастающего поколения, именно народ создавал и развивал богатейшую сокровищницу музыкального наследия.

От музыкального воспитания, как и от образования, зависит главное – формирование личности, способной самостоятельно строить свою собственную жизнь, воспитанной в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа, его национальной культуры, патриотизма и уважения к другим народам.

Песня многообразно отра­жает жизнь человека, раскрывает его духовную кра­соту и богатство, его думы и чаяния. Именно в песен­ном творчестве отразились со всей полнотой извечные стремления народа к добру и правде, к счастью и спра­ведливости. Таким образом, в становлении системы детского музыкального воспитания и образования, как, впрочем, и во всех других сферах духовной культуры, огромное значение имеет опыт предшествующих поколений. И прежде чем искать новые пути, необходимо знать, что было создано и накоплено в прошлые века. Народное творчество во все времена проникало в сферу детского воспитания и образования.

Зимние песни: святки, масленица

Дальше шли святочные песни и колядование. Полевые работы давно закончены, урожай обработан, заготовки сделаны. Приходит Новый год, Рождество. Ряженые и колядовщики ходят по дворам, славят хозяев, желают им всяческих благ и собирают угощение. Исполняются и церковные песни, и народные колядки. Святочные гадания тоже сопровождаются песнями. Гадательные песни могли работать и как заклинания.

Проводы зимы, встреча весны, шутливые перебранки между группами поющих, осуждение тех, кто не вышел замуж и не женился, – вот сюжеты масленичных песен. Веселились настолько шумно, возможно, и потому, что наступал Великий пост, во время которого было запрещено петь.

Песнями сопровождались и все основные события в жизни человека: рождение и крестины, свадьба, похороны. Дети слышали сначала колыбельные, а потом потешки и прибаутки. Чуть вырастая, слушали сказки, скоморошины и небылицы, а потом и былины.

Лирические песни пели на посиделках и в поле за работой, и во время отдыха. Их основной сюжет — переживания влюбленных, парней, идущих на службу, молодых женщин, живущих при суровой свекрови, и так далее.

Мастеровой люд придумывал трудовые артельные припевки, даже выкрики разносчиков рифмовались и укладывались на музыку. Позвать подруг, с которыми отправились в лес по ягоды-грибы, тоже можно было с помощью припевок (лесных кличей). Русский народ выразил в песне всю свою жизнь. По песням этнографы восстанавливают многие обряды. К сожалению, сейчас интерес к народной музыке угасает.

Народная песня в том виде, как ее исполняла, например, Людмила Зыкина, – это не совсем то, что можно услышать на празднике в деревне, сохранившей свои традиции. Это концертное исполнение, которое развилось уже в конце XIX века, когда народные песни стали исполнять люди с музыкальным образованием.

Это очень красиво, легче в восприятии, способствует популяризации, но русский хоровод с пересеками, рожками и многоголосьем – это что-то сакральное, языческое, что заставляет вибрировать каждую клетку организма в заданном ритме. Это можно сравнить с камланием шаманов, горловым пением у бурятов, африканскими танцами под звуки тантамов – завораживает и уносит в неведомые дали. Наши предки так медитировали, хотя и не знали такого слова.

Специалисты говорят, что музыкальный язык – один из самых абстрактных. Он обретает смысл и значение только в определенной культурной традиции, и для того чтобы его понимать, нужно обладать слуховым опытом и знаниями. Поэтому слушайте фольклор – вам откроется много нового. А лучше посетите выступление народного коллектива из глубинки или казачьего хора – того, который придерживается старинных традиций.




Душа русского народа – в его песнях


04.01.2019 12:23:00

Душа русского народа – в его песнях

Русская народная песня… живая, говорящая, хранимая народной памятью. В ней раскрывается вся красота нашей страны, ее раздолье, широта и искренность русского человека.
Каждая мелодия – завершенное действо, в котором отражена многогранность души народа. Плясовая, лирическая или хороводная, она льется над необъятными просторами, теплится неугасимой свечой в родных деревеньках, точно лампадка перед иконой охраняет она традиции русского быта и свою веру.

Пой, Михайловна, пой Ивановна!

1983 год. В просторном зрительном зале Дома культуры Красногвардейца свободные места остались разве что на сцене. Желающих послушать новый народный ансамбль оказалось добрая половина поселка.

Тем временем перенесемся на девять лет назад, в 1974 год. Тогда, в один из летних дней, в Красногвардейце играла шумная деревенская свадьба Колковых – Александра и Валентины, уроженки села Запольное.

И вместо дворов, которые служили для сельчан и танцплощадками, и кинотеатрами, теперь местом гуляний стало просторное двухэтажное здание со зрительным залом, большой сценой и широким киноэкраном.

Песня лечит, песня охраняет

В 1981 году клуб возглавляет Валентина Колкова, к тому времени студентка Тульского культпросветучилища.

Ни одно мероприятие не обходилось без песен и плясок, будь это субботники, или святочные гуляния; творчески подходили и к работе – народные напевы не умолкали над колхозными полями.

Гостей и жителей поселка приводила в восторг виртуозная игра ак в составе: Николая Васильевича Маркелова, Николая Дмитриевича Архипова, Виктора Евгеньевича Володьянова, Анатолия Васильевича Морозова и Владимира Сергеевича Конева. Коллективу были всегда рады в Теплом, Туле, Ефремове, Щекине и многих других уголках области.

Величальная, заздравная…

– Год за годом публики в стенах нашего сельского клуба всё прибавлялось. Были мы долгожданными гостями и на свадьбах. Более 400 свадебных обрядов сыграно за это время. Для этого была специально расписана комната для бракосочетания.

Хорошо помнит Валентина Колкова, как они провели первый традиционный свадебный обряд для молодой пары Коротковых – Виктора Анатольевича, водителя совхоза, и бухгалтера Натальи Станиславовны.

Под величальные свадебные песни жених и невеста, опоясанные одним рушником – нитью жизни, ломают каравай, затем они пеленают обрядовых кукол-голышей для счастливой супружеской жизни. Сакральное действие завершается величальной заздравной песней.

– На смотре-конкурсе среди районов области наш свадебный обряд занял 1 место. Участвовал наш коллектив также и в обрядах при рождении ребенка. Пели крестильные песни, прославляя молодую мать и ее дитя.

Воспитанники сельского клуба интерес проявляют не только к песенной культуре, но и танцам. Уже на протяжении 25 лет с хореографическим коллективом занимается Светлана Викторовна Прохорова, педагог Красногвардейской школы. Давно уже выросли ее первые воспитанники, теперь с увлечением занимаются танцами уже их дети.

– Ребята большие молодцы, – считает Валентина Михайловна. – Видно, как они стараются улучшать технику движений, вкладывают в танцы свою душу. А иной раз отсутствие костюма для коллектива не становится проблемой, руководитель приходит на помощь.

Сейчас в хоре поют Валентина Андреевна Сосна, Надежда Павловна Широкова, его бессменные участницы, Сысоева Светлана Михайловна, Светлана Николаевна Соломатина, Светлана Александровна Фетисова, Александра Ивановна Соколова, Анна Николаевна Дубровина, Валентина Михайловна Колкова, Галина Николаевна Архипова, Нина Николаевна Козлова, Татьяна Станиславовна Старцева, Нина Гавриловна Дежникова, Нина Алексеевна Ладыгина.

Не погаснет огонек

– В репертуар наш входят всеми полюбившиеся русские народные песни: лирические, величальные, хороводные, и главная наша цель – вести диалог со зрителем через песню. Только так и получится сохранить и передать народную песенную традицию.

Прошлой осенью бессменного руководителя сельского клуба Валентину Михайловну Колкову (38 лет она возглавляет СДК) благодарные жители 280 голосами поддержали на выборах в депутаты Собрания представителей муниципального образования Нарышкинское Тепло-Огаревского района. За что им она очень признательна.

– Наш сельский клуб и сейчас является любимым местом для досуга сельчан. И пока есть у нас такие неравнодушные, инициативные зрители, которые хранят народные обычаи и традиции, огонек в нашем клубе будет всегда светить.


Наша Россия-матушка поистине богата талантами, мостовые можно мостить, но одна беда – их редко можно услышать, т.к. настоящее искусство, русская песня заменена зарубежной дешевой подделкой, лжекультурой. Но песню как русскую душу, нельзя уничтожить, теплится она неугасимой свечей в родных глубинках, как лампадка перед иконой, охраняя от недобрых взглядов свою истинную веру, свою культуру.

Почему, когда мы слышим родную речь, интонации русской песни, в нашей душе появляются щемящая и неизъяснимая грусть, и в то же время удивительное чувство мира в душе? В чем же таинственная сила, обаяние народной песни?

Все очень просто. Интонации русской песни – интонации русского народа – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца.

Бесконечно богата и многогранна песенная культура. Вспомним, как русская песня любовно поет о родной сторонушке, о темной ноченьке, о бесконечно близкой нам избитой дороге с заунывно одиноко звучащим колокольчиком и щемящей песней ямщика.

Ой, ты, доля горькая – лучинушка,

Плачет в поле девичья краса,

Словно долю женскую – судьбинушку

У России – матушки взяла.

И наоборот – заразительно веселые, остроумные, плясовые и шуточные песни – еще одна грань народного характера.

Вспомним, как русский человек в народных песнях прощается со всем миром перед смертью. Здесь престает перед ним картина высшей нравственности. В последние минуты жизни он не клянет судьбу, а спокойно предается воле божьей, прося у всех прощения, отдавая поклон родителям, а жене – свою последнюю волю, дабы она не печалилась и обвенчалась с другим, отпуская ее с миром и любовью, благословляя её на новую жизнь. Думы не о себе, а о близких людях, являются ярким примером высшей нравственной чистоты, неразрывности жизни русского человека с христианством, примером того, что русская песня – духовное отражение православия на Руси.

И самое главное – русская песня является живым свидетельством исторических событий разных эпох.

Русь святую разоряют, Ты бери коня,

Нет уж сил владеть собой: Что не лучшего,

Бранный жар в крови пылает, Ты беги, беги, мать,

Сердце просится на бой! Во святую Русь.

Музыкальной основой русских народных песен являются духовные песнопения, знаменные древние распевы. Это еще раз подчеркивает, что в основании великой русской культуры лежит христианство – православная вера наших предков.

Духовные знаменные распевы представляют собой одноголосное пение. Постепенно русская песня выработала на их основе глубоко самобытный тип многоголосья, подголосочной полифонии, где один голос подхватывается другим, другой третьим, и в своем развитии каждый проходит свой путь, как бы проживает мелодическую ткань, напоминающую великолепные русские кружевные узоры.

В самобытном гармоническом звучании диатонического лада русской песни мы слышим черты русского характера. В народной песне нет суеты, мелочности. Там все основательно. В самой ладовой основе кроется архаичность, глубина, непоколебимость, сдержанность. Огромная могучая внутренняя духовная сила лежит в основе русской песни, которая, в то же время, отличается особой напевностью, мелодичностью. В удивительной мелодии раскрывается вся природная красота матушки России, ее раздолье, широта, чистота и искренность души русского человека.

Особая отличительная черта русских песен – отсутствие агрессивности. Русские люди, славяне, издревле занимались миролюбивыми занятиями – земледелием и скотоводством. Он не завоеватель, а защитник, так было во все времена:

«Вспомним братцы, Русь и славу,

И пойдем врагов разить.

Защитим свою державу,

Русский народ гордится своими песнями и в своем народном творчестве воспевает их с большой любовью:

Как затянет, как зальется

Песней русскою народ,

И откуда что берется,

Какая могучесть, исполинская силушка, и в то же время открытость. Это не хвастовство, а великая любовь к своей русской культуре. Не случайно Россия испытывает сейчас огромное противостояние. Антиправославные силы Запада и всего мира направлены на уничтожение русской культуры. Могущества России боятся, загадка русской души непонятна. Ведь за ней кроется глубина, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками – это истинная православная вера. Фактически одна Россия-матушка осталась во всем мире хранительницей православного вероисповедания.

Россию нельзя взять в открытом бою, она сразу становится необоримым щитом. Сейчас все делается тихо, без драки и боя. Надев дружескую личину, через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию. Главная цель – уничтожение православия через русскую культуру. Через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию. Насаждая свою лжекультуру, т.е. стараясь подчинить русский народ, Запад подменяет истинные понятия.

Русская песня – это голос народа и его не так-то легко подчинить. И если идут такие откровенные нападки на песню, то это только подчеркивает высочайшую ее духовность.

Народная песня не только сохранилась, но и развивается. Глубокий поклон нашей замечательной исполнительнице нар.арт. России Л.Зыкиной и Л.Стрельченко и другим. Которые действительно берегут и хранят в своем сердце истинное звучание русской песни. Наша матушка Россия – это неиссякаемый источник народного творчества. Отрадно, что в наше время пишутся новые песни, в которых сохраняется все то, что Русь хранила веками. Это действительно чистые родники. Как хочется, чтобы они зажурчали веселым гамом и осветили Русскую землю своими светлыми потоками. Смыли всю грязь, западную наносную культуру, которая коростой вцепилась в родную землю, в души русских людей.

Русская песня – это живое творчество русского народа и, покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.

А все, что происходит сейчас – вне истинной культуры – это сознательное действие опорочить великое настоящее искусство, которое дарит истинный свет души. Пытаясь заслонить солнце, они сами оказываются в тени. Это мышиная возня, слабая попытка укусить самого себя за хвост, так как русская песня, как и вера православная, поругаема не бывает!

Этномузыковеды считают, что фольклор – это выражение народных знаний и представлений о мире и человеке. Чтобы понять русскую народную музыку, нужно представить себе уклад жизни того времени, когда она зародилась. Крестьяне все время проводили за работой – то в поле, то по дому: сенокос, заготовка дров, сбор грибов и ягод, стирка, готовка, прядение, вязание, вышивание… Занятия монотонные, долгие, утомительные. Новостей немного, все сплетни давно известны, воду в ступе толочь не всем по нраву — вот и сопровождали все песней.

Работают жнецы – поют. Бабы идут за водой – поют. Солдаты на привале – поют. Чтобы человек ни делал, чем бы ни занимался, он всегда мог петь. Это помогало самому скрасить тоску, отогнать злые силы, призвать на помощь добрые, померяться умением с соседом, себя показать и на других посмотреть. Общая песня объединяет, делает человека частицей своего народа и в социальном, и в историческом плане.

А почему именно песня? Здесь все просто: она доступна всем, и исполнять ее можно в любое время. Пропевались и заговоры на удачу, на помощь добрых сил в задуманном или уже начатом деле. А когда была возможность, подыгрывали песенникам на рожках, свирелях, свистульках, трещотках и ложках, а иногда и гуслях. В VIII веке появилась балалайка, в XIX – гармошка.

Каждое время года знаменовалось своими песнями. В русском календаре сошлись две традиции: христианская и языческая, существовавшая ранее. Многие праздники наложились друг на друга, например, встреча зимы с летом, древнее Встречанье совпало с церковным Сретением, отмечаемым 14 февраля.

Встреча весны, Пасха

У древних славян было два крупных сезона: лето и зима, когда природа живет и засыпает. Приход весны имел большое значение, потому что начинался новый земледельческий цикл. Очень важно было задобрить богов, призвать благословение на свою землю.

Летние праздники, уборка урожая

Такое пение сопровождали ритуальными шумами – битьем по металлу или дереву, чтобы прогнать нечистую силу.

Зажиночные знаменовали начало страды, жатвенные звучали во время работы на поле, а дожиночные – по окончании работ. Были песни и замашные (при уборке конопли), льняные, картофельные, восенные. Когда уставшие жнеи шли с работы, вся деревня слышала песню: Ох, наша жита реденька, забалела сярединка, Ой, нам пора дамой идти, на тёплаю вячерюшку, На тёплаю вячеряшку, на мягкую пастелюшку. А когда крестьянин видел край поля и приближался долгожданный конец работы, он пел: Как на нашей нивке сягодни обжинки. Слава Богу! Видить моё око, что край недалёко. Слава Богу! До краю дожнемся, горелки напьемся. Слава Богу!

Зимние песни: святки, масленица

Дальше шли святочные песни и колядование. Полевые работы давно закончены, урожай обработан, заготовки сделаны. Приходит Новый год, Рождество. Ряженые и колядовщики ходят по дворам, славят хозяев, желают им всяческих благ и собирают угощение. Исполняются и церковные песни, и народные колядки. Святочные гадания тоже сопровождаются песнями. Гадательные песни могли работать и как заклинания.

Проводы зимы, встреча весны, шутливые перебранки между группами поющих, осуждение тех, кто не вышел замуж и не женился, – вот сюжеты масленичных песен. Веселились настолько шумно, возможно, и потому, что наступал Великий пост, во время которого было запрещено петь.

Песнями сопровождались и все основные события в жизни человека: рождение и крестины, свадьба, похороны. Дети слышали сначала колыбельные, а потом потешки и прибаутки. Чуть вырастая, слушали сказки, скоморошины и небылицы, а потом и былины.

Лирические песни пели на посиделках и в поле за работой, и во время отдыха. Их основной сюжет — переживания влюбленных, парней, идущих на службу, молодых женщин, живущих при суровой свекрови, и так далее.

Мастеровой люд придумывал трудовые артельные припевки, даже выкрики разносчиков рифмовались и укладывались на музыку. Позвать подруг, с которыми отправились в лес по ягоды-грибы, тоже можно было с помощью припевок (лесных кличей). Русский народ выразил в песне всю свою жизнь. По песням этнографы восстанавливают многие обряды. К сожалению, сейчас интерес к народной музыке угасает.

Народная песня в том виде, как ее исполняла, например, Людмила Зыкина, – это не совсем то, что можно услышать на празднике в деревне, сохранившей свои традиции. Это концертное исполнение, которое развилось уже в конце XIX века, когда народные песни стали исполнять люди с музыкальным образованием.

Это очень красиво, легче в восприятии, способствует популяризации, но русский хоровод с пересеками, рожками и многоголосьем – это что-то сакральное, языческое, что заставляет вибрировать каждую клетку организма в заданном ритме. Это можно сравнить с камланием шаманов, горловым пением у бурятов, африканскими танцами под звуки тантамов – завораживает и уносит в неведомые дали. Наши предки так медитировали, хотя и не знали такого слова.

Специалисты говорят, что музыкальный язык – один из самых абстрактных. Он обретает смысл и значение только в определенной культурной традиции, и для того чтобы его понимать, нужно обладать слуховым опытом и знаниями. Поэтому слушайте фольклор – вам откроется много нового. А лучше посетите выступление народного коллектива из глубинки или казачьего хора – того, который придерживается старинных традиций.

Агольцева Елена Викторовна

Слово, люди, добро, род, родня, Родина. Много веков живут на Земле эти слова. По ним в старину люди учились читать. Почти с каждой буквы алфавита начиналось главное в жизни каждого человека слово. и песня
"Песня - душа народа", прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Она раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский пел и поёт почти всегда - в горе и радости, в будни и праздники. Песня настолько полно выражает особенности национального характера, что это было отмечено русскими мыслителями "Покажи мне , как ты веруешь и молишься; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, - говорил И.А.Ильин, - скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын".
Народная песня - самая доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, как говорили древнегреческие мудрецы.

Песня - хранилище души народной, а без души и народа не будет. Если перестанет русский народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация.

Полдневный зной его палил.
И пот с него ручьями лил.

И падал он, и вновь вставал,

И.Тургенев сумел необычайно выразительными художественными средствами показать своеобразие русского национального характера в песенном творчестве.

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья.
Это – русская сторонка,

Это – Родина моя!

В русской народной песне воспеты Алтай и Валдай, Урал и Сибирь, Байкал и Русский Север.

Передовые люди России , стремясь сохранить великие богатства устного народного творчества, для будущего, стали записывать песни. Первые сборники песен появились в XVIII веке. Позднее народные песни собирали и записывали композиторы М.Глинка, Балакирев, Римский – Корсаков, Чайковский, Лядов, писатели Тургенев, Л.Толстой, Пушкин, Гоголь.

Использование народных песен придаёт музыкальным произведениям особый колорит, так как в их словах и интонационном строе запечатлены образ времени глубокое своеобразие народной культуры. Народное песенное творчество – это целостный образ страны, её природы, уклада жизни.

Получили известность имена талантливых сказителей – певцов Ирины Федосовой, Марфы Крюковой, Рябининых. Русская народная песня становится ещё более известной и популярной, благодаря великим русским исполнителям, среди которых первые места занимали и занимают Ф. Шаляпин, Н. Плевицкая, Л. Русланова, Л. Зыкина, Д. Хворостовский и многие другие. Они выразили в своем творчестве лучшие свойства русского национального характера.

Песни – воплощение жизни народа, его культуры; является и всегда была выражением искренности, эмоциональности, и выразительности народной души. А как затянешь песню – и тяжелая работа не в тягость, и горе – не горе, и беда – не беда. Для русского человека пение подобно молитве: в песне и напляшешься, и раскаешься, и повинишься, и душу свою облегчишь, и тяжесть с души камнем отвалится.

Русская народная песня всегда была и будет выразительницей русского национального самосознания и русского характера. Русская песня – русская история.

Читайте также: