Каким образом классифицируются по масштабу школьные и межшкольные спортивные соревнования

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация спортивных соревнований в школе

Столь значительный диапазон положительных свойств спортивных соревнований, возможностей функционального воздействия на организм школьников позволяет использовать их при решении многих педагогических задач, в том числе пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни школьников; сдачи учебных нормативов школьной программы по физической культуре, отбора перспективных учащихся для привлечения их к регулярным занятиям в спортивных секциях и кружках; выявления школьников для комплектования сборных команд классов и школы; выявления уровня физической и технической подготовленности школьников с целью совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию; сохранения должного двигательного режима школьников, обеспечивающего оптимальные условия жизнедеятельности организма и повышения уровня умственной работоспособности.

Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы. Они решают основную задачу – привлечение учеников к систематическим занятиям физической культурой и спортом, развитие массовости физкультурного движения школьников, способствуют укреплению здоровья, физическому развитию и физической подготовленности детей, сплачивают детский коллектив.

Соревнования проводятся под общим руководством директора школы. К их организации и судейству целесообразно привлекать всех педагогов школы, школьный физкультурный актив. На них полезно приглашать родителей и представителей шефствующих организаций.

В соревнования включаются виды физических упражнений, которые изучаются на уроках физкультуры, и виды спорта, по которым в школе ведётся секционная работа. Программа соревнований составляется с учётом физической подготовленности учащихся. Участию в соревнованиях любого ученика должна предшествовать соответствующая спортивная подготовка. Каждый участник должен иметь разрешение врача на выступление.

Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения и зачёт,

порядок награждения лучших участников и команд, форма заявки и сроки её представления.

Школьные соревнования проводятся в несколько этапов:

1 этап – внутри класса (проводит классный руководитель совместно с физкультурным активом);

2 этап – между классами (проводит КФК и учителя);

3 этап – между школами (управление образования и спорткомитет).

Для организации и проведения соревнований создаётся судейская коллегия, которую возглавляет главный судья. В его обязанности входит: подбор судей, распределение между ними обязанностей, контроль за подготовкой мест соревнований, составление графика (расписания) соревнований и обеспечение проведения соревнований в соответствии с положением и программой. Решения главного судьи обязательны для всех судей и участников соревнований. По окончании соревнований главный судья вместе с секретарём подводят итоги, оформляют документацию.

Секретарь соревнований принимает и проверяет заявки, готовит протоколы, проводит жеребьёвку, выдаёт нагрудные номера, подводит итоги вместе с главным судьёй. В состав судейской коллегии могут входить стартёры, судьи-секундометристы, судьи на старте и финише, контролёры, судьи на дистанции и другие (в зависимости от вида спорта).

Для подготовки и проведения соревнований надо привлекать как можно больше учащихся. Они обычно готовят места для соревнований, инвентарь, оформляют площадки и залы, судейские протоколы. Дети, не участвующие в соревнованиях, работают судьями (будучи хорошо проинструктированными, они могут производить измерения и запись результатов, подсчёт очков).

В школе проводятся командные соревнования (между командами классов, между звеньями без выявления личных результатов участников) и лично-командные (выявляются командные и личные результаты участников), которые являются наиболее распространёнными. Личные результаты определяются цифровыми показателями участников в зависимости от вида соревнований. Командные результаты определяются различными способами, из которых один обязательно указывается в положении о соревнованиях (например, по сумме занятых мест, по сумме очков и т.д.).

(команды) встречаются друг с другом.

Каждое соревнование в школе начинают с торжественной части: парада открытия соревнований, приветствия директора школы, подъёма флага. Заканчиваются соревнования построением участников, объявлением результатов соревнований и вручением наград победителям. В конце закрытия соревнований опускается флаг. На соревнованиях обязательно присутствие врача. Результаты соревнований оформляются и вывешиваются на стенде или в уголке спортивной славы.

Условиями, обеспечивающими успешное проведение внутришкольных соревнований и наибольший педагогический эффект, являются:

1. своевременное ознакомление учеников с положением и условиями проведения соревнований; красочное оформление и своевременная подготовка мест соревнований;

2. квалифицированное судейство;

3. соблюдение санитарно-гигиенических требований;

4. оперативное подведение итогов с информацией о результатах в процессе соревнований;

5. красочное оформление и своевременная подготовка мест соревнований;

6. простота проведения соревнований и системы зачёта, что позволяет привлечь к организации и судейству не только учителей, но и школьников;

7. быстротечность – длительные соревнования утомляют детей, снижают эмоциональность и интерес.

1. Аксельрод. С. Л., Организация и правила спортивных соревнований / С. Л. Аксельрод, Л. А. Борзенкова. - М. - 1957.

2. Брюнему, Э. Бегай, прыгай, метай / Э. Брюнему. - М. - 1982.

3. Букреева, Д. П. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков / Д. П. Букреева, С. А. Косилов. - М.: Педагогика, 1975. - 159 с.

4. Былеева, Л. В. Подвижные игры: учеб, пособие для студентов вузов фи-зич. культуры / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 279 с.

5. Васильева, В. В. Физиология человека / В. В. Васильева. - М.: Медицина, 1984.- 191 с.

6. Вылеев, Я. В. Подвижные игры: учеб, пособие для ин-тов физкультуры / Я. В. Вылеев. - М. - 1974.

7. Гальперин, С. И. Физиологические особенности детей: пособие для студентов пед. ин-тов / С. И. Гальперин. - М.: Просвещение, 1975. - 243 с.

8. Гандельсман, А. Б. Физическое воспитание детей школьного возраста / А. Б. Гандельсман, К. М. Смирнов. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 256 с.

9. Геллер, Е. М. Игры на переменах для школьников 1-3 классов / Е. М. Геллер. - М. - 1985.

Ковбасюк Анжелика Владимировна

Организация и проведение межклассовых и межшкольных соревнований.

ВложениеРазмер
vladimirova_elya.doc 159 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат по теме:

Ученица 11 А класса

  1. Введение……………………………………………………………. 3
  2. Организация и проведение спортивных соревнований в школе…..4

2.1 Сущность спортивных соревнований……………………………….4

2.2 Основные вопросы организации спортивных соревнований……4-6

2.3 Примерная программа соревнований команд-классов по баскетболу (5-8 классы)……………………………………………………………. 6-8

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции, но не является постоянной специальностью (профессией) человека. Это наиболее ярко выражается в детском спорте, поскольку спортивная деятельность учеников является внеучебной, не предусмотренной государственными планами и программами в качестве учебной дисциплины общеобразовательной школы и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы работы, то есть сугубо на добровольных началах.

2. Организация и проведение спортивных соревнований в школе.

2.1 Сущность спортивных соревнований.

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

2.2 Основные вопросы организации спортивных соревнований.

Функции преподавателей физической культуры и спорта, организаторов соревнований, спортивных судей и спортивных врачей, связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, различаются в зависимости от характера деятельности этих людей.

Одной из важнейших функций преподавателей физкультуры и спорта является подготовка занимающихся к участию в спортивных соревнованиях. Прежде чем допускать школьников к официальным соревнованиям, следует не только обучить их спортивной технике и тактике, определенному кругу знаний и развить необходимые двигательные качества, но и научить их соревноваться. Для этого им необходимо участвовать в прикидках, контрольных и учебных соревнованиях. Правила в них могут быть упрощены или изменены самим преподавателем. Например, уменьшается количество попыток или размеры площадки, длина дистанции, определяется победитель по качеству выполнения спортивных упражнений и т.д.

К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением спортивных соревнований, прежде всего относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется для мальчиков и девочек (если последние в них участвуют) и для каждой возрастной группы в отдельности.

Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним детей, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей. Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно. Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки учеников.

Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Другая важная мера организационно-методического характера – это составление положения о соревнованиях (см. приложение 1). В нем указывается:

4.Задачи данного соревнования.

5.Программа и порядок проведения по дням.

7.Система зачета (определения победителей)

Если соревнования носят командный или лично-командный характер, в положении указывается система определения победителей в командном зачете. В каждом отдельном случае она может быть разной. Например, в лыжных гонках командное первенство определяется по сумме времени, или сумме мест, или сумме очков, полученных так называемыми зачетными участниками.

Для участия в соревнованиях необходимо в установленные сроки подать заявку в предварительной форме, а затем в окончательной. Первая заявка содержит желание данной команды участвовать в соревнованиях. Во второй заявке приводятся данные о составе участников и некоторые другие сведения. В некоторых видах спорта в начале или в ходе соревнований по разрешению главного судьи могут быть сделаны перезаявки, т.е. вместо одного участника может быть выставлен другой и т.п. На основании поданных заявок составляются протоколы соревнований.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.

Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражнения, количество попыток и количество участников, можно определить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.

Для обслуживания спортивных соревнований в соответствии с их видом и масштабом, школа назначает врача и другой медицинский персонал.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных поступков.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья, назначаемый из числа преподавателей физической культуры одной или нескольких школ.

Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью участников (плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т.п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это – отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.

Спортивный судья должен быть прежде всего безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

2.3 Примерная программа соревнований команд-классов по баскетболу (5-8 класс).

Места команд определяются по наименьшему среднеарифметическому показателю, который выводится путем деления общей суммы времени, затраченного командой на выполнение упражнения, и штрафного времени на количество участников класса в эстафете.

ЭСТАФЕТА. Команды выстраиваются в колонны, каждая лицом к баскетбольному щиту справа от него, на расстоянии 10-15 м. По сигналу судьи направляющие ведут мяч, в 3-4 м от щита ловят его и производят бросок по корзине одной рукой от плеча после двух заключительных шагов в прыжке. Подобрав забитый или отскочивший от щита мяч, они передают его следующим игрокам своих команд и становятся в конец колонн.

За каждое непопадание мячом в корзину с использованием требуемого приема без нарушений правил игры в баскетбол команда получает по 4 штрафных секунды. За использование другого способа (бросок с места, бросок двумя руками, бросок снизу и т.п.) или нарушение правил игры в баскетбол (пробежка, двойное ведение) каждый нарушитель приносит своей команде по 8 штрафных секунд. В этом случае штраф за непопадание не плюсуется. За неучастие в эстафете каждый заявленный игрок приносит своей команде по 15 штрафных секунд.

Места команды (школы) определяются по наименьшему среднеарифметическому показателю, который выводится путем деления общей суммы затраченного командой времени на выполнение упражнения и штрафного времени на количество участвующих в эстафете.

1. ЭСТАФЕТА. Аналогична приведенной для 7 класса, но расстояние до щита, проходимое участником, -15-20 м, бросок по корзине разрешен любым способом в движении.

За каждое непопадание в корзину, команда получает по 5 штрафных секунд, за нарушение правил эстафеты или правил игры в баскетбол – 10 штрафных секунд. В этом случае штраф за непопадание не плюсуется. За неучастие в эстафете каждый заявленный игрок приносит своей команде по 20 штрафных секунд. Места команд (школы) в эстафете определяются так же, как в 6 классе.

2. СОРЕВНОВАНИЕ КОМАНД в количестве попаданий мячом в баскетбольную корзину с линии штрафного броска. Каждый участник в течение 30 секунд производит три броска способом двумя руками от груди или снизу. Попадание засчитывается при условии соблюдения правил штрафного броска.

Места команд (школы) в этом упражнении определяются по наибольшему среднеарифметическому показателю, который выводится путем деления суммы очков, набранной командой, на количество заявленных участников.

Места команд (школы) в соревнованиях определяются по наименьшей сумме мест-очков, набранной ими в двух упражнениях.

1. ЭСТАФЕТА аналогична приведенной для 7 класса, но с обводкой препятствий (3-5 предметов, расположенных на одной прямой линии) в 3м друг от друга. Расстояние от щита до линии начала 15-20м. Бросок по корзине любым способом в движении. Штраф соответственно 5, 10 и 20 секунд.

Места команд (школы) в эстафете определяются так же, как в 7 классе.

Время игры для команды определяется путем перемножения 15 секунд (или 20) на количество фактически участвующих.

Места команд (школы) в данном упражнении определяются по наибольшему количеству очков.

Места команд(школы) в соревнованиях определяются по наименьшей сумме мест-очков, набранной ими в двух упражнениях.

ПРИМЕЧАНИЕ. 1. Во втором упражнении для 7 и 8 классов подбирать мячи и передавать их следующему может специально выделенный человек. 2. В упражнении 2 для 7 класса, в зависимости от количества баскетбольных щитов и величины судейской бригады, класс команда может быть разделен на подгруппы.

Итак, в заключение следует отметить, что в школьных спортивных соревнованиях решаются те же задачи, что и в физическом воспитании в целом. Кроме того, они – действенный стимул систематических занятий спортом, способствующий развитию физической культуры и спорта в стране.

Спортивные соревнования используются для подготовки к последующим, более ответственным, соревнованиям; отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности, проверки качества и учебно-тренировочной и воспитательной работы; агитация за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.

1. Какие внешние условия влияют на уровень проявления гибкости?

— характеристика поверхности пола

2. Есть ли аэробные источники энергии (восстановления за счет потребления кислорода) основой общей выносливости?

3. Укажите внеурочную форму занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня.

4. Какова продолжительност ь физкультминутки во время общеобразователь ных уроков в школе?

5. Выполнение домашних заданий по физической культуре является одной из форм самостоятельных занятий физическими упражнениями.

6. В какой форме проводится обязательные дополнительные занятия по физической культуры с учащимися, отнесенные к специальной медицинской группе?

+ занятия по специальной программе

— массовые гимнастические выступления

7. В какой форме проходят в школе внеклассные секционные занятия по разным видам физические упражнения, если содержание этих занятий не направлено на усвоение спортивных программ разного уровня сложности?

— учебно-тренирово чные занятия (спортивная тренировка)

— лечебно-контроль ное мероприятие

— спортивно-массов ое мероприятие

+ физкультурно-озд оровительное мероприятие

9. Укажите тип урока, если большую часть времени его основной части отводится на выполнение ранее усвоенных упражнений в нестандартных условиях.

+ тренировочный урок (повторение пройденного материала)

— обучающий урок (изучение нового материала)

10. Какой из представленных документов является индивидуальным документом планирования учителя физической культуры?

— Национальная доктрина развития физической культуры и спорта

11. К какому виду планирования относится план-график учебного процесса по физическому воспитанию?

12. Что из представленного является педагогическим требованием к оценке успеваемости учеников?

13. Урок, на котором учитель физической культуры решает педагогические задачи по различным разделам (вариативных модулей) школьной программы называется …

14. Какая задача преимущественно решается в основной части урока?

— организация учащихся и эмоциональная подготовка к производительном у труду

+ специальная функциональная подготовка

— снижение функционального напряжения

15. Что снижает общую плотность урока?

— теоретическая информация на уроке

+ ожидания очереди перед выполнением упражнения

— передвижения учащихся к следующему месту занятий

16. Какой признак является внутренней реакцией организма на физическую нагрузку?

— цвет кожи лица и тела

+ частота сердечных сокращений

17. Какие уровне знаний учащихся применяют в современной общеобразователь ной школе?

— низкий, средний, повышенный, максимальный

— неудовлетворител ьное, удовлетворительн ое, хорошее, отличное

+ начальный, средний, достаточный, высокий

18. Укажите, сколько инвариантных (обязательных) модулей содержит новая учебная программа по физической культуре для учащихся 5-9 классов?

+ два модуля (общая физическая подготовка — ОФП и теоретико-методи ческие знания — ТМЗ)

— три модуля (ОФП, ТМЗ и специальная физическая подготовка — СФП)

— четыре модуля (ОФП, ТМЗ, СФП и профессионально- прикладная физическая подготовка — ППФП)

19. На какой период времени составляется план-график учебного процесса?

20. Какой вид планирования предусматривает составление рабочего плана?

21. На какой срок разработано содержание вариативных модулей в учебной программе по физической культуре для учащихся среднего школьного возраста?

22. Какой из представленных документов является руководящим для организации и проведению спортивных соревнований в школе?

+ Положения о соревнованиях

23. Какой из представленных документов является рабочим для организации и проведения спортивных соревнований в школе?

— правила соревнований по гимнастике

24. Кто возглавляет школьный коллектив физической культуры?

— учитель физической культуры

— заместитель директора по учебной работе

25. Каким образом классифицируются по масштабу школьные и межшкольные спортивные соревнования?

— личные, командные, лично-командные

— классификационны е, неклассификацион ные, закрытые, открытые

+ областные, городские, районные, школьные

26. Укажите, указывается ли в Положении о соревнованиях форма и срок подачи предварительных и итоговых заявок

27. Может ли быть подведения итогов учебно-тренирово чного процесса целью проведения спортивных соревнований?

28. К какой группе, согласно классификации видов спорта (за Матвеевым Л. П.) можно отнести большинство видов спорта?

— четвертая группа — сопоставление результатов модельно-констру кторской деятельности

+ первая группа — активная двигательная деятельность с предельным проявлением физических и психических качеств

— пятая группа — абстрактно-логич еское обыгрывание соперника

29. Коммуникативная функция является одной из общих социальных функций спорта.

30. Достижение базовой физической подготовленности в системе образования и воспитания это …

Читайте также: