Каким образом можно защитить свидетеля кратко

Обновлено: 04.07.2024

Один из главных факторов в деле раскрытия любого преступления – показания свидетелей. Но порой люди не хотят разглашать следствию известные им факты. Одна из причин этого – страх. Человека могут запугать и заставить замолчать. Для таких случаев в России действует специальная программа защиты свидетелей. Как она работает?

В России обеспечение безопасности свидетелей происходит в соответствии с федеральным законом, принятым еще в 2004 году. До этого в нашей стране также применялись соответствующие меры в случае необходимости, однако принятый нормативно-правовой акт позволил систематизировать эту деятельность, сделал ее в целом эффективнее. Занимается этим особое подразделение в системе МВД – Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих госзащите (УОГЗ). В целом подобные мероприятия делятся на несколько категорий. Во-первых, это охрана жилья человека, дающего показания, сохранение конфиденциальности сведений о данном лице. Во-вторых, если уровень угрозы для свидетеля повышен, правоохранители могут пойти на смену места жительства гражданина, а также выдачу ему новых документов. Еще более радикальные меры – пластические операции. Но это крайняя мера, когда свидетель стоит перед реальной угрозы расправы. По данным Министерства внутренних дел, только за четыре года (с 2009 по 2013) с просьбой о госзащите обратились более 12 тысяч человек. Почти треть из них – потерпевшие, которым угрожали виновники инцидентов и связанные с ними лица. Другая треть – свидетели преступлений. При этом около восьми процентов обратившихся составили подозреваемые и обвиняемые. Они опасались давления со стороны других фигурантов следствий.

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 5)
    • Статья 1. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства
    • Статья 2. Лица, подлежащие государственной защите
    • Статья 3. Органы, обеспечивающие государственную защиту
    • Статья 4. Принципы осуществления государственной защиты
    • Статья 5. Правовая основа государственной защиты
    • Статья 6. Меры безопасности
    • Статья 7. Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица
    • Статья 8. Выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности
    • Статья 9. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице
    • Статья 10. Переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности защищаемого лица
    • Статья 11. Изменение места работы (службы) или учебы защищаемого лица
    • Статья 12. Временное помещение защищаемого лица в безопасное место
    • Статья 13. Обеспечение безопасности военнослужащего
    • Статья 14. Обеспечение безопасности защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания
    • Статья 15. Меры социальной поддержки
    • Статья 16. Основания применения мер безопасности
    • Статья 17. Основания применения мер социальной поддержки
    • Статья 18. Порядок применения мер безопасности
    • Статья 19. Порядок применения мер социальной поддержки
    • Статья 20. Отмена мер безопасности
    • Статья 21. Конфиденциальность осуществления государственной защиты
    • Статья 22. Обязательность исполнения решений об осуществлении государственной защиты
    • Статья 23. Права и обязанности защищаемых лиц
    • Статья 24. Права и обязанности органов, обеспечивающих государственную защиту
    • Статья 25. Ответственность должностного лица за нарушение требований по обеспечению государственной защиты
    • Статья 26. Ответственность за разглашение сведений о защищаемом лице и мерах безопасности
    • Статья 27. Ответственность защищаемого лица
    • Статья 28. Финансовое и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты
    • Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ
    "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"

    С изменениями и дополнениями от:

    29 декабря 2004 г., 24 июля 2007 г., 5 апреля, 28 декабря 2010 г., 30 ноября 2011 г., 21, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 4 июня 2014 г., 8 марта 2015 г., 3 июля 2016 г., 7 февраля 2017 г., 1 июля 2021 г.

    Принят Государственной Думой 31 июля 2004 года

    Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ в преамбулу к настоящему Федеральному закону внесены изменения

    Настоящий Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.

    Президент Российской Федерации

    20 августа 2004 года

    Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной защиты указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.

    Определен перечень участников уголовного судопроизводства, подлежащих государственной защите, органы, обеспечивающие государственную защиту, а также виды государственной защиты.

    Установлены права и обязанности защищаемых лиц и органов, обеспечивающих государственную защиту, а также ответственность за нарушение требований Федерального закона.

    Определен порядок финансирования и материально-технического обеспечения государственной защиты.

    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года.

    Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 г.

    Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 25 августа 2004 г. N 155-156, в "Российской газете" от 25 августа 2004 г. N 182, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 августа 2004 г. N 34 ст. 3534

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Изменения вступают в силу с 12 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 7-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

    Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 377-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 352-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

    Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 45-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    защита свидетелей

    Государственная защита свидетелей, равно, как и защита потерпевшего и других участников уголовного процесса, содействующих правосудию, является одним важнейших в системе прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве.

    Защита свидетелей. Защита потерпевшего. Правовая основа решения проблемы

    Указанные нормативные акты устанавливают систему мер государственной защиты свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства, определяют основания и порядок их применения.

    Иные лица, подлежащие защите в уголовном процессе

    Меры государственной защиты могут быть применены не только в процессе расследования уголовного дела, но и до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления, а также иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

    Государственной защите также подлежат близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на участников уголовного процесса.

    Основания для защиты свидетелей и потерпевших

    Согласно ст. 11 УПК РФ и ч. 1 ст. 16 Закона о защите основаниями для применения мер безопасности по отношению к потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с содействием уголовному судопроизводству.

    Необходимо иметь в виду, что основанием для осуществления защиты свидетелей и защиты потерпевшего являются не предположения указанных лиц о грозящей им опасности, а ставшие известными органам, принимающим решение о применении вышеперечисленных мер безопасности, сведения о реальных угрозах защищаемым лицам в связи с участием в уголовном судопроизводстве.

    Кроме того, указанные меры безопасности осуществляются в основном только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

    Защита свидетелей и потерпевших: меры безопасности

    Закон о защите свидетелей предусматривает следующие меры безопасности в отношении участников уголовного процесса (ст.6):

    В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:

    • личная охрана, охрана жилища и имущества;
    • выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
    • обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
    • переселение на другое место жительства;
    • замена документов;
    • изменение внешности;
    • изменение места работы (службы) или учебы;
    • временное помещение в безопасное место;
    • перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое (для лиц, содержащихся под стражей или находящихся в месте отбывания наказания).

    Кроме того, защита свидетелей и защита потерпевшего предполагает обязанность органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, применять меры безопасности, предусмотренные УПК РФ.

    1. В случае необходимости обеспечить защиту потерпевшего, свидетеля их представителей или близких родственников, родственников и других близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют указанные лица не приводить данные об их личности. В этом случае следователь (с согласия руководителя следственного органа) должен вынести постановление, в котором изложить причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указать псевдоним участника следственного действия и привести образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий (ч. 9 ст. 166 УПК РФ)
    2. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля либо иных участников уголовного судопроизводства, их родственников и близких лиц контроль и запись их телефонных и иных переговоров допускается по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения (ч. 2 ст.186 УПК РФ).
    3. В целях защиты потерпевшего и свидетеля, участвующих в качестве опознающих лиц в предъявлении для опознания подозреваемого или обвиняемого, данное следственное действие проводится в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего (ч. 8 ст.193). Правда, закон ничего не говорит о том, где должен при этом находиться защитник подозреваемого (обвиняемого) - там, где находится его подзащитный, или в помещении, где находится следователь и опознающее лицо. Это вопрос имеет существенное значение в плане разрешения противоречий между правом подозреваемого (обвиняемого) на защиту и правом опознающего на обеспечение его безопасности. С одной стороны, защитник указанных лиц с целью пресечения возможного нарушения требований, предъявляемых к проведению данного следственного действия, должен находиться там, где находятся следователь и опознающий. С другой стороны, в этом случае имеет место риск раскрытия сведений об опознающем лице перед защитником.
    4. Защита свидетелей предполагает также, что при необходимости обеспечения их безопасности, а также безопасности их родственников и близких лиц, суд проводит их допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства без оглашения подлинных данных о его личности (ч.5 ст.278 УПК РФ).
    5. В интересах обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их родственников или близких лиц суд может провести судебное разбирательство в закрытом судебном заседании (п.4 ч.1 ст. 241 УПК РФ).
    6. Если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их родственников или близких лиц, по ходатайству Генерального прокурора РФ (его заместителя) уголовное дело по преступлениям, предусмотренным статьями 205,205.1, 205.2, 206, 208,209, 211, 277 - 279 и 360 Уголовного кодекса РФ по решению Верховного Суда РФ может быть передано для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления (ч.4 ст.35 УПК РФ).

    Органы защиты свидетелей и потерпевших

    Законом о защите свидетелей защита свидетелей и защита потерпевшего возложена на:

    Защита свидетелей и потерпевших: порядок осуществления

    Защита потерпевшего и защита свидетелей возможна на основании письменного заявления названных лиц либо с их согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних на основании письменного заявления родителей или лиц, их заменяющих.

    О принятом решении выносится мотивированное постановление или определение (далее – постановление). Данное постановление в день его вынесения направляется в орган, которому поручается осуществить меры безопасности, для исполнения. Копия постановления направляется лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление.

    С целью его исполнения орган, осуществляющий защиту свидетелей или защиту потерпевшего, избирает необходимые меры безопасности и определяет способы их применения.

    В случае необходимости с защищаемым лицом заключается договор (в письменной форме) об условиях применения мер безопасности, о взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон.

    На постановление о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть подана жалоба в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Такая жалоба должна быть рассмотрена в течение 24 часов с момента ее подачи.

    Вместе с тем, как полагают специалисты, механизм обеспечения защиты свидетелей и потерпевших еще далек от совершенства.

    В дополнение к данным комментариям предлагаю ознакомиться с одной из интернет-конференций Свердловского областного суда о том, как работает государственная программа защиты свидетелей.

    Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:

    А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

    Приподнять завесу тайны: как засекречивают участников уголовного процесса

    Многие из нас смотрели иностранные детективы, в которых полицейские на протяжении нескольких месяцев сопровождают ценных свидетелей по делу, выдают им новые паспорта и даже придумывают легенду. Возможно ли такое на самом деле? Да, если над свидетелем или другим участником уголовного дела висит реальная угроза. О том, как это происходит на практике, читайте в материале.

    Меры защиты предоставляются тем, кто помогает в расследовании преступлений, если им при этом угрожают. Самый популярный прием – засекречивание. В этом случае следователь (дознаватель, прокурор, суд) выносит постановление о сохранении в тайне данных о личности (фамилии, имени, отчества, места и даты рождения), которое упаковывает в конверт, опечатывает и в таком виде приобщает к делу. Вскрыть конверт может только лицо, засекретившее участника процесса, и суд – для всех остальных данные должны быть недоступны.

    Основания для засекречивания

    Применение мер защиты часто вызвано страхом мести. Одним из самых известных случаев засекречивания свидетелей было дело организованной преступной группировки "Хади Такташ". Обвинение строилось лишь на показаниях киллера этой ОПГ, который в дальнейшем полностью отказался от них. Поскольку другие свидетели, опасаясь расправы со стороны оставшихся на свободе членов банды, не соглашались давать показания, следователи были вынуждены обеспечить их полную конфиденциальность. "Чтобы добиться этого, стражи порядка натягивали простыню в дверных проемах своих кабинетов, надевали на очевидцев преступлений вязаные балаклавы и наносили им на лица профессиональный грим. Несмотря на беспрецедентные меры безопасности, всех свидетелей уберечь не удалось. И в ходе следствия, и во время процесса при невыясненных обстоятельствах погибли несколько человек, дававших показания против лидера "Хади Такташ", – рассказал руководитель Уголовно-правовой практики АБ "А-ПРО" Валерий Волох.

    Засекречивание также нужно осужденным, которые оказывают помощь в расследовании преступлений. "Поскольку в среде осужденных не принято содействовать правоохранительным органам и суду, таких лиц преследуют по негласным законам тюрем, применяя к ним насилие вплоть до реальной угрозы жизни", – сообщил Волох. Еще одной причиной соблюдения конфиденциальности может являться занимаемая лицом должность. "К примеру, разглашение сведений о личности оперативного сотрудника МВД, ФСБ или иного органа, являющегося свидетелем по уголовному делу, вне всякого сомнения поставит под удар его дальнейшее участие в таких оперативно-разыскных мероприятиях, как проверочная закупка, оперативное внедрение и контролируемая поставка. Кроме того, оперативному сотруднику и сотруднику Службы внешней разведки могут угрожать представители криминального мира и зарубежные спецслужбы", – добавил Волох.

    Даже если участнику процесса действительно угрожает опасность, его засекречивание не всегда имеет смысл. "Не представляется возможным засекретить лицо на стадии возбуждения уголовного дела, так как заявление о преступлении подписывается заявителем (ч. 2–3 ст. 141 УПК)", – сообщил Юдин. Он также отметил: проблемы возникают, когда участник уголовного процесса сначала был допрошен под его настоящими анкетными данными, а после этого в его адрес стали поступать угрозы. "Как показывает практика, засекречивание потерпевших не всегда приводит к окончательной цели и бывает результативным. Оно имеет смысл, лишь когда до инцидента подсудимый и потерпевший знакомы не были. Засекречивание свидетелей более эффективно, так как их круг может быть неограничен, а сведения о каждом из них не всегда известны подсудимому", – отметил управляющий партнёр АК "Бородин и Партнёры" Сергей Бородин.


    "Засекречивание участника процесса – важный институт уголовно-процессуального права. Правоохранительные органы должны весьма ответственно относиться к соблюдению режима конфиденциальности в отношении таких лиц, ведь они зачастую передают бесценные сведения о готовящемся или совершенном преступлении, рискую собственной жизнью и жизнью своих близких".

    Валерий Волох, руководитель Уголовно-правовой практики АБ "А-ПРО"

    Порядок засекречивания

    Процессуальные действия с засекреченными лицами проводятся несколько иначе:

    • таким лицам присваивается псевдоним, впоследствии используемый во всех процессуальных документах. "Ограничений на использование псевдонимов нет, поэтому на практике участниками уголовного производства часто становятся люди с анкетными данными героев кино, актеров, музыкантов и политиков", – рассказал Малюкин. При этом личность анонима может удостоверить только судья;
    • лица, подлинные данные которых изменены, подписывают все документы новым образцом подписи;
    • допрос, очная ставка и опознание с участием засекреченных лиц проходят в условиях, исключающих визуальное наблюдение и с использованием технических средств, изменяющих голос. Например, мобильная версия системы для анонимного допроса свидетелей "Фемида" представляет собой два ноутбука, устройство для изменения голоса и веб-камеру для того, чтобы аноним мог видеть происходящее в зале, а его – нет;
    • все постановления, в которых фигурирует засекреченное лицо, оглашаются лишь частично – чтобы из содержания документа нельзя было установить личность анонима;
    • вопросы, ответы на которые могут раскрыть данные о засекреченном лице, во время допроса не задаются (а при их постановке снимаются судом). Обычно у такого лица лишь выясняется, знаком ли он с подсудимым и не испытывает ли к нему неприязненного отношения;
    • сведения, сообщенные анонимным лицом, который не может указать источник своей осведомленности (или ссылается на слухи, догадки и предположения), признаются недопустимыми доказательствами (п. 2 ч. 2 ст. 75 УПК);
    • подписку об уголовной ответственности за заведомо ложные показания или отказ от дачи показаний у засекреченного лица отбирает судья, а не секретарь судебного заседания;
    • данные о засекреченных свидетелях могут быть раскрыты только по решению суда после заявления сторонами обоснованного ходатайства (ч. 6 ст. 278 УПК).

    Когда засекречивания недостаточно, то могут применить переселение, замену документов, изменение внешности. "Активно применяется легендирование – лицу выдаются новые документы об образовании, опыте работы, предыдущем месте жительства", – рассказал адвокат АБ "Юсланд" Илья Журавков. Однако такие меры безопасности осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях в рамках закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (119-ФЗ).


    Проблемы засекречивания

    Эксперты отметили: на практике защите засекреченного лица часто мешает плохое материально-техническое обеспечение следователей и судов. "Не во всех судах есть специально оборудованные помещения и возможность обеспечить аудиосвязь между ним и залом суда. Кроме того, доставить, сопроводить и конвоировать засекреченных лиц в изоляции довольно сложно, особенно когда уголовные дела рассматриваются в судах длительное время", – уверен Журавков. "В некоторых залах судебных заседаний (особенно в регионах) нет устройства, позволяющего изменить голос, и отдельной комнаты. В связи с этим приходится идти на разнообразные ухищрения, чтобы обеспечить анонимность и не вступить в противоречие с нормами УПК. К примеру, иногда свидетелей доставляют в суд в тонированных автомобилях, с надетыми масками и балахонами, а затем допрашивают в цокольном этаже здания. При этом судья собирает вопросы в письменном виде, спускается к анониму и задает их. Затем возвращается в зал, оглашает ответы и предоставляет возможность сторонам задать дополнительные вопросы", – рассказал Волох.

    Порой проблемой становится человеческий фактор. "При передаче объемного уголовного дела от одного следователя к другому круг лиц, осведомленных об анониме, заметно расширяется, и вероятность утечки информации возрастает. Бывает, суды не желают допрашивать засекреченное лицо в связи с техническими сложностями и незаурядностью допроса и ограничиваются оглашением показаний, данных в ходе предварительного следствия", – рассказал Бородин. "Иногда судьи просто удаляют подсудимого и его защитника из зала на время допроса засекреченного лица. Я считаю, что это влияет на справедливость судебного разбирательства. Право подсудимого задать вопросы свидетелю, который дает против него показания, – важный элемент в достижении объективной истины. Тем более, что сторона защиты о показаниях такого свидетеля может узнать лишь из протокола судебного заседания", – считает старший юрист АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Андрей Тузов.

    По мнению экспертов, используемые для работы с засекреченными лицами меры не всегда обеспечивают их безопасность. "В моей практике было несколько уголовных дел экономической направленности, в которых засекречивались анкетные данные свидетелей. Но от этого правоохранительные органы не получили должного эффекта: в показаниях свидетелей содержалась информация, доступ к которой в компании был ограничен. Соответственно, всем было очевидно, кто эти свидетели", – поделилась юрист Практики уголовно-правовой защиты бизнеса Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP адвокат Анжела Гламаздина. "Почти в каждом уголовном деле, рассматриваемом с участием адвокатов нашего бюро, на стадии предварительного расследования имеется свидетель под псевдонимом. При этом следователь в ходе допроса такого свидетеля в основном выполняет лишь формальные требования, и, исходя из анализа показаний этого свидетеля, о нем можно многое понять. Еще были случаи, когда конверт с постановлением следователя об использовании псевдонима вместе с другими материалами уголовного дела предъявлялся стороне защиты для ознакомления", – рассказал управляющий партнер АБ "Коблев и партнеры" Руслан Коблев.


    "Сложность расследования и рассмотрения уголовных дел с участием лиц, данные о которых скрыты, заключается в финансировании, профессионализме сотрудников, а также больших временных затратах на производство указанных мероприятий".

    Илья Журавков, адвокат АБ "Юсланд"

    Правовое регулирование

    Все меры защиты применяются к участникам уголовного процесса либо на основании УПК, либо на основании 119-ФЗ. По УПК они длятся столько же, сколько длится расследование и рассмотрение дела; при этом применяет такие меры следователь и дознаватель по отношению к потерпевшему, его представителю, свидетелю (ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241, ч. 5 ст. 278 УПК).

    По 119-ФЗ меры защиты действуют до тех пор, пока не отпадут соответствующие основания (в том числе после постановления приговора, применения принудительных мер медицинского характера, вынесения постановления об освобождении от уголовной ответственности или наказания). При этом они распространяются на более широкий круг лиц:

    • потерпевшего;
    • свидетеля;
    • частного обвинителя;
    • подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, их защитников и законных представителей, осужденного, оправданного, а также лиц, в отношении которых уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
    • эксперта, специалиста, переводчика, понятого, а также участвующих в уголовном судопроизводстве педагога и психолога;
    • гражданского истца, гражданского ответчика;
    • законных представителей, представителей потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя (ст. 2 119-ФЗ).

    По мнению Журавкова, наряду с другими субъектами госзащиты целесообразно законодательно закрепить присяжных заседателей. Сейчас присяжные находятся под защитой судебных приставов только в здании суда.

    Иностранный опыт

    ЕСПЧ неоднократно высказывался, что засекречивание свидетелей является исключительной мерой и применяется только в случае, когда другие меры не могут обеспечить безопасность подлежащего защите лица (например, дело "Доорсон против Нидерландов" и дело "Ван Мехелен и др. против Нидерландов"). Это обусловлено требованиями Европейской Конвенции по правам человека – в ней закреплено право обвиняемого на допрос показывающих против него лиц (п. "d" ч. 3 ст. 6 Конвенции). Совет Европы даже принял рекомендацию № R (2005) "О защите свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием", согласно которой причины применения меры безопасности к участнику уголовного процесса должны быть исключительными (т. е. серьезная угроза жизни). По словам Журавкова, в Бельгии и Италии меры защиты применяются при расследовании специфических преступлений (о наркотиках, деятельности мафии, умышленных убийствах), а также преступлений, наказание за которые составляет от 5 до 20 лет лишения свободы. В Румынии засекречивание применяется только по исчерпывающему списку преступлений, в Литве – по тяжким преступлениям, в Венгрии – в отношении организованной преступности, в Словакии и Словении совершенное преступление при применении мер защиты роли не играет.


    В странах ближнего зарубежья институт засекреченных участников уголовного производства является более востребованным. "В Казахстане одной из мер безопасности лица, участвующего в уголовном процессе, является ограничение доступа к сведениям о нем. Такое ограничение очень похоже на то, что есть в России: только там анкетные данные анонима хранятся отдельно от основного производства", – рассказал Юдин. Ст. 172 УПК Республики Таджикистан предусмотрено: при наличии оснований полагать, что необходимо обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля и членов их семей, следователь вправе не приводить данные об их личности в протоколе.

    В США программа по защите свидетелей "Organized crime control act" действует уже более 40 лет и применяется во время сложных судебных процессов. По словам Волоха, засекреченного свидетеля в США могут доставить в суд на вертолете, в почтовом грузовике или рыбацкой лодке. "Однажды в целях отвлечения внимания маршалы создавали картинку, будто бы свидетеля перевозят в суд на броневике с полным конвоем, в то время как настоящий свидетель прибыл на скромном такси и зашел в здание суда через боковую дверь. Подобные меры весьма окупаемы. С момента создания программы (1970 год) в 89% случаев свидетели были защищены и дали в суде требуемые показания. В результате их свидетельств было осуждено более чем 10 000 особо опасных преступников. После принятия свидетеля в программу служба судебных маршалов создает ему новую личность и выбирает новое место жительства", – сообщил Волох.


    "Участвуя в делах с такими особенными свидетелями, защитнику нужно быть максимально внимательным, исследуя основания засекречивания и показания этих лиц. За использованием засекреченного лица может скрываться не только неполнота и недоказанность обвинения, но и фальсификация доказательств по делу".

    Читайте также: