Какое событие помогло герою раскрыть свой характер мцыри кратко

Обновлено: 06.07.2024

Поэма Мцыри написана Лермонтовым со слов молодого монаха. Путешествуя по Кавказу, он слышит рассказ, заинтересовавший его с первых минут. Это романтическая история о юном горце, воспитанном в монастыре. Смыслом его жизни стало желание вернуться домой, но совершить побег из стен ненавистного монастыря было непросто. Лишь огромное желание обрести свободу помогло ему осуществить задуманное, но за это пришлось заплатить слишком дорогую цену, свою жизнь. Анализ боя Мцыри с барсом раскрывает характер главного героя с другой стороны. Вместо хилого, беспомощного юноши перед нами встает настоящий герой, способный защитить себя в минуту смертельной опасности.

Для литературоведов и критиков, изучавших данную поэму, анализ указанного эпизода имеет огромное значение. Бой Мцыри с барсом раскрывает основные черты характера героя, поэтому он является ключом для понимания произведения. В небольшой поэме интересующий нас эпизод занимает четыре строфы – с 16 по 19. Отводя столько места для него, а также размещая сцену в середине произведения, Михаил Юрьевич Лермонтов подчеркивает композиционно значимость эпизода.
Вначале описывается подробно барс. Важно заметить и то, что характеристика зверя дается героем без неприязни и страха, напротив, юноша Мцыри заворожен силой и красотой хищника. Автор использует много сравнений, говорит, что глаза барса светятся словно огни, шерсть отливается серебром. В темном лесу под лунным светом он напоминает ожившую сказку, одно из старинных преданий, возможно, рассказанных когда-то ребенку его сестрами и матерью.

Анализ эпизода боя с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя

Эпизод битвы Мцыри с барсом является в поэме ключевым, а также наиболее известным и изученным. Он неоднократно иллюстрировался художниками (вспомним рисунки О. Пастернака, Дубовского или же гравюры, выполненные Константиновым к поэме — у каждого из них этот эпизод находит свое отображение). Дли критиков и литературоведов, изучавших поэму, анализ эпизода боя Мцыри с барсом также имеет первостепенное значение. В нем сосредоточены и раскрываются все черты характера главного героя, поэтому бой с барсом Мцыри служит ключом к пониманию произведения.

Тест по произведению

Битва

Сочинения

Сегодня на уроке литературы, работая над произведением Лермонтова Мцыри, мы подробно остановились и рассмотрели эпизод борьбы юноши с барсом. И было это не спроста, ведь данная часть произведения является кульминационной и как можно лучше раскрывает настоящий характер героя. Вот в сочинении на тему Мцыри: бой с барсом, хотелось бы подробно остановиться на эпизоде и на его роли в раскрытии характера главного героя.

Сочинение: Мцыри бой с барсом

Читая поэму, мы понимаем, что описание боя — это главная часть, которая раскрывает образ героя по-новому. Совсем другой человек предстает перед нами. Это уже не слабый мальчик, который волею судьбы должен жить в монастыре и читать молитвы. Это горец, в котором проснулись инстинкты предков. Встреча со зверем, как проверка сил героя и эту проверку Мцыри прошел.

Когда Мцыри повстречался могучий барс, чья шерсть переливалась серебром, а глаза светились в темноте, герой не растерялся. Он, как истинный боец, схватил палку и бросился на зверя. Бой Мцыри с барсом стал поединком силы духа и физической силы. Мы видим, хоть герой и ослаблен, хоть он никогда не тренировался в битвах, он действует уверенно, им движет воля к победе.


Юноша одержал победу, причем, одержал победу не только над зверем в бою, он победил силы природы и судьбы, что были враждебны к герою, которые и олицетворял барс.

Победив барса, Мцыри одержал верх над всеми зримыми и незримыми врагами, представ перед нами настоящим воином, который был бы в краю отцов не последним удальцом. Это мужественный, сильный, свободолюбивый человек, который пошел против судьбы и победил. Пусть и не физически победил, так как его настигла смерть в конце поэмы, но он победил духовно. Его душа свобода, а сам он не сломлен.

Сочинение: эпизод схватки с барсом и его роль в раскрытии характера Мцыри

А какую оценку поставите вы?

Бой Мцыри с барсом (отрывок из текста)

Какой-то зверь одним прыжком Из чащи выскочил и лег, Играя навзничь на песок. То был пустыни вечный гость – Могучий барс. Сырую кость Он грыз и весело визжал; То взор кровавый устремлял, Мотая ласково хвостом, На полный месяц, — и на нем Шерсть отливалась серебром. Я ждал, схватив рогатый сук, Минуту битвы; сердце вдруг Зажглося жаждою борьбы И крови…да, рука судьбы Меня вела иным путем… Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов.
Я ждал. И вот в тени ночной Врага почуял он, и вой Протяжный, жалобный, как стон Раздался вдруг…и начал он Сердито лапой рыть песок, Встал на дыбы, потом прилег, И первый бешеный скачок Мне страшной смертью грозил… Но я его предупредил. Удар мой верен был и скор. Надежный сук мой, как топор, Широкий лоб его рассек… Он застонал, как человек, И опрокинулся. Но вновь, Хотя лила из раны кровь Густой, широкою волной, Бой закипел, смертельный бой!

Ко мне он кинулся на грудь: Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Мое ружье…Он завыл, Рванулся из последних сил, И мы, сплетясь, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом, и во мгле Бой продолжался на земле. И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный зол и дик, Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков Под свежим пологом лесов. Казалось, что слова людей Забыл я – и в груди моей Родился тот ужасный крик, Как будто с детства мой язык К иному звуку не привык… Но враг мой стал изнемогать, Метаться, медленней дышать, Сдавил меня в последний раз… Зрачки его недвижных глаз Блеснули грозно – и потом Закрылись тихо вечным сном; Но с торжествующим врагом Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!

Анализ боя

В данном отрывке очень четко передана динамичность боя Мцыри с барсом. Указанный отрывок имеет огромное значение для максимального раскрытия характера главного героя. При первой встрече с хищником Мцыри не испугался, как на его месте сделал бы другой человек. Он словно завороженный смотрел на дикого зверя, любуясь и восхищаясь его красотой. У него не было страха перед ним. Юноша видел в нем достойного соперника. Воина, такого же, как он сам.
Барс совсем молодой. Его поведение сродни ребенку. Он играет с костью, визжит от радости, в полной мере наслаждаясь процессом. Учуяв человека, добродушный зверь преобразился на глазах. Кость его больше не интересовала. Барс готов к нападению и цель у него одна победить.

Они бились за жизнь с полной самоотдачей, до последней капли крови. Мцыри сам от себя не ожидал, что ему удастся одержать верх над барсом, выйдя из смертельной схватки победителем. Он привык, что его все считают слабым, способным лишь молиться да поститься. Это было настоящее испытание для него, проверка сил, открытие новых возможностей. В момент победы произошло полное перерождение главного героя. Он был уже не беспомощный юноша, которого все оберегали. Он стал настоящим мужчиной, способным на поступки.

Мцыри наконец-то понял, что такое настоящая жизнь, наполненная эмоциями, чувствами, ранее ему незнакомыми. Монастырь не мог ему подарить подобных ощущений. Свобода далась ему дорогой ценой. Но эти дни, проведенные на воле, стали самыми счастливыми в его жизни, несмотря на трагичный финал. Пройдя через все трудности, достойно преодолев их, Мцыри наконец-то обрел свободу в душе и гармонию в сердце.

    Перечитайте строфы 14-19, определите границы эпизода ____________________________
    Определите время и место действия, назовите участников события
    Перед вами план, характеризующий развитие действия. Найдите соответствия в тексте.

Мцыри видит барса, любуется противником (строфы_________________)

Барс грызёт кость, не замечая человека (строфы___________________)

Барс обнаруживает противника и готовится к нападению (строфы______________)

Зверь атакует. Мцыри отражает удар и наносит ответный (строфы______________)

Новая схватка (строфы______________)

Последнее усилие барса (строфы_________________)

Победа Мцыри (строфы_______________)

Выделите в эпизоде экспозицию (стр.______), завязку (стр.______), кульминацию (стр._____), развязку (стр.______).

    Какие мысли и чувства пробуждает в вас этот эпизод. Подберите существительные или прилагательные, характеризующие эмоциональный фон отрывка, настроение героя (грусть, радость, веселье, тревога, спокойствие, напряжение, азарт, жестокость, доброта, восхищение, презрение, злоба; радостный, счастливый, тревожный, мятежный, беспокойный, озлобленный, азартный и т. д.).
    Подберите заголовок, содержащий эмоциональную оценку данной сцены.
    Выпишите существительные и глаголы, использованные в описании схватки.

В чём особенность выписанных вами существительных? Чем вы можете объяснить обилие глаголов и глагольных форм? Сделайте вывод.

Среди выписанных примеров найдите эпитеты, метафоры, перифраз, сравнения. Сделайте выводы о характерах героев, их отношении друг к другу.

    Мог ли Мцыри избежать битвы? Почему он ждёт, когда зверь его заметит? Почему эта схватка столь важна для героя? В чём он хочет убедиться? Сделайте выводы о характере Мцыри. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие чувства по отношению к своему противнику испытывает Мцыри? Докажите по тексту. Чем привлекает барс героя? Какими качествами наделяет юноша своего противника? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему именно эти качества вызывают восхищение Мцыри? Сравните свой ответ с третьей строфой поэмы. Докажите, что Мцыри — романтический герой. Вспомните основные признаки романтизма.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Сформулируйте основную мысль (идею) поэмы. Как она реализуется в данном эпизоде? Запишите выводы.

    Данный эпизод — фрагмент монолога героя, отметьте синтаксические, лексические и морфологические особенности, характерные для данной формы повествования. Определите стиль фрагмента.
    Определите стихотворный размер отрывка и способ рифмовки. Попробуйте объяснить, как это связано с замыслом поэмы.

План анализа эпизода

1.Общая характеристика произведения, мировоззрения писателя (поэта), его творческого метода.

2.Композиционная роль эпизода.

3.Место, время действия, минисюжет эпизода и его развитие.

4.Основной конфликт и его участники (их поведение, описание, характеристика).

5.Как в этом эпизоде раскрывается главный герой произведения.

7.Художественно-изобразительные средства (тропы).

8.Стилистические приёмы, особенности повествования, типы речи.

9.Наиболее значимые детали, роль пейзажа и других описаний.

10.Личное отношение к проблеме, героям.

11.Примеры трактовки текста, отзывы критиков и литературоведов.

12.Основная мысль эпизода в соотнесении с идеей поэмы в целом.

План сочинения

    Прочтите в учебной хрестоматии критические материалы о поэме М.Лермонтова. Как критики оценивают характер Мцыри? Чья позиция вам ближе? С кем хотелось бы поспорить?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочтите возможный вариант вступления к сочинению.

Что на ваш взгляд удачно, что нет в данном отрывке. Напишите собственное вступление.

    Проанализируйте записи, сделанные по ходу практической работы. Напишите сочинение.

Мцыри видел в нем достойного соперника и злобного врага, как и он жаждущего свободы. Поединок, состоявшийся между ними, был поединком физической силы и силы духа. Пусть герой слаб и изможден болезнью, но им движет огромная воля к победе, поэтому в этой битве зверь и человек равны.

Билет № 7

Вариант 2

Кроме этого многие знаменитые и популярные художники постоянно изображали на разных картинах именно эту сцену.

На Горном Алтае, где родился и вырос писатель, уже давно появилась одна очень интересная легенда, которую жители деревни рассказывали друг другу. Именно поэтому Лермонтов очень долго думал, каким же образом его представить и как сделать его центральным эпизодом. И в результате у него все получилось. Больше всего на свете ему хочется стать победителем в борьбе со своим соперником. Жить настоящей жизнью – это каждый день проливать кровь, а не молиться и соблюдать пост.

Каждый из соперников сильный и достоин своего соперника. И об этом говорит монах, который также дает описание и хищнику. Мцыри очень понравился данного зверя и поэтому он описывает его легко и просто. Он наоборот им восхищается и отзывается только в хороших манерах. Кроме этого парень прекрасно понимает, что соперник такой же сильный, как и он сам. Но ему очень хочется его победить, чтобы доказать в первую очередь себе, что он силен. И каждый из них старается сделать так, чтобы сохранить свою жизнь любыми путями. До этого он всегда считал себя несчастным и слабым. А создан он только для того чтобы молиться и соблюдать пост. А вот зверь описывается в виде ребенка. Ему хочется постоянно веселиться и играть.

Мальчик сбежал из своей деревни, а теперь очень сильно жалеет об этом. Он голоден и весь в ранах и поэтому в любой момент он может просто упасть и умереть с голоду. Но от смерти его спасли служители монастыря. Больше всего на свете ему хочется вернуться обратно в свою деревню.

Именно поэтому данная поэма на каждого своего читателя производит большое и очень сильно значение. Ведь каждый человек старается сделать так, чтобы пройти через все испытания, а потом обеспечить себя достойным будущим. Кроме этого постепенно человек обретает свободу и гармонию на душе.

Значение этого эпизода в поэме

Эпизод схватки главного героя и барса — это объединение человека и природы. Барс в поэме являлся олицетворением силы дикой природы, для которой важны все живые существа. В поединке сошлись два бойца, достойные быть ее частью. Но главное, что в тот момент Мцыри чувствовал себя свободным, как и дикий зверь.

Для юноши этот бой стал проверкой его способностей, его отваги. Во время этой схватки он смог показать свою силу, которую не получалось применить в стенах монастыря. Несмотря на то, что Мцыри не задумывался над тем, что он может быть отважным бойцом, он смог одолеть могучего соперника. И после этого юноша имел право с гордостью считать, что был бы не последним из храбрецов в родном краю.


Эпизод битвы Мцыри с барсом является в поэме ключевым, а также наиболее известным и изученным.

В ночном лесу, под изменчивым лунным светом, он похож на ожившую сказку, на одно из тех невероятно старинных преданий, которые могли бы рассказывать Мцыри-ребенку его мать и сестры. Хищник, так же как и Мцыри, наслаждается ночью, он играет, “весело визжит”. “Весело”, “ласково”, “играя” – все эти определения напоминают больше не о звере, а о ребенке, каковым (дитя природы), барс и является.

Барс в поэме Мцыри символизирует мощь дикой природы, для которой и он, и Мцыри – равнозначно важные части. Зверь и человек здесь одинаково прекрасны, одинаково достойны жизни и, самое главное, одинаково свободны. Для Мцыри битва с барсом служит проверкой его сил, возможностью показать свою силу, не находившую должного применения в монастыре. “Рука судьбы” вела героя совсем иным путем, и он привык считать себя слабым, пригодным только к молитвам и постам.

Однако одержав верх над хищником, он может с гордостью воскликнуть, что “быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов”. Благодаря обилию глаголов, обозначающих быструю смену действия: “рванулся”, “дернулся”, “успел воткнуть”, которые использует Лермонтов, можно в полной мере представить себе завораживающий эпизод схватки с барсом Мцыри: динамичный, насыщенный событиями.

На протяжении всей сцены у читателя не угасает тревога за героя. Но Мцыри побеждает, и побеждает не столько барса, сколько олицетворенные в нем силы природы и судьбы, враждебные герою.

Как бы ни был силен соперник, Мцыри все же сумел взять вверх, и, как бы ни был темен лес, Мцыри не отступится от своего желания вернуться на родину. Израненный после битвы, с глубокими следами когтей на груди, он все же продолжает путь!

Монастырь, несущий “просвещение”, оказался для Мцыри тюрьмой. А вот дикий зверь, давший ему познать радость честной схватки, стал другом: “И мы, сплетясь, как пара змей, / Обнявшись крепче двух друзей”… Природа, а не цивилизация – вот что является для него истинной ценностью, и в эпизоде с барсом поэт изображает ее наиболее любовно и тщательно.


Пример сочинения 2

Бой Мцыри с барсом раскрывает основные черты характера героя, поэтому он является ключом для понимания произведения.

Мцыри почувствовал, что хочет сразиться с хищником. И юноша понимает, что мог бы быть удалым воином. Для Мцыри бой с барсом — это возможность стать ближе к своей семье, к тому человеку, которым бы он мог стать. Поэтому юноша не боялся схватки, а ждал ее и радовался возможности проявить свою удаль.

Вначале описывается подробно барс. Важно заметить и то, что характеристика зверя дается героем без неприязни и страха, напротив, юноша Мцыри заворожен силой и красотой хищника. Автор использует много сравнений, говорит, что глаза барса светятся словно огни, шерсть отливается серебром. В темном лесу под лунным светом он напоминает ожившую сказку, одно из старинных преданий, возможно, рассказанных когда-то ребенку его сестрами и матерью.

Эпизод схватки главного героя и барса — это объединение человека и природы. Барс в поэме являлся олицетворением силы дикой природы, для которой важны все живые существа. В поединке сошлись два бойца, достойные быть ее частью. Но главное, что в тот момент Мцыри чувствовал себя свободным, как и дикий зверь.

Для юноши этот бой стал проверкой его способностей, его отваги. Во время этой схватки он смог показать свою силу, которую не получалось применить в стенах монастыря. Несмотря на то, что Мцыри не задумывался над тем, что он может быть отважным бойцом, он смог одолеть могучего соперника. И после этого юноша имел право с гордостью считать, что был бы не последним из храбрецов в родном краю.

В схватке с барсом Мцыри проявил не только физическую, но и духовную силу, показав себя отважным воином.


Пример сочинения 3

Мцыри восторгается диким животным, отнюдь не боится его. Барс изображен величественным, красивым и достойным. Зверь символизирует свободу дикой природы, а Мцыри стремится к этой свободе. Мцыри восхищается своим достойным противником, не презирает его.

Израненный и изможденный герой все же продолжает свой путь к родной стороне. Но он неимоверно счастлив от того, что может дышать полной грудью и наслаждаться свободой. Пусть даже нет больше сил двигаться дальше. Но Мцыри ни о чем не жалеет, и он бы снова и снова сбежал из монастыря, чтобы насладиться моментами, которые завораживают.

При описании барса и Мцыри во время боя Лермонтов использовал разные художественные средства, для того чтобы изобразить героев более ярко и зрелищно. Поэт применяет сравнения в образе барса, сопоставляя его глаза с пламенем, шерсть – с серебром. Присутствие эпитетов делает образы Мцыри и барса яркими и красивыми.

Схватка описывается Лермонтовым очень подробно. Каждый момент завораживает и держит в напряжении.
Главная мысль эпизода и всего произведения в целом – свобода внутренняя и внешняя дороже всего на свете, даже ценнее собственной жизни. Это самое главное, что может быть. Добиваться цели нужно и стоит любыми путями и методами. Лермонтов, как великий поэт, смог донести с помощью слова до читателя главную тематику своего произведения.

Образ Мцыри

Главным героем поэмы является Мцыри, молодой человек, с раннего детства оказавшийся в монастыре. Хотя Лермонтов ничего не говорит о его внешности, можно предположить, что это был красивый, физически развитый юноша. Во-первых, кавказские народности отличаются внешней красотой. Они преимущественно темноволосые, и смуглые, за исключением лезгин, среди которых встречаются люди со светлой кожей и голубыми глазами.


Ребенок принадлежал к одному из северокавказских племен, с которыми Россия вела войну, поэтому в образе Мцыри из поэмы Лермонтова видится темноволосый, слегка смуглый юноша с едва пробивающими усиками, не знающими бритвы.

По мере взросления Мцыри не сразу, но все же включился в монастырскую жизнь, вместе с монахами выполнял необходимую работу, и это развило его тело.

Характер Мцыри

Вероятно, ребенок стал свидетелем гибели родителей, и это надломило его психику настолько, что он сильно заболел. К основным чертам характера Мцыри можно причислить его впечатлительность, душевную мягкость. У юноши было доброе сердце. По его признанию, он людям никогда не причинил зла, и потому перед Богом и людьми его совесть чиста.

Делая характеристику главного героя, следует отметить его невероятную силу духа, развившуюся с младенческих лет. Он не разговаривал со своими поработителями, хотя те, скорее всего, и не обижали его. Мальчика угнетало то, что он был вынужден постоянно видеть перед собой убийцу своих родителей. Лермонтов, прекрасно знал, что значит, бороться с самим собой своей болезнью, и понимал этого ребенка.


Оставленный в монастыре мальчик перестал видеть своего врага. Он ничего не забыл, но боль душевная притупилась. Хотя на первых порах


Монахи как могли, заботились о ребенке. Они выходили мальчика, и стали воспитывать согласно своим монашеским правилам и уставам, которые противоречили свободолюбивому духу юноши. Мцыри научился скрывать свои мысли и чувства.

Он принял крещение, но в глубине души остался верен религии своих отцов. Он молился Богу в церкви и в свой келье, но ведь никто не знает, какой Бог жил в сердце юноши. Но мы можем предположить, что молился он о том, чтобы встретиться с родными. Он ничего не знал о судьбе сестер, и возможно, в молитвах он просил Бога об их благополучии.

Он был смелым юношей. Его не пугала ни гроза, ни вой шакала, ни даже барс, набросившийся на него. В этой битве с барсом Мцыри почувствовал себя мужчиной и понял, что среди односельчан он мог оказаться не в числе последних. Когда он покинул стены монастыря, сначала он бежал много часов, что лишний раз свидетельствует о том, что юноша, выросший в монастыре, совсем не был хилым и слабым. Доходяга не то, что бежать, пройти по много часов не способен.

Лермонтов наделил своего героя поэтическим взглядом на природу. Мцыри в своей исповеди с художественным мастерством описывает непроходимый мрачный лес, пышные поля,


У юноши было чувствительное, любящее сердце. Он мечтал любить своих родных, односельчан, готов был влюбиться в девушку-грузинку¸ и остаться с нею. Но мечта увидеть свой родной край, близких, была сильнее, она звала его вперед.

То, что он снова оказался на смертном одре, явилось следствием его глубоких переживаний последних дней, и не только. Мцыри сбежал в грозовую осеннюю ночь. Он выбрал именно такую ночь, потому что был уверен в том, что монахи не станут его искать в грозу, из-за страха перед силами природы. Юношу гроза не пугала.

Лил сильный дождь. Одежда была намокшей, но опьяненный свободой юноша ничего не замечал перед собой. Осенние ночи были прохладными. Юноша, который спал в мокрой одежде, пил ледяную воду из потока, и спал на прохладной земле, мог легко подхватить воспаление легких. Такова, увы, проза жизни. Пока он жил надеждой добраться до родного аула, его дух поддерживал в нем физические силы. Но когда он понял, что вернулся обратно к монастырю, отчаяние надломило его, и болезнь взяла над телом власть. Мцыри потерял сознание, где и нашли его монахи.

Лермонтов полюбил созданный им образ главного героя поэмы. Сохранилось воспоминание А. Н. Муравьева о его знакомстве с поэмой.

Описание героя

Предыстория Мцыри

Монастырь Джвари, в котором предположительно жил Мцыри

Шестилетний мальчик, живший в одном из горных селений, был взят в плен русским генералом. По дороге в Тифлис ребенок тяжело заболел, и генерал оставил его в одном из монастырей под присмотром местных монахов. Мальчик выздоровел и остался в обители, где провел годы детства и отрочества.

Юный пленник долго привыкал к жизни в монастыре. Сначала он настороженно присматривался к монахам, но видя их доброе отношение, перестал дичиться, начал понимать незнакомый язык, сердце его постепенно оттаяло. Он выполнял обязанности послушника и никогда не покидал стен обители. Вместе со всеми трудился на благо монастыря, был окрещен и исправно служил в церкви, вознося молитвы богу.

Духовные страдания Мцыри


Иллюстрация Д. Константинова

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Побег на свободу


Иллюстрация И. Глазунова

За стенами монастыря Мцыри ожидал огромный и прекрасный мир с неповторимой природой Кавказа. С детства лишенный возможности созерцать красоту родных мест, испытывать единение с грозой и бурными потоками, наслаждаться цветущими долинами и заснеженными вершинами, Мцыри впервые познал абсолютное счастье. Три дня свободы подарили юноше такие впечатления, о которых он даже не подозревал, находясь в мрачных застенках обители.

Одним из самых ярких моментов стала встреча с юной грузинкой. Девушка спускалась к берегу, чтобы набрать воды, и ее красота и волшебное звучание песни восхитили Мцыри. Нахлынувшее на него чувство не имело ничего общего с телесным волнением молодого мужчины. Оно было лишено того физического и приземленного, чем всегда сопровождается любовная страсть. То, что испытывал Мцыри, было возвышенным и прекрасным и относилось лишь к духовной сфере героя, способного непорочно воспринимать женскую красоту.

Скоро Мцыри убедился в том, что мир может быть не только прекрасным, но и полным опасных неожиданностей. Особенно это касается неподготовленных к испытаниям людей, к числу которых принадлежал герой. Всю жизнь Мцыри мечтал о свободе, но оказавшись на воле, он понял, что неприспособлен к такой жизни. Мучительный голод, неумение ориентироваться, страх перед темнотой – такими испытаниями обернулась для юноши вожделенная свобода. Она поставила его перед фактом


Иллюстрация В. Полякова

осознания своего бессилия, но и в отчаянии Мцыри не хочет принимать помощь от людей, которые остаются для него чужими. Даже свирепый барс не вызывает в нем такого отчуждения, которое он испытывает к людям. В диком звере Мцыри видит противника, достойного уважения, с которым предстоит сражаться на равных. В этой битве автор показывает не покорного послушника, проводившего все время за молитвой, а жестокого и грозного бойца, одерживающего победу над хищным и сильным зверем.

Несколько дней непрерывных блужданий и раны на теле после схватки с барсом окончательно лишают героя последних сил. Его отчаяние усугубляется осознанием того, что он заблудился, когда снова вышел к стенам ненавистного монастыря. Душевная безысходность сказывается на физическом здоровье героя, и он теряет сознание. В таком состоянии его находят монахи и вновь возвращают в обитель.

Исповедь


Иллюстрация Л. Пастернака

Исповедовавший Мцыри старец спросил у него, по какой причине он сбежал из монастыря? Монах помнил, как генерал передал ему в руки умирающего мальчика, сколько сил ему пришлось вложить, чтобы выходить ребенка и стать ему духовным наставником. Он не сомневался в том, что Мцыри дорожил таким участием и прекрасно чувствовал себя в стенах обители. Старик не догадывался, что во взрослеющем послушнике назревает протест против заточения в неволе, поднимается волна свободолюбия, желание жить полноценной жизнью независимого человека.

Роль героя в произведении

Автор противопоставляет спокойную, но не лишенную пороков жизнь цивилизованного общества, в котором люди чувствуют себя рабами условностей, дикой и необузданной природе, дающей человеку духовное освобождение. М.Ю. Лермонтов воспевает стремление к свободе и любовь к отечеству, как важнейшие ценности человеческой жизни.

В образе главного героя заключена трагедия личности, насильно изолированной от окружающего мира со всеми его проявлениями: безграничными возможностями, красотой, рисками и опасностями. Внешне человек может свыкнуться с жизнью в неволе, но его душа не станет мириться с неполноценностью своего существования. К сожалению, те умения, которые были необходимы Мцыри для жизни в настоящем мире, так и остались в зачаточном состоянии из-за долгого пребывания в монастыре. Герой на самом деле был подобен цветку, никогда не видевшему солнца. Это же солнце, о котором так мечтал Мцыри, убило его своими жаркими лучами.

Развитие героя по мере сюжета

Подобно всем романтическим героям, образ Мцыри лишен ярко выраженной эволюции. Тем не менее, развитие героя на протяжении сюжета состоит в изменении его духовных переживаний. Сначала Мцыри питает надежды, что предстоящий побег откроет ему путь к долгожданной свободе. Оказавшись на воле, герой испытывает восторг и упоение, которые вскоре сменяются осознанием иллюзорности мечты вновь оказаться на родине. Невозможность отыскать дорогу домой лишает героя последних сил. Он падает и приходит в себя все в том же монастыре, куда его принесли сердобольные монахи. Герой понимает, что умирает, но причиной его смерти становится не физическое измождение, а нежелание провести остаток жизни в неволе.

Отношение автора к герою

М.Ю. Лермонтов с любовью относится к своему герою. Так, он дарит Мцыри три дня, во время которых юноша наслаждается не только свободой, но и первым, еще неизведанным чувством любви к молодой девушке. В борьбе со свирепым барсом Лермонтов показывает бесстрашие героя, его силу и отвагу. Мечта о свободе приводит Мцыри к смерти, но умирает он несломленным и счастливым от того, что хоть какое-то время смог побыть свободным. Он никого не винит, понимая, что сам стал заложником обстоятельств, лишь небольшая грусть навсегда остается в его сердце. Мцыри проигрывает в своей борьбе за свободу, но для поэта это не самое главное. Он ценит в своем герое силу воли, бесстрашие, любовь к своим корням.

Прототипы

Существует версия, что в основе сюжета поэмы лежит реальный эпизод из жизни М.Ю. Лермонтова. По дороге в свою первую ссылку на Кавказ поэт встретил одного монаха, который рассказал ему свою историю. Его, тогда еще маленького ребенка, взял в плен генерал Ермолов. В дороге мальчик заболел, и Ермолову пришлось оставить его в одном из монастырей. По словам монаха, он долго не мог привыкнуть к суровой обстановке, царившей в обители, и несколько раз пытался сбежать. Очередной побег едва не закончился его гибелью. После этого он оставил мечты о свободе и навсегда остался в монастыре.

Другим вероятным прототипом мог стать известный художник П.З. Захаров. В детстве его похитил и привез в Тифлис все тот же генерал Ермолов. Цель, которую преследовал этот человек, до сих пор остается неизвестной.

Ряд литературных критиков, лично знавших М.Ю. Лермонтова, находят поразительное сходство поэта с его героем. И тот, и другой отличались страстностью натуры и постоянным стремлением к свободе. Лермонтов, как и его герой, с детства был оторван от родных и после смерти матери воспитывался у бабушки. Если тюрьмой для Мцыри стал реальный монастырь, то для Лермонтова такой тюрьмой стала реакционная обстановка, царившая в то время в России. Ее силы подавляли малейшее проявление инакомыслия и свободолюбия. Для поэта и его героя Кавказ становится олицетворением свободы и вольности.

Экранизация героя

Читайте также: