Каким образом изменилась законодательная база кратко

Обновлено: 04.07.2024

О нормативных правовых актах в Российской Федерации

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет понятие, виды и формы нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Российской Федерации, устанавливает их юридическую силу и соотношение между собой, общий порядок их подготовки, оформления, экспертизы, принятия (издания), опубликования (обнародования), вступления в силу, толкования, учета и систематизации; основы реализации и мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, порядок преодоления и устранения коллизий и пробелов в правовом регулировании, ответственность в сфере правотворчества и реализации нормативных правовых актов.

Статья 2. Нормативный правовой акт и правотворчество

1. Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение.

Правовой акт или его часть, вносящий изменения в нормативный правовой акт, а также прекращающий его действие, принятый в порядке выполнения контрольных (надзорных) функций не является нормативным правовым актом.

Локальный нормативный акт, в том числе содержащий нормы права, не является нормативным правовым актом в смысле настоящего Федерального закона.

2. Правотворчество - официальная деятельность государственных органов по разработке и принятию нормативных правовых актов.

Правотворчество в Российской Федерации осуществляется на принципах конституционности, законности, научности, демократизма, социальной справедливости, планирования, прогнозирования, эффективности, системности, ресурсной обеспеченности.

Статья 3. Правовая основа правотворчества в Российской Федерации

1. Правотворчество в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, иными муниципальными нормативными правовыми актами.

2. Положения настоящего Федерального закона применяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных федеральными конституционными законами, принятыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, муниципальные нормативные правовые акты в сфере правотворчества принимаются по вопросам, не урегулированным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, муниципальный нормативный правовой акт приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

4. Если конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусматриваются особенности правотворчества в субъектах Российской Федерации, положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Регулирование законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации вопросов правотворчества в муниципальных образованиях допускается только в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Статья 4. Субъекты правотворчества

1. Правомочие по принятию (изданию) нормативных правовых актов в Российской Федерации имеют:

граждане Российской Федерации;

органы государственной власти Российской Федерации, должностные лица Российской Федерации;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица субъектов Российской Федерации;

органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

2. Граждане Российской Федерации принимают нормативные правовые акты непосредственно на референдуме Российской Федерации, а также на референдуме субъекта Российской Федерации и местном референдуме, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации участвуют в разработке, принятии (издании) нормативных правовых актов в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Иностранные граждане обладают правом на участие в принятии (издании) нормативных правовых актах в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

3. Государственные органы Российской Федерации, государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, их должностные лица (правотворческие органы) принимают (издают) нормативные правовые акты в пределах их компетенции.

Нормативный правовой акт может быть принят (издан) совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими.

4. Организации, созданные в соответствии с федеральными законами в организационно-правовой форме государственного учреждения или государственной корпорации вправе принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Глава 2. Система нормативных правовых актов

Статья 5. Понятие системы нормативных правовых актов

Система нормативных правовых актов - совокупность нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) и реализуемых в Российской Федерации, связанных отношениями соподчиненности и координации.

Система нормативных правовых актов в Российской Федерации строится на основе их различия по видам и форме, а также с учетом различных уровней государственной власти и организации местного самоуправления.

Совокупность нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов в Российской Федерации.

Статья 6. Виды и формы нормативных правовых актов

1. Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Законы регулируют наиболее значимые общественные отношения.

Законы в Российской Федерации - федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации - принимаются гражданами Российской Федерации соответственно на референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации и законодательными (представительными) органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Форма законов в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные нормативные правовые акты принимаются (издаются) на основании и во исполнение законов и не могут им противоречить.

Формы подзаконных нормативных правовых актов определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Нормативные правовые акты подразделяются на основные, производные, вспомогательные и дополнительные.

Основным является нормативный правовой акт, имеющий самостоятельное значение по отношению к другим нормативным правовым актам, а также нормативный правовой акт, которым утверждается другой нормативный правовой акт, либо нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим нормативным правовым актом.

Нормативные правовые акты, утверждаемые другими нормативными правовыми актами, являются производными нормативными правовыми актами.

Производные нормативные правовые акты принимаются (издаются) в форме правил, порядков, положений, инструкций, регламентов, а также в иной форме, установленной федеральными законами.

В форме правил принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие требования к осуществлению какой-либо деятельности (совершению каких-либо действий).

В форме порядков принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие последовательность организации и осуществления какой-либо деятельности (совершения каких-либо действий).

В форме положений принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие статус каких-либо государственных органов, органов местного самоуправления, их структурных подразделений.

В форме инструкций принимаются (издаются) нормативные правовые акты, конкретизирующие вопросы применения нормативных правовых актов.

В форме регламентов принимаются нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, их структурных подразделений.

Основной и производный нормативные правовые акты представляют собой единый нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт, изменяющий, отменяющий или разъясняющий другой нормативный правовой акт, является вспомогательным нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт, принятый (изданный) с целью конкретизации положений или установления порядка реализации основного нормативного правового акта, является дополнительным нормативным правовым актом.

3. Нормативные правовые акты подразделяются на общие и специальные.

Общие нормативные правовые акты распространяют свое действие на всех лиц, а специальные нормативные правовые акты - на определенную категорию лиц.

Статья 7. Нормативные правовые акты Российской Федерации

1. Нормативными правовыми актами Российской Федерации являются:

законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;

федеральные конституционные законы;

нормативные правовые акты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;

нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;

нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации, их должностных лиц.

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации принимаются (издаются) по предметам, отнесенным к ведению Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Федеральные законы могут приниматься в форме кодексов, уставов и технических регламентов.

В форме кодексов принимаются федеральные законы, содержащие все правовые нормы или большую часть правовых норм, регулирующих определенную сферу (отрасль) общественных отношений.

В форме уставов принимаются федеральные законы, регулирующие деятельность организаций в определенной сфере общественных отношений.

В форме технических регламентов принимаются федеральные законы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования в порядке, установленном федеральным законом.

Совокупность федеральных законов составляет федеральное законодательство.

4. Основные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации издаются в форме указов. Указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами.

5. Основные нормативные правовые акты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации принимаются в форме постановлений.

6. Основные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации издаются в форме постановлений. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

7. Основные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в форме постановлений и приказов. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

8. Нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации и организаций, их должностных лиц издаются в форме, установленной федеральными законами.

Сис­те­ма за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ пред­став­ля­ет со­бой слож­но­ор­га­ни­зо­ван­ную сис­те­му нор­ма­тив­ных ак­тов разл. ви­дов, при­ня­тых как на уров­не РФ, так и её субъ­ек­тов. Важ­ней­ший эле­мент сис­те­мы за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ – Кон­сти­ту­ция РФ 1993, уч­ре­див­шая два осн. ви­да фе­де­раль­ных за­ко­нов: фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны и фе­де­раль­ные за­ко­ны. Обе груп­пы фе­де­раль­ных за­ко­нов при­ни­ма­ют­ся как в рам­ках пред­ме­тов ис­клю­чи­тель­но­го ве­де­ния РФ, т. е. при­над­ле­жа­щих толь­ко Фе­де­ра­ции и реа­ли­зуе­мых толь­ко ею са­мо­стоя­тель­но, так и в рам­ках пред­ме­тов со­вме­ст­но­го ве­де­ния РФ и её субъ­ек­тов (ст. 71 и 72 Кон­сти­ту­ции РФ).

Для сферы делопроизводства и архивного дела акцент на цифровую экономику означает:

  • появление новых, порой необычных(непривычных) электронных объектов, выполняющих функцию документа, требующих управления и обеспечения их архивного хранения;
  • необходимость решить проблему обеспечения долговременной и постоянной сохранности электронных материалов, включая создание необходимой для этого нормативно-правовой базы;
  • появление новых инструментов управления документами (большие данные и аналитика данных, искусственный интеллект, блокчейн и распределенные реестры и т.д.);
  • превращение электронного контента в ценный деловой актив, появление новых электронных услуг;
  • усиление акцента на поддержке оперативной деловой деятельности органов государственной власти и коммерческих организаций;
  • сокращение доли создаваемых и используемых аналоговых документов (при этом, однако, их абсолютный объем может по-прежнему расти, как и доля в их составе документов длительного и постоянного срока хранения).

Происходящие перемены вместе с изменениями в деятельности системы государственного управления настолько радикальны, что встает вопрос о будущем архивной системы страны, архивной профессии и архивной науки.

В современных условиях документом становится любой объект, выполняющий функции документа – и архивисты и специалисты по управлению документами должны уметь с ним работать. Неизбежно информация будет создаваться и использоваться в новых формах и форматах. Ее нужно будет захватывать, хранить, использовать, архивировать и своевременно уничтожать.

Для архивного дела последствия могут быть следующими:

В целом перспективы на будущее в условиях цифровой экономики такие:

На этом пути предстоит решить ряд проблемных вопросов, в числе которых можно назвать следующие:

  • потребность в новых подходах к нормативно-правовому регулированию. Возможности регламентирования на уровне операций исчерпаны, и сейчас нужны высокоуровневые требования и нормы, устанавливающие, что должно быть сделано и делегирующие организациям право решать, как это лучше сделать;
  • необходимость вернуться к основным понятиям документоведческой науки, с тем, чтобы возродить архивно-документоведческую науку как инструмент поддержки реформ в государстве и обществе;
  • проблема долговременной сохранности электронных документов будет только обостряться и требовать все больше сил, средств и квалифицированных кадров. Общество должно искать экономически эффективные способы хранения и использования документальных активов;
  • проблема исполнения требований законодательства по защите персональных данных и другие проблемы правового характера, которые особенно обострятся по мере широкого распространения инновационных технологий, позволяющих собирать большие объемы данных о физических лицах, объединять и анализировать их.

Используемые в настоящий момент методы достаточно хорошо работают с бумагоподобными электронными документами, а также при медленном изменении технологии.

В отсутствие отработанных хороших практик коммерческие организации будут вынуждены экспериментировать на свой страх и риск, что неизбежно приведет к потерям, которые затем будут переложены на потребителей.

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ ХРАНЕНИЯ И УЧЕТА ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

Текущее состояние законодательно-нормативной базы в сфере хранения и учета электронных документов характеризуется рядом факторов, ключевым из которых является широкомасштабное использование информационных технологий в государственном управлении и деловой деятельности.

Можно констатировать, что – одновременно с успехами в освоении технологий – Россия завершила 100-летний цикл в плане управления делопроизводством и архивным делом и вернулась к предреволюционному состоянию ведомственной разобщенности и многоукладности.

В целом законодательство России и, что особенно важно, реальная практика работы и правоприменения вполне соответствуют мировому и европейскому уровню, а в отдельных вопросах Россия является одним из мировых лидеров.

Отечественная законодательно-нормативная база не является однородной; различные сферы и взаимоотношения регулируются по-разному, что, с одной стороны, создает неудобства, а с другой – позволяет более гибко регулировать то, к чему заинтересованные стороны готовы. Намного более либерально сейчас регулируются взаимоотношения между хозяйствующими субъектами – особенно там, где в качестве второй или третьей стороны не задействованы государственные органы и учреждения. Стороны коммерческих сделок, опираясь на положения Гражданского кодекса, имеют возможность использовать самые разнообразные технологии и экспериментировать с ними (принимая на себя соответствующие риски).

  • наличие вопросов, которые вообще не урегулированы законодательством;
  • наличие вопросов, которые урегулированы так, что соответствующие положения законодательства могут трактоваться неоднозначно;
  • запутанные вопросы, регулируемые целым рядом законов и нормативных правовых актов;
  • вопросы, по которым еще не сложилась стабильная судебная и общепринятая деловая практика.

Вопросы, которые еще не урегулированы законодательством

В настоящее время наиболее актуальной в области делопроизводства и архивного дела является проблема обеспечении долговременной сохранности пригодных к использованию электронных документов без ущерба для их юридической и доказательной силы, – для решения которой единая федеральная законодательно-нормативная база пока не сформирована.

В последнее время большой интерес со стороны как государственных органов, так и коммерческих организаций вызывает вопрос замещающего сканирования традиционных документов (с приданием электронным копиям юридической силы и последующим уничтожением оригиналов).

Вопросы, которые урегулированы законодательством недостаточно

Извлечение

из Федерального закона № 125-ФЗ[2]


Извлечение

из Федерального закона № 149-ФЗ[3]


В результате появляются неоднозначные трактовки того, какие документы являются архивными, а какие нет, что для организаций может означать существенные неоправданные расходы, а Федеральное архивное агентство ( далее –Росархив) позволяет расширять свою сферу регулирования за рамки, первоначально установленные законодателем.

Вопросы, одновременно регулируемые рядом законов и нормативных правовых актов

В ряде ситуаций многочисленность применимых нормативно-правовых норм также создает серьезные проблемы. Наиболее ярким примером в делопроизводстве может служить практика установления требований к хранению и сроков хранения документов.

В отсутствие современных актуальных Перечней архивных документов с указанием сроков хранения, государственные органы начинают устанавливать сроки хранения для различных документов и информации в законах и подзаконных нормативно-правовых актах.

Вопросы, по которым еще не сложилась стабильная судебная практика

Даже при неизменном законодательстве может кардинально меняться отношение судов и используемая ими трактовка требований законодательства, что нередко обусловлено объективными переменами в обществе и государстве, на которые суды вынуждены реагировать. Примером может послужить ситуация с государственными закупками и ведение реестра недобросовестных поставщиков. Введение законодательной нормы о заключении контрактов по электронным аукционам только в электронном виде привело к тому, что в ряде случаев, когда организации по объективным причинам не успевали подписать электронный контракт, суды подтверждали правомочность включения их в списки недобросовестных поставщиков на основании одного лишь факта неподписания контракта, не учитывая ни обстоятельств, при которых произошло нарушение, ни наличия умысла.

Спустя некоторое время, однако, суды при рассмотрении этой группы дел стали тщательно разбираться в причинах неподписания, и в случаях, когда организация доказывала наличие объективных причин, ввиду которым подписать контракт не было возможности, стали признавать включение таких организаций в списки недобросовестных поставщиков незаконным. При этом суды ссылаются на те же самые нормы законодательства, что и прежде, но принимают совершенно другие решения.

Ключевые проблемы законодательной базы в области управления документами и архивным делом

Ключевыми проблемами текущего состояния российской законодательно-нормативной базы в области управления документами и архивным делом являются:

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Изменения в законодательстве Российской Федерации прежде всего отражают изменения в экономической, политической и социальной структуре российского общества.

Одной из ключевых тенденций является все большая открытость и прозрачность как системы государственного управления, так и, отчасти, бизнеса. Одновременно прилагаются серьезные усилия по вовлечению всех слоев общества и коммерческих и некоммерческих организаций к участию в государственном управлении.

При этом, с одной стороны, прослеживается тенденция к централизации информации и усилению контроля, а с другой – стремление передать все более широкий круг полномочий и ответственности с федерального уровня на региональный и местный уровни.

Несмотря на нынешнее обострение отношений с западными странами, тенденция глобализации и гармонизации российского законодательства с законодательством западных стран по-прежнему сохраняется, и она может в будущем снова усилиться в случае снижения международной напряженности. Для России, в первую очередь, важна гармонизация с законодательством Евросоюза и стран ЕАЭС.

Глубокие перемены, которые происходят во всей структуре российского общества, непосредственно влияют на организацию работы с документами и информацией. Как деловая деятельность, так и государственное управление требуют тщательного документирования и опираются на документированную информацию, и эффективная работа с документами является необходимым условием успеха реформ, в том числе связанных с внедрением современных технологий.

В то же время современные технологии, не изменяя высокоуровневых принципов документирования, в корне меняют деловые процессы, в результате чего многие традиционные типы документов и приемы работы с ними устаревают и вытесняются в немногочисленные узкие ниши.

Ввиду того, что перемены идут непрерывно и их темпы не снижаются, основная часть практических аспектов деловой деятельности (включая деятельность, связанную с государственным управлением) становятся многоукладными в плане используемых технологий и методов работы, и, как следствие, все более сложным и менее эффективным становится пошаговое законодательно-нормативное регулирование на низком уровне, в том числе вопросов работы с документами и их архивного хранения:

  • в тех случаях, когда в нормативно-правовых актах делается попытка пошагово описать порядок работы с документами и информацией, существует серьезный риск того, что установленные нормы могут устареть еще до вступления в силу такого документа; а организации, которые обязаны данные требования исполнять, становятся заложниками мелочной регламентации;
  • чтобы нормативные документы такого рода были работоспособными, в них приходится тщательно описывать все варианты использования как бумажных, так и электронных документов;
  • нормативные документы приходится постоянно перерабатывать и вносить изменения, связанные с изменением законодательно-нормативных требований, технологий и общественных ожиданий.

В настоящее время речь, прежде всего, идет о смешанном документообороте, когда одновременно используются документы и информация разного формата на разных видах носителей. Однако при этом четко видны следующие противоположные тенденции:

Не меньше проблем в области управления документами и информацией влекут за собой нарождающиеся новые технологии (например, блокчейн), которые порой плохо вписываются в существующие законодательно-нормативные рамки. Можно ожидать, что в России решение этих проблем пойдет одновременно по двум направлениям. С одной стороны, новые технологии будут адаптироваться к существующей нормативно-правовой среде. Одновременно с этим законодательно-нормативная база будет изменяться и совершенствоваться с тем, чтобы не создавать неоправданных препятствий для использования и развития новых перспективных технологий. Такого рода процессы уже можно наблюдать в той части законодательно-нормативной базы, которая регулирует использование интернет-технологий.

В настоящее время Российская Федерация, как и другие страны мира, постепенно переходит от общества, которое в государственном управлении и деловой деятельности активно использует информационные технологии, к обществу, которое будет принципиально опираться на эти технологии. Это серьезно изменит ситуацию в областях права и управления документами.

Для того, чтобы делопроизводство и архивное дело по-прежнему отвечали потребностям общества в будущем, понадобится серьезная регулярная модернизация существующей законодательно-нормативной базы. Так, тенденцией последних лет в системе государственного управления является создание и расширение сфер применения государственных реестров и регистров, в которых создается, сохраняется и используется основная юридически значимая государственная информация, что приводит к следующим последствиям:

В Российской Федерации в настоящее время не существует единой стройной системы регулирования этих вопросов. В каждой сферы деятельности существуют свои регуляторы и свои базовые нормы в области управления документами, начиная с федеральных законов и заканчивая многочисленными ведомственными нормативными актами.

Необходимо отметить, что в коммерческой деятельности в вопросах делопроизводства существует гораздо больше свободы. Основным регулятором для коммерческих организаций является Центральный Российской Федерации (далее – Банк России), который постепенно проявляет все больший интерес к этим вопросам и активно участвует в рамках своих полномочий в решении проблемы долговременного хранения электронных документов.

Сейчас уже нереально ожидать создания стройной системы законодательно-нормативного регулирования в области делопроизводства и архивного дела, а тем более архивного хранения электронных документов, которая будет без каких-либо изменений существовать десятилетиями. Необходимо менять подходы к регулированию работы с документами, основываясь, прежде всего на высокоуровневых требованиях, описывающих цели и задачи, и предоставляя владельцам документов возможность самостоятельно определять методы и способы их исполнения.

Членами рабочей группы были подготовлены предложения по включению в законодательство:

  • возможности использования замещающего сканирования (т.е. перевода бумажных документов в электронную форму с обеспечением юридической значимости созданных электронных копий и возможности впоследствии уничтожить оригиналы);
  • использования миграции и конверсии электронных документов в новые системы и(или) форматы для обеспечения их долговременной сохранности;
  • высокоуровневые нормы, регламентирующие уничтожение документов и информации.

ВЫВОДЫ: ВСЕ ЕЩЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ

Тем, кто пережил периоды перемен конца 20-го – начала 21-го веков и, начиная с 2009 года, построения электронного правительства, порой кажется, что технические революции и реформы государственного управления и деловой деятельности – и, соответственно, перемены в законодательстве – вот-вот закончатся. Объективный анализ, однако, указывает на обратное: все еще только начинается, на подходе новая волна инновационных технологий, которая затем даст толчок следующей серии реформ в государстве и обществе. Новым поколениям уже не придется жить в условиях, когда лет 20 все оставалось более-менее неизменным, включая законодательство. Теперь самым постоянным фактором является постоянство перемен, и это надо понять и принять.

[1] Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р. Распоряжением Правительства РФ от 12.02.2019 № 195-р данное распоряжение признано утратившим силу.

[4] Порядок обработки, включая сбор и хранение, параметров биометрических персональных данных в целях идентификации (утв. приказом Минкомсвязи России от 25 июня 2018 года № 321).

[5] Порядок размещения и обновления биометрических персональных данных в единой биометрической системе ( утв. приказом Минкомсвязи России от 25 июня 2018 года № 321 ).

12 декабря в нашей стране в соответствии с указом президента отмечается День Конституции РФ. О значении Основного Закона, о том, как разрабатывались и принимались поправки в Конституцию в 2020 году рассказал председатель ЗСПК, Заслуженный юрист Российской Федерации Александр Ролик.

— Александр Иванович, здравствуйте, для начала расскажите почему именно 12 декабря мы отмечаем День Конституции?

— В этот день в 1993 году всенародным голосованием был принят Основной Закон, по которому живет наша страна уже 27 лет.

— Почему это важно?

— На Конституции строится вся федеральная и региональная законодательная база страны, все российские законы. Заложенные в ней нормы затрагивают самые разные аспекты жизни нашего общества от основ Конституционного строя, федеративного устройства, прав и свобод гражданина, деятельности Президента, Правительства, Федерального Собрания, судебной власти и прокуратуры до местного самоуправления. И не случайно такой интерес общества вызвали поправки в Конституцию, которые были внесены в этом году.

— Кстати о поправках. Внесение поправок в Конституцию стало одним из наиболее важных и ярких событий в масштабах всей страны. Только два человека представляли Дальний Восток в рабочей группе по поправкам, созданной распоряжением Президента: вы и Светлана Петровна Горячева, сенатор от Приморья. Как непосредственный участник процесса, расскажите, для чего потребовалось дополнять основной закон страны?

— Законодательство — это живой организм, оно развивается. И в советское время, на которое сейчас любят ссылаться, Конституция тоже менялась не раз. Потому что законы обязаны соответствовать времени. А значит, обязаны соответствовать времени нормы Конституции, на которых эти законы базируются.

Но я также сразу хочу обратить внимание, что изменилась не вся Конституция. Поправки внесены только в те статьи, которые входят в главы с третьей по восьмую. Эти дополнения не меняют сути Основного закона, конституционных основ нашего государства. Они лишь дополняют и развивают их.

И по большому счету основной смысл поправок был сразу обозначен Президентом России — обеспечить дальнейшее развитие нашей страны как правового социального государства, повысить эффективность деятельности институтов, укрепить роль гражданского общества, политических партий, регионов в выработке важнейших решений развития нашего государства. Это те принципы, по которым наша страна будет жить на десятилетия вперед.

Как я только что сказал, Основной закон лежит в основе всей правовой системы Российской Федерации. Закрепленные в Конституции положения должны транслироваться в федеральные и региональные законы. Правовые нормы, которые не соответствуют Конституции не могут быть приняты.

— Вы в этой истории были с самого начала, с церемонии оглашения Послания Президента Федеральному Собранию, когда впервые прозвучало предложение главы страны о внесении изменений в Основной закон. Вспомните, как все начиналось?

15 января 2020 года Президент России Владимир Владимирович Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором обозначил ряд концептуальных подходов к вопросам государственного устройства и внутренней политики, в том числе предложил конституционные поправки.

— То есть можно сказать, что приморцы тоже внесли свою лепту в работу над поправками в Основной закон и в нем учтены их предложения?

— При Законодательном Собрании был создан Экспертный совет по подготовке и рассмотрению предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации под председательством доктора юридических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ, почётного работника высшего профессионального образования РФ, Почетного юриста Приморского края Владимира Курилова. В него вошли ученые, профессиональные юристы, специалисты в области конституционного права, представители общественных организаций, ряда органов федеральной и краевой исполнительной власти, депутаты краевого парламента.

Экспертный совет аккумулировал и обсуждал все те предложения, которые поступали с мест. Кроме того, члены экспертного совета сами внесли целый ряд предложений, которые были учтены полностью или частично. И я думаю, именно высокий уровень приморской юридической школы обеспечил такую доскональную проработку предложений, поступавших из нашего края. И сегодня, пользуясь случаем, я хочу еще раз сказать слова благодарности всем членам Экспертного совета за их активную гражданскую позицию и заинтересованную, высокопрофессиональную работу.

— Думаю, что участие в президентской рабочей группе по поправкам в Конституцию стало совершенно особым этапом работы и для вас. Поделитесь впечатлениями — как это было?

И предложения на заседаниях группы звучали самые разные, бывало, и диаметрально противоположные. Мы много спорили. Как Вы знаете, несколько раз с членами рабочей группы встречался Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. И докладывать ему предложения было очень ответственно.

Как я уже отмечал, мы встречались на самых разных площадках с гражданами. И вопросы люди задавали тоже самые разные, подчас очень острые. Поэтому поправки перед их принятием Государственной Думой прошли действительно всестороннее обсуждение.

— Поэтому и поддержаны были на голосовании в масштабах всей страны?

— Я не зря обратил ваше внимание, что поправки касались самых разных сфер жизни российского государства и общества. И большой пласт поправок затрагивал именно социальные вопросы. В полной мере их актуальность раскрылась уже сейчас, когда наша страна, также как и весь мир столкнулась с пандемией коронавируса и его последствиями для экономики. Минимальный размер оплаты труда, равный прожиточному минимуму, обязательная индексация пенсий, социальное партнёрство, поддержка бизнеса — именно в таких кризисных ситуациях, как сейчас, эти гарантии раскрываются в полной мере.

Именно люди сказали свое решающее слово во время общероссийского голосования по поправкам, которое состоялось 1 июля. Как отметил Президент нашей страны на встрече с участниками рабочей группы, которая прошла уже после голосования, поправки вступают в силу по воле народа, граждан нашей страны.

Результаты голосования показали высокий уровень консолидации общества по ключевым вопросам, имеющим общенациональное значение. Эти приоритеты и ценности, конечно же, должны быть реализованы в конкретных делах, в том числе в бюджетах всех уровней, в госпрограммах и нацпроектах, а также в качественном развитии законодательной базы, как федеральной, так и региональной.

Поправки в Конституцию на государственном уровне закрепили новые тенденции в области социальной политики.

Мы уже сейчас видим, какие комплексные разносторонние меры поддержки семей с детьми, социально незащищенных категорий граждан, стимулирования занятости населения, предпринимаются государством. Выплаты на детей, больничные на период самоизоляции для старшего поколения, отсрочки по налоговым и страховым платежам для наиболее пострадавших отраслей экономики, чтобы обеспечить сохранение рабочих мест, — все это применяется и на правительственном, и на региональном уровне.

В Приморском крае эта работа проводится депутатским корпусом в тесном взаимодействии с губернатором Олегом Николаевичем Кожемяко и Председателем Правительства Приморья Верой Георгиевой Щербиной. По инициативе главы Приморья в самые сжатые сроки приняты краевые законы, дополняющие федеральные меры поддержки, направленные на обеспечение социально-экономического развития края, поддержку жителей, нуждающихся в социальной защите. Актуальность таких решений особенно ярко проявилась в период действия режима повышенной готовности, введенного в связи с распространением коронавируса. В настоящее время депутаты ЗС ПК вместе с Правительством Приморья также ведут активную работу над главным финансовым документом края на ближайшие три года. И мы уже видим, что краевой бюджет сохраняет свою социальную направленность. На наиболее значимые социальные сферы финансирование будет увеличено. Все принятые важные социальные законы, направленные на поддержку населения, на улучшение качества жизни приморцев, принятые по инициативе губернатора Приморского края, финансово обеспечены. Предусмотрены финансовые средства на индексацию мер социальной поддержки, которая установлена в Конституции РФ. Учтено также повышение МРОТ с 1 января 2021 года.

— Поправки в Конституцию приняты — что дальше. Как это отразилось на работе парламента Приморья и жизни приморцев?

— Президент России Владимир Владимирович Путин на встрече с членами рабочей группы, которая прошла уже после голосования, особо подчеркнул, что каждая норма, включённая в Основной закон, означает действие.

Для нас, региональных законодателей — этот тезис прямое указание главы государства о необходимости активных шагов по приведению действующей нормативной правовой базы федерального, регионального и местного уровней в соответствие с внесенными в Конституцию поправками. В настоящее время на основе обновленной Конституции идет качественное развитие всей законодательной базы страны. Я еще раз акцентирую — это касается как федеральных, так и краевых законов по таким ключевым направлениям как социальная сфера, здравоохранение, наука и культура, единая система публичной власти, оборона и неприкосновенность территории, защита прав собственности, развитие предпринимательства, частных инициатив, коммерческого сектора, институтов гражданского общества.

Не случайно по предложению Президента работа группы по поправкам в Конституцию была продолжена уже после принятия поправок, а ее усилия сосредоточены на мониторинге всех этапов и аспектов процесса правотворческой деятельности по обновлению законодательной базы.

В настоящее время Госдумой приняты законы о Госсовете РФ, об ответственности за отчуждение территорий РФ, о приоритете Конституции над решениями международных организаций и судов. Также в первом чтении принят проект федерального закона о молодежной политике в РФ, предложение о необходимости скорейшего принятия которого мною озвучены на заседании Президиума Совета Законодателей Российской Федерации и поддержаны председателем Совета Федерации Валентиной Ивановной Матвиенко.

Совсем недавно, в конце ноября Президент России также внес в Госдуму еще один очень важный на мой взгляд законопроект, подготовленный на основе поправок — о запрете госслужащим иметь второе гражданство.

— И краевые законы будут меняться?

— И в завершение, какие слова вы хотели бы адресовать жителям нашего края в этот день?

— Я хотел бы поздравить всех приморцев с Днем Конституции Российской Федерации — праздником, который еще раз подтверждает незыблемость нашего государства, незыблемость того, что Россия всегда была, есть и будет сильной, независимой, суверенной страной. Ее историю своим каждодневным трудом создаем все мы, граждане нашей страны.

Поэтому искренние желаю всем жителям Приморского края крепкого здоровья, мира, благополучия, успехов в труде и всего самого доброго.

Читайте также: