Какое значение имели исторические труды карамзина кратко

Обновлено: 06.07.2024

Тогда эта реформа отвечала задачам перехода от древней литературы к новой. В то время полный отказ от употребления в языке церковнославянизмов был нецелесообразным и преждевременным.

Понимая это, Н.М. Карамзин решил литературный язык максимально приблизить к разговорному языку, а для этого надо было освободить литературу от церковнославянизмов.

Карамзин упростил синтаксические конструкции и отказался от пространных периодов. Он говорил о том, что служить образцом проза М.В. Ломоносова уже не может, утомительны его длинные периоды, а слова располагаются не всегда сообразно с течением мыслей.

Карамзин, в отличие от Ломоносова, стремился писать короткими и легкими предложениями, что и сегодня является примером для подражания в литературе и образцом хорошего слога.

В основной словарный состав он ввел ряд неологизмов, что обогатило русский язык, и в этом была ещё одна его заслуга.

Предложенные Карамзиным нововведения сегодня хорошо известны – это такие слова как:

Готовые работы на аналогичную тему

Установка его реформаторской деятельности была направлена на живую разговорную речь образованных людей, что стало залогом его творческого успеха.

Он пишет путевые заметки, сентиментальные повести, стихи, статьи, занимается переводом с английского, немецкого и французского языков.

Карамзин как историк

Карамзин в начале XIX века увлекся историей. Он поставил перед собой задачу – доступно изложить русскую историю, для чего приступил к изучению летописей и редких манускриптов, чтобы объединить эти бесценные знания в один труд.

Он не думал брать на себя роль исследователя и не собирался писать научный трактат. Карамзин приложил свой литературный талант к уже готовому материалу, и сделать из русской истории нечто сильное, достойное внимания не только русских, но и иностранцев. С этой задачей он справился блестяще.

Рисунок 1. Истории государства Российского. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С этого времени Карамзин приступает к изучению документов в архивах, вместо посещения светских балов.

Для тех, кто особенно интересуется историей, он создал книгу в книге, спрятав выписки, цитаты, пересказы документов, в примечания.

Через 13 лет после начала работы он отдал в печать 8 томов своего труда. После корректуры, в 1818 г .были отпечатаны 3 тыс. экземпляров, которые разошлись очень быстро.

Труд Карамзина высоко оценил А.С. Пушкин, сказав, что

Древняя Россия, найденная Карамзиным, словно Америка, открытая Колумбом.

В России выхода каждой новой книги ждали с нетерпением, поскольку каждый том становился событием. Книга, посвященная эпохе И. Грозного, стала настоящим потрясением.

Значение работы Н.М. Карамзина

Безусловно, не обошлось и без критики – либералы того времени возражали против этатистской картины мира и веры Карамзина в действенность самодержавия.

Этатистская идеология предполагает политику активного вмешательства государства в общественную и частную жизнь и рассматривает государство как высший институт над всеми остальными.

Либералы ставили Карамзину упрек, что он следит в своем труде только за тем, как развивается верховная власть и пренебрегает историей самого русского народа.

В конце своей земной жизни Н.М. Карамзин становится убежденным сторонником абсолютной монархии и не разделяет точку зрения большей части русской интеллигенции на крепостное право. Он не сторонник отмены крепостного права.

Вышедшее в свет многотомное сочинение рассказывает о российской истории с древнейших времен и до правления Ивана Грозного.

До Карамзина были известны исторические работы В.Н. Татищева и М.М. Щербатова, но труд Карамзина имел не только исторические, но ещё и высокие литературные достоинства.

Труд Карамзина привлекал к русской истории всех образованных людей России, включая специалистов, а это способствовало формированию национального самосознания и интереса к прошлому страны.

Историческая ценность труда Н.М. Карамзина заключается в том, что он пользовался рукописями, впервые опубликованные именно им. Многие рукописи, к сожалению, не сохранились до настоящего времени и их фрагменты есть только в труде Карамзина.

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи


А. Венецианов "Портрет Н.М. Карамзина"

Интерес к истории появился у Карамзина ещё в молодости, но до его призвания как историка был длинный путь.

Из биографии Н.М. Карамзина

Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 г. в родовом поместье Знаменское Симбирского уезда Казанской губернии в семье отставного капитана, среднепоместного симбирского дворянина. Получил домашнее образование. Учился в Московском университете. Короткое время служил в преображенском гвардейском полку Петербурга, именно к этому времени относятся его первые литературные опыты.

После выхода в отставку некоторое время жил в Симбирске, а затем переехал в Москву.

Писатель

Творчество Н.М. Карамзина развивалось в русле сентиментализма.


В. Тропинин "Портрет Н.М. Карамзина"

Литературное направление сентиментализм (от фр. sentiment – чувство) было популярно в Европе с 20-х по 80-е годы XVIII в., а в России – с конца XVIII до начала XIX в. Идеологом сентиментализма считается Ж.-Ж. Русо.

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё.

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Пушкин говорит здесь о своей героине Татьяне, но сентиментальными романами зачитывались все девушки того времени.

Главная особенность сентиментализма состоит в том, что внимание в них в первую очередь уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи. Герои произведений сентиментализма обладают врожденной нравственной чистотой, неиспорченностью, они живут на лоне природы, любят её и слиты с ней.

В поэзии Карамзин также был новатором: прежняя поэзия, представленная одами Ломоносова и Державина, говорила на языке разума, а стихи Карамзина заговорили языком сердца.

Н.М. Карамзин – реформатор русского языка

Карамзин ввёл в русскую письменность также тире, один из знаков препинания.

Историк


Исторический труд Н.М. Карамзина

Это многотомное сочинение Н. М. Карамзина, описывающее российскую историю с древнейших времён до правления Ивана IV Грозного и Смутного времени. Труд Карамзина не был первым в описании истории России, до него уже были исторические труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова.


Остафьево – подмосковная усадьба князя П. А. Вяземского. Её построил в 1800-07 гг. отец поэта, князь А. И. Вяземский. Поместье оставалось во владении Вяземских до 1898 г., после чего перешло во владение графов Шереметевых.


Н. М. Карамзин "История государства российского"

В ходе работы Карамзин нашёл Ипатьевскую летопись, именно отсюда черпал историк многие детали и подробности, но не загромождал ими текст повествования, а вынес их в отдельный том примечаний, которые имеют особое историческое значение.

В своём произведении Карамзин описывает народы, населявшие территорию современной России, истоки славян, их конфликт с варягами, рассказывает о происхождении первых князей Руси, их правлении, подробно описывает все важные события российской истории до 1612 г.

Значение труда Н.М. Карамзина

Но, как всегда, были и критики. В основном современные Карамзину либералы возражали против этатистской картины мира, выраженной в труде историка, и его веры в действенность самодержавия.

Этатизм – это мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.

Этатизм рассматривает государство как самый высший институт, стоящий над всеми остальными институтами, хотя своей целью он ставит создание реальных возможностей для всестороннего развития личности и государства.

Либералы упрекали Карамзина в том, что он в своём труде следил только за развитием верховной власти, которая постепенно приняла формы современного ему самодержавия, но пренебрёг историей самого русского народа.

Существует даже эпиграмма, приписываемая Пушкину:

Действительно, к концу жизни Карамзин являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии. Он не разделял точки зрения большинства мыслящих людей на крепостное право, не был ярым сторонником его отмены.

Он скончался в 1826 г. в Петербурге и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Карамзин Николай Михайлович и оценка его вклада в изучение истории России


Подробнее о проекте:

Оглавление

Введение


Карамзин Николай Михайлович оставил заметный след в отечественной исторической науке. Сахаров А. Н., давая ему высокую оценку, писал: «Н. М. Карамзин был одним из тех, кто в своем историческом творчестве прикоснулся к вечным темам и попытался по- своему, в рамках своего века, своих возможностей и своих иллюзий, решить их на материале отечественной истории.

Целью контрольной работы является изучение оценки вклада в исследование истории России Карамзиным Н. М. отечественными историками. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

Жизненный и творческий путь Карамзина Н. М.

Ключ к пониманию личности человека всегда лежит в двух плоскостях – в натуре этого человека и в обстоятельствах его жизни, в том, как его характер шлифовался семейными и общественными обстоятельствами. В полной мере это относится и к Николаю Михайловичу Карамзину.


Карамзин родился именно в такой провинциальной среде. Просвещенный, умный отец, заботливая и любящая мать, доверительные отношения между родителями, гостеприимный дом, в котором текли беседы думающих и образованных людей – все это хорошо наложилось на ищущую, любознательную, художественно одаренную натуру юного Карамзина.

Домашнее воспитание, а позднее пансион профессора Московского университета Шадена И. М. и посещение лекций в самом университете помогли сформировать круг его интересов, выраженных в усиленных занятиях российской и всемирной историей, философией, литературой, иностранными языками.

Встречался с И. Кантом, был гостем Лафатера И. И., побывал в доме Вольтера, посетил келью Мартина Лютера. Он посещал библиотеки, музеи, театры, государственные учреждения, слушал лекции в Лейпцигском университете и проводил дни в Дрезденской галерее. В Национальном собрании революционной Франции Карамзин слушал Мирабо О. Г., побывал в якобинском клубе, наблюдал во время церковной службы Людовика XVI и Марию-Антуанетту.

Пристальное внимание Карамзина привлекли события развертывающейся во Франции революции (весна и лето1790 г.). Он предчувствовал гибельность насилия и большую опасность для общества разбушевавшейся народной стихии; верно, улавливал активную роль народа в революционных событиях и отмечал одновременно, что массы зачастую становятся игрушкой и своих, и чужих страстей.

Тем не менее, по мнению Сахарова А. Н., Карамзин оставался противником революции, видя в ее конкретном воплощении такие черты, которые не соответствовали прогрессу человечества и не отражали те лозунги, под которыми она проходила. «Именно во время заграничного путешествия все более оттачиваются исторические взгляды Николая Михайловича и сам он мужает как историк.

1793 год стал поворотным в жизни Карамзина. Установление якобинской диктатуры повергло его в ужас. Заколебалась его вера в идеалы Просвещения. Восшествие в 1801 г. на престол Александра I, известного своими либеральными взглядами и окруженного либеральными друзьями вызвало энтузиазм среди просвещенного русского общества.


К этому времени Карамзин становится одним из наиболее признанных российских писателей, мыслителей и историков. Его гуманистические, просветительские идеи становятся известными в русском обществе.

Но том вышел в свет, а за ним – последующие десятый и одиннадцатый том. Последний двенадцатый том, в котором Карамзин касался истории Смуты вплоть до избрания Михаила Романова царем в 1613г., остался не завершенным. Чувствуя, что силы слабеют, а здоровье ухудшается, Карамзин писал его уже без примечаний. Этот том увидел свет после смерти автора. 1825 год стал роковым для Карамзина.

Тяжело переживал смерть Александра I. Его потрясло восстание декабристов, среди которых было немало друзей и почитателей историка. Он простудился именно 14 декабря, когда весь день провел на улицах города. Новый император старался поддерживать историка. Будучи тяжело больным, Карамзин обратился к Николаю I с просьбой вернуть из ссылки Пушкина, и император уступил просьбе историографа. 22 мая 1826 г. Николая Михайловича не стало.

По мнению Козлова В. П., смысл его исторической концепции заключается в движении России из исторического небытия через тернии к вершинам организации государственного устройства и на основе этого к вершинам цивилизации, как их понимал Карамзин. Его труды со страстной критикой современных автору несовершенств, преступных нарушений в российском государственном устройстве, ярко свидетельствуют о глубине гражданской заинтересованности историка в достижении России по пути прогресса.

При таком взгляд на ход истории основное внимание обращалось на то, чтобы определить моральные и политические мотивы действий участников исторических событий. При это решающая роль отводилась тем, кто стоял у руля правления государством – монархам и их ближайшему окружению. Самодержавная власть, таким образом, превращалась в определяющую силу российской истории.

Затем, в удельное время (в период раздробленности) власть принадлежала монархам, правившим в отдельных землях. Наконец, с объединением русских земель вокруг Москвы самодержавие (единовластие) было восстановлено. По Карамзину, самодержавие – это такой политический строй, в котором монарх пользовался всей полнотой власти, являлся неограниченным монархом. Симпатии автора целиком и полностью на стороне самодержавия.

Суть феодализма Карамзин сводил к награждению вельмож земельными владениями, в которых они властвовали как государи. По его мнению, феодализм был обусловлен в России обширностью государственной территории, слабой связью между её частями и примитивностью государственного и общественного устройства. Монголо-татарское завоевание и иго стали возможны благодаря раздробленности русских земель и меж княжеских усобиц.

  1. Без монголо-татарского ига Русь погибла бы от меж княжеских усобиц, а Москва обязана своим величием золотоордынским ханам со времени Ивана Калиты.
  2. Большую роль в укрепление Москвы как центра объединения русских земель играла православная церковь, которая получила от завоевателей большие льготы, в том числе освобождение от уплаты дани.
  3. Монголо-татарское иго нанесло мощный удар по городским вольностям, вечевым собраниям, что привело к усилению власти московского великого князя.

1

Инновации языка и буква "Ё"

22

Карамзин – один из виднейших реформаторов русского языка. Он нарочно отказывался от использования церковнославянизмов в своих произведениях и активно обновлял русский язык.

Кармазин ввёл в употребление целый ряд неологизмов, прочно вошедших в язык.

Открытие "Хожения"

3

Первый профессиональный литератор

VestnikKaramzina

"Воруют. "

243

Знаменитой стала фраза: "Воруют. ", произнесённая Карамзиным во время путешествия в Европу, в ответ на вопрос соотечественника о родине.

Сентиментализм

01labejri1305197123

С Кантом на дружеской ноге

44

В Национальном Собрании Парижа Карамзин слушал Мирабо и Робеспьера, был в Париже во время революции. Именно в то время Карамзин в полной мере осознал эффект, который может производить устное и печатное слово на массы.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: