Какими качествами обладали воины башкиры кратко

Обновлено: 04.07.2024

В начале ХIХ века основная территория компактного проживания башкир входила в состав Оренбургской губернии, состоящей из 12 уездов: Оренбургского, Уфимского, Стерлитамакского, Верхнеуральского, Белебеевского, Бирского, Мензелинского, Троицкого, Челябинского, Бугульминского, Бугурсланского и Бузулукского. Во главе губернии стоял генерал-губернатор с резиденцией в Оренбурге.

Содержимое разработки

В начале ХIХ века основная территория компактного проживания башкир входила в состав Оренбургской губернии, состоящей из 12 уездов: Оренбургского, Уфимского, Стерлитамакского, Верхнеуральского, Белебеевского, Бирского, Мензелинского, Троицкого, Челябинского, Бугульминского, Бугурсланского и Бузулукского. Во главе губернии стоял генерал-губернатор с резиденцией в Оренбурге.

Война 1812 года сразу же стала для народов России отечественной. И башкиры восприняли её именно такой. Поэт Сергей Глинка писал о том, что они “сами собой вызвались и спрашивали у правительства: не нужны ли их полки?”. Народ снарядил своё войско. Из нашего края на войну 1812 года было отправлены 28 башкирских, 5 уральских казачьих, 5 Оренбургских казачьих, 2 тептярских, 2 мишарских, 1 калмыцкий (Ставропольский за Волгой, т.к. калмыки находились под управлением Оренбургского генерал-губернатора). Также, на войну отправились – Оренбургский драгунский и Уфимский пехотный полки Все они отправились защищать Родину от нашествия врага. В то же время 14 полков оберегали границу на востоке. Конники покрывали огромные пространства, чтобы на назначенных местах скрестить своё оружие с оружием захватчика. Вот моментальный снимок, сделанный современником с башкирских кавалеристов: “Мчатся на своих степных конях, известных своей крепостью и быстротою, башкирцы в красных суконных кафтанах, обшитых позументами, в высоких остроконечных шапках, вооруженные пиками, луками и колчанами со стрелами; в числе их резко обозначаются витязи (батыры), покрытые сверх кафтанов кольчугами, в железных шлемах”.

Военное обмундирование башкир в то время отличалось от формы русской армии. Воин-башкир носил суконный сэкмен (кафтан) синего и белого цвета, широкие шаровары синего цвета с красными лампасами, белую остроконечную войлочную шапку, сапоги из конской кожи, ремённый пояс, кожаную портупею для сабли и подсумок. Под кафтан надевалась кольчуга. Что и говорить — не очень-то надёжная защита от пуль, снарядов и картечи. И всё же пользу башкирские воины принесли немалую. Наполеоновские военачальники отзывались о башкирах с уважением. “Нас особенно угнетали отряды башкир, вооруженных копьями и луками”,— писал один из них. Другой подтверждал: “Потери, вместо того чтобы охладить их исступление, казалось только их подогревали”,— и сообщал, что французы вооруженных стрелами башкир прозвали “амурами”.

Кипел бульвар в Париже так
Народа праздными толпами,
Когда на нём летел с нагайкою казак
Иль северный Амур с колчаном и стрелами.

писал известный русский поэт Н. Батюшков.

УБРАНСТВО КОНЯ У БАШКИР

Производство вооружения, воинского снаряжения и предметов убранства коня у башкир опиралось на кузнечное ремесло и на выделку кожаных изделий. Для этого использовались металл, кожа и дерево. Для верховой езды башкиры использовали главным образом жеребцов и меринов. Особым почитанием пользовались у башкир иноходцы. Для управления лошадью башкиры, как и другие народы, пользовались недоузком и уздой. Поводья изготовляли из мягкой кожи, волосяной, конопляной, реже льняной или мочальной бечёвки. Верховая езда на лошади достигла совершенства лишь с изобретением жесткого седла и с появлением стремян. Башкирское седло имеет деревянный остов из ленчика и двух лук — передней и задней. Передняя лука делалась высокой и устанавливалась круто, задняя — была пологой. Головка передней луки заканчивалась округлым уступом и с боков украшалась орнаментом. Различались сёдла мужские и женские, взрослые и детские. Ленчик мужского седла покрывался лоскутом войлока, сверху на него всегда накладывалась подушка. А под седло подкладывался толстый войлочный потник, часто обшитый снаружи кожей.

Особой нарядностью отличались седельные чепраки свадебной лошади невесты. Детские седла были меньших размеров и оформлялись скромно. Стремена делались у башкир в основном из металла. Были в обиходе и деревянные стремена, которые изготовлялись из берёзы, черёмухи, а иногда из ивы. Башкиры старались делать стремена нарядными. Деревянные стремена орнаментировали резными узорами, иногда красили. Устойчивость седла на спине лошади обеспечивалась подпругами, нагрудником и подхвостником. Ременные нагрудники украшались посеребренными накладками из пластин и различного рода бляшек. Тщательно отделывались и плётки.


ВООРУЖЕНИЕ

Башкирская конница представляла собой довольно значительную силу, когда использовалась в сочетании с регулярными войсками. Особенно в лесах, степях и горах она была неуловима. Искусно владея луком и пикой она метко поражала противника. К воинским снаряжению относились поясные ремни, колчаны и налу чья, кожаные щиты, сабельные ножны и рукоятки, позднее — различные футляры и сумы для дроби и пороха. Если в распоряжении богатых и более состоятельных имелись не только пики и сабли, но и пистолеты и ружья, то бедная часть населения была вооружена главным образом луком, стрелой, саблей и пикой. В отсутствии огнестрельного оружия у башкир немалую роль сыграли царские указы 17-18 веков о запрете на оружие для башкир, так как власти опасались восстаний.


Башкирский боевой лук склеивался из двух пластин разнородного дерева. С внутренней стороны для прочности и упругости в нём бывали подклеены по всей длине роговые пластины. А снаружи для предохранения от сырости он склеивался берестой. Лук был небольшой, метр длиной, довольно сильно изогнутый, с отогнутыми концами, очень эластичный. Тетива боевого лука чаще всего была шелковая. Хранился лук и возился в поход в кожаном налучнике, украшенном тиснённым орнаментом или железными бляхами, покрытыми серебряным чеканным узором. Стрелы помещались в колчанах, по 16 — 25 штук каждом. Башкиры мастерские стреляли на большое расстояние в цель. Обычно стрела, выпущенная воином, могла пронзить на 30 м не только человека, но и лошадь.
С 20-х годов получила распространение знаменитая златоустовская сабля. С 60-х годов в вооружение башкир поступил кинжал, длина которого без рукоятки была 54 см.
В качестве боевого оружия употреблялись особого рода кистени — железный шар, укрепленный при помощи короткой цепи на конце довольно длинного древка. Железные копья или пики имели ромбическую в сечении форму, с глубокой втулкой, насаживающейся на длинное древко. Оборонительным башкирским оружием были железные кольчуги и латы из кованых железных пластинок, нашитых на сукно.


Со второй половины XIX века кремневые ружья у башкир вытеснили пистонные, появились и берданки. Некоторым своеобразием отличались ружейные принадлежности. На ремне была привязана пороховница из козьего или коровьего рога, кожаный мешочек или роговой сосуд для дроби, футлярчик для пистонов, костяная мерка для пороха и дроби, особый кожаный мешочек для пуль или матерчатый для пыжей. Лучшие народные мастера трудились над изготовлением украшением воинского снаряжения, так как для башкир и воин, и конь были олицетворением боевой славы и доблести.

Башкиры считались как самые бесстрашные и верные воины. Башкортостан - родина башкирского народа на Южном Урале. Вот некоторые факты, которые говорят о многом: 1) Башкирские племена 14 (четырнадцать!) лет противостояли нашествию действующей(!) армии Чингизхана (об этом периоде в истории народа сохранились(!) десятки песен, эпосы, легенды, записи на камнях и родословных рукописях). 2) Башкиры многократно поднимали восстания против колониальной политики царизма. 3) Башкирские конницы участвовали во всех(!) войнах на стороне русской армии, (Алдар батыр вышел против турецкого богатыря во время Азовской войны, победил его и был награжден именной саблей от Петра Первого). 4) В 1812 году против Наполеона участвовали 28 (двадцать восемь!) башкирских полков! Они сражались на Бородино, полк Кудашева сохранил от пожара Кремль, первыми в Париж вошли башкирские полки, об их подвигах и храбрости свидетельствуют десятки воспоминаний французских офицеров и т.д. 5) В Первой Мировой войне воевала специальная Башкирская конница. 6) В Великой Отечественной войне Башкирская АССР на средства народа собрал 112-ю (позже 116-я) Башкирскую кавалерийскую дивизию, которая прошла славный путь от Сталинграда до Берлина, дала 78 Героев Советского Союза, самое большое количество среди всех кавалерийских дивизий! Башкирский народ по численности занимает 4-е место среди народов Российской Федерации. "Башкиры - один из самых преданных и мужественных воинов", - это слова генерала Горбатова.

По словам Юлиана,побывавшего в 13в на Южном Урале и говорившему с монголами и башкирами, башкиры полтора десятилетия отгоняли монголов от своих пастбищ на р.Иртыше. Тогда у власти был Чингисхан. Потом договорились о разделе сфер влияния. Номинально башкиры признали власть ханов. И были верны потомкам Золотого рода до окончания последних восстаний до конца 18в. . А с Бату ханом бились северо-западные башкиры,которые являлись гражданами Булгарии.

С тем,что это было давно. я согласен.)) А как же арабские источники о походах Бату в Европу,где в составе его армии были и башкиры Урала?

Друзья, пишите без оскорблений и мата. Предупреждаю-еще один оскорбительный пост. и я отправлю вас двоих в ЧС.

Извините меня за мат и оскорбления в адрес зайныша! Меня трудно вывести, но этот дебил меня вывел! Он не Башкир, у него нет нации! За ним давно слежу! Всякую ерунду пишет, якобы башкиры потомки Чингисхана! Другие нации оскорбляет! Кто ему давал такое право? Башкиры воевали с монголами 14 лет

Если тебе нечего сказать нормальными словами и не хватает словарного запаса лучше ничего не пиши.
Лучше умно промолчать, чем глупо что то сказать!!

Хотел поставить класс , а тут своими коментами все обсуждение испортили , че же скажут мои друзья когда этот мат увидят.

тәүге байрамы – 8 Март Халыҡ-ара ҡатын-ҡыҙҙар көнө менән тәбрик итәбеҙ. Ҡатын-ҡыҙ – ул тулы бер донъя, уның күңеленә мөхәббәт тә, гүзәллек тә, йомшаҡлыҡ та, иң көслө Әсә хистәре лә, ғаилә усағы йылыһы ла һыйған.

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

В 2012 году Россия будет праздновать 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Эта знаменательная дата будет отмечаться по всей стране в соответствии с Указом Президента РФ “О праздновании 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года”.

В 1812 году император Франции Наполеон вторгся в пределы России. Все народы страны встали на защиту Отчизны. Так началась Отечественная война 1812 года.


После вторжения наполеоновской армии намного расширяется привлечение башкир и казаков в ряды русских войск. Были и добровольцы. Среди них башкиры братья Абдулхалик и Назир Абдулвахитовы, юртовый старшина Абуталип Абдрахманов с сыном Сагитом, русский юноша Яким Домашников и другие. Отмечая патриотический подъем среди башкир и других нерусских народов, участник войны 1812 года С.Н. Глинка писал, что “не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою и образом жизни, народы кочующие– и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую. Мордва, тептяри, мещеряки, черемисы ревностно и охотно шли на службу; башкирцы оренбургские сами собой вызывались и спрашивали у правительства, не нужны ли их полки”.

Многие народы создавали национальные отряды. Исторический Башкортостан (башкиры населяли 22 уезда Оренбургской, Саратовской, Вятской, Пермской губерний) выставил 45 полков: 28 башкирских, по 2 тептярских и мишарских, по 5 оренбургских и уральских казачьих, 1 ставропольский калмыцкий конные полки, а также Оренбургский пехотный. Башкирский конный полк состоял из 500 всадников и 30 человек командного состава (командир полка, старшина, 5 есаулов, 5 сотников, 5 хорунжих, 1 квартмейстер, 10 пятидесятников, 1 полковой мулла, 1-2 писаря).

Башкиры, мишари и тептяри пожертвовали до 15 августа 1812 г. в пользу армии 500 тыс.рублей. Дворяне губернии внесли 65 тыс.рублей, собранные с крепостных крестьян. Башкирский народ собрал и подарил армии 4139 лучших строевых лошадей.

Вооружение башкир состояло из ружья, пики (копья), сабли, лука и колчана со стрелами. Пистолеты были у них редкостью, у некоторых имелись кольчуги.



Многие полки принимали участие на всех этапах войны. Вначале по два башкирских, оренбургских, уральских и один тептярский полки в составе русских войск участвовали в сражениях с наступающими французами. В ходе отступления русских войск в арьергардных боях отличились воины 1-го башкирского полка рядовые Узбек Акмурзин, Буранбай Чувашбаев, хорунжий Гильман Худайбердин, есаул Ихсан Абубакиров. 16 июня в боях под Вильно участвовал 1-й тептярский полк.

16 июля 1812 г.2-й башкирский полк майора Курбатова в составе 3-й армии принимал участие в битве под г. Корбином, восточнее Брест-Литовска, когда было убито 2 тыс.солдат противника, взято в плен 2382 француза, в том числе 76 офицеров и 2 генерала.

27 июля кавалерия атамана М.И. Платова, в составе которой находился 1-й башкирский полк, нанесла поражение дивизии Себастиани. [1]

Во время Бородинского сражения 26 августа 1812 года, когда французам удалось захватить батарею Н.Н. Раевского, генерал А.П. Ермолов с одним батальоном Уфимского полка и Оренбургским драгунским полком остановил покинувшие батарею части и повел их в контратаку. Батарея была освобождена от врага. За участие в этой операции 9 офицеров-драгунов получили награды “За храбрость и неустрашимость”.

В период подготовки контрнаступления русской армии конные полки из Башкирии входили в состав подвижных конных отрядов, действовавших в тылу наполеоновских войск. В сентябре 1812 года 1-й башкирский полк находился в армейском партизанском отряде полковника И.Е. Ефремова, затем его передали полковнику Н.Д. Кудашеву, 1-й башкирский полк успешно действовал на Серпуховской, Коломенской и Калужской дорогах. Вслед за отступающими французами 7 октября вступили в Москву воинские части, среди которых было несколько сотен воинов башкирского полка и 1-й мишарский полк. Последний был оставлен в Москве и нес гарнизонную службу с 1812 по 1814 гг.

В развернувшейся “малой войне” под Рославлем отличился 1-й тептярский полк майора Темирова. Его командир был награжден орденом Св. Владимира 4 степени, прапорщик Мунасыпов и зауряд -хорунжий Ибрагимов– орденом Св. Анны 3 степени. Уральские казачьи и 3,4,5-й башкирские полки принимали участие в боевых операциях корпуса генерала П.Х. Витгенштейна, прикрывавшего дорогу на Петербург и препятствовавшего отходу армии маршала Макдональда. 2-й башкирский полк, входивший в войсковые части генерала Е.И. Чаплица, 8 октября принимал участие в разгроме отрядов Конопки. [2]

С ноября 1812 г. пятнадцать башкирских полков, с 6-го по 20-й, в составе Поволжского ополчения прикрывали от неприятеля Украину. В составе Дунайской армии находился 3-й уральский казачий полк. Оренбургские казаки составляли личный конвой М.И. Кутузова, охранявший его штаб.

Башкирская и казачья легкие конницы показали себя боеспособной частью армии. Сообщая оренбургскому военному губернатору Г.С. Волконскому о победоносном наступлении русской армии и бегстве французов, М.И. Кутузов восклицал: “Вы не можете представить, Ваше сиятельство, радости и удовольствия, с каким все и каждый из русских воинов стремится за бегущим неприятелем и с какою храбростью наши воины, в том числе и казаки и некоторые башкирские полки, поражают их”.

В заграничных походах русской армии 1813-1814 годов в штурме и во взятии городов Данцинга, Варшавы, Берлина, Лейпцига, Гамбурга, Дрездена, Эрфурта, Глогау, Веймар показали воинскую доблесть и отвагу воины 15 башкирских, двух тептярских, всех русских казачьих полков.

Участвуя в дальнейшем наступлении русской армии, 9 башкирских полков победоносно вступили в Париж. Воины всех полков были награждены серебряными медалями “За взятие Парижа 19 марта 1814 года”. Все участники войны получили серебряные медали “В память войны 1812 года”.

За проявленный особый героизм в годы войны были награждены орденами Святой Анны и Святого Владимира многие воины. Среди них были башкиры: Ирназар Давлетчурин, полковой командир 1-го полка Ихсан Абубакиров, Аюп Каюпов, Ибрагим Бикчурин, Хусаин Кучербаев, Абдулнасыр Наурузов, полковой командир 14-го полка Абдулла Сурагулов, Аралбай Акчулпанов, есаул Кутлугильде Ишимгулов и другие. [3]


Башкирские конники выработали своеобразную тактику. О действии башкирского воина в бою можно привести следующие слова одного автора: “40 шагов есть среднее расстояние для верного выстрела из лука. В сражении башкир передвигает колчан со спины на грудь, берет две стрелы в зубы, а другие две кладет на лук и пускает мгновенно одну за другой; при нападении крепко нагибается к лошади и с пронзительным криком, грудью и с засученными рукавами смело кидается на врага и , пустивши 4 стрелы, колет пикою”. Другой подчеркивал, что башкиры “мастерски владеют пикой и метко стреляют из ружей и луков,– последним действуют такой силой, что пущенная стрела на недальном расстоянии, как, например, саженях на 15 пронзает насквозь не только человека, но даже лошадь”

За мастерское владение луками французы башкир прозвали “северными амурами”. Из мемуаров французского генерала Марбо: “…Во время нашего пребывания на высотах у Пильница неприятель, в особенности русские, получили многочисленные подкрепления, из которых главное под начальством Беннигсена, состояло не менее как из 60 тыс. человек. Это подкрепление было приведено из-за Москвы и заключало в себе очень большое количество татар и башкир, вооруженных одними луками и стрелами. Наши солдаты за их луки и стрелы прозвали башкир “северными амурами”. Эти новички, еще совсем не знавшие французов, были так воодушевлены своими предводителями, что, ожидая обратить нас в бегство при первой встрече, в самый день своего появления в виду наших войск кинулись на них бесчисленными толпами, но встреченные залпами из ружей и мушкетов, башкиры вынуждены были отступить, оставив на месте битвы значительное число убитых. Эти потери вместо того чтобы охладить их наступление, казалось, только его подогрели. И, так как они двигались без всякого построения и никакая дорога их не затрудняла, то они носились вокруг наших войск, точно рои ос, прокрадываясь всюду. Настигнуть их было очень трудно, атаки этих варваров постоянно повторялись и русские поддерживали их отрядами гусаров, чтобы воспользоваться тем беспорядком, который башкиры могли произвести в том или другом месте нашей линии. Варвары громкими криками окружили наши эскадроны, пуская в них тучи своих стрел… Один из самых храбрых моих унтер-офицеров Меляэн, кавалер ордена Почетного Легиона, был ранен на вылет стрелою, которая вошедши в грудь, вышла через спину… Но в моем полку было несколько людей и лошадей раненных, да и сам я был легко ранен в ногу этим забавным снарядом”. [4]

Участник похода 1813-1814 гг. русский генерал Андрей Реавский в своих воспоминаниях рассказывает, что при отступлении Наполеон распространял слухи среди немецкого населения, что башкиры “варвары” и что “они питаются неприятелями, и особенно охотники до детей”. “По сказаниям Наполеона,– продолжает генерал Раевский,– жители Лигницы ожидали видеть диких варваров, и к удивлению , встречают приветливых, добрых воинов”.


Обмундирование было национальное: суконный кафтан синего и белого цвета, широкие шаровары такого же цвета с красными лампасами, белая остроконечная войлочная шапка, которая с двух сторон была разрезана и загнута, прочные кожаные сапоги, поясной ремень, кожаная портупея, подсумок с патронами. Воин должен был иметь двух выносливых лошадей (строевую и вьючную).



Царское правительство, широко используя башкир для военных походов, не оказывало им помощи ни вооружением, ни обмундированием. Поэтому башкиры во время боевых действий одевались весьма скромно, а лучшие одежды сохраняли для торжественных случаев и одевали их лишь после одержанных побед.

“Правда, что одежда и вид башкирцев, которые в сие время входили в Гамбург,– пишет Андрей Раевский,– поразили немцев. Но вскоре невинное простосердечие сих “людоедов” рассеяло совершенно всякое сомнение”.

В сомкнутых рядах в своих национальных нарядах проходили башкирские полки по улицам городов Европы. С восхищением рассказывает генерал Раевский случай, когда башкирские полки вошли в Гамбург в числе победителей: “Мы сами удивлялись опрятности и чистоте их одежды, которую берегли они только для случаев торжественных. Белые кафтаны и красные шапки в сомкнутых рядах нескольких полков представляли новое, но довольно приятное зрелище”.


В 1814 году башкиры, встретившись в Германии со знаменитым поэтом и ученым Гете, старались оставить о себе самое лучшее впечатление. Начальник башкирского отряда, увидев личный богатый музей Гете, подарил ему свое боевое оружие– лук и стрелу. Через одиннадцать лет после посещения башкир старик Гете с восхищением показывал этот драгоценный подарок своему другу И.П. Эккерману.

Вместе с казаками гарцевали по улицам Парижа и башкирские конники. Как писал поэт Н.К. Батюшков, в те дни:

Кипел бульвар в Париже так
Народа праздными толпами,
Когда на нем летал с нагайкою казак
Иль Северный Амур с колчаном и стерлами.

Башкирским народом были сложены исторические песни о войне 1812 года, о ее героях. Среди них до сих пор широко бытуют “Марш Кутузова”, “Эскадрон”, “Вторая армия”, “Кахым туря”, “Баик” и другие.

В песне “Любизар” есть как бы предупреждение возможным недругам России о необходимости извлечь уроки прошлого:

Враг Россию взять не смог,
Получил он здесь урок:
Русский и башкир прижали-
Побежал, не чуя ног.

Совместная борьба русского и башкирского народов против иноземных захватчиков укрепляла боевую дружбу башкирского конника и русского солдата.

Башкиры всегда гордились своим массовым участием в освобождении России от нашествия Наполеона, показав тем самым свою преданность общей Родине. В борьбе за независимость страны крепла боевая дружба народов.

Башкиры: особенности характера и традиций


Башкиры, как и все кочевники, издревле славились свободолюбием и воинственностью. И сейчас они сохранили храбрость, обостренное чувство справедливости, гордость, упрямство в отстаивании своих интересов.

При этом, в Башкирии всегда тепло встречали переселенцев, фактически бесплатно предоставляли им землю, не навязывали своих обычаев и верований. Неудивительно, что современные башкиры – очень дружелюбный и гостеприимный народ. Им полностью чужда нетерпимость к представителям других наций.

Древние законы гостеприимства до сих пор чтут и уважают в Башкортостане. К приходу гостей, даже незваных, накрывают богатый стол, а уезжающих – одаривают подарками. Необычна традиция преподносить богатые дары грудному ребенку гостей – считается, что его необходимо задобрить, ведь малыш, в отличии от своих старших родственников, ничего не может съесть в доме хозяина, а значит, может его проклясть.

Традиции и обычаи

всероссийский сабантуй

В современной Башкирии большое значение уделяется традиционному укладу, все национальные праздники празднуются в масштабе республики. А в древности обрядами сопровождались все самые значимые для человека события – рождение ребенка, свадьба, похороны.

Традиционные свадебные обряды башкир - сложные и красивые. За невесту жених выплачивал большой калым. Правда, у экономных всегда был выход: умыкнуть свою ненаглядную. В старину семьи сговаривались породниться еще до рождения детей. А помолвка между женихом и невестой (сыргатуй) проводилась в нежном возрасте 5-12 лет. Позже поиски невесты стали начинаться только при достижении мальчиком половозрелого возраста.

всероссийский сабантуй

Невесту сыну выбирали родители, а затем отправляли в выбранную семью сватов. Свадьбы устраивали с размахом: организовывали скачки, турниры по борьба и, конечно, пир. Первый год молодая жена не могла разговаривать со свекровью и свекром – это было знаком покорности и уважения. При этом этнографы отмечают очень бережное отношение к женщине в башкирской семье.

Если муж поднимал руку на жену или не обеспечивал ее, то дело могло закончиться разводом.

Развод был возможен и в случае измены женщины – в Башкирии строго относились к женскому целомудрию.

Особое отношение у башкир было к рождению ребенка. Так, беременная женщина на время становилась почти "царицей": по обычаю нужно было исполнять все ее прихоти, чтобы обеспечить появление на свет здорового малыша. Детей в башкирских семьях очень любили и редко наказывали. Подчинение было основано только на непререкаемом авторитете отца семейства. Башкирская семья всегда строилась на традиционных ценностях: почитание старших, любовь к детям, духовное развитие и правильное воспитание детей.

дети россии

В башкирской общине огромным уважением пользовались аксакалы, старейшины, хранители знаний. И сейчас настоящий башкир никогда не скажет грубого слова старику или пожилой женщине.

Культура и праздники

Культурное наследие башкирского народа невероятно богато. Героические эпосы ("Урал-батыр", "Акбузат", "Алпамыша" и другие) заставляют погрузиться в воинственное прошлое этого народа. Фольклор включает многочисленные волшебные сказания о людях, божествах и животных.

башкиры в метро

Башкиры очень любили песню и музыку – в копилке народа есть обрядовые, эпические, сатирические, бытовые песни. Кажется, что ни одна минута жизни древнего башкира не проходила без песни! Любили башкиры и танцевать, при этом многие танцы носят сложный, повествовательный характер, превращаясь то ли в пантомиму, то ли в театральное действо.

всероссийский сабантуй

Основные праздники приходились на весенне-летнюю пору, в период расцвета природы. Наиболее известны каргатуй (грачиный праздник, день прилета грачей), майдан (майский праздник), сабантуй (день плуга, окончание посевных работ), который остался самым значимым праздником башкирского народа и отмечается с большим размахом. Летом проходил джиин – праздник, на котором собирались жители нескольких соседних деревень. У женщин был свой праздничный день – обряд "кукушкин чай", к участию в котором мужчины не допускались. В праздничные дни жители сел собирались и устраивали соревнования в борьбе, беге, стрельбе, скачках, заканчивающиеся общей трапезой.

всероссийский сабантуй
всероссийский сабантуй

Скачки всегда были важным элементом празднеств. Ведь башкиры – умелые наездники, в деревнях мальчиков учили верховой езде с раннего возраста. Раньше говорили, что башкиры рождались и умирали в седле, и действительно – большая часть их жизни проходила верхом. Женщины не менее хорошо держались на лошади и при необходимости могли проскакать несколько дней. Они не закрывали лицо, в отличие от других исламских женщин, обладали правом голоса. Пожилые башкирки имели такое же влияние в общине, как и старейшины-аксакалы.

В обрядах и празднованиях наблюдается переплетение мусульманской культуры с древними языческими верованиями, прослеживается почитание сил природы.

Интересные факты о башкирах

- Башкиры сначала использовали руническую тюркскую письменность, затем арабскую. В 1920 годах был разработан алфавит на основе латиницы, а в 1940-х годах башкиры перешли на кириллический алфавит. Но, в отличии от русского, в нем 9 дополнительных букв для отображения специфических звуков.

- Башкортостан – единственное место в России, где сохранилось бортничество, то есть форма пчеловодства с собиранием меда диких пчел из дупел деревьев.

- Любимое блюдо башкир – бешбармак (блюдо из мяса и теста), а любимый напиток – кумыс.

- В Башкирии принято рукопожатие двумя руками – оно символизирует особое уважение. По отношению к старым людям такое приветствие обязательно.

- Башкиры ставят интересы общины выше личных. У них принято "башкирское братство" – забота каждого о благоденствии своего рода.

- Еще несколько десятилетий назад, задолго до официального запрета мата в публичном пространстве, в башкирском языке отсутствовала ненормативная лексика. Историки связывают это как с нормами, запрещающими сквернословить в присутствии женщин, детей и старейшин, так и с убеждением, что бранные слова наносят вред говорящему. К сожалению, со временем под влиянием других культур эту уникальную и похвальную особенность башкиры потеряли.

- Если написать название Уфа на башкирском языке, то оно будет выглядеть, как ӨФӨ. В народе ее называют "три шурупа" или "три таблетки". Эту стилизованную надпись часто можно встретить на улицах города.

- Башкиры участвовали в разгроме наполеоновской армии во время войны 1812 года. Они были вооружены только луками и стрелами. Несмотря на архаичное оружие, башкиры считались опасными противниками, и европейские солдаты прозвали их Северными амурами.

- Женские башкирские имена традиционно содержат частицы, обозначающие небесные светила: ай – луна, кон – солнце и тан – заря. Мужские имена обычно связаны с мужественностью и стойкостью.

- У башкир было два имени – одно давалось сразу после рождения вовремя заворачивания младенца в первые пеленки. Оно так и называлось – пеленочное. А второе малыш получал при обряде наречения от муллы.

Читайте также: