Каким опытом можно доказать что на свету в листьях образуются органические вещества 6 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Какие вещества входят в состав растений?
Ответ:
Минеральные и органические вещества, а также вода.

Какие органические вещества вы знаете?
Ответ:
Жиры, белки и углеводы.

Какое вещество придаёт листьям зелёную окраску?
Ответ:
В растительной клетке находятся такие органоиды, как - хлоропласты. В хлоропластах находится вещество хлорофилл. Именно это вещество придаёт растению зелёный цвет.

Какие условия необходимы для образования крахмала в листе?
Ответ:
Для того, чтобы в листе растения образовался крахмал, должен произойти процесс фотосинтеза. Чтобы происходил этот процесс нужен солнечный свет, углекислый газ в воздухе и вода.

Какой опыт можно провести, чтобы доказать, что для образования крахмала в листьях необходим свет?
Ответ:
На лист накладывается темный трафарет и лист выставляется на яркий свет на пару дней. Потом на лист наносится раствор йода. Освещенные участки листа станут фиолетовыми, сигнализируя наличие крахмала.

Почему раствор йода не окрашивает в синий цвет белую каёмку ли­ста герани окаймлённой?
Ответ:
Раствор йода не окрашивает белую каемку листа герани окаймленной из-за того, что в белой каемке листа отсутствует хлорофилл. А именно при участии хлорофилла в процессе фотосинтеза в зеленых листьях, в данном случае в зеленой их части, образуется крахмал. Получается, что если в белой каемке нет хлорофилла, то нет и крахмала и, соответственно, не наблюдается окрашивание раствором йода в синий цвет.

Из каких веществ образуется сахар в зелёных листьях растений?
Ответ:
Для образования сахара нужны углекислый газ, поступающий через устьица, и вода, которую поглощают корни из почвы.

Какой опыт показывает, что наземные растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород?
Ответ:
Чтобы показать, что наземные растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород, можно поставить следующий опыт. Взять стеклянный колпак, поставить под него растение и свечу. На свету свеча будет долго гореть, т. к. имеется доступ кислорода от фотосинтезирующего растения. Если это же проделать в темноте, то свеча быстро погаснет, поскольку фотосинтез у растения не будет идти и кислород оно не будет выделять, а углекислота будет накапливаться.

Можно ли утверждать, что строение листа приспособлено к осу­ществлению фотосинтеза?
Ответ:
Да, так как во всех зелёных частях цветка может происходить фотосинтез. Значит строение листа приспособлено к фотосинтезу.

Как вы думаете, выделяют ли кислород водные растения?
Ответ:
Водные растения, так же как и наземные, осуществляют процесс фотосинтеза, поглощают из воды углекислый газ и выделяют в нее кислород.

§ 16. Фотосинтез - Пасечник. 6 класс. Учебник

2. Соберите прибор, показанный на рисунке 70. В банку налейте воду, насыщенную углекислым газом. Поставьте банку на яркий свет. Наблюдайте за выделением газа веточками элодеи. Когда газ полностью вытеснит воду из пробирки, убедитесь с помощью горящей лучинки, что этот газ — кислород. Сделайте вывод.

Вывод: газ (в нашем случае кислород) может полностью заполнить весь объем пробирки вытеснив оттуда воду.

§ 16. Фотосинтез - Пасечник. 6 класс. Учебник

Задания

Роль зелёных растений в обеспечении энергией живых организмов на нашей планете

Без всякого преувеличения можно утверждать что зелёные растения — это главный поставщик энергии для живых организмов на нашей планете. Не будь зелёных растений и жизнь на Земле была бы невозможна: люди и животные исчезли бы с лица планеты за считанные часы.

Это действительно так! Солнце — главный источник энергии на планете. Оно согревает и освещает Землю и всё живущее на ней. Но без зелёных растений ни люди, ни животные не смогли бы в полной мере воспользоваться щедростью солнца. Зелёные растения своими листьями ловят каждый лучик света и под его воздействием преобразуют его в энергию, которой могут воспользоваться люди и животные.

Например, растения умеют преобразовывать неорганические вещества в органические. Под лучами солнца они из воды и углекислого газа синтезируют глюкозу, а из неё они делают такие необходимые нам и животным белки, жиры и углеводы. Употребляя растения в пищу живые существа на планете наполняются энергией, необходимой для роста, развития и продолжения рода.

Растения способны передавать нам энергию не только при употреблении их в пищу, но и другими путями. Например, несколько миллионов лет назад из древних умерших растений образовались самые разнообразные полезные ископаемые: торф, уголь, горючие сланцы и т.д.

Добывая эти полезные ископаемые современный человек получает энергию необходимую ему для обогрева жилища и получения электричества. Так что без растений мы не смогли бы пользоваться ни компьютером, ни телевизором, ни холодильником, ни стиральной машиной. Мало того, вся промышленность, оставшись без энергии, не смогла бы произвести ни одну нужную человеку вещь.

Зелёные растения не только дают всему живому энергию, но и создают условия, чтобы этой энергией мы могли воспользоваться. Человек не может действовать и развиваться без кислорода. Животные не могут охотиться и жить не дыша. Все живое должно дышать, причём не просто дышать, а вдыхать кислород.

Но способность преобразовывать в кислород углекислый газ есть только у зелёных растений, в листьях которых находятся уникальные пластиды — хлоропласты. Словно маленькие химические фабрики они день за днём поглощают миллионы кубометров углекислого газа и производят необходимый для дыхания всего живого кислород. Так что зелёные растения — это лёгкие планеты, которые наполняют людей и животных энергией жизни — кислородом.

Роль зелёных растений в обеспечении энергией живых организмов на нашей планете сложно переоценить — ведь именно они дают нам пищу, тепло, кислород и все, что необходимо людям и животным для жизни на Земле.

Словарик

Фотосинтез — это процесс образования органических веществ из неорганических, используя световую энергию.

fotosintez

Как же осуществляется фотосинтез?

Через устьичные щели в лист поступает углекислый газ. При попадании солнечных лучей на поверхность листа в его хлоропластах происходит сложный процесс: из углекислого газа и воды, всасываемой корнями, образуется органическое вещество — сахар (глюкоза). При этом выделяется кислород. Частично он используется растениями для дыхания, а излишки поступают в воздух также через устьица. Сахар затем превращается в крахмал. Крахмал в воде не растворяется. Образование сахара на свету при участии воды и углекислого газа происходит только в хлоропластах и только за счет энергии солнечного света.

Следовательно, процесс образования в хлоропластах на свету органических веществ из воды и углекислого газа с выделением кислорода называется фотосинтезом (рис.1).

фотосинтез

Рис.1 Процесс фотосинтеза

История открытия фотосинтеза

Первые опыты по изучению питания растений провел в 1630 г. голландский врач Ян Батист ван Гельмонт. Он доказал, что растения не получают органические вещества в готовом виде из почвы, а сами образуют их (рис.2)

Опыт Яна ван Гельмонта

Рис.2 Опыт Яна Батиста ван Гельмонта

А швейцарский естествоиспытатель Жан Сенебье доказал, что растения используют углекислый газ.

Русский ученый К. А. Тимирязев (1843-1920) впервые описал роль хлорофилла (пигмент, который находится в хлоропластах) в фотосинтезе. Он назвал фотосинтез космическим процессом. Растения используют космическую энергию Солнца. Жизнь как явление существует на нашей планете, только благодаря фотосинтезу, обеспечивающему питанием и кислородом все живое. Может, благодаря фотосинтезу наша планета единственная в Космосе, населенная живыми существами?

Опыт доказывающий образование крахмала в листьях

Доказать процесс образования крахмала в листьях можно путем постановки простого опыта (рис.3)

образование крахмала на свету

Рис.3 Образование крахмала в зеленых листьях на свету

Комнатное растение, желательно пеларгонию или примулу, хорошо поливают и ставят в темное место на 2-3 дня. За это время растением расходуется ранее образованный в листьях крахмал. Через 2—3 дня несколько листьев на растении закрывают с двух сторон черной бумагой так, чтобы часть поверхности листа оставалась открытой. Растение выставляют на свет.


Через сутки бумагу убирают, лист срывают, опускают его на одну минуту в кипяток, затем переносят в посуду с горячим спиртом, который в целях предосторожности подогревается на водяной бане. Обесцвеченный лист ополаскивают холодной водой и помещают в плоский сосуд. Расправленный лист заливают слабым раствором йода. Через 2—3 мин можно увидеть, что закрытая часть листа не изменила своего цвета, а та часть листа, на которую попадал свет, окрасилась в синий цвет.

Обработка йодом помогает обнаружить в клетках крахмал. Следовательно, крахмал образуется в листьях только на свету.

В ходе фотосинтеза растение использует углекислый газ и выделяет кислород, который поддерживает горение. Это можно подтвердить следующим опытом.

Следует взять две банки (0,8 л) из светлого стекла и поместить в каждую по 5-6 веточек традесканции. Чтобы растения не завяли, в банки наливают немного воды. Затем небольшие свечи, укрепленные на проволоке, зажигают, опускают в банки и закрывают их. Вскоре свечи погаснут, что указывает на отсутствие в банке кислорода и на увеличение содержания углекислого газа, образовавшегося в результате горения свеч. Свечи вынимают, закрывают обе банки стеклом и выставляют одну на свет, а другую — в темное место. На следующий день банки открывают и опять опускают туда на проволоке зажженные свечи. В банке, стоявшей на свету, свеча горит, а в банке, находившейся в темном месте, — гаснет (рис.4).

образование кислорода

Рис. 4 Образование кислорода на свету

Таким образом, вы снова убедились, что зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, который поддерживает горение, только на свету, т. е. в процессе фотосинтеза. А при дыхании растения, как и все живые организмы, поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

Подводим итог

Фотосинтез — основа воздушного питания растений. При фотосинтезе зеленые растения с помощью хлорофилла извлекают энергию из солнечного света и с ее помощью создают органические вещества из углекислого газа и воды. Как побочный результат при фотосинтезе выделяется кислород.

Через несколько суток отделим лист и поместим его на \(2\)–\(3\) минуты в кипящую воду, а затем в нагретый спирт. Хлорофилл из листа перейдёт в спирт, лист станет бледным, а спирт окрасится в зелёный цвет.

Поместим промытый в воде лист в слабый раствор йода. Лист немного пожелтеет, но окраску не изменит. Значит, в темноте крахмал в листьях растения не синтезируется.

Изменим условия опыта. На этом же растении часть одного листа закроем с двух сторон непрозрачными бумажными полосками. Поместим растение в освещённое место.

Через сутки срежем лист, снимем с него полоски бумаги и обработаем, как в предыдущем опыте — кипятком, горячим спиртом и раствором йода. Та часть листа, которая была закрыта от света, немного окрасится йодом в желтоватый цвет, а большая его часть станет синей.

Читайте также: