Какое стечение обстоятельств привело главного героя и его попутчика в дом семьи сарафановых кратко
Обновлено: 05.07.2024
История создания
Этот сюжет интересовал Вампилова с ранних лет. Драматург делал наброски, но к окончательному сюжету пришёл только во второй половине 1960-х.
Проблематика:
- нравственная (совесть, справедливость, добро);
- семейная (родство по духу и по крови).
Смысл названия: главный герой пьесы Володя Бусыгин, практически случайно выдавший себя за потомка Сарафановых, в конце пьесы фактически принимает на себя все функции старшего сына и заботится о каждом члене семьи.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: комедия, драма.
Время и место действия: действие пьесы происходит в маленьком посёлке, время действия — середина 1960-х гг.
Действующие лица
- Володя Бусыгин — студент медицинского института, 21 год.
- Семён Севостьянов (Сильва) — приятель Володи Бусыгина, по профессии — торговый агент.
- Андрей Григорьевич Сарафанов — отец семейства, мужчина 55 лет. По профессии — музыкант (играет на кларнете в клубе).
- Нина — дочь Андрея Сарафанова. Собирается выйти замуж за Михаила Кудимова.
- Михаил Кудимов — курсант, будущий муж Нины.
- Васенька — младший сын Андрея Сарафанова, десятиклассник. Влюблён в соседку, Наталью Макарскую.
- Наталья Макарская — женщина 34 лет, соседка Сарафановых, по профессии — секретарь в суде.
Краткое содержание
Действие первое
Володя Бусыгин и его приятель Сильва провожали девушек и опоздали на электричку. Они заходят в первый попавшийся дом (он принадлежит Сарафановым). Подходя к дому, парни видели хозяина дома и слышали, как он называет своё имя, поэтому могут сказать, к кому пришли.
До визита Бусыгина и Сильвы в доме происходила ссора: Васенька, которому отказала возлюбленная, хочет уйти из дома. Его сестра Нина против: она сама планирует выйти замуж и уехать, а если и Вася бросит родной дом, то отец останется один.
Чтобы парней не выгнали сразу, Сильва рассказывает Васеньке несусветную историю: дескать, Володя Бусыгин — незаконный старший сын Сарафанова, брат Васеньки.
Васенька ошарашен. Пришедший Сарафанов задаёт всякие вопросы, но ответы подтверждают опасения Андрея Григорьевича: этот парень действительно мог бы быть его сыном. Нина просыпается и тоже пытается вывести Бусыгина на чистую воду, но все ответы свидетельствуют, что рассказанная им история правдива.
Сарафанов искренне и душевно беседует с Бусыгиным, просит повлиять на влюблённого Васеньку. Андрей Григорьевич очень рад, что у него появился сын, ведь дочь Нина выходит замуж и уезжает. Потом все ложатся спать.
Наутро Бусыгин будит Сильву и хочет поскорей уехать. Но появляется Андрей Григорьевич. Он очень огорчён, что сын уезжает, и хочет сделать Володе подарок. Пока Сарафанов ходит за подарком, просыпается Нина и привлекает внимание Володи Бусыгина. Володя думает, какая Нина красивая, и тут Сарафанов выносит ему серебряную табакерку, сообщив, что эта вещица всегда принадлежит старшему сыну семейства Сарафановых. Бусыгин говорит, что останется ещё на один день. Все этому рады. Володя и Нина убирают в доме и разговаривают о женихе Нины (тот уже не нравится Володе, хоть они ещё и не познакомились).
Действие второе
Наталья Макарская говорит с Васенькой и посылает его за билетами в кино. Как только Васенька уходит, появляется Сильва и начинает ухаживать за Макарской.
Макарская берётся пришить Васеньке пуговицу, но в кино идти наотрез отказывается. Вася догадывается, что у Макарской свидание. Раздосадованная его навязчивостью, Наталья говорит, что только из жалости к Андрею Григорьевичу разговаривает с Васенькой. Молодой человек убегает: он снова хочет уйти из дому, но потом просто запирается в своей комнате и ни с кем не разговаривает.
Нина просит у Кудимова прощения за поведение брата и настаивает, чтобы Михаил остался, но тот равнодушен ко всему: ему пора в казарму. Сарафанов совсем огорчается и кричит, что это он сейчас уйдёт. Володя Бусыгин неожиданно говорит, что не оставит отца и, если понадобится, будет жить с ним.
Позднее Бусыгин беседует с Ниной наедине. Девушка решила никуда не уезжать: отца оставлять нельзя. Бусыгин сознаётся, что он не брат Нины, и говорит, что любит её. Нина очень рассержена. Тут приходит Андрей Григорьевич с новой идеей: он поедет в Чернигов, родной город Бусыгина, и женится на его матери, чтобы восстановить семью. Сразу после этого прибегает Васенька: он понял, что к Макарской пришёл мужчина, и поджёг дом неверной возлюбленной. Появляется Сильва в обгоревших штанах: конечно, он и был тем самым любовником Макарской. За ним следует сама Наталья Макарская.
Бусыгин очень сердится на Сильву и хочет его выгнать. Тогда Сильва открывает тайну Бусыгина: он вовсе не сын Сарафанова. Андрей Григорьевич слышит, но не хочет признавать. Он настаивает: как бы там ни было, Володя Бусыгин — его сын. Сарафанов просит Володю жить вместе с ними. Бусыгин растерян, растроган, влюблён и обещает приезжать каждый день, а сегодня снова опоздал на электричку.
Экранизация
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
В чём общность образов Андрея Сарафанова и Володи Бусыгина?
Ответ. И для первого, и для второго характерны человечность, трепетное отношение к ближнему, к семье.
3 Всё порядочное сгоряча, всё обдуманное подлость… Александр Вампилов Александр Валентинович Вампилов русский драматург, прозаик, публицист ( )
13 Что в жизни дороже кровного родства? Дороже кровного родства, Нам в жизни близость душ бывает. И не нужны тому слова, Кто нас душою понимает. Когда достачно лишь взгляда, И всё понятно с полуслова. И громких фраз совсем не надо, Души тепло всех чувств основа. Души к другим расположение, В нас дружбу крепкую рождает. Души взаимное влечение, Любовь нам дав, огнём пылает. Душою близкий нам соратник, Понять всегда сумеет нас. Развеселить сумеет в праздник, И успокоит в трудный час. Дороже кровного родства, Нам в жизни близость душ бывает. И целым станут: одним два, Когда она любовь рождает. Марковцев Ю.
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шушкодомская средняя общеобразовательная школа имени Архипова И.С.
Буйского муниципального района Костромской области
Урок литературы в 11 классе
Тема: «Проблемы нравственности
Селезнева Наталия Николаевна
Цели и задачи урока:
показать значение драматургии Вампилова для русской литературы;
совершенствовать умения учащихся анализировать драматическое произведение,
раскрыть проблему: "поборет ли живая душа рутину жизни",
развивать творчество детей, познавательную и поисково-исследовательскую активность, аналитическое мышление.
Тип урока : урок-усвоение новых знаний через решение учебных проблем, комбинированный
Форма урока: урок с применением технологии учебного диалога, метода проектов с мультимедийной поддержкой
Информация: перед уроком учащиеся получают необходимый материал, он разнороден, его следует изучить, систематизировать.
Задания для учащихся:
I Запись эпиграфа. Мотивация и целеполагание (подготовка учащихся к восприятию материала, акцентируя внимание на прогнозируемый результат).
Слово учителя : Трудно представить себе Вампилова семидесятилетним. Он вошел в литературу молодым и молодым в ней остался. Жизнь оборвалась на самом взлете, в самом расцвете.
Вспоминайте меня весело,
Словом, так, каким я был.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я недолюбил?
Не хочу, чтоб грустным помнила.
Я уйду под ветра гик.
Только песни, грусти полные,
Мне дороже всех других.
По земле ходил я в радости.
Я любил ее, как бог,
И никто мне в этой малости
Отказать уже не мог…
Все мое со мной останется,
И со мной и на земле.
У кого-то сердце ранится
На моем родном селе.
Будут весны, будут зимы ли,
Запевайте песнь мою.
Только я, мои любимые,
С вами больше не спою.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я недолюбил?
Вспоминайте меня весело, -
Словом, так, каким я был.
2. Первая группа учащихся знакомит с биографией драматурга.
На руках Анастасии Прокопьевны четверо детей, старшему из которых было семь лет.
В юности Вампилов зачитывался произведениями Н.В. Гоголя и В. Белинского, все вспоминают, что Александр прекрасно пел, только среди своих, близких друзей, в хорошую минуту. Любил старинные романсы, песни на стихи С. Есенина и Н. Рубцова, с которым подружился позже, во время учебы в литературном институте. Рыбная ловля и охота также входят в круг его интересов.
17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия, Вампилов вместе со своими друзьями отправился на отдых на озеро Байкал.
Когда трагически оборвалась жизнь Александра Вампилова, на его рабочем столе лежала неоконченная работа - водевиль “Несравненный Наконечников”…
В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска.
Иркутяне по праву гордятся своим талантливым земляком. В городе есть театр, носящий его имя, на центральной площади Иркутска стоит памятник Александру Вампилову, в залах старейшего музея Сибири проходят вечера, посвященные памяти драматурга.
Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала набирать обороты его посмертная слава. Стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (один только "Старший сын" шел сразу в 44 театрах страны), на студиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям.
3. Вторая группа учащихся рассказывает о драматургии Вампилова (презентация).
II Аналитическая беседа. (Сопровождается презентацией).
-Вспомните, какое стечение обстоятельств привело главного героя и его попутчика в дом семьи Сарафановых?Каков сюжет этой пьесы?
Ученик: (примерный ответ)
Случайно они видят выходящего из дома Сарафанова, слышат его имя и решают воспользоваться этим: зайти в его квартиру, представившись знакомыми, и хотя бы погреться. Однако в разговоре с Васенькой, сыном Сарафанова, Сильва неожиданно сообщает, что Бусыгин — его брат и сын Сарафанова.
Вернувшийся Сарафанов принимает эту историю за чистую монету: в 45-м году у него был роман с девушкой из Чернигова, и теперь ему хочется верить, что Володя действительно его сын.
Учитель: Автор так выстроил сюжет, что ни разу не дал усомниться в жизненности происходящего. На первый взгляд, сюжет прост, но в нем заложен глубокий нравственный смысл. В этом нам и предстоит разобраться. Как вы думаете, какова ключевая реплика пьесы?
Ученик: На мой взгляд, это слова Бусыгина:
Учитель: Давайте познакомимся с героями. В ходе нашего исследования, нужно будет ответить на вопрос: «Почему семья Сарафановых так легко поверила в свои родственные связи с Бусыгиным?
- Что можно рассказать о членах этой семьи?
Ученик: Андрей Григорьевич Сарафанов – глава семьи. Он музыкант, но его уволили из оркестра. Он играет на похоронах и танцах, но скрывает это от детей. Детям всё известно, но они делают вид, что не знают о том, что отец не работает в оркестре. Сарафанов пишет музыкальное сочинение под названием "Все люди - братья". Это для него не просто декларация, а принцип жизни
Учитель: Можно ли его назвать неудачником?
Ученик (примерные ответы): я считаю, что можно назвать неудачником. Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла, на работе не сладилось — пришлось оставить должность актёра-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах.
С детьми тоже не всё хорошо. Сын Васенька влюблён в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребёнку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин.
Другой вариант ответа: Сарафанов, пусть не имеет славы, не может закончить музыкальное произведение, обладает большим жизненным опытом: он защищал Отчизну, дарил людям своим исполнением музыки радость и утешение. Им движут благородство и чистота помыслов. Он один воспитал детей, очень добрый и открытый человек. Поэтому его нельзя назвать неудачником.
Учитель: Почему Андрей Григорьевич поверил, признал в Володе Бусыгине старшего сына?
Учитель: Что вам нравится в Нине? За что её осуждаете? Как и почему меняется Нина в конце пьесы?
Ученик: (примерные варианты): Нина – целеустремлённая, взяла на себя заботы хозяйки дома.
Собирается выйти замуж за нелюбимого человека, нечуткая по отношению к Васеньке и отцу. Встреча с Бусыгиным меняет её. Она отказывается от замужества, остаётся с семьёй
Учитель : Как можно объяснить поступки Васеньки? Как ласковое обращение к нему автора помогает разобраться в характере героя? Изменился ли Васенька в конце пьесы?
Ученик: (примерные варианты): Васенька ведёт себя как ребёнок, его поступки импульсивны. В какой-то мере он эгоистичен… Васенька играет роль влюблённого, непонятого.
Учитель: Что можно сказать об отношении друг к другу в семье Сарафановых?
Ученик: (примерный ответ ) Об отце можно сказать, что он мягкий, добрый, немного чудаковатый, на которого ложится бремя материальных забот. Даны они в репликах Васеньки. Тут же мы узнаем, что и в этой семье никто не понимает друг друга, о душах не беспокоятся.
« В а с е н ь к а ( Нине) . Отстань. ( Вырывается .) Что тебе надо? Чего тебе не хватает? Положись на папу, он все устроит.
С а р а ф а н о в. Васенька!
В а с е н ь к а. Зачем ты ходил к ней ( к Макарской. – Е.С .) ночью? Кто тебя просил?
С точки зрения духовного родства самые близкие, кровными узами связанные люди – далеки друг от друга, озлоблены, заняты каждый собою. Сарафанов хочет помочь сыну, но делает это неумело, нелепо. Нина постоянно задирает Васеньку, оскорбляет его чувство к Макарской. Постоянные скандалы, непонимание друг друга.
«С а р а ф а н о в ( забегал по комнате ). …Пошли отца ко всем чертям. Не станешь же ты со мной церемониться!
Н и н а. Ну, начинается…
Голос С а р а ф а н о в а ( из спальни, он кричит ). Я здесь лишний, я знаю! Я прекрасно знаю!
Учитель: Итак, скандалы, выяснение отношений, как видно, затаенная боль Сарафанова-отца. Нине девятнадцать лет, Васенька - еще школьник, а атмосфера в семье гнетущая, истеричная, невыносимо-безрадостная. Стремление Васеньки и Нины Сарафановых уехать, а честнее, сбежать из дому, желание вырваться на свободу объяснимо. Извечная тема отцов и детей!
«Н и н а. …Ты что, не знаешь, что я уезжаю?
В а с е н ь к а. Я тоже уезжаю.
Н и н а ( присев) . Слушай, Васька… Гад ты, и больше никто. Взяла бы тебя и убила.
В а с е н ь к а. Я тебя не трогаю, и ты меня не трожь.
Н и н а. На меня тебе наплевать – ладно. Но об отце-то ты должен подумать.
В а с е н ь к а. Ты о нем не думаешь, почему я о нем должен думать?
Учитель: Духовная катастрофа, тема внутреннего распада семьи, притом, что внешне семья как будто бы нормальная – одна из современных опасностей, по мысли Александра Вампилова.
Учитель: Охарактеризуйте Бусыгина и Сильву.
Ученик: ( примерный ответ ) Герои молоды, энергичны, они характерны для времени и по социальному статусу и по социальному амплуа (студент, пижон), добрый и совестливый Бусыгин, легкомысленный Сильва.
Оба они обделены теплом родного очага, родительского дома. Дом Сильвы – семейный круг, где и намека нет на привязанность родных друг к другу. У Сильвы есть отец – и нет его. Вот кров, куда сыну не только позволяется, а почти приказывается: не возвращайся. Вот отцовская любовь.
Бусыгин – безотцовщина. Ему вообще неизвестно, что такое сын, отец, любовь отца к сыну, дом, брат и т. д. Поэтому, его желание стать сыном, братом, пускай хоть ненадолго, объяснимо.
Учитель : В драматургическом произведении нет портретных характеристик героев. Мы узнаем о них из реплик, действий, отношений к другим героям пьесы .
- Кудимов, по вашему мнению, положительный или отрицательный персонаж?
Идеальных, положительных героев нет, как, впрочем, и отрицательных. Дело все в том, что кто-то плохой, а кто-то хороший. Оказывается, каждому человеку есть, в чем покаяться. Поэтому Сарафанов верит в то, что Бусыгин - его сын – ведь когда-то он оставил любимую женщину.
Учитель: Как Бусыгин из сына – самозванца превращается в родного для Сарафановых человека? Какой смысл имеет это превращение?
Учитель: Что могло произойти с семьей Сарафановых, не появись вовремя Бусыгин?
Ученик: (примерный ответ) Случилось бы то, что семья могла разрушиться. А Бусыгин стал как бы той объединяющей, скрепляющей духовной силой, с которой связан целый круг проблем семьи и дома.
Как отнеслась Нина к тому, что Бусыгин признался в том, что он ей не брат?
Ученик: (примерный ответ) Нина ни под каким видом не хочет отказаться от веры. Бусыгин ей втолковывает, что не шутит, правду говорит, а она ему не верит.
Учитель: Что же произошло с нашими героями?
Учитель: О чем же хотел напомнить нам автор?
Ученик : (примерный ответ) Он как бы заставлял вспомнить о совести, о человеческих семейных отношениях. По мысли автора, от отца наследуется прочная духовная основа, высокие нравственные ориентиры, которые должны помогать людям жить.
Учитель: Как Бусыгин из сына-самозванца превращается в родного для Сарафанова человека? Какой смысл имеет это превращение?
Ученик: Важно не то, что Бусыгин обманул старика Сарафанова, назвавшись его сыном. Важно то, что он полюбил его как отца и стал близок ему как сын.
Учитель: Прочитав пьесу, многие ловят себя на том, чтобы превратиться в старшего сына Сарафанова, чтобы помочь этому доброму, до старости сохранившему светлую душу человека в нашей сложной и запутанной жизни. Какова, на ваш взгляд, главная идея пьесы?
Ученик: Духовное родство людей оказывается надёжней и крепче формальных родственных связей. Бусыгин неожиданно обнаруживает в себе способность к состраданию, любви, прощению: "Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову". Так от частной, бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем.
Учитель: В чём парадокс пьесы?
Ученик: Парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности.
"Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека"
Так что же должно скреплять семью, чтоб она была счастливой? Любовь, вера, духовное начало. Простые, всем знакомые слова, от которых зависит мир и покой в каждой семье.
IV Домашнее задание .
В конце урока каждый его участник продолжает фразу:
Нельзя человеку жить расчетом, цинизмом, ненавистью.
Нужно стремиться к духовному сближению, открытости любви к каждому из людей, способности, забыв личный интерес, позаботиться о другом, чужом.
Ученики и учитель поочередно читают стихотворение:
Дороже кровного родства,
Нам в жизни близость душ бывает.
И не нужны тому слова,
Кто нас душою понимает.
Когда достаточно лишь взгляда,
И всё понятно с полуслова.
И громких фраз совсем не надо,
Души тепло — всех чувств основа.
Души к другим расположение,
В нас дружбу крепкую рождает.
Души взаимное влечение,
Любовь нам дав, огнём пылает.
Душою близкий нам — соратник,
Понять всегда сумеет нас.
Развеселить сумеет в праздник,
И успокоит в трудный час.
Дороже кровного родства,
Нам в жизни близость душ бывает.
И целым станут: одним — два,
Когда она любовь рождает.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Александр Валентинович Вампилов (1937 -1972). Презентация на заданную тему содержит 24 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Александр Вампилов ни дня не мог прожить без музыки. В его доме хранилась гитара, старинная, оставшаяся ещё от деда, и потому особенно притягательная. В тесном дружеском кругу звучали под аккомпанемент гитары и щемяще трогали за сердце песни на стихи А. Пушкина, А. Дельвига, М. Лермонтова Александр Вампилов ни дня не мог прожить без музыки. В его доме хранилась гитара, старинная, оставшаяся ещё от деда, и потому особенно притягательная. В тесном дружеском кругу звучали под аккомпанемент гитары и щемяще трогали за сердце песни на стихи А. Пушкина, А. Дельвига, М. Лермонтова
Озеро Байкал Вампилов утонул в Байкале летом 1972 года. Жизнь оборвалась на самом её взлете, жизнь, которой он привык диктовать условия, ведь он даже не позволял себе утонуть. В лодке, перевернувшейся от удара о топляк , их было двое. Один уцепился за днище, надеясь, что лодку заметят скорее, чем его самого. А Саня поплыл к берегу. И он доплыл , и уже чувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало
Читайте также: