Какое влияние оказали на развитие философской мысли на руси монастыри кратко

Обновлено: 04.07.2024

Чудовский инок Евфимий и придворный пиит Карион Истомин были наиболее известными представителями этого направления, полемизировавшими с так называемыми латинистами, которые ориентировались на западную культуру и латинскую письменную традицию. Вождем и крупнейшим деятелем латинского направления стал Симеон Полоцкий.

В конце 1687 году в Москве начались занятия в Славяно-греко-латинской академии, первом высшем учебном заведении России, сыгравшем значительную роль в развитии отечественной культуры, в т. ч. и философского мышления. Во главе академии стали греческие монахи братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Ими были составлены учебники по грамматике, поэтике, риторике, логике, психологии и физике. В дальнейшем почти все из них использовались в преподавании и сыграли определенную роль в становлении фонда отечественной философской литературы (см. Философское образование в России). В XVII веке началась постепенная профессионализация философии и выделение ее в особую форму общественного сознания и область духовной деятельности. Отечественная мысль теснее смыкалась с европейской, древнерусская мудрость постепенно эволюционировала и интегрировалась в русскую философию нового времени. XVII века стал завершением многовекового пути развития древнерусской культуры и философии, он же стал прологом нового этапа в ее развитии. Многие из традиций, заложенных в допетровский период (этизация и эстетизация философских идей, интерес к бытию человека и общественно-политической тематике, сильная художественная струя в философском творчестве, публицистичность и практическая направленность мышления), вошли в отечественную философию последующего периода.

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 714-717.

В Средние века на Руси философские идеи в основном развивались в религиозной литературе в русле христианского богословия. Несмотря на то, что на Руси были известны произведения как древнегреческих, так и христианских философов, философия, тем не менее, не получила особого развития как самостоятельная дисциплина.

К важным идеям, которые были широко распространены в культуре Древней Руси и оказали серьезное влияние на русскую философию последующих веков, относят идею о тождественности макрокосма (Вселенной) и микрокосма (человека). Идея космизма заключалась в том, что все события истории человечества были взаимосвязаны с мировой космической историей, а временное (историческое) понималось как проявление вечного.

Становление национального самосознания и русского типа мудрствования в XIV–XVII вв.

В период возвышения и расцвета Московского государства активно разрабатывались политико-правовые идеи. Центральной в дискуссиях стяжателей (Иосиф Волоцкий и иосифляне) и нестяжателей (Вассиан Патрикеев, Нил Сорский, Максим Грек и др.) была проблема взаимоотношения государства и церкви. Нестяжатели выдвигали требования о том, чтобы церковь отказалась от владения частной собственностью и землей, и стремились разграничить сферу деятельности государства и церкви.

Андрей Курбский (ок. 1528–1583) также был известным мыслителем в то время. Еще находясь в Литве, он начал свою переписку с царем Иваном IV Грозным, в которой описал все свои взгляды на то, как должна развиваться история. "Общим итогом религиозно-философской характеристики Курбского можно считать тот факт, что в борьбе с католицизмом и протестантизмом он обратился к уже существующей в недрах русской культуры философской традиции неоплатонизирующего аристотелизма, подкрепленного авторитетом философствующего богословия Иоанна Дамаскина".

Вплоть до середины XVIII в. русская философская мысль развивалась в рамках религиозного миросозерцания и богословия. И по сути можно говорить только об элементах философии, которые присутствовали в богословских и литературно-художественных сочинениях. Это первый период в истории русской философии, период ее становления. Иначе говоря, это предыстория русской философии.

В период раздробленности особое значение приобрела тема власти. Именно к этой теме обращается один из крупнейших русских политических деятелей князь Владимир Мономах. Согласно точке зрения Мономаха, правда составляет основу законной власти. Правда требует от властителя встать на защиту бедных и слабых людей, быть нравственным примером, бороться с гордыней.

Татаро-монгольское нашествие привело к разрыву культурной традиции. Однако становление Московского государства, рост его могущества привели к восстановлению прерванной традиции. В средневековой культуре Московской Руси философские идеи были тесно связаны с традицией православного богословия. Серьезное влияние на русскую религиозную мысль XV-XVII в. оказал исихазм.




ХVIII в. – век петровских реформ и время становления светской культуры. Как на Западе, так и в России – это время секуляризации и распространения просветительских идей. Именно в этот период появляется светская философия, которая стремится к самостоятельности, к освобождению от церковной догматики. Начинается интенсивное усвоение западной философской мысли. Однако просветительские идеи в России были в основном восприняты в форме вольтерианства (А. Вольтер – известный французский просветитель, прославившийся не только своими идеями, но и саркастическим умом). В России его идеи были восприняты поверхностно. Известность он приобрел благодаря своему остроумию, скептицизму. Поскольку Вольтер в своих произведениях критиковал общественный строй, издевался над суевериями и невежеством, вольтерианство стало синонимом вольнодумства и свободомыслия. Вольтеровская ирония и сатирический взгляд на общественные пороки немало дали русской мысли. Русский литератор этого периода Фонвизин написал свои известные произведения под влиянием сарказма А. Вольтера.

Открытие Московского университета и появление первых профессоров философии дали толчок систематической философской мысли. Идеи естественного права, просвещения как борьбы с невежеством и суеверием входят в русское общественное сознание. Тем не менее, культ разума, преклонение перед науками сочетались с увлечением мистицизмом. Распространению вольнодумства с одной стороны, и мистицизма с другой, способствовали масонские ложи. Масоном был и видный просветитель Н.Н. Новиков, один из первых русских издателей и публицистов. Особое место в истории русской мысли занимал Радищев. Оригинальным и глубоким мыслителем был и М.Ломоносов. Вместе с тем не иссякала традиция православной духовности. Эта традиция получила свое развитие в жизни и трудах Тихона Задонского (1724-1782), Паисия Величковского (1722-1794).

Таким образом, в XVIII в. светская философия в России делала первые шаги, этот век завершает период становления русской мысли.

Вплоть до середины XVIII в. русская философская мысль развивалась в рамках религиозного миросозерцания и богословия. И по сути можно говорить только об элементах философии, которые присутствовали в богословских и литературно-художественных сочинениях. Это первый период в истории русской философии, период ее становления. Иначе говоря, это предыстория русской философии.

В период раздробленности особое значение приобрела тема власти. Именно к этой теме обращается один из крупнейших русских политических деятелей князь Владимир Мономах. Согласно точке зрения Мономаха, правда составляет основу законной власти. Правда требует от властителя встать на защиту бедных и слабых людей, быть нравственным примером, бороться с гордыней.

Татаро-монгольское нашествие привело к разрыву культурной традиции. Однако становление Московского государства, рост его могущества привели к восстановлению прерванной традиции. В средневековой культуре Московской Руси философские идеи были тесно связаны с традицией православного богословия. Серьезное влияние на русскую религиозную мысль XV-XVII в. оказал исихазм.

ХVIII в. – век петровских реформ и время становления светской культуры. Как на Западе, так и в России – это время секуляризации и распространения просветительских идей. Именно в этот период появляется светская философия, которая стремится к самостоятельности, к освобождению от церковной догматики. Начинается интенсивное усвоение западной философской мысли. Однако просветительские идеи в России были в основном восприняты в форме вольтерианства (А. Вольтер – известный французский просветитель, прославившийся не только своими идеями, но и саркастическим умом). В России его идеи были восприняты поверхностно. Известность он приобрел благодаря своему остроумию, скептицизму. Поскольку Вольтер в своих произведениях критиковал общественный строй, издевался над суевериями и невежеством, вольтерианство стало синонимом вольнодумства и свободомыслия. Вольтеровская ирония и сатирический взгляд на общественные пороки немало дали русской мысли. Русский литератор этого периода Фонвизин написал свои известные произведения под влиянием сарказма А. Вольтера.

Открытие Московского университета и появление первых профессоров философии дали толчок систематической философской мысли. Идеи естественного права, просвещения как борьбы с невежеством и суеверием входят в русское общественное сознание. Тем не менее, культ разума, преклонение перед науками сочетались с увлечением мистицизмом. Распространению вольнодумства с одной стороны, и мистицизма с другой, способствовали масонские ложи. Масоном был и видный просветитель Н.Н. Новиков, один из первых русских издателей и публицистов. Особое место в истории русской мысли занимал Радищев. Оригинальным и глубоким мыслителем был и М.Ломоносов. Вместе с тем не иссякала традиция православной духовности. Эта традиция получила свое развитие в жизни и трудах Тихона Задонского (1724-1782), Паисия Величковского (1722-1794).

Таким образом, в XVIII в. светская философия в России делала первые шаги, этот век завершает период становления русской мысли.

На философские взгляды каппадокийцев существенное влияние оказал платонизм. И можно сказать, что платонизм как определенный тип философского умозрения, не раз вполне отчетливо проявлявшийся в истории русской философии, сыграл немаловажную роль уже на самом раннем ее этапе. Достаточно рано в Древней Руси становятся известны идеи и великого древнегреческого философа Аристотеля, прежде всего благодаря знакомству с трудами крупнейшего представителя поздней патристики (творений отцов церкви) Иоанна Дамаскина (VIII век). Через христианство Русь вступает в культурное общение не только с Византией. Еще до крещения устанавливаются связи с южнославянским миром, и прежде всего с Болгарией, обладавшей в то время уже развитой культурной традицией. Духовное наследие Кирилла и Мефодия, выдающихся славянских просветителей, многое определило в стиле и содержании древнерусской мысли. В результате южнославянского влияния также происходило усвоение богословского опыта патристики, причем существенно то, что религиозно-философские взгляды Кирилла и Мефодия были во многом близки именно каппадокийской школе богословия.

Оценивая начальный и уже поэтому важнейший этап русской религиозно-философской мысли, надо признать, что это был период творческого усвоения культурного и интеллектуального наследия, полученного Русью вместе с принятием христианства. Русские религиозные мыслители, опираясь на традицию, обращаются к темам, которые и в дальнейшем будут ведущими в русской философии. Уже в древнейших памятниках отечественной мысли центральное место занимают проблемы антропологические, историософские и этические.

Глава 3. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Глава 3. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 3.1. Проблема человека в философии Отдельный человек соединяет в себе общечеловеческое, присущее ему как члену человеческого рода, социальные черты, свойственные ему как члену определенной социальной группы, и индивидуальные, присущие

Глава 1 Утопизм и утопия в Древней Руси (X–XVII вв.)

Глава 1 Утопизм и утопия в Древней Руси (X–XVII вв.) Земной рай Древняя Русь развивалась в стороне от Ренессанса, поэтому говорить об утопии в древнерусской литературе — анахронизм: для появления утопии необходима вера в прогресс, множественность миров и систем, необходим

2. Философская мысль в средневековой Европе. Особенности развития

2. Философская мысль в средневековой Европе. Особенности развития Развитие философской мысли Запада и Востока до XVI в. шло своими путями: на арабском Востоке и в части Испании, покоренной арабами, философия находилась под меньшим воздействием религии, чем в Европе и в

4. Общая характеристика средневековой философии Ее основные направления и виднейшие представители Теоцентризм средневековой философии

4. Общая характеристика средневековой философии Ее основные направления и виднейшие представители Теоцентризм средневековой философии Средневековье — это почти тысячелетний отрезок истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения. Религиозный

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности Культура — это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные

Глава 2.2 Философская антропология и гносеология

Глава 2.2 Философская антропология и гносеология Философия о природе человекаПод философией человека, или философской антропологией, понимают учение о природе человека. Что есть человек?Философы античности длительное время рассматривали человека как образ Космоса, как

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ (период средневековой критики XIV в.)

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ (период средневековой критики XIV в.) 1. Причины становления нового периода. В XIV в. условия философской деятельности остались теми же, что и в XIII в., и становилось общепризнанным то, что было в XIII в. новинкой. Новых источников уже

Глава 7. Философская логика

Глава 7. Философская логика Собственно логике я намерен посвятить особый раздел, в этой же главе я пишу о том, как видят логику не логики, а философы.Когда-то логика была частью философии, но с тех пор из философии ушло так много различных наук, что от нее почти ничего не

ГЛАВА 13. ЯДРО СВЕРХНОВОЙ РОССИИ — ВЕЛИКОЙ РУСИ

Глава 23 Культура, как основа взаимодействия видов и форм жизни. Качества и способности личности. Этика, нравственность, физическая культура, интеллект, мораль, духовность и другие качества человека. Мир иллюзий и фантазий

Глава 23 Культура, как основа взаимодействия видов и форм жизни. Качества и способности личности. Этика, нравственность, физическая культура, интеллект, мораль, духовность и другие качества человека. Мир иллюзий и фантазий Книгопечатание если и способствовало более

Культура народа и культура личности Шесть лекций

Культура народа и культура личности Шесть лекций Предисловие Культура народ а и культура личности — для многих это понятия различные, как небо и земля. Лучшие люди нашего времени стремятся достигнуть только первой или только второй. Исходным же пунктом настоящих лекций

Читайте также: