Какое стечение обстоятельств привело главного героя и его попутчика в дом семьи сарафановых кратко

Обновлено: 05.07.2024

История создания

Этот сюжет интересовал Вампилова с ранних лет. Драматург делал наброски, но к окончательному сюжету пришёл только во второй половине 1960-х.

Проблематика:

  • нравственная (совесть, справедливость, добро);
  • семейная (родство по духу и по крови).

Смысл названия: главный герой пьесы Володя Бусыгин, практически случайно выдавший себя за потомка Сарафановых, в конце пьесы фактически принимает на себя все функции старшего сына и заботится о каждом члене семьи.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: комедия, драма.

Время и место действия: действие пьесы происходит в маленьком посёлке, время действия — середина 1960-х гг.

Действующие лица

  • Володя Бусыгин — студент медицинского института, 21 год.
  • Семён Севостьянов (Сильва) — приятель Володи Бусыгина, по профессии — торговый агент.
  • Андрей Григорьевич Сарафанов — отец семейства, мужчина 55 лет. По профессии — музыкант (играет на кларнете в клубе).
  • Нина — дочь Андрея Сарафанова. Собирается выйти замуж за Михаила Кудимова.
  • Михаил Кудимов — курсант, будущий муж Нины.
  • Васенька — младший сын Андрея Сарафанова, десятиклассник. Влюблён в соседку, Наталью Макарскую.
  • Наталья Макарская — женщина 34 лет, соседка Сарафановых, по профессии — секретарь в суде.

Краткое содержание

Действие первое

Володя Бусыгин и его приятель Сильва провожали девушек и опоздали на электричку. Они заходят в первый попавшийся дом (он принадлежит Сарафановым). Подходя к дому, парни видели хозяина дома и слышали, как он называет своё имя, поэтому могут сказать, к кому пришли.

До визита Бусыгина и Сильвы в доме происходила ссора: Васенька, которому отказала возлюбленная, хочет уйти из дома. Его сестра Нина против: она сама планирует выйти замуж и уехать, а если и Вася бросит родной дом, то отец останется один.

Чтобы парней не выгнали сразу, Сильва рассказывает Васеньке несусветную историю: дескать, Володя Бусыгин — незаконный старший сын Сарафанова, брат Васеньки.

Васенька ошарашен. Пришедший Сарафанов задаёт всякие вопросы, но ответы подтверждают опасения Андрея Григорьевича: этот парень действительно мог бы быть его сыном. Нина просыпается и тоже пытается вывести Бусыгина на чистую воду, но все ответы свидетельствуют, что рассказанная им история правдива.

Сарафанов искренне и душевно беседует с Бусыгиным, просит повлиять на влюблённого Васеньку. Андрей Григорьевич очень рад, что у него появился сын, ведь дочь Нина выходит замуж и уезжает. Потом все ложатся спать.

Наутро Бусыгин будит Сильву и хочет поскорей уехать. Но появляется Андрей Григорьевич. Он очень огорчён, что сын уезжает, и хочет сделать Володе подарок. Пока Сарафанов ходит за подарком, просыпается Нина и привлекает внимание Володи Бусыгина. Володя думает, какая Нина красивая, и тут Сарафанов выносит ему серебряную табакерку, сообщив, что эта вещица всегда принадлежит старшему сыну семейства Сарафановых. Бусыгин говорит, что останется ещё на один день. Все этому рады. Володя и Нина убирают в доме и разговаривают о женихе Нины (тот уже не нравится Володе, хоть они ещё и не познакомились).

Действие второе

Наталья Макарская говорит с Васенькой и посылает его за билетами в кино. Как только Васенька уходит, появляется Сильва и начинает ухаживать за Макарской.

Макарская берётся пришить Васеньке пуговицу, но в кино идти наотрез отказывается. Вася догадывается, что у Макарской свидание. Раздосадованная его навязчивостью, Наталья говорит, что только из жалости к Андрею Григорьевичу разговаривает с Васенькой. Молодой человек убегает: он снова хочет уйти из дому, но потом просто запирается в своей комнате и ни с кем не разговаривает.

Нина просит у Кудимова прощения за поведение брата и настаивает, чтобы Михаил остался, но тот равнодушен ко всему: ему пора в казарму. Сарафанов совсем огорчается и кричит, что это он сейчас уйдёт. Володя Бусыгин неожиданно говорит, что не оставит отца и, если понадобится, будет жить с ним.

Позднее Бусыгин беседует с Ниной наедине. Девушка решила никуда не уезжать: отца оставлять нельзя. Бусыгин сознаётся, что он не брат Нины, и говорит, что любит её. Нина очень рассержена. Тут приходит Андрей Григорьевич с новой идеей: он поедет в Чернигов, родной город Бусыгина, и женится на его матери, чтобы восстановить семью. Сразу после этого прибегает Васенька: он понял, что к Макарской пришёл мужчина, и поджёг дом неверной возлюбленной. Появляется Сильва в обгоревших штанах: конечно, он и был тем самым любовником Макарской. За ним следует сама Наталья Макарская.

Бусыгин очень сердится на Сильву и хочет его выгнать. Тогда Сильва открывает тайну Бусыгина: он вовсе не сын Сарафанова. Андрей Григорьевич слышит, но не хочет признавать. Он настаивает: как бы там ни было, Володя Бусыгин — его сын. Сарафанов просит Володю жить вместе с ними. Бусыгин растерян, растроган, влюблён и обещает приезжать каждый день, а сегодня снова опоздал на электричку.

Экранизация

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

В чём общность образов Андрея Сарафанова и Володи Бусыгина?

Ответ. И для первого, и для второго характерны человечность, трепетное отношение к ближнему, к семье.

3 Всё порядочное сгоряча, всё обдуманное подлость… Александр Вампилов Александр Валентинович Вампилов русский драматург, прозаик, публицист ( )

13 Что в жизни дороже кровного родства? Дороже кровного родства, Нам в жизни близость душ бывает. И не нужны тому слова, Кто нас душою понимает. Когда достачно лишь взгляда, И всё понятно с полуслова. И громких фраз совсем не надо, Души тепло всех чувств основа. Души к другим расположение, В нас дружбу крепкую рождает. Души взаимное влечение, Любовь нам дав, огнём пылает. Душою близкий нам соратник, Понять всегда сумеет нас. Развеселить сумеет в праздник, И успокоит в трудный час. Дороже кровного родства, Нам в жизни близость душ бывает. И целым станут: одним два, Когда она любовь рождает. Марковцев Ю.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шушкодомская средняя общеобразовательная школа имени Архипова И.С.

Буйского муниципального района Костромской области

Урок литературы в 11 классе

Тема: «Проблемы нравственности

Селезнева Наталия Николаевна

Цели и задачи урока:

показать значение драматургии Вампилова для русской литературы;

совершенствовать умения учащихся анализировать драматическое произведение,

раскрыть проблему: "поборет ли живая душа рутину жизни",

развивать творчество детей, познавательную и поисково-исследовательскую активность, аналитическое мышление.

Тип урока : урок-усвоение новых знаний через решение учебных проблем, комбинированный

Форма урока: урок с применением технологии учебного диалога, метода проектов с мультимедийной поддержкой

Информация: перед уроком учащиеся получают необходимый материал, он разнороден, его следует изучить, систематизировать.

Задания для учащихся:

I Запись эпиграфа. Мотивация и целеполагание (подготовка учащихся к восприятию материала, акцентируя внимание на прогнозируемый результат).

Слово учителя : Трудно представить себе Вампилова семидесятилетним. Он вошел в литературу молодым и молодым в ней остался. Жизнь оборвалась на самом взлете, в самом расцвете.

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил ее, как бог,

И никто мне в этой малости

Отказать уже не мог…

Все мое со мной останется,

И со мной и на земле.

У кого-то сердце ранится

На моем родном селе.

Будут весны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело, -

Словом, так, каким я был.

2. Первая группа учащихся знакомит с биографией драматурга.

На руках Анастасии Прокопьевны четверо детей, старшему из которых было семь лет.

В юности Вампилов зачитывался произведениями Н.В. Гоголя и В. Белинского, все вспоминают, что Александр прекрасно пел, только среди своих, близких друзей, в хорошую минуту. Любил старинные романсы, песни на стихи С. Есенина и Н. Рубцова, с которым подружился позже, во время учебы в литературном институте. Рыбная ловля и охота также входят в круг его интересов.

17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия, Вампилов вместе со своими друзьями отправился на отдых на озеро Байкал.

Когда трагически оборвалась жизнь Александра Вампилова, на его рабочем столе лежала неоконченная работа - водевиль “Несравненный Наконечников”…

В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска.

Иркутяне по праву гордятся своим талантливым земляком. В городе есть театр, носящий его имя, на центральной площади Иркутска стоит памятник Александру Вампилову, в залах старейшего музея Сибири проходят вечера, посвященные памяти драматурга.

Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала набирать обороты его посмертная слава. Стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (один только "Старший сын" шел сразу в 44 театрах страны), на студиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям.

3. Вторая группа учащихся рассказывает о драматургии Вампилова (презентация).

II Аналитическая беседа. (Сопровождается презентацией).

-Вспомните, какое стечение обстоятельств привело главного героя и его попутчика в дом семьи Сарафановых?Каков сюжет этой пьесы?

Ученик: (примерный ответ)

Случайно они видят выходящего из дома Сарафанова, слышат его имя и решают воспользоваться этим: зайти в его квартиру, представившись знакомыми, и хотя бы погреться. Однако в разговоре с Васенькой, сыном Сарафанова, Сильва неожиданно сообщает, что Бусыгин — его брат и сын Сарафанова.

Вернувшийся Сарафанов принимает эту историю за чистую монету: в 45-м году у него был роман с девушкой из Чернигова, и теперь ему хочется верить, что Володя действительно его сын.

Учитель: Автор так выстроил сюжет, что ни разу не дал усомниться в жизненности происходящего. На первый взгляд, сюжет прост, но в нем заложен глубокий нравственный смысл. В этом нам и предстоит разобраться. Как вы думаете, какова ключевая реплика пьесы?

Ученик: На мой взгляд, это слова Бусыгина:

Учитель: Давайте познакомимся с героями. В ходе нашего исследования, нужно будет ответить на вопрос: «Почему семья Сарафановых так легко поверила в свои родственные связи с Бусыгиным?

- Что можно рассказать о членах этой семьи?

Ученик: Андрей Григорьевич Сарафанов – глава семьи. Он музыкант, но его уволили из оркестра. Он играет на похоронах и танцах, но скрывает это от детей. Детям всё известно, но они делают вид, что не знают о том, что отец не работает в оркестре. Сарафанов пишет музыкальное сочинение под названием "Все люди - братья". Это для него не просто декларация, а принцип жизни

Учитель: Можно ли его назвать неудачником?

Ученик (примерные ответы): я считаю, что можно назвать неудачником. Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла, на работе не сладилось — пришлось оставить должность актёра-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах.

С детьми тоже не всё хорошо. Сын Васенька влюблён в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребёнку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин.

Другой вариант ответа: Сарафанов, пусть не имеет славы, не может закончить музыкальное произведение, обладает большим жизненным опытом: он защищал Отчизну, дарил людям своим исполнением музыки радость и утешение. Им движут благородство и чистота помыслов. Он один воспитал детей, очень добрый и открытый человек. Поэтому его нельзя назвать неудачником.

Учитель: Почему Андрей Григорьевич поверил, признал в Володе Бусыгине старшего сына?

Учитель: Что вам нравится в Нине? За что её осуждаете? Как и почему меняется Нина в конце пьесы?

Ученик: (примерные варианты): Нина – целеустремлённая, взяла на себя заботы хозяйки дома.

Собирается выйти замуж за нелюбимого человека, нечуткая по отношению к Васеньке и отцу. Встреча с Бусыгиным меняет её. Она отказывается от замужества, остаётся с семьёй

Учитель : Как можно объяснить поступки Васеньки? Как ласковое обращение к нему автора помогает разобраться в характере героя? Изменился ли Васенька в конце пьесы?

Ученик: (примерные варианты): Васенька ведёт себя как ребёнок, его поступки импульсивны. В какой-то мере он эгоистичен… Васенька играет роль влюблённого, непонятого.

Учитель: Что можно сказать об отношении друг к другу в семье Сарафановых?

Ученик: (примерный ответ ) Об отце можно сказать, что он мягкий, добрый, немного чудаковатый, на которого ложится бремя материальных забот. Даны они в репликах Васеньки. Тут же мы узнаем, что и в этой семье никто не понимает друг друга, о душах не беспокоятся.

« В а с е н ь к а ( Нине) . Отстань. ( Вырывается .) Что тебе надо? Чего тебе не хватает? Положись на папу, он все устроит.

С а р а ф а н о в. Васенька!

В а с е н ь к а. Зачем ты ходил к ней ( к Макарской. – Е.С .) ночью? Кто тебя просил?

С точки зрения духовного родства самые близкие, кровными узами связанные люди – далеки друг от друга, озлоблены, заняты каждый собою. Сарафанов хочет помочь сыну, но делает это неумело, нелепо. Нина постоянно задирает Васеньку, оскорбляет его чувство к Макарской. Постоянные скандалы, непонимание друг друга.

«С а р а ф а н о в ( забегал по комнате ). …Пошли отца ко всем чертям. Не станешь же ты со мной церемониться!

Н и н а. Ну, начинается…

Голос С а р а ф а н о в а ( из спальни, он кричит ). Я здесь лишний, я знаю! Я прекрасно знаю!

Учитель: Итак, скандалы, выяснение отношений, как видно, затаенная боль Сарафанова-отца. Нине девятнадцать лет, Васенька - еще школьник, а атмосфера в семье гнетущая, истеричная, невыносимо-безрадостная. Стремление Васеньки и Нины Сарафановых уехать, а честнее, сбежать из дому, желание вырваться на свободу объяснимо. Извечная тема отцов и детей!

«Н и н а. …Ты что, не знаешь, что я уезжаю?

В а с е н ь к а. Я тоже уезжаю.

Н и н а ( присев) . Слушай, Васька… Гад ты, и больше никто. Взяла бы тебя и убила.

В а с е н ь к а. Я тебя не трогаю, и ты меня не трожь.

Н и н а. На меня тебе наплевать – ладно. Но об отце-то ты должен подумать.

В а с е н ь к а. Ты о нем не думаешь, почему я о нем должен думать?

Учитель: Духовная катастрофа, тема внутреннего распада семьи, притом, что внешне семья как будто бы нормальная – одна из современных опасностей, по мысли Александра Вампилова.

Учитель: Охарактеризуйте Бусыгина и Сильву.

Ученик: ( примерный ответ ) Герои молоды, энергичны, они характерны для времени и по социальному статусу и по социальному амплуа (студент, пижон), добрый и совестливый Бусыгин, легкомысленный Сильва.

Оба они обделены теплом родного очага, родительского дома. Дом Сильвы – семейный круг, где и намека нет на привязанность родных друг к другу. У Сильвы есть отец – и нет его. Вот кров, куда сыну не только позволяется, а почти приказывается: не возвращайся. Вот отцовская любовь.

Бусыгин – безотцовщина. Ему вообще неизвестно, что такое сын, отец, любовь отца к сыну, дом, брат и т. д. Поэтому, его желание стать сыном, братом, пускай хоть ненадолго, объяснимо.

Учитель : В драматургическом произведении нет портретных характеристик героев. Мы узнаем о них из реплик, действий, отношений к другим героям пьесы .

- Кудимов, по вашему мнению, положительный или отрицательный персонаж?

Идеальных, положительных героев нет, как, впрочем, и отрицательных. Дело все в том, что кто-то плохой, а кто-то хороший. Оказывается, каждому человеку есть, в чем покаяться. Поэтому Сарафанов верит в то, что Бусыгин - его сын – ведь когда-то он оставил любимую женщину.

Учитель: Как Бусыгин из сына – самозванца превращается в родного для Сарафановых человека? Какой смысл имеет это превращение?

Учитель: Что могло произойти с семьей Сарафановых, не появись вовремя Бусыгин?

Ученик: (примерный ответ) Случилось бы то, что семья могла разрушиться. А Бусыгин стал как бы той объединяющей, скрепляющей духовной силой, с которой связан целый круг проблем семьи и дома.

Как отнеслась Нина к тому, что Бусыгин признался в том, что он ей не брат?

Ученик: (примерный ответ) Нина ни под каким видом не хочет отказаться от веры. Бусыгин ей втолковывает, что не шутит, правду говорит, а она ему не верит.

Учитель: Что же произошло с нашими героями?

Учитель: О чем же хотел напомнить нам автор?

Ученик : (примерный ответ) Он как бы заставлял вспомнить о совести, о человеческих семейных отношениях. По мысли автора, от отца наследуется прочная духовная основа, высокие нравственные ориентиры, которые должны помогать людям жить.

Учитель: Как Бусыгин из сына-самозванца превращается в родного для Сарафанова человека? Какой смысл имеет это превращение?

Ученик: Важно не то, что Бусыгин обманул старика Сарафанова, назвавшись его сыном. Важно то, что он полюбил его как отца и стал близок ему как сын.

Учитель: Прочитав пьесу, многие ловят себя на том, чтобы превратиться в старшего сына Сарафанова, чтобы помочь этому доброму, до старости сохранившему светлую душу человека в нашей сложной и запутанной жизни. Какова, на ваш взгляд, главная идея пьесы?

Ученик: Духовное родство людей оказывается надёжней и крепче формальных родственных связей. Бусыгин неожиданно обнаруживает в себе способность к состраданию, любви, прощению: "Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову". Так от частной, бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем.

Учитель: В чём парадокс пьесы?

Ученик: Парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности.

"Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека"

Так что же должно скреплять семью, чтоб она была счастливой? Любовь, вера, духовное начало. Простые, всем знакомые слова, от которых зависит мир и покой в каждой семье.

IV Домашнее задание .

В конце урока каждый его участник продолжает фразу:

Нельзя человеку жить расчетом, цинизмом, ненавистью.

Нужно стремиться к духовному сближению, открытости любви к каждому из людей, способности, забыв личный интерес, позаботиться о другом, чужом.

Ученики и учитель поочередно читают стихотворение:

Дороже кровного родства,
Нам в жизни близость душ бывает.
И не нужны тому слова,
Кто нас душою понимает.
Когда достаточно лишь взгляда,
И всё понятно с полуслова.
И громких фраз совсем не надо,
Души тепло — всех чувств основа.
Души к другим расположение,
В нас дружбу крепкую рождает.

Души взаимное влечение,
Любовь нам дав, огнём пылает.
Душою близкий нам — соратник,
Понять всегда сумеет нас.
Развеселить сумеет в праздник,
И успокоит в трудный час.
Дороже кровного родства,
Нам в жизни близость душ бывает.
И целым станут: одним — два,
Когда она любовь рождает.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Александр Валентинович Вампилов (1937 -1972). Презентация на заданную тему содержит 24 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Александр Вампилов ни дня не мог прожить без музыки. В его доме хранилась гитара, старинная, оставшаяся ещё от деда, и потому особенно притягательная. В тесном дружеском кругу звучали под аккомпанемент гитары и щемяще трогали за сердце песни на стихи А. Пушкина, А. Дельвига, М. Лермонтова Александр Вампилов ни дня не мог прожить без музыки. В его доме хранилась гитара, старинная, оставшаяся ещё от деда, и потому особенно притягательная. В тесном дружеском кругу звучали под аккомпанемент гитары и щемяще трогали за сердце песни на стихи А. Пушкина, А. Дельвига, М. Лермонтова

Озеро Байкал Вампилов утонул в Байкале летом 1972 года. Жизнь оборвалась на самом её взлете, жизнь, которой он привык диктовать условия, ведь он даже не позволял себе утонуть. В лодке, перевернувшейся от удара о топляк , их было двое. Один уцепился за днище, надеясь, что лодку заметят скорее, чем его самого. А Саня поплыл к берегу. И он доплыл , и уже чувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало

Читайте также: