Каким образом складывалась судьба политической науки в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

В России политические исследования начались в конце XIX в. Но они в то время велись в рамках философии (работы Н. А. Бердяева, С. Н. Трубецкого, И. А. Ильина), права (Б. Н. Чичерин, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, В. М. Хвостов), истории (П. Н. Милюков, В. О. Ключевский, С. М. Соловьев, В. А. Бутенко), социологии (А. И. Стронин, П. А. Сорокин, М. М. Ковалевский), географии (В. П. Семенов-Тян-Шанский, Д. А. Милютин).

Выделение самостоятельной политической теории только намечалось.

Институциализации русской политологии мешало непризнание ее как науки царским режимом. Поэтому в императорских университетах запрещалось читать курсы и создавать кафедры и отделения политической науки.

Политической науки среди них нет. Ее, надо полагать, каким-то образом заменяли ближайшие к ней по предмету исследования русское государственное право и международное право. Вот почему среди начинателей и подвижников зарождавшейся русской политологии так много специалистов с юридическим образованием.

Диплом юриста имели:

Как видим, первых русских политологов волновали вопросы государственного строительства и парламентаризма, развития демократии и общественного мнения, роли политических партий.

Не видя примеров функционирования некоторых институтов и организаций в собственной стране, русские политологи обращались к опыту передовых стран, выезжали за границу, перенимали знания и опыт, проводили совместные исследования. Но несмотря на достаточно высокий уровень политических исследований, институциализация политической науки в царской России не была завершена и русская школа политологии не успела сложиться.

Институциализация политологии в нашей стране началась только в конце 1980-х гг., хотя отдельные ее элементы имели место и ранее.

Так, в 1955 г. советские ученые через Советское общество дружбы и культурных связей были представлены в Международной ассоциации политической науки (МАПН), созданной под эгидой ЮНЕСКО в 1949 г.

В декабре 1960 г. была создана Советская ассоциация политических (государствоведческих) наук (С АПН), ставшая членом МАПН в 1961 г. Первым президентом С АПН был избран Г.X. Шахназаров.

В становлении и институциализации политологии в России явно выделяются три этапа:

  1. Этап зарождения политической науки в царской России (с конца XIX в. до 1917 г.). В империи не было завершенной демократической политической системы – предмета исследования политологов, поэтому политические исследования были несистематическими, часто посвящались зарубежным конституциям, правовым и избирательным системам, государствам, партиям. Кроме того, не было возможности создавать кафедры, факультеты научных центров, сообщества политологов. На этом этапе политология в России не была институционализирована.
  2. Этап подспудного существования политической науки в Советской России (1917–1989). Политология не развивалось не столько потому, что отсутствовал предмет исследования, сколько потому, что ее выводы априори не устраивали власть. Невозможны были не только единичные исследования, но и сам факт признания кого-либо политологом. Тем не менее политологические исследования имели место в рамках других наук, и институциализация, хотя и случайным образом, шла (создание САПН, вступление ее в МАПН).
  3. Этап институционализации политологии в демократической России (с 1989 г. по настоящее время).

Приходится констатировать, что институциализация политологии, как и многого другого в политической сфере российского общества (парламента, прав и свобод человека, политических партий, выборов, демократии), имела искусственный, разрешительно-предписательный, а не естественный, потребностно-явочный (т. е. идущий от потребностей общества и осуществляемый явочным порядком граждан) характер.


Рассмотрены трансформационные процессы становления политической науки в России. Посредством системного анализа установлен ряд причин, сдерживающих процесс институционализации политологии в отечественном научном сообществе. Определены текущие проблемы, препятствующие качественному развитию политических институтов в современной России.

Ключевые слова: политическая наука ; трансформационные процессы; институционализация; научное сообщество; системный анализ; политические школы.

The transformational processes in the formation of Russian Federation’s political science are considered. Through a system analysis, a number of reasons that hinder the process of political science institutionalization in the domestic scientific community are identified. The current issues hindering the qualitative development of political institutions in modern Russia are determined.

Keywords: political science; transformational processes; institutionalization; science community; system analysis; political schools.

Попытки оценить состояние и тенденции развития политической науки в России предпринимались неоднократно. Проследить специфику трансформационного пути становления политологии в России видится возможным при помощи системного анализа. Научная новизна работы представляет собой оценку этапов институционализации науки в ретроспективе многовековой истории Российской Империи, основываясь на парадигму исторического детерминизма.

Cовременное научное сообщество выделяет три этапа формирования политологии как науки в государстве, а именно:

– зарождение политической науки в царской России (с конца XIX в. до 1917 г.);

– подспудное существование политической науки в СССР (1917 г.- 1989 гг.);

– институционализация политологии в современной России (с 1989 г. по настоящее время).

Развитие политической мысли в РФ началось в XIX веке в рамках смежных дисциплин, таких как философия, правоведение, социология и история. Особенностью русской дореволюционной школы было то, что зачатки политической науки в ее современном понимании формировались, преимущественно, на основе правоведческих концептов. Тогда особое значение приобрели работы Н. А. Бердяева, Б. Н. Чичерина, С. М. Соловьева, Д. А. Милютина, В. О. Ключевского, которые исследовав вопросы государственного строительства и парламентаризма, выявили определенную взаимообусловленность исторических событий, ознаменовавших динамику развития политико-властных отношений [4, с.178].

Серьезной проблемой в Российской Империи стало отсутствие предмета исследования политологии, поэтому политические исследования носили несистемный характер, часто имели уклон в правовую сферу, исследуя зарубежные конституции и их избирательные системы.

Несмотря на весомую методологическую базу, составляющую научно-методические разработки в области исследований по смежным с политологией наукам, вопрос о ее развитии и утверждении в перечне социо-гуманитарных знаний в Царской России был закрыт. Обусловливалось данное обстоятельство авторитаризмом властной элиты, ее закрытостью к диалогу с обществом, существовавшей цензурой, и, разумеется, низким уровнем культуры и среднестатистического образования граждан.

Исходя из этого, следствием стало отсутствие понимания цели развития качественно новых механизмов, нацеленных на анализ принятых властных решений, социальных потребностей для дальнейшего планирования и прогнозирования стратегии государственного развития как во внутренней, так и во внешней политики.

Согласимся с мнением А. И. Соловьева в том, что менталитет русского человека оказал особое влияние на статику развития политологии как науки из-за своей особенности испокон веков подчиняться монарху, не вникая в сущность и перекладывая ответственность за принимаемые решения, на наделенную соответствующей властью, правящую элиту, тем самым даже не осознавая конечную цель проводимой политики своего государства.

Даже такие судьбоносные события, как закат правления династии Романовых, тяжелая и затяжная Первая Мировая война, революция 1917 года, богатые на анализ поведения политических лидеров и, принятых ими решений, ощутимо сказавшиеся на политическом самочувствии общества, не смогли в полной мере дать обеспечить онтогенез становления политологии как науки в Советском Союзе [5, с.87]. Это объясняется рядом причин: социальная аномия общества, экономический кризис, назревшие психологические проблемы граждан, нежелание властного аппарата в экспертном анализе, проводимой ими политики и выявления ее положительных и отрицательных сторон, привели к стагнационной стадии развития политологии как науки, которая продолжалась в СССР на протяжении долгих лет.

Восстановление связей с продвижением политологии так же обусловилось в СССР окончанием Второй мировой войны, когда политическая наука на западе сделала большой рывок вперед и под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная Ассоциация политической науки — МАПН [1,с.63].

Следует отметить, что ряд исследователей, входящих в научное сообщество, глубоко убеждены, что теоретическая база хоть и была отечественной, а вот методика развития и прикладной характер в исследовании заимствованы были у Запада, где политическая наука уже крепко утвердилась и могла насытить практическими знаниями политический рынок, стать своего рода фундаментом для развития.

В ответ на крайности западнической фазы Россия выстраивала свою идентичность как восточная держава, опирающаяся на традиционные ценности, религиозно-этические принципы национальной традиции.

Проанализировав становление политологии в западных странах, можно сделать вывод о том, что существующий политический режим и форма правления в государстве играют решающую роль в тенденциозности и устремленности любой науки, в особенности, интерес к содержанию и целям — политологии. Российская Федерация не стала исключением, с распадом тоталитарной системы политическая наука перестала служить формальным условием режима и превратилась в важный фактор развития общества, которое, порвав с политическими институтами тоталитарного прошлого, осталось заложником его политической культуры. Русская политическая мысль обосновывала, прежде всего, приоритет интересов государства перед личностью и не была ориентирована на защиту интересов самостоятельного индивидуума.

В декабре 1960 года сознательно создается Советская академия политических наук — АПН, которая в 1961 году вошла в состав МАПН [2, с. 4]. Первым президентом АПН был избран Г. Х. Шахназаров. Целью АПН было определено содействие становлению в России эффективного правого государства и зрелого гражданского общества на основе укрепления государственности. Основной проблемой академии, по нашему мнению, явилось отсутствие достаточной профессиональной квалификации многих исследователей и преподавателей и признанных самим сообществом академических стандартов.

Воссоздание политической науки началось в постсоветский период, когда обозначился государственный заказ, и, кроме того, исчезли идеологические препятствия для освоения достижений мировой политической науки. Политика гласности, инициированная М. С. Горбачевым, должным образом повлияла на демократизацию политической науки, а характерные тому времени, заимствованные из Запада, концепции плюрализма обеспечили свободу мыслить и высказывать свое мнение открыто и честно, порой даже вступая в публичные диспуты [7, c. 30].

Ведущую роль в становлении в СССР политической науки сыграли академические институты [8, с.63]. В 1990-ые годы происходит окончательная институционализация политической науки в Российской Федерации посредством создания кафедр политологии в вузах и непосредственному преподаванию новой учебной дисциплины на факультетах. Если ранее педагогический состав формировался из бывшей советской номенклатуры, преимущественно не обладавшей глубинными политологическими знаниями и не имеющей понимания комплексной системы о представлениях и целях науки, то в 2000-ые годы XX века в Российской Федерации ситуация кардинально меняется. А превращение вчерашних историков, философов, юристов, филологов и инженеров в политологов ставит во главу угла проблему интенсивного самообразования, предполагавшего освоение ученым сообществом зарубежной классики и предоставленного ими инструментария.

Начинается активная подготовка политологического сообщества, важным условием которого явилось создание диссертационных советов и предоставление возможности практической защиты аспирантов своих кандидатских работ на соискание ученой степени в вузах [3, с. 78]. Первая кафедра политологии была открыта в 1989 г. на философском факультет ЛГУ. В том же году была образована кафедра политической социологии в рамках межфакультетского Центра социально-гуманитарного образования МГУ и кафедра политологии в Тульском пединституте, с 1991 г. — практически, во всех вузах. Произошла трансформация институтов, действовавших в рамках КПСС и отчасти — академических институтов.

Еще одно существенное препятствие в развитии политологии в России находит свое отражение в слабом развитии гражданского общества, способного к созданию условий органической модернизации, инициированных самим населением страны, а не навязанных сверху. Российский правовед, историк и философ Б. Н. Чичерин определил две первоосновы гражданского общества: индивидуальную свободу и наличие частной собственности, которую должно в, большей степени, обеспечить государство, а если быть точнее, создать все необходимые для этого условия [9, с.12]. Ко всему этому, характерной тенденцией является слабая коммуникационная составляющая граждан и власти, закрытость политической элиты к диалогу.

Таким образом, изучая предшествующие этапы исторической реальности в процессе разрешения назревших проблем в государстве, важно понимать, что состояние политических систем, связано, прежде всего, генетически. Именно 90-ые годы 20 века в РФ стали триггером для социальных катаклизм, которые оказали непоправимый урон современному состоянию общества, отразившись на его политической сфере, где власть не взаимодействует с обществом, а воздействует на него [6, с. 150].

В ходе исследования посредством системного анализа установлен ряд причин, сдерживающих процесс институционализации политологии в отечественном научном сообществе. Определены текущие проблемы, препятствующие качественному развитию институтов политических школ в современной России.

1. Батухтин А. С. Феномен риска в некоторых теориях гуманитарного знания. Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2017. Т. 6. № 3. С. 61–64.

2. Голосов Г. В. Сравнительная политология и российская политика. Сборник статей / пер. с англ. И. С. Григорьева. Санкт-Петербург, 2016. — С.4.

3. Ильин М. В. Политика как предмет изучения, состав политологии и методы основных политологических дисциплин. — М.: 1994.- С.78.

4. Пляйс Я. М. Политическая наука России в 1998 г.: Что нового? // Полис. — 1999. — № 3. — С. 175–182;

5. Сергеев К. В. Когнитивные модели и формирование религиозных институтов: античный протогностицизм // Полис. — М., 2002. — № 5. — С. 86–95

6. Титова Е. В., Лупандин В. Н. Политическое знание: сущность, свойства, границы и пределы. Среднерусский вестник общественных наук. 2019. Т. 14. № 4. С. 145–159.

7. Трансформация политологического сообщества в постсоветской России // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. — М., 1999. — № 1. — С. 23–39;

8. Федун Л. О предмете и методе политологии//Социально-политические науки. 1991. № 3.- С.63.

9. Шестопал Е. Б. Мировая политология в российском контексте // Политическая наука: Новые направления / Под ред. Гудина Р., Клингемана Х.-Д. — М., 1999. — С. 9–18.

Основные термины (генерируются автоматически): политическая наука, Россия, системный анализ, Российская Федерация, современная Россия, СССР, гражданское общество, мировая война, Российская Империя, Царская Россия.

Ключевые слова

политическая наука, трансформационные процессы, институционализация, научное сообщество, системный анализ, политические школы

В течение всей истории развития человеческого общества политика оказывала и оказывает существенное влияние на судьбы народов и стран. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью политики. Она воздействует на все сферы общественной жизни. В политике затрагиваются интересы различных социальных групп и образований, концентрируются и осмысливаются важнейшие проблемы человеческого бытия, вырабатываются способы их решения. Разобраться в сложном лабиринте политических событий - задача учёных и политиков. Но уметь осознать своё место в политической жизни общества, выработать свою позицию, своё отношение к тем или иным политическим явлениям процессам, различного рода политическим партиям и общественным движениям, предпринять усилие изменить существующий порядок к лучшему, должен стремиться каждый член общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..2
1.Возникновение политологии. Её судьба в нашей стране
1.1.История возникновения политологии как науки………………………………..3
1.2.Судьба политологии в нашей стране……………………………………………..5
2.Предмет и методы политологии
2.1.Объект и предмет политологии…………………………………………………..11
2.2.Методы и методологии политологических исследований……………………..14
3.Функции политологии в современном обществе
3.1. многообразие теорий и направлений в современной науке о политике……..18
3.2.функции политологии в современном обществе………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

политология реферат 1.docx

1.1.История возникновения политологии как науки………………………………..3

1.2.Судьба политологии в нашей стране………… …………………………………..5

2.1.Объект и предмет политологии……………………… …………………………..11

2.2.Методы и методологии политологических исследований……………………..14

3.1. многообразие теорий и направлений в современной науке о политике……..18

3.2.функции политологии в современном обществе………………………………..20

Список используемой литературы…………………………………………………… 25

В течение всей истории развития человеческого общества политика оказывала и оказывает существенное влияние на судьбы народов и стран. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью политики. Она воздействует на все сферы общественной жизни. В политике затрагиваются интересы различных социальных групп и образований, концентрируются и осмысливаются важнейшие проблемы человеческого бытия, вырабатываются способы их решения. Разобраться в сложном лабиринте политических событий - задача учёных и политиков. Но уметь осознать своё место в политической жизни общества, выработать свою позицию, своё отношение к тем или иным политическим явлениям процессам, различного рода политическим партиям и общественным движениям, предпринять усилие изменить существующий порядок к лучшему, должен стремиться каждый член общества.

На протяжении длительного исторического периода политическая наука была органично вплетена в единую ткань обыденных политических представлений, религиозных и философски-этических взглядов. Исторически первой формой осмысления политики была ее религиозно- мифологическая трактовка. Судя по сохранившимся источникам, во II—I тысячелетиях до н.э. у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического строя и сами эти представления передавались обычно в форме мифов. Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тенденция рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции, а затем и целые концепции, носящие философско- этическую форму. Тем самым закладывается основа собственно теоретических исследований политики. Этот процесс связан, прежде всего, с трудами Конфуция, Платона и Аристотеля. Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо. В работе “ Политика”, полной житейской и политической мудрости, он писал: “Желанно, разумеется, и [благо] одного человека, но прекраснее и божественней благо народа и государства. Для своих политических выводов и в частности классификации государств этот выдающийся мыслитель использовал огромный фактический материал — результаты конкретных исследований 158 городов-государств — полисов. Учитывая огромные заслуги Аристотеля в развитии политической мысли, его нередко называют родоначальником, отцом политической науки. Однако это не совсем так, поскольку становление политологии — длительный процесс, в котором соседствуют истина и заблуждение, глубокие проникновения в сущность политических явлений и поверхностные, исторически ограниченные и прямо ошибочные суждения, например утверждение Аристотеля о не политичности рабов по своей природе. Политические исследования Аристотеля, как и его предшественников, еще не выделились в самостоятельную дисциплину и были неразрывно переплетены с философскими и этическими идеями. Впоследствии политическая мысль постепенно освобождается от религиозного влияния и философско-этической формы. Так, произведения Цицерона “О республике” и “О законах” уже не содержат каких-либо общефилософских или религиозных рассуждений.

Наиболее четко размежевание политической науки, философии и этики осуществил в XVI в. Н. Макиавелли. Он выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, уподобил политические процессы природным явлениям, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал целый комплекс методов борьбы за власть. Его творчество не только ознаменовало крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку, но и способствовало сближению теории и практики, подчинению политических исследований решению реальных задач борьбы за власть и ее удержание. Свое дальнейшее развитие политическая наука получила в трудах Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, Мэдисона, Берка, Милля, Токвиля, Маркса, Энгельса, Ленина и других мыслителей.

Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины XIX в. политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. С этим связаны трудности в определении времени завершения процесса ее формирования. Некоторые ученые считают формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине XIX в. правовой школы в Германии, другие же — преимущественно американские авторы — датируют ее возникновение второй половиной XIX в. и связывают, прежде всего, с именем Френсиса Лейзера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые условия для открытия там же в 1880 г. сменившим его Джоном Берджессом высшей школы политической науки. В последующие годы в Америке создается целая сеть политологических учебных и научных институтов, что позволило учредить в 1903 г. Американскую ассоциацию политических наук, насчитывающую сегодня свыше 16 тысяч членов. В конце XIX — начале XX в. сам термин “политическая наука” получает признание и распространение и в Европе. В 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска называет свой ставший позднее классическим труд “Элементы политической науки”. Вначале XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Развитию политических исследований заметно способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, которая продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня.

Традиция преподавания политических наук в России существует с 1755 года, когда по предложению М. В. Ломоносова в структуре Московского университета была учреждена кафедра политики. С 1804 по 1835 год в составе Московского университета работал факультет нравственных и политических наук, подготавливающий специалистов в области политики и политической экономии. Затем факультет был закрыт по настоянию императора.

Возрождение политологии в современной России происходит в 1989 г. — со времени введения дисциплины в реестр специальностей вузов страны и открытия в составе Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова отделения политологии философского факультета, преобразованного в 2008 году в факультет политологии МГУ.

Глава московской школы философии права П.И. Новгородцев принял активное участие в основании конституционно-демократической партии. Его ученики внесли существенный вклад в разработку важнейших вопросов политической науки.

Так же нельзя не отметить вклад, который внесли в разработку проблем политической философии, обоснование принципов конституционализма и сравнительно исторический анализ представительных учреждений и форм демократии М.М. Ковалевский и др.

Эти и множество других фактов дают достаточные основания для вывода о том, что развитие политической мысли в России шло в том же направлении, что и на Западе. Но в отличие от западных стран, в России процесс формирования и институционализации самой политической науки в результате целой череды катаклизмов, захлестнувших страну и установления тоталитаризма оказался прерванным.

Социалистическая революция и последующие события прерывают обозначившуюся традицию развития политической науки. Формируется политология изгнания, "сохраняющая преемственность с академической политологией старой России, но пытающаяся обрести новый облик и найти новую проблематику". Идеологизация обществоведческих дисциплин в СССР практически сделала невозможным объективное и всестороннее исследование политической жизни. Но, несмотря на это, уже в 70-е гг. отечественные политологи обратились к разработке таких понятий, как "политическая система", "политическая культура", "политический процесс", "политическое лидерство и элита", "теория международных отношений", появились первые зачатки научных школ, связанные с именами Ф.М. Бурлацкого, А.А. Галкина, Г.Г. Дилигенского и Н.Н. Разумовича. В середине 70-х гг. была создана советская ассоциация политических наук. Но право на существование политология завоевала лишь в конце 80-х гг., когда процессы либерализации общественной жизни сделали ее востребованной. В 1989 г. она официально была признана академической дисциплиной, после чего начался процесс создания институтов и центров политических исследований. С 1991 г. в вузах России стали создаваться политологические кафедры и появилась новая учебная дисциплина - "Политология".

1969- советская ассоциация политических(государствоведческих наук). 25 января 1989- принятие новой номенклатуры научных специальностей, в которую были внесены политические науки. Развитие парламента, прав человека, политических партий в России происходит в форме догоняющего развития, носит разрешительный, предписанный характер.

Этапы развития политической науки в России.

1)зарождение полит. науки в царской России с конца 19 века до 1917г. - политические исследования не имели системного характера, политическая наука не была институциализированна

2)подспудное существование политической науки в СССР. 1917-1980-е - отсутствие развития из-за ненужности государственной власти. Исследования проводятся в рамках других наук.

3)институциализация политологии в современной России с 1989. До сих пор идут споры о границах предметной области политической науки.

Читайте также: