Какими качествами должен обладать руководитель проекта кратко

Обновлено: 01.07.2024

Мы предлагаем популярные курсы 1 с управление торговлей, а также тренинги по менеджменту, которые помогут Вам получить знания и увеличить эффективность Вашей работы.

Профессия менеджера проекта предъявляет к руководителю разноплановые требования. Их можно разделить на несколько категорий.

Знание отраслевой специфики конкретного проекта. Казалось бы, это очевидно: хочешь управлять проектами в нефтедобыче — должен быть профессиональным нефтяником, собираешься внедрять ИТ-системы — получи образование и опыт в соответствующей сфере. Однако здесь мнения расходятся, и в современном западном (преимущественно американском) менеджменте преобладает подход, согласно которому менеджер, руководивший вчера разворачиванием нефтяных платформ, сегодня может открывать сеть супермаркетов. Есть подобные примеры и в России.

Личные качества. Менеджер проекта, без сомнения, должен обладать незаурядными личными качествами, в числе которых можно выделить:

Как становятся менеджером проектов? Есть несколько основных путей.

Важную роль в становлении PM играют профессиональное обучение и оценка квалификации. В наше время для будущего или уже действующего руководителя проектов есть несколько способов повышения квалификации :

В мире разработаны различные системы оценки квалификации и сертификации менеджеров проектов. Сертификация позволяет утвердить единые подходы к проектному менеджменту, включая общий словарь профессиональных терминов, теоретические знания и практические инструменты. Для заказчика работа с сертифицированным PM означает повышенные гарантии успеха реализуемых им проектов, более продуктивную работу проектных команд. А для самого менеджера — повышение своего статуса и стоимости на рынке труда, включение в профессиональное сообщество.

Общепринятые системы сертификации базируются на одном из двух принципов:

Таким образом, значимость высокой квалификации менеджеров проекта трудно переоценить. По нашему опыту, сегодня все больше компаний приходят к выводу, что важно выстроить у себя систему непрерывного развития менеджеров проектов . Что она должна включать в себя?

  • Четко прописанную структуру проектных ролей . Ведь к каждой роли предъявляются свои профессиональные требования. Кроме менеджера проекта выделяют такие роли, как администратор проекта, главный инженер проекта (ГИП) и др.
  • Разработанные наборы компетенций для каждой проектной роли, охватывающие все описанные выше сферы: от личных качеств до профессиональных знаний и навыков. Есть много подходов к структуре, составу компетенций и методам их разработки. Какой именно подходит вашей компании, зависит от специфики ведения проектов, корпоративной культуры, трудоемкости соответствующего метода оценки сотрудников . Соответствие требованиям международных стандартов может являться составной частью корпоративной системы компетенций, но также важно учитывать и особенности вашей компании.
  • Методы оценки сотрудников и процедуры ее проведения . Здесь действует основная закономерность: чем точнее метод, тем он более трудоемкий. Также, в зависимости от выбранного метода оценки, необходимо провести подготовку оценщиков.
  • Систему обучения , которая включает в себя: программы обучения, преподавателей (тренеров), обученных проведению программ, наглядные пособия, компьютерные программы, кейсы. Создаются механизмы оценки эффективности обучения .
  • Регламенты и формы документов , обеспечивающие весь процесс работы данной системы.

Система непрерывного развития менеджеров проектов становится особенно эффективной, если она способствует реализации стратегии компании и связана с такими областями управления, как:

  • система отбора проектов и мониторинга их эффективности;
  • система отбора персонала в проекты : как с внешнего рынка, так и внутри компании;
  • система расстановки кадров;
  • система карьерного роста , включая управление кадровым резервом компании;
  • система наставничества;
  • система материальной и нематериальной мотивации персонала.

В каких отраслях нужны руководители проектов? Практически везде, причем не только в коммерческих компаниях, но и в государственных структурах. Однако есть ряд сфер, где вся деятельность по большей части состоит из проектов.

Так в строительстве каждый новый объект в той или иной степени уникален. Соответственно, и методы проектного управления применялись здесь еще в советское время, а метод критического пути изучают во всех строительных вузах.

По проектному принципу построена работа большинства ИТ-компаний и системных интеграторов, консалтинговых фирм.

Однако и в тех сферах, где деятельность выстроена на основе регулярных бизнес-процессов, можно добиться значительного повышения эффективности, применив проектные методы. У вас гораздо больше шансов успешно провести реорганизацию или внедрить новую технологию, если применить такие инструменты проектного менеджмента, как календарное планирование и распределение ответственности в команде.

С каждым годом профессия менеджера проекта становится все более перспективной и востребованной на рынке. Остается пожелать вам успеха в ее освоении!

Марина Крицкая

Большинство сотрудников поддерживают руководителя, если он хороший лидер. Именно от качеств лидера зависит, насколько успешно бизнес будет функционировать. Как минимум он должен быть нацелен на результат, уметь мотивировать команду и выстраивать с ней коммуникации.

В целом руководитель успешной компании сочетает в себе комплекс различных качеств — и личностных, и преимущественно менеджерских.

1. Расширяет возможности команды, но не занимается микроуправлением

Микроменеджмент — это чрезмерный и постоянный контроль над сотрудниками. Его считают распространенной ошибкой, которую совершают управленцы, часто даже не осознавая этого. Такая привычка начальников сильно раздражает сотрудников, убивает их интерес к работе и подавляет творческое начало.

Гораздо правильнее пытаться соблюдать баланс между советами и предоставлением свободы, демонстрировать доверие подчиненным и при этом отстаивать интересы команды.

  • Не сопротивляется делегированию задач.
  • Не погружаются в работу, которую поручил другим.
  • Не отговаривает других от принятия решений.
  • Принимая участие в работе коллег, обязательно советуется с ними.
  • Не требует частых, чуть ли не ежедневных, отчетов о работе.
  • Не игнорирует опыт и знания коллег.
  • Правильно расставляет приоритеты в делах.
  • Умеет мотивировать команду.

2. Продуктивен и ориентирован на результат

Сотрудники предпочитают быть частью продуктивной и успешной команды, а это сложно сделать, если лидер не задает тон.

Эксперты часто говорят о том, что руководитель должен следовать поведенческим моделям. Давно прошли те времена, когда он мог позволить себе показательно опаздывать на встречи.

Руководитель в определенной степени становится для сотрудников образцом для подражания. Вряд ли люди будут выкладываться на работе, если не видят такой же включенности в процесс со стороны менеджеров.

Правильная модель поведения означает и соблюдение сроков, и умение держать слово, и учет мнения сотрудников, а также другие элементы работы, которые важны для конкретного отдела, подразделения компании.

3. Отличается хорошими коммуникационными способностями

Эффективное общение — одна из составляющих успешного менеджмента. Предполагается, что руководитель должен уметь не только делиться информацией, но и хорошо слушать.

Часто много времени уходит на размышления о том, как выстраивать коммуникации с командой: как предоставлять обратную связь, общаться, расставлять приоритеты и т.д. При этом многие не обращают внимания на то, что говорят сотрудники, какие идеи предлагают, какими проблемами и решениями хотят поделиться.

Умение слушать — это эмоциональный и личный вклад в тех, кто на вас работает. Когда вы слушаете людей, они чувствуют, что их ценят.

4. Отмечает потенциал других людей

Как они это делают? Не стесняются говорить со своими сотрудниками об их потенциале. Большинство менеджеров считают, что знают все сильные стороны членов своей команды, но слишком часто они не говорят о них. Как правило, они общаются с сотрудниками тет-а-тет, чтобы получить отзывы о том, что можно улучшить в работе компании.

Как правило, люди оправдывают ожидания своего лидера. Поэтому, если вы скажете сотруднику, что верите в его способность достичь более амбициозных целей в продажах, он с большей вероятностью это сделает.

5. Не игнорирует команду

Лидеры часто становятся жертвами синдрома управления по электронной почте. Когда дел становится всё больше и больше, может показаться, что эффективнее закрыть дверь в свой кабинет. Но такую ошибку обычно совершают новички.

Команде необходимо видеть и слышать своего руководителя. Хорошим менеджерам как раз важно быть уверенными в том, что они постоянно находятся на связи с персоналом.

Поэтому, если вы заметили, что стали общаться с людьми исключительно по электронной почте, лучше назначайте индивидуальные встречи.

6. Уверенно принимает решения

Сотрудники ценят того, кто может принимать решения. Но ещё важно не только какое решение принимается, но и почему. Небольшие дополнительные усилия со стороны руководителя помогают команде понять контекст и приоритеты, улучшить свои собственные будущие решения и оставаться вовлеченными.

Как только ваша команда получит больше информации и поймет ваши приоритеты и причины, по которым вы принимаете решения, запустится цикл обратной связи. Если вы будете объяснять, с чем связано принятие того или иного решения, сотрудники будут учитывать эти критерии в своей работе.

Таким образом, вы будете давать команде возможность учиться и совершенствовать результаты.

Актуальное законодательство, справочные показатели, а также экспертная поддержка в решении спорных вопросов по бухгалтерским, кадровым и юридическим тематикам.

7. Обладает позитивным мышлением

Исследования в области социологии показывают, что наше настроение заразительно. Чем больше у вас авторитета, тем выше вероятность того, что ваше настроение влияет на других.

Из этого следует, что, какое бы настроение ни было у руководителя, окружающие его обязательно уловят. Так что, если вы настроены позитивно и излучаете энергию, ваша команда с большей вероятностью будет чувствовать себя так же.

Успешные лидеры должны уметь контролировать эмоции. Поэтому, когда вы чувствуете эмоциональное выгорание, стоит выделить время на отдых, чтобы поддержать позитивный настрой.

8. Поддерживает карьерный рост и обсуждает результаты

Чтобы предоставить сотрудникам свободу проявлять инициативу и мотивировать их на высокую производительность, менеджерам необходимо сформулировать четкие ожидания, обозначить ответственность за их выполнение и быстро реагировать, когда сотрудникам требуется поддержка.

Таким образом, руководители должны не только помогать своей команде развивать навыки и продвигаться по карьерной лестнице, но и четко осознавать ожидания и давать честные отзывы о производительности.

9. Демонстрирует ответственность

Сильный лидер несет ответственность за результаты команды, какими бы они не были — хорошими или плохими. Он считает себя и своих сотрудников ответственными за определенные действия, поэтому в команде создается атмосфера серьезного подхода к делу.

Ответственность и личный пример — одни из самых мощных инструментов, помогающих завоевать доверие команды.

  • извиняются за ошибки;
  • акцентируют внимание на работу своих сотрудников и не преувеличивают собственный вклад;
  • не боятся выражать сомнения в сложных обстоятельствах;
  • ценят время людей.

10. Проявляет эмпатию

Эмпатия — это понимание и осознанное сопереживание.

Это образ мышления, который позволяет лидерам:

  • делать более точные бизнес-прогнозы;
  • совершенствовать стратегии работы;
  • повышать лояльность своих команд;
  • проявлять гибкость в тактике переговоров.

Эмпатия помогает создать в компании комфортную атмосферу с продуктивным персоналом.

Например, если сотрудник совершает ошибку или опаздывает, то лучше сначала понять причину. Почему ошибся? Почему опаздывает? Может быть, у него проблемы в семье? Может быть, у него сложности со здоровьем?

Настоящие лидеры чутко относятся к своим командам и глубоко вникают в их мотивацию.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Мы предлагаем популярные тренинги руководителей, а также тренинги по менеджменту, которые помогут Вам получить знания и увеличить эффективность Вашей работы.

Профессия менеджера проекта предъявляет к руководителю разноплановые требования. Их можно разделить на несколько категорий.

Знание отраслевой специфики конкретного проекта. Казалось бы, это очевидно: хочешь управлять проектами в нефтедобыче — должен быть профессиональным нефтяником, собираешься внедрять ИТ-системы — получи образование и опыт в соответствующей сфере. Однако здесь мнения расходятся, и в современном западном (преимущественно американском) менеджменте преобладает подход, согласно которому менеджер, руководивший вчера разворачиванием нефтяных платформ, сегодня может открывать сеть супермаркетов. Есть подобные примеры и в России.

Личные качества. Менеджер проекта, без сомнения, должен обладать незаурядными личными качествами, в числе которых можно выделить:

Как становятся менеджером проектов? Есть несколько основных путей.

Важную роль в становлении PM играют профессиональное обучение и оценка квалификации. В наше время для будущего или уже действующего руководителя проектов есть несколько способов повышения квалификации :

В мире разработаны различные системы оценки квалификации и сертификации менеджеров проектов. Сертификация позволяет утвердить единые подходы к проектному менеджменту, включая общий словарь профессиональных терминов, теоретические знания и практические инструменты. Для заказчика работа с сертифицированным PM означает повышенные гарантии успеха реализуемых им проектов, более продуктивную работу проектных команд. А для самого менеджера — повышение своего статуса и стоимости на рынке труда, включение в профессиональное сообщество.

Общепринятые системы сертификации базируются на одном из двух принципов:

Таким образом, значимость высокой квалификации менеджеров проекта трудно переоценить. По нашему опыту, сегодня все больше компаний приходят к выводу, что важно выстроить у себя систему непрерывного развития менеджеров проектов . Что она должна включать в себя?

  • Четко прописанную структуру проектных ролей . Ведь к каждой роли предъявляются свои профессиональные требования. Кроме менеджера проекта выделяют такие роли, как администратор проекта, главный инженер проекта (ГИП) и др.
  • Разработанные наборы компетенций для каждой проектной роли, охватывающие все описанные выше сферы: от личных качеств до профессиональных знаний и навыков. Есть много подходов к структуре, составу компетенций и методам их разработки. Какой именно подходит вашей компании, зависит от специфики ведения проектов, корпоративной культуры, трудоемкости соответствующего метода оценки сотрудников . Соответствие требованиям международных стандартов может являться составной частью корпоративной системы компетенций, но также важно учитывать и особенности вашей компании.
  • Методы оценки сотрудников и процедуры ее проведения . Здесь действует основная закономерность: чем точнее метод, тем он более трудоемкий. Также, в зависимости от выбранного метода оценки, необходимо провести подготовку оценщиков.
  • Систему обучения , которая включает в себя: программы обучения, преподавателей (тренеров), обученных проведению программ, наглядные пособия, компьютерные программы, кейсы. Создаются механизмы оценки эффективности обучения .
  • Регламенты и формы документов , обеспечивающие весь процесс работы данной системы.

Система непрерывного развития менеджеров проектов становится особенно эффективной, если она способствует реализации стратегии компании и связана с такими областями управления, как:

  • система отбора проектов и мониторинга их эффективности;
  • система отбора персонала в проекты : как с внешнего рынка, так и внутри компании;
  • система расстановки кадров;
  • система карьерного роста , включая управление кадровым резервом компании;
  • система наставничества;
  • система материальной и нематериальной мотивации персонала.

В каких отраслях нужны руководители проектов? Практически везде, причем не только в коммерческих компаниях, но и в государственных структурах. Однако есть ряд сфер, где вся деятельность по большей части состоит из проектов.

Так в строительстве каждый новый объект в той или иной степени уникален. Соответственно, и методы проектного управления применялись здесь еще в советское время, а метод критического пути изучают во всех строительных вузах.

По проектному принципу построена работа большинства ИТ-компаний и системных интеграторов, консалтинговых фирм.

Однако и в тех сферах, где деятельность выстроена на основе регулярных бизнес-процессов, можно добиться значительного повышения эффективности, применив проектные методы. У вас гораздо больше шансов успешно провести реорганизацию или внедрить новую технологию, если применить такие инструменты проектного менеджмента, как календарное планирование и распределение ответственности в команде.

С каждым годом профессия менеджера проекта становится все более перспективной и востребованной на рынке. Остается пожелать вам успеха в ее освоении!


Хорошего менеджера проектов достаточно сложно найти, а успешный проектный менеджер встречается еще реже. Энди Кроув составил список из 860 лучших специалистов, ранжированных на основании оценок клиентов и коллег. В этой статье мы рассмотрим характеристики тех, кто возглавил этот список. Не удивительно, что успешное проектное управление – это не просто способность достичь очередной вехи проекта.

Ниже представлено 10 характеристик проектного менеджера, способного воплотить любую идею в жизнь:

Подводя итог, можно сказать, что успешный руководитель проекта планирует, управляет и контролирует все детали так, что все остальные могут расслабиться.

Спасибо, Вы подписаны на рассылку!

С этого дня Вы будете регулярно получать полезные и исключительно практичные материалы по проектному управлению.

Станьте частью проектного сообщества!

Так же будет интересно:

Я много лет рассказывала о ценности применения метода контрольных точек, о реально работающих в проектном менеджменте документах и об эффекте применения ИСУП. Не секрет, что транслировать лучшие практики гораздо проще, чем применять их самим. Но вот настал тот день, когда мне вновь пришлось использовать эти наработки, но уже в личных целях.

В управлении проектами хорошо работающая мотивация может быть отличным рычагом, помогающим выполнять проект успешно. И наоборот – проблемы с расчетом и выплатой бонусов могут демотивировать и даже стать причиной провалов проектов. В этой статье поговорим о том, как можно настроить простой и быстрый расчет мотивации и как в этом помогает информационная система управления проектами.

Читайте также: