Каким приказом утверждена концепция развития школьных информационно библиотечных центров

Обновлено: 06.07.2024

Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами в работе школьных библиотек, учитывая опыт, исследования и практику отечественных и зарубежных библиоструктур. В данном документе определяются цели, задачи, проблемы, функции, основные направления развития, этапы, а также ожидаемые результаты и система организации контроля над реализацией концепции.

Концепция разработана с учетом следующих документов:

Переход к информационному обществу и увеличение роли информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности требует от школьных библиотек преобразований во всех направлениях своей работы. О такой необходимости и говорится в Федеральной программе развития образования, ФГОС, где отводится особое внимание воспитанию и формированию будущих успешных, активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Одной из новых инфраструктур в образовательной организации, которая будет способна обеспечить современные условия для обновления учебного процесса в условиях реализации ФГОС, готова стать школьная библиотека при реорганизации её в библиотечный информационный центр.

Библиотека в школе — это инфраструктурная основа образовательной деятельности, обеспечивающая необходимые условия для осуществления обучения, ориентированного на самоопределение и комплексном системном удовлетворении образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Информационное пространство школьной библиотеки даёт равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на печатных, мультимедийных и цифровых носителях.

Современная библиотека школы может обеспечивать как образовательную, так и воспитательную, гражданско-патриотическую, духовно-нравственную, информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную, досуговую деятельность.

Школьная библиотека – является также и социальным пространством для всех участников образовательного процесса, местом коллективного мышления и творчества, центром грамотности по формированию читательских навыков, здесь возможен обмен между преподавателями актуальными педагогическими методиками, информационными, цифровыми, электронными ресурсами.

Школьная библиотека является общедоступной для учащихся школы, педагогов, работников школы, родителей учащихся. Вместе с этим, школьная библиотека является неотъемлемой частью системы образования. Основными препятствиями к развитию школьной библиотеки в настоящее время являются: несовершенство нормативной правовой базы, слабая материально-техническая база, старение библиотечного фонда, недостаточность информационно-ресурсного и программного обеспечения.

Требования ФГОС значительно расширили перечень предоставляемых школьной библиотекой услуг.

Организация дополнительного профессионального образования педагогов-библиотекарей требует дальнейшего развития. Отмечается потребность в электронных курсах с применением дистанционных образовательных технологий, раскрывающих вопросы эффективного участия школьных библиотек в деятельности образовательной организации. В материально-техническом и информационно-ресурсном обеспечении наблюдается несоответствие технического оснащения школьных библиотек возрастающим требованиям современной образовательной деятельности, что выражается в нехватке площадей, современной мебели для школьных библиотек, мультимедийной и компьютерной техники.

Необходимо частично обновить фонды классической литературы, произведений современных авторов, детской литературы, а также произведений гражданско-патриотической направленности, используемые при освоении основных общеобразовательных программ.

В настоящее время школьная библиотека, только становится активной частью сформированной уже в школе инфраструктуры чтения и не в полной мере выполняет свою функцию по воспитанию квалифицированного читателя, но реорганизация в информационно-библиотечный центр должна ускорить этот процесс.

Создание качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания учащихся, родителей, преподавателей на основе новых информационных технологий, сетевых информационных технологий. Формирование современной школьной библиотеки как ключевого инструмента новой инфраструктуры образовательной организации, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания.

5.Функции школьной библиотеки в условиях реализации ФГОС

Традиционно библиотекам принадлежит роль духовно-нравственного развития обучающихся, создания условий социальной ситуации их развития, интеграции образовательного пространства, самосовершенствования всех участников образовательного процесса. В организациях общего образования происходит формирование квалифицированного читателя, пользователя общедоступных библиотек, и развитие навыков библиографического поиска и использования библиотечных ресурсов должно закладываться в первую очередь школьной библиотекой. Реорганизация школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр должна стать фундаментом и необходимым условием для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), то есть стать организационным и функциональным центром образовательного процесса, инфраструктурной основой для обеспечения условий реализации ФГОС в образовательных организациях. Информационно-библиотечный центр должен быть центром внедрения инновационных технологий работы с информацией, распространения лучших практик работы с программным обеспечением для самообразования, поиска, обработки и распространения информации, поддерживать инфраструктуру виртуального образовательного пространства школы, систем электронного (дистанционного) обучения. Таким образом, в работе библиотекаря акцент делается на использовании современных технологий работы с информацией, ее фокус смещается от книговыдачи в сторону предоставления широкого спектра электронного контента, непрерывного процесса обучения и консультирования пользователей по работе с информацией.

Библиотечно-информационный центр имеет следующие функции:

  • Информационно-методическая функция информационно-библиотечного центра обеспечивает доступ участников образовательного процесса к информации, способствует формированию метапредметной деятельности, всестороннему овладению навыками работы с информацией. Кроме того, данная функция предполагает развитие информационной культуры педагогических работников и обеспечивает кадровые условия реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС.
  • Культурно-просветительская функция информационно-библиотечных центров играет решающую роль при формировании личностных результатов, определенных ФГОС, таких как формирование целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению, самообразованию и развитию, воспитание гражданской идентичности и передачи всего комплекса ценностей, заложенных федеральными государственными образовательными стандартами. При подборе информационных ресурсов педагог-библиотекарь должен быть чувствителен к заинтересованности посетителей, рекомендовать контент, ориентированный на их запросы.
  • Образовательная функция способствует интеграции отдельных предметных дисциплин в рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.
  • Профориентационная функция информационно-библиотечных центров обеспечивает возможность самоопределения обучающихся, позволяет сформировать индивидуальную образовательную траекторию и способствует развитию способности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни
  • Воспитательная функция информационно-библиотечного центра связана с воспитательной стороной образовательного процесса и позволяет обеспечить необходимое возрастное психофизическое развитие и вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
  • Обеспечивающая функция позволяет информационно-библиотечным центрам образовательных организаций обеспечить необходимые условия реализации ФГОС, предоставить участникам образовательного процесса необходимое учебно-методическое, информационное и ресурсное обеспечение.
  1. Основные направления реализации Концепции

Выполнение целей и основных задач деятельности ИБЦ возможна только через этапы реализации.

Основной этап – это информационно-ресурсный, предоставляющий возможность свободного и быстрого доступа к информации, путем формирования, хранения и предоставления читателю многочисленных ресурсных фондов на различных носителях. Главные основы деятельности информационно-ресурсного этапа:

  • высокий уровень качества обслуживания;
  • стабильность регламентированного обслуживания;
  • комфортность (удобство получения и пользования);
  • оперативность предоставления услуг;
  • гибкость в соответствии с динамикой потребительского спроса;
  • креативность (умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на применение новых форм обслуживания).

Требования современной жизни делают актуальной проблему развития у школьников исследовательской компетентности и творчества. Успех этой работы возможен только при создании в школе специальных технико-технологических, учебно-методических, информационно-педагогических условий. Именно это и является основной целью информационно-ресурсного этапа информационно-библиотечного центра.

Задачи информационно-ресурсного этапа:

  • включение библиотеки в единое образовательно-информационное пространство школы;
  • расширение объема библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникативных технологий и улучшения материально- технического обеспечения.

Главная задача этапа – создание в школе образовательной среды, способствующей приобщению к чтению. Основными характеристиками такой среды являются:

  • информационная насыщенность;
  • свободный доступ к информации;
  • развивающее, воспитывающее образовательное пространство школы;
  • обогащение и расширение приемов, методов работы учителя, библиотекаря, психолога,и др.;
  • профессиональный и творческий рост коллектива;
  • читательская и информационная грамотность всех участников образовательного процесса.
  • умением мыслить системно;
  • умением мыслить стратегически;
  • умением мыслить критически;
  • умением мыслить творчески.

Хорошо отработанный этот этап в образовательном учреждении даст ученикам возможность осознать значимость чтения для своего успешного обучения другим предметам. У них будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Дети начальной школы получат возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
  • составлять краткую аннотацию на литературное произведение и писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с детской периодикой, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Ученики среднего и старшего звена научатся:

  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации;
  • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию прочитанных текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  • извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников на различных информационных носителях;
  • осуществлять информационную переработку текста, создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров;
  • высказывать и отстаивать собственную точку зрения при решении возникающих проблем.

Важнейшей составляющей частью работы на этом этапе является библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
  • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
  • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзор новых поступлений и публикаций).

На этом этапе так же возможна работа с родителями:

  • удовлетворять запросы пользователей и информировать о новых поступлениях;
  • консультировать по вопросам организации семейного чтения, знакомить с информацией, по воспитанию детей;
  • консультировать, по вопросам учебных изданий, адресованных учащимся.

Таким образом, школьная библиотека, реорганизованная в информационно-библиотечный центр, станет частью единого информационного пространства школы, своеобразным центром притяжения, где неограничен доступ к информации, где тщательно подобраны и систематизированы разнообразные информационные материалы, представляющее разные уровни сложности, где можно интересно поработать или просто спокойно посидеть в тишине листая новую книгу. Словом, реализация принципа свободного доступа к информации с помощью систематического обучения стратегиям информационной деятельности на всех образовательных ступенях и по всем областям содержания образования благодаря будущему информационно-библиотечному центру становится в школе реальностью.

В рамках совершенствования нормативной правовой базы должна быть обеспечена актуализация ФГОС в части установления требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ, в том числе кадровым, финансовым и материально-техническим условиям школьных библиотек.

Для реализации Концепции необходимо:

  • создание нормативной базы библиотеки;
  • создание материально-технических условий;
  • увеличение количества книговыдачи;
  • формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.
  • создать условия для организации широкого спектра творческой и игровой деятельности;
  • обеспечить свободный доступ для участников образовательных отношений к информационным и электронным образовательным ресурсам с учетом необходимости защиты авторских и смежных прав;
  • обеспечить пополнение фондов как печатными, так и электронными изданиями;
  • обеспечить доступ к современным программным средствам работы с информацией, в том числе основанным на облачных технологиях.

7.Ожидаемые конечные результаты реализации

  • Оснащение школьной библиотеки современным оборудованием;
  • овладение библиотекарем школы новыми информационными технологиями;
  • увеличение библиотечного фонда;
  • обеспечение учеников и учителей свободным доступом в Интернет;
  • увеличение читательской активности;
  • создание условий для самообразования учащихся и педагогов;
  • обмен информацией с читателями через сайт школы;
  • повышение качества научных работ учащихся и учителей;
  • отказ от бумажной картотеки;
  • развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приобретенных потребностей учащихся;
  • создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге;
  • позиционирование библиотеки в информационно — досуговый центр школы.
  1. Мероприятия по реализации Концепции
  • Обновление нормативно-правовой базы деятельности школьной библиотеки в соответствии с современными требованиями к образованию;
  • реорганизация школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр;
  • материально-техническое обеспечение деятельности школьной библиотеки, обеспечивающее возможность активного участия в реализации Всероссийской и региональной Концепции развития информационно-библиотечных центров;
  • включение школьной библиотеки в региональные программы информатизации образовательных организаций региона;
  • организация мониторинга развития библиотеки;
  • развитие системы повышения квалификации педагога-библиотекаря;
  • разработка программ социального партнёрства школьной библиотеки с библиотеками других типов, учреждениями культуры, общественными организациями;
  • создание автоматизированной информационно-библиотечной системы (АИБС)

9.Система организации контроля над исполнением Концепции

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 июля 2018 года N ТС-1627/08

О школьных информационно-библиотечных центрах

Министерство образования и науки Российской Федерации информирует, что в соответствии с пунктом 5 плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, в рамках выполнения подпункта "е" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 января 2016 года N ПР-15ГС по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования Российской Федерации, состоявшегося 23 декабря 2015 года, и в соответствии с Концепцией развития школьных информационно-библиотечных центров (далее - Концепция), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2016 г. N 715, 22 февраля 2018 г. был утвержден План ("дорожная карта") реализации Концепции.

В целях создания сети школьных библиотек и информационно-библиотечных центров образовательных организаций Информационный центр "Библиотека имени К.Д.Ушинского" Федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия образования" (далее - ИЦ "Библиотека имени К.Д.Ушинского" РАО) определен в качестве оператора реализации Концепции.

ИЦ "Библиотека имени К.Д.Ушинского" РАО наделяется полномочиями Федерального информационно-методического центра поддержки развития школьных библиотек и информационно-библиотечных центров образовательных организаций и реализует деятельность по следующим направлениям:

- централизованная информационно-методическая поддержка деятельности библиотек общеобразовательных организаций;

- координация деятельности региональных информационно-методических и ресурсных центров по вопросам развития школьных библиотек и информационно-библиотечных центров образовательных организаций;

- мониторинг реализации Концепции и мероприятий, направленных на поддержку библиотек общеобразовательных организаций;

- исследовательская и экспериментальная работа по изучению, внедрению и апробации лучшего российского и зарубежного опыта деятельности библиотек образовательных организаций;

- создание инфраструктуры повышения квалификации и переподготовки кадров, участвующих в деятельности школьных библиотек и информационно-библиотечных центров образовательных организаций;

- сопровождение федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- организация и проведение мероприятий по обмену опытом между школьными библиотеками и информационно-библиотечными центрами образовательных организаций;

- участие в освещении хода реализации Концепции и мероприятий, направленных на поддержку библиотек образовательных организаций в СМИ;

- взаимодействие с библиотеками системы Министерства культуры Российской Федерации, с федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями, а также государственными учреждениями и общественными объединениями по вопросам развития школьных библиотек и информационно-библиотечных центров образовательных организаций.

На основании вышеизложенного субъектам Российской Федерации необходимо наладить взаимодействие с ИЦ "Библиотека имени К.Д.Ушинского" РАО.

Контактные данные ответственного представителя ИЦ "Библиотека имени К.Д.Ушинского" РАО:

- Березина Ирина Валентиновна, заведующий информационно-методическим сектором по развитию школьных библиотек методического отдела:

- тел. моб.: (926) 264-11 -08.

Контакты ИЦ "Библиотека имени К.Д.Ушинского" РАО:

Министерство образования и науки Российской Федерации также сообщает, что в соответствии с решениями, принятыми по итогам Всероссийского совещания "Реализация Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров: управленческий аспект", состоявшегося 28 февраля 2018 г., а также в соответствии с решениями, озвученными 17 мая 2018 г. на совещании в режиме видеоконференцсвязи с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, необходимо:

1. В каждом субъекте Российской Федерации назначить ответственного специалиста за реализацию Концепции из числа сотрудников органов управления образованием либо специалистов регионального информационно-библиотечного центра (на усмотрение субъекта Российской Федерации) и сообщить его контактные данные.

2. Утвердить региональные концепции развития школьных информационно-библиотечных центров и планы ("дорожные карты") реализации концепций в каждом субъекте РФ, разместить документы на сетевых ресурсах субъектов Российской Федерации.

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

5. Каждому субъекту Российской Федерации принять участие в ежеквартальном мониторинге, проводимом ИЦ "Библиотека имени К.Д.Ушинского" РАО о рамках выполнения мероприятия N 36 Плана ("дорожной карты") реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации 22 февраля 2018 г. (приложение 2*).

от 15 июня 2016 г. N 715

РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ ЦЕНТРОВ

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития информационно-библиотечных центров в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (далее - образовательные организации, школьные библиотеки), в Российской Федерации.

Масштаб и глубина необходимых преобразований школьных библиотек обусловлены вызовами системе образования, связанными с переходом к постиндустриальному информационному обществу, возрастанием роли информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, усилением влияния профессионального сообщества и общественных организаций на требования к современной системе образования.

На заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в декабре 2015 года Президентом Российской Федерации были обозначены целевые ориентиры развития общего образования страны, в том числе создание новой инфраструктуры образовательных организаций, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания, обновление учебного оборудования, школьных библиотек и иных средств, необходимых для внедрения в образовательные организации эффективных образовательных технологий и педагогических методик.

Приказом Минобрнауки России от 15 июня 2016 года №715 утверждена Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров.

Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития школьных информационно-библиотечных центров в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в РФ (далее – Концепция). Разработка Концепции обусловлена обновлением значения и содержания школьных библиотек для современного мира.

Теперь школьные библиотеки становятся инфраструктурной основой образовательной деятельности, пространством, обеспечивающим доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям, говорится в документе.

Школьная библиотека в настоящее время должна взять на себя не только образовательную, но и воспитательную (в т.ч. гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание), информационно-просветительскую, профориентационную и досуговую функции.

В передовых образовательных организациях школьная библиотека становится естественным местом обмена актуальными педагогическими методиками, пространством развития педагогических работников.

Среди проблем развития школьных библиотек в Концепции обозначены:

  • несовершенство правовой базы;
  • проблема кадрового обеспечения;
  • слабая материально-техническая база;
  • старение библиотечного фонда;
  • отсутствие сетевого взаимодействия;
  • необходимость модернизации системы методического сопровождения педагогов-библиотекарей и их дополнительного профобразования;
  • другие.

В документе отмечается, что школьные библиотеки пока не стали активными субъектами формируемой в стране инфраструктуры чтения и не в полной мере выполняют свою функцию по воспитанию квалифицированного читателя; что наблюдается накопленное структурное отставание от стран, использующих современные модели школьного обучения.

Для эффективного развития школьных библиотек необходимо реализовать целый ряд мероприятий. Например, предлагается:

Предполагается, что в результате реализации Концепции будет создано целостное образовательно-информационное поле, которое полностью обеспечит современную инфраструктуру для регулярного обновления содержания общего образования и комплексной поддержки образовательной деятельности.

Считается, что реализация Концепции обеспечит создание условий для развития образовательных организаций, в т.ч. школьных библиотек, что улучшит качество преподавания и изучения учебных предметов.

Департаменту государственной политики в сфере общего образования поручено до 30 сентября 2016 года разработать план мероприятий по реализации Концепции и представить его на утверждение Минобрнауки России.

Читайте также: